Научная статья на тему 'Жак деррида как основатель теории деконструктивизма'

Жак деррида как основатель теории деконструктивизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5149
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЖАК ДЕРРИДА / ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ / ПОСТМОДЕРН / MODERN PHILOSOPHY / JACQUES DERRIDA / DECONSTRUCTIVISM / POSTMODERN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агабекова Ульвия Ризван

В статье рассматривается творчество Дерриды; в основном затрагиваются философские вопросы (разум, бытие, время и проч.), в том числе язык, литература, политика и другие вопросы. Впоследствии больше внимания он стал уделять этико-политической проблематике. На протяжении всей своей творческой деятельности вел борьбу с евроцентризмом. Деррида занимался вопросами современной философии, в своем произведении «Комментарии к произведению Гуссерля «Основания геометрии» в основном касался лингво-семиотических проблем. В своем произведении «Грамматология» он пытался совместить философию и лингвистику. В основе философских идей Дерриды стояло понятие «метафизичности» и критика европейской культуры. В статье рассматривается сходство между идеями Дерриды и онтологией Хайдеггера. Хайдеггер считал метафизичность сознания человека проявлением дискурса окружающего мира, общества. Он пытался опровергнуть понимание времени Аристотелем, а в современном периоде Гегелем и Бергсоном. Деррида же подчеркивал, что для преодоления метафизичности европейской философии нужно обратиться к самой сути метафизичности. С этой целью он пишет работу «Грамматология», где анализируются вопросы феноменологии и экзистенциализма. Он пришел к выводу о том, что невозможно отделить традиционную европейскую культуру от системы ценностей античного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JACQUES DERRIDA AS THE FOUNDER OF DECONSTRUCTIVISM

In his works, Derrida mainly touches upon the philosophical issues (mind, being, time, etc.), including language, literature, politics and other issues. Subsequently, he began to pay more attention to ethical and political issues. Throughout his creative activity he fought against the eurocentrism. Derrida dealt with the issues of modern philosophy, and in his work of "Comments on Husserl''s «Foundations of geometry» concentrated mainly on linguistic and semiotic problems. He tried to combine philosophy and linguistics in his work "Grammatology". The concept of "metaphysics" and critique of European culture stood at the heart of Derrida''s philosophical ideas. This article examines the similarity between the ideas of Derrida and the ontology of Heidegger. Heidegger considered the metaphysics of a person''s consciousness to be a manifestation of the discourse of the surrounding world, society. He tried to refute the understanding of time by Aristotle, and Hegel and Bergson in the modern period. Derrida stressed that in order to overcome the metaphysics of the European philosophy, one must turn to the very essence of metaphysics. To this end, he wrote "Grammatology", where questions of phenomenology and existentialism were analyzed. He came to the conclusion that it was impossible to separate the traditional European culture from the system of values of the ancient period.

Текст научной работы на тему «Жак деррида как основатель теории деконструктивизма»

философски науки

Агабекова Ульвия Ризван кызы ЖАК ДЕРРИДА КАК ОСНОВАТЕЛЬ ...

UDC 1 (44) (091) 6209

ЖАК ДЕРРИДА КАК ОСНОВАТЕЛЬ ТЕОРИИ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА

© 2018

Агабекова Ульвия Ризван кызы, кандидат философских наук, кафедра истории философии и культурологи Бакинский государственный университет (1148, Баку, Азербайджан, ул. З.Халилова, 23, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается творчество Дерриды; в основном затрагиваются философские вопросы (разум, бытие, время и проч.), в том числе язык, литература, политика и другие вопросы. Впоследствии больше внимания он стал уделять этико-политической проблематике. На протяжении всей своей творческой деятельности вел борьбу с евроцентризмом. Деррида занимался вопросами современной философии, в своем произведении «Комментарии к произведению Гуссерля «Основания геометрии» в основном касался лингво-семиотических проблем. В своем произведении «Грамматология» он пытался совместить философию и лингвистику. В основе философских идей Дерриды стояло понятие «метафизичности» и критика европейской культуры. В статье рассматривается сходство между идеями Дерриды и онтологией Хайдеггера. Хайдеггер считал метафизичность сознания человека проявлением дискурса окружающего мира, общества. Он пытался опровергнуть понимание времени Аристотелем, а в современном периоде - Гегелем и Бергсоном. Деррида же подчеркивал, что для преодоления метафизичности европейской философии нужно обратиться к самой сути метафизичности. С этой целью он пишет работу «Грамматология», где анализируются вопросы феноменологии и экзистенциализма. Он пришел к выводу о том, что невозможно отделить традиционную европейскую культуру от системы ценностей античного периода.

