B.A. MYSHLYAVTSEV
THE RUSSIAN AND THE TUVINIAN: IMAGE OF THE «ALIEN». THE PROBLEM OF CULTURE INTERACTION
The work is initiated by the research about ethnic heterostereotypes formed within Tuvinian and Russian standard culture in the context of ethnic culture interaction.
The author believes the Russian impact upon the subsystems of Tuvinian culture is not so significant; actually, it does not have much influence within its standard sphere. The work points out the fundamental differences within the standard sphere for both: the Russians and Tuvinians, which in their turn preserve their opposition to each other. The variety of common culture standards for the Russian and the Tuvinian does not contribute to the integration inside the poly-ethnic society of Tyva Republic; sometimes it even leads to the situations when characteristic «role» expectations come into contradiction. Nevertheless the tolerance that has recently formed itself upon the level of real personal interaction is able to help the process of formation for poly-ethnic society of Tyva.
В.А. БУРНАКОВ (Новосибирск)
ПЯТИДЕСЯТНИКИ В ХАКАСИИ*
Конец XX в. в истории России знаменуется кардинальными изменениями, произошедшими во всех сферах общественной жизни, в том числе и духовной. Одной из главных причин их возникновения явился распад СССР и крах коммунистической идеологии, определявшей функционирование всего общества. Образовавшийся идеологический «вакуум» стал «заполняться» ценностями, ранее чуждыми российской действительности и характерными для западных стран, в том числе и США.
В настоящее время в нашей стране широко распространяются всевозможные конфессии и псевдорелигиозные организации, в том числе и протестантского толка, которые на практике преследуют далеко не всегда духовные цели. Часто они служат прикрытием для деятельности ищущих быстрого обогащения криминальных лиц, полулегальных группировок, а порой и иностранных спецслужб. Рассматривая Россию как «миссионерскую целину», сюда устремились многочисленные миссионеры и проповедники десятков зарубежных церквей, миссий и других религиозных организаций. Практически не ограниченная законом свобода религиозной деятельности позволила им развернуть бесконтрольную работу, направленную на дезинтеграцию духовного единства народов России и формирование у населения страны чуждых духовных ценностей. В ряде случаев деятельность этих «миссионеров» и вовсе не имеет ничего общего с религией, нося чисто коммерческие, меркантильные и иные неблаговидные цели.
Необходимо отметить, что некоторые течения протестантизма (Пятидесятниче-ство, Свидетели Иеговы и др.) были известны в России еще в начале XX столетия. Однако такого масштабного распространения, которое они получили в 1990-х гг., в истории России еще не было. Данное явление не обошло стороной и коренные народы Сибири, к которым относятся хакасы. Идеология протестантизма оказывает неоднозначное влияние на хакасский этнос и его культуру. В нашей работе мы рас-
*
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 04-01-00468 «а» «Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность»
смотрим лишь организацию пятидесятников: историю ее возникновения в Хакасии, а также воздействие на этническое сознание и культуру хакасов.
Впервые организация пятидесятников появилась на территории Хакасии в г. Черногорске в 1953 г. Возникновение организации связано с деятельностью Григория Лаврентьевича Ващенко, ставшего старшим пресвитером пятидесятников Красноярского края и Кемеровской области.1
Г.Л. Ващенко прибыл в г. Черногорск из г. Анжеро-Судженска Кемеровской области с целью распространения «учения Христа». В Черногорске им были вовлечены в веру ближайшие родственники. А уже «в 1954 году группа пятидесятников в Черногорске насчитывала до 30 человек. Эта группа регулярно проводила сборища на частных квартирах сектантов, привлекала на моления новых людей, и вовлекала их в секту2.
