Научная статья на тему 'Пути во времени древнерусского певческого искусства: бражниковским чтениям 45 лет'

Пути во времени древнерусского певческого искусства: бражниковским чтениям 45 лет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бражниковские чтения / Максим Викторович Бражников / Альбина Никандровна Кручинина / кафедра древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории / древнерусская церковно-певческая культура / певческие традиции / Brazhnikov readings / Maxim Viktorovich Brazhnikov / Albina Nikandrovna Kruchinina / Department of old Russian singing art of the Saint Petersburg Conservatory / old Russian Church singing culture / singing traditions.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дабаева Ирина Прокопьевна

Статья посвящена проблеме развития музыкальной науки в рамках международной конференции на примере ежегодного научнотворческого симпозиума «Бражниковские чтения», организуемого кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории с 1974 года. Празднование «круглой» даты в 2019 году – 45-летия со дня основания форума – позволяет подвести итоги работы данного научного собрания. В статье освещается деятельность Максима Викторовича Бражникова, имя которого носит научный форум. Профессор Ленинградской консерватории, музыковед, один из основоположников науки о древнерусской певческой культуры, он явился основателем научной школы русской музыкальной медиевистики, сформировавшейся в 70-е годы XX века. Его ученики стали организаторами первых Браж-никовских чтений, которые первоначально носили характер конференций. Бражниковские чтения во многом отличаются от других научных мероприятий и, в первую очередь, проблематикой докладов. Приоритетным направлением является исследование древнерусской певческой традиции. В рамках чтений за время их существования состоялось много научных открытий. Ученые вводят в научный оборот новые песнопения, расширяют источниковую базу отечественной медиевистики, предлагают и обосновывают перспективные пути в изучении средневековых музыкально-теоретических руководств. История Бражниковских чтений демонстрирует постоянное расширение географических границ и временных рамок обсуждаемых явлений: помимо русской церковно-певческой культуры предметом обсуждения становились певческие традиции других православных стран, а также современные певческие традиции монастырей и крупных соборов. В статье рассматриваются некоторые особенности организации Бражниковских чтений, которые могут послужить примером для других научных собраний. Автором освещается тематика заседаний, состав участников, проведение лекций и мастер-классов, организация творческой части симпозиума, представленной выступлениями ансамблей древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Автор статьи характеризует научную, методическую, творческую деятельность педагогов кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, благодаря которой сохраняется преемственность поколений и осуществляется плодотворное развитие науки в рамках Бражниковских чтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS IN TIME OF ANCIENT RUSSIAN SINGING ART: BRAZHNIKOVSKY READINGS ARE 45 YEARS OLD

The article is devoted to the problem of the music science development in the framework of an international conference on the example of the annual academic and creative Symposium “Brazhnikov readings”, organized by the Department of ancient Russian singing art of the St. Petersburg Conservatory since 1974. The celebration of the “round” date in 2019 – the 45th anniversary of the forum’s foundation allows us to sum up the results of this academic meeting. The article highlights the work of Maxim Viktorovich Brazhnikov, in whose honour the forum has been named. Professor of the Leningrad Conservatory, musicologist, one of the founders of the science of ancient Russian singing culture, he was the founder of the scientific school of Russian musical mediaevistics, which was formed in the 1970s. His students became the organizers of the first Brazhnikov readings, which originally were in a form of conferences. Brazhnikov readings differ in many ways from other academic events, first of all, by the reports’ subjects. Priority direction is the study of the old Russian singing tradition. Within the framework of the readings, many discoveries took place. Scientists introduce new hymns into scientific circulation, expand the source base of Russian mediaeval studies, offer and justify promising ways to study medieval musical and theoretical manuals. The history of the Brazhnikov readings demonstrates the constant expansion of geographical boundaries and time frames of the phenomena discussed: in addition to the Russian Church singing culture, there were discussed singing traditions of other Orthodox countries, as well as the modern singing traditions of monasteries and large cathedrals. The article discusses some features of the Brazhnikov readings organization, which can serve as an example for other academic meetings. The author highlights the topics of the sessions, participants, lectures and master classes, organization of the creative part of the Symposium, represented by performances of old Russian singing ensembles of the St. Petersburg Conservatory. The author describes research, teaching and creative activities of the teachers from the Department of old Russian singing art of Saint Petersburg Conservatory, through which the continuity of generations is maintained and which contribute to the fruitful development of science in the framework of Brazhnikovskoe readings.

Текст научной работы на тему «Пути во времени древнерусского певческого искусства: бражниковским чтениям 45 лет»

себя серьезному профессиональному изучению теории музыки. Строгое, но, вместе с тем, доброжелательное отношение педагога приводит к практически стопроцентной посещаемости лекций, на которых нередко присутствуют «вольные» слушатели.

