Научная статья на тему 'Картина мира саамов Кольского полуострова в лексике орнамента'

Картина мира саамов Кольского полуострова в лексике орнамента Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
483
133
Поделиться
Ключевые слова
СААМЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА / ЛЕКСИКА ОРНАМЕНТА / КАРТИНА МИРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Бакула Виктория Борисовна, Васильева Анна Валерьевна

Статья посвящена лексике орнамента саамов Кольского полуострова, которая помогает реконструировать картину мира коренного северного народа. Лексика орнамента до сих пор не являлась предметом системного анализа лингвистов. Работа представляет собой первый опыт классификации данного пласта лексики. В результате полевых практик удалось собрать лексический материал, не зафиксированный в современных словарях саамского языка.

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Бакула Виктория Борисовна, Васильева Анна Валерьевна,

Worldview of the Sami of the Kola Peninsula reflected in the ornament vocabulary

The article is devoted to the ornament vocabulary of the Kola Sami, which helps to reconstruct a picture of the world of the indigenous Northern people. The vocabulary of ornament hasn’t been a subject of the systemic linguistic research yet. The paper is the first attempt of classification of the given vocabulary. In the course of field practices the authors have managed to obtain lexical data that haven’t been recorded in the modern dictionaries of the Sami language.

Текст научной работы на тему «Картина мира саамов Кольского полуострова в лексике орнамента»

УДК 003.628:811.511.12:[7.048 + 903.08](470.2)(=511.12) Бакула Виктория Борисовна

кандидат филологических наук,

старший преподаватель

Мурманского государственного гуманитарного

университета

Bakula Victoria Borisovna

PhD in Philology, Senior Lecturer, Murmansk State University for the Humanities

Васильева Анна Валерьевна

студентка Мурманского государственного гуманитарного университета

КАРТИНА МИРА СААМОВ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА В ЛЕКСИКЕ ОРНАМЕНТА

Vasilyeva Anna Valeryevna

Student, Murmansk State University for the Humanities

WORLDVIEW OF THE SAMI OF THE KOLA PENINSULA REFLECTED IN THE ORNAMENT VOCABULARY

Аннотация:

Статья посвящена лексике орнамента саамов Кольского полуострова, которая помогает реконструировать картину мира коренного северного народа. Лексика орнамента до сих пор не являлась предметом системного анализа лингвистов. Работа представляет собой первый опыт классификации данного пласта лексики. В результате полевых практик удалось собрать лексический материал, не зафиксированный в современных словарях саамского языка.

Ключевые слова:

саамы Кольского полуострова, лексика орнамента, картина мира, духовная культура.

Summary:

The article is devoted to the ornament vocabulary of the Kola Sami, which helps to reconstruct a picture of the world of the indigenous Northern people. The vocabulary of ornament hasn't been a subject of the systemic linguistic research yet. The paper is the first attempt of classification of the given vocabulary. In the course of field practices the authors have managed to obtain lexical data that haven't been recorded in the modern dictionaries of the Sami language.

Keywords:

Sami of the Kola Peninsula, vocabulary of ornament, picture of the world, spiritual culture.

Значительная часть лексики традиционной культуры саамов носит этнографический характер, она в наиболее адекватной форме отражает формы быта и самосознание народа, своеобразное видение мира предками саамов. Специфика данного пласта лексики состоит в особенностях культуры саамского народа, возникшего и развивавшегося в условиях, продиктованных особенностями жизни и быта оленеводов, влиянием культур географических соседей. Лексика орнамента, являясь составной частью словаря традиционной народной культуры саамов Кольского полуострова, представляет собой интерес, так как не получила достаточного освещения в научной литературе.

Национальный характер культуры выражен в языке посредством особого видения мира: «И поскольку на язык одного и того же народа воздействует субъективность одного рода, ясно, что в каждом языке заложено самобытное миросозерцание» [1, с. 80]. Язык, таким образом, является опосредующим звеном между человеком и окружающим его миром. При помощи языка, который и отражает действительность, и интерпретирует ее, можно проникнуть как в современную ментальность нации, так и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя, понять корни культуры этноса.

