Научная статья на тему 'Оценка технико-экономического эффекта от внедрения корректирования технического обслуживания и ремонта наземных транспортно-технологических машин'

Оценка технико-экономического эффекта от внедрения корректирования технического обслуживания и ремонта наземных транспортно-технологических машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
311
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-технологические машины / эксплуатация / техническое обслуживание / предприятие / эффективность / производительность / затраты / transport and technological machines / exploitation / maintenance / company / efficiency / performance / expenses

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Монгуш Сылдыс Чамбааевич, Кайзер Юрий Филиппович

В данной статье описаны основные правила организации проведения механизированных работ с использованием наземных транспортно-технологических машин, а также показаны документы, содержащие данные по эксплуатации машин. Предложения по оптимизации периодичности технического обслуживания и ремонта дают возможность более упорядоченно подходить к срокам постановки машины на техническое обслуживание, рассматривая целесообразность вывода машины из эксплуатации с экономической точки зрения. Применение этих предложений возможно для любых разновидностей машин, при всех формах технического обслуживания и ремонта. При рыночной экономике расчет эффективности наземных транспортно-технологических машин осуществляется на основе себестоимости единицы продукта, учитываемой при нахождении прибыли от выполнения работы. Проведена оценка технико-экономического эффекта результатов проведѐнных исследований по корректировке периодичности технического обслуживания и ремонта. Одним из важнейших направлений оптимизации деятельности ремонтных служб является минимизация, вплоть до полного исключения, лишних затрат на проведение технического обслуживания и ремонта. В качестве основного критерия оценки эффективности функционирования ремонтных служб предложено рассмотреть величину, представляющую собой сумму затрат на ремонт и производственные потери. Разработана математическая модель деятельности ремонтной службы по обеспечению работоспособности наземных транспортно-технологических машин строительного предприятия, основанная на использовании метода Монте-Карло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Монгуш Сылдыс Чамбааевич, Кайзер Юрий Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE TECHNICAL AND ECONOMIC EFFECT FROM THE IMPLEMENTATION OF CORRECTION OF MAINTENANCE AND REPAIR OF GROUND TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES

Suggestions for optimizing the frequency of maintenance and repair make it possible to approach the timing of the machine's maintenance, considering the feasibility of decommissioning the machine from an economic point of view. The application of these proposals is possible for all types of machines, for all forms of maintenance and repair. In a market economy, the calculation of the efficiency of ground transport and technological machines is carried out on the basis of the unit cost of the product, taken into account when finding the profit from the work. An assessment of the technical and economic effect of the results of the studies carried out on adjusting the frequency of maintenance and repair is carried out. One of the most important directions for optimizing the activities of repair services is to minimize, to the point of complete elimination, unnecessary costs for maintenance and repair. As the main criterion for assessing the efficiency of the functioning of repair services, it is proposed to consider the value representing the sum of repair costs and production losses. A mathematical model has been developed for the activities of the repair service to ensure the operability of ground transport and technological machines of a construction enterprise, based on the use of the Monte Carlo method.

Текст научной работы на тему «Оценка технико-экономического эффекта от внедрения корректирования технического обслуживания и ремонта наземных транспортно-технологических машин»

УДК 629.3.083

doi 10.24411/2221-0458-2020-10037

ОЦЕНКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ КОРРЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

Монгуш С. Ч.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

Кайзер Ю. Ф.

Сибирский федеральный университет, Красноярск

ASSESSMENT OF THE TECHNICAL AND ECONOMIC EFFECT FROM THE IMPLEMENTATION OF CORRECTION OF MAINTENANCE AND REPAIR OF GROUND TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES

S.Ch. Mongush Tuva State University, Kyzyl Yu.F. Kaiser Siberian Federal University, Krasnoyarsk

