Научная статья на тему 'Пути создания новой мониторинговой системы ремонта строительно-дорожных и горных машин'

Пути создания новой мониторинговой системы ремонта строительно-дорожных и горных машин Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
209
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система ремонта / техническое обслуживание / строительно-дорожные машины / Республика Тыва / транспортные предприятия / планово-предупредительный ремонт / датчики / мониторинг / repair system / maintenance / road-building machines / Republic of Tuva / transport enterprises / preventive maintenance repairs / sensors / monitoring

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чооду Остап Андреевич, Монгуш Эдуард Сандак-Оолович

В статье рассмотрены возможные пути создания новой системы ремонта строительно-дорожных машин. Анализ современного состояния применяемых методологий ремонта техники показывает недостаточную эффективность существующих методологий. Основной проблемой является недочет возможностей современных технологий и адресное использование возможностей современных технологий. Предложены возможные пути внедрения современных технологий с разных позиций развития технологий. В статье также рассмотрены возможные решения модернизации планово-предупредительной системы ремонта транспортно-технологических и горных машин. Предлагаемая система ремонта «Мониторинговая система» является более современной и эффективной системой, которая собрала в себе все инновационные направления в ремонте транспортно-технологических и горных машин. Основной положительной чертой новой системы является прогнозирование технического состояния в онлайн – через программные пакеты и встроенные операционные системы. Также возможно установить офлайн и онлайн режимы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO CREATE A NEW MONITORING SYSTEM FOR REPAIRING OF ROAD CONSTRUCTING AND MINING MACHINES

The article considers possible ways to create a new system for repairing of road constructing machines. The analysis of the current state of applied methodologies for repairing equipment shows the insufficient effectiveness of existing methodologies. The main problem is the lack of capabilities of modern technologies and targeted use of the capabilities of modern technologies. Possible ways of implementing modern technologies from different perspectives of technology development are suggested. The article also discusses possible solutions to modernize the planned preventive system for repairing transport-technological and mining machines. The proposed repair system "Monitoring system" is a more modern and effective system that combines all the innovative directions in the repair of transport and technological and mining machines. The main positive feature of the new system is the prediction of technical condition in online-through software packages and embedded operating systems. It is also possible to set offline and online control modes.

Текст научной работы на тему «Пути создания новой мониторинговой системы ремонта строительно-дорожных и горных машин»

УДК 625.08

doi 10.24411/2077-6896-2020-10025

ПУТИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ И ГОРНЫХ МАШИН

Чооду О.А., Монгуш Э.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

WAYS TO CREATE A NEW MONITORING SYSTEM FOR REPAIRING OF ROAD CONSTRUCTING AND MINING MACHINES

O.A. Choodu, E.S. Mongush Tuva State University, Kyzyl

В статье рассмотрены возможные пути создания новой системы ремонта строительно-дорожных машин. Анализ современного состояния применяемых методологий ремонта техники показывает недостаточную эффективность существующих методологий. Основной проблемой является недочет возможностей современных технологий и адресное использование возможностей современных технологий. Предложены возможные пути внедрения современных технологий с разных позиций развития технологий. В статье также рассмотрены возможные решения модернизации планово-предупредительной системы ремонта транспортно-технологических и горных машин. Предлагаемая система ремонта «Мониторинговая система» является более современной и эффективной системой, которая собрала в себе все инновационные направления в ремонте транспортно-технологических и горных машин. Основной положительной чертой новой системы является прогнозирование технического состояния в онлайн - через программные пакеты и встроенные операционные системы. Также возможно установить офлайн и онлайн режимы контроля. Ключевые слова: система ремонта; техническое обслуживание; строительно-дорожные машины; Республика Тыва; транспортные предприятия; планово-предупредительный ремонт; датчики; мониторинг

The article considers possible ways to create a new system for repairing of road constructing machines. The analysis of the current state of applied methodologies for repairing equipment shows the insufficient effectiveness of existing methodologies. The main problem is the lack of capabilities of modern technologies and targeted use of the capabilities of modern technologies. Possible ways of implementing modern technologies from different perspectives of technology development are suggested. The article also discusses possible solutions to modernize the planned preventive system for repairing transport-technological and mining machines. The proposed repair system "Monitoring system" is a more modern and effective system that combines all the innovative directions in the repair of transport and technological and mining machines. The main positive feature of the new system is the prediction of technical condition in online-through

software packages and embedded operating systems. It is also possible to set offline and online control modes.

