В.И. Бузов
кандидат исторических наук, профессор кафедры зарубежной истории и международных отношений Южного федерального университета*
А.В. Бедрик
кандидат социологических наук, доцент
Южного федерального университета **
«Пять разрывов» в процессе современной политической трансформации Китая
В материалах печати нередко появляются утверждения, в которых XXI в. называют веком Китая. К началу нового тысячелетия Китай прошел мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане значительных успехов. Тридцатилетие экономического и социального развития Китая позволило руководителям КНР делать выводы о том, что Поднебесная вступила в период наивысшей стабильности и процветания. Но успешное решение многих задач в сфере экономики и социальной жизни создало массу дополнительных проблем, которые во втором десятилетии нового века придется решать пятому поколению китайских руководителей во главе с Си Цзиньпинем. «Научная концепция развития», утвержденная XVII съездом КПК (2007), поставила вполне конкретные задачи ликвидации «пяти разрывов», образовавшихся в общественно-экономической жизни КНР в результате стремительного подъема экономики. По сути, отмеченные съездом «пять разрывов» стали определением главных экономических и социальных проблем в Китае, от решения которых зависела дальнейшая судьба процесса китайской трансформации. Официально в перечень основных противоречий процессов трансформации были включены: 1. Проблема роста безработицы. 2. Дисбаланс в развитии города и деревни. 3. Существенный разрыв в развитии восточных и западных регионов. 4. Социальная и имущественная поляризация общества. 5. Серьезные проблемы в создании общегосударственных систем социального обеспечения, здравоохранения и образования. Если внимательно посмотреть на указанные проблемы, то можно заметить, что все они были закономерным результатом длительных попыток совмещения социалистических, традиционных и рыночных, капиталистических начал в развитии страны'.
* Бузов Владимир Иванович, e-mail: [email protected]
** Бедрик Андрей Владимирович, e-mail: [email protected]
1 Гельбрас В.Г. КНР. Поиск новой модели развития // Азия и Африка сегодня. 2009. № 3. С. 15.
Среди «пяти разрывов», рассмотренных КПК, проблема роста безработицы была отмечена первой. В течение десятилетия нового века так и не удалось решить эту проблему. Излишняя рабочая сила колебалась от 150 до 190 млн безработных. Увеличение числа безработных, количество которых могло бы представлять огромную страну, создавало горючий материал для активизации классовых противоречий и угрозу стабильности в стране. К 2014 г. в стране насчитывалось 122 млн человек, полностью или частично безработных. Как ни парадоксально, но рост безработицы был неразрывно связан с ростом экономики, изменением принципов производства и переходом к рыночным механизмам регулирования хозяйства. На этом фоне особую остроту приобрели противоречия на селе, связанные с устранением посредников во взаимоотношениях между производителем и рынком, проблемой мигрантов, появлением в деревне «лишних людей», ростом безработицы, отсталыми инфраструктурами. Лидеры КПК так же признали, что неясность правового положения сельскохозяйственных земель Китая порождала конфликтные ситуации в сельской сфере производства.
Проблема обострения противоречий между городом и деревней заняла одно из центральных мест в социальной и экономической политике. Речь идет о резком возрастании имущественной дифференциации, прежде всего между сельским и городским населением. Средние доходы горожан в КНР в 3,3 раза превышали доходы сельского населения. Жизненный уровень городского населения за 30 лет реформ повысился в 7 раз, сельских жителей - в 5. Но, несмотря на официальную статистику увеличения номинальных доходов, среднедушевые показатели крестьян оставались все равно крайне низкими. Увеличение доходов в денежном выражении поглощалось ростом потребительских цен. Жизнь 800 млн сельских жителей Китая, как отмечали многие авторы, осталась в Китае практически без перемен. Подведение итогов развития деревни за годы реформ показало, что многие проблемы села сохранились. Большая часть крестьян проживала в местности, где нет образования и здравоохранения. При этом 200 млн человек еще не преодолели неграмотности, свыше 20 млн человек в Китае жили за чертой бедности. За истекшие 30 лет реформирования рост материального уровня значительной части населения в стране замедлился. По утверждениям китайской печати начала века, налоги на крестьянские хозяйства нисколько не уменьшились - они должны были оплачивать до 400 разновидностей налогов, сборов, взносов2.
В официальных документах КПК признавалось, что остающиеся довольно низкими доходы сельских жителей стали серьезным ограничителем темпов социально-экономического развития страны.
Гельбрас В.Г. Цена экономических успехов Китая // Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 45-46.