Ученики И. П. Дабаевой навсегда сохраняют теплые воспоминания о времени, проведенном рядом с ней. Доктор искусствоведения С. И. Хватова вспоминает: «Ирина Прокопьев-на - педагог, продолжающий традиции студийного воспитания, свойственного нашим консерваториям в прошлом веке. Ученики "берутся в семью" и дальше она их "ведет" по жизни: толкует им основные постулаты научной, педагогической и - шире - человеческой этики, стремится к тому, чтобы ученики совершали научное, но, в первую очередь, духовное восхождение. Общение не начинается с писания текстов и не заканчивается им» [из интервью С. И. Хватовой 29.02.2020].

Ирина Прокопьевна убеждена, что любой музыкант, в том числе, и музыковед, непременно должен выражать себя в исполнительском творчестве - и своим примером доказывает необходимость и возможность подобной деятельности. В качестве певчей она принимала участие в концертах Донской хоровой капеллы «Анастасия», в оформлении богослужений.

В 90-е годы она выступала в составе женского квартета, исполнявшего песни в стиле barbershop, и даже гастролировала с этим коллективом в городах Америки.

Ирина Прокопьевна являет пример служения отечественной музыкальной культуре, стремления сохранять самые ценные ее качества в разных своих ипостасях: как певчая церковного хора, как организатор хоровых конкурсов и фестивалей, как руководитель образовательных проектов, как преподаватель регентских курсов, и, наконец, как доктор наук и профессор, научный руководитель целой плеяды учеников, посвятивших себя исследованию музыки.

Имена музыковедов и педагогов едва ли известны широкому кругу любителей музыки, однако, без них невозможно представить развитие самой музыки. И одной из самых наглядных иллюстраций к этому тезису служит тот путь в музыке, который избрала для себя Ирина Прокопьевна Дабаева.

Сорокина Ульяна Владимировна

кандидат искусствоведения, преподаватель, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

И. П. ДАБАЕВА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова ПУТИ ВО ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА: БРАЖНИКОВСКИМ ЧТЕНИЯМ 45 ЛЕТ

УДК 783.6

Статья посвящена проблеме развития музыкальной науки в рамках международной конференции на примере ежегодного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения», организуемого кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории с 1974 года. Празднование «круглой» даты в 2019 году - 45-летия со дня основания форума - позволяет подвести итоги работы данного научного собрания.

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12010

В статье освещается деятельность Максима Викторовича Бражникова, имя которого носит научный форум. Профессор Ленинградской консерватории, музыковед, один из основоположников науки о древнерусской певческой культуры, он явился основателем научной школы русской музыкальной медиевистики, сформировавшейся в 70-е годы XX века. Его ученики стали организаторами первых Браж-

никовских чтений, которые первоначально носили характер конференций.

Бражниковские чтения во многом отличаются от других научных мероприятий и, в первую очередь, проблематикой докладов. Приоритетным направлением является исследование древнерусской певческой традиции. В рамках чтений за время их существования состоялось много научных открытий. Ученые вводят в научный оборот новые песнопения, расширяют источниковую базу отечественной медиевистики, предлагают и обосновывают перспективные пути в изучении средневековых музыкально-теоретических руководств.

История Бражниковских чтений демонстрирует постоянное расширение географических границ и временных рамок обсуждаемых явлений: помимо русской церковно-певческой культуры предметом обсуждения становились певческие традиции других православных стран, а также современные певческие традиции монастырей и крупных соборов.

В статье рассматриваются некоторые особенности организации Бражниковских чтений, которые могут послужить примером для других научных собраний. Автором освещается тематика заседаний, состав участников, проведение лекций и мастер-классов, организация творческой части симпозиума, представленной выступлениями ансамблей древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории.

Автор статьи характеризует научную, методическую, творческую деятельность педагогов кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, благодаря которой сохраняется преемственность поколений и осуществляется плодотворное развитие науки в рамках Бражниковских чтений.

Ключевые слова: Бражниковские чтения, Максим Викторович Бражников, Альбина Ни-кандровна Кручинина, кафедра древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, древнерусская церковно-пев-ческая культура, певческие традиции

Для цитирования: Дабаева И. П. Пути во времени древнерусского певческого искусства: Бражни-ковским чтениям 45 лет // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 79-87. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12010

I. DABAEVA

Rachmaninov Rostov State Conservatory WAYS IN TIME OF ANCIENT RUSSIAN SINGING ART: BRAZHNIKOVSKY READINGS ARE 45 YEARS OLD

The article is devoted to the problem of the music science development in the framework of an international conference on the example of the annual academic and creative Symposium "Brazhnikov readings", organized by the Department of ancient Russian singing art of the St. Petersburg Conservatory since 1974. The celebration of the "round" date in 2019 - the 45th anniversary of the forum's foundation allows us to sum up the results of this academic meeting.

The article highlights the work of Maxim Vik-torovich Brazhnikov, in whose honour the forum has been named. Professor of the Leningrad Conservatory, musicologist, one of the founders of the science of ancient Russian singing culture, he was the founder of the scientific school of Russian musical mediaevistics, which was formed in the 1970s. His students became the organizers of the first Brazhnikov readings, which originally were in a form of conferences.