Keywords: repair system; maintenance; road-building machines; Republic of Tuva; transport enterprises; preventive maintenance repairs; sensors; monitoring

На сегодняшний день жесткая система ППР устарела и имеет ряд недостатков, явно выражающихся в современных условиях функционирования горного предприятия: недооценка фактических условий работы и состояния оборудования, неритмичность работы оборудования, устаревшие нормативы, значительные отклонения фактических данных работы оборудования от плановых, проведение излишних ремонтов, т.е. ремонтов исправного оборудования, и, как следствие, излишний рост эксплуатационных затрат [3, 4, 9].

Проведение технического обслуживания основывается на применении трех базовых схем: обслуживание по факту отказа, профилактическое обслуживание и обслуживание по состоянию [5, 9].

Профилактическое обслуживание

(Preventive Maintenance - PM) есть не что иное, как система ППР. Техническое обслуживание и ремонт по факту отказа, т.е. после наступления сбоя (Run to Breakdown - RtB), также известны как реактивное техническое обслуживание (RtB). Подход обычно применяется для объектов, отказ которых не вызывает существенных последствий, а проведение работ по восстановлению несложное. Система RtB является наиболее простой системой обслуживания, но вместе с тем наиболее дорогостоящей. При данной системе ТО не проводится какое-либо мероприятие по поддержанию технического состояния

в течение запланированного периода эксплуатации, в том числе не контролируются технические и технологические параметры оборудования. Ремонт или замена оборудования производится при выходе его из строя (аварийный отказ) или выработке ресурса. Как правило, стоимость ремонта по факту аварии многократно превышает планируемые расходы. В связи с тем, что экскаватор является сложной технической системой и может быть отнесен к изделиям конкретного назначения I (высокой) категории опасности, а также является одним из основных звеньев последовательной технологической цепочки горнодобывающего предприятия, система RtB не применяется для обслуживания карьерных экскаваторов.

Система обслуживания по фактическому состоянию (Condition Based Maintenance -CBM) является более прогрессивной системой ТО и уже внедряется на ряде отраслей промышленности. Суть технологии состоит в том, что обслуживание и ремонт производятся в зависимости от реального текущего технического состояния механизма, контролируемого в процессе эксплуатации без каких-либо разборок и ревизий, на базе контроля и анализа соответствующих параметров. Идея системы обслуживания по состоянию (CBM) состоит в минимизации отказов путем применения методов отслеживания и распознавания технического состояния. Последнее производится методами

неразрушающего контроля. При появлении каких-либо факторов, вызывающих отклонения от нормального состояния механизма, своевременное диагностирование позволяет обнаружить эти отклонения. При этом определяются реальные причины происходящих изменений в каждой конкретной ситуации, принимаются обоснованные решения по их устранению. Преимущества такой системы технического обслуживания очевидны: -предприятие имеет объективные данные о текущем техническом состоянии оборудования; - не нарушается нормальная работа механизма из-за необоснованного вмешательства; - технически достоверно определяются необходимые сроки и объемы ремонтных и наладочных работ, контролируется качество их выполнения. Недостатком системы обслуживания по состоянию CBM является ситуация, когда необходимость проведения ремонтных работ на нескольких экскаваторах одновременно превышает возможности ремонтной службы, что ставит под удар всю систему обслуживания.

Система бережливого производства (Lean Production) - концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Широко известны такие системы бережливого производства, как 5S, TQM, JIT и TPM. Особое внимание стоит уделить системе всеобщего производительного обслуживания, известной в английском сокращении как TPM (Total Productivity Maintenance). Термин «всеобщее» относится не только к производительному и экономичному техническому обслуживанию, но и ко всей системе эффективного ухода за оборудованием в течение его срока службы, а также к включению в

процесс каждого отдельного сотрудника и различных отделов через привлечение к техническому обслуживанию отдельных операторов. Более того, при применении ТРМ требуются определенные обязательства со стороны руководства предприятия.

ТРМ - концепция менеджмента производственного оборудования, нацеленная на повышение эффективности технического обслуживания. Метод всеобщего ухода за оборудованием построен на основе стабилизации и непрерывного улучшения процессов технического обслуживания, системы планово-предупредительного ремонта, работы по принципу «ноль дефектов» и систематического устранения всех источников потерь.

В системе всеобщего ухода за оборудованием речь идет не об исключительной проблеме содержания в исправности оборудования, а о широком понимании обслуживания средств производства как интеграции процессов эксплуатации и технического ухода, раннем участии ремонтного персонала в разработке графиков обслуживания оборудования и точном учете состояния оборудования для целенаправленного содержания его в исправности. ТРМ играет важную роль, в частности, в управлении производством в системе «точно вовремя», так как наличие обусловленных содержанием в исправности помех ведет к потерям времени, которые увеличиваются по всей цепочке создания добавленной стоимости.

