Научная статья на тему 'ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ'

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ»

В подготовительных цехах шинных заводов смертность от рака легких за 36 лет наблюдения не превышала контрольные и общесоюзные показатели при средней концентрации БП в рабочей атмосфере 10 мкг на 100 м3, т. е. 0,0001 мг/м3. Следует учесть, что высокодисперсная сажа, частицы которой служат носителями БП в воздухе этих цехов, с одной стороны, усиливает его канцерогенное действие (экспериментальные данные Л. Н. Пылева), а с другой — затрудняет полное количественное определение концентрации вещества, так что последняя, по всей вероятности, здесь даже более высока.

Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении статистические материалы не дают оснований для пересмотра предлагаемой ПДК в сторону ее дальнейшего снижения. Тем не менее поскольку речь идет о первом опыте установления ПДК вредного вещества по его канцерогенному действию, а установление этой ПДК, безусловно, повлечет за собой значительное расширение исследований, касающихся характеристики содержания БП в воздухе рабочей зоны различных производств и эпидемиологии рака на этих производствах, мы рекомендовали ввести обоснованную выше ПДК как временную. При этом следует иметь в виду, что концентрация 15 мкг на 100 м3 (или 0,00015 мг/м3) в отраслях промышленности с многотысячными контингентами работающих может быть достигнута лишь ценой настойчивых усилий; следовательно, установление ПДК БП на этом уровне послужит важным стимулом планирования и внедрения сложных инженерно-технических мероприятий, т. е. сыграет положительную роль даже в том случае,, если последующее длительное изучение вопроса заставит эту величину пересмотреть.

ЛИТЕРАТУРА. Бруевич Т. С. В кн.: Материалы Всссоюзн. совещания по вопросам гигиены труда и состояния здоровья рабочих нефтеперерабатывающих предприятий. М., 196S, с. 98.— К и рее в а И. С. Гиг. и сан., 1965, № 7, с. 106.— Константинов В. Г., К у з м и и ы х А. И. Там же, 1971, № 3, с. 39. — П ы -лев Л. Н. В кн.: Рак легкого. Под ред. Б. Е. Петерсона. М., 1971, с. 76.— Waller R., Brit. J. Cancer, 1952, v. 6, p. 8.

Поступила 7/VI 1972 r.

УДК 613.5:628.8

Проф. E. И. Кореневская, канд. мед. наук 10. Д■ Губернский

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

По всей стране успешно реализуются решения XXIV съезда КПСС, касающиеся улучшения жилищных условий населения. Темпы жилищного строительства растут из года в год. Однако качественная его сторона все еще отстает от количественной.

В жилых зданиях современной постройки далеко не всегда обеспечиваются оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений, что вызывает законные жалобы населения. Нередко не отвечают гигиеническим требованиям и типовые проекты жилищного строительства на будущее.

Как известно, микроклимат и воздушная среда помещений зависят от инженерного оборудования и характера ограждающих конструкций зданий. Несовершенство ряда инженерных систем, неудачное размещение отопительных приборов, отсутствие организованного воздухообмена, низкое качество сборки стеновых панелей, ничем не обоснованная «стекломания» обусловливают значительное ухудшение микроклимата и воздушной среды помещений. Как показали проведенные под нашим руководством исследования, увеличение площади остекления наружных ограждений вызывает перегрев помещений в теплое время года и резко повышает теплопотери

жилых и общественных зданий зимой. По сравнению с 1928—1941 гг. удельные теплопотери жилых домов возросли на 55—66 %. Недостаточная герметизация стыков стеновых панелей и панелей с окнами способствует инфильтрации холодного воздуха как в помещения, так и внутрь ограждений, что понижает температуру внутренних поверхностей последних.

В связи с этим, а также из-за резкого снижения температуры больших стеклянных поверхностей, обладающих низким термическим сопротивлением, у людей, находящихся в помещениях, возрастают радиационные теплопотери, что вызывает холодовой дискомфорт даже при относительно высокой температуре среды.

Изучение температурно-радиационных полей показало, что перенос отопительных приборов из подоконной зоны в глубь помещений (при панель-но-лучистом или радиаторном отоплении) или заключение их в декоративные кожухи (конвекторы) резко увеличивает площадь зоны теплового дискомфорта.

Перечисленные недостатки вызваны в первую очередь низким качеством проектирования и строительства. Анализ этих недостатков и поиски путей повышения комфорта жилых и общественных зданий неизбежно приводят нас к вопросам гигиенического нормирования.