Brazhnikov readings differ in many ways from other academic events, first of all, by the reports' subjects. Priority direction is the study of the old Russian singing tradition. Within the framework of the readings, many discoveries took place. Scientists introduce new hymns into scientific circulation, expand the source base of Russian mediaeval studies, offer and justify promising ways to study medieval musical and theoretical manuals.

The history of the Brazhnikov readings demonstrates the constant expansion of geographical boundaries and time frames of the phenomena discussed: in addition to the Russian Church singing culture, there were discussed singing traditions of other Orthodox countries, as well as the modern singing traditions of monasteries and large cathedrals.

The article discusses some features of the Brazhnikov readings organization, which can serve as an example for other academic meetings. The author highlights the topics of the sessions,

participants, lectures and master classes, organization of the creative part of the Symposium, represented by performances of old Russian singing ensembles of the St. Petersburg Conservatory.

The author describes research, teaching and creative activities of the teachers from the Department of old Russian singing art of Saint Petersburg Conservatory, through which the continuity

of generations is maintained and which contribute to the fruitful development of science in the framework of Brazhnikovskoe readings.

Key word: Brazhnikov readings, Maxim Vik-torovich Brazhnikov, Albina Nikandrovna Kru-chinina, Department of old Russian singing art of the Saint Petersburg Conservatory, old Russian Church singing culture, singing traditions.

For citation: Dabaeva I. Ways in time of ancient russian singing art: Brazhnikovsky readings are 45 years old // South-Russian musical anthology. 2020. No 2. Pp. 79-87. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12010

» в «

Развитие науки о музыкальной культуре и искусстве в наше время осуществляется различными путями: значительно активизировался процесс защиты кандидатских и докторских диссертаций, исследователи обобщают свои наблюдения и выводы в монографиях и статьях, крупные ученые формируют научные школы, вовлекая в научную деятельность молодых музыковедов. В этом ряду важную роль играют научные форумы различного уровня, от региональных до международных. Конференции, симпозиумы, чтения, семинары, организуемые учебными заведениями, исследовательскими институтами, творческими сообществами и другими структурами, посвящаются актуальным проблемам современности. Благодаря подобному формату общения ученых происходит активное обсуждение исследовательских направлений, корректируются выводы, определяются дальнейшие перспективы в изучении той или иной области музыкальной культуры и искусства.

Среди научно-исследовательских инициатив выделяются те, которые имеют долгую и плодотворную историю своей деятельности. Безусловным лидером в этом отношении является международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения» - «научный долгожитель», на протяжении 45 лет ежегодно организуемый кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, а с 1977 года - в сотрудничестве с отделом рукописей Российской национальной библиотеки.

Смысл «Бражниковских чтений» точно определил Наместник Спасо-Преображен-ского Соловецкого мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Обращаясь к участникам чтений 2011 года, он писал: «Трудно переоценить важность всякого труда, ставящего своей целью восстановление русских

церковно-певческих традиций, поскольку эта деятельность приобщает нас к духовному опыту наших великих предков, к необозримым пластам созданных ими культурных ценностей, к их миросозерцанию, укрепляет бесценные нити, связующие их и нас. Научная деятельность, которая посвящает себя таким целям, способна сделать много добра как обществу, так и ученому, который ею занимается, поэтому очередные Бражниковские чтения, когда из самых разных мест соберутся подвижники кропотливого изучения древнего пения и сделают еще один шаг в изучении певческой культуры древности, можно только приветствовать и сопровождать благожеланиями» [1, с. 5]

Проведение подобного научно-творческого форума в Санкт-Петербургской консерватории закономерно, поскольку это единственное учебное заведение в России, в котором активно функционирует кафедра древнерусского певческого искусства, где объединились ученые, посвятившие свой труд глубокому исследованию древнерусской культуры и передающие знания и накопленный опыт молодым музыковедам. Важно и то, что помимо серьезного учебного процесса, целью которого является исследование древнейших рукописных памятников, студенты получают и практические навыки путем приобщения к участию в певческих ансамблях, оформляющих богослужение знаменным пением1.

Международный форум носит имя Максима Викторовича Бражникова - профессора, музыковеда, исследователя древнерусской музыкальной культуры, основателя научной школы

1 В историческом здании Санкт-Петербургской консерватории до реставрации действовала единственная среди высших музыкальных учебных заведений домовая церковь, в которой совершались богослужения настоятелем, протоиереем Виталием Головатенко, выпускником консерватории.