Орнаментация - один из древних видов традиционного искусства народа саами, который отражает самобытность культуры коренного народа. По мнению А.П. Косменко, орнамент - это «относительно устойчивый, даже консервативный компонент традиционно-бытовой культуры», поскольку «мало зависит от посторонних влияний, тем более от особенностей местной природной среды» [2, с. 6]. О сохранности и важности лексики декоративно-прикладного искусства говорит тот факт, что среди тематических групп лексики народного искусства она является самой многочисленной. В орнаменте своеобразно запечатлена окружающая человека действительность, его совокупность знаний о мире. «Материалом, т. е. источником формообразования орнамента, являются в первую очередь не впечатления, переживания реального мира, а идеи и понятия, которые к тому же возникают в подсознании, а затем переплавляются в физически осязаемые и осмысленные формы <...> идеи и понятия, живущие в подсознании. Они представляют собой смысловое поле, систему значений, через которую человек воспринимает окружающий

мир» [3, с. 3-7]. В орнаменте отражаются субъектно-объектные отношения: познание мира, его ценностное осмысление и идеальное преобразование.

Искусство северных народов образно называют искусством, рожденным на снегу. На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходима разнообразная игра красок. Саамский народный орнамент создается вышивкой бисером, что является характерным именно для искусства саамов Кольского полуострова. Его отличает изящная простота, строгость узора. Решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Орнаментировали саамы свою домашнюю утварь, оленью упряжь, сумки, одежду: шамшуру - женский головной убор, бурки, пояса.

Описание орнамента саамов Кольского полуострова встречается фрагментарно в работах многих писателей, путешественников, краеведов XIX и XX вв., однако специальное рассмотрение этот вид искусства получил в монографии Н.Н. Харузина, где исследователь дал сравнительную характеристику орнамента саамов, отметил его близость с самодийскими и угорскими орнаментами [4, с. 94-95]. Н.Н. Волков определил саамское искусство как искусство сугубо геометрического типа и указал на многообразие технических приемов его исполнения [5, с. 49-50]. Художественные достоинства саамского орнамента отмечала и Н.М. Ведерникова [6, с. 13-29], об орнаментации одежды и других видов изделий писала Т.В. Лукьянченко [7]. Подробный анализ типового состава орнамента дан в монографии А.П. Косменко [8]. Исследователь обращает внимание на оригинальный состав мотивов у саамов по сравнению с соседними народами. В состав мотивов входят геометрические и изобразительные. Изобразительные мотивы представляют собой более или менее стилизованные изображения людей, разных видов животных и растений [9, с. 79]. Геометрический орнамент является наиболее архаическим. «У кольских саамов, как и у восточносибирских народов, он считается основным, что свидетельствует о его глубокой типологической и исторической архаике» [10, с. 80]. Н.Н. Волков выделил у саамов три типа геометрического орнамента: ромб и квадрат; треугольники и зигзаги; круг, розетки, звезду, крест [11, с. 49].

В то же время в перечисленных источниках недостаточно представлена лексика орнамента. Источниками лексики данного вида народного искусства явились работы А.Е. Мозолев-ской и Е.И. Мечкиной [12], словари саамского языка [13], материалы полевых исследований, собранные в диссертации В.Б. Бакулы «Лексика духовной культуры кольских саамов (на материале кильдинского диалекта саамского языка)» [14]. В статье сохранена орфография саамских слов, которая была зафиксирована в источниках.

Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа. Для своих узоров мастерицы использовали все, что видели вокруг, поэтому каждый элемент орнамента в саамской культуре имеет свое значение. В орнаменте саамов отразились все основные силы природы, много символов, связанных с основными промыслами народа, такими как охота, рыболовство, собирательство.

На основании проанализированного материала лексику орнамента саамов Кольского полуострова можно классифицировать по следующим тематическим группам:

1. Человек, люди

«Люди» по-саамски оллмэ, так же называется и элемент орнамента, обозначающий людей [15]. Отдельным символом является ойяр «хоровод» (такой орнамент часто является опоясывающим), нийт ойяр «хоровод девушек» (фигуры людей в красивых головных уборах). Хоровод, круг людей напрямую связан с древними ритуалами.

Символом человека, человеческого общения является «треугольник» тяппа-налшэм кырьйнэсс [16]. Именно в нем воплощено триединство Вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала.