Как известно, один из основных принципов советского гигиенического нормирования сводится к определению безвредности для человека тех или иных факторов внешней среды и к установлению параметров, обеспечивающих физиологический оптимум организма. Гигиенические нормативы микроклимата помещений жилых и общественных зданий должны гарантировать тепловой комфорт человека, т. е. такое физиологическое состояние его, при котором система терморегуляции организма испытывает наименьшее напряжение и обеспечена оптимальная деятельность всех органов и функциональных систем и высокая работоспособность.

Необходимость обеспечения таких условий микроклимата диктуется тем обстоятельством, что не только сдвиг теплового равновесия организма вследствие переохлаждения или перегрева, а даже нерезкое, но длительное напряжение терморегуляции приводит к ослаблению общей сопротивляемости организма, снижению иммунного потенциала. А это в свою очередь может стимулировать развитие таких заболеваний, как катар верхних дыхательных путей, ревматизм, ангина, невралгия. Неприятные микроклиматические условия отягощают течение сердечно-сосудистых заболеваний и болезней обмена веществ, ускоряют развитие утомления при работе и замедляют восстановительные процессы во время отдыха.

Непосредственная зависимость теплообмена от вида деятельности и характера одежды человека, возрастной динамики процессов ассимиляции, а также условнорефлекторный характер терморегуляторных реакций, обеспечивающий возможность адаптации к различным микроклиматическим условиям, определяют специфику нормирования последних.

Еще в начале 60-х годов М. С. Горомосов показал необходимость климатической и сезонной дифференциации температурных норм жилых помещений. Обусловленный акклиматизацией, а также радиационным и световым режимом помещений сдвиг температурных границ зоны теплового комфорта от юга к северу нашей страны в сторону более высоких температур был подтвержден нами в последние годы при обосновании норм микроклимата учебных помещений, вошедших в проект СНиП II —Л. 4—72 «Общеобразовательные школы».

Между тем СНиП II —Л. 1—71 «Жилые здания» рекомендует единую для всех климатических районов строительства расчетную температуру. Не указаны и пределы колебаний температурных параметров зоны теплового комфорта, хотя уже давно известно, что амплитуда их составляет и для взрослых и для детей не менее 3°.

Современное жилище должно обеспечивать оптимальные микроклиматические условия не только для домашнего труда, как умственного, так и фи-

зического, и отдыха, но и для сна. Как показали исследования ряда авторов, в спальных помещениях для взрослых и детей оптимальной следует считать температуру воздуха в пределах от 14—15 до 17°, т. е. значительно более низкую, чем в жилых комнатах (Н. И. Володина; В. Г. Матусевнч). Требует пересмотра и расчетная температура для последних. Изменение теплозащитных свойств ограждающих конструкций и домашней одежды людей, которая стала более легкой, а также привычка к более высокой температуре среды, связанная с повышением благоустройства зданий, привели к сдвигу температурных параметров зоны теплового комфорта. Для второй строительно-климатической зоны они определяются температурой 21—22° против 18° по СНиП. Аналогичные изменения параметров зоны теплового комфорта отмечены и в помещениях общественных зданий, имеющих большие остекленные поверхности.

Указанные изменения необходимо учесть при первой же корректировке СНиП II —Л. 1—71 «Жилые здания» и в окончательной редакции СНиП II — Г. 7—72 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха».

Приведенные нормативы основаны на изучении теплового состояния больших контингентов людей и служат основой для проектирования инженерного оборудования зданий и расчета ограждающих конструкций. Однако, как известно, последние в состоянии обеспечить тепловой комфорт лишь для 70—80% населения, так как адаптация людей к определенному микроклимату, степень их закаленности, а также возрастные и половые особенности теплообмена могут вызывать весьма существенные сдвиги микроклиматических параметров, обеспечивающих физиологический оптимум организма.

Очевидно, в будущем при проектировании жилищ понадобится учитывать и эти индивидуальные особенности людей, что может быть достигнуто только при условии, если параметры микроклимата в каждой комнате будут регулироваться индивидуально, в соответствии с конкретными потребностями человека. Техническое обеспечение индивидуального микроклиматического оптимума населения предполагается осуществить уже в ближайшем будущем, когда каждая семья получит изолированную квартиру, а каждый член семьи — отдельную комнату.

