Научная статья на тему 'Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг'

Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / RATING / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / МИРОВОЙ РЫНОК / WORLD MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Дмитрий Григорьевич, Кушнева Ольга Александровна, Рудская Ирина Андреевна

В статье рассмотрены и проанализированы основные методологии формирования международных рейтингов QS World University Ranking и the World University Rankings. Так же в статье проведен анализ системы ранжирования российских вузов и выявлены приоритетные направления развития университетов в связи с необходимостью повышения международного авторитета российской высшей школы, а также для повышения конкурентоспособности и попадания в международные рейтинги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов Дмитрий Григорьевич, Кушнева Ольга Александровна, Рудская Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ranking of Universities as a Tool in Competitive World Education Market

This article describes and analyzes the basic methodology of establishing international rankings QS World University Ranking and the World University Rankings. Also in the paper analyzes the system of ranking Russian universities and identified priority areas for the development of universities in the need to increase the international prestige of the Russian higher education, as well as to improve competitiveness and to enter the international ratings.

Текст научной работы на тему «Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг»

Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг

й

И. А. Рудская,

к. э. н., доцент кафедры финансов и денежного обращения, Санкт-Петербургский

государственный политехни- государственный университет государственный политехнический университет сервиса и экономики ческий университет

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены и проанализированы основные методологии формирования международных рейтингов QS World University Ranking и THE World University Rankings. Так же в статье проведен анализ системы ранжирования российских вузов и выявлены приоритетные направления развития университетов в связи с необходимостью повышения международного авторитета российской высшей школы, а также для повышения конкурентоспособности и попадания в международные рейтинги.

Ключевые слова: рейтинг, конкурентоспособность, методология, университет, мировой рынок.

Д. Г. Родионов,

д. э. н., профессор зав. кафедрой финансов и денежного обращения, Санкт-Петербургский

О. А. Кушнева,

к. э. н., доцент кафедры экономики организации и предпринимательства, Санкт-Петербургский

Мы должны не подстраиваться под ведущие университетские центры, а создавать под себя образовательные программы с учетом лучшего международного университетского опыта, конечно адаптируя этот опыт к нашим российским реалиям. Наша задача — войти нашими ведущими, во всяком случае, университетами в число лидеров мирового образования.

Д. А. Медведев, Председатель Правительства РФ

Вынесенный в эпиграф фрагмент выступления Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева на заседании попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета подтверждает актуальность тематики предлагаемой читателям статьи. Системный подход к проблеме повышения престижа российского высшего образования на международном уровне сегодня уже не локальная задача руководства того или иного вуза, но важное направление национальной политики. Отправной точкой реализации поставленной задачи должно стать изучение методологии ранжирования университетов, используемой ведущими мировыми рейтинговыми агентствами. Это поможет российским вузам оценить свои сильные и слабые стороны, чтобы разработать и осуществить эффективную стратегию развития, продиктованную современными реалиями.

Одной из примет начавшегося ХХ! века является нарастание темпов глобализации мировой экономики — качественно нового этапа интернационализации жизни мирового сообщества. Этот процесс ведет, в

конечном итоге, к формированию единого всемирного рынка из отдельных национальных экономик. Как следствие, в мире происходит передел сфер влияния между странами и их объединениями. Сегодня отдельно взятое государство уже не может формировать и реализовывать эффективную экономическую стратегию развития, не учитывая действующие правила и нормы, принятые основными участниками мирового рынка.

Изначально возникший и развивавшийся стихийно, процесс глобализации становится все более направленным, организованным, охватив не только рынки капитала, технологий, товаров но и услуг. В немалой степени это касается и рынка образовательных услуг. Данная проблема находится в поле зрения российских ученых, подчеркивающих, что на рынке образовательных услуг, как и на любом рынке, в полной мере проявляются законы конкуренции [4, 5]. При этом реализуются две основные функции: с одной стороны продажа услуги на максимально выгодных условиях, с другой — накопление интеллектуального потенциала

со

о

OJ

00

J

<

CQ О

со

о

CN

оо

J <

со

страны путем привлечения наиболее талантливых выпускников вузов для работы внутри страны. В целом ряде стран Запада это является национальной политикой и государство финансирует бесплатное обучение иностранных студентов в ведущих государственных вузах. В Европе это: Германия, Франция, Швеция (для граждан ЕС), Дания, Финляндия, Чехия, Греция. Например, в Финляндии в 2006 г. среди выпускников университетов было только 116 россиян, а в 2012 г. финская миграционная служба выдала нашим соотечественникам уже 1220 видов на жительство в связи с трудоустройством по окончании учебы [10].

