Научная статья на тему 'Германо-российский семинар по дидактике высшей школы'

Германо-российский семинар по дидактике высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Германо-российский семинар по дидактике высшей школы»

ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЙ СЕМИНАР ПО ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

С 6 по 11 сентября, во исполнение договорённости между Объединённой высшей школой Кассельского университета и Междисциплинарным центром дидактики высшей школы университета г. Билефельда, с одной сторо-

Стр. 219

Ярославский педагогический вестник. 1999. № 3 (21)

ны, и ректором ЯГПУ имени К. Д. Ушинского проф. В. В. Афанасьевым, с другой, в Ярославле работала германо-российская летняя академия по дидактике высшей школы.

В её рамках проведены три двухдневных семинара: I) преподавание и обучение в высшей школе; 2) цели обучения и планирование учебных мероприятий; 3) дидактика учебных мероприятий, рассчитанных на большие аудитории. Эта акция, осуществлявшаяся по программе, предложенной германскими коллегами, имела своей целью не только доставить преподавателям ярославских вузов возможность познакомиться с современными западными педагогическими технологиями, но и выявить среди них кандидатов на роль будущих «мультипликаторов» - специалистов, призванных после продолжения обучения в рамках зимней академии в Германии и защиты там аттестационной работы выступить в роли руководителей серии аналогичных семинаров в разных городах России.

К сожалению, это событие для широкой общественности прошло почти незаметно. Принявшие в нём участие преподаватели трёх ярославских вузов (ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, ЯрГУ имени II. Г. Демидова и ЯТУ) не стали объектом специального внимания ни репортёров радио и телевидения, ни корреспондентов местных или центральных газет. Однако во многих отношениях германо-российский семинар в Ярославле стал событием незаурядным. Рефреном в отзывах, которыми обменивались его участники, звучала такая мысль.

Обычные для вуза формы повышения квалификации (стажировки, ФПК) имеют целью, главным образом, предоставление преподавателям высшей школы времени для работы в центральных архивах и библиотеках, для написания плановых научных работ, в лучшем случае для личного ознакомления с практикой преподавания в ведущих учебных заведениях страны. Но вот целенаправленной и сконцентрированной в тесном временном пространстве деятельности по фактическому освоению новейших дидактических умений, ориентированных к тому же не на среднюю, а именно на высшую школу, трудно и припомнить. Впрочем, ветераны называли 2-3 московских и петербургских однодневных чисто теоретических семинара 15-20-летней давности.

Однако педагогическая неделя, проведённая на базе отдыха ЯГПУ в Лютове, запомнилась особенно. Всю неделю, как по специальному заказу, стояла дивная пора бабьего ле-

та. Поэтому занятия, которые вёл руководитель Междисциплинарного центра дидактики высшей школы из Билефельдского университета доктор Вольф-Дитрих Веблер, шли не только в учебном зале базы, где собравшиеся слушали лекции, участвовали в тренингах, работали с ТСО, но и на травяной площадке перед жилым корпусом, куда выносились и ставились полу; кругом стулья, а работа в группах шла на всех окружающих скамейках.

Сам характер германо-российской летней академии был непривычен. Начало занятиям было положено не разговором об общих теоретических, фундаментальных, иерархически акцентированных положениях, а непосредственно обращением к практике. Предложенные д-ром Веблером знакомство через посредника оказалось моделью а) психологического поведения партнёров при работе в группе, б) речевого этикета и диапазона форм оценки, в) типов коммуникации, г) организации авторефлексии с опорой на предварительную видеосъёмку и включённое наблюдение члена учебной группы. Удивительным был и запуск одной за другой нескольких дидактических проблем и, соответственно, форм учебной деятельности, которые периодически друг за другом получали продолжение в течение учебного дня, на следующий день, в течение всей недели. Так, одна из форм - планирование учебной деятельности в форме структурирования проблемного поля семинара, так называемой техники метаплани-рования - одновременно стала демонстрацией конкретной дидактической операции и обсуждением частных приёмов её эффективной организации, конструктивным планом работы всей летней академии и отдельно обсуждаемым ресурсом в решении задачи поиска способов отхода от монологических информационных форм работы вузовского преподавателя.

Чрезвычайно важным опытом для участников семинара были малые мозговые штурмы в группах подготовки творческих заданий, персональные выступления с защитой проектов в минимальное время, отведённое на их презентацию. Не менее интересно было наблюдать за тем, как «лекция» д-ра Веблера обращает слушателей то в собеседников, то в исполнителей учебных и творческих заданий, то в экспериментаторов, выступающих с предложениями, идеями, комментариями. Несомненным открытием для многих участников летней академии стало то, что способ посадки студентов может и должен активно меняться для обеспечения решения тех или иных педагогических задач, что

ХРОНИКА, ИНФОРМАЦИЯ

даже традиционное сидение ряд за рядом может предполагать возможность микрогрупповой работы в аудитории на 800 человек. Неожиданно детализированными и фундаментально мотивированными оказались представлявшиеся прежде совершенно локальными рекомендации по организации использования ТСО в вузовском учебном процессе.

Особенностью семинаров было и то, что работа над каждой новой темой строилась тоже как бы в обратном порядке. Вначале рассматривались случаи, позволявшие понять предлагаемую проблему, потом участники семинара работали над заданием, после чего показывали и обсуждали его решение, и только затем звучали концепционные положения из уст проф. Веблера и раздавались на руки обильные методические материалы, позволявшие систематизировать и расширять практически полученный опыт.

Именно этим путём на заключительной стадии семинара его участники подошли к «заповедям дидакта», классификациям учебных целей, стимулам мотивации учения, целевым

установкам образования, общим принципам создания учебных ситуаций, к факторам содействия и препятствия эффективному обучению -с примерами из практики германского законодательства, экономики, общественной жизни.

Эта неделя в Лютове, прошедшая под знаком дидактики высшей школы, позволила осознать, что быть преподавателем не значит обнаруживать широту своих образовательных горизонтов, увлечённость любимым предметом, научную продуктивность и только. Стало наглядно, что быть преподавателем это ещё и осуществлять себя как профессионала-педагога, владеющего прежде всего коммуникативными и организационными технологиями преподавания. Об этом с нескрываемой завистью к преподавателям ЯЛТУ говорили их коллеги из других вузов города, где до сих пор проблемы овладения преподавательским мастерством лишь вопрос личного стремления и удачи.

Н.Н.Пайков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.