В данной статье описаны основные правила организации проведения механизированных работ с использованием наземных транспортно-технологических машин, а также показаны документы, содержащие данные по эксплуатации машин. Предложения по оптимизации периодичности технического обслуживания и ремонта дают возможность более упорядоченно подходить к срокам постановки машины на техническое обслуживание, рассматривая целесообразность вывода машины из эксплуатации с экономической точки зрения. Применение этих предложений возможно для любых разновидностей машин, при всех формах технического обслуживания и ремонта. При рыночной экономике расчет эффективности наземных транспортно -технологических машин осуществляется на основе себестоимости единицы продукта, учитываемой при нахождении прибыли от выполнения работы. Проведена оценка технико-экономического эффекта результатов проведённых исследований по корректировке периодичности технического обслуживания и ремонта. Одним из важнейших направлений оптимизации деятельности ремонтных служб является минимизация, вплоть до полного исключения, лишних затрат на проведение технического обслуживания и ремонта. В качестве основного критерия оценки эффективности функционирования ремонтных служб предложено

рассмотреть величину, представляющую собой сумму затрат на ремонт и производственные потери. Разработана математическая модель деятельности ремонтной службы по обеспечению работоспособности наземных транспортно-технологических машин строительного предприятия, основанная на использовании метода Монте-Карло.

Ключевые слова: транспортно-технологические машины; эксплуатация; техническое обслуживание; предприятие; эффективность; производительность; затраты

Suggestions for optimizing the frequency of maintenance and repair make it possible to approach the timing of the machine's maintenance, considering the feasibility of decommissioning the machine from an economic point of view. The application of these proposals is possible for all types of machines, for all forms of maintenance and repair. In a market economy, the calculation of the efficiency of ground transport and technological machines is carried out on the basis of the unit cost of the product, taken into account when finding the profit from the work. An assessment of the technical and economic effect of the results of the studies carried out on adjusting the frequency of maintenance and repair is carried out. One of the most important directions for optimizing the activities of repair services is to minimize, to the point of complete elimination, unnecessary costs for maintenance and repair. As the main criterion for assessing the efficiency of the functioning of repair services, it is proposed to consider the value representing the sum of repair costs and production losses. A mathematical model has been developed for the activities of the repair service to ensure the operability of ground transport and technological machines of a construction enterprise, based on the use of the Monte Carlo method.

Key words: transport and technological machines; exploitation; maintenance; company; efficiency; performance; expenses

Эксплуатация наземных транспортно-технологических машин (НТТМ)

осуществляется с использованием формы организации труда, которая принята в данном конкретном подразделении, а также с существующими правилами по проведению соответствующего вида механизированных работ. В ходе таких работ необходимо обеспечить уровень качества, который требуется. Кроме того, нужно реализовывать

достаточную производительность и экономичность машины в эксплуатации при условиях, когда отсутствует перегрузка машины и ее повышенный износ. Немалую роль играет создание хороших условий для работы операторов НТТМ.

Технологические и организационные вопросы для механизированного дорожно-строительного производства находят свое

отражение в проектах производства работ и организации строительства.

Годовые планы применения НТТМ по исходным данным, в качестве которых выступают годовые режимы работ и производительность машин. В данном документе представлены сведения о машине, объекты, на которых предполагается ее использование, вид работ и их объем, а также сроки выполнения работ на каждом объекте.

Ведущие машины обычно выполняют работу на объектах в 1,5 или 2 смены. Если идет период строительного сезона, то работа машинистов может быть осуществлена по общему времени работы и предоставлении им дней для отдыха, дополнительных, в последующем. Но такие условия работы должны быть согласованы с профсоюзом работников.

Предприятие осуществляет учет и контроль времени работы и простоя, объема работ техники с использованием соответствующей формы № ЭСМ-4 «Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)».

Если строительная машина на автомобильном ходу, то при почасовой оплате используется путевой лист, форма № ЭСМ-2. К таким машинам относят автогудронатор, автобетоносмеситель, ряд комбинированных дорожных машин.

Для осуществления мероприятий по техническому обслуживанию, учету и

списанию топливно-смазочных материалов, а также для планирования обязательно нужно вести статистику наработки двигателя НТТМ либо по счетчику (при его наличии), либо по сменному времени, корректируемого коэффициентом внутрисменного

использования. Данный коэффициент определяется типом НТТМ и видом работ, и утверждается руководителем каждого предприятия.

