Научная статья на тему 'Пять исторических портретов: cовременники монгольского нашествия на Русь в книжных миниатюрах XIV–XVII вв.'

Пять исторических портретов: cовременники монгольского нашествия на Русь в книжных миниатюрах XIV–XVII вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
560
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
книжные миниатюры / монгольское нашествие / Русь / Монгольская империя / Александр Невский / рукописи / Средневековье / Book Miniatures / Mongol Invasion / Rus / Mongol Empire / Alexander Nevsky / Manuscripts / Middle Ages

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евгений Александрович Шишка

В статье рассматриваются портреты русских князей Александра Невского и его отца Ярослава Всеволодовича, монгольского великого хана Угэдэя, предводителя монгольских войск Бату и одного из наиболее выдающихся монгольских военачальников Менгу в книжной миниатюре. На основе анализа древнерусских, западноевропейских, персидских и китайских книжных миниатюр предпринимается попытка реконструировать образ современников монгольского нашествия на Русь в глазах потомков, сравниваются системы опознавания «свой — чужой» в отношении главных участников военного конфликта между Русью и Монгольской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Five Historical Portraits: the Contemporaries of the Mongol Invasion of Russia in Book Miniatures of the 14–17 Centuries

This article examines five historical portraits — Russian princes Alexander Nevsky and his father Yaroslav Vsevolodovich, the Mongol great Khan Ogedei, who announced the beginning of the campaign to the West, the leader of the Mongol troops Batu and one of the most prominent Mongol military leaders Mengu — in book miniatures. Based on the analysis of ancient Russian, Western European, Persian and Chinese book miniatures, it is attemped to reconstruct the image of contemporaries of the Mongol invasion of Russia in the eyes of descendants, compared the systems of identification “friend and foe” in relation to the main participants in the military conflict between Russia and the Mongol Empire.

Текст научной работы на тему «Пять исторических портретов: cовременники монгольского нашествия на Русь в книжных миниатюрах XIV–XVII вв.»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

Па^ашрюош- е\ %ро\ю, ярооюяю, е\ ег8ег

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии

/

^ooW^L v

\ j » « А i

№ 1 (12)

2020

Е.А. Шишка

Пять исторических портретов: современники монгольского нашествия на Русь в книжных миниатюрах Х1У-ХУП вв.

DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10013

Аннотация: В статье рассматриваются портреты русских князей Александра Невского и его отца Ярослава Всеволодовича, монгольского великого хана Угэдэя, предводителя монгольских войск Бату и одного из наиболее выдающихся монгольских военачальников Менгу в книжной миниатюре. На основе анализа древнерусских, западноевропейских, персидских и китайских книжных миниатюр предпринимается попытка реконструировать образ современников монгольского нашествия на Русь в глазах потомков, сравниваются системы опознавания «свой — чужой» в отношении главных участников военного конфликта между Русью и Монгольской империи.

Ключевые слова: книжные миниатюры, монгольское нашествие, Русь, Монгольская империя, Александр Невский, рукописи, Средневековье.

Об авторе: Евгений Александрович Шишка

Магистрант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: zhenyashishka@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6381-9289

Ссылка на статью: Шишка Е. А. Пять исторических портретов: современники монгольского нашествия на Русь в книжных миниатюрах XIV-XVII вв. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2020. № 1 (12).

С. 159-173.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

naLatoprncta- ev cpovw, ev ppoompw, ev etSet Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy

№ 1 (12)

2020

E. Shishka

Five Historical Portraits: the Contemporaries of the Mongol Invasion of Russia in Book Miniatures of the 14-17 Centuries

DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10013

Abstract: This article examines five historical portraits — Russian princes Alexander Nevsky and his father Yaroslav Vsevolodovich, the Mongol great Khan Ogedei, who announced the beginning of the campaign to the West, the leader of the Mongol troops Batu and one of the most prominent Mongol military leaders Mengu — in book miniatures. Based on the analysis of ancient Russian, Western European, Persian and Chinese book miniatures, it is attemped to reconstruct the image of contemporaries of the Mongol invasion of Russia in the eyes of descendants, compared the systems of identification "friend and foe" in relation to the main participants in the military conflict between Russia and the Mongol Empire.

Keywords: Book Miniatures, Mongol Invasion, Rus, Mongol Empire, Alexander Nevsky, Manuscripts, Middle Ages.

About the author: Evgeny Alexandrovich Shishka

Master's degree student at the Institute of History, St. Petersburg State University.

E-mail: zhenyashishka@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6381-9289

Article link: Shishka E. A. Five Historical Portraits: the Contemporaries of the Mongol Invasion of Russia in Book Miniatures of the 14-17 Centuries. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2020, No. 1 (12), p. 159-173.

Изображения исторических деятелей, которые можно встретить и интерпретировать в книжной миниатюре, нечасто становятся предметом исследования. Представляется, что изучение книжных миниатюр и других видов и типов изображений может способствовать формированию новых направлений исследования, в первую очередь, связанных с изучением особенностей самопрезентаций, спецификой восприятия «себя» и «других», формирования образов «своих» и «чужих» в эпоху позднего Средневековья. В данной статье речь пойдет о изображениях князя Александра Невского и его современников — участников русско-монгольского конфликта: его отца Ярослава Всеволодовича, монгольского великого хана Угэдэя, предводителя монгольских войск Бату и одного из наиболее выдающихся монгольских военачальников Менгу, сохранившихся в миниатюрах позднего средневековья.

Александр Невский

Князь Александр Невский как историческая личность оценивается учеными по-разному. По мнению одних, Невский сыграл исключительную роль в русской истории конца 30-40-х гг. XIII века, он святой и благоверный князь, талантливый и способный полководец, мудрый политик и стратег (сторонников данного мнения большинство). По мнению других, князь сыграл отрицательную роль в истории России, а его традиционный образ значительно преувеличен1. В отличие, от таких исторических личностей, как основатель Монгольской империи Чингисхан, Юаньский император Хубилай, ордынский хан Узбек и др., изображение Александра Невского дошли до нас только в древнерусской книжности.

