Научная статья на тему 'Пути усовершенствования подготовки врача детского хирурга в рамках требований Болонского процесса'

Пути усовершенствования подготовки врача детского хирурга в рамках требований Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
46
5
Поделиться
Ключевые слова
преподавание / детская хирургия / Болонская декларация

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Спахи О. В., Лятуринская О. В., Макарова М. А.

Основным способом реформирования отечественной системы образования, ее сближения с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования есть внедрение положений Болонской конвенции в Украине. Участие в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания отечественных дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Учитывая это, на кафедрах детской хирургии должно уделяться большое внимание совершенствованию методов практической подготовки студентов и овладения ими практическими навыками, большую часть теоретической подготовки студент должен освоить самостоятельно. Основной целью учебы студентов на 5-6 курсах медицинского факультета на кафедре детской хирургии является овладение методами диагностики и лечения типичных случаев течения детских хирургических заболеваний. С этой целью нами разработаны методические рекомендации к каждому практическому занятию по детской хирургии для студентов и преподавателей.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Спахи О. В., Лятуринская О. В., Макарова М. А.,

HOW TO IMPROVE TRAINING OF PEDIATRIC SURGEONS ACCORDING TO BOLOGNA CONVENTION DEMANDS

The implementation of Bologna convention into Ukrainian education space has become the way for reforming the national system of education. Participation in this process may allow to achieve equal status of our universities and specialists not only in Europe, but also all over the world, to solve the problem of Ukrainian diplomas recognition and to strengthen our positions on the World market of educational services. Taking this into account much attention should be paid to improve doctors’ training and namely to develop the clinical skills at the departments of pediatric surgery as the student must learn most of the theoretical materials on their own. The main objective in training 5 6 year medical students at the department of pediatric surgery is to develop skills in making diagnoses and prescribing proper treatment for typical cases of the children's surgical diseases. Therefore we have developed instruction procedures for each practical session on pediatric surgery for students and instructors.

Текст научной работы на тему «Пути усовершенствования подготовки врача детского хирурга в рамках требований Болонского процесса»

УДК: 378.091.33-018.46:616-089-053.2

Спахи О.В., Лятуринская О.В., Макарова М.А.

ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ДЕТСКОГО ХИРУРГА В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Запорожский государственный медицинский университет

Основным способом реформирования отечественной системы образования, ее сближения с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования есть внедрение положений Болонской конвенции в Украине. Участие в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания отечественных дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Учитывая это, на кафедрах детской хирургии должно уделяться большое внимание совершенствованию методов практической подготовки студентов и овладения ими практическими навыками, большую часть теоретической подготовки студент должен освоить самостоятельно. Основной целью учебы студентов на 5-6 курсах медицинского факультета на кафедре детской хирургии является овладение методами диагностики и лечения типичных случаев течения детских хирургических заболеваний. С этой целью нами разработаны методические рекомендации к каждому практическому занятию по детской хирургии для студентов и преподавателей.

Ключевые слова: преподавание, детская хирургия, Болонская декларация

цесса в высших учебных заведениях предусматривает увеличение объема самостоятельной работы студентов и возможность их активного участия в учебном процессе [1, 3].

Вступление

Внедрение положений Болонской конвенции является способом реформирования отечественной системы образования, ее сближения с европейской при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации системы высшего образования мирового сообщества и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования.

Участие Украины в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания отечественных дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг.

Подготовка конкурентоспособных специалистов на современном этапе возможна путем приближения отечественной системы высшего образования к рыночным и демократическим отношениям, развитию новых международных экономических связей, вхождения ее в мировое образовательное пространство на основе Бо-лонской декларации [1, 2].

Эта задача может быть решена на основе внедрения в учебный процесс прогрессивных педагогических концепций и приемов, разработки и воплощения в жизнь высших учебных заведений новейших программ, научно-методических достижений, современных технологий и средств учебы [3].

Организация учебного процесса должна формировать у студентов опыт самообразования и способствовать овладению практическими навыками. Внедрение с этой целью кредитно-модульной системы организации учебного про-

Основная часть

Изучение детских хирургических болезней осуществляется на 5 и 6 курсах медицинских факультетов. Детская хирургия является одной из самых сложных клинических дисциплин, которые преподаются в курсе высших медицинских заведений. Овладение ею предусматривает не только знания, которые получены на фундаментальных кафедрах, но и грамотное объединение усвоения теоретического курса и овладения практическими навыками. Разрыв между уровнем усвоения практических навыков и теоретической подготовкой может существенно отразиться на конечном результате диагностики и лечения хирургической патологии детского возраста. Учитывая это, на кафедрах детской хирургии должно уделяться большое внимание совершенствованию методов практической подготовки студентов.