Характерными чертами ТРМ являются: охват всего жизненного цикла оборудования, постоянное наблюдение и диагностические проверки оборудования для раннего обнаружения дефектов и предупреждения его отказа, а также совместная работа основ-

ного персонала, обслуживающего горную технику, и специалистов ремонтных служб, которые вместе обеспечивают безотказную работу оборудования. Центральное направление ТРМ - самостоятельное обслуживание оборудования операторами, ведь основной персонал постоянно находится рядом с оборудованием, поэтому именно они первыми определяют отклонения от правильной работы и играют значительную роль в его первичном обслуживании, диагностике и предупреждении неисправностей [6,9]. В результате удается повысить эффективность использования оборудования, существенно

снизить затраты на его обслуживание и ремонт, уменьшить аварийность и травматизм на производстве.

Вместе с тем система технического обслуживания в концепции ТРМ включает в себя постоянное наблюдение и акустические проверки оборудования для раннего обнаружения дефектов и предупреждения его отказа. Подход ТРМ рассматривает техническое обслуживание как деятельность всего предприятия и в этом плане перекликается с подходами системы менеджмента качества. Основу метода ТРМ формируют пять целей (рис. 1) [7-9]:

Рис. 1. Пять целей концепции ТРМ

1. Повышать эффективность работы оборудования путем изучения всех видов потерь от простоя. 2. Добиваться автономности обслуживания оборудования, возложив ответственность за управление на персонал, занимающийся его обслуживанием. 3. При формировании программы ТО использовать и рационально балансировать все виды обслуживания оборудования. 4. Развивать компетенции персонала. 5. Обеспечивать контроль оборудования на ранних стадиях

за счет диагностических проверок обслуживания, анализа сбоев и ремонтопригодности оборудования на стадии его проектирования, производства, монтажа и ввода в эксплуатацию.

Достижение этих целей обеспечит устранение хронических потерь: - выход из строя оборудования; - высокое время переналадки и регулирования; - мелкие неисправности; - дефектные детали.

Восемь принципов ТРМ: 1. Непрерывное

улучшение, нацеленное на практику предотвращение семи видов потерь. 2. Автономное содержание в исправности: оператор оборудования должен самостоятельно производить осмотр, работы по чистке, смазочные работы, а также незначительные работы по технического обслуживанию. 3. Планирование технического обслуживания: обеспечение 100%-ной готовности оборудования, а также проведение мероприятий кайдзен в области технического обслуживания. 4. Тренировка и образование: сотрудники должны быть обучены в соответствии с требованиями по повышению квалификации для эксплуатации и технического ухода за оборудованием. 5. Контроль запуска: реализовать вертикальную кривую запуска новой продукции и оборудования. 6. Менеджмент качества: реализация цели «нулевые дефекты в качестве» в изделиях и оборудовании.

7. TPM в административных областях: потери и расточительство устраняются; в непрямых производственных подразделениях.

8. Безопасность труда, окружающая среда и здравоохранение: требование преобразования аварий на предприятии в нуль.

Автономное содержание в исправности - важнейший принцип TPM. Ее целью является минимизирование потерь эффективности, которые возникают из-за отказов устройств, коротких остановок, брака и т.д. Для этого все большая часть необходимой деятельности по техническому обслуживанию (чистка, смазка, технический осмотр устройств) упрощается, стандартизируется и постепенно передается на места в обязанности сотрудников.

Основной персонал постоянно находится рядом с оборудованием, поэтому именно

эти сотрудники первыми определяют отклонения от правильной работы и играют значительную роль в его первичном обслуживании, диагностике и предупреждении неисправностей.

В результате удается повысить эффективность использования оборудования, существенно снизить затраты на его обслуживание и ремонт, уменьшить аварийность и травматизм на производстве. Целенаправленное постепенное и грамотное создание системы технического обслуживания по концепции ТРМ является действенным способом решения вышеописанных проблем в области технического обслуживания и ремонта оборудования. Практика применения вышеуказанных концепций технического обслуживания показывает, что универсальных оптимальных решений нет и общие концепции приходится адаптировать под конкретные условия. Отсюда возникает задача снизить потенциальное разнообразие вариантов проведения работ до рационально обоснованного варианта системы технического обслуживания, применимого к текущим условиям эксплуатации карьерных экскаваторов.

