Научная статья на тему 'Пути выхода из кризиса автомобилестроительного производства в России'

Пути выхода из кризиса автомобилестроительного производства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / AUTOBUILDING / MACHINEBUILDING / TECHNOLOGICAL PREPARATION / PRODUCTION ORGANIZATION / TECHNICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивкина В.А., Стоянов И.А.

В статье рассматривается проблема организации технологической подготовки автомобилестроительного производства в России. Даны рекомендации по её усовершенствованию, выведения качества автомобильной продукции российского машиностроения на мировой уровень. Определены перспективы развития данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY THE WAY OUT OF THE CRISIS, AUTOBUILDING PRODUCTION IN RUSSIA

In the article the problem of organization of technological preparation of autobuilding production in Russia. Recommendations for its improvement, launch quality autobuildinge products of the Russian engineering industry to the world level. The prospects of development of this area.

Текст научной работы на тему «Пути выхода из кризиса автомобилестроительного производства в России»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.45.01

В.А. Ивкина

магистрант,

ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрн ый университет »

И.А. Стоянов

доцент, канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации технологической подготовки автомобилестроительного производства в России. Даны рекомендации по её усовершенствованию, выведения качества автомобильной продукции российского машиностроения на мировой уровень. Определены перспективы развития данного направления.

Ключевые слова: автомобилестроение, машиностроение, технологическая подготовка, организация производства, техническое обеспечение.

V.A. Ivkina, Krasnoyarsk state agrarian university

I.A. Stoyanov, Krasnoyarsk state agrarian university

UNIVERSITY THE WAY OUT OF THE CRISIS, AUTOBUILDING PRODUCTION IN RUSSIA

Abstract. In the article the problem of organization of technological preparation of autobuilding production in Russia. Recommendations for its improvement, launch quality autobuildinge products of the Russian engineering industry to the world level. The prospects of development of this area.

Keywords: autobuilding, machinebuilding, technological preparation, production organization, technical preparation.

Автомобилестроение - ведущая отрасль машиностроения. Ежегодно выпускается 82 млн автомобилей; в отрасли занято около 80 млн человек; 75% автомобилей - легковые; 25% - грузовые; отрасль характеризуется высокой степенью концентрации: 90% автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний: Toyota Motors, Volkswagen Group, Daimler, BMW Group, Ford Motors, Honda Motors, General Motors, Hyundai Motors, Nissan Motors, SAIC Motors [1]. Российских автопроизводителей в этом списке нет, так как качество продукции оставляет желать лучшего.

За первое полугодие 2015 года россиянами было потрачено на покупку легковых автомобилей 852,8 миллиарда рублей, при этом, на автомобили российского производства потрачено всего 71 миллиард рублей. На территории Российской Федерации было реализовано 735 200 новых легковых автомобилей. Большая часть выручки была зафиксирована у таких автопроизводителей как Toyota, Mercedes-Benz, Hyundai, KIA, LADA, Nissan, BMW, Volkswagen, Renault и Mitsubishi. Среди автопроизводителей, которые не вошли в ТОП-10, но показали положительную динамику числятся UAZ (+19%), Lexus (+18%) и Porsche (+34%) [2].

Проблемы российской автомобильной промышленности в следующем:

58

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

- низкие инвестиции в производство;

- технологическое отставание отрасли;

- высокий уровень конкурентных преимуществ зарубежных автопроизводителей;

- низкое качество;

- относительно небольшой модельный ряд;

- отсутствие инновационной активности;

- недозагруженность производственных мощностей;

- несовершенство нормативно-правового регулирования.

«Говоря о комплексе механизмов, который способен повысить конкурентоспособность отечественной автомобильной продукции, Первый зампред Думского Комитета по промышленности заявил о необходимости симметрично развивать три составляющие: «Первая - это подготовка кадров. Вторая - государственное стимулирование, в том числе на исследовательские работы. Третья составляющая - техническое перевооружение предприятий» [3].