Наиболее раннее изображение русского князя содержится в Лицевом летописном своде Ивана Грозного, созданном, предположительно, в третьей четверти XVI в. специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. «Царь-книга» включает в себя 17 000 красочных миниатюр, из которых около 10 000 относятся к истории Руси2. Большая часть миниатюр с изображением Александра Ярославича расположены в Голицынском томе (Царственный летописец) (РНБ, ЕГУ.225), Лаптев-ском томе (РНБ, ЕГУ.233) и Остермановском первом томе (БАН, 31.7.30-1) Лицевого летописного свода. Сразу стоит отметить, что миниатюры содержат разносюжетные сцены. На одних, рисуется образ благоверного князя-правителя3, на других защитника христианства и «земли русской»4. Практически на всех миниатюрах, Александр Невский изображен положительным персонажем — над его головой ореол (нимб)5,

1 Данилевский И.Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 119-132; Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (ХП-ХГУ вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 182-183.

2 Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи ХУТ-ХУП веков. М., 1980. С. 206-265; Мар-тынюк А. В. Формы и уровни идентичностей в визуальных нарративах Лицевого летописного свода // Нарративы руси конца ХУ — середины XVIII вв.: в поисках своей истории. М., 2018. С. 190-191.

3 Миниатюра «Александр Ярославич на престоле» // Лицевой летописный свод. РНБ. ЕГУ.233. Л. 898.

4 Миниатюра «Невская битва» // Там же. Л. 909 об.; Миниатюра «Русское войско выходит на Чудское озеро» // Там же. Л. 936 об.-937.; Миниатюра «Ледовое побоище» // Там же. Л. 938.

5 Миниатюра «Въезд русских войск в Псков» // Там же. Л. 940; Миниатюра «Встреча войск противников на Чудском озере» // Там же. Л. 937 об.; Миниатюра «Подготовка к сражению на Чудском озере» // Там же. Л. 938.

в руках меч6 — символ силы, власти, мужества. В средневековом христианском мире меч также олицетворялся со страстями Господними, мученичеством.

Особое место в древнерусской литературе посвящено взаимоотношениям Александра Невского с правителями Монгольской империи и Улуса Джучи. Это было обусловлено рядом причин. В первую очередь, количеством времени, проведенного в Орде. По подсчетам воронежского историка Ю. В. Селезнева: «Александр Ярославович побывал в Орде шесть раз, проведя в степи четыре с половиной года, это составило около 41,7% от времени его удельного правления (шесть лет — три поездки), 18,2 % от великого княжения ( одиннадцать лет — три поездки) и около 10,5% от лет его жизни (43 года)»7. С деятельностью великого князя связаны и первые ордынские переписи на Руси, установления института баскачества и «отмоления» русских людей от «дани кровью (числом)»8. Некоторые обстоятельства взаимоотношений Александра Ярославича с ордынскими правителями отразились и на миниатюрах Лицевого летописного свода, где художником изображен сюжет выкупа русских пленников из Орды9.

Ярослав Всеволодович

Отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович был одним из первых князей, посетивших Сарай и Каракорум (в 1243 и в 1246 гг. соответственно)10. Автор Лаврентьев-ской летописи, описывая поездку князя к Батыю в Сарай, не дает негативной оценки его акту покорности перед завоевателем: «Батыи же почти Ярослава великою честью и мужи его, и отпусти и рек ему: "Ярославе, буди ты стареи всем князем в Русском языце". Ярослав же взъратися в свою землю с великою честью»11. Кроме того, князь был и первым, кому Батый выдал ярлык на великое княжение и направил в столицу Монгольской империи Каракорум, что может указывать на доверительные отношения между чингизидом и князем. Перечисленные сюжеты были запечатлены древнерусским художником на нескольких миниатюрах. На них показано, как князь Ярослав Всеволодович едет в Орду12, получает у хана Батыя право на великое княжение13 и отправляется в Каракорум14.

6 Миниатюра «Ледовое побоище»; Миниатюра «Ответный поход Александра Невского в «немецкую землю»» // Там же. Л. 933.

7 Селезнев Ю.В. Русские князья при дворе ханов Золотой Орды. М., 2017. С. 119.

8 См.: Темушев С. Трансформация налогово-даннической системы древнерусских земель после монгольского нашествия 1237-1241 гг. // Со1^ша Russica. Серия I. Т. 3. Русь в эпоху монгольских нашествий / под ред. В. Нагирного. Краков, 2013. С. 52; Маслова С. А. Монгольская администрация на завоеванных землях: даруги и баскаки // Исторический вестник. Т. 10. Монгольские завоевания и Русь / под. общ. ред. А. А. Горского. М., 2014. С. 95; Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань, 2016. С. 141; КривошеевЮ. В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси ХП-Х^ вв. СПб., 2015. С. 204; Рудаков В. Н. Концепция ордынского «Ига» и отношения с Ордой в русском общественном сознании второй половины XШ-XVI вв. // Вестник Университета МГИМО. М., 2012. С. 26; Селезнев Ю.В. Батыева заповедь: картины ордынского плена. Воронеж, 2013. С. 33.

9 Миниатюра «Александр Невский посылает выкуп за русских пленных в Орду» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 900 об.

10 Селезнев Ю. В. Русские князья в составе правящей элиты Джучиева Улуса в XШ-XV веках. Воронеж, 2013. С. 414.

11 Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб, 1872. С. 447.

12 Миниатюра «Князь Ярослав Всеволодович едет в Орду» // Лицевой летописный свод. РНБ. ЕГУ.233. Л. 944.

13 Миниатюра «Князь Ярослав Всеволодович получает у хана Батыя право на великое княжение» // Там же. Л. 944 об.

14 Миниатюра «Великий князь Ярослав Всеволодович с князьями Владимиром Константиновичем, Борисом Васильевичем, Глебом Васильевичем, Василием Всеволодовичем едет

Книжники XVI-XVII веков также не воспринимали негативно князя Ярослава Всеволодовича и его сына Александра Невского, несмотря на их противоречивую политику и поведение, выражавшуюся в подданстве завоевателям и выполнении языческих обрядов при посещении ханской ставки. Положительный образ Ярослава Всеволодовича запечатлен в «Казанском летописце»15, созданном несколькими авторами, предположительно в 1564-1566 гг16. или между 1626 и 1640 гг17. Портрет Ярослава Всеволодовича также содержится в «Царском титулярнике»18.

