Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края'

Пути совершенствования системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
412
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алтайский край / охраняемые территории / заповедник / заказники / режим охраны / природопользование / Altai krai / specially protected territories / strict nature reserve / reserve / mode of protection / nature management

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Грибков А. В., Кузменкин Д. В., Нехорошева Л. В., Щур А. В.

В статье рассмотрено современное состояние системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края. Обозначены необходимые меры по совершенствованию системы ООПТ края. Первоочередными из них являются: расширение территории Тигирекского заповедника, выделение в заказниках краевого значения зон особой охраны, увеличение штата егерей заказников, создание природного парка «Кулундинский» и национальных парков «Горная Колывань» и «Тогул».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Грибков А. В., Кузменкин Д. В., Нехорошева Л. В., Щур А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF IMPROVEMENT OF ALTAI KRAI SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES SYSTEM

The article contains the overview of the present-day specially protected natural territories system in Altai krai. The following essential means of improvement of regional specially protected natural territories system are given in the article: the extension of Tigireksky strict nature reserve territory, segregation of buffer zones in regional reserves, the increase of forest rangers number in regional reserves, creation of national park Kulundinsky, national park Gornaya Kolyvan’ and national park Togul.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края»

Грибков А.В.1 Кузменкин Д.В.2 Нехорошева Л.В. Щур А.В.4

3

УДК 502.45

Gribkov A.V.1 Kuzmenckin D.V.2 Nekhorosheva L.V.3 Shchur A.V.4

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

THE WAYS OF IMPROVEMENT OF ALTAI KRAI SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES SYSTEM

Теблеровское экологическое общество, г. Барнаул. E-mail: [email protected] ^Государственный заповедник «Тигирекский», г. Барнаул. E-mail: [email protected] 'Государственный заповедник «Тигирекский», г. Барнаул. E-mail: [email protected] 4Институт водных и экологических проблем СО РАН, г. Барнаул. E-mail: [email protected]

Реферат. В статье рассмотрено современное состояние системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края. Обозначены необходимые меры по совершенствованию системы ООПТ края. Первоочередными из них являются: расширение территории Тигирекского заповедника, выделение в заказниках краевого значения зон особой охраны, увеличение штата егерей заказников, создание природного парка «Кулундин-ский» и национальных парков «Горная Колывань» и «Тогул».

Summary. The article contains the overview of the present-day specially protected natural territories system in Altai krai. The following essential means of improvement of regional specially protected natural territories system are given in the article: the extension of Tigireksky strict nature reserve territory, segregation of buffer zones in regional reserves, the increase of forest rangers number in regional reserves, creation of national park Kulundinsky, national park Gornaya Kolyvan' and national park Togul.

Ключевые слова: Алтайский край, охраняемые территории, заповедник, заказники, режим охраны, природопользование. Key words: Altai krai, specially protected territories, strict nature reserve, reserve, mode of protection, nature management.

В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) определено, что особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Совершенно неправильно полагать, что ООПТ - это территории, которые существуют лишь «сами для себя», не принося никакой пользы обществу. Напротив, они выполняют важные функции, значимость которых в наше время только возрастает. Эти участки служат своеобразным убежищем для растений и животных, откуда они расселяются на прилегающие территории, пополняя охотничьи угодья. Заповедные участки дикой природы предоставляют так называемые экосистемные услуги, которые могут быть поставлены в один ряд с производственными услугами (Constanza et al., 1987). Экосистемные услуги включают поддержание благоприятной окружающей среды, в частности, воспроизводство ресурсов чистых пресных вод, благодаря сохранению истоков рек, поглощение углекислого газа из атмосферы, сохранение биоразнообразия и генофонда живых организмов, в том числе хозяйственно-ценных видов, поддержание эстетической привлекательности и рекреационного потенциала.

Согласно большинству имеющихся в литературе оценок и рекомендациям Всемирного конгресса парков (1992 г.), для достижения минимальной репрезентативности доля ООПТ от площади страны или региона должна быть не менее 10% (Ивонин, Пеньковский, 2006). Часто в качестве ориентира принимают также современную среднемировую долю ООПТ суши - 12% (Санников, 2014).

В таблице 1 приведены данные (согласно Государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды в РФ в 2013 году (Государственный доклад..., 2014)) о том, какой процент от

общей площади регионов Сибири составляют ООПТ. Как мы видим, среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край занимает одно из последних мест по доле ООПТ и весьма далек от рекомендуемых показателей. Между тем для Алтайского края характерно значительное биологическое и ландшафтное разнообразие, обусловленное его местоположением в переходной зоне «горы - равнина» (Ротанова, Андреева, 2010).