Позиция в рейтинге — конкурентное преимущество

Привлекательность университета для абитуриентов и авторитетность диплома для работодателей во многом определяется рейтинговой позицией данного учебного заведения. С одной стороны рейтинг — это помощь молодым талантливым людям, стремящихся получить высококлассное образование и позволяющее им наиболее полно реализовать свои потенциальные возможности. С другой стороны — чем выше позиция университета в рейтинге, тем большее количество желающих обучаться именно там. К тому же во многих странах, в частности, в Англии, плата за обучение очень сильно зависит от места того или иного университета в рейтинге.

Рейтинги лучших университетов мира регулярно составляются различными агентствами.

Первый рейтинг был опубликован журналом «US News & World Report» в 1983 г., как отклик на зарождение процессов глобализации высшего образования. Позднее их стали составлять не только СМИ, но и специалисты. В 2003 г. Институт высшего образования Шанхайского университета впервые опубликовал академический рейтинг 500 ведущих университетов мира. Далее количество рейтингов университетов неуклонно росло — от строгих академических до шуточных; так например, американский журнал Forbes недавно опубликовал рейтинг российских вузов, в основу которого легло количество выпускников, ставших миллиардерами [3].

На сегодняшний день один из самых весомых рейтингов QS World University Ranking, составляется консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS). Она была основана в 1990 г., определив для себя роль проводника на рынке образовательных услуг. Бизнесом компании QS стала помощь молодым людям в поиске программ для обучения в бакалавриате, магистратуре, бизнес-школе, докторантуре. Первый рейтинг вузов QS World University Ranking был составлен в 2004 г. С тех пор QS вошел в число лидеров среди рейтинговых агентств. Быть ранжированным именно этим агентством весьма престижно и сулит немалые доходы от обучения иностранных студентов. Поэтому университеты стремятся оказаться в поле зрения компании QS. Эта тенденция наглядно прослеживается в динамике постоянно растущего количества университетов в публикуемом рейтинге. Если в 2007 г. были представлены 619 университетов, то в 2011 г. — 724. В 2013 г. в рейтинг были включены уже

834 вуза, представляющие 76 стран мира. Чтобы выбрать их из почти 3000 учебных заведений, подавших заявки, рассматривались 62094 ответов представителей академического сообщества и 27957 отзывов работодателей [11, 12].

В соответствии с Указом Президента в марте 2013 г. Правительство РФ инициировало проект с рабочим названием «5-100-2020». Цель программы — к 2020 г. обеспечить вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно QS World University Rankings. В мае Минобрнауки объявило конкурс вузов на право получения субсидии для повышения их глобальной конкурентоспособности и продвижения в международных рейтингах. В июле, созданный Правительством международный Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России, заслушал персональные доклады ректоров 36 вузов и определил 15 вузов-победителей, которые имеют право на получение субсидии Минобрнауки России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Среди вузов-победителей находятся: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), Томский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет и другие федеральные вузы России.

Методология формирования рейтинга QS World University Ranking

При использовании данных любого рейтинга важно понимать ту методологическую базу, на которой основано ранжирование. В табл. 1 приведены показатели, которые были разработаны компанией QS для формирования своего рейтинга [11]. 1. Академическая репутация определяется с помощью глобального исследования: ученые в процессе опроса высказывают свое мнение о том, в каких учебных заведениях научные исследования по их области знаний проводятся на самом высоком уровне. Информация берется за последние три года. В 2013 г. в этом исследовании участвовало более 62000 ученых со всего мира. Участники такого опроса, разумеется, не могут голосовать за свои собственные университеты. Для снижения

Таблица 1

Показатели для расчета рейтинга QS World University Ranking

№ п/п Показатель Уд. вес, %

1 Академическая репутация 40

2 Репутация среди работодателей 10

3 Соотношение преподавательского состава к числу студентов 20

4 Индекс цитируемости 20

5 Доля иностранных студентов 5

6 Доля иностранных преподавателей 5

Составлено по данным QS World University Ranking [11]

субъективности мнений применяются региональные веса. Основным преимуществом оценки академической репутации таким методом является то, что она дает более объективную картину для различных областей знаний, чем исследование ци-тируемости. Ученые не могут объективно оценить стандарты обучения в других учебных заведениях, но они обладают достаточной компетенцией, чтобы выделить те университеты, где в настоящее время проводятся наиболее значительные исследования.

2. Репутация среди работодателей — этот показатель также базируется на данных глобальных опросов. В процессе исследования респондентов просят назвать университеты, выпускающие наиболее подготовленных специалистов того или иного профиля. Приглашения к участию в опросе рассылаются компаниям различных отраслей, численностью персонала от ста сотрудников. Респондентами могут быть как директора по персоналу, так и топ-менеджеры, непосредственно работающие с выпускниками вузов.

Целью исследования является показать молодым людям, стоящим перед выбором, как дипломы различных университетов котируются на рынке труда. Большое внимание уделяется голосам, поданным за университеты из других стран, так как это помогает определить вузы, чья высокая репутация распространяется за рамки национальных границ. При формировании рейтинга 2013-2014 г. в опросе участвовали 27900 респондентов.