На древнерусских миниатюрах изображение князя соответствует всем общепринятым в то время христианским княжеским канонам иконографии. Ярослав Всеволодович изображается с княжеской шапкой, скипетром и оплечьем или т. н. бармами — символами суверенной власти19. По мнению исследователей, своим происхождением «корона» (как и «княжеская шапка») обязана так называемому венку или венцу и его разновидностям20. Венцы символически передавали, во-первых, честь и славу мученических венцов, во-вторых, они являлись я и венцами Царства Божия. Венец Христа — это символ царской власти, символ богоизбранности и легитимности власти21.

Княжеский посох, который обладает типологическим сходством с архипастырским посохом может свидетельствовать о сакральном характере власти русского князя. По мнению большинства исследователей, в России впервые торжественное вручение скипетра царю/князю встречается в чине венчания Федора Иоановича, но, по видимому, он был в употреблении и раньше22. По словам англичанина Горсея, скипетр, служивший при венчании царя Федора Иоанновича был куплен еще Иваном IV23. Это говорит о том, что изображение Ярослава Всеволодовича с посохом (скипетром) в руках, имело исключительно символическое значение.

В целом, стоит отметить, что практически все правители, рассматриваемого нами периода, будь-то великий князь Черниговский Михаил Всеволодович24, убитый

в Орду» // Там же. Л. 949 об.; Миниатюра «Хан Батый посылает князя Ярослава Всеволодовича в Великую Татарию» // Там же. Л. 950 об.

15 Миниатюра «Возвращение князя Ярослава Всеволодовича во Владимир после нашествия Батыя» // Казанский летописец (Казанская история). URL: http://historik.ru/books/item/f00/s00/ z0000032/pic/st380_01.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

16 Моисеева Г.Н. Автор «Казанской истории» // ТОДРЛ. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 272.

17 Keenan E. Coming to Grips with the Kazanskaya Istoriya: Some Observations on Old Answers and New Questions. Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U.S., vol. 11 (19641968), No. 1-2 (31-32), p. 143-183.

18 Миниатюра «Ярослав Всеволодович» // «Большая государева книга или Корень российских государей» («Царский титулярник»). URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/ba/ Titulyarnik_-_Yaroslav_Vsevolodovich.png (дата обращения: 08.08.2020).

19 Миниатюра «Новгородцы бьют челом князю Ярославу» // Лицевой летописный свод. Т. 6. URL: http://mmedia.nsu.ru/anbook/DATA/obj329/IMAGE.jpg (дата обращения: 08.08.2020); Миниатюра «Возвращение новгородских послов от князя Ярослава Всеволодича с отказом» // Там же. URL: http://mmedia.nsu.ru/anbook/DATA/obj330/IMAGE.jpg (дата обращения: 08.08.2020); Миниатюра «Новгородцы посылают к князю Ярославу Всеволодовичу архиепископа Спиридона» // Там же. URL: http://mmedia.nsu.ru/anbook/DATA/obj331/IMAGE.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

20 Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М., 1990. C. 13.

21 Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. М., 2002. C. 318; Плотникова О. А. Дмитрий Донской. М., 2015. С. 5.

22 Кувиченков Д. Т. Царская коронация. История коронования государей. СПб., 1882. C. 31.

23 Горсей Дж. Записки о России. XVI — начало XVII в. / под. ред. В. Л. Янина; Пер. и сост. А. А. Севастьяновой. М., 1990. С. 85.

24 Миниатюра «Возвращение князя Михаила Черниговского со всем его домом на Русь» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 958; Миниатюра «Михаил Черниговский возвращается в свою вотчину в Чернигов» // Там же. Л. 961 об.; Миниатюра «Михаил Черниговский на престоле» // Там же. Л. 962 об.

по приказу Батыя в 1246 году, или галицко-волынский князь Даниил Романович25, исправно плативший дань и ездивший в ханскую ставку, изображены на древнерусских миниатюрах XVI-XVII вв. с теми же этническими и статусными маркерами и символами, что и рассмотренные выше Александр Невский и Ярослав Всеволодович.

Данной явление можно объяснить рядом факторов. Во-первых, восхваление подвигов предков, в борьбе против иноверцев и инородцев, имело нравоучительный характер для представителей великокняжеской и царской семьи. Кроме того, подчеркивало некую преемственность праведного правителя в рамках процесса складывания протонационального государства и формирования исторической памяти. Во-вторых, обращение книжников к эпохе монгольского нашествия можно также связать с переоценкой русско-ордынских отношений, начавшейся еще в конце XV века. Распад Большой Орды (а до этого Золотой Орды), Стояния под Алексином 1472 г. и на Угре 1480 г., борьба против Казанского, Астраханского и Крымского ханств — осколками Улуса Джучи, меняла векторы взглядов на события XIII века26.

Батый

Не вызывает сомнения, что внук Чингисхана Бату сыграл немалую роль в истории Средневековой Руси. Он не только возглавлял поход на Запад, в том числе, на Русские земли в 1237-1240 гг., но и почти 20 лет был тем человеком, с которым русские князья были обязаны считаться, получать ярлыки на княжение, платить дань и т. д. На протяжении веков отношение к нему менялось — от «безбожного Батыя» до «Саин-хана», то есть доброго и справедливого правителя, и наоборот. В XIV-XVI вв. Батый становился объектом внимания древнерусских, европейских, персидских и китайских художников.

Одно из наиболее ранних изображений Бату дошло до нас в копии XV века исторического труда персидского ученого Рашид ад-Дин «Джами' ат-таварих» («Сборник летописей»), созданного по заказу ильхана Газана в начале XIV века27. На миниатюрах Бату восседает на троне, перед ним две золотые посудины, а по сторонам слуги, один из которых приклонил колени. Несмотря на то, что Бату не был ханом, на голове у него изображена корона — символ принадлежности в ханской семье. Образ Батыя соответствует всем канонам изображения правителей, принятым в иранском искусстве того времени. Еще одно изображение Бату сохранилось на китайском рисунке неизвестного художника XIV века28. На нем завоеватель изображён в полный рост в профиль, одетый в традиционную монгольскую одежду. У бедра висит меч и колчан со стрелами — символические атрибуты принадлежности к высшей (ханской) власти, роду Чингисхана.