русской музыкальной медиевистики, одного из основоположников науки о древнерусской певческой культуре, композитора, пианиста. К числу его выдающихся научных достижений относятся расшифровки многочисленных певческих рукописей, публикация памятников древнерусского певческого искусства. Он стал первым, кто занялся разработкой проблематики древнерусского многоголосия. Научные исследования Бражникова явились продолжением изучения древнерусской невменной нотации, начало которым положили русские ученые в XIX веке. Максим Викторович унаследовал замечательные традиции научной школы профессора Ленинградской консерватории А. В. Преображенского - музыковеда-медиевиста, палеографа, писателя, одного из крупнейших исследователей русской церковной музыки, преподавателя Московского Синодального училища церковного пения, верного друга и соратника С. В. Смоленского. Становление Бражникова как ученого происходило в консерваторские годы: под руководством Преображенского он осваивал древнерусскую музыкальную культуру, палеографию, завершив обучение написанием своей первой научной работы «Опыт исследования старинного русского крюкового письма по рукописям XVII века». После смерти Преображенского именно Бражникову доверили читать курс «Памятники древнерусской музыки» в Ленинградской консерватории и курс палеографии в Государственном институте истории искусств (19291931 гг.).

Его заслуги в деле сохранения и развития науки о древнерусской церковно-певческой культуре невозможно переоценить. В трудных условиях советской власти он посвятил всю свою жизнь продолжению традиций, заложенных его учителями. В 1943 году М. В. Бражников защитил кандидатскую диссертацию «Многоголосие знаменных партитур». В послевоенное время он совершил экспедиционную поездку по древнерусским городам (Рыбинск, Ярославль, Ростов Великий, Углич, Суздаль, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Владимир), разыскивая и описывая древнерусские музыкально-певческие памятники, сохранившиеся в музеях и архивах; в результате им было учтено около 200 документов. Жизненные препятствия, связанные с отсутствием работы в советской России и средств к существованию, не сломили ученого. В 1968 году Бражников защитил докторскую диссертацию «Теория древнерусской музыки». Он - автор выдающихся книг и статей по истории и теории церковного пения в России. Среди опубликованных при

жизни ученого работ - «Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVII веков» (1949 г., 104 с.), «Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV-XVIII веков» (1972, 424 с.)2.

В 1970 году Бражников был принят в Ленинградскую консерваторию на должность профессора, где до конца своей жизни читал курсы древнерусской певческой палеографии и церковного пения. За короткое время, которое было отведено ему судьбой, он создал научную школу русской музыкальной медиевистики, подготовил плеяду замечательных учеников, которые впоследствии стали учеными и продолжили дело своего учителя. Ныне это известные исследователи древнерусской певческой культуры - А. Н. Кручинина, Н. С. Серёгина, Б. А. Шиндин, С. В. Фролов, Г. А. Никишов и др.

Практически сразу после смерти учителя, в 1974 году, его ученики в память о выдающемся ученом, талантливом педагоге и замечательном человеке организовали первые Бражниковские чтения - по сути, это была небольшая конференция, в которой приняли участие шестеро музыковедов. Сейчас же каждый год чтения собирают от 40 до 60 ученых, представляющих разные города и страны, научные направления и школы. Автором идеи, бессменным художественным руководителем проекта «Бражниковские чтения» является первая заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства, кандидат искусствоведения, профессор Альбина Никандровна Кручи-нина - верная ученица Максима Викторовича Бражникова.

Научной основой этого форума стали ведущие исследовательские направления, разрабатывавшиеся Бражниковым: изучение и систематизация видов мелизматических знаков (лица и фиты); датировка рукописей по крюковым начертаниям и их классификация; установление принципов расшифровки 2, 3,

2 Впоследствии благодаря стараниям учеников В. М. Бражникова - А. Н. Кручининой, А. С. Бело-ненко, Н. С. Серёгиной - были опубликованы такие труды ученого, как «Статьи о древнерусской музыке» (1975), «Многоголосие знаменных партитур» (в сборнике статей «Проблемы истории и теории русского хорового искусства», 1979), «Лица и фиты знаменного роспева» (1986), «Русская певческая палеография» (2007), «Благовещенский кондакарь» (2015). Многие работы Бражникова до сих пор остаются неизданными. В личном архиве его дочери, О. М. Бражниковой, находятся дневниковые записи, письма, стихи, живописные работы маслом, акварели (пейзажи древнерусских городов), зарисовки храмов, уцелевших после Великой отечественной войны.

4-голосных знаменных партитур; описание и изучение нотированных рукописей Х11-Х1Х веков; расшифровка знаменной нотации. Ученые вводят в научный оборот новые памятники, значительно расширяя источниковую базу отечественной медиевистики, предлагают и обосновывают перспективные пути в изучении средневековых музыкально-теоретических руководств.

Бражниковские чтения во многом отличаются от других научных собраний, проводимых в нашей стране и за рубежом, и, в первую очередь, проблематикой докладов, обсуждаемых на заседаниях. Приоритетным направлением на протяжении почти полувекового существования форума является исследование древнерусской певческой традиции: скрупулезное изучение ранее не звучавшего, неизвестного, «немого» наследия, распетого многомиллионными устами наших предков. На этом пути состоялось много научных открытий, пополнивших золотой фонд отечественного музыковедения.

