Научная статья на тему 'Пятая Летняя академия по дидактике высшей школы'

Пятая Летняя академия по дидактике высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пятая Летняя академия по дидактике высшей школы»

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

ПЯТАЯ ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ ПО ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

8-13 сентября на базе санатория-профилактория «Прибрежный» под Ярославлем состоялась очередная, пятая по счету, Летняя академия по повышению квалификации работников высшей школы. Как и прежние четыре, она была организована Междисциплинарным центром дидактики высшей школы (МЦДВШ), г.Билефельд, ФРГ, и Междисциплинарным центром преподавания и обучения в вузе (МЦПОВ), г.Ярославль. Инициатором, научным организатором и практическим руководителем этой Академии по сложившейся традиции выступил профессор университета Билефельд доктор Вольф-Дитрих Веблер. По предложенной им модели, многократно апробированной в странах Западной и Восточной Европы, в России и, в частности, в Ярославле, Летняя академия включала в себя три двухдневных семинара, посвященных а) проблемам вузовского преподавания и обучения, б) целям обучения и планированию учебных мероприятий, в) дидактике учебных мероприятий, рассчитанных на большую аудиторию.

Своеобразие данной модели, как и общая логика дидактических установок, проводимых В.Д.Веблером, заключаются в том, что каждый из семинаров и Летняя академия в целом выстроены не по принципу «от теории к практике», а по принципу «от практики к теории». Вместе с тем, налицо совсем не индуктивно-эмпирический подход, постулируемый в противовес традиционному «лекционному» подходу - дедуктивно-теоретическому. Рассматриваемая технология проведения семинаров не предлагает и весьма известной формы деятельностного практикума в закрепление прежде полученных теоретических установок.

Ее специфика состоит в том, что участник Летней академии изначально помещается в ситуацию педагогического действия и принятия решений, осуществляет эти действия и принимает решения. А затем - по видеозаписи, например, -Стр. 190

осуществляет индивидуальную и коллективную рефлексию собственного дидактического поведения и эффективности принятых самим собой решений.

Неудивительно, что системность осмысления конкретных дидактических проблем также обеспечивалась не только не «естественной» совокупностью «показа» спектра соответствующих дидактических решений (хотя опосредованно это тоже имело место), но и не связным теоретическим изложением специального знания. Путь был другой: идти от решаемой задачи через выявление ее возможных аспектов к оценке логики и успешности возможных решений. Тем самым целью доктора Веблера как идеолога немецкой дидактической школы была демонстрация определенной философии активной = совместной образовательной деятельности преподавателя и студента.

При этом самой характерной чертой, бросающейся в глаза, оказывается настойчиво проводимая руководителем семинара мысль о том, что главным для студента, взрослого человека (в отличие даже от старших школьников), является не «привлечение» его занимательностью преподаваемого предмета или разнообразием учебных форм и даже не «вовлечение» его в перипетии образовательной деятельности, но - теоретическая и практическая поддержка в решении им своих профессиональных задач. В рамках Летней академии тот же принцип наглядно демонстрируется в отношении самих ее участников.

В ситуации представления собственных педагогических проблем - по «домашним заготовкам», равно как и в наблюдении «примеров» эффективного использования технических средств, в фактах активного участия в групповых формах достижения дидактических результатов, в дискуссиях по психолого-педагогической проблематике и в ходе подведения итогов проделанной работы - слушатель Академии убеждается в том, что он активно вовлечен в процесс, кото-

Ярославский педагогический вестник. 2003. № 4 (37)

рый образно можно назвать «размышлениями сороконожки о том, что во время ее движения делает каждая из ее ног».

Другой особенностью Летней академии выступает, так сказать, «ризома-тический» (по принципу ветвления грибницы) способ выстраивания обучающих мероприятий в рамках каждого семинара и Академии в целом. Начиная с самого первого мероприятия, которое, как может показаться, носит несколько «посторонний» (или «не самый важный») характер, возникает повод обсудить как целевые установки его участников, эффективность их действий в предложенной ситуации, так и различные аспекты «рамочных условий» и вариативных способов «технологических» решений, используемых средств и приемов работы с ними.

Дидактические проблемы, обсужденные по первому кругу, в свою очередь порождают необходимость выхода к проблемам менее очевидным, но более существенным и к обсуждению уже их аспектов, - что одновременно получает поддержку в новых формах ситуативной деятельности.

Третья особенность заключается в том, что слушателям уже в первый день Летней академии ее организатором (и его помощниками) предоставляется повод «выплеснуть» на коллег столько назревших и жаждущих своего разрешения проблем, сколько их накопилось у начинающего преподавателя вуза и отстоялось у опытного доцента или профессора. При этом предлагаемая методика рассмотрения и обобщения этих проблем позволяет самим участникам принять участие в индивидуальной и коллегиальной оценке статуса и уточнения ракурса занимающих их конкретных дидактических и общих психолого-педагогических вопросов, вычленить их инвариантные и определяющие составляющие, пожертвовать частным ради «укрупненного» понимания проблемы.