Бату изображен и на ряде европейских миниатюр. В сочинении «Цветник историй земель Востока» армянского автора Хайтона Хетума Патмича, который в конце XIII века был вынужден покинуть Киликию и основаться на Кипре, а оттуда в 1306 году в качестве эмиссара регента Кипрского королевства отправился к папе Клименту V, содержится миниатюра, на которой изображена битва на мосту между татарами во главе с Батыем с одной стороной и армией, облаченной в рыцарские доспехи,

25 Миниатюра «Даниил Галицкий захватывает княжеский стол в Киеве// Лицевой летописный свод. Т. 5. http://deduhova.ru/statesman/wp-content/uploads/2015/08/tmp21.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

26 См.: Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV в. М., 2009.

27 Миниатюра «Батый восседает на троне». Rashid-al-Din History of the World. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 1113, fol. 91r.

28 Средневековый китайский рисунок «Батый», XIV век. URL: https://upload.wikimedia.org/ wikipedia/commons/b/be/Batu.png (дата обращения: 10.08.2020).

олицетворяющей праведное христианское войско, с другой29. У татар красное знамя с 4-х угольным символом по середине. У их противников — красное знамя с изображением полумесяца. По предположению Р. В. Хаутулы, полумесяц здесь может символизировать древний герб Хорватии, части тогдашней Славонии, чьим герцогом был брат Белы IV Кальман/Коломан, успешно отбивший мост через Шайо в начале сражения с монголами. У Патмича, по всей видимости, смешаны два события: начальная фаза битвы при Шайо и последующая неудачная попытка монголов переправиться через Дунай в Нижней Австрии. В каталонской копии этого же произведения есть сюжетное продолжение — на миниатюре изображено легендарное сражение монгольских войск с европейцами на мосту, в котором якобы погиб Батый30.

Стоит отметить, что Батый изображен и на ряде древнерусских миниатюр Лицевого летописного свода XVI века. Несмотря на негативную оценку «татар» и «нашествия на Русь», внешний облик Батыя соответствует христианскому канону изображения великих князей. Для создателей миниатюры Батый олицетворял высшую власть, о чем свидетельствует корона на его голове31. Как отмечает А. В. Мартынюк, «с XIII века царская корона становилась неотъемлемым элементом изображения монгольских правителей»32. Изображение Батыя древнерусский книжник сценически связывает с такими историческими сюжетами, как поход на Северо-Восточную Русь 1237-1238 гг.33, осада Киева34, разорение Волыни35, нашествие на Венгерское королевство в 1241 г.36, казнь Михаила Черниговского37, первая перепись населения Руси38.

Менгу

Согласно «Истории Угедей-каана» эмиссара Багдадского халифа Рашид ад-Дина, среди монгольских военачальников, которые вторглись в пределы Русских княжеств в 1237 г. под предводительством Бату, был чингизид Менгу-каан (Мункэ)39. В целом, в письменных источниках Менгу дается положительная характеристика40.

29 Миниатюра «Бату-хан в битве при Данубе». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. fol. 29r.

30 Миниатюра «Смерть Батыя». Fleur des histoires de la terre d'Orient, vers 1301-1400. Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 19.

31 Миниатюра «О нашествии Батыя» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 916 об.; Миниатюра «Хан Батый посылает волхвов за Михаилом Черниговским и боярином Федором» // Там же. Л. 966.; Миниатюра «Хан Батый приказывает волхвам провести Михаила Черниговского и боярина Федора через исполнение языческих обрядов» // Там же. Л. 965 об.

32 Мартынюк А. В. Русь и Золотая Орда в миниатюрах Лицевого летописного свода // Российские и славянские исследования. Вып. 1. Минск, 2004. С. 67.

33 Миниатюра «Войска Батыя разоряют русские города» // Лицевой летописный свод. РНБ. F. IV. 233. Л. 952.

34 Миниатюра «Хан Батый захватывает Киев» // Там же. Л. 954 об.

35 Миниатюра «Войска Батыя разоряют русские города в Волыни» // Там же. Л. 955.

36 Миниатюра «Хан Батый с войском на пути в Угорскую землю» // Там же. Л. 955 об.

37 Миниатюра «Хан Батый отдает приказ казнить Михаила Черниговского» // Там же. Л. 975; Миниатюра «Хан Батый приказывает своим людям испытать боярина Феодора» // Там же. Л. 976.

38 Миниатюра «Хан Батый с войском. Перепись татарами населения в русских городах» // Там же. Л. 957 об.

39 Рашид ад-Дин. Сборник летописей в 3-х тт. Т. II / пер. с перс. Ю. П. Верховского. М., 1960. С. 38.

40 Митин В. В. Менгу — последний Великий Хан единой Монгольской империи // Метаморфозы истории. Псков, 2018. С. 74.

В персидских источниках говорится, что «из [всех] царевичей [один] Менгу-каан обладает дарованием и способностями, необходимыми для хана, так как он видел добро и зло в этом мире, во всяком деле отведал горького и сладкого, неоднократно водил войска в [разные] стороны на войну и отличается от всех [других] умом и способностями»41. Во время похода на Русь он также проявил себя необычайно храбрым и талантливым полководцем. В китайской хронике XIV века «Юань-ши», составленной на основе тщательной проработки официальных послужных списков, семейных архивов, различной литературы и канцелярской документации, содержится информация о том, что во время осады Рязани Менгу лично вступил в бой, что было большой редкостью среди чингизидов42. Менгу упомянут также как командующий войсками во время взятия Чернигова и начала осады Киева43. Последнее, к слову, стало сюжетной сценой для русского миниатюриста XVI века, изобразившего Менгу монгольским военачальником, выполняющим приказы Бату44.

Изображения Менгу, участника военного похода на Русь и последнего правителя Монгольской империи, создавались китайскими, арабо-персидскими, русскими и европейскими средневековыми художниками. Одно из наиболее ранних изображений, созданное в Мастерской Абдуллы Султана в Ширазе в 1438 году, содержится в труде «Тарих-и-джехангуша» персидского государственного деятеля и историка эпохи Ху-лагуидов Джувейни45. На миниатюре художник изобразил сцену аудиенции. Мункэ сидит на троне, на голове у него корона, а слева от него послы, которых он принимает. Хан изображен так, как было в то время принято изображать иранских правителей, без каких-либо маркеров «чужого». Корона символизирует статус и власть монгольского правителя.