3. Соотношение преподавательского состава к числу студентов — этот показатель вычисляется отношением количества научных сотрудников (преподавателей) к числу студентов университета. Источником этих данных являются не только сведения, сообщаемые самим вузом, но и данные государственных организаций. В отсутствие международного стандарта, позволяющего оценивать качество преподавания, этот показатель дает представление о том, насколько хорошо университеты укомплектованы преподавателями, чтобы обеспечить работу с небольшими группами, а значит — уделять максимум внимания каждому студенту.

4. Индекс цитируемости — этот показатель предназначен для оценки качества результатов исследований университетов. Как правило, чем больше ссылок других ученых на опубликованные результаты того или иного исследования, тем более значимым является это исследование. Поэтому, чем чаще цитируются работы ученых университета, тем выше его научная репутация. QS собирает эту информацию, в 2004-2007 гг. используя базу Thompson, с 2007 г. — Scopus. Scopus на сегодняшний день является крупнейшей в мире библиографической и реферативной базой данных. Scopus индексирует 18000 научных изданий по техническим, медицинским и гуманитарным наукам, публикуемых 5000 издательств. Данные берутся за последние пять лет. Для того чтобы крупные университеты не имели неоправданных преимуществ, рассчитывается от-

носительный показатель: цитируемость на одного научного сотрудника.

5. Доля иностранных студентов — наиболее доступная для получения статистика, отражающая степень привлекательности учебного заведения на международной арене. Учитываются студенты, являющиеся гражданами иных стран и обучающиеся в вузе на протяжении как минимум семестра, причем не являющиеся студентами по обмену. Само наличие иностранных студентов — еще не показатель качества обучения, но выделена четкая корреляция международной популярности вуза и его высоких рейтинговых баллов по индикаторам ранжирования.

6. Доля иностранных преподавателей — показатель сам по себе несложный для расчета, но очень важный, поскольку участие в учебном процессе зарубежных преподавателей не только говорит о высоком международном статусе данного университета, но и дает студентам возможность познакомиться с различными научными школами. Университет, постоянно привлекающий к работе зарубежных ученых, аккумулирует, таким образом, передовой опыт исследований и обучения.

Анализ рейтинга QS World University Ranking

Анализируя данные табл. 1 можно отметить, что наиболее весомым показателем в рейтинге является научная репутация университета в среде мирового академического сообщества. А репутация эта создается путем публикаций результатов исследований в наиболее представительных журналах, докладов и выступлений на конференциях, т. е. в поле широкого международного общения.

Показатель же цитируемости напрямую связан как с возможностью представления научных работ в международной прессе, так и с качеством описываемых научных исследований, вызывающих интерес коллег. Таким образом, 60% рейтинговой оценки складывается из глубины и оригинальности проводимых коллективами вузов научных исследований и оперативной публикации их результатов в изданиях с широкой читательской аудиторией. На сегодняшний день Scopus индексирует чуть более 300 российских журналов, переводимых или издаваемых на английском языке, что составляет всего 1,67% от объема общей базы данных Scopus. Неудивительно, что информация о достижениях российской науки представлена на международном уровне неадекватно ее реальной значимости. К тому же в силу недостаточного владения английским языком и отсутствия должной мотивации, российские ученые мало публикуются в международной научной прессе.

Еще один весомый показатель — это отношение количества преподавателей к количеству студентов. Он отражает возможность студента работать в более тесном контакте с преподавателем, что косвенным образом характеризует качество обучения. В большинстве европейских стран среднее соотношение студент/ преподаватель по вузу составляет 1:14. В Северной Америке — более высокое соотношение (1:17). Даже

со

о

CN

оо

J <

со О

Таблица 2

Анализ структуры QS World University Ranking

Таблица 3

Страны группы А

2011-2012 2012-2013 2013-2014

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Страны группы А 473 68 478 68 590 71

Страны группы В 188 27 182 26 204 24

Страны группы С 39 6 40 6 40 5

в других странах БРИК это соотношение составляет 1:12. Что касается России, то у нас с 2001 г. используется базовое значение 1:10 [4].

Если применить методику АВС анализа для исследования рейтинга, то можно перечень стран, чьи университеты представлены в рейтинге, разделить на 3 группы: группа А — страны у которых в рейтинге более 10 университетов; группа В — от 4 до 10 университетов, группа С — от 1 до 3 университетов.

Результаты этого анализа представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что увеличение количества университетов в рейтинге до 824 усилило прежде всего группу А, чей удельный вес вырос на 3% за счет сокращения долей групп В и С.

В табл. 3 и 4 представлены данные по странам, вошедшим в группы А и В по состоянию на 20132014 гг.

