Научная статья на тему 'А. П. Косменко исследователь изобразительного искусства прибалтийскофинских народов России'

А. П. Косменко исследователь изобразительного искусства прибалтийскофинских народов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
632
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. П. Косменко исследователь изобразительного искусства прибалтийскофинских народов России»

Труды Карельского научного центра РАН №3. 2014. С. 158-164

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

А. П. КОСМЕНКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРИБАЛТИЙСКО-ФИНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ

Косменко (Хокконен) Анна Павловна родилась 31 августа 1944 г. в д. Старо-Сивер-ская Гатчинского района Ленинградской области четвертым ребенком в учительской семье ингерманландских финнов Хокканен. В довоенных документах фамилия писалась через «а», но во время Великой Отечественной войны и послевоенных пертурбаций возникло и закрепилось новое написание фамилии - Хокконен. Отец, Павел Павлович, был директором школы и вел математику, а мама, с непривычным для русского слуха именем Дагмара, преподавала русский язык и литературу. Во время Великой Отечественной войны семье будущего этнографа пришлось пережить все испытания, выпавшие на долю боль-

шинства ингерманландских финнов СССР: сначала они оказались на оккупированной немцами территории, затем были угнаны в Финляндию, а из Финляндии репатриированы в Ярославскую область. После войны, в связи с тем, что Карелия испытывала большой недостаток в учительских кадрах, ее мать направили на работу в республику, где власти, между прочим, и разрешили осесть значительной части ингерманландской диаспоры. Для начала предоставили работу и жилье в одном из отдаленных селений Савиновского сельсовета Пряжинского района Карельской АССР. После того как селение признали «неперспективным», направили на работу в школу пос. Маньга того же района. В те годы младшая дочь Анна училась в школе № 24 г. Петрозаводска. Но в конце 1950-х в школах Карелии стали вводить 11-летнее образование, и в семье было принято решение перевести девочку в село Пряжа (районный центр Карельской АССР), где еще была школа с дореформенным 10-летним обучением. Это дало возможность Анне (тем более ее мать была уже в пенсионном возрасте) окончить школу на год раньше, в 1961 г.

Летом того же года Анна, выиграв среди выпускников школ конкурс 11 человек на одно место (в те годы в высшие учебные заведения в первую очередь принимали абитуриентов, имевших стаж работы по меньшей мере два года), поступила на историческое отделение историко-филологического факультета Петрозаводского государственного университета, после окончания которого в 1966 г. была направлена по распределению на работу в г. Пудож. Там Анна проработала один год учителем истории и обществоведения в средней школе рабочей молодежи. 1 сентября

1967 г. ее приняли на работу в качестве научного сотрудника в Карельский государственный краеведческий музей. Здесь она показала себя с наилучшей стороны, участвуя в разработке тематико-экспозиционного плана по музею «Бесовы следки», в создании экспозиции по разделу дореволюционной истории Поморья в Беломорском филиале музея. Умную, старательную девушку уже в период ее работы в музее заметили Роза Федоровна Никольская и Владимир Владимирович Пименов, основатели нынешней «петрозаводской этнографической школы» [Логинов, 2004; Винокурова, Логинов, 2010]. Они посоветовали Анне учиться дальше и специализироваться на изучении народного орнамента прибалтийско-финских народов СССР.

Осенью 1968 г. Анна Павловна поступила в целевую аспирантуру Института ЯЛИ по специальности «этнография» и была прикомандирована на весь срок обучения (с 01.11.1968 по 01.11.1971 гг.) к Институту этнографии АН СССР в г. Москве. Здесь она попала в среду высококвалифицированных специалистов-эт-нографов, где ее определили в сектор народов Прибалтики и Поволжья. В качестве диссертационной работы на первых порах ей предложили заняться изучением традиционного орнамента карелов Карелии. Научным руководителем аспирантки назначили доктора исторических наук Гали Семеновну Маслову, самого крупного исследователя традиционного орнамента и одежды народов СССР. От нее наш нынешний юбиляр получила бесценный опыт по части как теоретических изысканий, так и музейной и «полевой» работы. Неоценимую консультативную помощь оказывали ей и другие специалисты из секторов народов Прибалтики и Поволжья, а также восточнославянских народов Института этнографии. Среди них - широко известные в научной среде Н. В. Шлыгина, Т. В. Лукьянченко, С. Б. Рождественская. Большую помощь в методике исторического изучения традиционного орнамента ей также оказал теоретик-этнолог и «полевик», доктор исторических наук Владимир Владимирович Пименов. Он знакомил Анну Павловну со своими экспедиционными материалами, собранными им еще в период работы в Карелии. В ходе бесед с аспиранткой он неоднократно подчеркивал, что при изучении современного народного орнамента - явления достаточно консервативного - надо держать в поле зрения и археологические материалы того региона, где изучаются художественные материалы недавнего прошлого. Продуктивность этого, тогда новаторского, подхода позже подтверди-