До наших дней дошел также портрет Менгу, сделанный неизвестным китайским художником46. Изображение, судя по всему, создавалось в XIV веке, наряду с другими портретами монгольских и юаньских правителей и членов их семей — Шидэба-ла, Есун-Тэмур, Раджапика, Ашидхэв-хаган и т. д. Менгу одет в синий халат с красным воротником. Лицо монголоидной внешности с типично восточными редкими усами и бородой. На голове у хана юаньская утепленная шапка (шлем) орбелге (оЛе^е), которую носили знатные люди того времени, преимущественно офицерский корпус, включая царевичей-чингисидов. Подобные головные уборы были найдены в ходе археологических раскопок у деревни Цинлунгоу, близ города Тунляо, во Внутренней Монголии (ныне находка хранится Музее Внутренней Монголии)47. Металлическое навершие шапки орбелге с держателями для трех перьев была также найдена в 1898 году археологом Н. И. Веселовским в одном из курганов Белореченского могильника XIV века48.

41 Рашид ад-Дин. Сборник летописей в 3-х тт. Т. II. С. 129.

42 Храпаческий Р. П. Военная держава Чингисхана. М., 2005. С. 495.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Летопись по Ипатьевскому списку. СПб., 1871. С. 520-522.

44 Миниатюра «Хан Батый посылает военачальника Менгу-хана на разведку к Киеву» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 952 об.

45 Миниатюра «Хан Мункэ на троне». Джувейни «Тарих-и-джехангуша». Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 206, fol. 101.

46 Изображение портрета хана Мунке. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ thumb/9/98/Mongke.jpg/683px-Mongke.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

47 Изображение железного шлема династии Юань. URL: https://sun9-65.userapi.com/c850420/ v850420259/1abd65/LaFYoy5npHs.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

48 Золотое навершие монгольской «офицерской шапки» из Белореченских курганов. Реконструкция Николая Афонькова. URL: https://sun9-47.userapi.com/c855532/v855532797/250012/ zf75MOfLQBU.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

Образ Менгу-хана попал и в поле зрения европейских миниатюристов. Особого внимания заслуживает сцена крещения монгольского правителя в одной из копий ранее упомянутого произведения Хетума Патмича49. Сюжетная постановка миниатюры представляет собой сцену, в центре которой епископ крестит в купели Менгу-хана, слева царь Армении, а на заднем плане пять «тартаров». Схожая сцена содержится и в другой копии, сделанной в Каталонии50.

На некоторых миниатюрах Менгу изображен принимающим армянское посоль-ство51. На одной из них изображен Менгу, справа от него стоит король Армении (Hayton II) с грамотой в руках и свитой52. Оба правителя в царских коронах — символах власти. В другой рукописи, созданной в начале XV века в Париже, содержится также сцена Ильхана Хулагу и великого хана Менгу53. На миниатюре Хулагу, с короной на голове, стоит с поднятыми руками. Правее, с двумя монголами позади, стоит Менгу, в высокой шляпе, со сложенными руками — в закрытой позе, демонстрирующий свое несогласие.

Угэдэй

Несмотря на то, что третий сын Чингисхана и преемник отца в качестве каана (Великого хана) Монгольской империи Угэдэй правил империей более 10 лет и при нем были покорены Кавказ, Булгария и Русь, миниатюристы уделили ему меньше внимания, чем его родственникам, о которых говорилось выше. Известно его изображение в трактате Рашид ад-Дина. На миниатюре показана сцена возведения Угэдэя на пре-стол54. Монгольский правитель изображен с золотой короной на голове, сидящим в позе лотоса. Перед ним дары — золотые кубки и другая посуда. Золото — символ божественности, божественного промысла, бессмертия, живучести, славы, отличия и духовного озарения. По сторонам от правителя монголы — участники коронации, представители знати. До наших дней дошел также и китайский портрет Угэдэя55. Картина была создана вскоре после смерти императора Хубилая в феврале 1294 года непальским художником и астрономом Аниге. Портрет выполнен в китайском портретном стиле.

В одной из копий «Цветника историй земель Востока» Хетума Патмича56, сделанной, предположительно, в 1350 году, содержится миниатюра с изображением великого хана Угедея57. Композиционная постановка изображения представляет собой сцену

49 Миниатюра «Крещение Менгу». Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. fol. 30v.

50 Миниатюра «Крещение Менгу». Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 20v.

51 Миниатюра «Менгу-хан и армянское посольство». Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. fol. 30r.

52 Миниатюра «Менгу и Хетум I». Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 20.

53 Миниатюра «Хулагу и Менгу». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. France, ca. 1410-1412. MS M.723 fol. 27v.

54 Миниатюра «Возведение Угэдэя на престол». Рашид ад-Дин, Джами' ат-таварих, XIV век. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/CoronationOfOgodei1229. jpg/800px-Coronation0f0godei1229.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

55 Dschingis Khan und seine Erben (exhibition catalogue). Hsg. Müller C., Ott B. München, 2005. S. 304.

56 Aigle D. The Mongol Empire between Myth and Reality: Studies in Anthropological History. Brill, 2014, р. 60.

57 Миниатюра «Чествование Угэдэя». Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. fol. 25v.

чествования Угедея. Сам великий хан изображен с короной на голове. Слева от него стоит человек с мечом, а справа — человек с скипетром — основными атрибутами правителя. В другой копии, сделанной, предположительно, в Каталонии в XIV веке, содержится миниатюра со сценой, на которой монгольские войска со знаменем в руках отправляются в поход58. Слева сидит Угедей, рядом с ним воин. Хан обличен в европейское одеяние, а на голове у него золотая корона. В копии, созданной во Франции в XV веке, изображена церемония принятия Угедеем посольства59. Слева стоят монгольские воины, одетые в кольчуги и шлемы, в том числе один держит щит. Все стоят позади Угедей-хана, увенчанного короной и сидящего на троне. Хан обращается к трем мужчинам — посланникам. Монгольский правитель изображен в европейском обличии и с атрибутами королевской власти.