По каждому месяцу эксплуатации машины собираются показатели (наработка, простои, ремонтные работы и т.д.) и фиксируются в паспорт или формуляр машины не позже десятого числа следующего месяца.

Технические обслуживания и ремонты машин, которые выполняются согласно плану, фиксируются в специальном журнале учета технического обслуживания и ремонта. Работы, проводимые с целью устранения неплановых неисправностей - в другом журнале, журнале по устранению неисправностей.

Предложения по оптимизации периодичности технического обслуживания и ремонта (ТОиР) дают возможность более упорядоченно подходить к срокам постановки машины на техническое обслуживание, рассматривая целесообразность вывода машины из эксплуатации с экономической точки зрения. Применение этих предложений возможно для любых разновидностей машин,

при всех формах ТОиР. Суммарный экономический эффект будет определяться следующими составляющими:

^ затратами на ремонтно-

профилактическое обслуживание;

^ потерей времени, связанной с неиспользованием технологических

комплектов в работе при обслуживании машин (имеет место простой);

^ потерями по качеству управления парком техники;

^ эффективностью применения парка машин с учетом количественной оценки влияния эксплуатационных факторов;

^ достоверностью прогноза по отказам НТТМ.

Следует отметить, что оценка эффективности эксплуатации НТТМ при рыночной экономике по величине удельных приведенных затрат затруднительна. Это связано с рядом факторов:

^ непрерывное изменение стоимости для конкретных машин;

> стоимость машины в величине удельных приведенных затрат учитывается два раза, а именно, при нахождении удельных капитальных вложений и амортизационных отчислений, которые входят в себестоимость продукции;

^ различная трактовка нормативного коэффициента эффективности капитальных вложений. Во времена распределительной

экономики его связывали с разными понятиями, и значение его могло меняться. Авторы некоторых опубликованных работ приводили его величину в интервале от 0,15 до 0,17, когда связывали его со сроком службы машины. Другие авторы оценивали его как норму при оценке дохода на один рубль затрат. В ряде работ он использовался как нормативный коэффициент сравнительной эффективности, в интервале от 0,08 до 0,12, в зависимости от региона. Некоторые авторы задавали его значение 0,1. При рыночной экономике нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений идентифицируется с банковской ставкой рефинансирования и может изменяться в диапазоне от 0,15 до 2,0. В настоящий момент при расчетах используется значение коэффициента в диапазоне от 0,4 до 0,5.

Эффективность использования НТТМ оценивается через себестоимость единицы продукта, которая представляет собой отношение сметных расценок эксплуатации НТТМ к норме выработки. Методологические основы для разработки сметных норм и расценок на эксплуатацию НТТМ изложены в МДС 81-3.99 [1].

Для увеличения прибыли от эксплуатации НТТМ необходимо стремиться к минимизации показателя себестоимости единицы продукции. Это достигается за счет увеличения часовой эксплуатационной

производительности машины или уменьшения эксплуатационных затрат. В

эксплуатационных затратах наибольшую долю (от 40 до 60 %) составляют затраты на топливо. Далее по мере убывания стоят затраты на диагностирование, ТОиР, зарплата водителей и машинистов, амортизационные отчисления. В зависимости от типа машины данная последовательность может немного изменяться [2].

Рассмотренные ранее методы уменьшения затрат на ТОиР определяют надежность машин, а также качество их сервиса. Следует сказать, что, так как оплата труда социально значима, ее не рассматривают для уменьшения

эксплуатационных затрат. Ведь ее величина определяет отчисления в фонды социального страхования и накладные расходы для предприятия. Величина амортизационных отчислений определяется нормативом.

Стоимость энергоносителей определяет величину расхода на технические жидкости и смазочные материалы. Эффективное использование топлива позволяет их экономить. Детали и узлы, которые имеют склонность к быстрому износу, должны иметь высокий уровень надежности и повышенную стойкость к износу, что позволит уменьшить затраты на их замену. Для этого необходимы строгое соблюдение технологической дисциплины в процессе их производства и выполнение требований технической

документации при эксплуатации сменной оснастки.

