АРИДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ , 2004, том 10 ,№ 21 =================--====== ХРОНИКА:
УДК 502.3
ПЯТЫЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ* ДУРБАН, ЮАР, 8-17 СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА
©2004 г. Н.Р.Данилина
Эколого-просветительский центр «Заповедники» 117218, Москва, Нахимовский пр., 32. Институт экономики, 15 эт., Россия
Введение
Пятый Всемирный Конгресс Охраняемых Территорий играет ключевую роль в переоценке значения охраняемых природных территорий (далее ОПТ) для сохранения биоразнообразия и устойчивого развития. Избрав основной темой для обсуждения «Блага сквозь границы», участники Конгресса признали недопустимость дальнейшей изоляции ОПТ от окружающих территорий (акваторий, местного населения и хозяйствующих субъектов). Участники Конгресса поставили целью распространить представление о приоритетной ценности ОПТ ддя существования общества и расширить круг лиц, вносящих вклад в территориальную охрану окружающей среды.
С момента проведения Четвертого Всемирного Конгресса Охраняемых Территорий в Каракасе (1992 г.) в территориальной охране природы достигнут немалый прогресс, а именно:
- охраняемые территории признаны ключевым звеном для воплощения принципов Конвенции по Биоразнообразию;
-с 1992 года суммарная численность ОПТ в мире и их площадь увеличились более, чем в два раза: в настоящее время под охраной находится более 12 % поверхности суши, не считая Антарктики, где режим строгой охраны распространяется еще на 10 % земной поверхности;
-число природных и природно-культурных объектов мирового наследия выросло со 101 до 172, причем необходимость параллельной охраны природных и культурных ценностей становится все более очевидной;
-во многих частях света утверждены региональные и национальные планы действий по территориальной охране окружающей среды;
-разработаны новые методики повышения эффективности управления ОПТ; -усиливается вовлечение местного и коренного населения в деятельность ОПТ; -появились новые формы управления ОПТ, усовершенствованы традиционные способы управления охраняемыми территориями;
-знания о задачах и методах охраны окружающей среды признаны цепными и необходимыми;
-Киотский протокол доработан и вступит в действие в самое ближайшее время; -успению развивается трансграничная кооперация между ОПТ, в некоторых случаях ОПТ вносят ощутимый вклад в борьбе за мир;
-созданы региональные экологические сети и коридоры, связующие воедино ранее изолированные ОПТ.
Трудности, стоящие перед ОПТ
ОПТ по-прежнему сталкиваются с множеством трудностей. Наиболее важные
* Материалы будут дорабатываться секретариатом Конгресса с учетом всех замечаний, которые Вы, уважаемые коллеги, тоже можете подать. Окончательно эти документы будут приняты в сентябре 2004 г. на Конгрессе JUCN. С оригиналом документов и с иными материалами конгресса можно познакомиться на сайте WWW/iucn.org/themes/wepa/wpc2003.
ПЯТЫЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ 107
проблемы современных охраняемых территорий перечислены ниже: -противоречие между задачами экономического развития территории и устойчивого и рационального использования природных ресурсов; -бедность, приводящая к истощению природных ресурсов;
-глобальные изменения климата, уже оказывающие непосредственное воздействие на ОПТ (на местообитания, динамику ландшафтов и экосистем, жизнедеятельность растений и животных). Необходимо срочно снизить объемы выбросов парниковых газов, одновременно проводя мероприятия для повышения упругости экосистем;
-мировая система ОПТ далека от завершения — многие регионы и экосистемы планеты до сих пор не охвачены;
-существующая очередность в создании новых ОПТ в разных регионах мира часто не отражает реальную угрозу деградации экосистем;
-некоторые экосистемы суши, акватории морей и пресных водоемов вообще не охраняются;
-продолжается вымирание видов, деградация их местообитаний и ландшафтов, нарушение природных процессов и разрушение культурных ценностей;
-строительство плотин и других барьеров, сельскохозяйственное загрязнение и стоки ухудшают качество пресной воды в реках и озерах ОПТ;
-растущий спрос на некоторые виды животных и растений и продукцию из них угрожает вымиранием целых популяций редких и исчезающих видов;