К сожалению, Угэдэю, по сравнению со всеми рассмотренными в данной статьи историческими деятелями, уделялось, возможно, наименьшее внимание миниатюристов Европы и Азии. Это могло быть связано с тем, что на фоне Чингисхана и Менгу Угэдэй, не принимавший личного участия в военных походах, выглядел менее интересным, чем его ближайшие родственники. Несмотря на это, в исторических документах XIII-XV века сохранилось немало сведений о его внутренней политике, а расширение территорий Монгольской империи, да и успешный общемонгольский поход на Запад могут указывать на то, что монгольский хан был не самым плохим стратегом и политиком.

Средневековые персидские миниатюры являлись «королевским» или даже сакральным (т. е. доступным не для всех) искусством с простыми декоративными элементами60. Через цветовую эстетику и символические коннотации выражались власть, престиж и политическое превосходство того или иного правителя, в том числе Менгу, Бату и Угэдея. Несмотря на стилистическую разницу в изображении, те же идеи присущи и китайской иконографии. Восточные художники ставили перед собой цель легализации завоевателя.

Миниатюристы изображали монгольских ханов и чингизидов как своих законных правителей. Это подчеркивалось использованием различных властных атрибутов, таких как корона (или юаньский шлем), одеяние, трон, золотые кубки и т. д. Стоит отметить, что в отличие от христианского изобразительного канона, где золотой цвет символизировал гордыню61, у мусульман это цветовое обозначение указывало на славу, успех, богатство, торжество. Цветовые обозначения были связаны непосредственно с религией. Так, у христиан белый цвет — был цветом чистоты и веры, а китайцы, рисуя белые одежды у ханов, отражали их символическую роль шамана. Большое значение белый цвет играл и в исламском изобразительном искусстве. Европейские и древнерусские миниатюристы не стремились создавать исторически точный портрет, а с помощью языка символов и знаков, выразить общепринятый или личный взгляд на «своих и чужих». Поэтому, изображая князей или ханов, миниатюрист в каждую деталь вкладывал особый смысл.

В большинстве случаев монгольские правители изображались как благоверные христиане или покровители христианской веры. Вера в возможный союз с монголами

58 Миниатюра «Отход войск Угэдэя». Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 16v.

59 Миниатюра «Угедей принимает посольство». France, ca. 1410-1412. MS M.723 fol. 23v.

60 Abdollah Z. Aesthetic of Color and Connotations of Spiral Structure (An Assessment of Medieval Persian Miniature). International Journal of Arts, 2014, No. 4(1), p. 17.

61 Волошинов, А. В., РуденкоМ.А. Образ Востока в изобразительном искусстве Европы эпохи средневековья // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. №4. С. 210.

через обращения в христианство приводила к тому, что монгольские правители изображались идентично европейским королям. На их головах важны царские короны, в руках — атрибуты европейских правителей. Сценически миниатюры отражали борьбу с мусульманами, принятие крещения или восседание на троне. Однако, несмотря на установления в середине ХШ в. довольно близких контактов, в изображении монголов часто можно выявить сохранность стереотипов, которые бытовали в европейском средневековом общественном сознании. Например, на многих изображениях монголов нередко можно заметить еврейскую шапку — маркер «чужого». Но стоит отметить, что к изображению ханов это редко применялось.

В свою очередь, создание древнерусских миниатюр тесно связано с переоценкой русско-ордынских отношений. В XVI веке консерватизм в оценках тех или иных личностей прошлого значительно ослабел. Некоторые из русских князей эпохи монгольского нашествия, например Юрий Всеволодович или Борис Василькович, получили негативные отзывы потомков62. Однако Александр Невский и его отец Ярослав Всеволодович изображены миниатюристами исключительно позитивно. Как отмечает В. Н. Рудаков, потомки, редактируя и осмысливая тексты предшественников, вписывали новые подробности, которые не передавали реалии, а показывали, как, по мнению тих потомков, князья должны были себя вести с завоевателями63. То же самое можно сказать и в отношении миниатюр, которые создавались в XУI-XУII вв. Князья показаны как защитники христианской веры и мудрые правители. Их статусность и «княжеское достоинство» выражены в отдельных художественных элементах — княжеская шапка, скипетр (посох), ореол, нимб и др. Миниатюристы изображали те сюжеты, в которых вышеупомянутые исторические деятели показаны в наиболее выгодном положении, они героически побеждают и мученически умирают, мудро правят и верно служат.

На многих древнерусских миниатюрах изображены монгольские предводители — Батый и Менгу. При анализе доступных нам изображений не представляется возможным обнаружить явные и выразительные этнические маркеры в одежде, доспехах, прическах и т. д. Чингизиды, так же, как и русские князья, изображены в древнерусском доспехе. В свое время этот феномен попытался объяснить известный историк и археолог А. В. Арциховский. По его мнению, схожесть внешнего вида русских и монгольских правителей была связана с тем, что «доспехи были в принципе одинаковые и шлемы-шишаки у русских и татар были похожи»64. Однако А. И. Фи-люшкин оспорил мнение А. В. Арциховского, поскольку в шишаках и древнерусском доспехе в Лицевом летописном своде изображены также греки, византийцы, персы, «латины», половцы, поляки (ляхи), торки и берендеи, сербы, хорваты, венгры, европейские рыцари, бравшие Константинополь в 1204 г., чудь, емь, литовцы, волжские болгары, мордва, шведы, чехи65. Очевидно, что данный вопрос требует более глубокого исследования. Как и европейские миниатюристы, русские книжники изображали «своих» и «чужих» языком символов. Изображения, на страницах древнерусских книг, иллюстрации — это детально прописанная стилизация в рамках византийской иконописной школы. На таких миниатюрах нет лишних деталей.

62 Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XШ-XV в. С. 218.

63 Рудаков В. Н. В поисках героев: к вопросу о переосмыслении прошлого русскими книжниками XУ-XУI вв. // Вестник славянских культур. 2012. С. 59-60; Рудаков В.Н. Русские книжники XV-XVI вв. в поисках героев борьбы с татарами // Человек читающий: между реальностью и текстом источника: Сб. статей под ред. О. И. Тогоевой и И. Н. Данилевского. М., 2011. С. 194-197.

64 Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944. С. 62.

