Научная статья на тему 'Пути совершенствования законодательства о финансово-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности'

Пути совершенствования законодательства о финансово-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Примов А. Р.

В статье рассматриваются вопросы гармонизации и совершенствования законодательства о финансово-правовом регули-ровании ВЭД в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе. Предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования законодательства о финансово-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности»

<glb>

УДК 339

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИНАНСОВО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Р. Примов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы гармонизации и совершенствования законодательства о финансово-правовом регулировании ВЭД в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе. Предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: финансово-правовое регулирование, внешнеэкономическая деятельность, интеграционные объединения.

Abstract. the article covers issues of harmonizing and improving the legislation on financial regulation of foreign trade in the conditions of Russia's membership in the WTO and the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan and the ways of their solution.

Keywords: financial regulation, foreign economic activity, integration association.

В действующем российском законодательстве гармонизация характеризуется как процесс его совершенствования. С позиции юридической техники гармонизация играет особую роль в механизмах предотвращения и преодоления коллизий законов, чтобы они не выступали источником дисбаланса в правовой системе. Гармонизация законодательства позволяет не только устранить, но и снизить степень «противостояния» или «отдаленности» юридических актов правотворческой и правоприменительной сфер как внутри каждой из них, так и в их взаимном проникновении и взаимосвязи. Гармонизация осуществляется при помощи внутренних средств законодательных актов (гармонизационных норм) и путем использования в целом закона как средства согласования [12].

Одна из сложных и актуальных практических задач - обеспечение гармоничного включения вновь принятых либо измененных законов в структуру (среду) действующего законодательства [9]. Количественное увеличение законов, непрерывная реорганизация сложившихся между ними взаимосвязей создают эффект функционирующей неуправляемой

законодательной массы, нарушающей гармонию законодательства как единого целостного, стабильного образования. Особую актуальность это приобретает в условиях присоединения России к международным экономическим объединениям (ВТО, ТС, ЕЭП). Эффективное законодательство в области применения мер защиты внутреннего рынка товаров при осуществлении государственного управления внешнеэкономической деятельностью возможно только в том случае, если иностранные правовые институты будут не просто копироваться и насаждаться на российской почве, а исследоваться и применяться лишь в той части, которая действительно совпадает с интересами отечественной экономики и с национальной спецификой права [7].

До вступления в ВТО и создания Таможенного союза трех государств СНГ - России, Казахстана и Белоруссии, было порядка двух десятков случаев применения Правительством РФ ограничительных мер защиты внутреннего рынка товаров. В основном эти меры применяются в отношениях между Россией и Украиной, Россией и Грузией, Россией и Молдавией, а также между Россией и Европейским Союзом. В связи с присоединением к ВТО количество применяемых в России мер защиты внутреннего рынка, без сомнения, возрастет, расширится их география. Первые скандалы, например, прошлогодний с введением утилизационного сбора на импортные автомобили, показывают, что в течение трех-пяти лет следует ожидать роста защитных мер плюс к согласованным при вступлении РФ в ВТО. Это может привести к возникновению новых правовых и экономических проблем во взаимоотношениях России со странами, входящими в ВТО.

В ряде развитых стран существует промежуточный блок - законодательство союзов, например, ЕС. В рамках СНГ делалось много попыток создать зону свободной торговли в рамках реализации ранее принятой конвенции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств. С подписанием соглашения о создании Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана она обрела зримые черты. Сейчас, почти после двух с лишним лет деятельности ТС и единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - ТС и ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), можно констатировать, что эксперимент удался.

В первоначальном варианте в Единое экономическое пространство входила также Украина. 19 сентября 2003 г. Соглашение о формирова-

<д|Ь>

МФЮА

нии Единого экономического пространства [16] подписали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина, но затем последняя дистанцировалась от интеграционных структур в рамках СНГ, а раскол постепенно привел к той политической и правовой ситуации, которая сложилась в настоящее время в Украине с неконституционным захватом власти (по определению некоторых российских политиков и правоведов), отказом от ранее принятых решений и избранием нелегитимного правительства.

По мере готовности стороны должны присоединяться к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП. В Договоре о Евразийской экономической комиссии, подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 18 ноября 2011 г., содержится отсылка к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договору о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. (последний договор был ратифицирован РФ 27 октября 2008 г.). Приведенные договоры тесно связаны друг с другом.

С учреждением ТС на евразийских просторах появился огромный общий рынок с населением почти 170 млн человек. Его расширение становится одним из приоритетов российской внешней политики. Создается уникальная возможность после развала СССР возродить на новых принципах особое экономическое образование, где бы могли быть созданы все условия для беспрепятственного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов [10]. Обкатка этой модели проходит на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. И чем меньше будет проколов, тем большую привлекательность будет иметь ТС для потенциальных членов.

