Профессиональное сообщество
www.idmz.ru 2009, №5
РАБОЧАЯ ГРУППА РАМН ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
41 В здании Президиума РАМН 18 июня 2009 года под председательством ijbS заведующего кафедрой медицинской информатики и управления при / Президиуме РАМН, чл.-корр. РАМН, д.м.н. Д.Д. Венедиктова и директора МИАЦ РАМН, д.м.н., проф. П.П. Кузнецова состоялось 37-е заседание Рабочей группы РАМН по информатизации здравоохранения.
Был заслушан доклад заместителя председателя Правления Пенсионного фонда РФ, д.э.н., профессора Анатолия Петровича Колесника. Видеозапись выступления и презентация доклада опубликованы на сайте Медицинского информационно-аналитического центра РАМН (www.mcramn.ru).
В своем докладе «О принципах развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда России (ПФР) и обеспечении ею основных функций ПФР» А.П. Колесник рассказал о том, что сегодня автоматизированная информационная система сбора, хранения и обработки персонифицированных данных в Пенсионном фонде России (ПФР) является одной из самых мощных и развитых в социальной сфере. Справиться с обработкой более чем 90 млн. документов в год, поступающих почти от 2,5 млн. страхователей (по состоянию на март 2009 года), и эффективно решать стоящие перед ПФР задачи без организации системы юридически значимого электронного документооборота было бы просто невозможно.
Общий объем БД ПФР составляет 3 террабайта информации, 99,7% которой обращается в электронном виде. Эти информационные ресурсы распределены по субъектам РФ. На федеральном уровне имеется метабаза данных (рис. 1).
Информация базы персонифицированного учета используется прежде всего для назначения, перерасчета пенсий, конвертации пенсионных прав граждан. Четкое выполнение этих функций имеет огромное социальное значение, поэтому задача обеспечения достоверности информации была поставлена перед разработчиками АИС ПФР как главная. АИС ПФ — это человеко-машинная система обработки данных, то есть человек проверяет все отчеты системы.
Второй важнейшей функцией системы является рассылка извещений застрахованным лицам о состоянии индивидуаль-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 65 ■
Профессиональное сообщество
1 и информационные
технологии
УПФР
Рис. 1. Архитектура сети СПУ
ных лицевых счетов, так называемых «писем счастья». Это уникальная процедура. Объемы информирования составляют 65 млн. писем, рассылаемых через Почту России. Основная задача — показать, что, если работодатель не платит взносы в ПФ, это нарушает права трудящихся.
Третьей функцией системы является анализ статистических данных для подготовки проектов бюджета ПФР и для актуарных расчетов. Например, на ПФ было возложено информационное сопровождение выполнения 122ФЗ, который потребовал взаимосвязи различных социальных служб. «Можем строить статистику по занятости населения, по числу вступивших в программу софинансирования».
Четвертая функция — информационный обмен с
застрахованным лицом в электронной форме (рис. 2). В качестве обратной связи в 2008 году получено 19 тыс. обращений с вопросами, вызванными содержанием извещений застрахованным лицам о состоянии индивидуальных лицевых счетов.
Среди основных принципов развития АИС ПФР докладчик выделил следующие:
• Принцип единого защищенного информационного пространства
Более 100 тыс. специалистов, работающих в 2,5 тыс. офисах ПФ, в каждом из которых есть локальная сеть, имеют доступ к системе. Работники районного звена обращаются в региональные хранилища данных, а региональные — в федеральные. Социальная чувствительность пенсионной системы предполагает стабильную круглосу-
точную систему. Для наиболее ответственных частей сделана резервная система.
В 1995 году была создана Служба защиты информации с санкционированным доступом. «Мы работает в контакте с силовыми службами. Вы не найдете БД ПРФ на Митинском рынке».
• Принцип методологического, технического, общесистемного и информационного единства
Пенсионная система — федеральная система, что предполагает обеспечение одних и тех же типовых решений. «Мы стараемся найти технологически общее решение для всех партнеров».
• Соблюдение законодательства о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных
• Принцип обеспечения надежности и ремонтопригодности системы, использование нескольких платформ
• Принцип экономичности создания и функционирования системы
«Бюджетные ограничения и здравый смысл требуют экономного использования ресурсов».
• Принцип однократного ввода и многоразового использования информации в системе ПФР
«Имея такое персональное хранилище данных на всех жителей страны, кроме детей, мы для каждого граж-
66 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Профессиональное сообщество
www.idmz.ru 2009, №5
данина открыли индивидуальный лицевой счет — СНИЛС как основной идентификатор граждан в реализации социальных задач и программ в Российской Федерации. АИС реализует новые законодательные нормы. Перерасчет пенсии происходит ежегодно. В законе было написано, что это делается по заявлению гражданина. Нам приходилось принимать по 6,5 млн. человек ежегодно. В этом году впервые будет произведен расчет автоматически».
