Научная статья на тему 'Проблемы технического обслуживания машин в республике Тыва'

Проблемы технического обслуживания машин в республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техническое обслуживание / транспорт / город Кызыл / Республика Тыва / транспортные предприятия / система ремонта / станции технического обслуживания / maintenance / transport / city of Kyzyl / Republic of Tuva / transport enterprises / repair system / service stations

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чооду Остап Андреевич

В настоящее время автомобильный парк республики пополняется автотранспортными средствами новой конструкции, использующими альтернативные виды топлива, совершенствуется структура подвижного состава, увеличивается численность дизельного парка, растет число транспортных средств большой грузоподъемности и пассажировместимости. Однако на содержание автотранспортных средств в технически исправном состоянии, обеспечивающем эффективный транспортный процесс, отрасль несет большие ресурсные издержки. Так, усложнение конструкции автомобилей приводит, как правило, к увеличению объема работ по техническому обслуживанию и ремонту, к росту затрат на обеспечение работоспособности. Увеличение числа эксплуатируемых автомобилей на дорогах республики ведет к загрязнению окружающей среды отработавшими газами, а снижение токсичности отработавших газов в значительной степени обеспечивается исправностью системы питания и зажигания и уровнем технологии технического обслуживания, средств и методов диагностирования этих систем. С ростом скоростей и интенсивности движения повышаются требования к надежности автотранспортных средств, так как неисправные автомобили являются источником дорожно-транспортных происшествий. На уровень технической готовности автотранспортных средств, величину единовременных и текущих материальных затрат на их содержание существенное влияние оказывают методы проектирования новых объектов автомобильного транспорта, а также реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чооду Остап Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACHINE MAINTENANCE PROBLEMS IN THE REPUBLIC OF TYVA

At present, the automobile fleet of the Republic is replenished with vehicles of a new design using alternative fuels, the structure of the rolling stock is improved, the number of diesel fleet is increasing, and the number of heavy-duty vehicles and passenger capacity is growing. However, the maintenance of vehicles in good technical condition, providing an effective transport process, the industry carries a large resource cost. So, complication of a design of cars leads, as a rule, to increase in volume of works on maintenance and repair, to growth of expenses on ensuring working capacity. The increase in the number of used cars on the roads of the Republic leads to pollution of the environment with exhaust gases, and the decrease in the toxicity of exhaust gases is largely ensured by the serviceability of the power supply and ignition system and the level of maintenance technology, means and methods of diagnosing these systems. With the increase in speed and intensity of traffic, the requirements for the reliability of vehicles are increasing, as faulty cars are a source of road accidents. The level of technical readiness of vehicles, the amount of one-time and current material costs for their maintenance are significantly influenced by the methods of designing new road transport facilities, as well as the reconstruction and technical reequipment of existing enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблемы технического обслуживания машин в республике Тыва»

УДК 629.1

doi 10.24411/2077-6896-2019-10012

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Чооду О.А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

MACHINE MAINTENANCE PROBLEMS IN THE REPUBLIC OF TYVA

Choodu O. A. Tuvan state University, Kyzyl

В настоящее время автомобильный парк республики пополняется автотранспортными средствами новой конструкции, использующими альтернативные виды топлива, совершенствуется структура подвижного состава, увеличивается численность дизельного парка, растет число транспортных средств большой грузоподъемности и пассажировместимо-сти. Однако на содержание автотранспортных средств в технически исправном состоянии, обеспечивающем эффективный транспортный процесс, отрасль несет большие ресурсные издержки. Так, усложнение конструкции автомобилей приводит, как правило, к увеличению объема работ по техническому обслуживанию и ремонту, к росту затрат на обеспечение работоспособности. Увеличение числа эксплуатируемых автомобилей на дорогах республики ведет к загрязнению окружающей среды отработавшими газами, а снижение токсичности отработавших газов в значительной степени обеспечивается исправностью системы питания и зажигания и уровнем технологии технического обслуживания, средств и методов диагностирования этих систем. С ростом скоростей и интенсивности движения повышаются требования к надежности автотранспортных средств, так как неисправные автомобили являются источником дорожно-транспортных происшествий. На уровень технической готовности автотранспортных средств, величину единовременных и текущих материальных затрат на их содержание существенное влияние оказывают методы проектирования новых объектов автомобильного транспорта, а также реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