Сейчас уже можно отметить следующие особенности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

1) разнонаправленность процессов регионализации постсоветского пространства и, как следствие, множественность межгосударственных объединений экономической интеграции, формирующихся и (или) функционирующих на постсоветском пространстве. При этом одно и то же государство может являться членом сразу нескольких интеграционных объединений;

2) фрагментированность правового регулирования деятельности указанных организаций, которая порождает правовые коллизии между

актами, формирующими правовое пространство соответствующего межгосударственного объединения, в т. ч., коллизии:

■ между нормами права межгосударственного объединения и нормами общего международного права;

■ между нормами права различных межгосударственных объединений, «сосуществующих» на одной и той же территории;

■ между нормами права межгосударственного объединения и нормами национального права государств - участников этого объединения, а также коллизии внутри правовой базы самого межгосударственного объединения;

3) неравномерное течение процессов инкорпорации правовых и экономических систем бывших советских республик, их адаптации к новым - рыночным - условиям;

4) значимость субъективных факторов. Так, например, сравнивая временные рамки прохождения основных этапов сближения национальных правовых систем государств - участников Таможенного союза и ЕЭП, с динамикой формирования и развития иных интеграционных объединений.

Вследствие чрезвычайно сжатых сроков создания указанных интеграционных объединений их законодательная база несвободна от некоторых «болезней роста» - определенной недоработанности и недостаточной взвешенности заложенных в акты «коммунитарного права» мер. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что еще до вступления Единого таможенного кодекса Таможенного союза в силу потребовалось внесение изменений в 152 из 373 статей [11].

На это же указывает и принятие Протокола [14] о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, об особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г., который был подписан на завершающем перед вступлением в силу договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств 19 декабря 2011 г., и непрекращающийся процесс пересмотра положений ряда иных международно-правовых актов и принятия новых норм.

<д|Ь>

МФЮА

Указанные особенности, конечно же, влияют и на процессы формирования ЕЭП. Вместе с тем интенсивная работа государств-участников СНГ в сфере ТС рассматривается как экспериментальная площадка для обкатки идей по созданию Евразийского экономического союза, приблизительно совпадающего в границах с бывшим СССР, который бы стал своеобразным общим рынком, население которого составляет более 300 млн человек, и, таким образом, создаются идеальные условия для свободного перемещения товаров, капиталов и услуг с наибольшей эффективностью. ЕЭС мог бы стать вторым крупнейшим экономическим объединением на евразийском континенте, после ЕС, но превосходящим его по населению, территории, количеству природных ресурсов.

Президент Владимир Путин одним из своих первых указов от 7 мая 2012 г. в новой должности возвел в приоритет своей внешней политики углубление евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и создание к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза [2]. Эти процессы открыты для присоединения к ним других государств, прежде всего, членов Евразийского экономического сообщества и участников СНГ.

За счет снятия административных барьеров в результате создания Единого экономического пространства уже получена прибавка в несколько процентов ВВП как для России, так и для других участников этого процесса - Казахстана и Белоруссии. Крупные экономики СНГ могли бы не только расширить границы этого экономического образования, но и придать синергию обменным операциям внутри союза [6].

В этих процессах особую остроту приобретает задача формирования и функционирования «единого правого пространства» как особой сферы регулирования и согласования национального и международного права. Во всем мире это порождает много актуальных проблем теоретического и практического характера, из которых применительно к Евразийскому экономическому пространству или союзу наиболее важными представляются:

■ соотношение правового пространства и суверенитета государств;

■ сохранение территории как признака государства и обогащение его понятием «правовое пространство» при вхождении государств в интеграционные объединения и партнерские отношения;

■ согласование видов правовых пространств (экономического, информационного, переходного и т.д.);

■ обоснование процедур и границ сочетания международных, национальных, корпоративных и личных регуляторов;

■ расширение сфер правового регулирования за пределами национальных границ;

■ установление пределов разных юрисдикций;

■ возможности сочетания разных правовых систем в едином правовом пространстве с использованием общих этических принципов.

Присоединение России к ВТО и развитие интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП нацелено на устранение барьеров в торговле, улучшение инвестиционного климата, создание единого внутреннего рынка, рост бизнеса в условиях усиления добросовестной конкуренции, создание эффективной системы разрешения споров, участие в выработке новых правил внутренней и мировой торговли.

