ISSN 2305-5502. Stroitelstvo: nauka i obrazovanie. 2014. № 2. http://www.nso-iournal.ru
УДК 378.4
В.И. Теличенко
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ
Дан анализ университетских рейтингов, определены различия в методиках оценки и критериях ранжирования вузов мировых рейтинговых агентств, представлены основные подходы к составлению глобальных рейтингов. Показано место МГСУ в рейтинге российских университетов, входящих в группу ТОП-100. Вузовские рейтинги — не просто справочная информация, а инструмент оценки качества образования, побуждающий к улучшению рейтинговых позиций. Это важно для российских университетов, претендующих на более высокие места в мировых рейтингах. Положение МГСУ в рейтинге вузов заставило руководство университета еще более внимательно относиться к позиционированию университета в системе высшего образования, в категориях образования и науки, а также среди потенциальных работодателей выпускников вуза.
Ключевые слова: вузовские рейтинги, Л£Жи, QS, РейтОР, глобальный рейтинг, Эксперт РА, критерий отбора вузов, МГУ, МГСУ.
Последние два-три года в высшей школе обсуждается тема университетских рейтингов. В различных изданиях, на многих сайтах приводятся списки университетов, выстроенных в определенном порядке, называемом рейтингом [1—8]. Сравнение ведется по разным показателям, например, по величине среднего балла единого государственного экзамена (ЕГЭ), по востребованности выпускников и по наличию среди них знаменитостей, по объемам научных исследований, по уровню образовательной деятельности, по материально-технической базе и даже по средней заработной плате преподавателей. Иногда сравнивают несравнимое. Например, МГУ им. М.В. Ломоносова и некий региональный педагогический вуз.
На самом деле ничего плохого в этой «забаве» нет. Появление того или иного рейтинга несколько оживляет нашу весьма консервативную вузовскую жизнь. Вопрос только в их предназначении. И в том, что делать университетам, которые не входят, скажем, в ТОП-100 какого-нибудь международного рейтинга и даже не имеют перспектив войти в 5000 университетов мира? Да и потом: кто и как оценивает — тоже вопрос, особенно для российских университетов, претендующих на более высокие места в мировых рейтингах.
Что такое вузовские рейтинги — просто справочная информация, инструмент оценки качества образования или некий раздражитель для ру-
V.I. Telichenko
Moscow State University of Civil Engineering
UNIVERSITY RANKINGS
The article gives the analysis of university rankings and defines the differences in evaluation methods and indicators of world ranking agencies, presents new approaches to making global rankings. It defines the position of MGSU in Russian universities TOP-100 ranking. University rankings are not simply information, but the evaluation instrument of quality of education, initiating the improvement of ranking position. It's important for Russian Universities claiming for higher positions in the world rankings. MGSU position in universities ranking made the University administration consider thoroughly the University positioning in the system of higher education, in the categories of education and science and among possible employers of the university graduates.
Key words: university rankings, ARWU, QS, RaytOR, global ranking, selection indicators, RA expert, MSU, MGSU.
The problem of university rankings present steady interest to high school specialists for the last 2—3 years. Different publications and sites present lists of universities, arranged in a certain order, called ranking [1—8]. Different factors are used, for example, average mark of Leaving Certificate Examination (LCE), the state of being important among students, a number of famous students, volumes of scientific researches, level of educational activity, material and technical basis and even medium wages of teaching personnel. Sometimes they compare incomparable things, such as Moscow State University and some regional teachers training university.
There is nothing bad in it. The appearing rankings refresh our conservative institutional life. It's only a question of their purpose.
And what to do with the other universities not on TOP-100, or, even, having poor chances to get in 5000 of world universities? Moreover, it is a question of who evaluates and how does he do it. It's especially important for Russian universities, claiming for higher positions in the world rankings.
ководства университета, побуждающий к активной деятельности по улучшению своих рейтинговых позиций?
На сегодняшний день существует несколько основных подходов к составлению глобальных рейтингов.
Академический рейтинг университетов мира (Шанхайский рейтинг, ARWU). Академический рейтинг мировых университетов (или, как его еще называют, Шанхайский рейтинг) [6] разработан специалистами Института высшего образования Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University) и издается ежегодно, начиная с 2003 г. Считается одним из самых авторитетных и взвешенных мировых рейтингов высших учебных заведений.