Ключевые слова: техническое обслуживание; транспорт; город Кызыл; Республика Тыва; транспортные предприятия; система ремонта; станции технического обслуживания

At present, the automobile fleet of the Republic is replenished with vehicles of a new design using alternative fuels, the structure of the rolling stock is improved, the number of diesel fleet is increasing, and the number of heavy-duty vehicles and passenger capacity is growing. However, the maintenance of vehicles in good technical condition, providing an effective transport process, the industry carries a large resource cost. So, complication of a design of cars leads, as a rule,

to increase in volume of works on maintenance and repair, to growth of expenses on ensuring working capacity. The increase in the number of used cars on the roads of the Republic leads to pollution of the environment with exhaust gases, and the decrease in the toxicity of exhaust gases is largely ensured by the serviceability of the power supply and ignition system and the level of maintenance technology, means and methods of diagnosing these systems. With the increase in speed and intensity of traffic, the requirements for the reliability of vehicles are increasing, as faulty cars are a source of road accidents. The level of technical readiness of vehicles, the amount of one-time and current material costs for their maintenance are significantly influenced by the methods of designing new road transport facilities, as well as the reconstruction and technical re-equipment of existing enterprises.

Keywords: maintenance; transport; city of Kyzyl; Republic of Tuva; transport enterprises; repair system; service stations

За последние годы в Республике Тыва возросло наличие подвижного состава в соб-

наблюдается значительное увеличение ко- ственности индивидуальных владельцев, а

личества легковых автомобилей, принад- значит, вместе с тем возросли требования

лежащих населению. Это подтверждает по техническому обслуживанию и ремонту

собранная информация из «Тывастата» г. этих транспортных средств на станции (см.

Кызыла, что за последние три года резко рис. 1) технического обслуживания.

Рис. 1 Станции технического обслуживания в г. Кызыл

«Возрастная» ситуация автомобилей в из экологических соображений безопасно-

республике не слишком радужна, - более сти автомобилей.

70 % легковых автомобилей старше 7 лет. В Современные станции технического об-

связи с этим, в Республике Тува назревает служивания автомобилей должны обеспе-

проблема (см. табл. 1), связанная с автомо- чивать работоспособность автомобилей

билями, которые находятся в неисправном принадлежащих населению с момента их

техническом состоянии, опасным для даль- реализации и до окончания эксплуатации,

нейшей эксплуатации. И в первую очередь подвергая соответствующим техническим

Таблица 1. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных

дорогах и улицах в январе-июне

1)

Число 2019 г. ХГП, единиц Справочно 2018 г Число ч 2019 г. погибших, еловек Справочно 2018 г Число 2019 г. эаненых, человек Справочно 2018 г.

Всего 209 2о5 40 40 328 325

1)

воздействиям, в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих населению».

Усложнение конструкции современного автомобиля, внедрение в его системы новейшей электроники вынуждает автовладельца обращаться для проведения технического обслуживания и ремонта на сервисные станции. Кроме того, СТО дают гарантию на те виды работ и услуг, которые определенны их специализацией.

Основной деятельностью станции технической обслуживании является проведение

ТО и ремонта, и извлекать из неё прибыль. Следовательно, чем больше будет проведено ТО и ремонта, тем большую прибыль удастся получить. Здесь важную роль играет не только быстрота и качество проделанных работ, но широта спектра работ, которые способна выполнять станция. Это в первую очередь привлекает постоянных клиентов на СТО, т.е. клиент пожелает вновь воспользоваться услугами данного сервиса (см. табл. 2, 3). Кроме основных работ многие современные станции технического обслуживания предлагают дополнительные услуги, в том числе индивидуальные.

Таблица 2. Объем бытовых услуг населению по видам

Наименование параметра Январь-июнь 2019 г., млн рублей В % к Сппавочно1-1

итогу январю-июню 2018 г. январь-май 2019 г., млн рублей в % к январю-маю 2018 г.

Бытовые услуги - всего 276 9 100 98 5 231 0 98 6

в том числе:

техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 60,5 21,9 99,6 50,4 99,4

Данные изменены за счет уточнения респондентами ранее представленной информации.

Таблица 3. Оборот организаций по видам экономической деятельности

(в действующих ценах)

Наименование параметра Январь-июнь 2019 г., млн рублей В % к январю-июню 2018 г.