Таблица 1

Доля ООПТ к общей площади регионов Сибирского федерального округа на 01.01.2014 (Государственный доклад..., 2014)

Субъект РФ Площадь региона, тыс. га Площадь ООПТ всех категорий, тыс. га Доля ООПТ,%

Республика Алтай 9 290,3 2 473,2 26,6

Кемеровская область 9 572,5 1 501,4 15,7

Республика Хакасия 6 156,9 852,5 13,9

Республика Бурятия 35 133,4 3 224,7 9,2

Республика Тыва 16 860,4 1 528,3 9,1

Новосибирская область 17 775,6 1 466,3 8,2

Красноярский край 236 679,7 16 079,0 6,8

Омская область 14 114,0 744,9 5,3

Забайкальский край 43 189,2 1 971,9 4,6

Алтайский край 16 799,6 762,0 4,5

Томская область 31 439,1 1 369,3 4,4

Иркутская область 77 484,6 2 411,0 3,1

Система территориальной охраны природы в Алтайском крае по состоянию на 01.01.2015 представлена 1 заповедником, 1 природным парком, 36 заказниками и 55 краевыми и 4 местными памятниками природы (Постановление..., 2013а; 2014; Перечень..., 2015). Данные о площадях каждой категории ООПТ представлены в таблице 2.

Единственная на сегодняшний день ООПТ федерального значения в Алтайском крае - это заповедник «Тигирекский». Несмотря на небольшие размеры и разрозненность территории Тигирек-ский заповедник имеет огромное значение с точки зрения сохранения биологического разнообразия. Флора заповедника на сегодняшний день насчитывает более 700 видов высших растений, свыше 600 видов лишайников и грибов и около 200 видов водорослей. В заповеднике отмечено 33 вида сосудистых растений и 13 видов лишайников, включенных в Красные книги Алтайского края и России. Благодаря богатству редких и уязвимых растительных сообществ и видов растений, два заповедных участка и часть охранной зоны включены в глобальную систему ключевых ботанических

Таблица 2

Система ООПТ Алтайского края по состоянию на 01.01.2015 (Постановление..., 2013; 2014; Перечень., 2015)

Категория ООПТ Статус Количество Общая площадь Доля от площади края, %

Государственный природный заповедник «Тигирекский» федеральный 1 41,5 тыс. га 0,25

Охранная зона заповедника «Тигирекский» краевой 1 26,3 тыс. га 0,16

Государственные природные заказники краевой 36 702,5 тыс. га 4,18

Природный парк «Ая» краевой 1 1,9 тыс. га 0,01

Памятники природы краевой 55 19,4 тыс. га 0,11

Памятники природы местный 4 0,4 тыс. га 0,002

Всего: 93 792,1 тыс. га 4,71

территорий. Фауна заповедника насчитывает 63 вида млекопитающих, 173 вида птиц, 6 видов пресмыкающихся, 2 вида амфибий, 10 видов рыб и около 2000 видов беспозвоночных. Здесь отмечено 38 редких и исчезающих видов животных, включенных в национальную и региональную Красные книги (Биота..., 2011).

Главная на сегодняшний день проблема Тигирекского заповедника - разобщенность и малый размер территории. Эти обстоятельства не позволяют заповеднику эффективно сохранять наиболее редкие для края природные комплексы высокогорий - субальпийские и альпийские луга, горные тундры (рис. 1), основной массив которых расположен в истоках рек Иня, Сентелек, Коргон и Кумир в пределах Чарышского района. На этой территории сосредоточены места обитания большого числа редких видов, в том числе отмечен 51 вид растений, грибов и лишайников и 28 видов животных, включенных в Красную книгу Алтайского края (2006а; 2006б). Здесь располагается ключевая орнитологическая территория международного значения АЛ-022 «Коргонская» (Гармс и др., 2000).

Первоначально создание Тигирекского заповедника планировалось как раз с включением этих участков Чарышского района, прилегающих к государственной границе с Казахстаном и административной границе с Республикой Алтай. Но в условиях управленческой и финансовой неразберихи конца 1990-х годов так и не удалось получить все согласования и заповедать эти ценнейшие в природоохранном плане участки. Поэтому вопрос о расширении заповедника за счет части территории Чарышского района стоит до сих пор.

В настоящее время в цели и задачи деятельности всех заповедников включена функция организации и развития экологического туризма. Но для устойчивого развития туризма существующая территория Тигирекского заповедника слишком мала. В сегодняшних размерах она просто не способна выдержать сколько-нибудь серьезную рекреационную нагрузку. Для того чтобы жители и гости края имели возможность наслаждаться дикой горной природой и при этом не причинять ей вреда, территорию заповедника необходимо увеличить.

