Труды Карельского научного центра РАН № 4. 2010. С. 132-140
УДК 581.8
Р. Ф. НИКОЛЬСКАЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАРЕЛИИ
И. Ю. Винокурова, К. К. Логинов
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН
Статья посвящена основательнице этнографической науки в Карелии - Р Ф. Никольской (Тароевой). Представлен биографический очерк и анализ научной деятельности этой замечательной исследовательницы.
Ключевые слова: научная биография, история этнографической науки.
I. Yu. Vinokurova, K. K. Loginov. R. F. NIKOL’SKAYA AND FOUNDER OF ETHNOGRAPHIC SCIENCE IN KARELIA
The paper tells about the founder of the ethnographic science in Karelia - R. F. Nikolskaya (Taroeva). An overview of the bibliography and analysis of the scientific activities of this eminent researcher are provided.
Key words: scientific biography, history of ethnographic science.
Становление этнографической науки в Карелии неразрывно связано с именем Розы Федоровны Никольской. Данную статью мы посвящаем этой исследовательнице, жизнь которой представляет собой замечательный пример преданности этнографической науке, служения людям, удивительной доброты, мужества и жизнестойкости.
Роза Федоровна Никольская (часто ее называют и по первой типично карельской фамилии - Тароева; от кар. Тарой - Тарас) родилась 12 сентября 1927 г в д. Мунозеро Петровского (ныне Кондопожского) района Карело-Финской АССР в семье карел-людиков. Ее мать, Мария Павловна Вилаева, уроженка д. Пуйгу-ба, бы ла про стой сель ской жен щи ной; отец, Федор Константинович Тароев, - служащим, работавшим в органах хозяйственного управ-ле ния Со вет ской Ка ре лии.
По делам службы Федору Константиновичу приходилось работать во многих местах Каре-
лии, и за ним всегда следовала его семья. В начале 1930-х гг. он по направлению от республики был послан учиться в Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева. Так Роза Тароева оказалась в большом столичном городе и в 1935 г. пошла учиться в 1 класс 213-й московской школы. В 1937 г. Федор Константинович закончил академию, и Тароевы вернулись в Петрозаводск. Но на долю дипломированного специалиста и его семьи сразу же выпали испытания. В ноябре 1937 г. Ф. К. Тароев был арестован и девять месяцев находился под следствием; но, к счастью, был выпущен на сво бо ду.
Когда началась Великая Отечественная война, Розе шел четырнадцатый год. Она принадлежала к тому поколению людей, чьи лучшие годы юности пришлись на страшную войну. Спасаясь от оккупации, Роза с матерью и младшим братом эвакуировались через Онежское озеро в п. Шала Пудожского района Карелии.
(!!!)
Р. Ф. Никольская
Здесь, обучаясь в старших классах средней школы, она познала холод и недоедание, выпавшие на долю каждой эвакуированной семьи. С голодом были связаны страшные случаи. Роза Федоровна вспоминала, как чудом удержалась от соблазна наесться до отвала свежей корюшки, которую весной 1943 г. власти распределили в изобилии среди истощенных беженцев. Тогда многие умерли от переедания после длительной голодовки. Рассказывала Роза Федоровна и о том, как попала в от ряд са мо обо ро ны, сфор ми ро ван ный из школьников старших классов. Отряд вооружили мелкокалиберными винтовками. Все закончилось благополучно, подросткам не довелось войти в боевое соприкосновение с финскими диверсантами, которых каждую ночь ожидали в Шале.
После окончания войны Тароевы возвратились в Петрозаводск. Федор Константинович стал ми ни ст ром сель ско го хо зяй ст ва рес публики. Но проработал на этом посту недолго. Умер в 1956 г., в возрасте 54 лет. Об этой прежде вре мен ной ут ра те Ро за Фе до ров на все гда вспоминала с большой горечью.