Давайте рассмотрим в качестве примера некоторые положения Договора о создании Европейского Союза (Маастрихтского договора 1992 года) [4]. ЕС основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, а также на равенстве женщин и мужчин (статья 2). Любая компетенция, не предоставленная Союзу в Договорах, принадлежит государствам-членам (статья 5). Они предпринимают любые меры общего или специального характера, которые способны обеспечить исполнение обязанностей, вытекающих из Договоров или проистекающих из актов институтов Союза, создают благоприятные условия для выполнения Союзом его задач и воздерживаются от любых мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза (статья 4).

В этом контексте весьма интересны формы правовых решений, принимаемых в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую Россия готовится вступить в скором времени [1]. Кроме традиционных документов, имеются конвенции об антикоррупционной деятельности, которые содержат набор стандартов, кодексы лучшей практики как свободы бизнес-правил, рекомендации об анализе регулирующего воздействия, а также информационно-аналитические доклады по проблемам государственного управления, окружающей среды, экономики, развития конкуренции [17].

Говоря о гармонизации законодательства следует отметить, что российское законодательство уже соответствует праву ВТО: принято более 25 федеральных законов, постановлений правительства и указов прези-

<д|Ь>

дента РФ. Однако недостаточно принять хорошие законы, важно их правильно применять. Россия приняла на себя большое количество международных обязательств по двусторонним и многосторонним соглашениям, а также подписала соглашения с Европейским сообществом, трехсторонние соглашения в рамках СНГ, соглашения ВТО (1995 г.), приложения к Марракешскому соглашению, Российский протокол о присоединении к Марракешскому соглашению, приложения к Протоколу, доклад Рабочей группы - официальный документ (торговый режим, экономическая политика и пр.). В целом весь российский пакет по присоединению к ВТО насчитывает порядка 2000 страниц. Параллельно с документами, регулирующими присоединение к ВТО, принимались регламентирующие акты Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества. Так, в 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, включающий порядка 100 документов, и создан Суд ЕврАзЭС. Несколько позже, в 2007 г., появились соглашения Таможенного союза: Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза; всего более 90 соглашений и протоколов (о ввозных пошлинах и платежах, правилах происхождения, определении таможенной стоимости, защитных мерах, системе преференций и т.д.). С 6 июля 2010 г. действует Таможенный кодекс ТС.

Решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в конце 2011 г. создана Евразийская экономическая комиссия как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (на сегодняшний день в состав входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан с возможностью присоединения других стран. Киргизия и Армения в конце 2013 г. уже изъявили такое желание и сейчас проходят процедуру проверки готовности, причем, Армения делает это более успешно, Киргизия в силу разных причин отстает). ЕЭК имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.

В соответствии с Договором о Таможенном союзе в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. обязательства по ВТО становятся частью правовой системы ТС с приоритетом правил ВТО. Важно отметить, что из трех стран ТС пока только Россия является членом ВТО.

Помимо соглашений ЕврАзЭС и ТС нормативную базу дополняют соглашения ЕЭП, принятые с 2009 г. К ним относится более 20 международных договоров и иных документов.

Задача, поставленная президентами трех стран, - к 1 января 2015 г. наполнить реальным содержанием ЕЭП. Это требует выполнения двух задач: работы по новым соглашениям (а их порядка 60-ти), к разработке которых ЕЭК уже приступила вместе с национальными правительствами, и работы по кодификации существующей договорно-правовой базы. Это более 70-ти договоров, наработанных за все эти годы и подлежащих приведению к единому правовому знаменателю для обеспечения входа в новую фазу функционирования Евразийского экономического союза. Вышеуказанным документам надлежит оформить ЕЭС.

Первоочередной задачей по гармонизации законодательства, стоящей перед ЕЭК, стало налаживание эффективной работы внешнего таможенного контура. Следовало добиться качественного состояния дел в сфере таможенного регулирования и сфере технического регулирования в этой части.

На фоне переживающего сложные времена Евросоюза, в котором наметились центробежные тенденции, Таможенный союз, а, в дальнейшем, создаваемый на его базе Евразийский экономический союз имеют все возможности стать положительными примерами кооперации близких по политико-экономическим системам и ментальности населения стран, граждане которых на новом витке истории решили вернуться к оправдавшей себя идее регионального разделения труда. Нет необходимости напоминать, что при сохранении политической и экономической независимости выигрыш от этого получили бы все.