лась исследованиями многих отечественных этнографов; этот же метод исторического анализа орнаментальных материалов используется и в зарубежных исследованиях.

После утверждения на Ученом совете Института этнографии диссертационной темы «Этнокультурные связи карел по данным народного изобразительного искусства» был разработан, совместно Г. С. Масловой, вопросник по сбору данных о художественных изделиях XIX - начала XX века карелов Карелии. Тем более в Институте полагали, что для разработки этой темы основа уже есть, в частности, в финляндской литературе. Но, как выяснилось позже, в этих публикациях изделия рассматривались избирательно (только текстильные), да и то лишь в некоторых микроареалах южной части Карелии. Обзорных статей о крестьянском искусстве карелов в целом просто не существовало. Небольшой задел, созданный художником О. П. Бородкиным [Полякова, 2007], принятым в 1937 г. на работу в Институт (тогда он именовался Карельским научно-исследовательским институтом) для изучения вышивки и ткачества народов Карелии [НАКНЦ, ф. 1, оп. 3, д. 230, л. 9], тоже оказался совершенно недостаточным. Так, работу диссертантке пришлось начинать практически с нуля. Без оглядки Анна Павловна принялась изучать музейные коллекции и собирать собственный полевой материал на огромной территории расселения карелов Карелии. В полевой сезон она трудилась в экспедициях и командировках, передвигаясь на рейсовых и попутных машинах от деревни к деревне, а зачастую и «на своих двоих»; зимой обрабатывала экспедиционные записи и фотографии, сдавая между делом кандидатские экзамены. Р. Ф. Никольская в бытность свою заведующей сектором фольклора и этнографии Института ЯЛИ в Петрозаводске неоднократно вспоминала, что Гали Семеновна Маслова особо выделяла Анну среди многих своих подопечных и относила ее к числу тех аспирантов, успехами которых довольна. В ходе подготовки диссертационной работы стали обнаруживаться «подводные камни» формулировки названия «Этнокультурные связи...», ибо даже в плане освещенности в литературе орнаментальные традиции смежных с карелами народов (русских Европейского Севера, вепсов, кольских саамов, ижоры и др.) оставались в литературе, в сущности, «белыми пятнами». Тем не менее, как следует из аспирантских бумаг тех лет, диссертационное исследование было в «основном завершено» [НАКНЦ, ф. 2, оп. 35, д. 4034, л. 24], и Анна Павловна вернулась в Петрозаводск.

2 ноября 1971 г. она была принята на работу в сектор фольклора и этнографии Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР на должность младшего научного сотрудника. Будучи от природы человеком целеустремленным, Анна Павловна продолжала пропадать каждое лето в экспедиционных поездках по Карелии и сопредельным территориям, собирая материалы, которые позволили бы сделать выводы ее диссертационной работы совершенными, фундаментальными. Как она сама вспоминала, к концу сезона, после двух-трех месяцев работы в поле, когда каждый день надо было «разговорить» по 5-6 информантов, силы ее полностью оставляли. Трудно было даже заставить себя общаться с домашними на бытовые темы. Впрочем, в те годы в ее жизни была не только работа. В сентябре 1973 г. она вышла замуж за археолога Марка Георгиевича Косменко [Ученые..., 2012. С. 370-371], с которым познакомилась еще в аспирантуре в Москве, и гуманитарная наука Карелии приобрела сразу двух высококвалифицированных исследователей, ставших впоследствии гордостью этой науки.

