Научная статья на тему 'Qs World University Rankings социологический анализ'

Qs World University Rankings социологический анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
459
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ / УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денисова Юлия Валерьевна

В статье анализируются методология и социальный контекст составления одного из популярнейших рейтингов вузов и научных организаций рейтинга Quacquarelli Symonds. Предложены меры по повышению позиций ведущих российских вузов в данном рейтинге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Qs World University Rankings социологический анализ»

QS World University Rankings - социологический анализ

Денисова Ю. В.

Денисова Юлия Валерьевна /Denisova Yulia Valeryevnq -кандидат социологических наук, доцент, кафедра социального управления и планирования, факультет социологии,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются методология и социальный контекст составления одного из популярнейших рейтингов вузов и научных организаций - рейтинга Quacquarelli Symonds. Предложены меры по повышению позиций ведущих российских вузов в данном рейтинге.

Ключевые слова: международные и национальные рейтинги вузов, управление высшим образованием.

Существующие рейтинги высшего образования не в полной мере отражают качество обучения в вузе. Позиции российских вузов занижены в результате незнания методологии составления рейтинга, отсутствия контактов с международными организациями экспертов в области высшего образования.

Публикационная активность, учет требований к содержанию сайтов вузов, усиление международных контактов являются факторами повышения позиции российских вузов в рейтингах [1, с. 134-136].

Национальные и глобальные рейтинги вузов получили международное признание. Они реализуют множество функций - от простейшего информирования самых широких слоев населения о достоинствах обучения в том или ином вузе, предоставления работодателям информации при выборе кандидатов на вакантные должности до поддержки оптимального выбора объекта для инвестиций в новой экономике знания. Рейтинг университетов призван удовлетворить спрос потребителей на легко интерпретируемую информацию о репутации высших учебных заведений, а также способен стимулировать конкуренцию между ними. Кроме того, при правильном понимании и интерпретации рейтинговые системы вносят вклад в определение «качества» высших учебных заведений.

Внедрение рейтингового оценивания в практику управления вузами началось в 80 -ые годы прошлого века, что было связано с рядом обстоятельств. Во-первых, это - общее развитие системы оценивания, превращение сбора и анализа соответствующей информации в обязательный элемент управления. Развиваются методы и технологии оценивания, расширяются сферы, в которых оно становится обязательным, увеличивается количество публицистических источников, полностью или частично ориентированных на представление общественности информации по соответствующим темам и проблемам.

Во-вторых, Болонский процесс, в который наша страна включилась в 2002 г., объективно заставил оценивать качество работы вузов страны, внедряя общемировые методики. Призванный сформировать единое европейское образовательное пространство, Болонский процесс на деле выявил объективность существования различных уровней образовательной системы. Структурировать вузы национальных систем, отследить их динамику по общемировым, хотя и различающимся между собой схемам расчета — вот одна из задач, решаемая рейтингами.

В-третьих, нарастание образовательной миграции. В настоящее время 2,5 млн студентов обучаются за пределами своей родины, причем ежегодно число таких студентов увеличивается на 20%. В настоящее время уровень престижности вуза становится важной предпосылкой личностной успешности, поэтому абитуриенты всего мира стали особенно тщательно выбирать, где учиться.

Ориентация на мировые образцы в нашей стране в большей мере относится к лидерам национальной образовательной системы, включая СПбГУ, однако, совершенствование деятельности в соответствии с мировыми критериями оценивания вузов должно обязательной частью менеджмента каждого. Рассматривая рейтинги как оценку своей конкурентоспособности, вузы обнаруживают свои сильные и слабые стороны.

Первый рейтинг вузов был опубликован в 1981 г. (журналом «US News and World Report») как реакция на потребность рынка в более прозрачных и сравнимых данных об образовательных учреждениях. До этого существовали справочники по странам и образовательным специальностям, которых насчитывалось около 31 (из них 17 осуществляли ранжирование университетов по всему миру и 14 являются национальными рейтингами). Они различаются по целям; среди них можно выделить привычные и новые, только что созданные. Существенно различаются и методы осуществления оценочных процедур.

