Научная статья на тему 'Год русского языка в Ярославле: факты, события, комментарии'

Год русского языка в Ярославле: факты, события, комментарии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3415
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Год русского языка в Ярославле: факты, события, комментарии»

щихся математической проблематики гуманитариев были восприняты и рядовыми участниками коллоквиума, и нашими партнерами из Института культурологии как акт серьезного отношения руководства вуза к научному росту молодежи, как свидетельство престижности проводимого научного собрания.

Таким образом, нам были представлены новый вектор и новые перспективы взаимодействия в научной сфере, новые возможно-

сти посещения других конференций и осуществления публикаций для наших молодых ученых, новые методики организации научных контактов и новый уровень требований для «посторонних» участников, новый опыт самореализации для научных руководителей, неизменно ищущих для своих подопечных -смотрите выше - новые векторы и новые перспективы.

Т. С. Злотникова

ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В ЯРОСЛАВЛЕ: ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, КОММЕНТАРИИ

Ученый совет ЯГПУ им. К.Д. Кшинско-го в январе 2007 г. рассмотрел и одобрил «Программу мероприятий по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в Ярославской области в 2007 году».

Актуальность предлагаемых мероприятий, как было заявлено в данном документе, определяется правительственной оценкой важности проблемы владения русским языком гражданами Российской Федерации, приравненной к национальной идее, национальному проекту.

Ученый совет вуза, формулируя свои задачи, подчеркнул, что принятие в рамках Федеральной целевой программы Года русского языка — программы региональных мероприятий - вызвано насущной потребностью развернуть систему образовательных, просветительских, культурных и научных мероприятий в регионе с целью развития и распространения русского языка, поддержки духовного и научного достояния родной культуры.

Эти концептуальные положения и основные формы деятельности в направлении языкового развития и совершенствования речевой культуры современного гражданина должны войти в перспективные планы системы общего среднего и высшего образования области, определить перспективные направления деятельности по формированию коммуникативной культуры, развитию языковой и культурологической компетентности, интеллектуально-речевых умений учащихся и студентов.

Для целенаправленной и эффективной работы по реализации основных направлений программы в рамках университета была создана рабочая инициативная группа, в состав

которой вошли преподаватели ЯГПУ и представители сферы образования, с которыми у университета сложились деловые отношения в реализации научно-исследовательских гуманитарных проектов.

Некоторым мероприятиям, осуществленным в рамках предложенной программы, был придан статус общественно значимых для нашего региона. В этом случае в состав рабочего комитета по реализации программы входили известные ученые, деятели науки и культуры, внесшие вклад в реализацию гуманитарных и социально-культурных проектов в регионе и в стране, представители сферы образования, профессиональные интересы которых связаны с русским языком, русской литературой и русской культурой; представители средств массовой информации, представители общественных организаций, формирующих программы культурно-социальных мероприятий в регионе.

(Так, в частности, в общем отчете данные мероприятия представлены как статусные, формирующие имидж университета у внешней общественности, и маркированы *).

Основные направления реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» и проведение мероприятий Года русского языка (региональный аспект)

1. Научно-просветительская работа (кураторы направления: д.пед.н., проф. Л.Г. Антонова; д.филол.н., проф. И.Ю. Лученецкая-Бурдина; к.филол.н., доц. Т.К. Ховрина; д.филол.н., проф. В.И. Жельвис; д.филол.н., доц. Е.Н. Лагузова).

1.1. (*) В течение года проводилось исследование состояния и функционирования русского языка в региональных СМИ. Результаты

исследования нашли отражение в специальных научно-исследовательских проектах, защищенных студентами факультета русской филологии и культуры в качестве бакалаврских и магистерских работ; данное направление заявлено как ведущее направление научной школы Центра теории и практики речевой коммуникации при Высшей школе филологии и культуры ЯГПУ (руководитель -проф. Л.Г. Антонова) и поддержано Грантом Федеральной программы «Русский язык» и Международной Ассоциацией преподавателей русского языка и литературы на 20072008 год.