Всего 295105 100 0

из них по видам экономической деятельности:

дрбыча полезных ископаемых 111 225 72 4

обрабатывающие производства 669,1 46,7

ремонт и монтаж машин и оборудования 0.7 184 2

Здесь и далее вразделе 1.2. Промышленное производство - начиная с итоговзаянварь 2019г. статистическая информация, предоставляемая респондентами по ряду форм федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий (№№ П-1, П-5 (м), 1-ИП (мес), ПМ-пром), не содержит данных за соответствующий период предыдущего года.

При расчетах динамики показателей в качестве информации по соответствующему периоду предыдущего года используются данные, сформированные на основе отчетности респондентов, предоставленной в предыдущем году с учетом уточнений.

В июне 2019 г. на долю платных услуг, СТО, представляющие собой гаражные бок-

оказанных индивидуальными предприни- сы, на одной территории с жилым домом в

мателями, приходилось 13,7%. частном секторе, или же арендованный кор-

В городе Кызыле официально зареги- пус, складские помещения на территории

стрированы и конкурентоспособны четыре какой-либо производственной базы.

станции технического обслуживания (СТО). В июне 2019 г. зарегистрировано 14 ор-

Это СТО «Азия», СТО «Правый берег», ганизаций, официально ликвидировано - 24

СТО «Жигулевское» и СТО «Юбилейное». организации. В городе так же существуют и частные

Таблица 4. Демография организаций по видам экономической деятельности

Колич вс Июнь 2019 г. [ество заре органи его январь-июнь 2019 г гистриров [заций на 1 учте орган Июнь 2019 г анных 000 нных изаций январь-июнь 2019 г. К ЛИКЕ вс Июнь 2019 г количество ¡идированн его январь-июнь 2019 г. официаль ых органи на 1000 орган Июнь 2019 г но заций учтенных изаций январь-июнь 2019 г.

Всего 14 121 4,0 34,5 24 132 6,8 37,6

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 3 11 7,1 25,8 6 23 14,3 53,9

Транспортировка и хранение - 3 - 21,7 2 6 14,5 43,3

1 Исключая филиалы, представительства и другие обособленные подразделения.

Однако все они занимаются ремонтом автомобилей исключительно отечественного производства, т.е. не специализированы для обслуживания машин иностранного производства. Это создаёт сложности с ремонтом и обслуживанием автомобилей импортного производства, нет квалифицированных специалистов, а также современного и эффективного диагностического оборудования.

Также нужно подчеркнуть, что существующие СТО не занимаются техническим сопровождением машин, а основным видом ремонтных работ являются неплановые единовременные ремонтные воздействия.

Для решения данных проблем нужно открывать центры технического сопровожде-

ния частных машин.

По типу организации системы ремонта выделяются:

Рис. 3 Организация ремонта

На рисунке 4 показана предлагаемая упрошенная схема мониторинговой системы ремонта, которая состоит из двух циклов: требующих ремонтные и прогнозные воздействия.

Рис. 2 основные виды станций по техобслуживанию автомобилей

В результате определения оценки про- ной эксплуатации техники до проведения гнозируемого состояния выявляется ресурс ремонтных работ. Прогнозный цикл непре-

до отказа узла или агрегата, что дает возможность определения времени безопас-

рывный и контролируемый.

Рис. 4. Схема организации работы мониторинговой системы

Одним из ярких примеров применения контроля давления в шинах для автомоби-мониторинговой системы является система лей с опасными грузами.

Рис. 4. Схема организации работы мониторинговой системы

Сегодня основные узлы и агрегаты авто- ции по установке необходимого количества машин взяты под контроль автоматизиро- датчиков и определить узлы и агрегаты, кованных систем. Но для полного контроля торые должны быть регламентированы в си-нужно разработать специальные рекоменда- стеме мониторингового ремонта.

Рис. 6 Узлы и агрегаты взятые под контроль на сегодняшний день

В основном для транспорта белыми пятнами остались ходовая част и трансмиссия. По системе безопасности не регламентированы системы определения препятствий расстояния для помех и т.п. Также немаловажным фактором, влияющим на надежность технических систем, является человеческий фактор - в данном направлении работы ведутся, но их очень мало. Разрабо-

таны специальные устройства слежения за состоянием пульса водителя, определение паров выдыхаемого воздуха.

На сегодняшний день технологии позволяют устанавливать датчики контроля температуры, вибрации, давления... в любые самые сложные системы, узлы, агрегаты технических систем.