Ключевые слова: современная философия, Жак Деррида, деконструктивизм, постмодерн.

JACQUES DERRIDA AS THE FOUNDER OF DECONSTRUCTIVISM

© 2018

Agabeyova Ulviya Rizvan, Candidate of Philosophy, Department of History of Philosophy and Culturology Baku State University (1148, Baku, Azerbaijan, Z.Khalilov street, 23, e-mail: [email protected])

Abstract. In his works, Derrida mainly touches upon the philosophical issues (mind, being, time, etc.), including language, literature, politics and other issues. Subsequently, he began to pay more attention to ethical and political issues. Throughout his creative activity he fought against the eurocentrism. Derrida dealt with the issues of modern philosophy, and in his work of "Comments on Husserl's «Foundations of geometry» concentrated mainly on linguistic and semiotic problems. He tried to combine philosophy and linguistics in his work "Grammatology". The concept of "metaphysics" and critique of European culture stood at the heart of Derrida's philosophical ideas. This article examines the similarity between the ideas of Derrida and the ontology of Heidegger. Heidegger considered the metaphysics of a person's consciousness to be a manifestation of the discourse of the surrounding world, society. He tried to refute the understanding of time by Aristotle, and Hegel and Bergson in the modern period. Derrida stressed that in order to overcome the metaphysics of the European philosophy, one must turn to the very essence of metaphysics. To this end, he wrote "Grammatology", where questions of phenomenology and existentialism were analyzed. He came to the conclusion that it was impossible to separate the traditional European culture from the system of values of the ancient period.

Keywords: modern philosophy, Jacques Derrida, deconstructivism, post-modern.

Введение. Двадцатый век, смешанный и противоречивый, оказал свое влияние на многие сферы социальной жизни, в том числе и на философию. В этот период философия утратила свое первоначальное значение, поменяв свое направление. Некоторые мыслители призывают использовать понятие философии в новом аспекте, в новых оттенках, стремясь заменить многие понятия новыми.

Было бы к месту вспомнить здесь французского исследователя, мыслителя Жака Дерриду. Он, как создатель теории деконструктивизма, постарался сделать в философии поворот. При этом подверг философию резкой критике, призывая заменить ее «грамматологией». Деррида, родившийся в 1930 году в Алжире, в еврейской семье, переехал в 22 года в Париж и, в отличие от мусульман Алжира, получил французское гражданство. Там же он поступил в университет [1]. Во Франции он учился у М.Фуко, был близко знаком с философией Жана Жака Руссо, Ницше, Камю, свою философскую деятельность он начал под влиянием идей Бергсона и Сартра [2]. В данной исследовательской работе нас привлекли идеи основателя постмодернизма Ж.Дерриды, порожденные идеологической борьбой ХХ века, в частности, принципы его теории, основные идеи, и т.д.

Основная часть. Жак Деррида считался одним из самых влиятельных философов конца XX столетия. Он опроверг англо-американскую версию аналитической философии, дал критику европейской философии на основании деконструктивного подхода, вел с ней борьбу.

Французский философ, постструктуралист Деррида, так же, как Ролан Барт, считал лингвистику основой всех гуманитарных наук. Деррида, основываясь на лингви-

стической философии, анализировал слова при помощи аналитического метода, а то что он получал при помощи этого метода, называл теорией деконструктивизма.

