Научная статья на тему 'Пути улучшения осуществления государственного аудита контрольно-счетными органами РФ'

Пути улучшения осуществления государственного аудита контрольно-счетными органами РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ / CONTROL REFORM / FINANCIAL CONTROL / STATE AUDIT / WAYS TO IMPROVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин Артур Ильсурович

В статье анализируются особенности формирования новых подходов к осуществлению государственного аудита в системе финансового контроля, который требует изменения инструментов проведения контроля использования государственных средств. В статье формулируются основные пути улучшения осуществления государственного аудита контрольно-счетными органами Российской Федерации. Выделены проблемы развития аудита на современном этапе и предложены пути улучшения осуществления государственного аудита контрольно-счетными органами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильин Артур Ильсурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING THE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENTAL AUDIT BY THE CONTROL AND ACCOUNT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the features of the formation of new approaches to the implementation of state audit in the financial control system requires changing the tools for monitoring the use of public funds. The article formulates the main ways to improve the implementation of the state audit by the control and accounting bodies of the Russian Federation. The problems of the development of audit at the present stage are highlighted and the ways to improve the implementation of the state audit by control and accounting bodies of the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «Пути улучшения осуществления государственного аудита контрольно-счетными органами РФ»

6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 238 с.

7. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: история и современность. Монография. М.: Инфра-М, 2013. 310 с.

8. Сотникова С.И. Управление персоналом. Деловая карьера. Учебное пособие; РИОР, Инфра-М. М., 2016. 328 с.

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ

ОРГАНАМИ РФ Ильин А.И. Email: Ilyin664@scientifictext.ru

Ильин Артур Ильсурович - магистрант, институт сервиса и отраслевого управления Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируются особенности формирования новых подходов к осуществлению государственного аудита в системе финансового контроля, который требует изменения инструментов проведения контроля использования государственных средств. В статье формулируются основные пути улучшения осуществления государственного аудита контрольно-счетными органами Российской Федерации. Выделены проблемы развития аудита на современном этапе и предложены пути улучшения осуществления государственного аудита контрольно-счетными органами Российской Федерации.

Ключевые слова: реформирование контроля, финансовый контроль, государственный аудит, пути улучшения.

WAYS OF IMPROVING THE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENTAL AUDIT BY THE CONTROL AND ACCOUNT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION Ilyin A.I.

Ilyin Artur Ilsurovich - Master Student, INSTITUTE OF SERVICE AND INDUSTRY MANAGEMENT TYUMEN INDUSTRIAL UNIVERSITY, TYUMEN

Abstract: the article analyzes the features of the formation of new approaches to the implementation of state audit in the financial control system requires changing the tools for monitoring the use of public funds. The article formulates the main ways to improve the implementation of the state audit by the control and accounting bodies of the Russian Federation. The problems of the development of audit at the present stage are highlighted and the ways to improve the implementation of the state audit by control and accounting bodies of the Russian Federation are proposed.

Keywords: control reform, financial control, state audit, ways to improve.

УДК 657.631

На территории каждого субъекта Российской Федерации действует порядка 25 органов государственного аудита федерального и регионального уровней. Однако их деятельность не всегда достаточно эффективна, а активность, как правило, находится на крайне низком уровне. В частности, в деятельности указанных контрольно-надзорных

органов не наблюдается системное взаимодействие и согласованность в проведении контрольных мероприятий. Их функции, статус и сферы деятельности определяют различные нормативные правовые акты (федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации), которые не обеспечивают в полной мере системность государственного финансового контроля. Практика показывает, что в ряде случаев планы контрольных мероприятий не согласовываются, что приводит к дублированию и параллелизму в действиях [4, с. 67].

Для оценки эффективности деятельности органов государственного аудита предлагаются группы показателей эффективности, представленные в таблице 1. Они характеризуют деятельность контрольных органов с различных сторон, что повышает объективность методики и охватывает широкий спектр исполняемых контрольным органом функций.

Таблица 1. Группы показателей эффективности деятельности органов государственного

аудита

Группа показателей эффективности Что характеризует

Интенсивность деятельности Степень загруженности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, систематичность и масштабность контрольной деятельности.