За период 2011-2013 гг. количество университетов США, например, выросло с 129 (2011 г.) до 144, т. е. на 12%, а Великобритании — с 54 до 69, т. е. на 28%, что отражает обострение конкуренции на мировом рынке образования. Представительство российских университетов в рейтинге QS World University Ranking за последние 3 года выросло с 12 до 18, т. е. на 30%. Это, конечно же, не предел, поскольку еще далеко не все университеты осознали значимость международного ранжирования и, в силу этого, даже не подают заявки в ведущие зарубежные рейтинговые агентства.

Если проанализировать расположение университетов стран группы А по географическому признаку

2011-2012 2012-2013 2013-2014

США 129 122 144

Великобритания 54 54 69

Германия 43 42 42

Франция 33 35 40

Япония 32 32 38

Австралия 25 25 31

Канада 20 22 26

Италия 19 21 26

Китай 23 23 25

Южная Корея 22 21 24

Бразилия 11 12 22

Испания 13 17 18

Россия 12 14 18

Аргентина 8 6 16

Тайвань 11 14 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нидерланды 14 13 13

Мексика 8 9 12

Индия 12 11 11

Составлено по данным QS World University Ranking 2011-2013 гг. [11]

(рис. 1), то увидим, что пока лидирующие позиции сохраняет Европа, но страны Нового Света отстают всего на 7%.

В странах же группы В (рис. 2) на долю европейских университетов приходится 46%, но последовательно набирающие рейтинговые баллы азиатские университеты (37%) уже составляют европейским сильную конкуренцию.

Методология формирования рейтинга THE World University Rankings

Еще более взыскательный рейтинг рассчитывается по методике британского издания «Times Higher Education» (THE). При участии информационной

Таблица 3

Страны группы В

Страна Кол-во университетов в рейтинге Страна Кол-во университетов в рейтинге

2011-2012 2012-2013 2013-2014 2011-2012 2012-2013 2013-2014

Турция 9 12 9 Южная Африка 5 5 7

Чили 8 6 9 Греция 6 6 6

Финляндия 8 8 9 Польша 3 4 6

Колумбия 6 5 9 Дания 6 5 5

Казахстан 5 8 9 Израиль 6 5 5

Швейцария 9 8 8 Египет 5 5 5

Индонезия 8 3 8 Португалия 5 5 5

Ирландия 8 8 8 Чехия 4 4 5

Швеция 8 8 8 Филиппины 5 4 4

Тайланд 8 7 8 Венгрия 4 4 4

Новая Зеландия 6 7 8 Норвегия 4 4 4

Австрия 8 7 7 Пакистан 4 4 4

Малайзия 8 7 7 Венесуэла 3 3 4

Бельгия 7 7 7 Румыния 2 4 4

Гонконг 6 6 7 Литва 1 1 4

Саудовская Аравия 6 7 7 Украина 1 3 4

со

о

CN

оо

J <

СО

Составлено по данным QS World University Ranking 2011-2013 [11]

Южная Америка

Рис. 1. Распределение университетов стран группы А по географическому признаку

группы «Thomson Reuters» ежегодно составляется список 400 лучших университетов мира «THE World University Rankings» [14]. Этот рейтинг считается одним из наиболее авторитетных глобальных рейтингов мировой высшей школы. При его формировании уровень достижений университетов оценивается на основании совокупных результатов статистического анализа их деятельности, данных независимого аудита, результатов ежегодного экспертного опроса представителей международного академического сообщества, а также работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах

Показатели

Южная Америка

6%

Рис. 2. Распределение университетов стран группы В по географическому признаку

и их выпускниках. Респондентами опросов являются десятки тысяч ученых из большинства стран мира. Критериями отбора этих экспертов служит наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях. Эксперт должен работать в высшей школе более 16 лет, иметь не менее 50 опубликованных научных работ; учитывается также и ряд других критериев. На сегодняшний день в 204 странах мира действуют 9080 университетов [13] из них экспертам для анализа предлагается 6000 уже отобранных университетов. В ходе опросов эксперты

Таблица 5

а THE World University rankings

№ п/п Показатель Уд. вес, %

1 Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тыс. научных журналов за пятилетний период) 32,5

2 Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества) 19,5

3 Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества) 15,0

4 Отношение защищенных диссертаций (PhD) к численности преподавательского состава 6,0

5 Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава 5,5

6 Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны) 5,25

7 Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тыс. научных журналов за пятилетний период) 4,5

8 Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся 4,5

9 Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных 3,0

10 Отношение защищенных диссертаций (PhD) к численности бакалавров, идущих на звание магистра 2,25

11 Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны) 2,25

12 Отношение количества иностранных студентов к численности местных 2,0

13 Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета 0,75

Таблица переведена с англ. Центром гуманитарных технологий [9]

выбирают лучшие, по их мнению, учебные заведения, а также рекомендуют университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. По итогам ежегодного исследования составляется рейтинг 400 лучших университетов мира. В рейтинге не учитываются университеты, которые занимаются только специфическими областями исследований или имеют менее 200 научных публикаций в год.

