_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.012.
Аракелян Мария Андреевна
студентка 4 курса, направление подготовки «Экономика» Научный руководитель - Юрина В.П. кандидат экономических наук, доцент Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск
E-mail: yacenko.m@mail.ru Yurina7851@yandex.ru
ПУТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА КМВ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития рекреационного региона КМВ. Определены направления развития рекреационного региона Кавказских Минеральных Вод, обеспечивающие его устойчивость и динамизм развития.
Ключевые слова
КМВ, предпринимательство, регион, туризм, рекреационный потенциал, санаторно-курортный и
туристский комплекс.
Устойчивое развитие предусматривает целостный исторический процесс сохранения и развития. Не считая задач эффективного использования естественных ресурсов, достижения баланса интересов человека и сохранения окружающей среды, для будущих поколений имеется задача формирования устойчивости общества как социума, означающее стабильное развитие экономики, сопряженность настоящего, социального, финансового секторов экономики, развитие общественного партнерства и т.д.[3,с.6].
Существующее развитие многих российских регионов характеризуется как неустойчивое. Имеющиеся диспропорции в темпах и уровне развития регионов усилились в силу проведения экономических реформ, и как следствие острого социального расслоения, криминализацией общества, ростом безработицей, экологическими проблемами. Данные факторы в большей степени усугубили асимметрию регионального социально-экономического развития. Такие тенденции чреваты потерей в перспективе контроля федеральными властями за социально-экономическим развитием субъектов Федерации и могут привести к усилению противоречий в отношениях между Центром и регионами. В федеральной региональной политике проблема преодоления неустойчивого развития территорий регионов считается главной, и ее решение должно проводится путем совершенствования системы стратегического планирования, уточнения разграничения полномочий между уровнями власти, стимулирования социально-экономического развития субъектов Федерации и макрорегионов, ускоренного развития отдельных депрессивных регионов.
Проведенный анализ вопросов влияния рекреационной сферы на развитие региональной экономики, доказывают, что в отличие от зарубежных стран в России мало создано национальных рекреационных стратегических программ развития. В результате сравнительного анализа работ по актуальным вопросам рекреации, можно заметить, что рекреалогические проблемы зарубежными научными школами разработаны значительно шире и глубже. Туризм и рекреация переплетаются: рекреация - это все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм объединяет: учебу, деловой туризм, лечебную рекреацию, шоп-туры, политический туризм.
Среди регионов России рекреационный комплекс КМВ потенциально является одним из наиболее перспективных, что подтверждается наличием программ государственного и регионального уровня по его развитию. В частности, разработана Стратегия развития рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края до 2020 года, Программа развития региона КМВ до 2010 года (с перспективой до 2020 года); Система мер государственной поддержки Кавказских Минеральных Вод (2008 - 2012 гг.). Отдельное
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
внимание в этих документах уделено проблемам финансового обеспечения развития туристско -рекреационного комплекса КМВ.
Так как туризм является одним из видов рекреационной деятельности, можно отметить, что он может считаться эффективной составляющей экономики региона КМВ, приносящей большие инвестиционные потоки.
В целях сохранения ценных лечебных природных ресурсов и государственной поддержки Кавказских Минеральных Вод был издан Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. N° 309, по которому Кавказским Минеральным Водам присвоен статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации. Федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ и "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ, а также Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-Ф3 дополнили указанный статус, признав регион особо охраняемой природной территорией (по категорийности земель) [2, с. 146].
Формирование рекреационного комплекса в составе региональной экономики способствует росту занятости населения, уровню доходов, качества и доступности туристских услуг на территории КМВ. За счет экономического эффекта от рекреационной индустрии появляются дополнительные источники инвестиций для других сфер деятельности, что в итоге способствует достижению устойчивости экономики региона.
Сегодня регион имеет конкурентные преимущества, которые показаны для санаторно-курортной и туристско-рекреационной деятельности. Рекреационный потенциал региона КМВ не полостью востребован. Условия, способствующие развитию туризма, оказывают большое влияние на выбор потенциальными туристами места рекреации. Туристами принимаются во внимание как климатические, так и ландшафтные особенности, естественные возможности для активного отдыха и рельеф региона.