Как мы видим, быстрый рост группы пятидесятников во многом был обусловлен энергичностью и волевыми качествами лидера - Г.Л. Ващенко, а также его сподвижников - П.Е. Подгорного, В.З. Шандро, А.А. Миллера, Ф.Я. Руц, Л.К. Немчинского, А.С. Волошина.3 Увеличение числа единомышленников, как указывалось выше, первоначально шло за счет близких знакомых и родственников, в том числе и детей. Безусловно, воспитание в религиозном духе очень сильно отражалось на их детях, которым активно прививались религиозные нормы, их обязывали посещать собрания. Из материалов КГБ читаем: «Так, 3 января текущего года на молении в квартире у сектанта Коробова присутствовали ученики 3 класса школы №4 гор. Черногорска Моргачева Галя - 10 лет и Федосов Витя - 10 лет»4. Дети были обязаны строго соблюдать религиозные предписания. «На сборищах вместе с родителями участвовали их дети дошкольного и школьного возраста. Дети выполняли все религиозные обряды, как сектанты вели себя в школе, на уроках пения пели религиозные псалмы, не участвовали в детских играх, самодеятельности, общественных мероприятиях»5.
Нередко для обращения в веру своих детей ими применялись физические меры. «Своих детей сектант А. Волошин довел до исступления. Они заикаются. Ф. Руц избивает сына, пытаясь обратить его в свою веру, вопреки желаниям матери мальчик несколько раз убегал из дома»6. Как уже указывалось, жизнь детей верующих была регламентирована системой запретов. «Так, пятидесятники Глызин, Ващенко Харитон, Шевченко запрещают детям ходить в клуб, в Дворец пионеров, участвовать в демонстрациях, заниматься физкультурой, смотреть кинофильмы, подвергая детей за непослушание жестокому избиению»7. Протестанты жестко пресекали проявления интереса к «мирской», в том числе и к коммунистической идеологии в виде различных ее атрибутов. Родители-пятидесятники запрещали своим детям надевать пионерские галстуки, как символы антирелигиозности и сатанизма. «Если любишь детей, не позволяй им надевать «бесовский ошейник», - поучал Г. Ващенко - руководитель секты пятидесятников в г. Черногорске, Т.П. Воропаеву, узнав, что ее дети хотят вступить в пионеры»8.
Нелегальные сходки, вовлечение новых лиц в организацию и особенно детей, призывы проповедников к отказу от службы в Советской Армии, не брать в руки оружие вызвали со стороны органов власти адекватную реакцию. Верующих начинают привлекать к уголовной ответственности. Один из первых громких судебных процессов прошел в 1954 г. Это было связано с тем, что «по религиозным убеждениям отказались служить в Советской Армии пятидесятники Миллер Андрей Рудольфович, Левандовский Людвиг Германович и Волошин Анатолий Сергеевич. Они были осуждены... Всего отказалось от службы в Советской Армии 4 пятидесятника»9. Стоит отметить, что данная репрессивная мера в определенной степени повлияла на поднятие авторитета осужденных среди верующих, прежде всего это проявилось в том, что многими людьми (в том числе неверующими) им был приписан ореол «мучеников за веру». По отбытии наказания они получили новый, более вы-
сокий сан в иерархической лестнице организации. Все это в определенной степени способствовало популяризации пятидесятничества.
Постепенно организация начинает расширять сеть своих общин, так, например, в 1958-1960 гг. «активом черногорской секты пятидесятников, вновь созданы группы пятидесятников в селе Очурах, Алтайского района и поселке Майне, Бейского района, Дзержинске (Сора)»10.