Главное место в усовершенствовании преподавания имеет уточнение цели учебы. Основной целью учебы студентов на 5-6 курсах медицинского факультета является овладение методами диагностики и лечения типичных случаев течения детских хирургических заболеваний. С этой целью нами разработаны методические рекомендации к практическим занятиям по детской хирургии для студентов и преподавателей.

Учитывая недостаточное на наш взгляд количество часов, отведенных на специальность по программе учебы, в методические рекомендации включены материалы по наиболее актуальным темам. Это врожденные пороки развития, которые требуют неотложной хирургической помощи, приобретенные острые хирургические болезни органов грудной и брюшной полости, особенности диагностики и хирургической такти-

В1СНПК ВДНЗУ «Украгнсъка медична стоматологгчна академ1я»

ки относительно онкологических заболеваний детского возраста.

Важным является создание графической модели содержания учебы. Она составлена по всем темам, которые преподаются в лекционном курсе и обсуждаются на практических занятиях. Графы логических структур представляют совокупность учебных элементов необходимых для изучения студентами. Все учебные элементы находятся в логической и графической связях между собой, что несет большую информативность и наглядность.

При рассмотрении актуальности темы занятия следует указывать на частоту патологии у детей разного возраста. Обсуждаются анатомо-физиологические особенности детского организма, которые создают условия для определенного течения той или другой болезни. Обязательно учитывается, что зачастую врачу отводится короткий промежуток времени для постановки диагноза и выбора тактики лечебных мероприятий. Поэтому только знания патогенетических механизмов, клинических проявлений заболевания, умелое и своевременное использования необходимых методов диагностики и лечения помогут в практической работе будущего врача. Исходя из этого и определяется цель занятия.

Студент должен научиться на основе анамнеза, данных объективного исследования, кли-нико-биохимических и дополнительных методов обследования установить диагноз, определить тактику лечения.

Также важным является и то, как студент усвоил предыдущие предметы. Для этого проводится тестовый контроль исходного уровня знаний. Мы не можем отрицать такую особенность учебы, как согласованность и последовательность получения студентами знаний на других кафедрах хирургического профиля в вопросах общепринятых средств и техники оперативных вмешательств. Поэтому объем контрольных вопросов должен быть приведен в соответствие с учебными программами, которые используются на предыдущих кафедрах. Это обеспечивает контроль усвоения знаний на этих кафедрах, а также найденные недостатки компенсируются во время индивидуальных занятий, когда преподаватель целенаправленно уделяет внимание клинической трактовке знаний, полученных раньше.

В методические разработки включен перечень необходимых практических навыков, которыми должен овладеть студент, в соответствии с темой занятия. Все знания и умения студент получает непосредственно около кровати больного под руководством преподавателя. Значительное внимание мы уделяем совершенствованию практических занятий, которое требует ежедневной самостоятельной курации больных каждым студентом с ведением истории болезни, установлением диагноза и назначением лечения.

При подготовке к практическим занятиям мы уделяем важное внимание активации самостоятельной работы студентов. К каждой теме определен перечень вопросов к самостоятельной подготовке. Студенты пользуются методическими пособиями для самостоятельной подготовки, которые дополняются программой самоконтроля, а также алгоритмами освоения практических навыков, которые обеспечивают верное и осознанное выполнение мануальных действий на практических занятиях. Также самостоятельная работа студентов предусматривает получение знаний путем работы с учебной и специальной литературой, ознакомления с научной справочной литературой.

Внедрение методических разработок, направленных на активизацию самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время и двусторонний контроль знаний увеличили готовность студентов к овладению теоретическими и практическими положениями дисциплины на занятиях, что доказано в период проведения зачетных занятий и экзаменов.

С целью интенсификации учебы и уменьшения времени для контроля знаний студентов разработаны комплекты ситуационных задач по каждому разделу дисциплины. Разбор и решение ситуационных задач проводится для формирования умений ориентироваться в конкретных условиях, аргументировано определять и доказывать тактику лечебно- диагностического процесса в каждом конкретном случае.

Такая система стимулирует постоянную учебу, дает возможность укрепить знание по конкретным темам. Она жизнеспособна при условии, когда четко определены цель и задачи в виде контрольных вопросов, методических указаний, практических навыков, определен объем рекомендованной литературы. Изучение «выживания знаний», полученных на 5 курсе, которое постоянно проводится на первых занятиях цикла следующего курса, подтверждает, что результаты преподавания по данной методике дают хорошие результаты.

Выводы

1. Внедрение новых планов и программ на основе кредитно-модульной системы требует поиска новых методических приемов учебы.