Оценка деятельности университетов проводится по 13 индикаторам. Перечень этих индикаторов, а также их удельный вес в рейтинговой шкале приведен в табл. 5.

Анализ рейтинга THE World University Rankings

Из табл. 5 видно, что первые три индикатора — самые весомые, они в сумме составляют 67% от интегральной рейтинговой оценки. Из этих трех показателей самый большой удельный вес приходится на цитируемость научных публикаций. В мире издается порядка 200 тыс. научных журналов, из них рейтинговых — 40 тыс., а для формирования индикатора цитируемости привлекается 12 тыс. журналов, наиболее популярных в научной среде. Еще 19,5% падает на научную репутацию университета, 15% — на его авторитет в академических кругах. Если вдуматься, то и эти показатели напрямую связаны как с количеством публикаций, так и с их качеством, научной ценностью, что является и причиной, и следствием высоких баллов по трем наиболее весомым индикаторам рейтинговой шкалы.

В перечне 400 лучших университетов мира в первую десятку вошли 7 американских и 3 английских университета. В табл. 6 показано распределение рейтинговых университетов по странам мира.

Результаты анализа распределения лучших университетов мира по странам показывают, что 40% в рейтинге устойчиво занимают университеты США

и Великобритании, на которые сегодня приходится 109 и 49 университетов, входящих в «топ 400», соответственно. Внешне незначительные колебания ежегодных показателей на самом деле отражают бурные конкурентные процессы: все страны упорно отстаивают свои позиции в ведущем мировом рейтинге. Анализ состава рейтинга ТОП 400 по тем же группам, что и для QS World University Ranking показал, что оба рейтинга имеют схожую структуру и, соответственно, рейтинговые позиции ведущих стран сохраняются. Так в рейтинге ТОП 400 2012-2013 гг. на долю стран группы А приходится 69% всех университетов, входящих в рейтинг, на долю группы В — 25%, и на долю группы С — 6% университетов.

И в рейтинге 2011-2012, и в рейтинге 2012-2013 Россия представлена двумя университетами. И если МГУ им. Ломоносова удерживается в рейтинге на протяжении всех трех лет, то СПбГУ выбыл из ТОП-400 2012-2013, зато в рейтинг в этом же году вошел НИЯУ МИФИ, но, к сожалению, смог удержать свою позицию только один год. И в итоге в рейтинге 2013-2014 Россия представлена только одним университетом. Можно много полемизировать, насколько этот рейтинг отражает объективную картину состояния российской высшей школы, но вступая в конкурентную борьбу на мировом рынке образовательных услуг, мы вынуждены осознанно принимать уже сложившиеся правила, досконально изучив методику ранжирования университетов.

Для большей наглядности составители рейтинга сгруппировали представленные в табл. 5 индикаторы в 5 укрупненных категорий:

• Обучение (Teaching) — характеристика среды обучения, включает академическую и научную репутацию университета, а также возможности обучения и дальнейшего академического развития; доля данной категории в общей рейтинговой оценке составляет 30%.

Таблица 6

рситетов по странам мира

Страна Количество университетов в рейтинге Страна Количество университетов в рейтинге

2011-2012 2012-2013 2013-2014 2011-2012 2012-2013 2013-2014

США 113 112 109 Гонконг 6 6 6

Великобритания 52 48 49 Новая Зеландия 6 6 5

Германия 22 25 26 Австрия 5 6 6

Австралия 21 19 19 Дания 5 5 5

Канада 18 19 19 Финляндия 5 5 5

Япония 16 13 11 Ирландия 5 5 5

Италия 14 14 15 Израиль 4 3 3

Нидерланды 13 13 13 Норвегия 4 4 4

Китай 10 9 10 Португалия 4 3 2

Швеция 10 10 10 Турция 4 5 5

Франция 8 12 11 Южная Африка 3 4 3

Испания 8 7 9 Бразилия 2 2 2

Тайвань 8 7 8 Польша 2 2 1

Бельгия 7 7 7 Россия 2 2 1

Южная Корея 7 6 7 Сингапур 2 2 2

Швейцария 7 8 8

Составлено по данным World University Rankings 2012-2014 [14]

• Исследования (Research) — как и категория «Обучение» является важной по своей весомости, включает в себя не только научную значимость проводимых исследований, но также доходы от этих исследований и даже уровень оплаты профессорско-преподавательского состава; доля в рейтинговой оценке, как и для категории Обучение — 30%.

• Цитируемость (Citations) — индекс цитирования научных работ — наиболее влиятельная категория в общей рейтинговой оценке — 32,5%.

• Доходы от промышленности (Industry income) — соотношение доходов от участия в инновационных проектах по заказам промышленных предприятий и численности профессорско-преподавательского состава; доля этой категории невелика — 2,5%.