Низкая покупательная способность сдерживала становление внутреннего общенационального рынка и развитие промышленности. Руководители страны во главе с прежним лидером КПК Ху Цзиньтао вынуждены были признать падение материального положения значительной массы крестьянского населения и сделать определенные шаги, направленные на исправление сложившейся ситуации в сельскохозяйственной сфере. Главное в политике трансформации китайской деревни и выхода ее на уровень современного производства китайские реформаторы увидели в процессе развития интеграции, в углублении взаимосвязи города и деревни. При этом в основе предложенной политики поставлена задача интеграции городской и деревенской промышленности, что должно было способствовать общему социально-экономическому подъему промышленности страны и повышению качества жизни в сельской местности, которое находилось на крайне низком уровне. Этим действительно был сделан новый шаг, направленный на приспособление традиционных устоев деревни и сочетание их с современными капиталистическими принципами. В процессе интеграции города и деревни, а именно так пытаются решить проблемы крестьянства в Китае, намечено к 2020 г. построить деревни нового типа, создать новую транспортную и энергетическую структуру единого хозяйственного механизма. Реальные процессы интеграции только начались, и результаты ее могут привести к уникальному синтезу традиционного и современного, что уже сделало неповторимой и уникальной китайскую модель социалистического развития.
Проблема низкого уровня жизни для большинства китайского населения и социальная дифференциация, создававшая определенную социальную напряженность в китайском обществе, попала в разряд важнейших проблем, «разрывов» в социально-экономической жизни Китая и сохраняется на протяжении всего периода реформ в Китае. Эти проблемы перешли к пятому поколению руководителей Китая, которым нужно будет найти варианты решения вопросов борьбы с бедностью и низким уровнем жизни китайцев. Аналитики считают, что высокие темпы роста экономики не могли быть вечными, и даже если Китай к середине XXI в. сможет добиться промышленного уровня ведущих капиталистических стран, однако и тогда он будет серьезно отставать от высокоразвитых государств по уровню жизни. Эксперты от ООН до МВФ и МБР прогнозировали к 2020 г. рост ВВП Китая по всем основным показателям. Съездом КПК намечено, что к 2015-2050 гг. Китай достигнет и превзойдет абсолютные показатели совокупной национальной мощи США и Японии по всем основным современным
о
видам производства3. Но и в этом случае уровень жизни не будет сопоставимым с уровнем жизни ведущих стран мира. Неслучайно в материалах XVII съезда КПК было отмечено, что «противоречие между
з
Китай на пороге 12-й пятилетки // Азия и Африка сегодня. 2011. № 7. С. 14-15.
постоянно растущими материальными и культурными потребностями народа, с одной стороны, и отсталым общественным производством - с другой, остается неизменно главным противоречием общества». Значительную помощь в сглаживании внутренних противоречий сыграла идеология специфики китайского социализма, которая представляла социальную дифференциацию и разные классы как гармонию и многоцветие социальной жизни.
Немаловажной чертой сложившейся китайской системы экономического роста явилось участие КНР в глобальной системе мирового производства. Новый век открыл для Китая процесс глобализации, и китайское общество жило эйфорией глобализма, ставило себя в центр мирового сообщества. За счет процессов глобализации в сфере мировой экономики Китаю удалось достичь немалых успехов. Известные современные российские китаеведы считали, что в модели экономического роста Китая в начале века присутствовали два фактора, обеспечивших экономический успех страны и конкурентоспособность: во-первых, в целях максимального наращивания экспортной продукции, опираясь на избыточные людские резервы, Китаю удалось использовать крайне дешевый труд и дешевые или бесплатные государственные ресурсы. Во-вторых, проводя политику «кайфан» (открытость), привлечения иностранного капитала для увеличения производства экспортных товаров, КНР в то же время получила доступ к современным технологиям и смогла накопить значительные валютные ресурсы. Эти главные факторы способствовали превращению Китая в крупнейшую державу мира.
Однако данные факторы сами по себе создавали сложнейшие социальные и экономические трудности. Лидеры четвертого поколения руководителей КНР столкнулись с новыми проблемами, которые приготовил им XXI в. Прежде всего, в новых современных условиях технологической революции и перехода развитых стран к постиндустриальной фазе развития процесс глобализации требовал высококвалифицированного, а потому и недешевого труда. Вот почему использование рабского и неквалифицированного труда не могло быть базой для развития современного производства, основанного на инновационных технологиях и интеллектуальной экономике. Поэтому фактор дешевизны рабочей силы мог быть только временным преимуществом в начальной стадии перехода развитых стран к новым инновационным системам. В Китае осознавали ситуацию, согласно которой в дальнейшем опора на количество занятых и низкую оплату работающих перспектив в сохранении конкурентных преимуществ не имела. Требовались дополнительные и немалые инвестиции в человеческий капитал для того, чтобы преодолеть серьезную преграду в переходе к новому качеству труда. В Китае упоение успехами сменилось осознанием новых крайне актуальных социально-экономических проблем.