Для стимулирования процессов интеграции Межпарламентская ассамблея СНГ [13] ведет разработку модельных законов. За 20 с лишним лет рассмотрено более трехсот модельных законов, кодексов, рекомендаций, комментариев. В основу этой работы положены принципы гармонизации и сближения национальных правовых систем стран СНГ, учет международных правовых стандартов. Высокое качество принимаемых модельных законов - результат сотрудничества МПА с правительствами ряда государств, ООН, Всемирным банком, Международной организацией труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), другими международными организациями [5]. В итоге сегодня государства - участники СНГ располагают развитыми национальными правовыми системами. Они адекватны как реалиям этих стран, так и

<д|Ь>

международным правовым требованиям. Это обеспечивает устойчивость и эффективность сотрудничества в рамках СНГ, позволяет нашим странам гибко включаться в систему международных экономических и политических отношений.

Подготовка проектов модельных законов не утрачивает своей значимости и в современных условиях. Это связано, прежде всего, с ускорением интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Подписан договор о зоне свободной торговли [3], создан Таможенный союз, полным ходом идет формирование Единого экономического пространства с перспективой его перерастания в полнокровный Евразийский экономический союз. Созданы и начали работать наднациональные регулирующие органы.

Европе в свое время потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Европейского Союза. Становление Таможенного союза, Единого экономического пространства, Евразийского экономического союза идет гораздо динамичнее [15]. Преимущество заключается в том, что в практическом решении вопросов, возникающих в ходе интеграции, страны-участники имеют возможность опираться на правовой задел, созданный Межпарламентской ассамблеей. Евразийский экономический союз строится с учетом норм ЕС и ВТО, это позволяет его участникам интегрироваться в Европу, в мировую экономику быстрее и с более сильных позиций [8].

Национальное законодательство стран СНГ, регулирующее ВЭД, должно регламентировать порядок применения статей Единого таможенного кодекса СНГ (ЕТК СНГ) и регулировать вопросы, не затронутые ЕТК СНГ.

Недолгое пока членство в ВТО уже демонстрирует примеры разногласий между национальным законодательством и правом ВТО. После вступления во Всемирную торговую организацию право ВТО является правом прямого действия в РФ (об этом прямо сказано в пункте 151 Доклада Рабочей группы о присоединении РФ к ВТО). Естественно, возникли противоречия с Таможенным кодексом ТС. Были предложения вступить в ВТО единым комплексом, в качестве ТС трех стран, но это оказалось невозможным из-за отсутствия такой возможности в праве ВТО. Необходимо приводить в соответствие ТК ТС и право ВТО, причем путем изменения ТК ТС, т.к. на протяжении нескольких десятилетий действия ГАТТ/ВТО не было прецедентов, связанных с изменением

права этой международной организации и его подлаживанием под национальное законодательство.

При этом эффективное законодательство в области применения мер защиты внутреннего рынка возможно только в том случае, если иностранные правовые институты будут не просто копироваться и насаждаться на российской почве, а исследоваться и применяться лишь в той части, которая действительно совпадает с интересами отечественной экономики и с национальной спецификой права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 15.07.1995 №102-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах Организации в Российской Федерации» // СЗ РФ от 17 июля 1995 г. №29. Ст. 2758.

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // СЗ РФ от 7 мая 2012 г. №19. Ст. 2342.

3. Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. Ратифицирован Федеральным законом от 1 апреля 2012 г. №21-ФЗ//СЗРФ. 2012. №14. Ст. 1547.

4. Договор о Европейском Союзе (в ред. Лиссабонского договора). [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru/treaties/teu

5. Бризкун К.А. О механизме имплементации рекомендательных актов международных организаций во внутригосударственное законодательство // Журнал российского права. 2011. №11.

6. Евдокимов М. Евразийский аспект новой геополитики // Журнал «Союз». 2012. №4.

7. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. - М., 2010.

8. Каширкина A.A., Морозов А.Н. Динамика интеграции государств-участников Евразийского экономического сообщества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. №1.

9. Осминин Б.И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударственное законодательство: Монография. -М., 2010.

10. Примов А.Р. Минск, Ташкент, далее везде...// Журнал «Союз». 2012, №4.

<glb>

11. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» // Официальный сайт ЕЭК [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org

12. Пшеничников М.А. Гармонизация российского законодательства (теория, практика, техника). Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Нижний Новгород, 2011.

13. Официальный сайт МПА СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.iacis.ru/about/documents/

14. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www. tsouz.ru.

15. Фоков А.П. О концепции Таможенного кодекса Таможенного союза (России, Республики Казахстан и Республики Беларусь) // Таможенное дело. 2010. №1.

16. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/ docs/2003/09/52478.shtml

17. Organisation for Economic Cooperation and Development [Электронный ресурс]. URL: http://oecdru.org/ corr.html.

А.Р. Примов, магистрант,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.