Любой заповедник в соответствии с законодательством (Федеральный закон «Об ООПТ», 1995) предполагает наличие двух функциональных зон: собственно заповедная территория, где исключается всякая хозяйственная деятельность, и охранная зона, где могут быть разрешены традиционные виды пользования - выпас скота, заготовка сена, сбор кедровых орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, рыбалка, организованный туризм. При этом в охранной зоне запрещаются наиболее

Рис. 1. Альпийский луг в высокогорьях Тигирекского хребта (автор фото Д.В. Рыжков).

разрушительные для природы виды деятельности, такие как промышленная вырубка леса, добыча полезных ископаемых, застройка территории и другие.

В случае расширения Тигирекского заповедника в заповедную зону целесообразно включить наиболее труднодоступные и неосвоенные участки Чарышского района - левобережье и истоки р. Иня (рис. 2). Значительная часть этой территории располагается в пятикилометровой зоне от государственной границы, куда вход и сейчас разрешен только по спецпропускам. Здесь отсутствуют дороги, не производится охота и заготовка леса.

В охранную зону целесообразно включить правобережье верхней Ини (территория существующего Чарышского заказника) и истоки р. Сентелек. Именно включение в охранную зону заповедника позволит сохранить эти ценные и весьма привлекательные в туристическом плане места от деградации и в то же время оставить здесь традиционные виды природопользования, грамотно организовать рекреационную деятельность. В перспективе в рамках охранной зоны заповедника также необходимо обеспечить сохранение природных комплексов верховий рек Коргон и Кумир, придание которым статуса ООПТ уже неоднократно обсуждалось (Гармс, Гармс, 2010; Ротанова, Андреева, 2010).

Расширение Тигирекского заповедника способно принести Чарышскому району немалые социально-экономические выгоды:

- пополнение смежных угодий охотничьими ресурсами;

- увеличение численности редких и исчезающих видов животных, которые также являются важным ресурсом для развивающихся направлений познавательного туризма: фотоохоты и бердвотчин-га (наблюдения за птицами);

- развитие при организационной поддержке заповедника различных форм туризма в охранной зоне и на прилегающих территориях;

- оказание специалистами заповедника консультативной поддержки проектов рационального и неистощительного использования природных ресурсов.

Таким образом, расширение территории Тигирекского заповедника в Чарышском районе не только будет способствовать сохранению природных комплексов Западного Алтая, но и может послужить устойчивому развитию и рациональному использованию природных ресурсов, стать новой «точкой роста» для экономики района и местных сообществ.

Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г. (Распоряжение..., 2011) предусмотрено создание в Алтайском крае к 2017 году еще двух ООПТ федерального значения - национальных парков «Тогул» и «Горная Колывань». Организация этих парков весьма важна не только в природоохранном, но и в социально-экономическом плане.

Алтайский край позиционируется как регион динамичного развития туристической отрасли. При этом главными брендами служат именно природные объекты и комплексы, такие как гора Синюха, озера Колыванское и Белое, водопады на р. Шинок, долина Катуни и т. д. Без сохранения подобных объектов устойчивое развитие туристической сферы невозможно. Однако в крае практически нет ООПТ тех категорий (национальные и природные парки), которые специально предназначены для организации туризма, охраны и поддержания привлекательности туристических объектов. Единственный на сегодня существующий природный парк «Ая» площадью 1,9 тыс. га в масштабах края выглядит микроскопическим.

Создание национального парка «Горная Колывань» необходимо в целях сохранения типичных и уникальных ландшафтов Северо-Западного Алтая, организации здесь устойчивой туристической деятельности, не наносящей вреда природе. Для участков, намеченных к включению в состав парка, характерны комплексы предгорных степей, сосновых редколесий на гранитах, массивы степных кустарников алтайского типа, различные варианты среднегорных смешанных и хвойных лесов, уникальные озера (Белое и Колыванское), останцовые гранитные гряды. Территорию отличает высокий уровень биоразнообразия, здесь сосредоточено значительное количество природных и историко-культурных объектов, имеющих особую научную, познавательную, эстетическую и рекреационную значимость (Силантьева и др., 2005; Гармс, 2010).

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН Границы

_______Чарышского района (682,7 тыс. га)

LUI заповедника "Тигирекский" (41,5 тыс. га) охранной зоны заповедника (26,3 тыс. га) расширения заповедника (31,5 тыс. га) Iохранной зоны расширения заповедника (30,4 тыс. га) I !заказника "Чарышский" (51,2 тыс. га)

Рис. 2. Схема предлагаемого расширения Тигирекского заповедника.

Создание национального парка «Тогул» необходимо для сохранения уникальных и типичных ландшафтов южной части Салаирского кряжа - низкогорных осиново-пихтовых лесов с неморальным реликтовым широкотравьем; северной лесостепи с березовыми широкотравными колками; злаково-разнотравных остепненных лугов; реликтовых рощ липы сибирской; массивов спелых кедрачей. Здесь представлено множество охраняемых видов растений и животных, имеются объекты, обладающие особой познавательной, эстетической и историко-культурной значимостью (Гармс, 2010).

