Научная статья на тему 'ПЯТЬ ЛЕТ ПРОЕКТУ СОПРЯЖЕНИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО,КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПЯТЬ ЛЕТ ПРОЕКТУ СОПРЯЖЕНИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО,КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / сопряжение / Большое евразийское партнерство / инициатива Пояса и пути / международные отношения / Russia / China / conjugation / Greater Eurasian Partners hip / Belt and Road Initiative / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулинцев Юрий Викторович

В статье проанализированы результаты двусторон него сотрудничества России и Китая по сопряжению интеграци онных инициатив Москвы и Пекина. Автор раскрыл основное со держание вопросов торговоэкономического, политического и гу манитарного взаимодействия. Особый акцент был сделан на приоритетных задачах российскокитайского сотрудничества в по вестке 2020—2021 гг. С 2016 г. Росси выступает со своим собственным интеграцион ным проектом — Большое евразийского партнерства (БЕП). Дан ный расширенный интеграционный формат выстраивается в соот ветствии с принципами равенства, уважения различных националь ных моделей развития, взаимной выгоды. В статье отмечается, что БЕП представляет собой сеть регио нальных организаций, а также комплекс соглашений (в том числе о свободной торговле) и совокупность крупных инфраструктурных проектов, экономических коридоров, зон опережающего роста. В этом контексте Москва придает большое значение сопряже нию инициативы Пояса и пути с планами развития ЕАЭС. Это каче ственно новая модель экономического сотрудничества на Евразий ском пространстве. В статье высказываются предложения о формированию Дорожной карты сопряжения, а также отмечается необходимость создания двусторонней Группы высокого уровня, которая курировала бы процесс сопряжения. Автор делает вывод, что к 2021 г. обе страны в процессе сопря жения с одной стороны, накопили опыт сотрудничества, с другой стороны — признали, что страны оказались перед новыми реалия ми. Предложенная Россией концепция БЕП означает новый кон текст для процесса сопряжения. Теперь уже возможно говорить о сопряжении инициативы Пояса и пути с Евразийской интеграцией и тем как формируется БЕП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Five years of the conjugation project: results and prospects of RussianChinese cooperation

The article analyzes the results of bilateral cooperation bet ween Russia and China in order to combine the integration initiatives of Moscow and Beijing. The author reveals the main content of the issues of trade, economic, political and humanitarian interaction. Particular emp hasis places on the priority tasks of RussianChinese cooperation in the 2020—2021 agenda. Since 2016, Russia has been launching its own integration project — the Greater Eurasian Partnership (GEP). This expanded integration for mat is being built in accordance with the principles of equality, respect for various national development models, and mutual benefit. The article notes that the GEP is a network of regional organizati ons, as well as a set of agreements (including on free trade) and a set of large infrastructure projects, economic corridors, and outstripping growth zones. In this context, Moscow attaches great importance to the conjunction of the Belt and Road Initiative with the EAEU development plans. This is a qualitatively new model of economic cooperation in the Eurasian space. The article makes suggestions on the formation of a roadmap for conjugation, and also notes the need to create a bilateral highlevel group that would oversee the interfacing process. The author concludes that by 2021, both countries, in the process of conjunction, on the one hand, have accumulated experience of coopera tion, on the other hand, they have recognized that the countries are fa cing new realities. The GEP concept proposed by Russia means a new context for the pairing process. Now it is already possible to talk about pairing the Belt and Road Initiative with Eurasian integration and how the GEP is being formed.

Текст научной работы на тему «ПЯТЬ ЛЕТ ПРОЕКТУ СОПРЯЖЕНИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО,КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI: 10.48647ZIFES.202L10.60.007

Ю.В. Кулинцев

ПЯТЬ ЛЕТ ПРОЕКТУ СОПРЯЖЕНИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье проанализированы результаты двустороннего сотрудничества России и Китая по сопряжению интеграционных инициатив Москвы и Пекина. Автор раскрыл основное содержание вопросов торгово-экономического, политического и гуманитарного взаимодействия. Особый акцент был сделан на приоритетных задачах российско-китайского сотрудничества в повестке 2020—2021 гг.

С 2016 г. Росси выступает со своим собственным интеграционным проектом — Большое евразийского партнерства (БЕП). Данный расширенный интеграционный формат выстраивается в соответствии с принципами равенства, уважения различных национальных моделей развития, взаимной выгоды.