Наличие информационно-диагностической системы в составе электрооборудования экскаваторов позволяет повысить эффективность использования этих горных машин благодаря оперативному принятию решений по корректировке производственного процесса на основе быстрой и достоверной информации о показателях работы экскаватора за смену, месяц с привязкой по бригадам, а также обеспечить более долговечную и надежную работу оборудования и своевременно информировать оператора о

состоянии механического и электрического оборудования экскаватора.

Ведущие зарубежные экскаваторострои-тельные фирмы Marion, Bucyrus и Caterpillar активно внедрили информационно-диагностические системы на своих машинах, которые позволяют определить неисправности в системах управления электроприводами, состояние работы вспомогательных приводов, контроль системы смазки и т.д., эксплуатировать и обслуживать экскаваторы с меньшими затратами [8-9].

В настоящее время новые экскаваторы компании ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова» оснащены информационно-диагностическими системами. Наличие информационно-диагностической системы современных экскаваторов обеспечивает выполнение следующих функций: - контроль температур нагрева подшипников моторных валов редукторов механизма подъема и напора, а также подшипников электромашин главных приводов; - контроль потоков охлаждающего воздуха электродвигателей главных приводов; - контроль наличия и температуры нагрева масла в циркуляционной системе механизма поворота; - контроль параметров работы системы управления главными приводами; - контроль давления сжатого воздуха в пневмосистеме; - контроль работы автоматической системы смазки Lincoln; - изменение температуры воздуха в кабине машиниста и за бортом экскаватора; - предупреждение по анализу информации о текущем состоянии механического и электрического оборудования о возможных аварийных ситуациях; - формирование, отображение и хранение списка сообщений об авариях, событиях и системных

ISSN 2077-6896

сбоях с указанием даты и времени [9].

Необходимая информация выводится в виде соответствующих видеокадров на цветную сенсорную панель оператора, расположенную в кабине машиниста. Машинист экскаватора может вывести на экран панели оператора необходимую информацию из перечисленных выше параметров.

Машинист экскаватора получает визуальную информацию о температурах подшипников. В случае перегрева на панели оператора появляется аварийное сообщение с указанием объекта аварии. С помощью датчиков воздушного потока информационно-диагностической системы сообщает машинисту информацию о наличии или отсутствии вентиляции электрических машин

[5, 9].

Применение информационно-диагностической системы с указанными функциями и возможностями позволяет в сжатые сроки адаптировать работу машинистов экскаваторов к существующим горно-геологическим условиям карьера, повысить надежность оборудования экскаватора [1-20].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что используемая в настоящее время система планово-предупредительных ремонтов не оптимальна. При существовании различных концепций технического обслуживания остается открытым вопрос о совершенствовании стратегии технического сервиса карьерных экскаваторов.

При учете стратегии нужно учитывать факторы в комплексе, их можно систематизировать:

- внешние факторы, к основным относят климат, рельеф;

- внутренние факторы, к основным от-

и

оо 0\

Си

о-

1 РЧ

я ¡е л

5 Си

С о 2

с а:

¡г * £

сь ?*

I I

5 о ё ^ 5 ®

г &

рч О

г: а

гъ съ

а 2

.о 5

£ о

а ^

о ^

с Ой

-V л

оо о

5

'о 3 сь 2 (о а сь о

Рис. 2. Влияние внешних факторов на надежность ТТМ

носят качество узлов и агрегатов;

- общие факторы, к основным относят человеческий фактор (проектирование, создание, эксплуатация), и др.

На изменение параметров технического состояния и, следовательно, работоспособность ТТМ (рис. 2) существенное влияние оказывают низкие и высокие температуры воздуха и его влажность, скорость ветра, туманы, солнечная радиация и т.п. Воздействие этих факторов вызывает определенные виды отказов машин вследствие слу-

ISSN 2077-6896

чайных перегрузок, усталостных явлений в материалах, действия сил трения и т.п. Причинно-следственные связи факторов надежности машин и показатели оценки качества ТТМ показаны на рис. 3 и 4.

