Научная статья на тему 'Пятикомпонентная модель психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности'

Пятикомпонентная модель психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА НА ИЗМЕНЕНИЯ / ЭТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА / ПОЗИТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ НОВШЕСТВ ИЗВНЕ / ГОТОВНОСТЬ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION / AN INNOVATOR / ORIENTATION OF THE STAFF TO CHANGES / ETHICAL READINESS OF THE STAFF / POSITIVE PERCEPTION OF THE CONDITIONS OF INNOVATIONAL ACTIVITY / READINESS FOR ASSIMILATING INNOVATIONS FROM THE OUTSIDE / READINESS FOR USING CULTURAL METHODS OF INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разуваева Татьяна Николаевна

В статье представлена авторская модель психологической готовности педагогического коллектива к деятельности, направленной на развитие образовательной системы школы. Выделена структура данной модели, описаны ее составляющие. Общая готовность педагогического коллектива быть субъектом инновационной деятельности рассматривается как функция его потенциальной активности и потенциальной эффективности, определяющих готовность коллектива к активности в инновационной деятельности и использование в ней научных средств и способов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A five component model of psychological preparedness of a teaching staff for innovation

The article presents the author`s model of psychological preparedness of a teaching staff for activity aimed at developing the educational system of school. The structure and the components of the model are described. The general readiness of the teaching staff to be innovators is considered as a function of its potential activity and effectiveness, which define the preparedness of the staff to active innovation and using scientific means and methods in it.

Текст научной работы на тему «Пятикомпонентная модель психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности»

ББК 74.204 УДК 373.1 Р 17

Т.Н. РАЗУВАЕВА

ПЯТИКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

T.N. RAZUVAYEVA

A FIVE COMPONENT MODEL OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF A TEACHING STAFF FOR INNOVATION

В статье представлена авторская модель психологической готовности педагогического коллектива к деятельности, направленной на развитие образовательной системы школы. Выделена структура данной модели, описаны ее составляющие.

Общая готовность педагогического коллектива быть субъектом инновационной деятельности рассматривается как функция его потенциальной активности и потенциальной эффективности, определяющих готовность коллектива к активности в инновационной деятельности и использование в ней научных средств и способов.

The article presents the author's model of psychological preparedness of a teaching staff for activity aimed at developing the educational system of school. The structure and the components of the model are described.

The general readiness of the teaching staff to be innovators is considered as a function of its potential activity and effectiveness, which define the preparedness of the staff to active innovation and using scientific means and methods in it.

Ключевые слова: инновационная деятельность, субъект инновационной деятельности, ориентированность коллектива на изменения, этическая готовность коллектива, позитивность восприятия условий инновационной деятельности, готовность к восприятию новшеств извне, готовность к использованию культурных способов управления инновационной деятельностью.

Key words: innovation, an innovator, orientation of the staff to changes, ethical readiness of the staff, positive perception of the conditions of innovational activity, readiness for assimilating innovations from the outside, readiness for using cultural methods of innovation management.

Готовность педагогического коллектива быть эффективным субъектом инновационной деятельности определяется тем, в какой мере в его социально-психологической структуре сформированы отношения, необходимые и достаточные для активного включения учителей в эту деятельность на всех ее уровнях и максимального использования ими существующих возможностей для обеспечения ее эффективности. Мы выделяем пять типов таких отношений:

1. К потребностям развития школы в целом и отдельных ее частей.

2. К принятию на себя ответственности за решение задач развития школы в целом и отдельных ее частей.

3. К существующим в школе условиям, с точки зрения возможностей реализовать в инновационной деятельности свои ценностные ориентации и избегать нежелательных последствий своего участия в ней.

4. К использованию существующих в культуре способов решения задач управления инновационной деятельностью.

5. К использованию существующих вовне разработок для улучшения образовательной деятельности в школе.

Отношение учителя к потребностям развития образовательной деятельности школы или собственной педагогической деятельности осуществляется в форме субъективной оценки соответствия этой деятельности тому, какой она должна быть. Здесь возможны разные варианты субъективных оценок от признания полного соответствия и отсутствия потребности в изменениях до признания необходимости радикальных изменений.