В статье отмечается, что БЕП представляет собой сеть региональных организаций, а также комплекс соглашений (в том числе о свободной торговле) и совокупность крупных инфраструктурных проектов, экономических коридоров, зон опережающего роста.

В этом контексте Москва придает большое значение сопряжению инициативы Пояса и пути с планами развития ЕАЭС. Это качественно новая модель экономического сотрудничества на Евразийском пространстве. В статье высказываются предложения о форми-

рованию Дорожной карты сопряжения, а также отмечается необходимость создания двусторонней Группы высокого уровня, которая курировала бы процесс сопряжения.

Автор делает вывод, что к 2021 г. обе страны в процессе сопряжения с одной стороны, накопили опыт сотрудничества, с другой стороны — признали, что страны оказались перед новыми реалиями. Предложенная Россией концепция БЕП означает новый контекст для процесса сопряжения. Теперь уже возможно говорить о сопряжении инициативы Пояса и пути с Евразийской интеграцией и тем как формируется БЕП.

Ключевые слова: Россия, Китай, сопряжение, Большое евразийское партнерство, инициатива Пояса и пути, международные отношения.

Автор: Кулинцев Юрий Викторович, научный сотрудник, Институт Дальнего Востока РАН. E-mail: kulintsev.y@ifes-ras.ru

Kulintsev Y.V.

Five years of the conjugation project:

results and prospects of Russian-Chinese cooperation

Abstract. The article analyzes the results of bilateral cooperation between Russia and China in order to combine the integration initiatives of Moscow and Beijing. The author reveals the main content of the issues of trade, economic, political and humanitarian interaction. Particular emphasis places on the priority tasks of Russian-Chinese cooperation in the 2020—2021 agenda.

Since 2016, Russia has been launching its own integration project — the Greater Eurasian Partnership (GEP). This expanded integration format is being built in accordance with the principles of equality, respect for various national development models, and mutual benefit.

The article notes that the GEP is a network of regional organizations, as well as a set of agreements (including on free trade) and a set of large infrastructure projects, economic corridors, and outstripping growth zones.

In this context, Moscow attaches great importance to the conjunction of the Belt and Road Initiative with the EAEU development plans. This is a qualitatively new model of economic cooperation in the Eurasian space.

The article makes suggestions on the formation of a roadmap for conjugation, and also notes the need to create a bilateral high-level group that would oversee the interfacing process.

The author concludes that by 2021, both countries, in the process of conjunction, on the one hand, have accumulated experience of cooperation, on the other hand, they have recognized that the countries are facing new realities. The GEP concept proposed by Russia means a new context for the pairing process. Now it is already possible to talk about pairing the Belt and Road Initiative with Eurasian integration and how the GEP is being formed.

Keywords: Russia, China, conjugation, Greater Eurasian Partnership, Belt and Road Initiative, international relations.

Author: Yury V. KULINTSEV, research fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: kulintsev.y@ifes-ras.ru).

В мае 2020 г. исполнилось пять лет совместному российско-китайскому заявлению о сотрудничестве по строительству Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, в котором на официальном уровне было введено в оборот термин «сопряжение» [Совместное заявление РФ и КНР, 2015].

Данное заявление стало важным общеполитическим документом, который определил дальнейшее направление развития взаимодействия между странами как в двустороннем, так и в многосторонних форматах.

Активизация интеграционных инициатив в Евразии происходит параллельно с глобализацией международных проблем и процессов этого региона, отмечается усиление конкуренции в отношениях между ведущими геополитическими акторами, что оказывает значительное влияние на региональные политические и экономические процессы.

На сегодняшний день крупнейшими интеграционными проектами на пространстве Евразии являются Большое евразийское партнерстве (БЕП), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и китайская инициатива Пояса и пути, а точнее ее сухопутная составляющая «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП).

Россия поддерживает шаги, предпринимаемые Китаем в рамках инициативы ЭПШП. В Москве исходят их того, что данная концепция выходит за рамки торгово-экономического взаимодействия и реализации одних лишь инфраструктурных проектов. Говоря о сопряжении, всегда подразумевается более широкая сфера сотрудни-

чества, к которая включает в себя укрепление гуманитарных обменов; развитие взаимодействия в цифровой сфере, в области общественного здравоохранения, что приобрело особую актуальность в нынешних условиях.