Одним из эффективных способов зарабатывания денег и одновременно ведения проповеднической деятельности являлась организация строительных бригад. Как правило, они создавались в летнее время и работали в колхозах Хакасии. В эти бригады зачастую включались не только местные пятидесятники, но также верующие из других городов, в частности из Анжеро-Судженска и Канска11. Как сообщалось в докладной записке начальника отдела УКГБ по Красноярскому краю в Хакасской автономной области П. Забатурина: «Шабашничество в колхозах Хакасии не только дает высокие заработки сектантам-пятидесятникам, но и создает благоприятные условия для распространения своего влияния среди населения, в какой-то степени оправдывает их паразитический образ жизни, и дает им много свободного времени на зимние месяцы, когда они активизируют свою работу»12. Часть заработанных ими денег шла в фонд своей организации и использовалась руководителями на разъезды миссионеров и другие нужды секты. Так, «После работы в колхозе «12 лет Октября» с 10 августа по 26 октября Ващенко Г.Л. выезжал по делам секты в Краснодарский и Ставропольский края, в Джамбульскую и Алма-Атинскую области Казахской АССР, в Кабардинскую АССР. С 6 декабря 1959 года по 10.01.1960 г. Ващенко посетил пятидесятников в Кемеровской области и в г. Канске Красноярского края»13. В результате активной деятельности численность пятидесятников возрастает, так в 1961 г. их уже насчитывалось до 150 чел.14 Для пресечения дальнейшего роста численности верующих государство начинает применять репрессивные меры по отношению к ним. В июне 1961 г. арестованы и осуждены по статье 227 УК РСФСР за «посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов» пресвитер Г.Л. Ващенко и его помощник А.А. Миллер и другие. В г. Черногорске был проведен открытый судебный процесс, который был снят Абаканской студией телевидения и демонстрировался телецентром. Подсудимые были приговорены к пяти годам тюремного заключения. После ареста лидеров секту возглавили проповедники П.Е. Подгорный, Н.А. Кудашкин, Л.К. Нем-чинский, А.С. Волошин. Несмотря на предупреждения со стороны органов власти они продолжали проводить религиозные собрания с привлечением в них детей. А в октябре-ноябре 1961 г. весь актив секты был осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей и пять лет ссылки каждый. Трое видных членов организации: И.П. Подгорный, И.П. Куяров, Ф.Ф. Руц были высланы за пределы Хакасии. Всего было репрессировано 16 чел. - руководителей-проповедников. С применением репрессивных мер значительно активизировалась массово-разъяснительная работа. Проводились собрания рабочих по предприятиям и учреждениям для мобилизации общественности «на борьбу с сектантами и отрыва рядовых членов сектантских групп». Общественность и народные дружинники препятствовали проведению религиозных собраний и сходок. В г. Черногорске и рабочих поселках проводились атеистические вечера, собрания трудящихся с докладами и лекциями о «реакционной сущности сект», на конкретных примерах разоблачались «враждебные, изуверские, антиобщественные действия сектантов». В 1961-1962 гг. в г. Черногорске были прочитаны лекции и доклады на научно-атеистические темы, было проведено восемь вечеров. Научно-атеистическую работу проводило более 100 лекторов-атеи-стов. При горкоме КПСС была создана школа агитаторов-атеистов, в которой занималось 30 чел. Принимались меры по усилению атеистического воспитания детей. Дети сектантов были взяты на учет. Учителя проводили с ними индивидуальную работу, посещали квартиры, «разоблачали факты насильственно-
го принуждения детей посещать молитвенные сборища, соблюдать религиозные обряды». Дела о «вредных действиях сектантов» более 20 раз рассматривались в общественных судах. Несмотря на предпринятые меры, верующие продолжали проводить свои службы, и тогда административные органы провели в г. Черногорске три показательных судебных процесса. Суд приговорил «главарей секты» к тюремному заключению15.
На страницах областных газет, а также в передачах по радио и телевидению регулярно освящались вопросы научно-атеистической пропаганды. За 1962-1963 гг. в областных газетах было опубликовано 76 подборок на данную тему, а также было организовано 14 радио-телепередач на «научно-атеистические темы». Редакция телевидения и общество «Знание» выпускали журнал «Клуб атеистов». Были созданы научно-методические советы по атеизму. В клубах, домах культуры и библиотеках создавались «уголки атеистов», где в помощь лекторам и агитаторам была подобрана соответствующая литература и наглядные пособия. Областная и краевая телестудии подготовили два документальных фильма, «разоблачающих антиобщественные, изуверские действия сектантов»!6. «По фактам антиобщественной деятельности пятидесятников г. Черногорска был создан короткометражный фильм»!7.