1.2. (*) Проведены этносоциальные наблюдения за функционированием русского языка в рамках двуязычия в регионе. Итоги мониторинга представлены в спецсеминарских докладах студентов-филологов (научный руководитель — проф. Л.Г. Антонова и доц. И.В. Шустина). Данное направление научного поиска является перспективным для научно -методических и научно-исследовательских работ в рамках новой программы магистерской подготовки студентов-филологов «Эт-нофилологическое обеспечение подготовки специалиста-филолога», которая начнет действовать в 2008-2009 учебном году на факультете русской филологии и культуры (кураторы: проф. В.И. Жельвис и доц. Н.Н. Пайков). Подготовленные материалы, содержащие рекомендации по этнокультурному и межкультурному взаимодействию, положены в основу проекта совместной деятельности Высшей школы филологии и культуры ЯГПУ и Совета национальных общин (регионального представительства), который находится в данный момент на стадии согласования и разработки.

1.3. (*) Актуализированы направления научных исследований, связанных с историей русского языка, исторической лексикологией и лексикографией. Это нашло отражение в тематике квалификационных работ, подготовленных студентами факультета русской филологии и культуры, в тематике научных докладов преподавателей и студентов, представленных на ежегодных научных конференциях (сюда также входят подготовка научных публикаций, проведение конференций, «круглых столов» в рамках учебно-исследователь-ской и научно-исследовательской работы на факультете).

1.4. (*) Разработаны программы информационно-программного обеспечения для формирования базы данных по региональной лексикографии, региональной лингвогеографии, и идет реализация плановых мероприятий Регионального центра лингвистических исследований им. Г.Г. Мельниченко. На факультете русской филологии и культуры в октябре

2007 г. проведена Международная конференция «Русское слово и современные проблемы лексикологии и лексикографии»; подготовлено издание избранных работ профессора Г.Г. Мельниченко, основателя региональной школы лексикографии, ученого, чьи работы по лексикологии и региональной лексикографии известны мировой научной общественности.

1.5. Активно идет работа по созданию регионального банка данных о русской литературе и культуре (лингвокраеведение) (реализация плановых мероприятий Регионального центра некрасоведения под руководством Н.Н. Пайкова, который создан на факультете русской филологии и культуры).

2. Работа по оценке качества и уровня владения русским языком (кураторы направления: к.филол.н., доц. И.Ю. Шустина; к.филол.н. С.К. Болотова, к.пед.н. С.Ю. Родонова).

2.1. Разработаны языковые квалификационные требования по использованию русского языка административными работниками учреждений образования и культуры; методические материалы представлены как «Рекомендации по использованию языка в контексте деловой коммуникации» (2 п.л.) для проведения тренингов и практических семинаров для административных работников на базе курсов повышения квалификации (ЯГПУ, ЯрГУ, ЯМА; Департамент среднего специального образования Ярославской области).

2.2. Разработаны и апробированы тестовые задания по курсу «Русский язык и культура речи» для входного тестирования и итогового тестирования студентов I курса вузов региона (в рамках изучения предмета «Русский язык и культура речи», включенного в образовательный стандарт (блок ГСЭ, региональный уровень)). Данные материалы представлены в обновленных учебно-методических рекомендациях по изучению курса «Русский язык и культура речи», подготовленных кафедрой теории коммуникации и рекламы ЯГПУ, которая курирует и контролирует преподавание этого курса во всех вузах региона.

2.3. Разработаны и апробированы в рамках систематических тренингов для деловой и политической молодой элиты г. Ярославля и области тестовые задания по деловой коммуникации и культуре речи «Бизнес-речевой этикет - путь к успеху», «Коммуникативный портрет современного делового человека» (для слушателей курсов, проводимых молодежным правительством области, курсов для депутатов муниципалитета, курсов системы «Конверсия»).

2.4. Подготовлены документы по сертифицированию уровня владения русским языком в соответствии с международными стандартами для иностранных граждан, работающих или обучающихся в регионе (экзамен по дисциплине «Русский как иностранный» в рамках требований Международного института русского языка им. А.С. Пушкина), и получено разрешение на проведение соответствующей процедуры экзамена (куратор данных мероприятий - доцент кафедры русского языка ЯГПУ С. Ю. Родонова).

3. Русский язык в системе образования различного уровня (кураторы направления: к.филол.н., доцент Ю.А. Филонова; к.филол. н., доцент А.Ю. Мазилова; к.филол.н., ст. преп. Е.М. Мельникова; ст. методист ЦКО Департамента образования области О.В. Данилова).