С 2016 г. Росси выступает со своим собственным интеграционным проектом Большого евразийского партнерства [Путин призвал...]. Данный расширенный интеграционный формат выстраивается в соответствии с принципами равенства, уважения различных национальных моделей развития, взаимной выгоды. БЕП позиционируется как широкая сеть региональных организаций и соглашений, включая соглашения о свободной торговле, а также масштабные инфраструктурные проекты, международные экономические коридоры, зоны опережающего роста и развития.

В данном контексте Москва придает большое значение сопряжению строительства ОПОП с планами развития Евразийского экономического союза. Ожидается, что в результате будет создана качественно новая модель экономического сотрудничества на Евразийском пространстве. Вслед за вступлением в силу в октябре 2019 г. поэтапного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР [Соглашение о торгово-экономическом...], ЕЭК как исполнительный орган союза, Правительство РФ и Госсовет КНР уже приступили к работе по формированию совместных рабочих органов.

Лидеры России и Китая в совместных документах также регулярно отмечают необходимость координации внешнеполитических усилий. В совместном заявлении В. Путина и Си Цзиньпина от 2019 г. указано [Совместное заявление...], что китайская инициатива ЭПШП и проект БЕП могут развиваться параллельно и скоординировано, они будут способствовать развитию региональных объединений, двусторонним и многосторонним интеграционным процессам в Евразии и АТР. Это означает, что российская сторона поддерживает инициативу «Один пояс, один путь», а китайская сторона поддерживает инициативу формирования Большого Евразийского партнерства.

На период сопряжения пришелся на важный юбилей, это 70-летие установления дипломатических связей между Россией и Китаем. За это время двусторонние отношения между Москвой и Пекином

достигли беспрецедентно высокого уровня, который характеризуется как всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимодействие.

Официальные лица двух стран поддерживают регулярные контакты: обмениваются двусторонними визитами, тесно сотрудничают в рамках международных организаций, развивают сотрудничество во всех сферах, включая политическое взаимодействие, экономические проекты и гуманитарное сотрудничество. При этом по каждому направлению сотрудничества у Москвы и Пекина существуют эффективные механизмы взаимодействия.

С одной стороны, накоплен опыт, с другой стороны, появились новые реалии. Предложенная Россией концепция БЕП означает новый контекст для процесса сопряжения. При этом сохраняется ощущение, что процесс сопряжения движется, но не так быстро, как хотелось бы участвующим сторонам. Тут следует отметить, что обе страны еще находятся на первом этапе сопряжении.

По итогам 2020 г. Китай вышел на первое место по внешнеторговому обороту среди партнеров России. Суммарный уровень взаимной торговли превысил 100 млрд долл. Официальные лица не снимают с повестки двустороннего экономического сотрудничества совместную цель — доведение товарооборота до 200 млрд долл. к 2024 г.

В рамках инвестиционного взаимодействия со стороны китайских компаний вложено более 22 млрд долл. в проекты на российской территории, при этом около 3,5 млрд проинвестировано в территории опережающего развития на российском Дальнем Востоке. В Приморском крае обсуждается проект по созданию совместного сельскохозяйственного холдинга, заявленных объем инвестиций которого превышает 10 млрд рублей.

За период сопряжения Москва и Пекин приложили значительные усилия для повышения объемов расчетов в национальных валютах. В 2019 г. было подписано межправительственное соглашение, нацеленное на стимулирование использования рубля и юаня при реализации совместного торгово-экономического сотрудничества [Соглашение между Правительством...].

Максимальными темпами развивается сотрудничество России и Китая в области энергетики. Москва уже традиционно становится

основным поставщиком нефти для Пекина. По итогам 2018 г. в Китай было экспортировано более 67 млрд т нефти, в 2019 — более 80 млрд т нефти, в 2020 — более 83 млрд т сырья [Россия стала...]. Набирает темпы сотрудничество в сфере поставок природного газа. В декабре 2019 г. введен в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири» для поставок трубопроводного газа в Китай по восточному маршруту. Пропускная способность газопровода рассчитана на 38 млрд кубометров газа в год, сырье в КНР поставляется из Якутии с Чаян-динского месторождения и из Иркутской области с Ковыктинского месторождения, контракт между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) будет действовать в течении 30 лет [Дан старт поставкам...].