Согласно мощностям, имеющимся на российских заводах, имеется возможность производить около 3 млн автомобилей в год, но по факту производится лишь около 1 млн. То есть мощности загружены всего на 40%. Средний общемировой показатель загрузки автомобильных заводов составляет 80-85% [4].

12 марта 2015 года прекратил свое существование единственный дилер АВТОВАЗ в Дании по причине полного отсутствия спроса на автомобили марка Lada в стране, по причине низкого качества.

На сегодняшний день в России используется единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), которая предусматривает применение новых технологий, постоянное совершенствование производства.

Такая система обеспечивает стандартный системный подход к выбору технологической подготовки системного производства, освоение новых технологий в минимальные сроки, организация гибкого производства, позволяющего в короткие сроки перестроиться на какую-либо инновацию.

Основными задачами ТПП являются освоение производства и обеспечение выпуска новых изделий высокого качества в установленные сроки и заданного количества с высокой экономической эффективностью их производства и эксплуатации, а также совершенствование действующей технологии выпуска изделий.

Для повышения уровня российского машиностроения необходимо:

- стимулирование государственной инвестиционной активности в автомобильную промышленность;

- изменение технологической подготовки и технологии производства в целом, путем производства отечественного оборудования для отрасли или закупка наиболее качественного оборудования за рубежом;

- стимулирование инновационной активности путем заключения договоров с зарубежными машиностроительными организациями для прохождения производственных практик и получения практических навыков.

№ 1 (53) - 2016

59

Проблемы экономики и менеджмента

Так же можно говорить об использовании зарубежного опыта в управлении и организации технологической подготовки. Например, для японского машиностроения характерно изготовление продукции по индивидуальным заказам, что позволяет предприятию выпускать огромный ассортимент продукции, удовлетворяя потребность потребителя. Производство разделяется на два этапа. На первом, производят сложные и трудоёмкие детали на основе прогнозного плана. На втором этапе происходит сборка под определённый заказ. Такая система известна как кастромизация или «система отсрочки». На японских машиностроительных предприятиях используется блочномодульная структура производства, то есть, производство разделяется на ячейки, в которых происходят сразу несколько операций при изготовлении группы однородных изделий. Работа строится на принципе самоуправления и коллективной ответственности. Такая технология требует квалифицированных и мобильных рабочих, снижается время на переналадку оборудования. Оборудование размещают на подвижных платформах, что позволяет быстро изменять планировку.

Таким образом, потенциал у российского автомобилестроения все же есть, но сроки его реализации остаются неизвестными. Перед правительством Российской Федерации стоит задача разработки программы развития нескольких программ по поддержке отечественного автопрома: программа развития экспорта автомобилей, программа поддержки машиностроительных предприятий (автомобилестроительных, станкостроительных), разработка нового ГОСТа организации технологической подготовки машиностроительного производства, программа сотрудничества с зарубежными предприятиями и упрощения процедур международного производственного и торгового сотрудничества, программа выбора и внедрения в автопроме России прогрессивных управленческих технологий. Применение данных мер позволит вывести продукции машиностроения на новый уровень.

Список литературы:

1. Топ10 автомобильных компаний 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://total-rating.ru/374-top10-avtomobilnyh-kompaniy-mira-2014-prodolzhenie.html-2014 (дата обращения: 10.01.2016).

2. Известен список ТОП-25 автопроизводителей в России, заработавших больше всех [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tvoe-avto.com/9747-izvesten-spisok-top-25-avtoproizvoditeley-v-rossii-zarabotavshih-bolshe-vseh.html-2015 (дата обращения: 10.01.2016).

3. Будущее автомобилестроения в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soyuzmash.ru/news/budushchee-avtomobilestroeniya-v-rossii-2014 (дата обращения: 10.01.2016).

4. Российский автопром загружен лишь на 40% [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/22666/-2015 (дата обращения: 10.01.2016).

60

№ 1 (53) - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.