Тематика чтений каждый раз соответствует значимым датам: форум 2005 года был посвящен 200-летию отдела рукописей Российской национальной библиотеки; 2013 - 400-летию Дома Романовых; 2014 - 700-летию преподобного Сергия Радонежского; 2016 - 1000-летию русского монашества на Афоне. Кроме того, чтения проводятся в память тех, кто служил церковно-певческому делу. Форумы конца XX - начала XXI века были посвящены ведущим исследователям, ученым-палеографам: С. В. Смоленскому, А. В. Преображенскому, Н. Д. Успенскому, научным сообществом был отмечен и 100-летний юбилей со дня рождения М. В. Бражникова.

Проблемное поле, обозначаемое организаторами, во многих случаях четко ограничено определенным вектором исследования. Так, в 2011 году ученые рассматривали церковно-пев-ческие традиции Русского Севера, в 2018 - святительский подвиг в русской церкви (образы истории в литургическом искусстве). Привлекает внимание то, что на протяжении 45 лет проведения Бражниковских чтений происходит расширение географических границ и временных рамок обсуждаемых явлений. В докладах участников представлена не только русская церковно-певческая культура, но и певческие традиции других православных стран ближнего и дальнего зарубежья; помимо древних песнопений в выступлениях ученых и творческих коллективов демонстрируются современные певческие традиции монастырей и крупных соборов. Это предоставляет возможность уви-

деть изучаемые явления в динамике развития, сопоставить и сравнить с аналогичными процессами, происходящими на других территориях, выявить особенности взаимовлияния.

В других случаях исследовательский ракурс предполагает достаточное разнообразие обсуждаемых вопросов, что позволяет значительно расширить круг участников научного собрания. Так, проблематика докладов на заседаниях форума в 2019 году, посвященного рассмотрению средневекового литургического искусства Новгорода Великого, простиралась от актуальных вопросов музыкальной медиевистики (теория, источниковедение, дешифровка) до новгородских певческих традиций нового времени.

Интерес представляет и то, что на Браж-никовских чтениях в качестве равноправных исследователей выступают именитые, авторитетные ученые и студенты кафедры древнерусского певческого искусства, чьи поиски находятся в русле научной школы, созданной М. В. Бражниковым и развиваемой его учениками. Каждый студенческий доклад отличается новизной и воспринимается участниками форума с большим интересом. Вместе с тем, педагоги кафедры оберегают своих студентов от сомнительных научных тезисов, преждевременных или необоснованных выводов докладчиков. В связи с этим на конференциях нередко разгораются жаркие научные споры, что, безусловно, заостряет наиболее актуальные проблемы и способствует продвижению научной мысли.

Организаторы форума тщательно отбирают научные доклады, фокусируя их вокруг заявленной для обсуждения темы. Практически все выступления связаны с неисследованными ранее древнерусскими материалами, поэтому каждая конференция - сонм научных открытий. Значительный интерес у участников форума вызывают выступления представителей смежных специальностей - историков, филологов, искусствоведов, богословов, чьи доклады позволяют расширить знания о культуре Средневековья, погрузить музыкальное искусство в широкий контекст эпохи и благодаря этому увидеть новые направления в исследовании.

Бражниковские чтения - научно-творческий форум. Каждый год его научная составляющая получает творческое подтверждение в виде выступлений певческих ансамблей, участниками которых являются студенты кафедры, а руководителями - педагоги. В таком тесном научно-творческом общении обретают свою жизнь расшифрованные специалистами кафедры древнерусские песнопения, становясь

частью современной музыкальной культуры. Ежегодно в рамках форума выступают такие певческие ансамбли, как «Знамение» (руководитель Т. Швец) и «Ключ разумения» (руководитель Н. Мосягина), «Инъроспев» (мужской ансамбль, руководитель С. Тимуск).

Организация чтений имеет свои сложившиеся традиции. Открытию очередного форума предшествует выпуск буклета, в котором представлены не только приветствия участникам и информация о проводимом мероприятии, но и научно-просветительские материалы, вводящие в проблематику предстоящего собрания, а нередко являющиеся научными открытиями. Так, в буклете Бражниковских чтений 2011 года, посвященных рассмотрению церков-но-певческих традиций Русского Севера, был помещен целый ряд статей, настраивающих участников и слушателей на рассматриваемую тему. В статьях «Церковно-певческие традиции монастырей Русского Севера» и «"Вы бо Крест Христов на рамо вземше..." (святые Русского Севера в певческой книжности XVI века)», написанных в соавторстве А. Н. Кручининой и Н. В. Рамазановой, представлена характеристика монастырских манускриптов, даны поименные описания русских святых. Статьи снабжены иллюстрациями: фотографиями и рисунками северных монастырей, фрагментами песнопений из собрания Соловецкого монастыря, портретами святых. В публикации М. П. Рахмановой «Соловецкое собрание: история с продолжением» повествуется об истории Соловецкого собрания певческих рукописей, характеризуется их описание С. В. Смоленским. Статьи Н. В. Рамазановой «Но-тированные рукописи Соловецкого монастыря. Выставка в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки» и Ф. В. Панченко «Памятники книжной культуры Русского Севера в библиотеке Российской академии наук. Выставка в научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки Российской академии наук (к 110-летию создания Рукописного отдела)» объединены общим стремлением авторов познакомить участников чтений с бесценным достоянием данных заведений. Буклеты других форумов, аналогичные указанному, составляют важную часть Бражниковских чтений, задают высокий научный тон предстоящему событию.