QS World University Rankings - рейтинг, включающий 500 ведущих мировых университетов. Создан в 2004 г. Методология рейтинга разработана Quacquarelli Symonds (QS) - компанией, специализирующейся на создании методик исследования образования. Компания возникла в 1990 г. под руководством выпускника Школы МВА Уортон - Нунцио Квокворелли. Сегодня в штате QS более 100 человек, штаб квартира расположена в Хэмстеде (северный Лондон), Париже, Сингапуре, Штуттгарте, Бостоне, Вашингтоне (ОК), Сиднее, Шанхае, Йоханнесбурге, Аликанте.

Рейтинг специализируется в следующих сферах образования: среднее образование, высшее образование, магистерская подготовка, PhD, МВА, EMBA. Ранее этот рейтинг составлялся совместно с газетой Times (Times Higher Education (THE)). После отделения от Times он готовится в сотрудничестве с другим изданием - американским журналом US News & World Report, и называется QS World University Rankings TM 2010 (с 2004 года по 2009 носил название QS-THES, в 2009 году носил название THE-QS).

Составляется рейтинг 200 университетов мира, а также топ 100 вузов по каждому из пяти направлений:

- гуманитарные науки;

- естественные науки;

- медицина и науки о жизни;

- инженерное дело и технологии;

- социальные науки и менеджмент.

Методология рейтинга изначально предполагала анализ базовых ТОП-500 вузов, исходя из показателей печатного цитирования, но с 2004 г. произошли изменения в перечне вузов согласно следующим направлениям: присутствие вуза в национальном рейтинге; предложения от уже участвующих вузов (для рейтингов академического признания и признания в бизнес среде); соблюдение баланса между вузами из разных регионов; включение по заявке - у вузов есть возможность обратиться напрямую в оргкомитет QS с просьбой о рассмотрении права вуза на участие в рейтинге (путем сравнения с показателями уже оцениваемых вузов принимается решение о включении вуза в рейтинг). В 2010 г. в поле зрения рейтинга попали 2500 вузов, при составлении рейтинга оценивалось 660.

Показатели оценки следующие: [2]

1. Международные факторы. Международная репутация оценивается посредством наличия иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава. Удельный вес этих показателей - по 5%.

2. Академическая репутация. Центральный показатель рейтинга с удельным весом 40%. QS стал первым рейтингом, в 2004 г. применившим данный показатель для оценки вузов.

3. Репутация среди работодателей. Мнение работодателей является ключевым для трудоустройства выпускников. Кроме того, большинство студентов начинают работать по специальности, еще не получив диплом вуза. QS предложила вместо традиционного рассмотрения скорости трудоустройства после получения диплома опрашивать работодателей относительно их оценки качества выпускников, мотивируя это тем, что экономические условия в разных странах рознятся и скорость трудоустройства не может служить индикатором репутации вуза среди работодателей. Индикатор используется с 1990 г.

Экспертами служат предыдущие респонденты: участники базы данных QS, партнеры QS, предложения от вузов (тщательно проверяются для исключения возможности подтасовки фактов, если от вуза поступило более 400 предложений в год, - они аннулируются, в 2010 г. поступили предложения по 45 000 кандидатурам экспертов от 18 стран). Исследовательская анкета состоит из следующих блоков:

A. Ф. И. О., название компании, должность, отдел, сектор, должностные полномочия.

Б. Спецификация знаний. Респонденты указывают страну, помимо собственной, с которой они наиболее хорошо знакомы в научном плане. Регионы поделены на три категории: Америки (Северная и Южная); Азия, Австралия, Новая Зеландия; Европа, Средний Восток, Африка.

Респонденты указывают область знания, в которой они компетентны - искусство и гуманитарные науки; инженерные науки и технология; науки о жизни и медицина; естественные науки; социальные науки. В рамках области знания респонденты указывают не более двух основных предметов своих исследований.

B. Топ национальных вузов. Респонденты указывают до 10 лучших, по их мнению, для исследования (кроме своего вуза) в выбранной области знания.

Г. Международный топ вузов региона, указанного ранее. Респонденты указывают до 30 лучших, по их мнению, вузов для найма выпускников в их области и в рамках региона определенного в п. Б.

Д. Дополнительная информация - объем найма персонала, требования к компетенциям.