Процесс, в результате которого в СССР любая научная рукопись доходила до стадии публикации, занимал в среднем от полутора до двух лет. Поэтому первые публикации Анны Павловны увидели свет уже после окончания аспирантуры. В 1974 г. их вышло сразу пять! Кроме того, в тот год в рукописном варианте ею были подготовлены тексты трех научных статей, автореферат кандидатской диссертации и научно-популярная работа объемом 13,5 авторских листа [НАКНЦ, ф. 2, оп. 35, д. 4034, л. 31-33]. В послевоенном СССР к защите диссертации допускались люди, имеющие всего три публикации. Но правилом «хорошего тона» все-таки считалось, чтобы в центральном академическом журнале вышла полноценная научная статья диссертанта. Именно по этому пути Анна Павловна и пошла, опубликовав важную статью в «Советской этнографии» [Косменко, 1975]. Диссертацию «Народное изобразительное искусство карел Карельской АССР XIX - начала XX вв. (в свете историко-культурных связей)» она успешно защитила 10 июля 1975 года в здании Института этнографии им. Миклухо-Маклая в Москве. В ученой степени кандидата исторических наук Анна Павловна была утверждена 7 января 1976 г.

Свою деятельность после защиты кандидатской диссертации одни ученые называют «роскошью научного труда», другие - «научной рутиной». У Анны Павловны Косменко этот путь складывался так: с 02.11.1971 она работала

младшим научным сотрудником, утверждена в этом научном звании 18.03.1975; с 01.04.1986 -научный сотрудник, утверждена в этом звании 01.07.1986; с 4.10.1988 работала в должности старшего научного сотрудника, утверждена в этом звании 10.03.1994. В результате структурных изменений внутри Института ЯЛИ с 01.11.1983 Анна Павловна работала уже не в секторе фольклора и этнографии, а в секторе этнографии и этнологии, с 01.02.1991 и до выхода на пенсию - в секторе этнологии [Ученые..., 2012. С. 369-370].

Восхождение к вершинам Науки ученые совершают по одним и тем же ступеням, но судьба каждого исследователя в ней всегда индивидуальна. К примеру, первая большая работа Анны Павловны «Карельское народное искусство» [Косменко, 1977а] в научной «табели о рангах» причисляется к разряду научно-популярных работ. Однако данная публикация сразу выделила ее из научной среды и принесла известность не только в Карелии, но и за пределами России. Учитывая эту работу, а также уже имеющиеся публикации, дирекция Института ЯЛИ не посчитала нужным поручать Анне Павловне задание написать специальную монографию по народному искусству и орнаменту карелов Карельской АССР. Тем более что сама Анна Павловна помнила советы

В. В. Пименова, который еще в аспирантуре рекомендовал ей общее направление будущих исследований, а именно - вопросы общности и специфики, а также генетических пластов в традиционном искусстве народов Северо-Запада СССР. Поэтому с 1977 г. она занялась систематическим и углубленным (с точки зрения исторической ретроспективы) изучением народного искусства вепсов Карелии, Ленинградской и Вологодской областей.

Автору этих строк в 1977 г. довелось поработать под началом Анны Павловны в комплексной экспедиции у вепсов Прионежья [Косменко, 19776]. Лишь изредка наш руководитель находила время, чтобы поудить рыбку на вечерней заре. Большей частью мы работали и работали: мой студенческий рукописный отчет по той экспедиции составил 242 страницы [НАКНЦ, Ф. 1, оп. 50, д. 115-120]. Однако в нем было немного сведений, которые бы не довелось записать Анне Павловне от ее стари-ков-информантов. Работу по вепсской проблематике А. П. Косменко завершила изданием в 1984 г. монографии «Народное изобразительное искусство вепсов» [Косменко, 1984]. Помимо чисто исследовательской работы А. П. Косменко вела педагогическую и общественную деятельность, в частности, руководила

0

работой по изучению традиционного орнамента русского населения Северо-Запада России студентки В. В. Новиковой (ныне Сурво), на которую возлагала большие надежды. В эти же годы она параллельно читала курсы лекций «Основы общей этнографии» в Петрозаводском университете и выступала с лекциями по народному искусству Карелии в Карельском государственном историко-краеведческом музее. Она же консультировала по традиционному искусству и одежде народов Карелии преподавателей консерватории, работников театров г. Петрозаводска, а также сотрудников Музея изобразительных искусств, самодеятельных прикладников, выступала в средствах массовой информации Карелии.