Рис. 7 Датчики контроля распечатанные на 3D принтере

Эффективность новой системы в разных соблюдение регламента ремонтных воз-

вариациях доказаны в авиастроении, воен- действий, прогнозирование ресурса [1-14],

ной технике, а также в системах, где требу- предотвращение аварийных состояний, эф-

ется очень высокая надежность. фективное управление запасными частями,

Вывод: также немаловажный фактор экологии [10]

Мониторинговая система ремонта дает и многое другое. Самое главное это эффек-

преимущество во всех направлениях тех- тивность работы предприятия, отраженное

нической эксплуатации (учет особенностей в денежном эквиваленте. карьера их физических свойств [3]), это

Библиографический список 1. Дрыгин М. Ю. Диагностика состояния тяжёлой горной техники при планово-предупредительных ремонтах / М. Ю. Дрыгин, Н. П. Курышкин. - Текст:

непосредственный // Динамика систем, механизмов и машин. Т. 5. -2017. - №2 - С. 115-122.

2. Епифанцев Ю. А. Особенности перехода от планово-предупредительных

ремонтов к ремонтам по техническому состоянию / Ю. А. Епифанцев. - Текст: непосредственный // Вестник горно-металлургической секции Российской академии естественных наук. Отделение металлургии. - 2011. - № 27. - С. 213-217.

3. Мандровский, К. П. Системы мониторинга дорожно-строительных, транспортных машин и дорожных покрытий / К. П. Мандровский. - Текст: непосредственный // The Materials of International Scintific-Technical Conference "Interstroimech: сб. науч. ст. - Казань: КГАСУ, 2015. - С. 310-315.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Монгуш, С. Ч. Сравнительный анализ методов определения оптимальных сроков службы машин / С.Ч. Монгуш, Н. Д. Ховалыг. - Текст: непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. №3 Технические и физико-математические науки. - 2014. - № 3 (22). - С. 84-91.

5. Монгуш, Э. С. Влияние климатических факторов на эксплуатационные показатели дорожно-строительных машин / Э. С. Монгуш, О.А. Чооду. - Текст: непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. №3 Технические и физико-математические науки. - 2013. - № 3 (18). - С. 107-116.

6. Озорнин С. Ф. Совершенствование организации мониторинга изменений технического состояния машин в эксплуатации / С. Ф. Озорнин, С. А. Евтю-ков. - Текст: непосредственный // Чита: Вестник ЗабГу 2014. - № 08 (111). - С. 64-69.

7. Сизиков С. А. Оптимизация комплексно-механизированных работ в

строительстве / Сизиков С. А. и др. -Санкт-петербург: СПбГАСУ, 2011. - 159 с. - Текст: непосредственный.

8. Чооду О. А. Обеспеченность дорож-но-эксплуатационных предприятий дорожно-строительной техникой, состояние и влияние на экологию / О.А. Чооду, Ш. Б. Майны. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета, Году народных традиций в Республике Тыва.

- Кызыл: Тувинский государственный университет, 2015. - С. 264-266.

9. Чооду О. А. Проблемы эксплуатации дорожных и строительных машин / О. А. Чооду. - Текст: непосредственный // Научно-технические ведомости. - 2008.

- № 70. - С. 67-73.

10. Чооду О. А. Разработка методики оценки влияния климатических условий на эксплуатацию дорожно-строительных машин (на примере территории Республики Тыва): специальность 05.05.04 «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины»: автореферат диссертации кандидата технических наук / Чооду Остап Андреевич; ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет». - Санкт-Петербург, 2009. - 20 с. - Место защиты: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный уни-

верситет». - Текст: непосредственный.

11. Чооду О. А. Эксплуатация горных транс-портно-технологических машин на месторождениях полезных ископаемых на территории РТ / О. А. Чооду. - Текст: непосредственный // Вестник ТувГУ, 2014. - № 3(22). - С. 92-102.

12. Чооду О. А. Анализ условий технической эксплуатации строительно-дорожной и горной техники при открытой разработке Одегелдейского участка Ак-тальского месторождения каменного угля / О. А. Чооду и др. - Текст: непосредственный // Вестник гражданских инженеров, 2018. - Вып. 1 (66). - С. 154163.

References

1. Drygin M. YU., Kuryshkin N. P. Diagnostika sostoyaniya tyazhyoloj gornoj tekhniki pri planovo-predupreditel'nyh remontah / M. YU. Drygin, N. P. Kuryshkin. - Текст: непосредственный // Dinamika sistem, mekhanizmov i mashin. -2017. - №2 T.5.