В год окончания Великой Отечественной войны Роза Тароева поступила на историче-
ское отделение историко-филологического факультета Карело-Финского государственного университета в г. Петрозаводске, где кафедрой истории заведовал выдающийся ученый Я. А. Балагуров. Уже в это время она проявила ин те рес к эт но гра фии. Ее пер вая кур со вая работа называлась «Материальная культура за-онежских крестьян конца XIX - начала XX вв.» Работа над данной темой не пропала бесследно. Идею о необходимости этнографического изучения русских Карелии она воплотила в жизнь че рез мно го лет при фор ми ро ва нии научных кадров руководимого ею сектора фольклора и этнографии. Весной 1950 г. Р. Ф. Тароева окончила университет с рекомендацией в аспирантуру. Год работала в Карело-Финском государственном учительском институте (ныне Карельская педагогическая академия) препо-да ва те лем ис то рии, эт но гра фии и ли те ра ту ры. Затем в 1951 г. была зачислена в штат Карело-Финской научно-исследовательской базы АН СССР и на прав ле на в ас пи ран ту ру Ин сти тута этнографии АН СССР (г. Москва) по специ-аль но сти «эт но гра фия фин но-угор ских на родов». Ее научным руководителем был назначен видный этнограф и антрополог Н. Н. Чебокса-ров, о котором она всегда отзывалась с уважением и большой теплотой.
Первую в своей научной жизни полевую практику Роза Тароева проходила в 1952 г. в Коми АССР под руководством старшего научного сотрудника Института этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая В. Н. Белицер. Приобретенный в той экспедиции опыт позволил аспирантке уже летом следующего года раз-вер нуть са мо стоя тельные ши ро кие по ле вые исследования среди карел в северной части Ка ре лии.
1 января 1955 г. после окончания аспирантуры Роза Тароева была принята на должность младшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР. С этим Институтом она навсегда связала свою судьбу. Здесь она прошла многие ступени академической лестницы: после младшего - старший научный сотрудник, ученый секретарь Карельского филиала Академии наук, заведующая сектором фольклора и этнографии. Первым этапом на этом пути была успешная защита в январе 1955 г. кандидатской диссертации на тему «Материальная культура северных карел во второй половине XIX в. и первой половине XX в. (по материалам района Калевалы)» (оппоненты д. и. н. В. И. Воробьев и к. и. н. Г С. Маслова). Это была первая в отечественной науке кандидатская диссертация, посвященная этнографии карельского народа.
Исследование материальной культуры северных карел в значительной степени основывалось на оригинальных, ранее неизвестных материалах, собранных автором в экспедициях. Р. Ф. Тароева рассматривала севернокарельскую культу ру жиз не обес пе че ния не изо ли ро-ванно, а в сравнении с данными по другим группам карел (ливвикам и людикам), а также их соседям и родственным народам.
Для Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР защита первой диссертации по этнографии стала знаменательным событием. Появилась возможность создания этнографической школы в Карелии, ко то рая с на се ляю щи ми ее ко рен ны ми и пришлыми этносами являлась актуальной для изучения территорией. Попытки создания такой школы были предприняты еще в начале 1930-х гг. директором Института, профессиональным этнографом С. А. Макарьевым. Но из-за отсутствия кадров и трагической гибели С. А. Макарьева в 1937 г. в результате сталинских репрессий поставленная задача осталась нерешенной.
Сразу после присуждения Р. Ф. Тароевой степени кандидата исторических наук по специальности «этнография» при секторе истории была сформирована «этнографическая группа», в которую, помимо одного научного со-труд ни ка - Ро зы Фе до ров ны, во шли че ты ре ла-боранта-исследователя. В 1958 г. с приходом на работу в ИЯЛИ В. В. Пименова, специализировавшегося по этнографии вепсов, был образован мощный тандем из двух профессиональных этнографов.
Этнографической группой стали проводиться систематические, целенаправленные полевые работы. Первоначально собирательская рабо та ве лась по двум на прав ле ни ям: изу че-ние материальной культуры карел, исследование этнографии вепсов, а с 1960 г. - этнографическое изучение рабочего класса Карелии. Итоги исследований быта и культуры лесозаготовителей Карелии были представлены в 1964 г. в опубликованной коллективной монографии «Верхний Олонец - поселок лесорубов», подготовленной Р. Ф. Тароевой в соавторстве с В. В. Пименовым, фольклористом У С. Конкка, экономистом З. И. Кильсеевой и биологом В. И. Ильиной. В монографии впервые комплексно освещались такие вопросы, как общественный быт, деятельность медицинских, коммунальных и других учреждений, семья и семейные отношения, функционирование различных культурных традиций среди лесорубов разных национальностей.