Кроме того, климатические факторы и атмосферные явления ухудшают условия работы сопряженных элементов конструкций ДСМ из-за попадания в них абразивных частиц и влаги

Рассмотрим причинно-следственные связи основных факторов:

г 1 Л г

Условия эксплуатации Организация ТО Персонал Производственноте

и ремонта хническая база

1 Г 1 г

Транспортные, дорожные Ме тоды ТО и Квалификация производственно Обеспеченность

и климатические условия ремонта -технического персонала площадями

i Г 1

Эксплуатационн ые режимы работы автомобилей Качество ТО и Условия и организация труда Оснащенность технол огиче ским оборудованием

ремонта

У 1 Г 1 1

Квалификация водителей Применение диагностирован ия Стимулирование Уровень механизации

персонала про извод сгвенных процессов

У Г 1 Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество Наличие запасных Резерв Способ хранения

х материалов элементов на складе автомобилей

< к i V

Рис. 3. Причинно-следственные связи факторов надежности

Дифференциальный метод предусматривает проведение оценки качества ремонта по совокупности показателей свойств, отремонтированного изделия. Качество ремонта считается приемлемым, если измеренные значения показателей отремонтированного изделия не уступают соответствующим нормативным значениям. Основным недостатком дифференциально-

го метода оценки качества ремонта является невозможность учета неравнозначности различных свойств изделия и показателей, характеризующих эти свойства [1-5].

Комплексный метод позволяет оценить качество ремонта с помощью комплексного показателя, характеризующего совокупность основных свойств изделия. Комплексный показатель является функцией

Рис. 4. Показатели оценки качества транспортно-технологических машин

показателей основных свойств изделия:

Y=Yßi=lmiqi

(1.1)

где т - коэффициент весомости ьго показателя, учитывающий его важность для оценки качества изделия; qi - показатель ьго свойства или совокупности свойств изделия.

При оценке качества ремонта для расчета комплексных показателей качества используются также другие варианты аналитических выражений.

Интегральный метод позволяет оценить качество ремонта изделия с учетом затрат на ремонт:

И= Э/З (1.2)

где, И - интегральный показатель качества; Э - показатель эффективности использования отремонтированного изделия; З - затраты на ремонт изделия.

Таким образом, интегральный метод служит для проведения технико-экономического анализа качества ремонта с целью

обоснования целесообразности его проведения.

Экономико-статистический метод применяется для оценки качества ремонта с помощью экономических показателей: 0= Пpqp(P+SП) / Пpq(Pp+SpПp) (1.3)

где П - производительность (или другой показатель назначения) изделия; q - показатель качества производимой изделием продукции; Р - стоимость изделия; S - себестоимость продукции, производимой с помощью изделия; р - индекс, означающий принадлежность соответствующего показателя к отремонтированному изделию.

Заключение

Необходимость решения научно-прикладной проблемы повышения качества технического обслуживания и эффективности использования транспортно-техно-логических и горных машин не вызывает сомнения.

Мероприятия, направленные на совер-

шенствование системы ППР ведут к разра- более универсальной и эффективной систе-ботке новой системы ремонта, а именно к ме - «Мониторинговой системе ремонта».

Библиографический список

1. Ганин, А. Р. Стратегия развития и новая линейка карьерных экскаваторов производства ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П. Г. Коробкова» / А. Р. Ганин, А. В. Самолазов, Т. В. Донченко. - Текст : непосредственный // Горная промышленность. - 2012. - № 4 (104). - С. 28-33.

2. Андреева, Л. И. Методы формирования системы технического сервиса горно-транспортного оборудования на горнодобывающем предприятии / Л. И. Андреева ; НТЦ-НИИОГР. - Челябинск, 2004. - 210 с. - Текст : непосредственный.

3. Митюшин, В. МИФ 2 : Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ТОиР) невозможно запланировать / В. Митюшин, А. Тарасов. - URL: http://www.pacc.ru/analytics/toro/toro_2. html (дата обращения : 17.10.2012). -Текст : электронный.

4. Дорошев, Ю. С. Повышение технологической надежности карьерных экскаваторов : монография / Ю. С. Дорошев, С. В. Нестругин. - Владивосток : Издательство ДВГТУ, 2009. - 194 с. - Текст : непосредственный.

5. Развитие концепции технического обслуживания карьерных экскаваторов / Д. А. Шибанов, С. Л. Иванов, А. С. Фокин, Е. А. Мазепа. - Текст : непосредственный // Опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы 2-й Международной научно-практической конференции

молодых ученых и студентов / ТулГУ. -Тула. - 2012. - С. 22-27.

6. Фокин, А. С. Совершенствование системы технического обслуживания горных машин / А. С. Фокин, А. Ю. Маркова, С. Л. Иванов. - Текст : непосредственный // Освоение минеральных ресурсов Севера : проблемы и решения : 10-й международная научно-практическая конференция 11-13 апреля 2012 г. / Вор-кутский горный институт (филиал) «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». - Воркута. - 2012.

- С. 407-410.