Что касается широкого притока в процессе глобализации иностранного капитала, то он был связан с благоприятным инвестиционным климатом, который обеспечивается в Китае, прежде всего стабильностью политической системы, курсом на государственное регулирование экономики и государственными гарантиями. Действительно, использование прямых иностранных инвестиций стало одним из значимых факторов экономического развития Китая. Однако обращает на себя внимание оборотная сторона этого процесса: иностранный капитал прямо или косвенно контролирует свыше 80 % китайского экспорта и импорта. Под патронажем более чем 500 крупнейших транснациональных корпораций Китай превратился во всемирную мастерскую не по производству собственных, оригинальных товаров, а по сборке продукции по иностранным образцам.
Китай стал весьма зависим от состояния мировых иностранных компаний и экономического климата мирового рынка. Мировой финансовый кризис 2008 г. обозначил наиболее слабые места в экономике Китая. В частности, за кризисный период стал сокращаться прирост промышленного производства, в некоторых отраслях весьма существенно. Сократилось производство электроэнергии на 10 %, выплавка стали - на 12, выпуск автомобилей - на 16 %. Серьезные потери произошли в торговле: в 2009 г. объем экспорта КНР снизился на 17 %4. Руководители Китая вынуждены были принимать срочные меры по активизации экспорта. Привлечение инвесторов в таких объемах привело к тому, что вопреки воле китайских руководителей процесс вестернизации все же начался. По мере продвижения реформ и политики открытости, сближения с Западом и проведения курса на глобализацию экономики возникла и стала усиливаться тенденция вестернизации и либерализации всех сфер культуры и общественной жизни. Появляется мощный слой собственников и менеджеров, значительной части молодых кадров и специалистов, которые стали носителями новой прозападной идеологии и образа жизни. Эта вестернизированная прослойка постоянно подпитывается: ежегодно около полумиллиона молодых китайцев обучаются и стажируются на Западе. Этих людей в Китае именуют хайгуй («вернувшиеся из-за моря»). Многие конфуцианские ценности, такие как почитание родителей, законопослушание и сохранение иерархической системы внутригосударственных, внутрисемейных отношений, утрачивают свое прежнее значение, замещаются либеральными идеями приоритета прав личности и индивида перед правами общества.
В обществе в связи с переходом страны к рыночной, потребительской экономике, в которой материальные ценности становятся определяющими, конфуцианская идеология не может не разлагаться. Так, политика руководителей КНР, направленная на
4 Гельбрас В.Г. КНР. Поиск новой модели развития... С. 17.
создание семьи с одним ребенком, необходимая для повышения экономического роста Китая, серьезно подорвала корни многочисленной китайской семьи, которая всегда была основой традиционной клановой структуры китайского общества. Открытость общества и трансформации в стране приводят к тому, что китайцы уже начинают строить жизнь по американскому и западноевропейскому образцу, как бы ни пытались руководители Китая сохранить основные ценности китайской цивилизационной структуры.
В то же время в КнР существовали проблемы, которые лидеры КПК пытались старательно обойти, поскольку они противоречили четко разработанной теории социализма с китайской спецификой и положениям съездов Компартии Китая. Определенным табу для партийных и государственных руководителей всегда был вопрос о политических изменениях и реформах в партии и государстве. Это был один из главных заветов Дэн Сяопина, зафиксированных в решениях партии и ставших главным постулатом специфики социализма в Китае. Политические проблемы не входили в список основных общественных противоречий, и их не рекомендовалось подвергать обсуждению. За весь период тридцатилетия реформ задача проведения изменений в политической структуре Китая руководителями КНР не ставилась. Однако многие положения и лозунги, рожденные в Китае в начальный период преобразований, стали тормозом дальнейшей трансформации Китая5.
Ориентация лидеров КПК на специфику социализма в Китае и приоритеты государственной политики способствовали возникновению противоречия между рыночными потребностями и государственным вмешательством в экономическую сферу. Главная политическая проблема КПК, которая обострялась по мере продвижения Китая на более высокий экономический уровень, состояла в том, что, с одной стороны, партийные лидеры пытались сохранить авторитарные бюрократические методы управления в развивающейся экономике, а с другой - дальнейшее развитие рынка и изменение социальной структуры страны требовали демократизации страны и партии. Достаточно ясно данное противоречие обнаружилось еще при Дэн Сяопине, в период известных трагических событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине 1989 г.
Серьезной помехой на пути решения проблемы создания социалистического общества с китайской спецификой и борьбы за улучшение жизни стала коррупция, и именно поэтому на съездах КПК вопросы борьбы с казнокрадством заняли важнейшее место. Борьбу с коррупцией китайский лидер назвал в числе главных приоритетов для нового руководства также в связи с тем, что эти проблемы указали на
5
Пивоварова Э.П. Что такое социализм с китайской спецификой? // Азия и Африка сегодня. 2011. № 8. С. 22.