65 ФилюшкинА.И. Этнические образы в лицевом летописном своде // Комплексный подход в изучении Древней Руси. Материалы Х Международной конференции. 9-13 сентября 2019 года (Москва). Приложение к журналу «Древняя Русь: вопросы медиевистики». М., 2019. С. 209.

Более очевидным является тот факт, что некоторые художественные детали указывают на статус и значимость той или иной исторической личности. Одним из главных таких символов является «корона» или «княжеская шапка». В таком головном уборе изображен внук Чингисхана Бату. Шапка указывает на то, какое место во властной иерархии Руси занимал носивший ее человек. Бату, не будучи ханом, воспринимался древнерусскими книжниками XIII-XVI вв., как «царь», законный и легитимный правитель. С конца XV века, с образованием Московского государства и избавления от политической и даннической зависимости от Орды, «царями» стали называться великие московские князья. А на миниатюрах, «ханская корона» перешла к русским правителям. Стоит также отметить, что в отличие от Батыя, Менгу изображен без короны, что опять-таки, указывает на роль и место в иерархии власти над Русью. Поскольку, как известно, во время нашествия на русские земли Менгу был в подчинении Бату, то через несколько лет он был уже выше по статусу, приняв титул «великого хана». Однако в глазах древнерусских книжников, роль главного злодея и покорителя была сохранена за Батыем, чье имя передавалось из уст одного поколения другому.

Источники и литература

1. Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М.: Изд-во МГУ, 1944.

2. Миниатюра «Возведение Угэдэя на престол». Рашид ад-Дин. Джами' ат-тава-рих, XIV век. URL: https://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/thumb/1/14/Coronation 0f0godei1229.jpg/800px-coronation0f0godei1229.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

3. Волошинов А. В., Руденко М. А. Образ Востока в изобразительном искусстве Европы эпохи средневековья // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. №4. С. 209-212.

4. Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

5. Горсей Дж. Записки о России. XVI — начало XVII в. / под ред. В. Л. Янина; Пер. и сост. А. А. Севастьяновой. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.

6. Данилевский И. Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2005. С. 119-132.

7. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2001.

8. Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

9. Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография / Отв. ред. И. Миргале-ев, Р. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016.

10. Золотое навершие монгольской «офицерской шапки» из Белореченских курганов. Реконструкция Н. Афонькова. URL: https://sun9-47.userapi.com/c855532/v855532797/250012/ zf75MOfLQBU.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

11. Изображение портрета хана Мунке. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ commons/thumb/9/98/Mongke.jpg/683px-Mongke.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

12. Изображение железного шлема династии Юань. URL: https://sun9-65.userapi.com/ c850420/v850420259/1abd65/LaFYoy5npHs.jpg (дата обращения: 13.08.2020).

13. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М.: Наука, 1980.

14. Кривошеее Ю. В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Академия исследования культуры, 2015. 452 с.

15. Куеиченкое Д. Т. Царская коронация. История коронования государей. СПб., 1882.

16. Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1872.

17. Летопись по Ипатьевскому списку. СПб., 1871.

18. Мартынюк А. В. Русь и Золотая Орда в миниатюрах Лицевого летописного свода // Российские и славянские исследования. Вып. 1. Минск: Изд-во БГУ, 2004. С. 61-70.

19. Мартынюк А. В. Формы и уровни идентичностей в визуальных нарративах Лицевого летописного свода // Нарративы руси конца XV — середины XVIII вв.: в поисках своей истории. М.: Политическая энциклопедия, 2018. С. 190-207.

20. Маслова С. А. Монгольская администрация на завоеванных землях: даруги и баскаки // Исторический вестник. Т. 10. Монгольские завоевания и Русь / под общ. ред. А. А. Горского. М.: Руниверс, 2014. С. 80-109.

21. Миниатюра «Александр Ярославович на престоле» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 898.

22. Миниатюра «Александр Невский посылает выкуп за русских пленных в Орду» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 900 об.

23. Миниатюра «Батый восседает на троне». Rashid-al-Din. History of the World. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 1113. Fol. 91r.

24. Миниатюра «Бату-хан в битве при Данубе». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. Fol. 29r.

25. Миниатюра «Великий князь Ярослав Всеволодович с князьями Владимиром Константиновичем, Борисом Васильевичем, Глебом Васильевичем, Василием Всеволодовичем едет в Орду» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 949 об.

26. Миниатюра «Встреча войск противников на Чудском озере» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 937 об.

27. Миниатюра «Въезд русских войск в Псков» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 940.

28. Миниатюра «Возвращение князя Ярослава Всеволодовича во Владимир после нашествия Батыя» // Казанский летописец (Казанская история). URL: http://historik.ru/books/ item/f00/s00/z0000032/pic/st380_01.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

29. Миниатюра «Возвращение новгородских послов от князя Ярослава Всеволодича с отказом» // Лицевой летописный свод. Т. 6. URL: http://mmedia.nsu.ru/anbook/DATA/ obj330/IMAGE.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

30. Миниатюра «Возвращение князя Михаила Черниговского со всем его домом на Русь» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 958.

31. Миниатюра «Войска Батыя разоряют русские города в Волыни» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 955.

32. Миниатюра «Войска Батыя разоряют русские города» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 952.

33. Миниатюра «Даниил Галицкий захватывает княжеский стол в Киеве // Лицевой летописный свод. Т. 5. http://deduhova.ru/statesman/wp-content/uploads/2015/08/tmp21.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

34. Миниатюра «Князь Ярослав Всеволодович едет в Орду» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 944.

35. Миниатюра «Князь Ярослав Всеволодович получает у хана Батыя право на великое княжение» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 944 об.

36. Миниатюра «Крещение Менгу». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. fol. 30v.

37. Миниатюра «Крещение Менгу». Fleur des histoires de la terre d'Orient, vers 1301-1400. Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 20v.

38. Миниатюра «Ледовое побоище» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 938.

39. Миниатюра «Менгу-хан и армянское посольство». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. fol. 30r.

40. Миниатюра «Менгу и Хетум I». Fleur des histoires de la terre d'Orient, vers 1301-1400. Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 20.

41. Миниатюра «Михаил Черниговский возвращается в свою вотчину в Чернигов» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 961 об.

42. Миниатюра «Михаил Черниговский на престоле» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 962 об.