Деконструкция Жака Дерриды ударила по западной философской мысли. Согласно Дерриде, западная философия основывается на «логоцентризме», который составляет суть разума и логики, и это создает противоречия между этими двумя понятиями: например, на разум-форма, сущность-случайность, серьезное-несерьезное, трансцендентальное-эмпирическое, и др. Первые определения интерпретируются как производные от первичных понятий, вторичные - как производные от первых слов.

Характерной стороной творчества Дерриды является то, что он назвал свою философию грамматологией. Это наука о письменной культуре. В основе теоретической базы Дерриды лежит видение разницы между философией и грамматикой.

В своей грамматологии автор обсудил проблему речи и письма. Он отмечал, что мыслители воспринимали речь как естественную форму языка, а письмо, как заменитель живой речи, в то же время забывали говорить об основных особенностях языка.

У Дерриды письменная речь стоит превыше живой. Ведь как философия, так и другие гуманитарные науки применимы лишь в случае их письменного изложения. Деррида считал, что для освоения каждого предмета и его познания следует, прежде всего, определить его взаимосвязь с другими предметами, их суть. Лишь в таком случае можно будет осознать этот предмет в другом контексте.

Отделение друг от друга в XVIII веке зарождавших-

Agabeyova Ulviya Rizvan

JACQUES DERRIDA AS THE FOUNDER ..

philosophical sciences

ся сфер науки, нравственности и искусства легло, как социальный процесс, в основу проекта модернизма, в котором лидировали идеи Канта. В проект модернизма входит также и разделение веры и разума. С другой стороны, П.Ж.Прудон радикально критиковал модернизм за то, что технологическое развитие привело к превращению людей в машин, Маркс - за то, что технологическое развитие привело к отчуждению человека от общества, росту общественных противоречий, ускорению противостояния [10, с.98].

Образовались «представления на основе поисков других вариантов развития, в отличие от приевшихся рациональных оснований и функционального устройства, в особенности это было характерно для развитых стран», что создало фундамент для формирования постмодернизма. Наконец, причиной появления постмодернизма стало и то, что люди перестали доверять всем системам мышления и их принципам. На это оказало значительное влияние катастрофы и разрушения, пережитые миром до Второй Мировой войны. Постмодернизм, раз сформировавшись, привлек внимание многих мастеров слова и исследователей. С 1980-х годов это стало повседневной, самой обсуждаемой проблемой [11, с.1].

Говоря о постмодернизме, следует отметить, что люди после двух мировых войн были уставшими и потерянными, в упадке сил. В итоге условий, созданных духом модернизма, многие люди пали жертвами войны. После этой катастрофы модернизм прошел критический период, с 1945-го года возник постмодернизм, который стал развиваться усиленными темпами во Франции. Уже в 70-х годах это течение в качестве тренда стало использоваться каждым, кто о нем знал. С начала 1980-х годов в литературе, а также в философии появилось понятие постмодернизма. Параллельно с развитием постмодернизма стал более усиленно критиковаться модернизм. Постмодернизм, как стиль жизни, внедрялся во все. В постмодернизме, как и в модернизме утверждалось, что у разума нет одного пути, их столько, сколько и самих людей [9, с.2288, 2289].

Понятие постмодернизма, из-за определенных недостатков в предмете обсуждения носит несколько смешанный характер, отягощен различными философскими смыслами, под влиянием свойственных современной культуре нигилизму и сарказму переполнен крайней степенью ограниченными высказываниями [10, с.6].

В переводе с английского языка постмодернизм переводится как «после современного». Вместе с тем это настолько запутанное понятие, что вокруг него еще не стихли дебаты, нет единого мнения о сущности и содержании данной категории [11, с.1].