7. Техническое обслуживание и ремонты оборудования. Решения НКМК-НТ-МК-ЕВРАЗ / под редакцией В. В. Кондратьева, Н. Х. Мухатдинова, А. Б. Юрьева. - Москва : ИНФРА-М, 2010. -128 с. - Текст : непосредственный.

8. Казаков, В. А. Информационно-диагностическая система карьерного экскава-тораЭКГ-1500Р / В. А. Казаков, А. А. Крагель. - Текст : непосредственный // Горное оборудование и электромеханика. - 2006. - № 11. - С. 36-38.

9. Шибанов, Д. А. Перспективы совершенствования системы технического обслуживания и ремонта карьерных экскаваторов производства ООО «Из-картэкс имени П. Г. Коробкова» / Д. А. Шибанов.

- Текст : непосредственный // Вестник ПНИПУ. Геология. Нефтегазовое и горное дело. - 2013. - № 8.

10. Дрыгин, М. Ю. Диагностика состояния

тяжёлой горной техники при планово-предупредительных ремонтах / М. Ю. Дрыгин, Н. П. Курышкин. - Текст : непосредственный // Динамика систем, механизмов и машин. - 2017. - №2, Т. 5. - С. 115-122.

11. Епифанцев, Ю. А. Особенности перехода от планово-предупредительных ремонтов к ремонтам по техническому состоянию / Ю. А. Епифанцев. - Текст : непосредственный // Вестник горно-металлургической секции Российской академии естественных наук. Отделение металлургии. - 2011. - № 27. - С. 213-217.

12. Мандровский, К. П. Системы мониторинга дорожно-строительных, транспортных машин и дорожных покрытий / К. П. Мандровский. - Текст : непосредственный // The Materials of International Scintific-Technical Conference "Interstroimech : сборник научных статей. - КГАСУ, 2015. С. 310-315.

13. Монгуш, С. Ч. Сравнительный анализ методов определения оптимальных сроков службы машин / С. Ч. Монгуш, Н. Д. Ховалыг. - Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. №3 Технические и физико-математические науки. - 2014. - № 3 (22). - С. 84-91.

14. Монгуш, Э. С. Влияние климатических факторов на эксплуатационные показатели дорожно-строительных машин / Э. С. Монгуш, О. А. Чооду. - Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. №3 Технические и физико-математические науки. -2013. - № 3 (18). - С. 107-116.

15. Озорнин, С. Ф. Совершенствование ор-

ганизации мониторинга изменений технического состояния машин в эксплуатации / С. Ф. Озорнин, И. Е. Бердиков.

- Текст : непосредственный // Вестник ЗабГУ - 2014. - № 08 (111). - С. 64-69.

16. Чооду, О. А. Обеспеченность дорож-но-эксплуатационных предприятий дорожно-строительной техникой, состояние и влияние на экологию / О. А. Чооду, Ш. Б. Майны. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : материалы III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета ; Году народных традиций в Республике Тыва.

- Кызыл : Тувинский государственный университет. - 2015. - С. 264-266.

17. Чооду, О. А. Проблемы эксплуатации дорожных и строительных машин / О. А. Чооду. - Текст : непосредственный // Научно-технические ведомости. - 2008.

- № 70. - С. 67-73.

18. Чооду, О. А. Разработка методики оценки влияния климатических условий на эксплуатацию дорожно-строительных машин (на примере территории Республики Тыва) : 05.05.04: Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины : автореферат диссертации кандидата технических наук / Чооду Остап Андреевич ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. - Санкт-Петербург : СПбГАСУ, 2009. - 20 с. - Текст : непосредственный.

19. Чооду, О. А. Эксплуатация горных транспортно-технологических машин на месторождениях полезных ископаемых на территории РТ / О. А. Чооду. - Текст : непосредственный // Вестник ТувГУ. - 2014. - № 3(22). - С. 92-102.

20. Чооду, О. А. Анализ условий технической эксплуатации строительно-дорожной и горной техники при открытой разработке Одегелдейского участка Актальского месторождения каменного угля / О. А. Чооду, С. Ч. Монгуш, С. А. Евтюков. - Текст : непосредственный // Вестник гражданских инженеров. -2018. - Вып. 1 (66). - С. 154-163.