К концу 1970-х - началу 1980-х годов усилиями Р. Ф. Никольской [1965], Ю. Ю. Сурхаско [1977] и А. П. Косменко общее описание традиционной культуры карелов Карелии уже было выполнено. Актуальной стала задача исследования отдельно взятой локальной группы карелов, что и было сделано усилиями этнографов и фольклористов ИЯЛИ: в 1981 г. Р. Ф. Никольская и А. П. Косменко подготовили коллективную публикацию «Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел» [Никольская, Косменко, 1981]. В середине и второй половине 1980-х гг. А. П. Косменко активно работала в экспедициях, собирая и анализируя сведения о русских, вепсах и карелах Карелии, а с 1983 по 1985 гг. и полевые материалы среди ижоры и води [НАКНЦ, ф. 1, оп. 50, д. 962; 963]. В принципе, в те годы она подошла к тому, чтобы написать полноценную научную работу по вышивке и декоративно-прикладному искусству коренных народов Карелии. Об этом говорит выход в свет подарочного издания «Северные узоры. Народная вышивка Карелии» [Косменко, 1989]. Его она подготовила по просьбе сотрудников Музея изобразительных искусств г. Петрозаводска, где были охарактеризованы материалы только данного музея. Имея при себе эту «карманного формата» работу, так легко рассказывать студентам об особенностях традиционной вышивки русских Пудожья, Заонежья или Поморья, а не только карелов (ливвиков, людиков, собственно карелов) Карелии или вепсов! В конце 1980-х гг. Институт поручил Анне Павловне исследовать тему «Народное искусство саамов Кольского полуострова», с тем чтобы получить представление (насколько это сегодня возможно) о дореволюционном искусстве и этого во многом загадочного народа Крайнего Севера. Собрав необходимый материал в экспедициях и музеях, она успешно справилась с зада-

чей и издала в начале 1990-х монографию «Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова Х1Х-ХХ вв.» [Косменко, 1993]. Эта небольшая по объему книга с одобрением была встречена специалистами Института антропологии и этнологии РАН России, в том числе и этнографами Финляндии. В частности, Илдико Лехтинен, один из ведущих специалистов по финно-угорским культурам, в письме автору от 11 ноября 1994 г. [Личный архив А. П. Косменко] отметила, что для них книга «оказалась ... своевременная», поскольку она послужила основой «в организации выставки по культуре саамов в Париже». Таким образом, раздельное исследование традиционного народно-изобразительного искусства прибалтийско-финских народов России и саамов Кольского п-ова было завершено. Пришел наконец-то черед широкого сравнительного исследования. В 1999 году А. П. Косменко завершила работу над темой «Историко-культурные компоненты в современном изобразительном искусстве прибалтийско-финских народов» и сразу получила поддержку исследовательского, а затем и издательского гранта РГНФ. Тема была завершена изданием в 2002 г. монографии «Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России» [Косменко, 2002]. Это было готовое исследование на уровне докторской диссертации. Но Анна Павловна, которая, как и многие другие подвижники науки, так и не научилась отдыхать, во время отпусков дорабатывала государственные темы, дописывала статьи и книги, атрибутировала горы материалов, собранных в многочисленных экспедициях, а также в отечественных и зарубежных музеях. При этом дирекция Института, как ей и положено, требовала своевременного выполнения очередной исследовательской темы 2000-2003 гг. - электронного каталога «Традиционное изобразительное искусство карелов» объемом 10-12 авторских листов. Поэтому Анна Павловна решила перейти на индивидуальную работу, и с 1 декабря 2004 г., объяснив свой уход из Института «резким ухудшением здоровья», вышла на пенсию [НАКНЦ, ф. 2, оп. 35, д. 4034, л. 110].

Тем не менее, как требовательный к себе исследователь, научную стезю не оставила. Об этом свидетельствует выход в свет доработанного и дополненного новыми материалами 2-го издания ее последней монографии «Послания из прошлого. Традиционные орнаменты финноязычных народов северо-западной России» [Косменко, 2011]. За комплексное исследование традиционного искусства и орнамента народов северо-западной России Анна Павловна от-

мечена грамотами Карельского научного центра РАН, Государственного комитета по национальной политике Карелии (2000 г.). Президиум Российской академии наук «за добросовестный труд на благо российской науки, практический вклад в развитие фундаментальных и прикладных научных исследований» наградил ее грамотой (23 декабря 2004 г.). Анну Павловну знают и ценят отечественные и зарубежные исследователи. К ним присоединяются и авторы книг по декоративно-прикладному искусству и русской вышивке Заонежья и Пудожья [Трифонова, 2004; Бакирова, Минина, 2012] и считают ее вместе с Г. С. Масловой важнейшими среди своих предшественников-исследователей. В связи с этим автор данной статьи еще раз подтверждает свой вывод, что научные заслуги выдвигают А. П. Косменко в ряды классиков не только этнографии Карелии, но и России в целом [Логинов, 2004. С. 286].