При составлении рейтинга упор сделан на исследовательскую деятельность в сфере науки и технологии. Особенностью данного рейтинга была его ориентация на открытую информацию об университетах, такую как наличие лауреатов различных премий, количество изданий, индексов цити-руемости и т.п. Шанхайский рейтинг является хорошим примером составления рейтинга вузов с четко поставленными задачами, адекватной целям методологией, прозрачной процедурой подсчета рейтинга и открытым представлением результатов — именно поэтому он признан во всем мире.
В качестве лучших вузов мира отбираются только те университеты, преподаватели или выпускники которых имеют Нобелевскую или Филд-совскую премию, публикуют в научных изданиях цитируемые научные исследования, индексируемые в Science Citation Index-Expanded и Social Science Citation Index. Таких вузов получается всего 1000 в мире, 500 лучших из них попадают в Шанхайский рейтинг (табл. 1).
Are university rankings simply information, evaluation instrument of quality of education or some kind of stimulus for improving ranking positions?
Up to now there are several main approaches to making global rankings.
Academic world universities ranking (Shanghai ranking, ARWU). Academic world universities ranking or Shanghai ranking [6] was prepared by specialists of Shanghai Jiao Tong University and has been published since 2003. It's one of the most authoritative and balanced world universities rankings.
The ranking focuses on research activities in the field of science and technology. The peculiarity of this ranking was its focus on public information about universities, such as the presence of winners of various awards, the number of publications, citation indexes etc. Shanghai ranking is a good example of rating schools with clear objectives, goals adequate methodology, transparent procedure, usable rating and open presentation of the results — which is why it is recognized worldwide.
The best universities in the world are those, whose teachers or graduates have a Nobel Prize or the Fields published in scientific journals cited research indexed in Science Citation Index-Expanded and Social Science Citation Index. Such institutions obtained a total of 1,000 in the world 's top, 500 of them get in the Shanghai ranking (tab. 1).
Табл. 1.
Tab. 1.
Критерий отбора вузов Метод отбора Значимость критерия/ Criterion importance, % Selection Method The selection criterion of universities
Научные публикации Число статей, опубликованных в Nature или Science 20 The number of articles published in Nature and Science Scientific publications
Число часто цитируемых публикаций (показатель цитируемости SCIE — Science Citation Index-Expanded и SSCI — Social Science Citation Index 20 Number of frequently cited publications (citation index SCIE — Science Citation Index-Expanded and SSCI — Social Science Citation Index
Качество преподавательского состава Число преподавателей, обладающих Нобелевскими или Филдсов-скими премиями 20 Number of teachers having Nobel or Fields Medal Quality of teaching personnel
Число часто цитируемых в научных изданиях публикаций 20 Number of frequently cited publications in scientific journals
Окончание табл. 1___Ending of tab. 1
Критерий отбора вузов Метод отбора Значимость критерия/ Criterion importance, % Selection Method The selection criterion of universities
Качество обучения Число выпускников вуза, получивших Нобелевскую или Фил-дсовскую премию. Под выпускниками понимаются те, кто получил степень бакалавра, магистра или доктора в исследуемом вузе 10 The number of university graduates who received the Nobel Prize or the Fields. Graduates are those who have received a bachelor's degree, master's or doctorate in the given university Quality of teaching
Академическая производительность Соотношение пяти вышеизложенных показателей к численности персонала вуза 10 The ratio of the above five indicators to university headcount Academic performance
По каждому показателю, самым лучшим вузам мира присваивается 100 баллов, а оценка других вузов рассчитывается как процент от максимально возможного балла. Так же проводится и общая оценка: результаты по каждому показателю являются взвешенными. Самым результативным учреждениям присваивается 100 баллов, оценка других вузов рассчитывается как процент от максимальной. Ранг (позиция в списке) вуза определяется по числу вузов, находящихся в списке выше данного.
В 2013 г. из российских университетов лишь МГУ им. М.В. Ломоносова был представлен в данном рейтинге и располагался на 116-м месте. Необходимо отметить, что уже по итогам 2013 г. МГУ занял 76-ю строчку в данном рейтинге.