References

1. Ganin A. R. Strategija razvitija i novaja linejka kar'ernyh jekskavatorov proizvodstva OOO «IZ-KARTJeKS imeni P. G. Korobkova» [Development strategy and a new line of mining excavators manufactured by IZ-KARTEX named after P. G. Korobkov]. Gornaja promyshlennost' [Mining]. 2012, no. 4 (104), pp. 28-33. (In Russian)

2. Andreyeva L. I. Metody formirovanija sistemy tehnicheskogo servisa gorno-transportnogo oborudovanija na gornodobyvajushhem predprijatii [Methods of forming a technical service system for mining and transport equipment at a mining enterprise]. STC-NIIOGR, Chelyabinsk, 2004, 210 p. (In Russian)

3. Mityushin V. MIF 2 : Raboty po tehnicheskomu obsluzhivaniju i remontu oborudovanija (TOiR) nevozmozhno zaplanirovat' [Works on maintenance and repair of equipment (MRO) cannot be planned]. Available at: http://www.pacc.

ru/analytics/toro/toro_2.html (access date: 10/17/2012). (In Russian)

4. Doroshev Yu. S. Povyshenie tehnologicheskoj nadezhnosti kar'ernyh jekskavatorov : monografija [Improving the technological reliability of mining excavators: monograph]. Vladivostok, Far-East State Techn.University Publ., 2009, 194 p. (In Russian)

5. Razvitie koncepcii tehnicheskogo obsluzhivanija kar'ernyh jekskavatorov [Development of the concept of maintenance of mining excavators]. Opyt proshlogo - vzgljad v budushhee : materialy 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh i studentov TulGU [Experience of the past - a look into the future: materials of the 2nd International scientific-practical conference of young scientists and students of Tula State University]. Tula, 2012, pp. 22-27. (In Russian)

6. Fokin A. S. Sovershenstvovanie sistemy tehnicheskogo obsluzhivanija gornyh mashin [Improving the maintenance system of mining machines]. Osvoenie mineral'nyh resursov Severa : problemy i reshenija : 10-j mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija 11-13 aprelja 2012 g. Vorkutskij gornyj institut (filial) «Nacional'nyj mineral'no-syr'evoj universitet «Gornyj» [Development of mineral resources of the North: problems and solutions: 10th international scientific-practical conference April 11-13, 2012. Vorkuta Mining Institute (branch) "National Mineral Resources University" Mining"]. Vorkuta, 2012, pp. 407-410. (In Russian)

7. Ed.by Kondratieva V.V., Mukhatdinova

N.Kh., Yurieva A. B. Tehnicheskoe obsluzhivanie i remonty oborudovanija. Reshenija NKMK-NTMK-EVRAZ [Maintenance and repair of equipment. Decisions NKMK-NTMK-EVRAZ]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010, 128 p. (In Russian)

8. Kazakov V. A. Informacionno-diagnosticheskaja sistema kar'ernogo jekskavatora JeKG-1500R [Information-diagnostic system of a career excavator EKG-1500R]. Gornoe oborudovanie i jelektromehanika [Mining equipment and electromechanics]. 2006, no.11, pp. 36-38 (In Russian)

9. Shibanov D. A. Perspektivy sovershenstvovanija sistemy tehnicheskogo obsluzhivanija i remonta kar'ernyh jekskavatorov proizvodstva OOO «Iz-kartjeks imeni P. G. Korobkova» [Prospects for improving the system of maintenance and repair of quarry excavators manufactured by Iz-karteks named after P. G. Korobkov LLC]. Vestnik PNIPU. Geologija. Neftegazovoe i gornoe delo [Journal of PNIPU. Geology. Oil, gas and mining]. 2013, no. 8, 2013. (In Russian)

10. Drygin M. Yu. Diagnostika sostojanija tjazhjoloj gornoj tehniki pri planovo-predupreditel'nyh remontah [Diagnostics of the state of heavy mining equipment during scheduled preventive repairs]. Dinamika sistem, mehanizmov i mashin [Dynamics of systems, mechanisms and machines]. 2017, no. 2, vol. 5, pp. 115-122. (In Russian)

11. Epifantsev Yu. A. Osobennosti perehoda ot planovo-predupreditel'nyh remontov k remontam po tehnicheskomu sostojaniju

[Features of the transition from scheduled preventive repairs to repairs according to the technical condition]. Vestnik gorno-metallurgicheskoj sekcii Rossijskoj akademii estestvennyh nauk. Otdelenie metallurgii [Journal of the mining and metallurgical section of the Russian Academy of Natural Sciences. Department of metallurgy]. 2011, no. 27, pp. 213-217. (In Russian)