2. Природа, природные явления, небесные светила

Знак Солнца - Пеййв - это солярный знак. Этот знак - преграда и отвращение зла. У саамского символа Солнца всегда от 12 лучей и более, что подчеркивает величие светила, значимость его в жизни людей. Об этом же говорит и тот факт, что разные элементы орнамента обозначают Солнце холодное, весеннее и теплое [17]. Элементом орнамента является чув нюлл «луч» [18, с. 107]; «1. луч света, 2. узор для бисера» [19, с. 109]. Есть еще один знак, связанный с Солнцем, -это Пеййв-пяла, его можно встретить как символ заката или рассвета, Пеййв-пяла - «половина солнца» [20], пейв bidäHm «восход солнца» [21, с. 209]. Схожая ситуация с орнаментом Луны: «полная луна» - Манн, а «полумесяц» - Манн-пяла [22]. Похожий элемент орнамента Солнце -«звезда» Тассьт, однако она имеет меньше лучей, чем Солнце.

Знак Воды - волнистая или ломаная линия нэммп «волна». Волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, знаком воды является и ломаная линия, тоже нэммп [23]; нэммп я чадзь чуллм «волна и водяной узел» [24]; чуллм «узел (любой)» [25].

«Зигзагообразные линии» могки-могки панЬ [2б] могли иметь различное значение: моагка, моагкь «зигзаги» [27]; моаххьк «1. поворот; 2. извилистый» [28, с. 59]; «изгиб, извилина (на дороге и т. п.); излучина (реки)» [29, с. 193]; распространены цветочные элементы орнамента: раза «травочка» [30]; чуэяс разагуэйм «полоски с цветами» [31]; воафсхэсс «дорожка из треугольников» символизирует «северное сияние» [32, с. 209]. Треугольники, расположенные в разном порядке, обозначают «сопку» пака [33, с. 210].

3. Животный мир

Отдельные элементы орнамента запечатлели животный мир, окружавший саамов: рйммнъ кийе «лисьи следы», чуэкас рйммнъ кййегуэйм «дорожка с лисьими следами», альп «бабочка» [34]; кыррьтэй лоанът «летящая птица», рыбп роа'ч «след куропатки» [35], рыбп ручч «следы куропатки» [36, с. 107]; рыбп кййе «следы (лапки) куропатки» [37], саххьплинккебпьленч «мышиная лапка» [38, с. 209], лоанЬт кебпьленч «птичья лапка» [39, с. 210], вуэххьц пйльегуэйм «олений лоб с ушами» [40, с. 210]. Белоснежный треугольник с петлями на углах обозначает парящую северную птицу кыррьтэй лоанът «летящая птица» [41]; куаррма пудзэ пйрас (вышываййма) «вышитая семья оленей» [42].

4. Быт

Очень много символов, напрямую связанных с бытом народа, их основными промыслами, жилищем: пыла панна «зубья пилы», пыла панЬ «зубчатые линии, узор "пила"» [43]; (ср.: пыла «пила» [44, с. 277]); коавас «кувакса» (переносное жилище саамов), коавасуккс «вход в куваксу», саййм чалма «сетевые ячейки (узор из бисера)» [45]; (саййм - «сеть (рыболовная)» [46, с. 84]; нуэра «веревочка», вэннс кырьйнэсс «лодочка»[47].

5. Отдельно можно выделить элемент орнамента, символизирующий связь с высшими силами: треугольник с полукругом внутри обозначает не что иное, как «всевидящее око» уййнъесь чалльм [48].

6. Религиозные предметы

тувас «свеча», рысст «крест», поаннь рыст «косые кресты» [49].

7. В качестве узоров для вышивки бисером использовались родовые тамги: «свастика» и «совастика» чадзь чуллм [50].

Для саамского орнамента характерна многозначность символов: воарр «петля (в вышивке)» [51]; «петля (на аркане, веревке)» [52, с. 49], воаренч «петелька, северная птица, человек в малице, сопка» [53, с. 209].

Таким образом, простые, а затем и сложные геометрические формы орнамента, начиная с первобытности, а затем и через этническую традицию исторически отражают специфическую информацию о внутреннем и внешнем мире человека - творце орнамента. Названия элементов орнамента - вербализация этой информации. «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» [54, с. 193]. Как думали саамы в древности и как представляли мир вокруг себя, как проектировали его, показывает лексика орнамента саамов, которая помогает реконструировать картину мира коренного северного народа.

Ссылки и примечания:

1. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. 452 с.

2. Косменко А.П. Послания из прошлого: традиционные орнаменты финноязычных народов Северо-Западной России / науч. ред. М.Г. Косменко ; Карельский научный центр Российской академии наук, Институт языка, литературы и истории. Петрозаводск, 2011. 304 с.