К. К. Логинов

Источники и литература

Бакирова О. И., Минина В. М. Народная вышивка Пудожья. М.: Древнее и современное, 2012.400 с.: ил.

Винокурова И. Ю., Логинов К К Никольская и становление этнографической науки в Карелии // Труды Карельского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования. Вып. 1. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2010. С. 132-139.

Косменко А. П. Карельское народное искусство. Изобразительное творчество. Петрозаводск: Карелия, 1977а. 159 с.: ил.

Косменко А. П. Этнографы на земле прионежских вепсов//Лен. правда. 19776.4 дек.

Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов / Отв. ред. И. П. Работнова. Л.: Наука, 1984. 200 с.: ил.

Косменко А. П. Северные узоры: народная вышивка Карелии / Авт. текста и науч. консультант А. П. Косменко; сост. Л. Н. Белоголова, Т. А. Моши-на. Петрозаводск: Карелия, 1989. 240 с.: ил.

Косменко А. П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова. Х1Х-ХХ вв. Петрозаводск: КНЦ РАН, 1993.170 с.

Косменко А. П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2002. 220 с.: ил.

Косменко А. П. Послания из прошлого. Традиционные орнаменты финноязычных народов северозападной России. 2-е изд. Петрозаводск: Скандинавия, 2011. 304 с.: ил.

Логинов К. К. Петербургско-московский патронаж и современная этнологическая школа в Карелии // Мавродинские чтения-2004. Актуальные проблемы историографии и исторической науки: материалы юбил. конф., посвящ. 70-летию ист. фак-та СПбГУ. СПб.: СПбГУ, 2004. С.284-288.

Научный архив Карельского научного центра РАН (в тексте - НАКНЦ).

Никольская Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР). Этнографический очерк. М.; Л.: Наука, 1965. 227 с.: ил.

Никольская Р. Ф., Косменко А. П. Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сего-зерских карел конца XIX - начала XX в. / Отв. ред. Е. И. Клементьев. Изд. подгот. Р. Ф. Никольская, А. П. Косменко. Л.: Наука, 1981. 264 с.

Полякова С. К Бородкин Осмо Павлович // Энциклопедия Карелии. Т. 1. Петрозаводск: Петро-Пресс, 2007. С. 177.

Сурво В. Образы вышивки и обрядовая семантика в традициях Карелии: [Электрон, ресурс]. 11Р1_: https://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/10138/4252.

Сурхаско Ю. Ю. Карельская свадебная обрядность (конецХ1Х- началоХХв.). Л.: Наука, 1977. 237с.

Трифонова Л. В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собраниях музея «Кижи». Петрозаводск: Карелия, 2004. 96 с.: ил.

Ученые Карельского научного центра Российской академии наук. Биографический словарь (3-е изд., доп. и перераб.). Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2012. С. 369-370.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ А. П. КОСМЕНКО (ХОККОНЕН)

1974. Искусство резьбы на предметах быта карел Карельской АССР. XIX - начало XX в. // Вопросы советского финно-угроведения: Археология, литературоведение, этнография, фольклор. (Тез. докл. и сообщ. на XII Всесоюз. конф. по финно-угроведению, посвящ. 250-летию Академии наук СССР / Ред. кол.: Г. М. Керт (отв. ред.), Г. А. Панкрушев, Э. Г. Карху, Р. Ф. Никольская, В. Я. Евсеев. Петрозаводск: КФ АН СССР. С. 73-75.

Орнаментация тканых изделий карел Карельской АССР. XIX - начало XX в. // Там же. С.75-77.

Техника и орудия первичной обработки волокна у карел Карельской АССР // XVI научная конференция Государственного этнографического музея Эстонской ССР. 15-16 апр. 1974: тез. докл. Тарту. С. 9-10.

Народное декоративное искусство карел в работах русских и финляндских исследователей // Некоторые проблемы современной этнографической науки: (источниковедение и историография). М.: Наука. С. 153-162.

Капа1а1э1а каэШШ [Карельское рукоделие] // РипаНрри. N8.8. 107-110.