В то же время не совсем верно будет конкретно стремиться выразить природу постмодернизма. В целом постмодернизм - это широкая сфера, включающая в себя все, начиная от понятия эстетики и его измерения до управления обществом и его развитием, вплоть до теоретического анализа проблем общества и философии науки - все это обсуждается и анализируется на новой основе, и потому трудно анализировать или дать общую оценку. Природа постмодернизма не имеет левизны или правизны, именно поэтому те, кто его привлекают, обычно не привязываются к определенной политической идеологии. Вместе с тем это нельзя воспринимать как нормальное явление. В то же время это не является фактом политической нейтральности. Возможно, что это есть проявление чего-то абстрактного и неопределенного, что не может быть приписано ни к одной политической стороне. Характер постмодернизма, связанный с желанием перекраивать все, все уничтожить, возможно есть его и сильные, и слабые стороны. Каждый может найти в нем что-то для себя [10, с.98].

В таком случае, даже при наличии каких-то разночтений, постмодернизм, прежде всего, сформировался на базе философии, литературы, искусства и архитектуры. Согласно течению постмодернизма, все формы миро-

воззрения, в основном философия, наука, искусство, архитектура и проч., смешаны между собой. В отдельности в сущность вещей вникнуть невозможно. Мир надо воспринимать таким, каков он есть. Если в модернизме старые взгляды были заменены новыми, то в постмодернизме, наоборот, новое, воплотившись в простой форме, стало носить синкретический характер.

Со временем, о постмодернизме стали говорить во всех областях, где применялся модернизм. Ведь постмодернизм, возник в результате исследования основных принципов модернизма и их критической оценки. Основной целью же было достижение лучших задач в продвижении человечества к прогрессу, выявление неудач модернизма в данном направлении, определение здесь новых целей.

Такие мыслители, как Роленд Барт, Сорен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер, Фридрих Ницше, Марсель Душан, Жак Лакан, Эдмунд Гуссерль и Людвиг Витгенштейн считаются представителями модернизма, Жан-Франсуа Лиотар, Фердинанд де Соссюр, Генри Лефевр, Жак Деррида, Ци Дебора, Мишель Фуко, Юлия Кристева, Жан Бодрияр, Гиллс Дельюз, Ричард Рорти могут считаться одними из наиболее влиятельных представителей постмодернистской философии [11, с.2].

Согласно тем, кто утверждает, что постмодернизм есть всего лишь часть модернизма [10, с.98], и в значительной степени игнорируют основные принципы модернизма, в постмодернистском художественном тексте бесполезно пытаться понять результаты, да это и ненужно. Ведь читатель, вместо того, чтобы читать текст и прийти к каким-то результатам, объединяется с текстом, внедряется в него для своей интеграции с ним. В этом случае автор будет на один шаг ближе к своей цели. «Принимая во внимание общественно-организационные и эпистемологические стороны постмодернизма, в целом можно сказать, что это движение, которое возникло на Западе, есть критика, направленная непосредственно на философию просвещения и модернизм» [11 с.2].

Вместе с тем есть мнение о том, что модернизм внутри себя также содержит критические нотки. К примеру, Хабермас, в противовес мнению тех, кто защищает постмодернизм, выдвигает мысль о том, что это есть практически не доведенный до конца проект модернизма, а внутри постмодернизма есть элементы, которые свойственны и модернизму тоже. Если условия перестраиваются в соответствии с развитием капитализма, или же речь идет о капитальных изменениях, не связанных с какими либо макроизменениями, нельзя забывать о том, что за последние 25-30 лет произошли большие, универсального плана изменения, и все это можно отнести к модернизму [10, с.98, 99].

Выводы. Можно сказать, что феномен постмодернизма стал проявляться после Второй Мировой войны в производстве знаний и материальных средств, в глубоком кризисе, переживаемом Западом, в современной парадигме, представленной рядом философов, и проч. другая особенность постмодернизма состоит в том, что он противостоит понятию Маркса о великой свободе, психоаналитической терапии Фрейда, эволюционной теории Дарвина, другим тотального характера теориям и законам.

Байрам Явуз в своем произведении «О постмодернизме» подчеркивает, что именно Запад со своими идеями просветительства относительно человека, образом жизни, где человек становится роботом, где господствуют теории о главенствующей роди практики относительно теории стал ведущим фактором в формировании концепции постмодернизма. Помимо этого, постмодернизм выступает против развивавшегося после промышленной революции вере в линейный прагматический ход истории, в относительность истины, мысль о которой сформировалась в физике и нашла свое воплощение в теории относительности Эйнштейна.