Рейтинг университетов мира QS. Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших высших учебных заведений мирового значения по показателю их достижений в области образования и науки. Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Разработан в 2004 г. Quacquarelli Symonds совместно с британским изданием Times Higher Education (THE-QS). До 2010 г. был известен как The World University Rankings. С 2010 г. единый рейтинг разделился на два: издание Times Higher Education совместно с агентством Thomson Reuters выпускает рейтинг лучших университетов мира The World Reputation Rankings, а Quacquarelli Symonds продолжает выпускать рейтинг под названием QS World University Rankings [5, 7].
The best universities of the world get 100 points for each indicator, and the evaluation of other universities is calculated as a percentage of the maximum possible score. The general evaluation is calculated in the same way, considering each indicator. The most productive universities get 100 points, the evaluation of other universities is calculated as a percentage of the maximum. The rank (position in the list) of a university is determined by the number of universities on the list above the evaluated one. In 2013, Moscow State University of M.V. Lomonosov was the only one present on the list among the other Russian universities, taking the 116th place. It should be noted that by the results of 2013 MSU took the 76th place in the rankings.
Ranking of World Universities QS. Ranking of the best universities in the world (QS World University Rankings) — is a global study with the following ranking of the best higher education institutions of global importance in terms of their achievements in the field of education and science. It is considered one of the most influential global university rankings. Quacquarelli Symonds developed it in 2004 together with the British publication Times Higher Education (THE-QS). Until 2010, it was known as The World University Rankings. Since 2010, a single ranking was divided into two: the publication of Times Higher Education together with Thomson Reuters agency publishes the ranking of the best universities in the world — The World Reputation Rankings, and Quacquarelli Symonds continues to publish ranking called QS World University Rankings [5, 7].
Учитываются показатели: активность и качество научно-исследовательской деятельности;
мнение работодателей и карьерный потенциал;
преподавание и интернационализация. Эти показатели охватывают ключевые стратегические миссии университетов мирового значения, за которые они отвечают перед участниками процесса: академическим сообществом, работодателями, учащимися и их родителями. Ежегодно в исследовании оцениваются свыше 2,5 тыс. высших учебных заведений по всему миру. По его итогам составляется рейтинг 500 лучших университетов мира, а также рейтинги университетов по отдельным дисциплинам.
Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных (включая информацию по индексу цитирования из базы данных Scopus, крупнейшей в мире библиометрической базы данных научных публикаций), а также данных глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Ниже представлены количественные и качественные показатели, по которым проводится оценка деятельности университетов.
В рейтинг попадают только те учебные заведения, которые проводят многоуровневую подготовку студентов, а не ограничиваются только подготовкой аспирантов и выполнением НИР и не специализируются на каком-то одном направлении деятельности. Из 10000 высших учебных заведений мира, насчитываемых ЮНЕСКО, в исследование попадают только те вузы, которые имеют большой индекс цитируемости в научных журналах.
Основной вес в рейтинге имеет мнение экспертов — членов академического сообщества и работодателей. Были учтены мнения более 50 экспертов всех континентов, досконально изучены более 250 страниц различных комментариев. После разработки методологии более 300 специалистов оставили свои комментарии в анкете, выложенной на официальном сайте.
Для выявления 200 лучших университетов мира в рейтинге QS принимаются во внимание 6 критериев (табл. 2).
The ranking evaluates universities according to the following indicators:
activity and quality of scientific research
work;
opinion of employers and career potential; teaching and internationalization. These indicators cover key strategic missions of the universities of global importance, for which they are responsible to the parties to the process: academic community, employers, students and their parents. Every year, more than 2.5 thousand higher education institutions are estimated worldwide. That results in a ranking list of 500 best universities in the world, as well as university rankings in specific disciplines.
The level of achievements of universities is estimated basing on a combination of statistical analysis results, audited data (including information on Citation Index database Scopus, the world's largest citation database of scientific publications) as well as data on a global expert survey of the international academic community and employers who express their opinions about universities. The following are the quantitative and qualitative indicators, according to which the activities of the universities are estimated.
The ranking includes only those educational institutions that perform multi-level training of students, and are not just limited to the preparation of postgraduates and doing research work and do not specialize in just one activity. Out of 10000 higher educational institutions of the world, according to UNESCO, the research includes only those that have a large citation index in scientific journals.