1975. Народное изобразительное искусство карел Карельской АССР XIX - нач. XX в. (в свете историко-культурных связей): авто-реф. дис. на соиск. учен, степени канд. ист. наук. М.: АН СССР, 1975. 27 с.

0

Карельская народная вышивка второй половины XIX - начала XX века // Совет, этнография. № 1. С. 92-101:ил.

1976. Художественные промыслы Карелии: указ. лит. / Сост. О. П. Кошкина, под общ. ред. А. П. Косменко. Петрозаводск: Карелия. 25 с.

Карельская народная резьба и роспись по дереву (XIX - нач. XX в.) // Этнография Карелии: сб. ст. / Науч. ред. Р. Ф. Никольская (Тароева), Е. И. Клементьев. Петрозаводск: КФ АН СССР. С. 104-136.

1977. Карельское народное искусство. Изобразительное творчество: Альбом. Петрозаводск: Карелия. 159 с.: ил. [Рец.: Этнографы на земле прионежских вепсов // Лен. правда. 4 дек.; Рождественская С. Б. //Совет, этнография. 1979. №4. С. 183-184].

1979. Об ареальной характеристике изобразительного искусства карел Карельской АССР // К истории малых народностей Европейского Севера СССР. Петрозаводск: КФ АН СССР. С. 63-70.

Общие черты и специфические особенности вепсско-карельской вышивки конца XIX - нач. XX века // Вопросы финно-угроведения: тез. докл. XVI Всесоюз. конф. финно-угроведов, июнь 1979 г. / Отв. ред. Г. Г. Бараксанов: в 2-х ч.

Ч. 2. Этнография, антропология, археология, литературоведение. Сыктывкар: Коми филиал ИЯЛИ АН СССР. С. 24-25.

НйопаШБе! ТапгМ / Р. 1М1ко1зка]а, А. Ноккапеп // РипаНрри. N 8. Б. 100-101. Исторические предания: рец. на кн. «Северные предания: (Беломор-ско-Обонежский регион)» / Изд. подгот. Н. А. Криничная, отв. ред. С. Н. Азбелев. Л.: Наука, 1978. 254 с.].

Vepsalaista Ифг^аа. Капвап^ееп [Вепсская вышивка. Этнографические заметки] // РипаНрри. N 9. Б. 103-106.

1981. К вопросу об общности орнамента карельских и вепсских вышивок (по материалам XIX - начала XX века) // Природа и хозяйство Севера. Вып. 9. Мурманск: Кн. изд-во. С. 85-91.

Об этнолокальной специфике традиционного искусства северных вепсов (по материалам резьбы по дереву) // Местные традиции материальной и духовной культуры народов Карелии: тез. докл. Петрозаводск: КФ АН СССР. С. 18-19.

Одежда и украшения // Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сего-зерских карел конца XIX - начала XX в. / Отв. ред. Е. И. Клементьев, изд. подгот. Р. Ф. Никольская, А. П. Косменко. Л.: Наука. С. 116-137.

Декоративно-прикладное искусство // Там же. С. 195-243.

1982. Состояние и формы развития народного искусства в Советской Карелии // Актуаль-

ные проблемы развития соц. нац. худож. культур в условиях зрелого социализма: тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Махачкала. С. 133-134.

1983. Функция и символика вепсского полотенца (по фольклорно-этнографическим данным) // Фольклористика Карелии. Петрозаводск. С.38-85.

Annikki Lukkarinen: Anna Kosmenko,

kansantieteen tutkija Neuvosto-Karjalasta [Анникки Луккаринен: Анна Косменко, этнолог из Советской Карелии] //Karjalan heimo. N 11/12. 201 s.

1984. Народное изобразительное искусство вепсов // Отв. ред. И. П. Работнова. Л.: Наука. 200 с.: ил. [Рец.: Титов Ю. В. Преемственность// Лен. правда. 17 янв.]

1985. Антропоморфная скульптура в декоре вепсских построек // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск: ПГУ. С. 46-58.

1986. Некоторые приемы обработки шкур, кожи и изготовления меховой одежды у саамов Кольского полуострова // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск: КФ АН СССР. С. 113-132.

1987. Saamalaisia koristekuoseja: Kansatieteellisia havaintoja Kuolan niemimaalta [Саамские узоры: этнографические заметки с Кольского полуострова] // Punalippu. N 2. S. 117-123: kuv.