1960-е гг. были очень продуктивными в научной деятельности Розы Федоровны. Как авто-
ритетный ученый в области кареловедения, она привлекалась Институтом этнографии АН СССР для работы над обобщающим очерком «Карелы» в крупном коллективном издании это го пе рио да «На ро ды ев ро пей ской части СССР» (т. II, М., 1964. Сер. «Народы мира»). Через год в издательстве «Наука» вышла в свет фундаментальная монография Р. Ф. Тароевой «Материальная культура карел (Карельская АССР)» - первое обобщающее в этой области исследование. Для книги характерна большая насыщенность полевым материалом, использование архивных, музейных и литературных источников. Исследовательница сделала не только систематическое описание важнейших сто рон ка рель ской ма те ри аль ной культу ры, но и попыталась выяснить место карел в культурном пространстве народов Европейского Севера. В книге представлен генезис некоторых эле мен тов ка рель ской культу ры. Сре ди важнейших выводов следует назвать также выделение севернокарельской и южнокарельской культурных зон, которое соответствует этнолингвистическому членению карельского народа. Сейчас, по прошествии почти 45 лет со времени издания книги, можно смело сказать, что это классическая работа по этнографии карел, до сих пор не потерявшая научную цен ность.
В июне 1967 г. Р. Ф. Тароевой было присвоено звание старшего научного сотрудника. В октябре того же года она была назначена Ученым секретарем Президиума Карельского филиала АН СССР и проработала на этой должности до 1973 г. Занимая ответственный пост, требующий напряженной работы по составлению отчетов, документов, подготовке и проведению со ве ща ний, Ро за Фе до ров на, тем не ме нее, пыталась находить время и для исследовательской деятельности. Она постоянно выступала с докладами на Международных и советских научных форумах, достойно представляя карельскую этнографическую науку. При этом она всегда активно занималась общественной работой. Долгое время была председателем месткома ИЯЛИ, нештатным инструктором Президиума Верховного Совета КАССР, депутатом Петрозаводского городского Совета. В 1974 г. за большие достижения в научной и общественной деятельности ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Карельской АССР».
Роза Федоровна много сделала и для укрепления карельско-финляндского научного сотрудничества. Она была избрана почетным членом «Общества Калевалы»(«Ка!еуа!апзеига») и Об ще ст ва изу че ния па мят ни ков древ но стей
Р Ф. Никольская и П. И. Лукина беседуют с жительницей Сегозерья
Финляндии (<Оитіпкеко»). В 1973 г. ей было присвоено звание члена-корреспондента «Финно-угорского общества А. М. Кастрена» («М. А. Сав^епіп эеига»). В официальном письме за подписью президента общества Эркки Итконена и секретаря Микко Корхонена говорилось: «Мы имеем честь сообщить Вам, что Финно-угорское общество, желая признать заслуги, которые Вы имеете в науке, назвало Вас на годовом собрании 2 декабря членом-кор-респондентом Общества. Учитывая Вашу поддержку усилий Финно-угорского общества, мы просим Вас принять уверения в нашем высоком уважении».
Р. Ф. Никольская (Тароева) работала в совместных экспедициях с финским академиком Пертти Виртаранта. В своей книге «Этюды о карельской культуре» П. Виртаранта оставил инте рес ные вос по ми на ния об их зна ком ст ве: «Роза Федоровна поддерживала дружеские свя зи со мно ги ми фин ски ми эт но гра фа ми, но в Финляндии у нее круг друзей гораздо шире, так как в него входим, в числе прочих, и мы с женой. Наше общение несколько своеобразно, по то му что мы раз го ва ри ва ем друг с дру гом по-людиковски: Роза Никольская пользуется
язы ком сво ей ма те ри, то есть пуй губ ским го вором, а мы, Хельми и я, - галезерским говором, которому научились от Стефана Хуотаринена» [Виртаранта, 1992. С. 151].