Выделяя в образовательной системе школы три уровня: уровень системы в целом, уровень ступеней образования (уровень подсистем) и уровень индивидуальной деятельности учителей (уровень единиц образовательной деятельности), мы тем самым дифференцируем отношение учителей к необходимости изменений в школе. Одни учителя могут считать, что во всех своих компонентах и на всех уровнях образовательная система не нуждается в изменениях или нуждается в небольших изменениях. Другие учителя могут критически оценивать образовательную деятельность школы в целом и одновременно считать, что их собственная деятельность полностью соответствует тому, что должно быть и не нуждается в совершенствовании. Различия в степени критичности оценок определяют различия в ориентированности учителей на развитие школы в целом, ее частей и собственной деятельности.

Учителя, не ориентированные или слабо ориентированные на развитие, не будут активными субъектами инновационной деятельности. Они могут в ней участвовать, если это позволит реализовать какие-то их мотивы, но сами результаты инновационной деятельности для них не будут иметь ценности. В идеальной социально-психологической структуре педагогического коллектива (в структуре идеального коллектива) все учителя ориентированы на развитие как образовательной системы школы в целом и ее частей, так и собственной деятельности.

Однако признание необходимости изменений не означает принятия на себя ответственности за их осуществление. Признавая необходимость качественных изменений в образовательной системе школы, учитель может полагать, что решать, какими должны быть эти изменения, планировать их должна администрация школы. Он будет считать себя ответственным только за совершенствование собственной деятельности. При такой ориентации учитель будет выступать субъектом изменений своей педагогической деятельности, а при реализации планов развития школы, он может выступать только как исполнитель даваемых руководством заданий. Определяя желаемую для себя роль в решении задач управления инновационной деятельностью на разных уровнях, учитель тем самым определяет уровень своей ответственности. Субъектом инновационной деятельности он будет только на тех уровнях, на которых готов принять на себя ответственность за решение совместно с другими учителями и администрацией соответствующих управленческих задач. В структуре идеального коллектива все учителя считают необходимым для себя участвовать в решении задач управления инновационной деятельностью на всех ее уровнях.

Осознание необходимости изменений в образовательной системе школы и готовность принять ответственность за решение задач управления изменениями - условия для активного участия учителя в инновационной деятель-

ности необходимые, но недостаточные. Если существующие в школе условия будут оцениваться учителями как неблагоприятные для участия в инновационной деятельности, то это будет негативно влиять на их инновационную активность. Например, учителя могут считать, что администрация не заинтересована в том, чтобы они участвовали в управлении, или что администрация неадекватно и несправедливо оценивает вклад разных учителей в результаты инновационной деятельности, или что эта деятельность требует чрезмерного физического и психического напряжения. В таких случаях активность участия учителей в инновационной деятельности может снижаться и даже может стать нулевой. В идеальной психологической структуре педагогического коллектива все учителя оценивают существующие в школе условия как весьма благоприятные для своего участия в инновационной деятельности, дающие возможность реализовать в ней свои ценностные ориентации и избежать чрезмерного напряжения и негативных переживаний.

Мы полагаем, что сочетание всех трех компонентов: осознания необходимости изменений в образовательной системе школы и готовности принять ответственность за решение задач управления изменениями на всех уровнях, оценивания существующих в школе условий как благоприятных для инновационной деятельности, - является достаточным условием для высокой активности участия учителей в инновационной деятельности.

Однако, как показывает практика, активность участия учителей в инновационной деятельности еще не гарантирует ее эффективности.

Для характеристики педагогического коллектива с точки зрения того, в какой мере отношение его членов к потребностям развития школы в целом и отдельных ее частей соответствуют социально психологической структуре идеального коллектива, нами введен параметр ориентированность на изменения.

Для характеристики педагогического коллектива с точки зрения того, в какой мере отношение его членов к принятию на себя ответственности за решение задач развития школы в целом и ее отдельных частей соответствуют социально-психологической структуре идеального коллектива, введен параметр этическая готовность.