The main weight in the ranking is the opinion of experts, members of the academic community and employers. The ranking considered the opinion of more than 50 experts from all over the world, more than 250 pages of different comments were thoroughly studied. After developing the methodology, more than 300 specialists left their comments in the questionnaire on the official site.
6 following indicators were used to identify the top 200 universities of the world in the QS ranking (tab. 2).
Табл. 2 Tab. 2
Показатель Вес / Weight, % Index
Индекс академической репутации (опрос) 40 Academic reputation index (poll)
Индекс репутации среди работодателей (опрос) 10 Employers reputation index (poll)
Соотношение профессорско-преподавательского состава по отношению к численности обучающихся 20 Correlation of higher-education teaching personnel and number of students
Индекс цитирования научных статей преподавательского состава по отношению к численности преподавательского состава (база данных Scopus) 20 Research articles citation index in relation to the number of teaching personnel (Scopus data base)
Доля иностранных преподавателей по отношению к численности преподавательского состава (по эквиваленту полной ставки) 5 Percent of foreign teachers in relation to teaching personnel (full time equivalent)
Доля иностранных студентов по отношению к численности обучающихся (программы полного цикла обучения) 5 Percent of foreign students in relation to the number of students (programmes of full educational course)
17 декабря 2013 г. в Москве Международная группа «Интерфакс» представила QS-рейтинг университетов России, стран СНГ, Грузии и стран Балтии. В качестве эксперимента был представлен также региональный рейтинг стран ЕврАзЭС. Для участия в рейтинге откликнулось 407 вузов разных стран, в т.ч. 215 российских университетов. Как и следовало ожидать, возглавил рейтинг Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — 100 баллов. На втором месте Белорусский государственный университет — 60 баллов, и на третьем месте Санкт-Петербургский государственный университет — 47 баллов.
Московский государственный строительный университет (МГСУ) расположился в рейтинге QS на 71 месте наряду с классическими и техническими университетами стран России, Белоруссии, Украины, Грузии, Киргизии, набравшими 10 баллов. При этом среди вузов России МГСУ занял 50-е место. В QS-рейтинге ЕврАзЭС, куда кроме России вошли вузы Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, МГСУ с 10 баллами оказался на 55 месте.
Можно отметить высокую плотность баллов рейтинга. Так университеты, которые разделяет всего 5 баллов (15—10) занимают места с 30-го по 80-е. Каждый университет может оценить перспективы роста своего рейтинга, что и является основной целью многих рейтингов.
Новый глобальный рейтинг мировых университетов. Первый мировой рейтинг высших учебных заведений в России был составлен независимым агентством РейтОР,
On the 17th of December, 2013, Interfax, an international group in Moscow, presented QS universities ranking of CIS countries, Georgia and Baltic countries. The regional ranking of European-Asian Economic Society countries was presented there as an experiment. 407 universities from different countries, including 215 Russian Institutions took part in the ranking. Moscow State University was on the top of the ranking with 100 points. The second position was occupied by Belorussia State University with 60 points, and St. Petersburg State University took the third place having 47 points.
Moscow State University of Civil Engineering (MGSU) was on the 71st position among classical and technical universities in Russia, Belorussia, Ukraine, Georgia, Kyrgyz-stan taking 10 points. Among Russian universities MGSU took the 50-th place. In QS-ranking of European Asian Economic Society, where, beside Russia, there were universities of Belorussia, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tajikistan, MGSU occupied the 55th position with 10 points.
The ranking point system has high density. Thus, universities having 5 points (15—10) take positions from 30th to 80th. Each university can evaluate its ranking growth, which is the main goal of most ranking systems.
New global ranking of world universities. The first world ranking of higher educational institutions in Russia was made by RaytOR, which specialized in educational rankings.
Its position was based on the fact that Russian universities take low positions in ranking unreasonably, as they don't consider
специализирующимся на составлении рейтингов в сфере образования.
Его позиция основывалась на том, что российские вузы занимают необоснованно низкие места в рейтингах, так как при составлении мировых рейтингов не учитывают главного критерия — качества образования. Именно поэтому, по мнению авторов нового рейтинга, российские университеты стабильно проигрывают зарубежным в рейтингах университетов мира.