С новой силой ее активная научная деятельность возобновилась в 1973 г., когда она по личной просьбе была переведена обратно в ИЯЛИ для работы над темой «Сегозерские каре лы», срок за вер ше ния ко то рой на ме чал ся в 1976 г. Проект оказался успешным. Под руководством Розы Федоровны были подготовлены и изданы две коллективные монографии: «Духовная культура сегозерских карел» (авторы разделов - У. С. Конкка, А. П. Конкка) (1980) и «Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел» (авторы разделов - Р. Ф. Никольская, А. П. Косменко) (1981). Эти труды были посвящены исследованию одной из локальных групп карел, расселенных вокруг Сегозера (Медвежьегорский район Карелии), традиционная культура которых характеризовалась многими чертами архаики и своеобразия. Обе монографии отличались оригинальностью подачи материала: впервые очерки об основных сферах карельской культуры завершались своеобразными
документальными приложениями - рассказами информантов на родном языке.
В 1977-1982 гг. Р. Ф. Никольская (Тароева) возглавляла сектор фольклора и этнографии ИЯЛИ. Период руководства сектором был недолгим, но он оставил яркий позитивный след в жизни его сотрудников. Роза Федоровна была прекрасным организатором, внимательным и чутким к нуждам подчиненных руководителем. Важнейшим делом она считала привлечение профессиональных этнографических кадров, от уровня знаний которых зависели перспективы развития этнографии в Карелии. Практически весь состав современного сектора этнологии был сформирован при Розе Федоровне, тщательно отобран ею по научным направлениям: изучение традиционной культуры карел, вепсов, русских; современные этнические процессы в Карелии. Последующие попытки привлечения в сектор профессионалов оказались безуспешными. Будучи убежденным этногра-фом-полевиком, Роза Федоровна всячески поощряла экспедиции сотрудников сектора и сама, по ка по зво ля ли си лы, за ни ма лась по ле вы-ми исследованиями. Она побывала практически во всех местах проживания карел, не только в нашей республике, но и в деревнях Калининской и Ленинградской областей. Руководила, как правило, большими экспедиционными отрядами. Но всегда мечтала поселиться на месяц в доме какой-либо одинокой старушки и, не спе ша, за пи сы вать от нее эт но гра фи че ские сведения. Настоящему этнографу очень важно уметь работать в экспедициях с местным населением. Необходимо расположить к себе человека, вызвать у него желание рассказывать об интересных, порою тайных для исследователя явлениях. Для Розы Федоровны, искреннего и доброжелательного человека, работа с информантами никогда не была проблемой. Многие коллеги, побывавшие с ней в экспедициях, всегда отмечали, как любили ее местные жители. Не она ра зы ски ва ла знаю щих ин фор ман тов и приходила к ним в гости, а они, узнав, в какой избе остановилась Роза Федоровна, с радостью приходили к ней «на беседу». Наш коллега, Е. И. Клементьев, рассказывал: «Мне посчастливилось побывать с Розой Федоровной в двух экспедиционных поездках. Первый раз это случилось в 1974 году. Две июньские недели, проведенные в Вокнаволоке, а в августе - в Ондо-зере, с Розой Федоровной, Юго Юльевичем Сурхаско и Айри Викторовной Климовой, за-пом ни лись мне на всю жизнь. По ра зи ла ме ня удивительная сила притяжения, которая влекла людей к Розе Федоровне. Как мотыльки на свет, приходили жители деревни в тот дом, где она
Р. Ф. Никольская в экспедиции у тихвинских карел (д. Коростелево Бокситогорского р-на Ленинградской обл.). Справа - Василий Михайлович Зверев, 1894 г. р., с внуками. Фото 22 июля 1969 г.
остановилась. Весть о том, что приехали этнографы, да еще вместе с Розой Федоровной, мгновенно разносилась по деревне. Обыкновенное чаепитие превращалось в праздник родственных душ. Горячий самовар за самоваром в кру гу сель чан, не то ро п ли вые раз го во ры о житье-бытье, умение слушать, поддержать беседу, поведать внимательным слушательницам о своих научных интересах и заботах заканчивались обычно тем, что для желающих рассказать о тех или иных сторонах национальной жизни невольно приходилось устанавливать оче редь. И ес ли за пи сы ва лась, на при мер, традиционная свадебная обрядность или приемы народной медицины, то обостренная память старушек воспроизводила их в удивительной красоте и полноте. Так работать мог только профессионал высочайшего класса, горячо влюбленный в свое дело и любящий людей». Возвратившись домой из экспедиций, Роза Федоровна не забывала своих информантов: хлопотала о пенсиях, выполняла различные просьбы.