Курорты федерального значения Кавказские минеральные воды за сентябрь-октябрь месяцев 2012 года приняли на отдых и лечение 800 тысяч человек. Средняя загрузка по году достигла 95%. Статистика показывает устойчивый рост туристских прибытий, с 1991 года он увеличился в 2,5 раза. По состоянию на 1 января 2010 года на Кавказских Минеральных Водах работает более 120 санаториев и пансионатов на 32,5 тысячи мест, 26 гостиниц и туристских комплексов на 2,5 тысячи мест [5].
Санаторно-курортный и туристский комплекс стали принципиально составляющей социальной инфраструктуры региона КМВ. Регион КМВ может специализироваться как на дешевом сегменте, и продолжать обслуживать в большей степени российских клиентов, увеличивая долю социального туризма, так и увеличиваться по двум направлениям в среднем и высоком ценовом сегменте
Первый путь развития может привести к стагнации санаторно-курортного комплекса, недостатку денежных ресурсов, для развития и достраивания санаторно-курортных организаций. Второй путь развития востребует средств для интенсивной реконструкции санаторно-курортных и гостиничных организаций, однако это позволит перейти в сектор более дорогих лечебно-профилактических и туристско-рекреационных услуг. Не считая того, увеличится поток потребителей не связанных с лечением, а отправляющихся с туристко-рекреационными целями в рамках таких видов туризма, как: экологический, спортивный, экстремальный, конгрессный и других. При этом основными отдыхающими региона так и останутся россияне с малым процентом путешественников из ближнего зарубежья.
Также для стимулирования развития рынка рекреации предполагается использование таких механизмов, как кредиты и инвестиции; формирование фондов содействия развитию предпринимательства в туристско-рекреационной сфере за счет средств бюджетов; объединение капитала кредитных организаций и частных предпринимателей; интеграция усилий власти и бизнеса, совершенствования косвенного налогообложения [1,4,с.83,393].
Данные рекомендации должны способствовать развитию рекреационного региона Кавказских Минеральных Вод, обеспечить его устойчивость и динамизм развития.
Список использованной литературы: 1. Акинин П.В., Юрина В.П. Стратегическое управление предпринимательскими структурами в
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
рекреационной сфере. (монография). г.Пятигорск, ООО «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2008г.
2. Грицай С.Е., Юрина В.П. Проблемы устойчивого развития рекреационного региона КМВ и пути их решения//Территориально-отраслевые императивы и механизмы развития Северо-Кавказского макрорегиона.-Коллективная монография.-ПГЛУ,2013.-С.144 -154.
3. Гладилин А.В., Юрина В.П. формирование системы устойчивого развития экономики регионов/ZKANT, 2011.-№3.-С.6-8.
4. Юрина В.П., Грицай С.Е., Марченко С.В. Регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России//Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста: сборник ФГАУО ВПО «Дагестанский гсударственный университет».2014. - С.390-394.
5. Развитие туризма на Кавказе URL: http //kmu - uoyage.ru.
© М.А. Аракелян, 2015
УДК 621. 31 (075.8)
Артемьев В. С., преподаватель, Алексеев В.А., к.т.н., доцент Чувашской государственной
сельскохозяйственной академии, Васильев А.А., к.т.н., доцент Воротынского филиала Нижегородского института сервиса и туризма E-mail: electricequipment@yandex.ru
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЕМКОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Перед нашей страной стоят остро задачи импортозамещения, обеспечения экономической и продовольственной безопасности, долгосрочной стратегии социально-экономического развития: ускоренный переход к инновационной экономике; технологический прорыв в производстве продукции российского и мирового рынков сбыта. Высокая энергоемкость в ряде отраслей существенно снижает конкурентоспособность экономики России, а в силу различных факторов, включая и климатический, Россия относится к странам с наиболее энергоёмкой экономикой.
Опыт развития предприятий Калужской, Челябинской и других областей, энергохозяйства Екатеринбурга, Москвы, Томска и многих других показывает возможности реального инновационного их развития в России.
Ключевые слова
Реформы сельского хозяйства, жилищно- коммунального хозяйства, энергосберегающие технологии.
Концепция инновационного развития многих регионов представляет собой систему взглядов на инновационность и роль государства, его социальных институтов в формировании устойчивой экономической системы.
К негативным тенденциям регионов сегодня можно отнести:
- низкий уровень образования в регионе, особенно в сельской местности;
- неразвитость рынка технологических инноваций и низкая инновационная активность в регионах, из которых бегут из-за невозможности приложить свои способности и таланты от неспособных хозяйствовать в другие страны;
- преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты организаций регионов финансовыми институтами, что создает реальную угрозу утраты инновационного развития экономики региона;