1988. Текстильные изделия в свадебной обрядности ижорцев // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск: КФ АН СССР. С.37-53.

1989. Северные узоры: народная вышивка Карелии / Авт. текста и науч. консультант А. П. Косменко, сост. Л. Н. Белоголова, Т. А. Мо-шина. Петрозаводск: Карелия. 240 с.: ил. [Рец.: Титов Ю. В. //Лен. правда. 28 нояб.]

Народное искусство, художественные ремесла и промыслы Карелии // Карелы: этнос, язык, культура, экономика. Проблемы и пути развития в условиях совершенствования межнациональных отношений в СССР: тез. докл. Петрозаводск: Карелия. С. 14-15.

Отражение межэтнических контактов в народном изобразительном искусстве саамов Кольского полуострова // Congr. Septimus Internationals Fenno-Ugristarum. Summaria dissert. Ethnologica et folklorica, literaria, historia, archaeologica et anthrorologica. Debrecen. S. 46.

1990. Традиционное орнаментальное искусство саамов Кольского полуострова в межэтническом аспекте // Congr. Septimus Intern. Fenno-Ugristarm. Sessiones sectionum. Dissert. Ethnologica et folklorica. Debrecen. S.113-118.

1991. Common and specific features in clothes ornamentation of the Karelian population (the end of XIX - beginning of the XX century) // Физическая антропология и традиционная культура финноугорских народов (антропологическая часть): материалы совет.-фин. симпозиума в г. Хельсинки, май 1989 г. М.: Наука. С. 176-192.

1993. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова. XIX-XX вв. Петрозаводск: КНЦРАН. 170 с.

Об историко-культурных компонентах в орнаменте восточных прибалтийско-финских народов // Традиционная культура: общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии: материалы симпозиума, сент. 1993. Петрозаводск: КНЦ РАН. С.40-49.

1994. Vepsalaisten pyyheliinojen symbolikka [Символика вепсских полотенец] // Vepsalaiset tutuiksi kirjotuksia vepsalaisten kulttuurista. Joensuu. S. 119-128.

1996. The ornamentation of eastern Balto-Fennic peoples - a historical source // Historia Fenno-Ugrica 1:1. Congressus primus historiae Fenno-Ugricae. Oulu. P. 549-573.

Художественные ремесла Олонецкого уезда // Карельский этнос: история и перспективы развития: тез. науч. конф. Петрозаводск: КНЦ РАН. С. 35.

Традиционный орнамент как предмет историко-этнографического изучения (на материале прибалтийско-финских народов: саамов, вепсов и карел) // 50 лет Карельскому научному центру Российской академии наук: юбил. науч. конф. Петрозаводск: КНЦРАН. С. 222-223.

1997. Образцы традиционной вышивки и узорного ткачества карел-людиков // Суй-сарь: история, быт, культура. Петрозаводск: ПетрГУ. С.223-227.

«Европейские» элементы в изобразительном искусстве саамов Кольского полуострова // Традиционная культура финно-угров и соседних народов: междунар. симпозиум. Петрозаводск: КНЦ РАН. С. 32-33.

Общие и особенные черты в орнаментации традиционного костюма народов Карелии // Фольклорная культура и межэтнические связи в комплексном освещении. Петрозаводск: КНЦ РАН. С. 26-41.

2002. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. Петрозаводск: КНЦ РАН. 220 с. [Рец.: Пулькин В. Письмена вечности // Народное творчество. 2004. № 5. С. 11; Курьер Карелии. 2003. 10 июля; Pulkin V. Ikuisuuden kirjoitumerkkeja: Reunahuomautuksia Anna Kosmenkon kirjaan Luoteis-Venajan suomensukuisten kansojen perinteiset ornamentit // Karelia. 2003. N 11.

S. 150-153].

2003. Декоративно-прикладное искусство [саамов] // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука. С. 148-158.

Народное декоративно-прикладное искусство [карелов] // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука. С. 306-317.

Народное декоративно-прикладное искусство [вепсов] // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука. С. 449-462.

2008. Орнаментальное искусство сямозер-ских ливвиков (XIX - начало XX века) // История и культура Сямозерья. Петрозаводск: ПетрГУ.

С.531-546.

2011. Послания из прошлого. Традиционные орнаменты финноязычных народов северо-западной России. 2-е изд. Петрозаводск, Скандинавия. 304 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.