3.1. Проведены круглые столы и семинары для учителей русского языка по обсуждению современных концепций языкового образования в средних общеобразовательных учреждениях и вузах в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для унификации концепций языкового образования в русских и национальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

3.2. (*) Положено начало разработке программ преподавания русского языка и литературы в школах со смешанным национальным составом и подготовлены учебнометодические материалы, отражающие роль русского языка как языка межнационального общения, и материалы, обеспечивающие адаптивный уровень усвоения русского языка как неродного (в условиях преподавания русского языка и литературы в школах, где учатся дети национальных диаспор) (кураторы разработки программ: проф. Л.Г. Антонова, доценты С.Ю. Родонова и И.В. Шустина).

3.3. Осуществлялась целенаправленная работа по методическому сопровождению программы подготовки выпускников школ региона к успешной сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку: обучение и систематическое консультирование учителей-словесников; анализ результатов экзамена и создание комплекта «Методических материалов по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку» (авторы Л. Г. Антонова, И.В. Шустина и Л.А. Гусева); ежегодные семинары и тренинги для экспертов, проверяющих часть «С»; подготовка публикаций по данной проблеме на страницах журнала «Русский язык в школе».

4. Русский язык в средствах массовой информации. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации (кураторы направления: д.пед.н., проф. Л.Г. Антонова; д.пед.н., проф. Е.А. Ермолин; д.искусств., проф. Т.С. Злотникова; к.филол.н., доцент Л.В. Ухова).

4.1. (*) Систематический анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку и владения русским языком; подготовка научных публикаций по изучению тенденций влияния языка средств массовой информации на формирование речевой культуры жителей региона. (Участие в специализированном мониторинге, проводимом в рамках Федеральной программы «Русский язык» и получение сертификата участника и благодарственного письма от Президиума РОПРЯЛ).

4.2. Создание специализированной рубрики в печатных региональных средствах массовой информации (региональная газета «Юность», ведущие - доцент Л.В. Ухова и ст. преп. Л.А. Гусева).

4.3. (*) Поддержка деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровня (кураторы: Высшая школа филологии и культуры ЯГПУ (А.И. Василевский), Центр теории и практики речевой коммуникации (Л.Г. Антонова)):

- участие в работе Ассамблеи «Русский мир», проведенной Фондом «Русский мир» (3-5 ноября 2007 г.) и представление на рассмотрение Президиума Фонда региональных проектов: «Подготовка фило-

лога-исследователя в рамках концепции межкультурной и этнокультурной коммуникации» и «Создание благоприятной культурно-речевой среды региона» (перспективные финансируемые проекты 2007-2008 гг.);

- проведение Международной конференции

«Человек. Русский язык. Информационное пространство» при поддержке

МАПРЯЛ (Центр теории и практики речевой коммуникации ЯГПУ, 13-15 декабря

2007 г.);

- проведение социальной акции и регионального конкурса социального плаката «Мы защитим тебя, русская речь!» (Высшая школа филологии и культуры при поддержке молодежного правительства области, 29-30 ноября 2007 г.);

- проведение регионального конкурса чтецов «Звучащее русское слово» (в рамках конференции «Человек. Русский язык. Информационное пространство», 15 декабря 2007 г.).

5. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад для школьников и учащейся молодежи (кураторы направления: к.филол.н. Н.В. Аниськина; зам. директора центра довузовской подготовки «Олимп» Л.В. Хабатилова; зам. директора МОУ гимназии № 3 г. Ярославля Н.Е. Григорьева).

5.1. Проведены ежегодные региональные олимпиады и конкурсы школьников и студентов по русскому языку, проведены ежегодные мероприятия по русскому языку, литературе и культуре, приуроченные к пушкинским дням (6 июня и 19 октября). (При информационной поддержке региональных СМИ и поддержке Департамента образования Ярославской области).

5.2. Проведен День славянской письменности и культуры как интегрированное мероприятие «Территория русского слова» (24 мая

2007 г.) (Высшая школа филологии и культуры при поддержке Ярославского областного историко-архитектурного музея-заповедника и при информационной поддержке региональных СМИ), в рамках которого проведен конкурс юных риторов, конкурс «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» для учителей-сло-весников, игра-путешествие для младших школьников «Охота за буквами» и защита проектов по курсам «Древнерусское искусст-

во» и «Древнерусская культура» для студен-тов-филологов.