Результатом принятых мер явилось сокращение численности пятидесятников до 79 чел. 17 из них порвали отношения с сектой и включились в общественную жизнь. Многие активисты-пятидесятники были привлечены к уголовной ответственности, а также высланы из г. Черногорска. Деятельность Очурской, Знаменской и Дзержинской групп пятидесятников значительно ослабла, хотя черногорская община продолжала свою деятельность. Осужденные в ноябре 1962 г. руководители группы: М.Е. Кротов, А.А. Тевс, П.Л. Сотников, В.Ф. Ярощук, А.Р. Мацук «организовывали сборища сектантов, и осуществляли руководство этими сборищами. В проповедях на сборищах они призывали к непризнанию Советского законодательства, к отказу от службы в Советской Армии, к неисполнению других гражданских обязанностей, а также продолжали работу по вовлечению в секту новых членов»!8.
Особого внимания заслуживает тот факт, что часть пятидесятников во главе с Г.Л. Ващенко организовывали кампанию за право на выезд из СССР по религиозным мотивам. Одним из активных и фанатичных участников этой кампании являлся Петр Павлович Ващенко. Начиная с 1962 г., он «развернул активную переписку с различными правительственными инстанциями Советского Союза о выезде за границу и, в частности, в государство Израиль»19. В течение 1962 г. П.П. Ващенко дважды выезжал в Москву и пытался установить контакт с иностранными посольствами по вопросу выезда за границу. 14 декабря 1962 г. П.П. Ващенко был заключен под стражу20. В январе 1963 г. группа пятидесятников обратилось в посольство США с целью легализовать организацию и выехать за границу21. Однако положительных результатов на тот момент им не удалось получить. Несмотря на аресты, попытки выезда за границу не прекращались. В 1978 г. Лидия Петровна Ващенко -племянница Г.Л. Ващенко с шестью другими членами семьи Ващенко вошла в здание посольства США, с заявлением о желании эмигрировать. Семье Ващенко отвели комнату в подвале посольства, где они провели в добровольном заточении 5 лет. В 1983 г. советские власти дали им разрешение на выезд.
В целом, положение пятидесятников в Хакасии, как «нелегальной секты» оставалось до 1991 г. Падение коммунистического режима дало свободу деятельности религиозным организациям. С 1990-х гг. начинается активизация деятельности общин пятидесятников. С этого времени усиленно начала о себе заявлять религиозная организация церкви христиан веры Евангельской «Прославления», во главе которой встал пастор Руслан Николаевич Белосевич. Он развернул широкую миссионерскую деятельность на территории Хакасии. Столицу республики - г. Абакан стали регулярно посещать зарубежные миссионеры. Летом 1991 г. в течение трех дней на стадионе «Саяны» перед многотысячной публикой были устроены еван-
гельские проповеди канадского миссионера Питера Янгрена, включавшие в себя «чудеса исцеления».
У церкви «Прославления» одним из способов привлечения внимания к себе является благотворительная деятельность. Членами организации были основаны реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков. При церкви было создано «Духовное образовательное учреждение «Библейская школа», директором которого является пастор Р. Н. Белосевич. Это учреждение готовит будущих миссионеров. Необходимо отметить, что данную организацию отличает стремление к активному и регулярному сотрудничеству с представителями органов государственной власти и местного самоуправления. Немаловажным является и тот факт, что пятидесятники пользуются достаточно большой популярностью среди молодежи. Лидеры организации стремятся привлечь в свои ряды как можно больше молодых людей, которые составляют около 2/3 всей численности верующих. В большей степени молодежь в церкви «Прославления» привлекает «модернизированные» формы верования в Христа, органично сочетающиеся с интересным проведением досуга. Главным образом, это проявляется в совмещении музыкальной, концертной деятельности с религиозным служением (аналог дискотек, но с христианским уклоном). Весьма заманчивым для молодежи является возможность побывать не только в городах России, но и за рубежом. Большой интерес также вызывает практика «исцеления верой» и возможность реализоваться на «духовном поле». Внимание церкви к молодежи во многом определяется коммерческими интересами, которые занимают центральное место в деятельности этой организации. «Молодые, энергичные люди быстрее смогут заработать для церкви денег, нежели старики» [ПМА].