Российские ректоры предложили расширить критерии, по которым оцениваются классические университеты, они должны учитывать национальные модели образования, также необходимо расширить представительство стран в экспертном сообществе, обратить внимание на национальные издания, дополнить рейтинг показателями числа национальных премий, патентов, учитывать соотношение фундаментальных и прикладных наук, участие студентов в научной работе.
Исследование проводится независимым рейтинговым агентством РейтОР. Рейтинг строился на основе данных, полученных от каждого из университетов — участников рейтинга. Оценки взвешивались, агрегировались, нормировались по максимальному значению и сводились к 100-балльной шкале.
При построении рейтинга учитывались критерии: организация обучения, научная деятельность, профессиональная компетенция профессорско-преподавательского состава, обеспеченность ресурсами, международная деятельность.
В данном рейтинге российские университеты резко продвинулись вверх. Так, если МГУ в 2012 г. занимал в Шанхайском рейтинге 116-е место, то в рейтинге РейтОР МГУ оказался на 5-м месте, обогнав Гарвард, Кембридж и многие другие американские и европейские университеты.
МГСУ в рейтинге РейтОР за 2012 г. среди российских университетов занимал довольно высокое 17—18-е место.
В последние два года агентство РейтОР перестало публиковать свои исследования в области рейтингования вузов.
Рейтинг вузов «Эксперт РА». Впервые рейтинг вузов по версии «Эксперт РА» был опубликован в 2012 г. Рейтинг отражает интегральную оценку качества подготовки выпуск-
the important indicators — quality of education. The authors of new kind of ranking believe that to be the main reason of Russian universities losing to their foreign counterparts.
Russian rectors proposed to increase the number of indicators for evaluating classical universities. These indicators should consider national educational models, representing countries in expert society, national publications, awards, patents, correlation of fundamental and applied sciences, students' participation in research work.
RaytOR, an independent ranking agency, made the researches. Ranking was based on the data, obtained from each of the universities, participating in ranking. Evaluations were weighed, aggregated, normalized according to their maximum and reduced to 100-point grading scale.
The ranking included such indicators as organization of teaching process, scientific activity and professional competence of higher-education teaching personnel, resource availability and international activity.
In this ranking Russian universities took up high positions. Thus, in 2012, MGSU took only 116th place in Shanghai ranking, while, according to "RaytOR" ranking it was on the 5th position, ahead of Harvard, Cambridge and other American and European universities.
In 2012 MGSU took 17—18th position in Russian universities "RaytOR" ranking.
Two years ago "ReytOR" agency stopped publishing their researches in universities ranking.
University ranking "RA Expert". The first university ranking in "RA Expert" was published in 2012. The ranking showed statistically calculated integral training quality evaluation of university graduating students [3, 8].
To define ranking functional the following integral factors were used:
Quality of education in university (weight = 0.5);
Graduates' state of being important to employers (weight = 0.3);
Scientific research activity of university (weight = 0.2);
Top-100 Russian Universities were included in 2012 ranking. Moscow State Uni-
ников вуза, определяемую статистически [3, 8].
Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:
качество образования в вузе (вес = 0,5);
уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3);
уровень научно-исследовательской активности вуза (вес = 0,2).
В опубликованном в 2012 г. рейтинге были представлены российские университеты, входящие в группу Т0П-100. Во главе ста лучших вузов России, как и ожидалось, разместился МГУ им. М.В. Ломоносова. МГСУ занял 70-ю строчку. При этом важно отметить, что впереди только 20 технических вузов, остальные — это классические университеты, гуманитарные и медицинские.
В следующем 2013 г. позиции МГСУ в данном рейтинге ухудшились, и университет в ТОП-100 оказался на 82-м месте, потеряв 12 пунктов. Этот факт заставляет нас более внимательно относиться к позиционированию университета в системе высшего образования и во внешнем мире, в частности, среди работодателей. Важно укрепить свои позиции в категориях образование и наука.
Анализ опубликованных данных рейтинговых агентств лишний раз подтверждает их различие в методиках оценки и критериях ранжирования вузов. Иногда можно отметить неожиданные, но приятные взлеты, а в ряде случаев также неожиданные, но огорчительные падения. Порой очень трудно установить причины таких бифуркаций. Но вывод один: рейтинги — это игра серьезная, полезная и увлекательная.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Соколова С., Тарасевич Г. Какой университет круче // Русский репортер. 2012. № 45 (274). С. 24—33.