Оценим технико-экономический

эффект, который дает корректировка периодичности ТОиР в сравнении с существующей методикой [2].

Величина годового экономического эффекта Э при эксплуатации одной единицы НТТМ складывается из экономии от улучшения эксплуатации машин и уменьшения числа простоев в неплановом ремонте Э1 и экономии вследствие повышения качества эксплуатации Э2, то есть:

Корректировка периодичности ТОиР приводит к росту производительности машин вследствие уменьшения продолжительности простоя при неплановом ремонте.

Величина Э1 при введении корректировки ТОиР определяется из соотношения (здесь индекс «1» относится к существующей методике, а индекс «2» - к методике с корректировкой периодичности ТОиР) [2]:

Здесь П - годовая производительность НТТМ;

С - себестоимость выполнения единицы работы;

К - удельное капитальное вложение на единицу продукции;

Ен = 0,15 - нормативный коэффициент эффективности.

Вычисление себестоимости продукции

Здесь Б представляют собой затраты эксплуатационные текущие.

Текущие затраты машины за рабочий

> расходы на проведение

прейскуранту № 22-01/82 для этого экскаватора, 19000 рублей.

Фонд рабочего времени экскаватора за год Тг, включая время на техобслуживание и проведение ремонта, составляет 2856 часов. Число дней машины в техобслуживании и

капитального ремонта, отнесенные на год

работы машины

> расходы на текущий Т0иР5эр;

> затраты на топливо 5Т;

> - расходы на масла и материалы

(смазывающие, вспомогательные;

ремонте за год определяется по соотношению [2]:

производим по соотношению:

год определяются суммой:

машины ЦГ[ и нормы по амортизационным отчислениям на реновацию А=р и капитальный ремонт А^. Имеем:

Численные значения величин в данном соотношении равны: А.р = 10,7 %, А^ = 5 %.

Цн находится через цену оптовую Цпп с учётом расходов на транспортировку. Они составляют 7 % от величины Ц:Ш, равной, по

В приведенном выше соотношении

> затраты на проведение

перебазировки 5пб.

Приведем расчет на примере экскаватора

обозначено:

> и нормативная

ЭО - 3322А. Затраты на один машино-час

Величины амортизационных отчислений на реновацию, капитальный ремонт находим, используя расчётную балансовую стоимость

продолжительность и количество данного вида ТОиР за межремонтный цикл;

> кх = 1,2 - коэффициент, который учитывает отклонение фактических временных затрат от нормативных;

> Тц - средний ресурс до первого

капитального ремонта;

работы экскаватора, по СНиП IV-3 82, равны: /7Г = 1,53 руб., j _= 0,64 руб., j :::= 0,21

РУ6-. 5nö= РУб-

=0,3

средняя

продолжительность устранения одного отказа; > t0 - наработка на отказ.

По величине годового фонда времени и затрат на техническое обслуживание и ремонт, которые приходятся на 1000 часов работы экскаватора (760 рублей), можно найти годовые затраты на техническое обслуживание и ремонт по двум вариантам. Они составят: по существующему варианту -2680 рублей, а по новому - 2501 рублей. С учетом численности парка НТТМ экономический эффект может достигать десятков тысяч рублей в год.

Одним из важнейших направлений оптимизации деятельности ремонтных служб (РС) является минимизация, вплоть до полного исключения, лишних затрат на проведение ТОиР[1].

Конечная цель деятельности РС заключается в обеспечении работоспособного состояния НТТМ в процессе их эксплуатации. Оценку эффективности деятельности ремонтных служб можно было бы провести по реальным данным о последующей после ТОиР эксплуатации машин. Однако такой подход требует достаточно продолжительного временного интервала. Для сокращения времени и сохранения оборудования в работе [3] предложено воспользоваться

математической моделью функционирования РС.