Результативность деятельности Степень полноты реализации полномочий в установленной сфере, влияние контроля на состояние контролируемой сферы.

Качество деятельности Степень соответствия контрольной деятельности действующему законодательству

Разработанная система оценки предполагает наличие доступной информации о следующих показателях работы органа внутреннего государственного финансового контроля:

1. Объем проверенных средств.

2. Сумма расходов подконтрольного бюджета.

3. Количество проверенных объектов контроля.

4. Количество объектов контроля на подконтрольной территории.

5. Объем проверенных средств бюджета на закупки.

6. Общая сумма размещенных закупок в соответствии с планом закупок публично-правового образования либо законом.

7. Объем проверенных средств бюджета на планируемые закупки.

8. Общая сумма планируемых закупок в соответствии с планом закупок публично-правового образования либо законом.

9. Количество проведенных контрольных мероприятий.

10. Количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения.

11. Количество контрольных мероприятий, по результатам которых приняты меры принуждения.

12. Штатная численность органа внутреннего государственного финансового контроля, штатная численность отдельно по структурным подразделениям, отдельно по направлениям контрольной деятельности, штатная численность инспекторского состава, принимающего непосредственное участие в проведении контрольных мероприятий.

13. Перечень исполняемых контрольным органом функций с доказательствами этого исполнения.

14. Сведения об исполнении мер принуждения (сумма уплаченных штрафов, объем возмещенных средств).

15. Сведения о количестве поданных жалоб и исков.

Наличие всех представленных выше данных позволит всесторонне оценить эффективность деятельности органа внутреннего государственного финансового контроля. Практически все сведения можно получит непосредственно внутри контрольного органа, и лишь для некоторых необходимо наладить систему предоставления информации из других источников (сведения об уплаченных по нарушениям штрафах необходимо получить от соответствующего администратора получателя бюджетных средств, полные сведения о количестве поданных жалоб и исков - в уполномоченном суде) [7, с. 150].

Алгоритм оценки эффективности деятельности Счетной палаты при проведении государственного аудита будет выглядеть следующим образом (Рисунок 1).

Рис. 1. Алгоритм оценки эффективности деятельности Счетной палаты при проведении государственного аудита [3, с. 67]

В последнее время обсуждаются возможности внедрения в нашей стране модели бюджетного планирования, ориентированной на результат (модели программно -целевого бюджетирования), в частности, разработка и совершенствование управления социально-экономической системой субъекта Федерации на основе программно-целевого бюджетирования. В её основе лежит распределение бюджетных ресурсов

между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах, прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов

Таким образом, для решения существующих проблем Счетной палаты при проведении государственного аудита предлагается осуществлять внутри системы органов исполнительной власти субъектов РФ с разделением его на предварительный и последующий бюджетный контроль (надзор), а внешний финансовый контроль -бюджетный аудит, включающий проверку законности, бюджетной отчётности и эффективности использования выделенных в бюджет субъектов РФ финансовых средств.

Список литературы /References

1. Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография. М.: НОРМА. ИНФРА-М, 2016. 384 с.

2. Базарова М.У. Внутренний контроль как фактор повышения финансовой устойчивости организации // Символ науки, 2016. № 3-1. С. 24-28.

3. Гладковская Е.Н. Теория государственного и муниципального контроля и аудита: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. 141 с.

4. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. 156 с.

5. Новикова М.А. Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций. Litres, 2017. 134 с.

6. Хоминок А.Н. Государственный бюджет Российской Федерации: баланс доходов и расходов / А.Н. Хоминок. Смоленск: Маджента, 2017. 223 с.

7. Щербенко Е.В. Проблемы и пути развития системы государственного финансового контроля в России // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации, 2016. № 1. С. 150-151.

8. Diamond J. Performance Budgeting - Is Accrual Accounting Required? [Электронный ресурс], 2002. Режим доступа: https://www.imf.org/extemal/pubs/it/wp/2002/wp02240.pdf/ (дата обращения: 27.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.