С 1995 года форум открывается Панихидой памяти трудников, на ниве русского церковного пения просиявших. Богослужение совершается настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории, протоиереем Виталием Голова-

тенко, приложившим немало усилий для разыскания сведений о тех, кто в культуре России способствовал развитию церковного пения. Среди поминаемых - прославленные композиторы Д. С. Бортнянский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и другие известные деятели русской культуры, а также малоизвестные или вовсе неизвестные древнерусские роспевщики, писцы, хранители рукописей, редакторы, коллекционеры, певчие, регенты, композиторы. Синодик содержит имена наших современников: выпускника Синодального училища церковного пения, основателя казачьего хора Сергея Жарова, диакона Сергия Трубачева, архимандрита Матфея (Мормыля), ростовского священнослужителя, регента, композитора Михаила Скрипникова3 и мн. др.

Научные заседания включают несколько секций. Например, форум, посвященный 1000-летию русского монашества на Афоне («Восточнохристианская певческая традиция», 2016 г.), перекликался с тематикой перекрестного года Греции и России, поэтому многие доклады были связаны с освещением греческой православной певческой культуры. Первый день заседаний, по традиции проходящий в здании консерватории, включал два направления обсуждения: «Восточнохристианская певческая традиция: Греция - Балканы - Русь» и «Образ Афона в пении и молитве».

Мастер-класс, ставший в рамках Бражни-ковских чтений традиционной формой представления перспективных научно-творческих достижений, в тот вечер был проведен художественным руководителем сербского византийского хора «Моисей Петрович» Николой Поп-михайловым (Белград). Его тема - «Певческое наследие византийской церкви - афонская традиция».

Заседания второго дня чтений по традиции перемещаются в Российскую национальную библиотеку. В 2016 году участники научно-творческого симпозиума заслушали в стенах библиотеки доклады двух секций: «"Воспетая святость": гимнография святым в древнерусских певческих рукописях» и «Рукописные памятники: находки и открытия». В тот же день в отделе рукописей была открыта выставка «Афонские певческие памятники и службы афонским святым в рукописных собраниях Российской национальной библиотеки». Экспозиция знакомила с нотированными рукописями X-XVШ веков, подаренными афон-

3 Архив, включающий документы, связанные с жизнью и деятельностью Михаила Скрипникова, церковные песнопения композитора, был сохранен его внучкой и передан автору данной статьи.

скими иноками, а также привезенными из афонских монастырей русскими учеными-византологами. Среди экспонатов находились и русские рукописи XV-XVIII веков, в том числе - жития и службы афонским святым, почитавшимся в России, таким, как Петр и Афанасий Афонские, Савва Сербский, Григорий Пала-ма, а также русским чудотворцам, пребывавшим в монастырях святой горы. Особенность Бражниковских чтений заключается в том, что каждая выставка является «звучащей»: документы, демонстрируемые под стеклом, озвучиваются певческими ансамблями.

Симпозиум включает открытые лекции, посвященные рассмотрению художественных особенностей русской монодии, ее поэтики, гимнографических текстов, другим актуальным проблемам. Их слушателями становятся как участники форума, так и все, кто интересуется вопросами русской культуры. В рассматриваемом 2016 году открытую лекцию на тему «"Живоносная мертвость" иноческого жития в гимнографии Пахомия Логофета: герменевтика текста и роспева» прочли педагоги Санкт-Петербургской консерватории, кандидаты искусствоведения М. С. Егорова и А. Н. Кручинина.

Завершаются чтения каждый раз концертными выступлениями певческих коллективов, которые представляют слушателям новые расшифровки древнерусских рукописей. Встреча с хорами и ансамблями проходит в Феодо-ровском соборе - храме Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Царствования Дома Романовых. Помимо консерваторских певческих ансамблей свои программы демонстрируют и другие коллективы.

В 2019 году Бражниковские чтения были посвящены певческой культуре Великого Новгорода, поэтому в заключительный день состоялась поездка в этот древнейший русский город, где в Софийском соборе участники отслужили Панихиду, оформленную знаменным пением. Там же состоялся концерт, посвященный 900-летию преподобного Антония Римлянина, в программу которого вошли песнопения, соединившие католическую, византийскую и древнерусскую новгородскую традиции.

Результаты Бражниковских чтений становятся достоянием научной общественности благодаря регулярно издаваемым сборникам статей «Древнерусское песнопение. Пути во времени». В 2019 году был опубликован седьмой выпуск, в который вошли материалы докладов форумов, проведенных в 2017 и 2018 годах.