Для коллег из разных вузов и разных специальностей открывается воз-

можность даже собственные прикладные задачи обсудить в объединяющем методологическом смысле - свободно и ровно в той мере, в какой те или иные проблемы преподавания (и студенческого обучения) действительно их занимают.

В качестве четвертой особенности программы, предлагавшейся участникам V Летней академии, был предложен сквозным образом реализовывавшийся принцип диалога: обучающего взаимодействия участников и ведущих семинара, различные формы групповой работы, совместные дискуссии всех участников, обсуждение и разыгрывание ролей «преподавателя» и «обучающегося», рефлексия о трансформационных возможностях тематического материала и средств его дидактического оформления и представления.

Характерной чертой рассматриваемого мероприятия по повышению квалификации вузовских педагогов является также и то, что германская дидактика несет в себе отчетливую установку на модернизацию такой основной дидактической формы, как лекции. Системное монологическое изложение готовых знаний признается нашими зарубежными коллегами формой не только архаической и во многом изжившей себя, но и малоэффективной. Они готовы признать необходимость работы как в большой группе (пленум), так и в малой группе (практическое занятие). Но и та и другая формы, по их убеждению, должны включать в себя максимум проблемных, различных по характеру активно-деятельностных, проективных, интерактивных, индивидуальных и групповых компонентов.

Любопытно, что «сменные» ведущие данной Летней академии из числа преподавателей, некогда также прошедших опыт такого же блок-семинара и Зимней академии в ФРГ, ныне оказались не в роли «обучаемых» участников, а в роли участников «обучающих». В этом качестве они сделали для себя немало новых открытий по поводу целого ряда вещей, прежде прошедших мимо их вни-

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

мания, - и в плане самой «новой образовательной философии», и в отношении способов ее воплощения в действие.

Доцент ЯГПУ М.В.Ефимова «отстояла за пультом» всю смену. Доцент ЯГПУ Н.Н.Пайков принял участие в трех первых днях работы семинара. Доцент ЯГПУ А.П.Чернявская и доцент ЯГТУ А.В.Кольцова работали в завершающие два дня. Доцент И.Ю.Шустрова и профессор С.М.Кашапов (оба - ЯрГУ), являясь сертифицированными специалистами по данной форме дидактического совершенствования, также в течение одного рабочего дня выступили как организаторы отдельных мероприятий семинара.

Отметим, что вузы-учредители ярославского МЦПОВ обеспечили такое представительство участников, которое позволило провести полноценную Летнюю академию. Статистика такова: из восемнадцати слушателей (ЯГПУ - 10, ЯрГУ - 6, МУБиНТ - 1, ЯГМА - 1) четырнадцать имели ученые степени, в том числе двое - степень доктора наук. Административный корпус вузов был представлен двумя заведующими кафедрами и одним заместителем декана.

Данная Летняя академия, как и предыдущая, проводилась на средства ярославских вузов, заинтересованных в реальном повышении дидактического мастерства своих преподавателей. В 1999-2001 гг. проведение и Летней и Зимней академии осуществлялось на средства Немецкой службы академических обменов.

В заключение пребывания на ярославской земле научного руководителя программы переподготовки преподавательских кадров доктора В.-Д.Веблера в Междисциплинарном центре преподавания и обучения в вузе прошли перевыборы его руководящего состава. На должность директора Центра с российской стороны на следующее двухлетие 20042006 гг. была избрана профессор ЯГПУ, заведующая кафедрой теоретической фи-

зики И. А. Иродова. На должности руководителей научно-методической и орга-низационно-деятельностносной комиссий МЦПОВ на этот срок были избраны соответственно - профессор ЯрГУ С.М.Кашапов и доцент того же вуза И.Ю.Шустрова. В ходе обсуждения насущных вопросов новому руководству были высказаны предложения интенсифицировать усилия по поиску дополнительных источников финансирования деятельности Центра и привлечению к участию в его программах вузов верхневолжского региона, активнее развернуть работу с администрацией области, Ярославля, Рыбинска и персонально с ректоратами вузов области по организационной и материальной поддержке усилий МЦПОВ, систематизировать работу по переводу и публикации в местной научной печати зарубежных специальных материалов по дидактике высшей школы, по популяризации деятельности Центра в средствах массовой информации.

Ближайшие планы МЦПОВ включают в себя проведение в 2004 году очередных образовательных Академий: четвертой Зимней - в ФРГ и шестой Летней - снова в Ярославле. О точных сроках проведения этих мероприятий вузы -участники соглашения о развертывании данной формы повышения квалификации будут извещены дополнительно.

Приглашаем к сотрудничеству и участию в программах Центра преподавания и обучения вузы, их подразделения, отдельных специалистов. Счастливая возможность приобщиться к передовому зарубежному опыту, взять на собственное педагогическое вооружение новейшие формы и приемы образовательной деятельности открывает путь вузовскому преподавателю к совершенствованию собственного мастерства, к достижению реальной эффективности обучения студенчества и к чувству удовлетворения плодами своих профессиональных занятий.

А.В.Ястребов, Н.Н.Пайков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.