• Международная репутация (International outlook) — эта категория позволяет оценить способность университета привлекать лучших сотрудников по всему миру, а также иностранных студентов. Доля этой категории, хотя и выше предыдущей, но составляет всего 5% от общей рейтинговой оценки университета. Представленный в данной работе детальный

анализ двух ведущих мировых рейтингов позволяет достаточно полно понять структуру ранжирования, расстановку сил в конкуренции на мировом рынке образовательных услуг.

Система ранжирования российских вузов

Российская научная школа дала человечеству целую плеяду выдающихся ученых в самых разных областях знаний. Центрами научной мысли являются как старейшие вузы страны, так и образованные в более поздний период. Сегодня в России насчитывается 1046 вузов (а вместе с филиалами более 3000), из них 609 — это государственные и муниципальные высшие учебные заведения, в которых обучается 5143,8 тыс. чел. и 437 — негосударственные, где получают высшее образование еще 930 тыс. чел. [1].

Система рейтингования становится востребованной и у нас. Различные организации включились в этот процесс, в результате чего появилось несколько различных рейтингов, составленных такими авторитетными организациями как: Рейтинговое агентство «Эксперт РА», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с РИА «Новости», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Федеральное агентство по образованию (ФАО), издательский дом «Коммерсант», независимое агентство «Рейтер».

Рассмотрим для примера рейтинг агентства «Эксперт РА», построенный на основе статистических показателей, а главное — опросов среди 4 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинг вузов «Эксперт РА» отражает интегральную оценку качества подготовки выпускников. Учитываются статистические параметры образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов, а также качественные характеристики, отражающие мнение

ключевых референтных групп: работодателей, представителей научного сообщества, а также студентов и выпускников наших университетов.

Для исследования были выбраны 450 российских вузов, занимавших в 2000-2012 гг. ведущие позиции в стране. В список не включались вузы творческой и спортивной направленности, а также вузы силовых ведомств. Затем, по итогам онлайн-опроса 1183 респондентов на портале Открытого Инновационного сообщества (oiu.ru), был определен перечень 130 вузов с лучшими показателями. К сожалению, запрошенные агентством необходимые для участия в ранжировании сведения о своей деятельности, предоставили только 116 из них.

Заключительным этапом подготовки рейтинга стала серия опросов, в которых приняли участие 4000 респондентов (ученые, работодатели, студенты и выпускники вузов). В результате был сформирован итоговый список 100 лучших вузов России.

Базой для ранжирования вузов является анализ следующих интегральных факторов (табл. 7).

Значение каждого из интегральных факторов определяется агрегированными показателями, складывающимися из целого ряда отдельных показателей. Так, например, интегральный фактор «качество образования» складывается из четырех равновесных агрегированных показателей: уровень преподавания, международная интеграция, ресурсное обеспечение, востребованность среди абитуриентов. В свою очередь каждый из этих показателей является суммирующим итогом отдельных индикаторов. Таким образом, чтобы сформировать оценочный показатель «качество образования», надо определить 15 отдельных индикаторов, причем только 3 из них строятся на основе опроса независимых респондентов, остальные же 12 — результат самообследования вузов. Всего для формирования рейтинга используется 43 индикатора. С одной стороны, нельзя не оценить стремление рейтингового агентства «Эксперт РА» наиболее полно раскрыть деятельность вуза, с другой же стороны — столь громоздкая многоуровневая конструкция имеет и слабые звенья. Например, одним из индикаторов качества образования является средний возраст профессорско-преподавательского состава. Это статистический показатель, используемый чиновниками сферы образования, но к качеству преподавания он имеет весьма опосредованное отношение. На взгляд авторов, идеальный возрастной баланс преподавателей — это три поколения сотрудников, где из рук в руки передаются глубокие знания, опыт, лучшие традиции альма-матер. Или взять показатель «Уровень научно-исследовательской активности вуза»: индикаторы публикуемости и цитируемости базируются на

Таблица 7

Интегральные факторы для расчета рейтинга агентства «Эксперт РА»

со

о

CN

оо

№ п/п Показатель Уд. вес, %

1 Качество образования 50

2 Уровень востребованности выпускников работодателями 30

3 Уровень научно-исследовательской активности вуза 20

J <

СО

со

о

CN

оо

J <

со

информации Scopus. Но ведь в этой базе данных, как отмечалось ранее, представлено только 300 российских научных журналов — в основном это издания по физике, математике, химии и медицине. На самом деле объем русскоязычной научной прессы несопоставимо больше и гораздо разнообразнее.