привнесенные в экосистему виды растений и животных оказывают негативное воздействие на жизнедеятельность типичных видов;
-недостаток государственного финансирования ОПТ во многих странах мира приводит к невозможности эффективного выполнения природоохранных задач;
-субсидии, другие финансовые инструменты и институциональные соглашения, заключаемые в отраслях экономики, использующих продукцию биоразнообразия, способствуют дальнейшей деградации экосистем охраняемых территорий;
-потребность в ресурсах, необходимых для эффективного управления ОПТ. не удовлетворяется, особенно в развивающихся странах;
-многие ОПТ существуют лишь на бумаге, па практике природоохранные мероприятия не проводятся;
-сложность организации ОПТ в регионах, не попадающих в юрисдикцию ни одного государства или международной организации (например, Антарктика или поверхностные воды Мирового океана);
-издержки и выгоды от организации ОПТ распределяются неравномерно. Так, местное население, как правило, несет максимум затрат и получает минимум прибыли, тогда как общество в целом получает выгоды при практически нулевых затратах;
-очень часто интересы ОПТ не учитываются при планировании развития, землепользования и ресурсопотребления на окружающих территориях. Наиболее остро эта проблема стоит в случае трансграничных ОПТ, эффективное функционирование которых требует согласования законодательства и экономического развития районов двух и более государств;
-ключевая роль ОПТ в переходе к устойчивому развитию не признана повсеместно: многие заинтересованные лица и организации по-прежнему рассматривают ОПТ как препятствие к осуществлению их непосредственной деятельности;
-многие ОПТ изолированы друг от друга, многие связи между различными ОПТ не имеют законодательного подтверждения;
-эпидемии СПИДА во многих развивающихся странах отодвигают на задний план проблемы развития ОПТ и сохранения биоразнообразия;
-коренные и малочисленные народности, молодежь, женщины и другие социальные группы недостаточно вовлечены в управление ОПТ;
-очень часто ОПТ управляются без четкой формулировки их задач, миссии и АРИДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ , 2004, том 10 ,№ 21
108 ДАНИЛИНА
принципов.
Без существования эффективной, экологически репрезентативной глобальной сети ОПТ общество лишится многих потенциальных возможностей, шансы па снижение бедности уменьшатся, а наследие, которое мы оставляем будущим поколеньям, сократится. В прошлом охраняемые природные территории были недостаточно связаны с другими сферами интересов человечества. Для достижения новых целей и задач мы должны объединить природоохранные интересы с другими потребностями человеческого общества.
Дурбапский Аккорд (Соглашение) «Глобальные обязательства перед Человечеством и ОПТ» это призыв к действию всех лиц или организаций, имеющих отношение к ОПТ, или интересующихся проблемами охраны природы. Это соглашение необходимо претворять в жизнь на всех возможных уровнях: глобальном, региональном, национальном и локальном. Для реализации соглашения необходимы четкая формулировка задач и контроль за их исполнением. Ключевая роль в этом принадлежит Всемирной Комиссии по Охраняемым Территориям Международного Союза Охраны Природы. Дурбапский Аккорд и План Действий распространяются на всех, чья деятельность в той или иной степени влияет на ОПТ, вне зависимости от их присутствия па Конгрессе. Это не проект, предназначенный к точному исполнению всеми государствами и ОПТ: участники Конгресса признают существенное различие в локальных, национальных и региональных подходах к управлению территориальной охраной природы. Это лишь предлагаемый перечень мероприятий, проведение которых увеличит общественные выгоды от ОПТ и эффективность управления последними. Этот документ не статичен: многие его положения будут изменяться и дополняться в процессе дальнейшей работы.
Существует несколько уровней реализации данного Соглашения:
Международный — деятельность институтов ООН, реализация международных конвенций и договоров;
Региональный — реализация положений региональных конвенций и соглашений;
Национальный — деятельность национальных правительств и других
заинтересованных сторон:
Локальный — деятельность местных администраций и органов самоуправления;
Власти ОПТ — деятельность всех организаций, агентств и институтов, связанных с управлением ОПТ.