Так же, как в сфере науки и знания, в социально-

Balkan Scientific Review. 2018. № 1

философски науки

Агабекова Ульвия Ризван кызы ЖАК ДЕРРИДА КАК ОСНОВАТЕЛЬ ...

культурной сфере общества есть ненадежность. Помимо влияния науки и ее давления, есть также давление идеи о том, что наука должна стать источником наживы. Именно поэтому социальные, политические, правовые, культурные организации, а также определение ими понятий, описанных в «праведном», капиталистическом Западе есть фактически мошенничество и просто игра. Определения лжи созданы игрой языка.

Это неправильно с точки зрения отношений между словами и их смыслом и поэтому относительно. Все понятия принадлежат различным языковым и религиозным группам и считаются идеологией. Каждая группа будет создавать свои собственные истины по жизни. Есть много понятий, объединяющих людей... Постмодернистская концепция, на самом деле, показывает искусственность и лживость истин, которые были ниспосланы людям современной культурой; это означает, что человек исчезает в технологической, научной и культурной среде. Массовизация убивает людей. Личности разделены на категории в соответствии с группами, установленных из числа людей же. В этом случае понятия не должны быть исследованы вслепую и также вслепую усвоены. В обществе не должно быть позволено выйти на передний план групп меньшинств (маргинальные), таких форм поведения, как этнические движения и гомосексуализм [11, с.3].

Понятие постмодернизма не ограничивается представлениями об этом таких ведущих представителей этого движения, как Мишель Фуко, Жак Деррида и Жан Франсуа Лиотар. Следует принять, что мыслители постмодернизма выдвигают неологизмы собственного изобретения, что затрудняет процесс формирования общих, принятых научной средой понятий и придает этому течение своеобразие, трудное для восприятия. Объекты исследования у них разнятся, образ и способ усвоения идей значительно разнится друг от друга. все это требует дальнейшего исследования и новых научных разработок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Автономова Н. С. Философский язык Жака Дерриды. — М.: РОССПЭН, 2011. - 510 с.

2. Ажимов Ф. Е. Архив деконструкции Жака Дерриды // Культурология. - 2009. № 1 - с. 136-144.

3. Леденева Е. В. Философский статус языка в концепциях Гуссерля и Дерриды // Вестник МГУ. - Серия Философия. - 2003. - № 5. - с.13-17

4. Мазин В. «О грамматологии» и «Письмо и различие» Жака Дерриды //Новая русская книга. - 30-32.

5. Ольшанский Д. А. Протез языка у Жака Дерриды // «Критическая масса». - 2005. - № 3-4, с. 60-64.

6. Çolak, Betül, Postmodernizm Baglaminda Michel Foucault'nun Ahlak Anlayi.i, Yayinlanmami. Yüksek Lisans Tezi, T.C Gazi Üniversitesi Sosyal Bilimlern Estitüsü Felsefe Anabilim Dali, Ankara: 2008

7. Sallan, Songül ve Boybeyi, Songül, «Postmodernizm-Modernizm ikilemi», Makale: Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Cografya Fakültesi Ara.tirma Dergisi, CiltXV. - 1994. - S.313-323.

8. Hilmi Uçan, Modernizm/Postmodernizm ve J. Derrida'nin Yapisökümcü Okuma ve Anlamlandirma Önerisi üzerine Makale, Turkish Studies. - 2009. - S. 2283-2306.

9. Seyfettin Aslan ve Abdullah Yilmaz, Modernizme bir ba.kaldiri projesi olarak Postmodernizm, C.Ü. iktisadi ve idari Bilimler Dergisi. -Cilt 2. - Sayi 2

10. Bayram Yavuz, "Postmodernizm Üzerine", Makale. Baykara. -Sonbahar (Sayi: 5). - Çorum 2007. - s.37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.