Жизнеспособность форума обеспечена активной научной, методической, творческой

Бражниковские чтения 2019. В центре — ректор Санкт-Петербургской консерватории А. Н. Васильев, проректор по науке Т. И. Твердовская, с портретом Бражникова — А. Н. Кручинина — ученица Бражнико-ва, основатель Бражниковских чтений, первая заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства.

деятельностью педагогов кафедры древнерусского певческого искусства. Ими создан уникальный учебный план по специальности «Древнерусское певческое искусство». За последние годы опубликованы учебные программы по ряду дисциплин: «Поэтика гимнографии и древнерусского певческого искусства» (авторы-составители А. Н. Кручинина и М. С. Егорова, 2016 год), «История и теория русской духовной музыки» (А. Н. Кручинина, Е. В. Плетнева, Е. А. Смирнова, Т. В. Швец, 2017 г.), «Древнерусское певческое искусство» (Т. В. Швец, 2017 г.), «Дешифровка раннего русского многоголосия и чтение хоровых партитур XVII-XVШ веков» (Е. А. Смирнова, 2017 г.) и др. В помощь абитуриентам выпущено пособие (авторы-составители Н. В. Мосягина, Е. В. Плетнева, Т. В. Швец), которое не только ориентирует поступающих в выборе направления специализации, но и привлекает их благодаря представленным расшифровкам песнопений, выполненными преподавателями кафедрами и выпускниками, демонстрирующими результат плодотворной совместной работы. Обновлены и дополнены учебные пособия, изданные в последние годы. Они активно используются не только в учебном процессе, но и в научной практике. Во введении ко второму изданию учебного пособия «Раннее русское многоголосие: история, репертуар, многоро-спевность на материале певческих книг Деме-ственник и Обиход» по дисциплине «История и теория русской духовной музыки» (2017 г.) его автор, Е. А. Смирнова, отмечает, что после первого издания этого труда, осуществленно-

го в 2003 году, «в древнерусском рукописном наследии были открыты новые многоголосные памятники, уточнился терминологический исследовательский аппарат, вышел в свет ряд научных монографий по проблемам раннего русского многоголосия» [2, с. 4] - все это потребовало переиздания работы с внесением в нее новых достижений ученых-медиевистов. Н. В. Мосягиной издан учебный справочник «Пособие по чтению знаменной нотации (основные знаки)», в котором помимо известных толкований и значений знамен из древнерусских азбук, опубликованных в работах М. В. Бражникова, З. М. Гусейновой, Д. С. Шабали-на, автором впервые были опубликованы «редкие толкования помет и знамен из рукописей XIX века Библиотеки Академии Наук» [3, с. 4]. Вышедшее из издательства в 2018 году учебное пособие М. С. Егоровой и А. Н. Кручининой «Евангелие и древнерусское песнопение (интертекст в средневековой культуре)», обозначенное авторами как лекция по дисциплине «Поэтика гимнографии и древнерусского певческого искусства», по сути, представляет собой серьезное научное издание, вносящее значительный вклад в осмысление актуальной темы, разрабатываемой современным музыкознанием. Его новизна заключается в исследовании проблемы интертекстуальности на материале древнерусских музыкально-поэтических текстов, и, шире - культуры Средневековья. Авторы справедливо заключают: «К сожалению, до настоящего времени эта проблема не входила в число широко обсуждаемых сообществом музыковедов-медиевистов. Между тем изучение межтекстовых связей в их сложном взаимодействии представляется чрезвычайно важным для понимания художественного своеобразия средневекового искусства. Именно интертекст соединяет произведения разных видов искусства в сакральном пространстве христианского храма» [4, с. 119]. Исследование рукописей привело к обогащению певческого репертуара ансамблей, демонстрирующих интерпретации средневековых роспевов. Педагогами кафедры издаются хрестоматии, включающие уникальные образцы одноголосных древних песнопений, гармонизации греческого, киевского, знаменного и других роспе-вов, свободные сочинения в стиле постоянного многоголосия, партесные концерты, канты. В комментариях отмечается, что расшифровки, реконструкции, транснотации и составление партитур песнопений выполнялись и были подготовлены к изданию преподавателями и выпускниками кафедры древнерусского певческого искусства [5, с. 4].

Педагоги кафедры щедро делятся накопленными знаниями в области древнерусской культуры, открыты к тесному сотрудничеству со всеми, кто стремится постигнуть тайны певческого искусства. Целенаправленная деятельность кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории способствует восстановлению многовековой церковно-певческой традиции. Коллектив кафедры участвует во всех научных и творческих мероприятиях, посвященных древнерусской певческой культуре, начиная с 80-х годов прошлого века, когда педагоги активно откликнулись на проведение в Санкт-Петербурге «Невских хоровых ассамблей» и «Пас-хальныого фестиваля». В рамках последнего из них древнерусскому певческому искусству была посвящена целая неделя, получившая название «Седмица церковного пения». Ее организатором стала А. Н. Кручинина. С 2008 года в Санкт-Петербурге проводится международный фестиваль «Академия православной музыки» - просветительский проект, который был создан по инициативе Патриарха Алексия II. Педагоги кафедры принимают в нем самое действенное участие: читают лекции, проводят мастер-классы, выступают с ансамблями, а студенты осуществляют деятельность волонтеров. Завершается фестиваль Литургией и Всенощным бдением древних роспевов.