Технология фильтрации ответов респондентов аналогична случаю анализа академической репутации.

Экспертами выступают: предыдущие респонденты (в 2010 г. их число составило 1648); участники базы данных World Scientific (www.worldscientific.com) - международной научной издательской компании со штаб-квартирой в Сингапуре, публикующей более 500 наименований изданий в год, 120 разнопрофильных журналов (в базе более 300 тыс. участников. QS отобрано 180 тыс. активных учетных записей); база данных Mardev-DM2 (www.mardev.com) - международная база данных бизнес-информации и услуг, предоставляющая доступ к IBIS (International Book Information Service), базе, содержащей ссылки более чем на 1,2 млн научных и библиографических контактов, из которой QS почерпнула 48 125 экспертов; академическая подписка - в 2010 г. компания инициировала установление контактов с представителями академической науки в различных областях (кандидаты подверглись тщательной проверке, чтобы исключить вероятность использования ими статуса эксперта для продвижения своего вуза или занижения рейтинга вузов-конкурентов), с февраля 2014 г. изъявило желание участвовать в голосовании более 2 тыс. человек.

Основными принципами голосования являются: опрос респондентов в сфере их научной

компетентности, в сфере их региональной компетентности, респондент не имеет права голосовать за свой вуз.

Исследовательская анкета состоит из следующих блоков:

А. Ф. И. О., вуз, академический стаж, должность, ученая степень, кафедра.

Б. Спецификация знаний. Респонденты указывают страну, помимо собственной, с которой они наиболее хорошо знакомы в сфере найма персонала. Регионы поделены на три категории: Америки (Северная и Южная); Азия, Австралия, Новая Зеландия; Европа, Средний Восток, Африка. Респонденты

указывают область знания, в которой они компетентны - искусство и гуманитарные науки; инженерные науки и технология; науки о жизни и медицина; естественные науки; социальные науки. В рамках области знания респонденты указывают не более двух основных предметов своих исследований.

В. Топ национальных вузов. Респонденты указывают до 10 лучших, по их мнению, для исследования (кроме своего вуза) в выбранной области.

Г. Международный топ вузов региона, указанного ранее. Респонденты указывают до 30 лучших, по их мнению, вузов в их области, в рамках региона, определенного в п. Б. Вуз-место работы респондента не указывается.

Д. Дополнительная информация: новые публикации респондентов, их мнение о значимости отдельных критериев для оценки деятельности вуза.

Технология фильтрации ответов респондентов состоит из следующих этапов:

- сбор информации за три года. Для увеличения объема и достоверности информации QS объединяет ответы, если они повторяются несколько раз у одного и того же респондента, в случае расхождения версий - более ранние ответы заменяются более поздними;

- фильтр ответов, содержащих умозрительные высказывания или пробные варианты ответов;

- предотвращения манипулирования ответами. В случае подтвержденных манипулятивных действий в отношении эксперта, его оценки аннулируются.

В 2014 г. было принято 15 050 ответов респондентов. Средний стаж работы респондентов в вузе - 19,5 лет, что свидетельствует о высокой компетентности по рассматриваемым вопросам.

Технология использования рейтинга следующая:

1. Отбор вузов для оценки.

Детализированы и уточнены принципы отбора оцениваемых вузов. Вот главные из этих принципов:

*Анализ национальных рейтингов вузов.

*Выявление новых вузов для оценки на основе результатов опросов академического сообщества и работодателей.

*Учет географического баланса (естественно, ограниченного).

*Включение того или иного вуза по прямому запросу.

В результате команда QS первоначально отобрала около 2500 вузов для оценки, затем сократила это множество до 660 вузов; на выходе появился рейтинг 200 сильнейших мировых вузов.

2. Индекс академической репутации вуза.

Важнейший показатель, используемый QS с самого первого рейтинга вузов, появившегося в 2004 году: основан на оценивании вуза в целом представителями академического сообщества и имеет вес 0,4 в структуре сводной оценки. Структура этой выборки представлена на том же самом сайте, можно только подчеркнуть, что остается численное превалирование представителей США и Великобритании, хотя по макрорегионам выдерживается относительная равномерность. Естественно, накопленные массивы данных позволяют исследователям сглаживать большинство выбросов, появляющихся в ходе опросов.