С136)
Р. Ф. Никольская неоднократно ставила перед руководством ИЯЛИ вопрос о преобразовании разросшегося сектора фольклора и этнографии в два самостоятельных коллектива. К сожалению, это стало возможно только в 1983 г. и, по сути дела, за счет Розы Федоровны, когда она из-за тяжелой болезни была вынуждена отказаться от руководства объединенным сектором и перейти на полставки младшего научного сотрудника в приобретший, наконец, самостоятельность сектор этносоциологии и этнографии. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, она продолжала напряженно работать со свой ст вен ной ей доб ро со ве ст но стью.
В эти годы она подготовила раздел «Традиционно-бытовая культура» для коллективной монографии «Карелы», изданной в 1983 г.; опуб ли ко ва ла ста тьи по про бле ме, ко то рая ее давно интересовала - карельско-саамские культурные связи [Никольская, 1981]. Однако наибольшей популярностью пользуется работа Р. Ф. Никольской «Карельская кухня», первый выпуск которой увидел свет в 1986 г. Можно без преувеличения сказать, что это одна из лучших книг по народной кулинарии, выдержавшая уже четыре издания и переведенная на финский и шведский языки. Все мы пробовали готовить по этой книге карельские блюда и делали это вполне успешно, так как каждый рецепт, представленный Розой Федоровной, был ею тщательно проверен. Но превзойти в кулинарном искусстве автора книги было невозможно. В последние годы работы в институте она, чтобы порадовать нас, приносила к секторским чаепитиям свои кулинарные шедевры - калитки, пироги, и мы с жадностью уплетали их. Это было очень светлое время, она уме ла соз дать ат мо сфе ру ду шев но сти. Ро за Фе до ров на под твер жда ла ши ро ко распространенное мнение о карелах как об очень гостеприимном народе. «Чай, кофе?» - спрашивала она с порога, если приходилось заходить к ней домой для обсуждения какой-либо про бле мы.
В научные планы Р Ф. Никольской входили работа над монографией «Материальная культура карел СССР», подготовка переиздания книги «Карельская кухня», дополненного карельскими народными поговорками и обрядовым материалом. Два неопубликованных тома с пословицами, поговорками и описаниями ритуалов ныне хранятся в личном фонде Р Ф. Никольской (Тароевой) в Научном архиве Карельского научного центра РАН г. Петрозаводска. Из более чем полутора тысяч дел этого архива, так или иначе содержащих этнографические материалы, до 40 % составляют дела, принад-
лежащие перу Розы Федоровны или же подготовленные с ее участием.
К сожалению, последним научным планам Розы Федоровны не удалось сбыться. В 1987 г. накануне 60-летнего юбилея тяжелейший инсульт поставил крест на ее научном пути. Врачи полагали, что она не проживет и двух недель, но ошиблись. Супруг Розы Федоровны, Ричард Александрович Никольский, приложил неимоверные усилия, чтобы спасти ей жизнь. Благодаря его заботе она научилась снова без посторонней помощи сидеть, говорить, отвечать по телефону и даже писать (сначала по трафарету, а потом и без него). О полном выздоровлении не могло быть и речи, но с прикованной к постели Розой Федоровной снова можно было говорить, обсуждать научные планы, получать консультации. Ее друг и коллега Юго Юльевич Сур ха ско взял ся до рабо тать на ча тые ею ста тьи о карельской народной медицине и бане; в со-ав тор ст ве двух эт но гра фов эти ста тьи бы ли опубликованы в сборниках «Обряды и верования народов Карелии» [Никольская, Сурхаско, 1992, 1994].
Од на ко бо лее тя же лые ис пы та ния жда ли ее впереди. В 1999 г. скоропостижно скончался муж Розы Федоровны. Ухаживать за ней стало некому. В Петрозаводском доме престарелых она провела на больничной койке еще десять лет. Но и это испытание она прошла с редкостным мужеством и достоинством. Не было никаких претензий и капризов к медицинскому персоналу, соседям по палате, людям, навещавшим ее. Она до самого конца интересовалась жизнью родного института и его сотрудников, радовалась нашим успехам и сопереживала нашим неприятностям, была в курсе дел даже наших подросших детей и внуков.
Ро за Фе до ров на уш ла из жиз ни 20 мар та 2009 г. 25 марта на петрозаводском Сулажгор-ском кладбище мы простились с нашей «старой этнографиней» - так часто она называла се бя.