Далее А.П. Колесник ответил на вопросы участников заседания.
Д.Д. Венедиктов: В ПФР — персонифицированный учет, в МВД — персонифицированный учет, в налоговой службе — персонифицированный учет. Может быть, есть смысл иметь единое хранилище персонифицированных данных?
А.П. Колесник: Это философский вопрос. В Германии делается все для того, чтобы не было единого хранилища персонифицированных данных, а в США — наоборот. Лично я против сосредоточения всех данных, но за принцип одного идентификатора.
М.М. Эльянов: В медицинских системах одним из самых больших тор-
Страхо- Террито- риальный ИЦПУ ТКПиР
ватели орган ПФР ЧИР
ИС обработка ИС подготовка
массивов
расылки 1 доставка
Застрахованные лица Отделения СВЯЗИ
печать и рассылка извещений
Почта
России
запрос-ответ
запрос-ответ отчетность отчет
Рис. 2. Схема работ по информированию застрахованных лиц
мозов является разработка идентификаторов. Чтобы Вы предложили: создавать новый универсальный идентификатор или взять за основу, например, Ваш СНИЛС?
А.К.: Когда я пришел в ПФ, мы изучали зарубежный опыт и принципы разработки идентификаторов, в частности, Германии. Результата этого изучения не было никакого. Поэтому разработали свою систему, которая обеспечивает в соответствии с законом, что СНИЛС является уникальным кодом. Система идентификации — серьезная человеко-машинная система. Создавать такую вторую систему будет бесхозяйственно. Для ее поддержания в ПФР работает круглосуточно специальная служба. Случаи бывают удивительные. Например, в Мос-
кве есть близнецы с одинаковыми полными именами.
М.М. Эльянов: Вы храните все изменения по персональным данным?
А.К.: Система устроена так, что все данные, которые в нее попадают, это только те данные, которые содержатся в документах.
А.П. Столбов: Сейчас рассматривается проект закона об ОМС. ОМС будет переходить на СНИЛС?
А.К.: Мы взаимодействуем с ФОМС с 2005 года по регистру лиц, имеющих право на льготное обеспечение ЛС, и единым идентификатором выступает СНИЛС — так что это уже работает. Я не вижу никаких проблем с нашей стороны. Это нужно делать вместе с регистрацией людей по факту рождения.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 67 ■
технологии
Профессиональное сообщество
А.П. Столбов: Насколько Вы готовы к реализации законопроекта о переходе на страховые взносы и отказе от ЕСН?
А.К.: Приведу два факта. На сегодня недоимка в ПФР составляет порядка 58 млрд. рублей. Рассинхронизация финансовых потоков (поступлений и выплат) постоянно присутствует — сумма неразнесенных взносов составляет около 1 млрд. рублей в год. Мы публикуем перечень неплательщиков, это нарушение прав граждан. Если мы будем получать одновременно и взносы, и отчеты, у нас будет больше возможности через закон влиять на процесс. ПФ смирился с мыслью, что нам придется регистрировать страховые взносы. У нас есть соответствующие технологические разработки.
М.А. Шифрин: Не плани рует ли ПРФ вводить он
лайновый сервис вместо «писем счастья»?
А.К.: Есть проект «Сириус», который предусматривает информирование страхователей через терминальные сети других организаций, например, через банки. Владельцы пластиковых карт при обращении в банкомат видят иконку «ПФ» и предложение получить информацию о состоянии своего ЛС в ПФ? Портал ПФ формирует ответ на этот вопрос.
М.А. Шифрин: Во многих организациях стоят системы бухучета, чтобы вводить в Вашу систему. Есть ли у Вас типовые интерфейсы?
А.К.: Мы еще не решили этот вопрос. Я надеялся это сделать, когда мы получили 156ФЗ, но нужно решение Минфина. Пока цельной типовой системы нет.
П.П. Кузнецов: Как Вы видите перспективы развития социальной карты и как она сможет объединить 10 систем персонифицированного учета, существующие в РФ?
А.К.: Мы выработали свой подход к использованию социальной карты. Социальная карта удобна для получения гражданином своих персонифицированных данных, как в проекте «Сириус». Она должна удовлетворять требованиям безопасности и быть сертифицирована ФСБ. Карта — это средство доступа и не более. Не уверен, что в социальной карте нужно обеспечивать совмещение всех систем персонифицированного учета.
Каждая система в каждой отрасли должна развиваться автономно.
Социальная карта может использовать СНИЛС, если под ним будут храниться данные ФСС и МЗ СР РФ.
Участники заседания поблагодарили А.П. Колесника за интересный и содержательный
доклад и ответы на вопросы.
68