2. Ставка на укрупнение вузов не оправдалась // Ректор вуза. 2013. № 12. С. 41—45.
3. Топ-100 российских вузов от «Эксперт РА» // Ректор вуза. 2013. № 1. С. 32—33.
4. Рейтинг вузов стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии : Конференция «Развивающиеся страны: в центре внимания — университеты», 17—18 дек. 2013 г., Москва. М. : Интерфакс, 2013. 40 с.
5. The Times Higher Education World University Rankings 2012-13, powered by Thomson Reuters. 4 October 2012. 66 p.
6. Academic Ranking of World Universities. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/. Дата обращения: 02.02.2014.
versity of M.V. Lomonosov, and that was an expected thing, occupied the head position. It's important to note that only 20 technical universities were ahead, the others were classical, humanitarian and medical universities.
In 2013, MGSU position in the ranking got worse. It got 82d place in top 100, having lost 12 points. The fact makes us regard the university position in the world education system, particularly among employers, more seriously. So it becomes important to strengthen our position in such spheres as education and science.
The analysis of ranking data of different agencies proves the differences of their evaluation methods and indicators of university rankings. There are cases of unexpected but pleasant flying ups but in other cases we observe the same unexpected but painful falling downs. It is often hard to find the reason of such bifurcations. But in spite of that, ranking is a serious, useful and interesting game.
REFERENCES
1. Sokolova S. Tarasevich G. Kakoy universitet kruche [Which University is Cooler]. Russkiy reporter [Russian Reporter]. 2012, no. 45 (274), pp. 24—33.
2. Stavka na ukrupnenie vuzov ne opravdalas' [Bet on Universities Enlargement Hasn't Proved to Be Correct]. Rektor vuza [Rector of University]. 2013, no. 12, pp. 41—45.
3. Top 100 rossiyskikh vuzov ot «Ekspert RA» [Russian Universities Top 100 from "Expert RA"]. Rektor vuza [Rector of University]. 2013, no. 1, pp. 32—33.
4. Reyting vuzov stran SNG, Latvii, Litvy i Esto-nii [Ranking of the Universities of CIS Countries, Georgia, Latvia, Lithuania and Estonia]. Konferentsiya «Razvivayushchiesya strany v tsentre vnimaniya — uni-versitety» [Conference "Developing Countries: Universities in the Centre of Attention"]. 17—18-th of December, Moscow, Interfax Publishing House, 2013, 40 p.
5. The Times Higher Education World University Rankings 2012-13, powered by Thomson Reuters. 4 October 2012, 66 p.
6. Academic Ranking of World Universities. Available at: http://www.shanghairanking.com/. Date of access: 02.02.2014.
7. QS Top Universities. Worldwide university rankings, guides & events. Available at: http://www.topuniversities.com/. Date of access: 02.02.2014.
8. Reytingi universitetov [University Rankings]. Ekspert RA [Expert RA]. Available at: http://raexpert.ru/rankings/vuz/. Date of access: 02.02.2014.
Received in March 2014
7. QS Top Universities. Worldwide university rankings, guides & events. Режим доступа: http://www.topuniversities.com/. Дата обращения: 02.02.2014.
8. Рейтинги университетов // Эксперт РА. Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/vuz/. Дата обращения: 02.02.2014.
Поступила в редакцию в марте 2014 г.
Об авторе: Теличенко Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор, академик РААСН, заведующий кафедрой строительства тепловых и атомных электростанций, президент МГСУ, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, +7 (499) 188-36-07; [email protected]
About the author: Telichenko Valeriy Ivanovich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Academician, Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, Chair, Department of Thermal and Nuclear Power Station Construction, President MGSU, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (499) 188-36-07; [email protected]
Для цитирования:
Теличенко В.И. Рейтинги университетов [Электронный ресурс] // Строительство: наука и образование. 2014. № 2. Ст. 4. Режим доступа: http://www.nso-journal.ru.
For citation:
Telichenko V.I. Reytingi universitetov [University Rankings]. Stroitel'stvo: nauka i obrazovanie [Construction: Science and Education]. 2014. no. 2, paper 4. Available at: http://www.nso-journal.ru.