В то же время следует учесть, что требование об оптимизации метеорологических условий внешней среды в жилищах отнюдь не должно привести к созданию для современного человека «тепличной» обстановки. Основной целью должно быть обеспечение в помещениях пульсирующего, динамического микроклимата (Б. Б. Койранский; П. М. Ивановский). Такой микроклимат, вызывающий периодическое, целесообразное для детей и взрослых напряжение терморегуляции, будет тренировать организм и наряду со спортивными упражнениями способствовать увеличению его защитных резервов. Технически обеспечить создание таких условий в помещениях можно при оборудовании их регулируемыми в индивидуальном порядке санитарно-техническими системами. Однако прежде всего следует обосновать допустимые пределы колебаний микроклимата в жилых и общественных зданиях, как это сделано для школ, и ввести их нормы проектирования по аналогии с нормативами микроклимата для промышленных учреждений в СНиП.

С учетом всех высказанных замечаний нормы приобретут комплексный динамический характер. К сожалению, сегодня таких норм будущего не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. Однако разработка целого ряда связанных с их созданием вопросов уже осуществлена разными исследователями.

Таким образом, для создания оптимальных условий микроклимата в закрытых помещениях необходимы пересмотр существующих и разработка новых нормативов. Наряду с этим требуется активное участие гигиенистов в создании новых инженерных систем.

В современной практике строительства жилых и общественных зданий используются отопительные и вентиляционные системы самых различных

видов. В крупносборных зданиях, помимо радиаторных систем отопления, нашли применение панельно-лучистые, воздушные и конвекторные. В последние годы большая часть крупных общественных зданий и больниц обеспечивается системами автоматизированного кондиционирования воздуха. Однако далеко не все эти системы полноценны в гигиеническом отношении. Рекомендации гигиенистов по выбору определенных систем для жилых и общественных зданий нового строительства, условия их применения имеют определенное прогностическое значение.

По данным гигиенистов, одной из перспективных систем, получающих все более широкое распространение в нашей стране и за рубежом, является панельно-лучистое отопление жилых и общественных зданий. В летнее время в районах с жарким климатом эта система может быть использована для оздоровления микроклимата помещений. Гигиеническое преимущество ее по сравнению с конвективными системами заключается, как известно, в обеспечении для человека более благоприятных условий теплообмена за счет снижения отдачи тепла излучением и повышения удельного веса поступления радиационного тепла. Появление все новых и новых систем лучистого обогрева, различных как по размерам и температуре поверхности зеркала панелей, так и по условиям их размещения в помещениях, настоятельно требует изменения принципов их оценки. Очевидно, целесообразнее нормировать не температуру поверхности нагревательных панелей, а плотность лучистого потока, падающего на поверхность тела человека. В этом случае разработанные гигиенические нормативы приобретают универсальный характер, так как они не привязываются к конкретным техническим характеристикам панелей и не теряют силы при неравномерности нагрева излучающих панелей. В физиологическом отношении такой подход к нормированию является также более правильным, поскольку тепловое состояние человека в конечном счете определяется тем количеством лучистой энергии, которое попадает на поверхность его тела в единицу времени.

Как показали исследования, конвекторные системы отопления с гигиенической точки зрения не должны получать широкое распространение в жилищах из-за трудности очистки отопительных приборов и регулировки системы. Неприемлемы и современные системы воздушного отопления, работающие без автоматики и подающие в помещения перегретый воздух.

Для общественных зданий целесообразно применять лишь комбинированные системы приточной вентиляции с воздушным отоплением, которые по существу мало чем отличаются от систем кондиционирования воздуха. Последние можно характеризовать как наиболее совершенные инженерные устройства. Однако они могут обеспечивать общий комфорт человека в общественных зданиях при пересмотре действующих нормативов температуры воздуха в сторону повышения (для зимы до 21—30° и для лета до 23—24;) и снижения скорости движения воздуха (до 0,15 м/сек), увеличения притока свежего воздуха (с 20 до 40—60 м3 в час на человека), обеспечения оптимального электрического состояния воздуха (ионный режим), исключения рециркуляции воздуха.

ЛИТЕРАТУРА. Володина Н. И. Тепловое состояние детей в ночной период, как основа гигиенического нормирования микроклимата спальных помещений для детей школьного возраста. Автореф. дисс. канд. М., 1969.— Г о р о м о с о в М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963.— Ивановский П. М. Труды 12-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1949, т. 1, с. 202.— Ко й р а н с к и й Б. Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. Л., 1966.

Поступила 15/VI 11 1972 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.