В соответствии с реалиями, учитывая мировой опыт ранжирования, для продвижения российских вузов в рейтинге QS необходимо следующее:

• закупка и поддержание в актуальном состоянии прав доступа к базам Web of Science и Scopus;

• ввод обязательств по числу статей и уровню цити-руемости в Web of Science и Scopus при внутренних конкурсах на выполнение НИР;

• стимулирование авторов статей в журналах, индексируемых в Web of Science или Scopus;

• регистрация научных журналов, выпускаемых на базе ВУЗов в Web of Science или Scopus;

• увеличение объемов изучения иностранных языков в рамках ООП ВПО, развитие программ повышения квалификации по иностранному языку [7]. Так или иначе, этот и другие рейтинги, составляемые в России — дело очень нужное и своевременное. Совершенствование структуры придет с опытом, но уже сегодня эти рейтинги несут очень важную миссию. Они возрождают дух соревновательности между университетами, становятся стимулом межвузовского научного обмена.

Для России не менее актуально участие и в международных рейтингах, поскольку реализуются на международном уровне следующие задачи:

• повышение престижа российского образования;

• признание дипломов российских вузов;

• привлечение иностранных студентов и преподавателей.

Вопросы повышения международного авторитета российской высшей школы уже становятся задачей руководителей передовых вузов. Так например, в ходе мультимедийного видеомоста «Москва - Санкт-Петербург - Томск - Лондон», посвященного результатам мирового рейтинга вузов 2013 по версии QS, проводимого Агентством РИА Новости, ректор СПбГПУ А. И. Рудской отметил, что рейтинг предопределяет успех университета и помогает решить 3 важные задачи:

1. Финансирование университета со стороны государства.

Бюджет Минобрнауки России в 2013 г. составил 391,8 млрд руб. Из них 188,7 млрд руб. выделены на вузы России. Помимо этого, в рамках поддержи программ развития ведущих университетов в 2006-2013 гг. было выделено 97,5 млрд руб. Мотивацией для достижения успеха служит дополнительная и достаточная финансовая поддержка. Так, например, на реализацию программ развития ведущих университетов в рамках программы «5-100-2020», государство выделит 9 млрд руб. сроком на пять лет, плюс распределяемые на конкурсной основе гранты на приглашение ведущих ученых, развитие инновационной инфраструктуры и кооперацию с предприятиями в части инновационных разработок. При условии получения дополнительного финансирования у вузов появляется возможность

развития НИР и НИОКР, что в свою очередь позволит расширить сферу поиска заказов на выполнение НИОКР, а также создать крупные научные центры и лаборатории, Инжиниринговые центры, 1Т-центры мирового уровня внутри вузов.

2. Академическая активность на международном

уровне.

Интернационализация практически всех видов деятельности вуза — ключевой аспект его выхода на международную арену, особенно с точки зрения рей-тингования. Мировой уровень недостижим для вуза, у которого нет иностранных студентов и преподавателей, международных образовательных программ, развитой системы академической мобильности, международных проектов. По данным Минобрнауки средний показатель численности иностранных студентов для российских вузов составляет всего 3%, в то время как у нынешних лидеров международных рейтингов этот показатель находится на уровне 10-15%. Особого внимания требуют программы академической мобильности студентов и преподавателей, численные показатели которой входят в различные рейтинги и оценки эффективности деятельности университета. По числу студентов - участников этих программ (и российских, и иностранных) в российских вузах видна устойчивая положительная тенденция. А вот деятельность по привлечению иностранных преподавателей не приносит значительных успехов. Доля иностранных НПР составляет всего 1%. Для выхода вуза на международную арену и получения достойных рейтинговых оценок необходимо увеличить все вышеперечисленные показатели по численности иностранных студентов и преподавателей, а также расширить тематику международных образовательных программ на иностранных языках и увеличить количество международных научно-образовательных центров.

3. Репутация среди работодателей.

При наличии в вузе высокотехнологичного исследовательского оборудования, компетентных ученых для разработки новых технологий, появляется возможность для активного сотрудничества на базе контрактов с различными промышленными предприятиями. Другими словами, появляется возможность интеграции промышленности и вузов. Такая форма взаимодействия позволит вузам создавать спецлаборатории для проведения НИОКР по тематике заказа, лицензировать деятельность по разработке новых технологий в рамках контракта и т. д.

Примером в успешном развитии НИУ и НИОКР может служить СПбГПУ. В ноябре 2012 г. и в мае 2013 г. были приняты решения Правительства РФ о создании в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете суперкомпьютерного центра, пиковая производительность которого составит 1 петафлопс. Стоимость проекта оценена в 1,5 млрд руб. СКЦ должен сыграть одну из ключевых ролей для получения значимых научных и инновационных результатов в рамках проекта «5-100». Сейчас в рейтинге ТОП-500 самых мощных суперкомпьютеров мира суперкомпьютер такого уровня находился бы среди 50 лучших. Для справки: суперкомпьютер «Ломоносов», разработанный для МГУ отечественной

компанией «Т-Платформы», занимает 31-е место в международном рейтинге.