В качестве основного критерия оценки эффективности функционирования РС в работе [1] предложено использовать некоторую величину Ем, складывающуюся из затрат на ремонт См и производственных потерь Ьз, то есть:

(

7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одинаковое значение величины Ем может быть получено при двух вариантах -либо при больших затратах См и маленьких потерь Ьз, либо, наоборот при больших потерях Ьз и маленьких затратах См. В первом случае предприятие может оказаться без прибыли. Второй вариант реализуется, например, при сокращении штата РС. Следствием такого подхода будет увеличение продолжительности ремонта машины.

Оптимальным будет минимальное значение параметра Ем. Именно в нахождении экстремума функции (7) и заключается цель моделирования.

В работе [3] приведено достаточно подробное описание разработанной математической модели деятельности РС и алгоритма ее работы. В рамках данной диссертационной работы дается лишь общая информация для иллюстрации подхода.

Модель основана на расчете вариантов прохождения заявки машины на ремонт. При этом для расчетов используются массивы данных по вариантам ремонта (каналы),

* &

* 0,8 S

S 0,6

о затраты на ремонтную службу о потери от простоя о суммарная функция

-

\ //

\ // (

Г, /

— -- /S

очередности и суммарного времени нахождения машины в ожидании ремонта или в ремонте.

Поиск числа реализаций в работе [3] предложено осуществлять с использованием метода Монте-Карло и некоторого задаваемого значения вероятности Q («уровень доверия»), достаточно близкого к единице.

Рис. 1. - «Функция эффективности» деятельности РС

На рисунке 1 для иллюстрации приведены результаты численного моделирования деятельности РС (величины См, Ьз и Ем). Видно, что величина Ем имеет ярко выраженный минимум [3].

3 4 5

Число каналов

Библиографический список

1. МДС 81-3.99 Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. - Москва : Госстрой России. Введены в действие с 01.01.2000. - 52 с. - Текст : непосредственный.

2. Чооду, О. А. Развитие систем обслуживания горных и дорожно-строительных машин : монография / О. А. Чооду, С. Ч. Монгуш. - Кызыл : Издательство ТувГУ, 2018. - 152 с. -Текст : непосредственный.

3. Фадеев, А. В. Методика оптимизации системы обеспечения работоспособности оборудования строительного предприятия / А. В. Фадеев, С. Ч. Монгуш. - Текст :

непосредственный // Вестник ТувГУ. Технические и физико-математические науки. - 2014. - Вып. III. - С. 15-18.

References

1. MDS 81-3.99 Metodicheskiye ukazaniya po razrabotke smetnykh norm i rastsenok na ekspluatatsiy ustroitel'nykh mashin i avtotran sportnykh sredstv [Methodological guidelines for the development of estimated norms and prices for the operation of construction machines and vehicles]. Moscow, Gosstroy. Introduced 01.01.2000, 52 p. (In Russian)

2. Choodu O A., Mongush S.Ch. Razvitiye sistem obsluzhivaniya gornykh i dorozhno-stroitel'nykh mashin: monografiya [Development of service systems for mining and road-building machines: monograph].

Kyzyl, Tuvan State University Publ., 2018, 152 p. (In Russian)

optimizing the system for ensuring the operability of equipment at a construction enterprise]. Vestnik of Tuvan State University. Technical Sciences. Physical and Mathematical Sciences. 2014, iss. III, p. 1518. (In Russia)

3. Fadeyev A.V., Mongush S.Ch. Metodika optimizatsii sistemy obespecheniya rabotosposobnosti oborudovaniya

stroitel'nogo predpriyatiya [Methods for

Монгуш Сылдыс Чамбааевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические средства», Тувинский государственный университет, г.Кызыл, email: syldys-mongush@yandex.ru

Кайзер Юрий Филиппович - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Авиационные горюче-смазочные материалы», Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, е-mail: kaiser170174@mail.ru

Syldys Ch. Mongush - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Transport and Technological Facilities, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: syldys-mongush@yandex.ru

Yuri F. Kaizer - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Aviation Fuels and Lubricants, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, e-mail: kaiser170174@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.