Общины пятидесятников появились не только в городах, но и в районных центрах. В 1990-х гг. создается филиал церкви «Прославления» в с.Аскиз - населенном пункте, характеризующемся компактным проживанием этнических хакасов. Основной состав верующих составляют молодые люди 15-40 лет. Больше половины составляют этнические хакасы.
В Хакасии также существует другая организация пятидесятников, именуемая «Организацией христиан веры евангельской «Церковь Христа Спасителя». «Материнская» церковь абаканской общины находится в г. Минусинске Красноярского края. «Дочерняя» церковь в Хакасии была создана сравнительно недавно, в середине 1990-х гг. Собственное помещение у них отсутствует. Общие собрания проводятся раз в неделю по субботам в арендуемом помещении Дома Культуры «Железнодорожный». Абаканские пятидесятники нередко выезжают в головную церковь в г. Минусинск. Такие поездки обычно совершаются во время христианских праздников (Троица, Пасха и др.). Общая численность членов этой церкви в Абакане около 30 человек, из которых 1/3 составляют этнические хакасы. Помимо общего собрания «духовные встречи» проходят по ячейкам. «Церковь Христа Спасителя» в Абакане состоит из трех ячеек: хакасской, русской и цыганской. На ячейках члены этой организации собираются в домах верующих.
Как и любая христианская деноминация, пятидесятники претендуют на монополию «единственно верного разумения Слова Божьего». Их учение о Церкви, образно говоря, зиждется на четырех столпах:
1) рождение свыше;
2) крещение Духом Святым;
3) исцеление верою во Иисуса Христа;
4) тысячелетнее царство Христа со своими избранниками.
Влияние пятидесятников на коренной этнос можно оценить двояко. Положительными моментами являются:
1. Жесткое пресечение употребления наркотических средств и алкогольных напитков, запрет табакокурения. Данный факт является значимым и актуальным для хакасов. В современной ситуации при массовой алкоголизации сельских жителей
отдаленных населенных пунктов из числа коренного населения, неприятие вредных привычек верующими вызывает симпатию у многих людей.
2. Законопослушность.
3. Этническая и расовая терпимость.
Негативными чертами воздействия на этническую культуру хакасов являются:
1. Активная нивелировка этнического сознания, разрушение этнической культуры, что проявляется в полном отказе от традиционных экологических воззрений. «Мы должны почитать творца, а не его творение - природу! Логичнее почитать самого художника, а не картину, написанную им!» [ПМА]. На вопрос об отношении к собственной традиционной культуре этническая хакаска-пятидесятница (45 лет) ответила: «Моя цель - быть только с Богом, а о хакасской культуре я даже слышать не хочу. И что бы ни было, я буду только с Богом. Я и раньше, в молодости не любила эту культуру. А сейчас, я даже и слышать не хочу. Культура, это всякие праздники. Возьмем эти родовые праздники. Ну что за праздники. Что там хорошего. Они напьются, потом ругаются. Потом болеют. Сатана эту радость им доставляет. Все сатана делает. Сатана говорит, живите, вот какую вам радость даю, пейте, ешьте, гуляйте. А Бог такое не даст. Бог только хорошее даст - молитесь, ходите -евангелизируйте, чтобы народ жил дружно. Действительно, если ты с Богом не будешь, то какой грех у тебя будет. Если у меня в семье божье слово, мы встанем, помолимся и все кто куда. Бог вместе с нами. У нас там свет. Я молюсь» [ПМА]. Крайне негативное отношение у пятидесятников вызывают традиционные верования, и в особенности шаманизм. «Хакасы заработали проклятье через шаманизм. В каждом роде шаман. Они лечили. А у шаманов откуда силы берутся? От сатаны силы берут, потом лечат! И притом раньше, как рассказывали мои родители, у соседа дух или силы забирали, лечили. А тот впоследствии умирал» [Женщина 58 лет, хакаска (сагайка)].