Достаточно очевидно, что при широком оснащении СКЦ бессрочными коммерческими лицензиями, которые используют все ведущие промышленные фирмы, ресурсы СКЦ и имеющиеся научно-технические заделы политехников, вызовут значительный интерес у промышленных предприятий.

Помимо этого можно выделить такое направления развития для продвижения вуза в ЦБ, как активное развитие молодежной политики:

• реализация программы подготовки молодежного кадрового резерва;

• развитие бизнес-инкубаторов на базе вузов;

• организация внутренних инициативных НИР, выполняемых студентами, аспирантами и молодыми учеными;

• привлечение внешних молодых специалистов на обучение по программам повышения квалификации и аспирантуры;

• международный рекрутинг молодых перспективных специалистов [5].

Кроме того, высокая позиция в рейтинге формирует и репутацию университета в глазах абитуриентов, а значит — в приемную комиссию придет грамотная, увлеченная, амбициозная молодежь, которой можно доверить будущее страны.

Глава ЦБ Нунцио Квакварелли напомнил: «Все рейтинги ошибаются, но многие из них полезны. Университеты будут знать свои сильные и слабые стороны, смогут совершенствоваться. А для студентов определяющим фактором при выборе вуза является качество образования».

В заключение хотелось бы отметить, что в ближайшие 5-7 лет перед каждым вузом стоит задача создать новую среду — свободную, динамичную, глобально конкурентоспособную. Среду, в которую стремятся и ученые с мировым именем, и самые талантливые студенты всех стран. Потому что именно здесь престижные учебные программы, научные исследования, высокоцитируемые публикации, разработки по заказам лидеров мировой промышленности, наконец, возможность свободного общения в международной научно-образовательной среде.

Для выхода на этот уровень нужен прорыв по всем направлениям. Это мировая гонка за лучшими умами преподавателей и студентов.

Сегодня, приоритетными направлениями развития вуза для повышения конкурентоспособности и попадания в международные рейтинги являются: повышение интеллектуального потенциала вуза, привлечение ведущих ученых и преподавателей и повышение академической мобильности, поддержка молодых ученых, международное продвижение результатов научной и инновационной деятельности, наконец — достойное стимулирование преподавателей и научных сотрудников с целью повышения результативности их работы.

Перед нашими вузами стоит задача не только дотянуться до мировых стандартов, а стать лидерами мирового образовательного сообщества и самим задавать эти стандарты.

Список использованных источников

1. Федеральная служба государственной статистики. http://gks.ru.

2. Д. А. Медведев. Выступление на заседании попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета http://www.1tv.ru/news/social/244278.

3. Выпускники МГИМО — успешные бизнесмены. http://www. mgimo.ru/news/university/document238107.phtml.

4. Н. И. Гераскин, К. С. Зайцев, Э. Ф. Крючков. Совершенствование норматива соотношения профессорско-преподавательского состава и студентов в федеральных и национальных исследовательских университетах http://ecsocman.hse.ru/ data/2010/05/18/1214035133/2008-5-5.pdf.

5. О. В. Заборовская. Условия формирования, развития и восстановления человеческого капитала в регионах России: современные тенденции//Мир экономики и права, № 1-2, 2013.

6. А. И. Рудской, А. И. Боровков, С. В. Романов. Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализа-ции//Материалы XI Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007.

7. А. И. Рудской. NBIC — конвергентное инженерное образование в СПбГПУ. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2013.

8. Доклад ректора СПбГПУ А. И. Рудского на встрече с трудовым коллективом 1 сентября 2013 г.» http://www.chieim-spb.ru/ images/stories/doc/rector_report.pdf.

9. Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education — информация об исследовании. Центр гуманитарных технологий. http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info.

10. Учиться, учиться и еще раз учиться/ZTerve, № 32, август 2013.

11. QS World University Ranking. http://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-university-rankings/2012.

12. QS World University Ranking: Methodology. http://www. topuniversities.com/university-rankings-articles/world-university-rankings/qs-world-university-rankings-methodology.

13. Universities Worldwide. http://univ.cc.

14. World University Rankings 2012-2013. Times Higher Education. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012-13/world-ra.

Ranking of universities as a tool in competitive world education market D. G. Rodionov, Doctor of Economics, Professor, St.Petersburg State Polytechnical University.

0. A. Kushneva, PhD in Economics, St.Petersburg State University of Service and Economics.

1. A. Rudskaya, PhD in Economics, St.Petersburg State Polytechnical University.

This article describes and analyzes the basic methodology ^

of establishing international rankings QS World University ^

Ranking and THE World University Rankings. Also in the ,-)

paper analyzes the system of ranking Russian universities and Jo

identified priority areas for the development of universities in 3

the need to increase the international prestige of the Russian ^

higher education, as well as to improve competitiveness and o.

to enter the international ratings. z

Keywords: rating, competitiveness, methodology, Ц

university, world market. J

<

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.