Параллельно развивается сотрудничество по добыче, переработке и транспортировки сжиженного газа. Введена в эксплуатацию третья очередь терминалов в рамках проекта «Ямал СПГ», где 29,9 % акций принадлежит китайским партнерам. Активно развивается взаимодействие и в рамках еще одного масштабного арктического проекта «Арктик СПГ 2» [Заявления для прессы...].

Реализуются совместные программы в атомной сфере. На контрактной основе с 2019 г. при непосредственном участии российской стороны в Китае реализуются проекты по строительству третьего и четвёртного блоков АЭС «Сюйдапу» в провинции Ляо-нин. Церемония запуска строительства новых энергосистем российского дизайна состоялась по видео связи в мае 2021 г., строительство новых атомных блоков в Китае было запущене лидерами двух стран. Кроме того, российский «Росатом» уже реализовал в Китае проект демонстрационного ядерного реактора на быстрых нейтронах CEFR, а также приступил к сооружению энергоблока с реактором на быстрых нейтронах CFR-600 [Заявления для прессы...].

В сфере промышленности продвигается сотрудничество по строительству автомобильных заводов на территории России. Например, в Тульской области открыт завод, выпускающий автомобили китайской марки Great Wall. Мощность автопроизводителя рассчитана на 80 тыс. машин в год, при этом реализуется обязательное условие по локализации производства, уровень которого превышает 70 %.

Отдельного упоминания заслуживают ставшие уже традиционными двухлетние периоды тематического взаимодействия между

Россией и Китаем. Началось все с перекрестных годов российского туризма в Китае (2012) и китайского туризма в России (2013), далее состоялись годы молодежных обменов между КНР и РФ (2014— 2015), затем в 2016—2017 гг. были проведены перекрестные годы обмена между китайскими и российскими СМИ. 2018 и 2019 годы стали перекрестными годами межрегионального сотрудничества России и Китая. Именно тогда был создан первый российско-китайский формат регионального сотрудничества «Волга—Янцзы», в котором стали участвовать китайские провинции верхнего и среднего течения реки Янцзы, а российская сторона была представлена Приволжским федеральным округом. Затем были учреждены два новых формата межрегионального взаимодействия: ЦФО РФ — Север Китая и Северо-Западный ФО России — приморские провинции юго-восточного макрорегиона КНР.

2020—2021 годы посвящены развитию научно-технического и инновационного сотрудничества между двумя странами. Таким образом, ряд соответствующих проектов в авиакосмической отрасли, в сферах биотехнологий, фармацевтики и других научных отраслях получили дополнительное внимание и финансирование со стороны правительств двух стран.

Особое внимание уделяется крупным инфраструктурным проектам, поскольку они рассчитаны на длительный период реализации, требует масштабных инвестиций и тщательного планирования. К таким проектам относятся международные транспортные коридоры (МТК). В частности, Москва и Пекин заявляют о совместных планах дальнейшего развития Транссиба и БАМа, активно участвуют в освоении потенциала Северного морского пути в российской Арктике.

Развивается приграничная инфраструктура. Именно в период сопряжения были реализованы два проекта по строительству автомобильного и железнодорожного мостов через Амур в районе городов Благовещенск — Хэйхэ и на участке Нижнеленинское — Тунц-зян. Ожидается, что железнодорожный мост будет введен в эксплуатацию в третьем квартале 2021 г. Хотя пролеты российской и китайской моста были соединены в марте 2019 г., перенос сроков начала работы моста был связан с необходимостью углубления русла реки Амур, проходящему по российской территории. Срок реа-

лизации данного проекта составил 8 лет, при затраты российской стороны уже составили около 9 млрд руб. Инвесторами проекта выступили Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которые оплатили 25 % расходов, и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), которому через Российско-китайский фонд стало принадлежать 75 % акций проекта [РЖД включается...].

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений двустороннего сотрудничества России и Китая является гуманитарное взаимодействие. В 2017 г. Межправительственная российско-китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству приняла Программу взаимодействия в гуманитарной сфере [Россия и КНР...]. Успешными примерами реализации гуманитарного сотрудничества является запуск в КНР российского телеканала «Катюша», создание 52 пар городов-побратимов в России и Китае, установление партнерских контактов между вузами двух стан, открытие совместных университетов. Деятельность совместной межправкомис-сии охватывает различные сферы, включая туризм, образование, здравоохранение, развитие молодежной политики, культурные обмены, кинематограф и т. п.