3. Лескова И.А. Орнамент как визуальная модель картины мира // От мифа к метафоре. Семантические и конструктивные аспекты орнаментального творчества : учеб. пособие. Волгоград, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ec-dejavu.net/o/Ornament.html (дата обращения: 10.08.2014).

4. Харузин Н.Н. Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта). М., 1890. 472 с.

5. Волков Н.Н. Изобразительное искусство саамов // Народное творчество. 1939. № 3.

6. Ведерникова Н.М. Народное декоративное искусство кольских саамов // Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : сборник трудов / отв. ред. И.В. Черкасова. М., 1981.

7. Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX вв. М., 1971. 167 с.

8. Косменко А.П. Указ. соч.

9. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. Петрозаводск, 2002. 221 с.

10. Там же. С. 80.

11. Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. СПб. ; Каутокейно, 1996. 106 с.

12. Мозолевская А.Е., Мечкина Е.И. Саамское рукоделие : методическое пособие. Апатиты, 2008. 111 с. ; Их же. Саамские узоры = Самь кырьнэз / [фот. А. Степаненко и др.]. Мурманск, 2011. 184 с.

13. Саамско-русский словарь / Н.Е. Афанасьева и др. ; под ред. Р.Д. Куруч. М., 1985. 568 с. ; Керт Г.М. Словарь саамско-русский и русско-саамский : пособие для уч-ся нач. шк. Л., 1986. 247 с.

14. Бакула В.Б. Лексика духовной культуры кольских саамов (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02. Ижевск, 2012. 215 с.

15. Мозолевская А.И., Мечкина Е.И. Саамские узоры. Мурманск, 2011. 184 с. Таблица 2.

16. Там же.

17. Там же. Таблица 1.

18. Керт Г.М. Указ. соч.

19. Мозолевская А.Е., Мечкина Е.И. Саамское рукоделие.

20. Мозолевская А.И., Мечкина Е.И. Саамские узоры... Таблица 2.

21. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск, 2005. 416 с.

22. Мозолевская, А.И., Мечкина, Е.И. Саамские узоры. Таблица 2.

23. Там же.

24. Антонова Александра Андреевна, 1932-2014 (род. в п. Териберка) ; Керт Г.М. Указ. соч.

25. Керт Г.М. Указ. соч. С. 108 ; Саамско-русский словарь / Н.Е. Афанасьева и др. ... С. 403.

26. Антонова Александра Андреевна. ; Попова Мария Алексеевна, 1933 г. р., п. Ловозеро (род. в п. Воронье).

27. Там же.

28. Керт Г.М. Указ. соч.

29. Саамско-русский словарь / Н.Е. Афанасьева и др. ...

30. Мозолевская А.И., Мечкина Е.И. Саамские узоры. Таблица 2.

31. Там же.

32. Большакова Н.П. Указ соч.

33. Там же. С. 210.

34. Мозолевская А.И., Мечкина Е.И. Саамские узоры. Таблица 2.

35. Там же.

36. Мозолевская, А.Е., Мечкина, Е.И. Саамское рукоделие...

37. Антонова Александра Андреевна. ; Медведева Мария Гавриловна, 1949 г.р., п. Ловозеро (род. в п. Воронье) ; Попова Мария Алексеевна...

38. Большакова Н.П. Указ. соч.

39. Там же. С. 210.

40. Там же.

41. Мозолевская А.И., Мечкина Е.И. Саамские узоры... Таблица 2.

42. Антонова Александра Андреевна...

43. Антонова Александра Андреевна. ; Попова Мария Алексеевна.

44. Саамско-русский словарь / Н.Е. Афанасьева и др. .

45. Антонова Александра Андреевна. ; Мозолевская А.Е., Мечкина Е.И. Саамское рукоделие. С. 108.

46. Керт Г.М. Указ. соч.

47. Мозолевская, А.И., Мечкина, Е.И. Саамские узоры... Таблица 2.

48. Там же.

49. Антонова Александра Андреевна...

50. Мозолевская А.И., Мечкина Е.И. Саамские узоры... Таблица 2.

51. Антонова Александра Андреевна. ; Керт Г.М. Указ. соч. С. 20.

52. Саамско-русский словарь / Н.Е. Афанасьева и др. .

53. Большакова Н.П. Указ. соч.

54. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 2001. 656 с.