На всех выше обозначенных уровнях реализация Соглашения будет осуществляться путем установления партнерских отношений между правительствами, частным сектором, бизнесом, местным населением и социальными организациями. Кроме того, Соглашением предусматривается осуществление специальных мероприятий в рамках деятельности МСОП. Все мероприятия, предложенные участниками Всемирного Конгресса Охраняемых Территорий, останутся в силе до 2004 года, когда Всемирный Конгресс по охране природы вновь рассмотрит и утвердит окончательный вариант Плана Действий по Охраняемым Территориям. В последствии, будут разработаны более подробные планы выполнения Соглашения, которые станут предметом обсуждения Совета МСОП, Секретариата Конгресса, его комиссий и членов. Эти новые документы должны будут -точнее определить все сотрудничающие стороны и учесть все изменения в планах развития экономики, торговли и землепользования, затрагивающие интересы ОПТ.
Мониторинг исполнения настоящего Плана Действий на высшем уровне будет вестись посредством сравнения достигнутых результатов с определенными ниже ключевыми задачами. В Плане Выполнения, который будет утвержден на Всемирном Конгрессе по охране природы, будут также определены индикаторы реализации поставленных ключевых задач.
В приложении к данному Плану Действий приведены рекомендации участников Пятого Всемирного Конгресса Охраняемых Территорий.
ПЯТЫЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ 109
Мероприятия сгруппированы в виде основных ожидаемых результатов, структура которых отражает основные вопросы, на которых концентрировалось внимание участников Конгресса.
Прежде всего, устойчивое развитие общества в соответствии с Планом выполнения решений ВСУР, Декларацией Тысячелетия и сохранение биоразнообразия для исполнения положений Конвенции по Биоразнообразию невозможны без объединения существующих ОПТ в единую сеть. Для достижения эгой цели Конгресс постановил добиться следующих результатов:
1. Роль ОПТ в сохранении мирового биоразнообразия должна стать ключевой.
2. Роль ОПТ при переходе к устойчивому развитию должна стать фундаментальной.
Утвержденная па Конгрессе программа предусматривает также достижение следующих специфических результатов:
3. Создание мировой системы ОПТ, существующей во взаимодействии с окружающими ландшафтами и акваториями.
4. Повышение качества и эффективности управления ОПТ на местах.
5. Признание и соблюдение прав коренных и кочевых народностей, местного населения в сфере пользования природными ресурсами и сохранения биоразнообразия.
6. Вовлечение молодых поколений в охрану природы.
7. Существенное усиление общественной поддержки ОПТ.
8. Совершенствование механизмов управления ОПТ на основе использования как традиционных, так и инновационных подходов.
9. Значительное увеличение ресурсов ОПТ до достижения ими объемов адекватных потребностям.
10. Информирование населения о значении и выгодах охраняемых территорий.
FIFTH WORLD CONGRESS OF PROTECTED AREAS DURBAN, REPUBLIC OF SOUTH AFRICA, 8-17 SEPTEMBER 2003
© 2004. N.R. Danilina
Ecological Enlightened Centre "Reserves" 117218, Moscow, 32, Nakhimovsky prosp., Russia
The Fifth World Congress of Protected Natural Areas (PNA) has stated that stable development of the society in accordance with the plan of fulfillment of the VSYR and Declaration of Millennium decisions, as well as biodiversity conservation in pursuance of Convention for Biodiversity provisions is impossible without combining the existing PNA into the united network. To gain this objective the Congress considers necessary to solve the following problems:
1. PNA should play the key role in conservation of the world biodiversity.
2. In transition to the stable development, the main role should belong to PNA.
The Congress has approved the program that envisages the following specific achievements:
3. Establishment of the world PNA system to exist in cooperation with the surrounding landscapes and water areas.
4. Increase in quality and efficiency of PNA management at the local level.
5. Recognition and respect to the rights of the indigenous and nomadic peoples, local population in the sphere of use of natural resources and conservation of biodiversity.
6. Involvement of young generations into conservancy.
7. Considerable increase of public support to PNA.
8. Perfection of PNA management techniques on the basis of both traditional and innovation approaches.
9. Significant growth of the PNA resources in order to gain the scope adequate to the needs.
10. Providing people with the information on significance and benefits of the protected areas.