Научная статья на тему 'Р. Волин этико-политический подтекст постмодернизма'

Р. Волин этико-политический подтекст постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
21
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

Wolin R. The ethical-political implications of postmodernism // Dialogue and universalism. Warsaw, 1996. Vol. 6, N 3. P. 37-41. Автор реферата И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р. Волин этико-политический подтекст постмодернизма»

Р.Волин

Этико-политический подтекст постмодернизма

Ричард Волин напоминает, что доминирующей темой конца Х1Х в. была «усталость мира» (Weltschmerz), отчего декадентские движения стали профилирующими в художественной и литературной середе. Благодаря философии Ф.Ницше нигилизм оказался едва ли не официальной философией европейской интеллигенции. Знаменитая формула Ницше гласила, что нигилизм означает обесценивание наивысших ценностей, что на вопрос «почему?» ответа нет.

Экзистенциализм появился именно как ответ на исчезновение всех и всяческих иллюзий. «Философия жизни», выдвигавшая в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи, истолковывала жизнь как некую космическую силу - «жизненный порыв». Анри Бергсон приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще. Сущность «жизненного порыва» для Бергсона - в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм. Для Бергсона творчество -рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы. Наибольшего влияния «философия жизни» достигла в первой четверти ХХ в. Именно ее и сменил экзистенциализм.

Во второй половине ХХ в. на Западе появилось новое философское веяние - «культурпессимизм», выражавший моральный кризис западных демократий, потерю веры в то, что политики и политический процесс способны вывести мир из тупика. Немецкие философы назвали этот феномен «перенасыщенностью политикой» (Politikverdrossenheit). Стали поговаривать о «конце истории» (с.38). Мировые войны, тоталитаризм, загрязнение окружающей среды, ядерная угроза - все это сделало страхи и заботы Х1 Х в. ничтожными и смешными.

Появившаяся в конце ХХ в. приставка «пост» - постмодернизм, постструктурализм, посткритический, постколониальный и т.д. - для современных интеллектуалов не является просто описательной. Она содержит надежду на то, что мы преодолеем крушение чаяний современ-

* Wolin R. The ethical-political implications of postmodernism // Dialogue and universalism. - Warsaw, 1996. - Vol. 6, N 3. - P. 37-41.

ности и сможем «начать все с самого начала», по словам Мартина Хайдеггера (с. 38).

Постмодернизм означает, что мы перестали подходить к модернизму некритически и достаточно наивно. Человечество осознало, что не существует автоматических процессов, которые могут привести к улучшению жизни, что пуск истории на самотек ведет к катастрофе. Идеологический постмодернизм появился на Западе на протяжении двух последних десятилетий ХХ в. в интерпретации его французских теоретиков менталитета - специфического способа мировосприятия, мироощущения и этической оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. «Логоцентризм» Деррида и «симулякр» Бодрийяра пронизывают культурную сферу пост-структуралистских идей, комплекс которых развивается в сторону осознания их как философии постмодернизма. Как писал Ю.Хабермас, постмодернизм «охватывает фундаментальный опыт эстетической современности и таким образом выворачивает наизнанку современный мир» (цит. по: с.39).

Сосредоточенность на поверхности, отчуждение, отстранение -таковы познавательные знаки модернизма. Что касается постмодернистской культуры, то она амбивалентна. Здесь и ирония, и глубочайший антиисторизм, и деконтекстуализация, и отсутствие глубины, и пристрастие к легкомысленному цитированию, к преувеличению. и симулякрам (с.41).

И. Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.