12. Mandrovsky K. P. Sistemy monitoringa dorozhno-stroitel'nyh, transportnyh mashin i dorozhnyh pokrytij [Monitoring systems for road-building, transport vehicles and pavements]. The Materials of International Scintific-Technical Conference "Interstroimech : sbornik nauchnyh statej [The Materials of International Scintific-Technical Conference "Interstroimech: collection of scientific articles]. Krasnoyarsk State University of Architecture and Construction, 2015, pp. 310-315. (In Russian)

13. Mongush S. Ch. Sravnitel'nyj analiz metodov opredelenija optimal'nyh srokov sluzhby mashin [Comparative analysis of methods for determining the optimal service life of machines]. Vestnik of Tuvan State University, no. 3. Technical Sciences. Physical and Mathematical Sciences, 2014, no. 3 (22), pp. 84-91. (In Russian)

14. Mongush Je. S. Vlijanie klimaticheskih faktorov na jekspluatacionnye pokazateli dorozhno-stroitel'nyh mashin [The influence of climatic factors on the operational performance of road-building machines]. Vestnik of Tuvan State University, no. 3. Technical Sciences. Physical and Mathematical Sciences, 2013,

no. 3 (18), pp. 107-116. (In Russian)

15. Ozornin S. F. Sovershenstvovanie organizacii monitoringa izmenenij tehnicheskogo sostojanija mashin v jekspluatacii [Improving the organization of monitoring changes in the technical condition of machines in operation]. Vestnik of ZabSU, 2014, no. 08 (111), pp. 64-69. (In Russian)

16. Choodu O. A. Obespechennost' dorozhno-jekspluatacionnyh predprijatij dorozhno-stroitel'noj tehnikoj, sostojanie i vlijanie na jekologiju [Provision of road-maintenance enterprises with road-building equipment, condition and impact on the environment]. Aktual'nye problemy issledovanija jetnojekologicheskih i jetnokul'turnyh tradicij narodov Sajano-Altaja : materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvjashhennoj 20-letnemu jubileju Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta ; Godu narodnyh tradicij v Respublike Tyva [Actual problems of researching the ethnoecological and ethnocultural traditions of the peoples of Sayano-Altai: materials of the III international scientific and practical conference of young scientists, graduate students and students dedicated to the 20th anniversary of Tuvan State University; The year of folk traditions in the Republic of Tuva]. Kyzyl, Tuvan State University Publ., 2015, pp. 264-266. (In Russian)

17. Choodu O. A. Problemy jekspluatacii dorozhnyh i stroitel'nyh mashin [Problems of operation of road and building machines]. Nauchno-tehnicheskie vedomosti

[Scientific and technical journal]. 2008, no. 70, pp. 67-73. (In Russian)

18. Choodu O. A. Razrabotka metodiki ocenki vlijanija klimaticheskih uslovij na jekspluataciju dorozhno-stroitel'nyh mashin (na primere territorii Respubliki Tyva): Dorozhnye, stroitel'nye i pod#emno-transportnyemashiny: avtoreferatdissertacii kandidata tehnicheskih nauk [Development of a methodology for assessing the impact of climatic conditions on the operation of road-building machines (on the example of the territory of the Republic of Tuva): Road, building and hoisting-and-transport vehicles: Diss.Cand.Tech.Sci.]. Saint-Petersburg State University of Architecture and Engineering, Saint-Petersburg, 2009, 20 p. (In Russian)

19. Choodu O. A. Jekspluatacija gornyh transportno-tehnologicheskih mashin na mestorozhdenijah poleznyh iskopaemyh na territorii RT [Operation of mining transport and technological vehicles at mineral deposits in the territory of the Republic of Tuva]. Vestnik of TuvSU, 2014, no. 3 (22), pp. 92-102. (In Russian)

20. Choodu O. A. Analiz uslovij tehnicheskoj jekspluatacii stroitel'no-dorozhnoj i gornoj tehniki pri otkrytoj razrabotke Odegeldejskogo uchastka Aktal'skogo mestorozhdenija kamennogo uglja [Analysis of the conditions of technical operation of road-building and mining equipment during open-pit mining of the Odegeldeysky site of the Aktalsky coal deposit]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Journal of civil engineers]. 2018, iss. 1 (66), pp. 154-163. (In Russian)

Чооду Остап Андреевич - кандидат технических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Кызыл, e-mail: ostap1981@mail.ru

Монгуш Эдуард Сандак-оолович - старший преподаватель, тувинский государственный университет, Кызыл, e-mail: mongushe@yandex.ru

Ostap A. Choodu - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: ostap1981@mail.ru

Eduard S. Mongush - Senior Lecturer, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: mongushe@ yandex.ru

Дата поступления статьи в редакцию 30.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.