- S.115-122.

2. Epifancev YU. A. Osobennosti perekhoda ot planovo-predupreditel'nyh remontov k remontam po tekhnicheskomu sostoyaniyu / YU. A. Epifancev. - Текст: непосредственный // Vestnik gorno-metallurgicheskoj sekcii Rossijskoj akademii estestvennyh nauk. Otdelenie metallurgy. - 2011. - № 27.

- S. 213-217.

3. Mandrovskij, K. P. Sistemy monitoringa dorozhno-stroitel'nyh, transportnyh mashin i dorozhnyh pokrytij / K. P. Mandrovskij. - Текст: непосредственный // The Materials of International Scintific-Technical Conference "Interstroimech: sb. nauch. st. - KGASU, 2015. - S. 310-315.

4. Mongush, S. CH. Sravnitel'nyj analiz metodov opredeleniya optimal'nyh srokov sluzhby mashin / S.CH. Mongush, Hovalyg N.D. - Текст: непосредственный // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. №3 Tekhnicheskie i fiziko-matematicheskie nauki. - 2014. - № 3 (22).

- S. 84-91.

5. Mongush, E. S. Vliyanie klimaticheskih faktorov na ekspluatacionnye pokazateli dorozhno-stroitel'nyh mashin / E.S. Mongush, O. A. CHoodu // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. №3 Tekhnicheskie i fiziko-matematicheskie nauki. - 2013. - № 3 (18). - S. 107-116.

6. Ozornin S. F. Sovershenstvovanie organizacii monitoringa izmenenij tekhnicheskogo sostoyaniya mashin v ekspluatacii / S. F. Ozornin, I. E. Berdikov.

- Текст: непосредственный // Vestnik ZabGU. - 2014. - № 08 (111). - S. 64-69.

7. Sizikov S. A., Evtyukov S. A., Skripilov A. P. Optimizaciya kompleksno-mekhanizirovannyh rabot v stroitel'stve / S. A. Sizikov I dr. - SPb.: SPbGASU, 2011. -159 s. - Текст: непосредственный.

8. Choodu O. A. Obespechennost' dorozhno-ekspluatacionnyh predpriyatij dorozhno-stroitel'noj tekhnikoj, sostoyanie i vliyanie na ekologiyu / O.A. CHoodu, SH. B. Majny. - Текст: непосредственный // Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskih i etnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvyashchennoj 20-letnemu yubileyu Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta, Godu narodnyh tradicij v

Respublike Tyva. - Kyzyl: Tuvinskij gosudarstvennyj universitet, 2015. - S. 264266.

9. Choodu O. A. Problemy ekspluatacii dorozhnyh i stroitel'nyh mashin / O. A. Choodu. - Текст: непосредственный // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti - 2008. - № 70. - S. 67-73.

10. Choodu O. A. Razrabotka metodiki ocenki vliyaniya klimaticheskih uslovij na ekspluataciyu dorozhno-stroitel'nyh mashin (na primere territorii Respubliki Tyva): spezialnost 05.05.04 "Dorognye, stroitelnye I podemno-transportnye machiny": avtoreferat kandidata tekhnicheskich nauk / Choodu Ostap

Andreevich. - SPb.: SPbGASU, 2009. - 20 s. - Текст: непосредственный.

11. Choodu O. A. Ekspluataciya gornyh transportno-tekhnologicheskih mashin na mestorozhdeniyah poleznyh iskopaemyh na territorii RT / O. A. Choodu. - Текст: непосредственный // Vestnik TuvGU, 2014. - № 3(22). - S. 92-102.

12. Choodu O. A. Analiz uslovij tekhnicheskoj ekspluatacii stroitel'no-dorozhnoj i gornoj tekhniki pri otkrytoj razrabotke Odegeldejskogo uchastka Aktal'skogo mestorozhdeniya kamennogo uglya / O. A. Choodu. - Текст: непосредственный // Vestnik grazhdanskih inzhenerov, 2018. -Vyp. 1 (66). - S. 154-163.

Чооду Остап Андреевич - кандидат технических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Кызыл.Е-mail: ostap1981@mail.ru

Choodu Ostap Andreevich - candidate of technical Sciences, associate Professor, Tuvan state University, Kyzyl. E-mail: ostap1981@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию 31.08.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.