Тем не менее, успешная реализация идеи сопряжения зависит и от развития многосторонних форматов сотрудничества. Выдвигая идею инициативы Пояса и пути, председатель КНР Си Цзиньпин призывал к пяти взаимосвязанным действиям — к координации политических усилий, к развитию инфраструктурного взаимодействия, к организации свободной торговли, к усилению коммерческой интеграции и к укреплению связей между людьми [Кулинцев].

Большая часть из более чем ста стран, которые участвуют в инициативе Пояса и пути, они присоединились к китайскому мегапро-екту. Однако Россия и ее партнеры по ЕАЭС выбрали для себя другой путь — путь сопряжения.

При этом процесс сопряжения заключается в координации сотрудничества, в выработке совместных эффективных и взаимовыгодных механизмов сотрудничества. Процесс сопряжения нуждается в последовательной реализации, которая невозможна без детального и своевременного стратегического планирования.

Именно этот подход отражен в «Дорожной карте сопряжения евразийской экономической интеграции и инициативы Пояса и пути»,

подготовленной в рамках совместной аналитической записки Российского совета по международным делам (РСМД) и Китайской академии общественных наук (КАОН) [Сопряжение ЕАЭС и ИПП...].

Следует признать обоснованными выводы экспертов двух стран по определению конечной цели сопряжения, то есть того, к чему стремятся ЕАЭС, Росия и Китай. А это создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Концепция БЕП также подразумевает формирование ЗСТ, задает вектор движения того, как продвигаться к данной поставленной цели.

В данном контексте возникает вопрос по стратегическому планированию. Этот вопрос актуален для всех участников сопряжения, так как они все находятся на этом начальном этапе. В настоящее время ведется активная работа Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) со своим партнером в КНР. Результатом данной работы стало подписание многостороннего торгово-экономического соглашения между ЕАЭС и КНР [Соглашение о торгово-экономическом...]. Данная работа ведется параллельно с двусторонним, российско-китайским треком сопряжения, подробный анализ которого был приведен выше.

Среди рекомендаций по дальнейшему продвижения сопряжения представляется целесообразным отметить необходимость создания комиссии, которая курировала бы процесс сопряжения. Процесс сопряжения должен быть упорядоченным. Как минимум с российской стороны, нужен единый координирующий центр. Например, в Министерстве экономического развития в Департаменте евразийской интеграции есть специальный отдел по сопряжению. И там специалисты занимаются вопросами сопряжения евразийской интеграции и инициативы Пояса и пути. Но они не занимаются двусторонним треком. Этим вопросом в Министерстве экономического развития занимается другое подразделение в другом департаменте. Кроме того, вопросами сопряжения занимаются в российском МИДе, в Управлении делами Президента, в ЕЭК.

Координирующая комиссия могла бы быть создана под эгидой Министерства экономического развития РФ, у которого есть опыт и традиции многостороннего взаимодействия. Не следует забывать, что именно Минэкономразвития продвинуло закон о стратегическом планировании РФ. Эта комиссия могла бы стать постоянно

действующим координационным центром, объединяющим работу других заинтересованных министерств и ведомств — МИД, администрации президента, представителей президента по БЕП и по сопряжению.

Вторая рекомендация касается необходимости разрабатывать документы стратегического планирования. У всех стран — членов ЕАЭС есть планирующие документы о своем развитии, стратегии национального развития. Для эффективного осуществления сопряжения требуется координация данных стратегий. Возможной отправной точкой может стать построение матрицы соответствий целей и механизмов национальных стратегий. На ее основе можно переходить уже к более детальной разработке, это выработке Дорожной карты, то есть определению в каких направлениях и по каким секторам осуществлять развитие. Отдельные элементы данной работу осуществлялись в течение всех пяти лет сопряжения, но эта работа не носила комплексного и целенаправленного характера.

И конечно, если такая координационная комиссия будет работать в России, то ей потребуется партнер с китайской стороны. Возможно, под эгидой Госкомитета по реформам и развитию при Госсовете КНР.

Кроме того, следует использовать потенциал ШОС, которая считается наиболее перспективной площадкой для продвижения процессов сопряжения. При условии принятия положительного решения о создании национальных координационных комиссий по сопряжению, было бы полезным приглашать представителей Секретариата ШОС для участия в совместных заседаниях этих комиссий.

Библиографический список

Дан старт поставкам российского газа в Китай по восточному маршруту. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62163 (дата обращения: 25.02.2021).

Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60672 (дата обращения: 25.02.2021).

Кулинцев Ю.В. «Один пояс — один путь»: инициатива с китайской спецификой. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/odin-poyas-o din-put-initsiativa-s-kitayskoy-spetsifikoy/ (дата обращения: 25.02.2021).

Путин призвал создать большое Евразийское партнерство. URL: https:// tass.ru/pmef-2016/article/3376295 (дата обращения: 25.02.2021).

РЖД включается в достройку ж/д моста через Амур в Китай в Еврейской АО. URL: https://tass.ru/ekonomika/8766373 (дата обращения: 25.02.2021).

Россия и КНР поставили серьезные задачи по гуманитарному сотрудничеству. URL: https://ria.ru/20170912/1504303222.html (дата обращения: 25.02.2021).

Россия стала крупнейшим экспортером нефти в Китай из стран вне ОПЕК в 2019 г. URL: https://tass.ru/ekonomika/8020949 (дата обращения: 25.02.2021).

Совместное заявление РФ и КНР о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. 05.06.2019. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 25.02.2021).

Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП. 08.05.2015. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/ 4971 (дата обращения: 25.02.2021).

Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о расчетах и платежах от 5 июня 2019 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201906100046 (дата обращения: 25.02.2021).

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/direction/trade/soglashenie-s-kitaem.php (дата обращения: 25.02.2021).

Сопряжение ЕАЭС и ИПП: проблемы и перспективы. URL: https://russianco uncil.ru/activity/policybriefs/sopryazhenie-eaes-i-ipp-problemy-i-perspektivy/ (дата обращения: 25.02.2021).

References

Dan start postavkam rossijskogo gaza v Kitajpo vostochnomu marshrutu [Start of Russian gas supplies to China via the eastern route]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/62163 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Kulintsev Y.V. (2015). «Odin poyas — odin put'»: iniciativa s kitajskojspecifikoj ["One Belt, One Road": an initiative with Chinese characteristics]. URL: https://russia ncouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/odin-poyas-odin-put-initsiativa-s-kita yskoy-spetsifikoy/ (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Putin prizval sozdat' bol'shoe Evrazijskoe partnerstvo [Putin called for a great Eurasian partnership]. URL: https://tass.ru/pmef-2016/article/3376295 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Rossiya i KNR postavili ser'eznye zadachi po gumanitarnomu sotrudnichestvu [Russia and China set serious tasks for humanitarian cooperation]. URL: https://ria.ru/ 20170912/1504303222.html (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Rossiya stala krupnejshim eksporterom nefti v Kitajiz stran vne OPEK v 2019 godu [Russia became the largest exporter of oil to China from non-OPEC countries in 2019]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8020949 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

RZHD vklyuchaetsya v dostrojku zh/d mosta cherez Amur v Kitajv EvrejskojAO [Russian Railways is involved in the completion of a railway bridge across the Amur to China in the Jewish Autonomous Region]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8766373 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o raschetah i platezhah ot 5 iyunya 2019 goda [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the PRC on settlements and payments dated June 5, 2019]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906100046 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Soglashenie o torgovo-ekonomicheskom sotrudnichestve mezhdu EAES i KNR [Agreement on trade and economic cooperation between the EAEU and the PRC]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/direction/trade/soglashenie-s-kitaem.php (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Sopryazhenie EAES i IPP: problemy i perspektivy [Conjugation of the EAEU and the BRI: Problems and Prospects]. URL: https://russiancouncil.ru/activity/policybrief s/sopryazhenie-eaes-i-ipp-problemy-i-perspektivy/ (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Sovmestnoe zayavlenie RF i KNR o sotrudnichestve po sopryazheniyu stroitel'stva EAES i EPSHP [Joint statement of the Russian Federation and China on cooperation in conjugating the construction of the EAEU and SREB]. 08.05.2015. URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/4971 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Sovmestnoe zayavlenie RF i KNR o razvitii otnoshenijvseob"emlyushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimodejstviya, vstupayushchih v novuyu epohu [Joint statement of the Russian Federation and the PRC on the development of relations of comprehensive partnership and strategic interaction, entering a new era]. 05.06.2019. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

Zayavleniya dlya pressy po itogam rossijsko-kitajskih peregovorov [Press statements following Russian-Chinese talks]. URL: http://www.kremlin.ru/events/presid ent/news/60672 (accessed: 25 February, 2021) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.