внутреннее политическое расслоение партии. Необходимость борьбы с взяточничеством и казнокрадством рассматривалась на XVIII съезде как необходимость укрепления партийной дисциплины и сохранения централизованного единства ее рядов. Признание возможности раскола партии говорило лишь о том, что изменений в курсе на дальнейшее укрепление роли КПК в государственной политике, как и необходимости усиления политической борьбы за укрепление рядов партии, не произойдет, во всяком случае в обозримом будущем.
В то же время обойти проблемы политического реформирования Китая на современном этапе уже невозможно. На первое место в реформировании выдвигались административные преобразования и улучшение партийных органов, не затрагивавшее основ политической структуры Китая. Ху Цзиньтао предложил широкий комплекс мероприятий по совершенствованию партийного аппарата управления и повышению его эффективности. Неслучайно в КПК родился тезис «великой инженерии партстроительства». Данная группа теоретических положений рассматривалась как углубление теории социалистического гармоничного строительства и касалась прежде всего области партийно-политических преобразований. В КПК шла явная дифференциация ее членов по проблемам дальнейшего развития китайского общества. Однако лидеры партии не допускали спора по вопросу перехода к многопартийной парламентской демократии, которая продиктована свободой рыночных отношений. В основном эти проблемы во втором десятилетии XXI в. придется решать уже пятому поколению руководителей Китая. На XVIII съезде КПК для новых членов постоянного комитета политбюро во главе с Си Цзиньпином были определены главные проблемы и стратегический путь их решения в направлении «китайского социализма».
Си Цзиньпин сразу же был избран на пост председателя КНР на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Председатель КНР, который также являлся генеральным секретарем ЦК Компартии Китая, возглавил военный совет ЦК партии и Центральный военный совет страны. Традиция сосредоточения главных государственных и партийных постов всегда являлась основой функционирования системы управления Китая. В своей первой программной речи председатель КНР отметил, что для достижения китайской мечты обязательно нужно идти по китайскому пути, т. е. по пути социализма с китайской спецификой. Специфика китайского социализма заключалась в постепенном отходе от догматов марксизма-ленинизма и переориентации на решение насущных проблем страны. При этом особо отмечалось, что в области внутренних преобразований следует исходить из того, что КНР до сих пор находится на начальной стадии социализма. Си Цзиньпин обратил внимание, что правительство столкнулось с новой реальностью, с которой никому раньше не приходилось иметь дело в китайском руководстве. К ним относились те
противоречия, на которых до этого в партии не заострялось внимание. Речь идет об усилении в Китае локальных и региональных кланов, обладающих не только богатством, но и политическими позициями в обществе. Си Цзиньпин поставил задачу решить данную проблему, так как эти влиятельные кланы стали тормозом построения социалистического общества. Вот почему в числе обязательств в качестве руководителя КНР Си Цзиньпин заявил о «необходимости жестко отказаться от формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительности, бороться с коррупцией и другими злоупотреблениями во всех их проявлениях». Реформы были продолжены. Новое китайское правительство намерено провести реформу управления и отказаться от части бюрократических функций в пользу общественных структур и рыночных механизмов, отмечено премьером госсовета Ли Кэцяном.
Время пребывания Си Цзиньпина на посту партийного лидера после XVIII съезда КПК ознаменовалось прежде всего новым стилем работы. В его подходах к политическим решениям, как отмечено аналитиками, можно увидеть склонность к традиционализму, черты китайского конфуцианского «благородного мужа» с его верностью долгу, ритуалу, правильным устройством бытия. Си Цзиньпин потребовал от членов партии большей открытости, отказа от помпезности. Си Цзиньпин предложил стране государственную идею - «Великого возрождения китайской нации», сформулировав лозунг построения «прекрасного Китая». Хотя этот призыв отличался от прежнего тезиса Ху Цзиньтао «гармоничного общества», тем не менее он явился логическим продолжением преемственности политики.
Бузов В.И., Бедрик А.В. «Пять разрывов» в процессе современной политической трансформации Китая. В статье рассматриваются особенности трансформации политической системы и политического курса Китая на современном этапе. Проанализированы ключевые противоречия и проблемы модернизации китайской модели социализма, а также попытки их решения, предпринимаемые двумя последними поколениями руководителей Китайской Народной Республики.
Ключевые слова: политическая трансформация, китайская модель социализма, модернизация общества.
Buzov V.I., Bedrik A.V. "Five gaps" in the process of political transformation of modern China. The article discusses the features of the transformation of the political system and policy of China at the present stage. Analyzed the key contradictions and problems of modernization of the Chinese model of socialism, as well as attempts to solve them, made the last two generations of leaders of the People's Republic of China.
Keywords: political transformation, the Chinese model of socialism, modernization of society.