2. Целостность и фундаментальность знаний будущего клинициста во многом определяется преемственностью информации, получаемой на других кафедрах университета.

3. Важную роль в освоении дисциплины играет самостоятельное освоение разделов хирургии детского возраста, предусмотренных для изучения предмета, которые не включены в программу лекционного курса и аудиторных занятий.

4. Система преподавания детской хирургии студентам 5-6 курсов лечебного факультета является рациональной на современном этапе.

Перспективы дальнейшей разработки про- тенко // Роль самостоятельной работы в становлении будуще-

— п _ _ го специалиста : Материалы научно-практической конферен-

блемы внедрения Болонской системы образо- ции. - Тернополь, 2004. - с.з-9.

вания могут быть связаны с постоянным межву- з. Долженко О.В. Сорбонская и Болонская декларации: Инфор-

„„„„.,.... „«..„..„.. „„„„-„-....„„.,.... „„. .—„.. мация к размышлению / О.В. Долженко // Вестник высшей

зовским обменом педагогическим опытом. ш^лы : Alma mater. - 2000. - №6 - С. 86-89.

Л 4. Мтерян В.6. Методические основы подготовки и проведения

Литература учебных занятий в медицинских Вузах : Методическое посо-

1. Ван дер Венде М.К. Болонская декпара^я: расширение до- бие / Млерян В6. - К., 2004. - 80 с.

ступности и повышение конкурентоспособности образования 5. Пидаев А.В. Болонский процесс в Европе. Что это такое и ну-

в Европе / М.К. Ван дер Венде // Высшее образование в Евро- жен ли он Украине? Возможна ли интеграция медицинского

пе. - 2000. - №33. - 255 с. образования Украины в Европейское образовательное про-

2. Волосовець О.П. Содержание и формы организации самосто- странств°? / АВ. ГЫда^ В.1". Передерий. - Одесса : Одес. ятельной работы студентов в высших медицинских учебных гос. мед. ун-т, 2004. - 190 с.

заведениях IV уровня аккредитации / О.П. Волосовець, 1.С. Вн

Реферат

ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ П1ДГОТОВКИ Л1КАРЯ ДИТЯЧО1 Х1РУРПТ В РАМКАХ ВИМОГ БОЛОНСЬКОГО ПРОЦЕСУ

Спахи О.В., Лятуринская О.В., Макарова М.А.

Ключов1 слова: викладання, дитяча х1рурпя, Болонська декларац1я.

Головним способом реформування в^чизняноТ системи освгги, IT зближення з европейською, за умови збереження фундаментальних цшностей, особливостей i конкурентних переваг в^чизняноТ системи освiти е впровадження положень БолонськоТ конвенцп в УкраТш. Участь у цьому процесi може дозволити досягти рiвноправного положення наших вузiв i фахiвцiв не ттьки в ¿врош, але i в свтово-му спiвтовариствi, вирiшити проблему визнання украТнських дипломiв i змщнити нашi позицiТ на свто-вому ринку осв^ых послуг. Враховуючи це, на кафедрах дитячоТ хiрургiТ слщ придiляти велику увагу удосконаленню методiв практично' пiдготовки студентiв та оволодшня ними практичними навичками, бiльшу частину теоретично' подготовки студент повинен освоТти самостiйно. Основною метою навчан-ня студенев на 5-6 курсах медичного факультету на кафедрi дитячоТ хiрургiТ е оволодiння методами дiагностики i лiкування типових випадкiв течiТ дитячих хiрургiчних захворювань. З цiею метою нами розроблен методичнi рекомендацiТ до кожного практичного заняття з дитячоТ хiрургiТ для студенев i викладачiв.

Summary

HOW TO IMPROVE TRAINING OF PEDIATRIC SURGEONS ACCORDING TO BOLOGNA CONVENTION DEMANDS Spakhy O.V., Liaturynskaya O.V., Makarova M.A. Keywords: teaching, pediatric surgery, Bologna convention.

The implementation of Bologna convention into Ukrainian education space has become the way for reforming the national system of education. Participation in this process may allow to achieve equal status of our universities and specialists not only in Europe, but also all over the world, to solve the problem of Ukrainian diplomas recognition and to strengthen our positions on the World market of educational services. Taking this into account much attention should be paid to improve doctors' training and namely to develop the clinical skills at the departments of pediatric surgery as the student must learn most of the theoretical materials on their own. The main objective in training 5 - 6 year medical students at the department of pediatric surgery is to develop skills in making diagnoses and prescribing proper treatment for typical cases of the children's surgical diseases. Therefore we have developed instruction procedures for each practical session on pediatric surgery for students and instructors.