3. Индекс репутации вуза, основанный на оценках работодателей. Вес индекса составляет 0,1 в структуре сводной оценки.

В 2010 году значительно расширено множество опрашиваемых работодателей: число прямых контактов превысило величину 45 тыс.

Приведена процедура отбора работодателей, а также подробная структура этой выборки - по отраслям деятельности, макрорегионам и странам. Надо отметить, что численно превалируют работодатели Индии с сохранением относительной равномерности по территориям выделенных макрорегионов («Америки», «Азия, Австралия и Новая Зеландия», «Европа, Ближний Восток и Африка»).

4. Международная репутация вуза или в сложившейся в России терминологии - интернационализация.

Доля иностранных студентов от общего контингента обучающихся. Вес показателя. 0,05.

Доля иностранных преподавателей от общей численности ППС. Вес показателя 0,05.

5. Показатель относительной численности студентов, приходящихся на одного преподавателя. Вес показателя 0,2.

Подсчитываются эквиваленты полных ставок по ППС и эквиваленты полных программ по обучающимся.

6. Число цитирований научных публикаций, приходящихся на одного преподавателя.

Вес показателя составляет 0,2.

Подсчет цитирований публикаций основывается на данных наукометрической системы Scopus.

Введена классификация вузов по трем параметрам: размеру (число обучающихся) (наименование size в итоговых таблицах), отраслям знаний (наименование focus), исследовательской активности (наименование research). По каждому параметру выделены 4 класса. Рейтинг 2014-2015 гг. выглядит следующим образом:

1. Массачусетский технологический университет.

2. Кембридж.

2. Империал Колледж Лондона.

4. Гарвардский университет.

5. Оксфордский университет.

5. Университетский колледж Лондона.

114. Московский государственный университет.

233. Санкт-Петербургский государственный университет.

США и Великобритания представлены в ТОП-сто 52 и 30 вузами соответственно, Россия - ни одним.

QS строит рейтинги по частным оценкам - рейтинг по оценкам академического сообщества (распределение позиций - Кембридж, Гарвард, Оксфорд - 1, 2, 3 места соответственно, МГУ - на 70 месте); рейтинг по оценкам работодателей (распределение позиций - Гарвард, Оксфорд, Кембридж - 1, 2, 3 места соответственно, МГУ - на 67 месте); рейтинг по показателю числа цитирований на одного преподавателя (Калифорнийский технологический институт, Стэнфорд, Гарвард - 1, 2, 3 места соответственно, российские вузы не вошли в ТОП-100); рейтинг вузов по количеству студентов на одного преподавателя (Университет Шова, Токийский университет медицины и стоматологии, Лионская техническая школа - 1, 2, 3 места соответственно, Уральский государственный университет - 4 место, СПбГУ - 31 место, Томский государственный университет - 74 место, Новосибирский государственный университет - 85 место, ГУ ВШЭ - 94 место). Существенное повышение позиции ГУ ВШЭ, по словам ее представителей, связано с расширением академических контактов, созданием достойных условий для работы иностранного профессорско-преподавательского состава. Также вуз активно участвует в международной научной жизни -конференциях, симпозиумах, семинарах. Если обратиться к средним показателям участия в международных научных мероприятиях сотрудников СПбГУ, то отметим, что они в 2,3 раза ниже.

В 2014 году составителями рейтинга существенно расширен контингент опрашиваемых академиков: благодаря использованию нескольких международных академических баз данных, удалось установить прямые контакты с более чем 40 тыс. представителями мирового академического сообщества. Это дает российским вузам определенные перспективы, зависящие от академической мобильности студентов и преподавателей. В связи с этим необходим анализ точки зрения иностранных студентов по поводу обучения в России, а также условий, предоставляемых иностранным преподавателям в российской системе образования.

Литература

1. Денисова Ю. В., Меньшикова Г. А. Управление рейтинговым поведением научных организаций и вузов России // Национальная ассоциация ученых. 2015. N 2 (7). С. 134-136.

2. Официальный сайт рейтинга QS [Электронный ресурс]. Режим доступа: topuniversities.com (дата обращения: 16.03.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.