2. Отчуждение от своего этноса, что проявляется в ломке прежних социальных и прежде всего родственных связей. Интенсивное общение протестантов чаще проходит в кругу других членов организации. «Я с Аскизского района. Сейчас здесь работаю. Служу Богу. И куда-то ехать внутренне тяжело, например, когда в деревню уезжаю, то чувствую такую атмосферу, что не с кем пообщаться» [Женщина 30 лет, хакаска (сагайка)]. Неприятие многих традиционных норм и ценностей вызывает негативное отношение к ним со стороны как близкого окружения, так и основной массы населения. «Все родственники меня не понимают, ругают, что я верующая и не соблюдаю хакасские обычаи. А те, кто совсем не верят, они со мной вообще не хотят общаться. Когда я начинаю с ними разговаривать, они молчат. Я своим детям говорю, что, может быть, испытаю гонения, вы меня не трогайте. Вы как хотите, но меня не трогайте» [Женщина 58 лет, хакаска (сагайка)]. В свою очередь, самими верующими неприятие их другими оценивается как «испытание веры сатаной» и в большинстве случаев укрепляет их фанатизм.
3. Отход от активной гражданской позиции. Пятидесятники не принимают активного участия в общественной жизни, «во всем уповают на Бога». Их характеризует отсутствие индивидуальных инициатив. Верующих обучают пассивно воспринимать действительность. «Вся наша жизнь находится в руках Бога. Я - никто, только Бог должен учить, и только Бог должен все сказать. Не я, а Бог все делает. Один Бог все знает» [Женщина 45 лет, хакаска]. Вся жизнь верующих регламентируется развитой системой запретов. Не приветствуется брак с неверующим. «Верующий человек, если это девушка, укрепленная в господе, если она служит Богу, если у нее большое сердце, такая девушка сама не пойдет замуж за мирского человека. А если девушка еще не тверда в господе, то она может выйти замуж за неверующего. Потом у нее будут очень большие проблемы. Потому что муж сам не будет ходить в церковь, и ее не будет отпускать. Через мужа будут различные препятствия. Так будет действовать сатана. Мы очень молимся за таких людей, разговариваем с ними,
чтобы сатана не обольстил. Ведь сатана и через любовь обманывает» [Женщина 58 лет, хакаска (сагайка)].
5. Нетерпимость по отношению к инакомыслию. Члены организации не признают иной интерпретации Библии, кроме - собственной. К представителям иных христианских деноминаций и других конфессий относятся скептично, а порой крайне негативно. В определенной степени, пятидесятников отличает узость мышления. Все воззрения, которые не укладываются в рамки их логики и идеологии, признаются ими как «сатанинские» и отбрасываются. Во многом это относится к хакасским традициям, верованиям и обрядам, составляющим костяк этнической культуры.
На наш взгляд, причинами успешной деятельности организаций пятидесятников являются:
1. Активная финансовая поддержка Запада, в частности США, позволяющая проводить широкую проповедническую деятельность, арендовать помещения для общих собраний, проводить областные и международные конференции, бесплатно распространять религиозную литературу.
2. Организация имеет жесткую и хорошо отлаженную многоуровневую иерархическую структуру, контролирующую управленческую и финансовую деятельность и позволяющую эффективно осуществлять «евангелизацию».
3. Активная и хорошо поставленная проповедническая деятельность. Будущие миссионеры получают практические навыки общения с людьми, осваивают психологические приемы воздействия на людей, основы риторики. Ведут широкую агитационную работу во всех местах, где они пребывают - на улице, в транспорте, в жилых помещениях и т.д. Присутствуя на общем собрании пятидесятников (церковь Прославления), нам приходилось слышать наставления от пастора: «Прославляйте нашего господа Иисуса везде, где вы находитесь! Прославляйте всеми средствами. Если вы умеете петь, выходите на улицу и пойте о Боге! Если вы умеете танцевать, то выходите на улицу, на танцплощадку и славьте господа! И даже если вы занимаетесь спортом, славьте Иисуса в спортзале или на стадионе. Не стесняйтесь того, что вы - христиане. Ибо сказано в писании: «Кто сейчас стесняется и отворачивается от господа, то и господь будет стесняться таких и отвернется от них, когда наступит судный день!»». Для широкой проповеднической деятельности активно используется энтузиазм и энергия молодежи.