Ее имя навсегда останется в нашей памяти и в истории этнографии и фольклористики Карелии. Одним из светлых воспоминаний о ней -знаменитого исследователя карельского фольклора А. С. Степановой - мы завершим нашу статью:
«Я познакомилась с ней еще до поступления в Институт, работая в школе - с подачи У. С. Конкка. Они с В. В. Пименовым предлагали мне поступать в аспирантуру, дали книги по этнографии. Но, работая учителем в сельской школе с большой нагрузкой, было не до этнографии, а без основательной подготовки я не хотела ехать в Москву, позориться. Она и
В. В. Пименов относились ко мне очень тепло, дружески. И такое отношение со стороны Розы Федоровны оставалось до конца. Особенно дорога для меня была ее поддержка, когда я уже в при лич ном воз рас те ре ши лась за вес ти ре бен-ка. Она искренне была за меня рада и всячески поддерживала.
Когда я привезла сюда заболевшую маму, Роза Федоровна, узнав о ее тяжелом состоянии, пришла к нам поговорить с ней, поддержать и ее и меня. Мама, хотя и болела и была в преклонном возрасте (89 лет), но была вполне адекватна, до конца сохранила ясную память, здравый ум. Роза Федоровна подолгу с ней беседовала по интересовавшим ее вопросам народного быта. И мама после ее ухода говорила: „Какая хорошая женщина, словно как своя!“ А потом Роза Федоровна все передавала ей приветы.
К сожалению, в экспедициях с ней мне не пришлось бывать, но общие друзья среди „информантов" (не люблю это слово, но и другого не могу подобрать) у нас были. Самая заметная среди них - Савельева Прасковья Степановна из д. Мяндусельга Медвежьегорского района, с которой общались многие фольклористы, лингвисты и этнографы нашего Института (я встретила ее в 1970 году). Прасковья Степановна приезжала неоднократно в Петрозаводск и останавливалась то у нас, то у Розы Федоровны и чувствовала себя как дома. У тети Паши, как мы ее звали, были проблемы с пенсией: чиновники, узнав по доносу, что Прасковья Степановна была в оккупации, сняли у нее трудовую пенсию, оставив только колхозную, рублей 12 или 20. А она работала в молодости на лесозаготовках и заработала по тем временам неплохую пенсию (около 60 рублей). Писала она повсюду, но ничто не помогало. Роза Федоровна сочла своим долгом вернуть женщине заслуженную пенсию, и в конце концов она до би лась воз вра та этой ра нее ут ра чен ной пенсии. Тетя Паша, конечно же, была очень рада и бесконечно благодарна, считала ее своей благодетельницей. И когда Роза Федоровна заболела, Прасковья Степановна очень переживала за нее, всегда интересовалась ее состоянием, посылала приветы и молилась за нее (П. С. Савельева была истинно верующим человеком).
Что я могу еще добавить? Она действительно была настоящим человеком, хорошим товарищем, никогда не отказывала в помощи, была готова защитить, заступиться. Все это проявилось, когда она была завсектором фольклора и этнографии и во время работы в Президиуме филиала АН».
Литература
Виртаранта П. Этюды о карельской культуре. Петрозаводск: Карелия, 1992. С. 148-152.
Маслова Г., Санникова А. О книге Р. Ф. Тароевой «Материальная культура карел» // Советская этнография. 1966. № 4. С. 176-179.
Никольская (Тароева) Роза Федоровна//Ученые Карельского научного центра Российской академии наук. Биографический словарь. Петрозаводск: Карельский НЦ РАН, 1999. С. 277.
Побеседуй со мной //Северный курьер. 1997. 12 сент. (№ 174).
Список основных научных трудов Р. Ф. Никольской (Тароевой)
Тароева Р. Ф. Материальная культура северных карел во второй половине XIX в. и первой половине XX в. (по материалам района Калевалы КФССР): Ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1954. 16 с.
Тароева Р. Ф. К вопросу о материальной культуре карел (по этнографическим материалам района Калевалы КФССР) // Науч. сессия, посвящ. подведению итогов науч.-исслед. работ Карело-Финского филиала АН СССР за 1953-1954 гг.: Тез. докл. Петрозаводск, 1955. С. 3.