5.3. Разработан и внедрен проект проведения тематической смены «Территория русского языка и родной речи» для детского лагеря отдыха (на базе детского оздоровительного и обучающего лагеря «Сахареж») (в июле 2007 г.) (разработка и осуществление проекта -доцент Е.М. Болдырева, ст. преп. Н.В. Аниськина; зам. директора МОУ № 36 Е.В. Сино-тина). Данный проект удостоен Диплома I степени «За оригинальную воспитательную идею в образовательных технологиях» на Всероссийском смотре инновационных проектов детских оздоровительных учреждений (Анапа, сентябрь 2007 г.).

5.4. Разработан комплекс мероприятий для проведения Всероссийского Дня чтения (24 ноября 2007 г.).

Следует отметить, что работа в рамках комплексной Федеральной программы «Русский язык» (2006-2010) и новых направлений ее реализации в свете решений Фонда «Русский мир» будет продолжена в 2008 г. В частности, в следующем году в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» в регионе планируется провести следующие мероприятия:

Основные направления реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» региональный аспект)

- Исследование состояния и функционирования русского языка в региональных СМИ (проведение конкурса студенческих научных работ; проведение конкурса исследовательских работ преподавателей). (Подведение итогов - в октябре 2008 г.).

- Проведение этносоциальных исследований в области функционирования русского языка в рамках двуязычия в регионе (квалификационные работы студентов и учащихся старших классов).

- Актуализация направлений научных ис-

следований, связанных с историей русского языка, исторической лексикологией и лексикографией. (Подготовка научных

публикаций, проведение конференций, «круглых столов» в рамках учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы на факультете русской филологии и культуры).

- Разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка административными работниками учреждений образования и культуры.

- Разработка и апробация тестовых заданий по теме «Русский язык и культура речи» для входного тестирования и итогового тестирования студентов I курса вузов региона (в рамках изучения предмета «Русский язык и культура речи», включенного в образовательный стандарт (блок ГСЭ, региональный уровень) во всех вузах региона и контролируемого кафедрой теории коммуникации и рекламы ЯГПУ).

- Разработка и апробация тестовых заданий по деловой коммуникации и культуре речи для слушателей курсов «Бизнес-этикет».

- Проведение профессионального конкурса среди учителей-словесников области на лучшую разработку учебно-методических материалов по литературному краеведению и лингвокраеведению (апрель-май

2008 г.).

- Разработка программ преподавания русского языка и литературы в школах со смешанным национальным составом с целью подготовки учебно-методических материалов, отражающих роль русского языка как языка межнационального общения, и материалов, обеспечивающих адаптивный уровень усвоения русского языка как неродного (в условиях преподавания русского языка и литературы в школах, где учатся дети национальных диаспор), проведение конкурсного отбора материала по изучению русского языка как второго родного языка.

- Подготовка образовательных программ по русскому языку и литературе в соответствии с планируемым переходом школьной образовательной системы на профильное обучение и формирование новых образо-

вательных программ в области русской словесности. Проведение профессионального конкурса программ элективных курсов, направленных на речевое и коммуникативное развитие старших школьников и выпускников школы (в соответствии с запросом Департамента образования Ярославской области и Центра развития образования).

- Проведение в специализированных учебных заведениях (гимназиях и колледжах) в 11 классе 1 сентября 2008 г. «Урока родного языка» (при разработке рекомендательных материалов кафедрами русского языка и теории коммуникации ЯГПУ).

- Анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку и подготовка научных публикаций по изучению тенденций влияния языка средств массовой информации на процесс обучения русскому языку (специализированный мониторинг). (В течение 2007-

2008 гг., подведение итогов - сентябрь

2008 г.).

- Разработка и поддержка цикла телевизионных передач, освещающих актуальные вопросы русского языка и культуры речи.

- Поддержка деятельности Международной

ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровня: конференций, семинаров,

совещаний, чтений - организационнотехническое и информационное обеспечение их деятельности. (Проведение заседания редакционной коллегии журнала «Мир русского слова» (октябрь 2008 г.); организация и проведение читательской конференции «Любители русской словесности» (октябрь 2008 г.)).

Л.Г. Антонова

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ “НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ”

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ»

18 апреля 2008 г. в Угличском педаго- вание деятельности Ассоциации образова-

гическом колледже состоялась научно- тельных учреждений педагогического профи-

практическая конференция «Совершенство- ля Ярославской области «Непрерывное педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.