Последние два года ознаменовались созданием в консерватории научно-исследовательской Лаборатории русской музыкальной медиевистики им. М. В. Бражникова (инициатор организации и руководитель - главный научный сотрудник, профессор А. Н. Кручинина), магистральным направлением деятельности которой является компаративное изучение средневековых христианских певческих традиций - Запад - Византия - Русь. Одним из последних начинаний ученых стало исследование певческой культуры Соловецкого монастыря; сотрудники и выпускники кафедры работают над созданием музыкальных иллюстраций для проекта Соловецкого музея, посвященного основателям монастыря. Отметим также, что помимо Лаборатории, в которой работают маститые ученые, в ноябре 2019 года была организована молодежная Лаборатория, объединившая начинающих исследователей древнерусской певческой культуры.

Научный форум-долгожитель «Бражни-ковские чтения» устремлен в будущее. Уже сейчас известны направления его работы на несколько лет вперед - они, как и прежде, посвящены изучению древнерусского певческого искусства, обобщению путей его развития во времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Порфирий (Шутов), архимандрит. Приветствие участникам Международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» // Бражниковские чтения - 2011. Цер-ковно-певческие традиции Русского Севера: Буклет. СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2011. 30 с.

2. Смирнова Е. Раннее русское многоголосие: история, репертуар, многороспевность певческих книг Демественник и Обиход: учебное пособие по дисциплине «История и теория русской духовной музыки». СПб: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2017. 90 с.

3. Мосягина Н. Пособие по чтению знаменной нотации (основные знаки): учебный

справочник. СПб: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2018. 16 с.

4. Егорова М., Кручинина А. Евангелие и древнерусское песнопение (интертекст в средневековой культуре): лекция по дисциплине «Поэтика гимнографии и древнерусского певческого искусства». Учебное пособие для образовательной программы «Древнерусское певческое искусство» (бакалавриат). СПб: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2018. 124 с.

5. От монодии к многоголосию. Из репертуара Ансамбля древнерусской музыки «Знамение»: хрестоматия. Сост. Т. В. Швец. СПб: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2019. 172 с.

» REFERENCES

1. Porfirii (Shutov), arkhimandrit. Privetst-vie uchastnikam Mezhdunarodnogo nauch-no-tvorcheskogo simpoziuma «Brazhnikovskie chteniia» [Greetings to the participants of the International Brazhnikov Readings Symposium] // Brazhnikovskie chteniia - 2011. Tserkovno-pevcheskie traditsii Russkogo Severa [Brazhnikov Readings - 2011. Church and Song Traditions of the Russian North]: Buklet. St. Peterburg: SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 2011. 30 p.

2. Smirnova E. Rannee russkoe mnogogolosie: istoriia, repertuar, mnogorospevnost' pevcheski-kh knig Demestvennik i Obikhod» [Early Russian polyphony: history, repertoire, multi-chanting of singing books The Demstormnik and Everyday Life"]: uchebnoe posobie po distsipline «Istoriia i teoriia russkoi dukhovnoi muzyki». St. Peterburg: SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 2017. 90 p.

3. Mosiagina N. Posobie po chteniiu znamen-noi notatsii (osnovnye znaki) [A manual for rea-

ding znamenny notation (basic signs)]: ucheb-nyi spravochnik. St. Peterburg: SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 2018. 16 p.

4. Egorova M., Kruchinina A. Evangelie i drevnerusskoe pesnopenie (intertekst v sred-nevekovoi kul'ture) [The Gospel and Old Russian Chant (intertext in medieval culture): lektsiia po distsipline «Poetika gimnografii i drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva». Uchebnoe posobie dlia obrazovatel'noi programmy «Drevnerusskoe pev-cheskoe iskusstvo» (bakalavriat). St. Peterburg: SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 2018. 124 p.

5. Ot monodii k mnogogolosiiu. Iz repertuara Ansamblia drevnerusskoi muzyki «Znamenie» [From monody to polyphony. From the repertoire of the Ensemble of Old Russian Music "The Sign"]: khrestomatiia. Sost. T. V. Shvets. St. Peterburg: SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 2019. 172 p.

Дабаева Ирина Прокопьевна

доктор искусствоведения, профессор заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону dabaeva-music@mail.ru ORCID: 0000-0003-2462-7038

Irina P. Dabaeva

Dr. Sci. (Art), Professor Head of the Department of Theory of Music and Composition, Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don

dabaeva-music@mail.ru ORCID: 0000-0003-2462-7038

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.