Тароева Р. Ф. Материальная культура карел, населяющих северные районы КФССР (1917-1955 гг.) // Науч. сессия, посвящ. 10-летию деятельности Ка-рело-Фин. филиала АН СССР и итогам науч.-исслед. работ за 1955 г: Тез. докл. Петрозаводск, 1956. С. 3.
Тароева Р. Ф. Средства и способы передвижения у карел в дореволюционное время (конец XIX - начало ХХ вв.) // Тр. Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1959. Вып. 22. С. 39-51 с илл.
Тароева Р. Ф., Пименов В. В. Верхний Олонец -поселок лесорубов (Отрывки из этнографической монографии) // На рубеже. 1962. № 5. С. 80-82.
Тароева Р. Ф. Некоторые стороны семьи и семейного быта у верхневолжских карел // Науч. конф. Института языка, литературы и истории АН СССР, посвящ. итогам работ Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР за 1962 г.: Тез. докл. Петрозаводск, 1963. С. 34-36.
Тароева Р. Ф. Карелы // Народы Европейской части СССР. М.: Наука, 1964. Т. II. С. 329-363.
Тароева Р. Ф. О положении женщины в современной семье рабочих // Науч. конф. [Института языка, литературы и истории АН СССР], посвящ. итогам работ института за 1963 г.: Тез. докл. Секция истории, археологии и этнографии. Петрозаводск, 1964.
С. 50-52.
Тароева Р. Ф., Санникова А. П. Форма и структура семьи лесных и сельскохозяйственных рабочих Южной Карелии//Науч. конф. [Института ЯЛ И АН СССР], посвящ. итогам работ института за 1963 г.: Тез. докл. Секция истории, археологии и этнографии. Петрозаводск, 1964. С. 36-38.
Тароева Р. Ф., Пименов В. В., Конкка У. С. и др. Верхний Олонец - поселок лесорубов. Опыт этнографического исследования. М.; Л.: Наука, 1964. 195 с. с илл.
0
Тароева Р. Ф. К вопросу о методике изучения бюджетов семей лесных и сельскохозяйственных рабочих Карелии // Науч. конф., посвящ. итогам работ Института ЯЛИ АН СССР за 1965 г: Тез. докл. Петрозаводск, 1966.
Тароева Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР). М.; Л.: Наука, 1965. 225 с. с илл.
Тарое ва Р. Ф. Рус ско-ка рель ские культур ные связи (по данным материальной культуры) // Науч. конф. по итогам работ [Института языка, литературы и истории АН СССР] за 1964 г: Сокращ. тез. докл. Секция ист. наук. Петрозаводск, 1965. С. 100-101.
Тарое ва Р. Ф. К во про су о ме то ди ке изу че ния бюджетов семей лесных и сельскохозяйственных рабочих (на примере Пряжинского ЛПХ и совхоза «Свя-тозерский» // Науч. конф., посвящ. итогам работ Института ЯЛИ АН СССР за 1965 г: Тез. докл. Петрозаводск, 1966.
Тароева Р. Ф., Белицер В. Н. Карелы // Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР М., 1968.
Tarojeva R. F. Venalais-itakarjalaisista kulttuuri-suhteista. Esineellisen kulttuurin pohjalta tarkasteltuna // Kotiseutu. Helsinki, 1966. № 1.
Тарое ва Р. Ф. Рабо та эт но гра фов в Ка ре лии // Науч. конф. ИЯЛИ 30 окт. 1967 г Петрозаводск, 1968.
Никольская Р. Ф. Этнографическая работа в Карелии //Финно-угроведение в ИЯЛИ. Петрозаводск, 1970.
Карелы // Большая советская энциклопедия. М., 1970. Т. II.
Научные учреждения Карелии // Там же.
Карельский филиал АН СССР // Там же.
Никольская Р. Ф., Пименов В. В. Этнические процессы в Советской Карелии // 50 лет Советской Карелии. Петрозаводск, 1970.
Никольская Р. Ф. Научный центр на Северо-Западе //Карельский филиал Академии наук СССР (К 25-летию со дня основания). Петрозаводск, 1970. С. 18-31.
Никольская Р. Ф. К истории изучения этнографии карел и вепсов // Этнография Карелии. Петрозаводск, 1976. С. 5-44.