4. Социально-экономический и культурный кризис, проявившийся в массовой незанятости трудоспособного населения (особенно сельского), алкоголизации, чувстве незащищенности и безысходности среди населения. Разочарование людей в силе государства обеспечить достойную жизнь и неуверенность в завтрашнем дне. Потеря прежних идеалов и ценностей. Все это в совокупности создало благоприятные условия для миссионерской деятельности пятидесятников, которые обещают блестящие перспективы всем, вступившим в их организацию.
5. Особенности хакасского менталитета, которому присущи открытость и доверчивость, а также вера в мир духов, активно используются проповедниками. Фактором, способствующим приобщению к пятидесятничеству, являются случаи «исцеления верой». Среди верующих высок процент людей, сталкивавшихся с аномальными явлениями природы (полтергейст, духи и др.) и нашедших возможность избавиться от этого путем приобщения к протестантизму.
6. Отсутствие просветительской работы. Органы власти, хакасская интеллигенция и старейшины родов занимают пассивную позицию по отношению к деятельности религиозных организаций. Не проводятся научно-просветительские и разъяснительные мероприятия. Средства массовой информации не уделяют внимания данной проблеме. Уязвимой категорией населения является молодежь, которая в силу своих возрастных критериев зачастую не способна критически воспринимать деятельность религиозных организаций.
Таким образом, деятельность религиозных организаций протестантского направления оказывает негативное воздействие на этническую культуру хакасов, нивелирует ее. Хакасы-протестанты становятся чуждыми своей культуре и этносу в целом. Становятся послушным инструментом в руках западных миссионеров. Без изменения позиции органов власти, хакасской интеллигенции, а также старейшин хакасских родов по отношению к деятельности данных организаций, их позиции будут укрепляться, а численность их приверженцев будет возрастать. Данное обстоятельство, в свою очередь, крайне негативно скажется на духовном самочувствии хакасского этноса.
1. Филиал ЦГАРХ.Ф. 2. Оп. 1
2. Там же.
3. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
4. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
5. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
6. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
7. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
8. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
9. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
10. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
11. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
12. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
13. Там же.
14. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
15. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
16. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
17. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
18. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
19. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
20. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
21. Филиал ЦГАРХ. Ф. 2. Оп.
ПРИМЕЧАНИЕ
Д. 2913. Л. 82
Д. 2619. Л. 14; Ф. 2. Оп. 1. Д. 2517. Л. 24-25.
Д. 2619. Л. 112
Д. 2913.Л. 82
Д. 2977. Л. 12
Д. 2913. Л. 5
Д. 2977. Л. 12
Д. 2913. Л. 82; Ф. 2. Оп. 1. Д. 2114. Л. 38-40 Д. 2619. Л. 110; Ф. 2. Оп. 1. Д. 2743. Л. 126 Д. 2619. Л. 18 Д. 2619.Л. 20
Д. 2977. Л. 25
Д. 2913. Л. 84-85; Ф.2. Оп. 1. Д. 2936. Л. 2, 5 Д. 2913. Л. 4, 85 Д. 2936. Л. 5
Д. 2913. Л. 85; Ф. 2. Оп. 1. Д. 2936. Л. 3 Д. 2936. Л. 4 Д. 2936. Л. 4-5 Д. 2913.Л. 86
V.A. BURNAKOV PROTESTANTISM IN KHAKASIYA
The present work gives some considerations upon the problem - Protestantism in Khakasiya Republic. The materials about activities of people the 50-s' organization illustrate complicated, even contradictory character of protestant ideological influence on the Khakasians.
The author raises the questions of protestant church, its origin in Khakasiya and the way it affects the Khakasian ethnic mentality and culture. Reasons have been revealed for the present recognition of this organization among the Khakasians. Besides the emphasis is laid on the negative aspect of protestant impact upon the ethnic culture, in fact, it is a kind of an attempt to neutralize native culture. The actual point is the urgency for opposition to this influence within the society.