Для характеристики педагогического коллектива с точки зрения того, в какой мере отношение его членов к существующим в школе мотивационным условиям соответствует социально-психологической структуре идеального коллектива, введен параметр позитивность восприятия условий инновационной деятельности.

Для характеристики педагогического коллектива с точки зрения того, в какой мере отношение его членов к использованию существующих в культуре способов решения задач управления инновационной деятельностью соответствуют социально-психологической структуре идеального коллектива, введем параметр готовность к использованию культурных способов управления инновационной деятельностью.

Для характеристики педагогического коллектива с точки зрения того, в какой мере отношение его членов к использованию существующих вовне разработок, для улучшения образовательной деятельности в школе соответствуют социально психологической структуре идеального коллектива, введен параметр готовность к восприятию новшеств извне.

Ориентированность на изменения, этическая готовность и позитивность восприятия условий, мы рассматриваем как факторы, определяющие готовность коллектива к активности в инновационной деятельности, или иначе, как потенциальную инновационную активность коллектива.

Готовность к использованию культурных способов управления инновационной деятельностью и готовность к восприятию новшеств извне мы рассматриваем как факторы, определяющие потенциальную эффективность коллектива как субъекта инновационной деятельности.

Таким образом, в нашей концептуальной модели мы определяем общую готовность педагогического коллектива быть субъектом инновационной деятельности (ГИД), как функцию его потенциальной активности и потенциальной эффективности.

ГИД = / (ПИА, ПЭ),

где: ГИД - показатель готовности коллектива быть субъектом инновационной деятельности;

ПИА - показатель потенциальной инновационной активности коллектива; ПЭ - показатель потенциальной эффективности коллектива.

В свою очередь, потенциальная инновационная активность коллектива есть функция ориентированности на изменения, этической готовности и позитивности восприятия условий.

ПИА = / (ОИ, ЭГ, ПВУ),

где: ОИ - показатель ориентированности коллектива на изменения; ЭГ - показатель этической готовности коллектива;

ПВУ - показатель позитивности восприятия условий инновационной деятельности.

На рисунке 1 представлена общая структура параметров готовности коллектива к инновационной деятельности.

Рис. 1. Структура параметров готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности

Если ввести трехуровневую шкалу оценки каждого из параметров готовности коллектива к активности в инновационной деятельности, то в этом случае параметры ОИ, ЭГ, ПВУ могут принимать три значения: высокий, средний, низкий. В зависимости от сочетания значений параметров готовности коллектива к активности в инновационной деятельности можно выделить 27 типов социально-психологических структур инновационной деятельности: ВВВ, ВВН, ВВС, ВНВ, ВНН, ВНС, ВСВ, ВСН, ВСС, НВВ, НВН, НВС, ННВ, ННН, ННС, НСВ, НСН, НСС, СВВ, СВН, СВС, СНВ, СНН, СНС, ССВ, ССН, ССС.

В качестве идеальной структуры мы рассматриваем структуру типа ВВВ. Мы предполагаем, что чем ближе реальная структура коллектива к идеальной, тем будет более высокой инновационная активность коллектива при схожих внешних условиях деятельности.

Потенциальная эффективность коллектива есть функция готовности к использованию культурных способов управления инновационной деятельностью и готовности к восприятию новшеств извне.

ПЭ = / (ГИС, ГВН),

где: ГИС - показатель готовности к использованию культурных способов

управления инновационной деятельностью;

ГВН - показатель готовности к восприятию новшеств извне.

Если ввести трехуровневую шкалу оценки каждого из параметров потенциальной эффективности инновационной деятельности ГИС и ГВН, то в зависимости от сочетания значений этих параметров можно выделить 9 типов социально-психологических структур инновационной деятельности: ВВ, ВС, СН, СВ, СС, СН, НВ, НС, НН.

Идеальной социально-психологической структуре инновационной деятельности коллектива соответствует тип ВВ.

Максимальной готовностью к инновационной деятельности, по нашей гипотезе, обладает коллектив типа ВВВВВ, а минимальной - типа ННННН.