Никольская Р. Ф. Карельско-финские этнокультурные связи // VII Всесоюз. конф. по изучению истории, экономики, литературы и языку Скандинавии и Финляндии: Тез. докл. М.; Л., 1976.
Nikolskaja (Tarojeva) R. F. Karjalaisten perinteiset kalaruoat Karjalan Autonomisessa Neuvostotasavallassa. Veden viljaa // Kalevalaseuran vuosikirja. Helsinki, 1976. № 56.
Никольская Р. Ф. Баня в быту карельского и финского крестьянства // VIII Всесоюз. конф. по изучению истории, экономики, языка и литературы Скандинавских стран и Финляндии: Тез. докл. Петрозаводск, 1979. Ч. 1. С. 213-215.
Nikolskaya R. F. Slavis-Russian influences in the ethnocultural development of Karelians // Congrssus Quintus Internationalis Fenno-Ugristarum Turku 20-27. VIII.1980. Pars II. Turku, 1980. P. 235.
Никольская Р. Ф. Карельско-саамские этнокультурные связи // Местные традиции материальной и духовной культуры народов Карелии: Тез. докл. Петрозаводск, 1981. С. 34-35.
Никольская Р. Ф. К вопросу о карельско-саамских историко-культурных связях // Природа и хозяйство Севера. Мурманск, 1981. Вып. 2. С. 75-80.
Никольская Р. Ф., Косменко А. П. Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сего-зерских карел конца XIX - начала ХХ века. Л.: Наука, 1981.
Никольская Р. Ф. Традиционно-бытовая культура //Карелы Карельской АССР. Петрозаводск: Карелия, 1983. С. 103-152.
Никольская Р. Ф. Карельская кухня. Петрозаводск: Карелия, 1986. 194 с. (1-е изд.), 1988 (2-е изд.), 1997 (3-е изд.).
Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. Баня в семейном быту карел // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С. 68-85.
Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. О карельской народной медицине: Рациональное и «иррациональное» в традиционном врачевании // Обряды и верования народов Карелии: Человек и его жизненный цикл. Петрозаводск, 1994. С.103-121.
Редактирование
Этнография Карелии. Петрозаводск, 1976. 206 с. (Совмест. с Е. И. Клементьевым.)
Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. 133 с. (Совмест. с Е. И. Клементьевым.)
Авторские материалы Р. Ф. Никольской (Тароевой) в Научном архиве Карельского научного центра РАН:
Ф. 1, оп. 6: Научная документация Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (с 1989 г. по н/время), д. 465, 475-476, 478479.
Ф. 1, оп. 20: Научная документация (итоговая и первичная) за 1923-1977 гг., д. 279-284.
Ф. 1, оп. 29: Документальные материалы сектора истории; группы археологии и этнографии, сектора археологии Института ЯЛИ Карельского филиала АН СССР, д. 35-41, 46, 50, 52-54, 59-60, 69, 72-74, 76, 93, 97, 101, 109-110, 181-182, 346, 348-350, 394-402, 414, 416-422, 469-370.
Ф. 1, оп. 50: Научные материалы Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР, д. 14, 191-192.
Ф. 30, оп. 1: Фонд личного происхождения: Та-роева-Никольская Роза Федоровна (12.09.1927 г. р.), кандидат исторических наук, этнограф, н. с. Института языка, литературы и истории, заслуженный деятель науки Карелии, д. 1-178, 202-205, 209-219, 222-233.
0
Винокурова Ирина Юрьевна
зав. сектором этнологии, д. и. н.
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН
ул. Пушкинская, 11, Петрозаводск, Республика Карелия,
Россия, 185910
эл. почта: [email protected]
тел.: 8 9215219450
Логинов Константин Кузьмич
старший научный сотрудник, к. и. н.
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН
ул. Пушкинская, 11, Петрозаводск, Республика Карелия,
Россия, 185910
эл. почта: [email protected]
Vinokurova, Irina
Institute of Language, Literature and History, Karelian Research
Centre, Russian Academy of Science
11 Pushkinskaya St., 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russia
e-mail: [email protected]
tel.: 8 9215219450
Loginov, Konstantin
Institute of Language, Literature and History, Karelian Research Centre, Russian Academy of Science 11 Pushkinskaya St., 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: [email protected]