43. Миниатюра «Невская битва» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 909 об.

44. Миниатюра «Новгородцы бьют челом князю Ярославу» // Лицевой летописный свод. Т. 6. URL: http://mmedia.nsu.ru/anbook/DATA/obj329/IMAGE.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

45. Миниатюра «Новгородцы посылают к князю Ярославу Всеволодичу архиепископа Спиридона» // Лицевой летописный свод. Т. 6. URL: http://mmedia.nsu.ru/anbook/DATA/ obj331/IMAGE.jpg (дата обращения: 08.08.2020).

46. Миниатюра «Ответный поход Александра Невского в «немецкую землю»» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 933.

47. Миниатюра «О нашествии Батыя» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 916 об.

48. Миниатюра «Отход войск Угэдэя». Fleur des histoires de la terre d'Orient, vers 13011400. Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 16v.

49. Миниатюра «Подготовка к сражению на Чудском озере» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 938.

50. Миниатюра «Смерть Батыя». Fleur des histoires de la terre d'Orient, vers 1301-1400. Paris, BnF, département des Manuscrits. NAF 886. fol. 19.

51. Миниатюра «Русское войско выходит на Чудское озеро» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 936 об.-937.

52. Миниатюра «Угедей принимает посольство». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. France, ca. 1410-1412. MS M.723 fol. 23v.

53. Миниатюра «Хан Батый посылает князя Ярослава Всеволодовича в Великую Татарию» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 950 об.

54. Миниатюра «Хан Батый посылает волхвов за Михаилом Черниговским и боярином Федором» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 966.

55. Миниатюра «Хан Батый приказывает волхвам провести Михаила Черниговского и боярина Федора через исполнение языческих обрядов» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 965 об.

56. Миниатюра «Хан Батый захватывает Киев» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 954 об.

57. Миниатюра «Хан Батый с войском на пути в Угорскую землю» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 955 об.

58. Миниатюра «Хан Батый отдает приказ казнить Михаила Черниговского» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 975.

59. Миниатюра «Хан Батый приказывает своим людям испытать боярина Феодора»// Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 976.

60. Миниатюра «Хан Батый с войском. Перепись татарами населения в русских городах» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 957 об.

61. Миниатюра «Хан Батый посылает военачальника Менгу-хана на разведку к Киеву» // Лицевой летописный свод. РНБ. F.IV.233. Л. 952 об.

62. Миниатюра «Хан Мункэ на троне». Джувейни «Тарих-и-джехангуша». BNF. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 206, fol. 101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63. Миниатюра «Хулагу и Менгу». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. France, ca. 1410-1412. MS M.723 fol. 27v.

64. Миниатюра «ЧествованиеУгэдэя». Hayton, La fleur des histoires de la terre d'Orient. Österreichischen Nationalbibliothek, French Codex HS 2623. fol. 25v.

65. Миниатюра «Ярослав Всеволодович» // «Большая государева книга или Корень российских государей» («Царский титулярник»). URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ commons/b/ba/Titulyarnik_-_Yaroslav_Vsevolodovich.png (дата обращения: 08.08.2020).

66. Моисеева Г.Н. Автор «Казанской истории» // ТОДРЛ. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. IX. С. 266-288.

67. Плотникова О. А. Дмитрий Донской. М.: Комсомольская правда, 2015. 110 c.

68. Рашид ад-Дин. Сборник летописей в 3-х тт. Т. II / пер. с перс. Ю. П. Верховского. М.: АН СССР, 1960.

69. Рудаков В. Н. В поисках героев: к вопросу о переосмыслении прошлого русскими книжниками XV-XVI вв. // Вестник славянских культур. 2012. № 1 (23). C. 57-61.

70. Рудаков В. Н. Концепция ордынского «Ига» и отношения с Ордой в русском общественном сознании второй половины XIII-XVI вв // Вестник Университета МГИМО. 2012. №4 (25). С. 24-32.

71. Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV в. М.: Квадрига. 2009.

72. Рудаков В. Н. Русские книжники XV-XVI вв. в поисках героев борьбы с татарами // Человек читающий: между реальностью и текстом источника: Сб. статей под ред. О. И. Тогоевой и И. Н. Данилевского. М., 2011. С. 194-197.

73. Селезнев Ю. В. Батыева заповедь: картины ордынского плена. Воронеж: ЦентральноЧерноземное книжное издательство, 2013.

74. Селезнев Ю. В. Русские князья при дворе ханов Золотой Орды. М.: Ломоносовъ, 2017.

75. Селезнев Ю. В. Русские князья в составе правящей элиты Джучиева Улуса в XIII-XV веках. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 2013.

76. Средневековый китайский рисунок «Батый», XIV век. URL: https://upload.wikimedia. org/wikipedia/commons/b/be/Batu.png (дата обращения: 10.08.2020).

77. Темушев С. Трансформация налогово-даннической системы древнерусских земель после монгольского нашествия1237-1241 гг. // Colloquia Russica. Серия I. Т. 3. Русь в эпоху монгольских нашествий / под ред. В. Нагирного. Краков: Ягеллонский университет, 2013. С. 52-61.

78. Филюшкин А. И. Этнические образы в Лицевом летописном своде // Комплексный подход в изучении Древней Руси. Материалы Х Международной конференции. 9-13 сентября 2019 года (Москва). Приложение к журналу «Древняя Русь: вопросы медиевистики». М.: Индрик, 2019. С. 208-210.

79. Храпаческий Р. П. Военная держава Чингисхана. М.: Act; Люкс, 2005.

80. Abdollah Z. Aesthetic of Color and Connotations of Spiral Structure (An Assessment of Medieval Persian Miniature). International Journal of Arts, 2014, 4(1), р. 17-23.

81. Aigle D. The Mongol Empire between Myth and Reality: Studies in Anthropological History. Brill: Brill Academic Pub, 2014.

82. Dschingis Khan und seine Erben (exhibition catalogue). Hsg. С. Müller, B. Ott. München: Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland Hirme, 2005. 432 S.

83. Keenan E. Coming to Grips with the Kazanskaya Istoriya: Some Observations on Old Answers and New Questions. Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U. S, vol. 11 (1964-1968), No. 1-2 (31-32), p. 143-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.