Помимо показателей готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, мы выделяем в нашей модели комплекс параметров, характеризующих однородность структуры отношений членов коллектива к различным аспектам инновационной деятельности в школе.

Структура отношений будет однородной при высоком и низком значениях ГИД. В первом случае в педагогическом коллективе будет полностью сформированная социально-психологическая структура инновационной деятельности, а во втором случае она будет отсутствовать совсем или же будут существовать некоторые ее фрагменты. При средних значениях ГИД социально-психологическая структура может быть как однородной, так и в разной степени неоднородной. В однородной структуре у членов педагогического коллектива будут близкие отношения к участию в инновационной деятельности, роли учителей в ней, к использованию существующих в культуре способов решения задач управления инновационной деятельностью, к использованию существующих вовне разработок. Но эти отношения лишь частично будут соответствовать отношениям в социально-психологической структуре идеального коллектива. Например, все или основная масса учителей могут быть готовыми совершенствовать свою собственную деятельность, но считать, что задачи развития школы в целом должна решать только администрация. В неоднородной структуре какая-то часть учителей готова участвовать в управлении инновационной деятельностью в полном объеме, какая-то - лишь частично, а какая-то - в лучшем случае готова участвовать в инновационной деятельности только в качестве исполнителей.

Знание степени однородности социально-психологической структуры инновационной деятельности педагогического коллектива важно для руководства школы, стремящегося использовать творческий потенциал своего коллектива и развивать его. В зависимости от степени однородности ориентаций учителей администрация школы по-разному должна будет выстраивать стратегию развитию коллектива. Для характеристики однородности социально-психологической структуры педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности введем следующие параметры:

- однородность отношения к потребностям развития школы в целом и отдельных ее частей (ЕОР);

- однородность отношения к принятию на себя ответственности за решение задач развития школы в целом и ее отдельных частей (ЕЭГ);

- однородность отношения к существующим в школе условиям, с точки зрения возможностей реализовать в инновационной деятельности свои ценностные ориентации и избежать нежелательных последствий своего участия в ней (ЕПВУ);

- однородность отношения к использованию существующих в культуре способов решения задач управления инновационной деятельностью (ЕГИС);

- однородность отношения к использованию существующих вовне разработок для улучшения образовательной деятельности в школе (ЕГВН).

Проверка данной модели в 32 образовательных учреждениях Москвы, Анапы, Геленджика, Краснодара, Ставрополя, Сургута показала, что:

1. Готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности, определяемая как функция: ориентированности на изменения, этической готовности, позитивности восприятия условий инновационной деятельности, готовности к использованию культурных способов управления этой деятельностью и готовности к восприятию новшеств извне значимо влияет на инновационную активность педагогических коллективов и их эффективность.

2. Чем ближе социально-психологическая структура коллектива к идеальной с точки зрения сформированности отношений: к потребностям развития школы в целом и отдельных ее частей; к принятию на себя ответственности за решение задач развития школы в целом и ее отдельных частей; к существующим в школе условиям, с точки зрения возможностей реализовать в инновационной деятельности свои ценностные ориентации и избегать нежелательных последствий своего участия в ней; к использованию существующих в культуре способов решения задач управления инновационной деятельностью; к использованию существующих вовне разработок, для улучшения образовательной деятельности в школе, тем выше готовность коллектива к инновационной деятельности.

3. Наибольшую инновационную активность проявляют педагоги, критично оценивающие состояние существующей в школе образовательной системы, готовые принимать на себя ответственность за решение всех задач развития школы и позитивно оценивающие благоприятность существующих условий для участия в инновационной деятельности.

4. Различия в используемых способах и средствах инновационной деятельности определяются различиями в готовности к использованию культурных способов управления этой деятельностью и готовности к восприятию новшеств извне.

Разработанная пятикомпонентная модель готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности и инструментарий ее оценки способны служить эффективным средством анализа способности педагогических коллективов школ к активному и продуктивному участию в решении задач развития школы и разрабатывать программы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.