Территории, которым предлагается придать статус национальных парков (особенно в случае «Горной Колывани») обладают всеми условиями для развития регулируемого туризма и отдыха. В настоящее время необходимо принять меры направленные на резервирование земель под создание парков.

Сохранению природного наследия края и одновременному вовлечению его в сферу экологического туризма должно послужить и планируемое создание на базе заказников регионального значения «Суетский» и «Благовещенский» природного парка «Кулундинский». Вопрос организации единой ООПТ на оз. Кулундинском актуален уже много лет (Баздырев и др., 2009; Андреева, 2010). Кулун-динское озеро и прилегающие к нему территории являются уникальным природным комплексом, имеющим международное значение для сохранения биологического разнообразия. Акватория озера в многоводные годы занимает площадь более 72 тыс. га. Вокруг озера расположены практически единственные в Алтайском крае относительно хорошо сохранившиеся участки плакорной степи. Многообразие биотопов обусловливает повышенное видовое разнообразие птиц. Здесь отмечено свыше 200 видов птиц, в том числе 22 вида из Красной книги России и 34 вида, занесенных в Красную книгу Алтайского края (Баздырев и др., 2009).

Среди перспективных направлений работы будущего природного парка необходимо отметить такие, как развитие рекреационно-туристической деятельности; рациональное использование бальнеологических ресурсов (лечебные грязи, рапа); становление новых видов познавательного туризма, например - бердвотчинга. Отдельного внимания данная территория заслуживает с точки зрения восстановления популяций исчезнувших в крае видов степных животных: кречетки, стрепета, дрофы, перевязки, дзерена и др.

Главным препятствием для создания парка «Кулундинский» в настоящее время служит непонимание нужности и важности этого дела администрациями районов, на землях которых планируется организация парка. Поэтому на краевом уровне необходимо активизировать работу с муниципалитетами и местным населением.

Основная на сегодняшний день форма ООПТ в Алтайском крае - государственные природные заказники краевого значения. На их долю приходится около 90% площади всех охраняемых природных территорий. Поэтому рассмотрим подробнее проблемы функционирования краевых заказников и возможные пути решения этих проблем.

Подавляющее большинство заказников Алтайского края - комплексные, то есть они предполагают сохранение целостных природных комплексов и всех их компонентов. В заказниках представлены все природные ландшафты края: от сухих степей и озерно-боровых экосистем до черневой тайги и высокогорий (Красная книга..., 2009). В границах заказников расположена масса уникальных природных объектов. К сожалению, утрата или снижение природоохранной ценности и рекреационной привлекательности этих объектов, формально обеспеченных охраной происходит уже сегодня.

Например, в Кислухинском заказнике имеются участи еловых лесов, совершенно нехарактерных для равнинной части края. Небольшие «островки» ельников, спрятанные в глубине сосново-березо-вых массивов, включает редчайшие для края экосистемы с большим количеством видов растений и животных, включенных в Красные книги. Но существует высокий риск разрушения этого природного комплекса в самое ближайшие время. На всей территории Кислухинского заказника в соответствии с Положением (Постановление..., 2007) разрешена заготовка древесины. Масштабные рубки уже подступают и к реликтовому еловому островку.

Можно привести большое количество подобных примеров. Так, широкий общественный резонанс в крае вызвал факт проведения рубок леса на территории Залесовского заказника. Решением Залесовского районного суда от 27.05.2010 ведущаяся в этом заказнике лесохозяйственная деятельность была признана не соответствующей федеральному природоохранному законодательству. В Касмалинском заказнике в 2012 г. в результате рубок был уничтожен гнездовой участок черного аиста, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. В Тогульском заказнике в настоящее время ведется масштабная добыча полезных ископаемых, в результате которой происходит деградация таежных и речных экосистем этой ООПТ.

Действующие режимы охраны государственных природных заказников краевого значения и их необходимые изменения

Название заказника Регламентация основных видов хозяйственной деятельности: Необходимые изменения в положении о заказнике

Разведка и добыча полезных ископаемых Рубки леса Строительство зияний и соопужений Распашка земель

Ленточные боры:

Панкруши-хинский Геологоразведка разрешена на всей территории заказника, добыча полезных ископаемых разрешена вне зоны особой охраны при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации. Запрещены в зоне особой охраны и рекреационной зоне (кроме вырубки поврежденных и погибших деревьев). В лесохозяйственной зоне разрешено проведение рубок ухода, санитарных рубок, добровольно-выборочных рубок интенсивностью до 30% со снижением полноты древостоя до 0,6 в период до 15 марта и после 15 июля. Запрещены рубки и любые лесохозяйственные мероприятия в радиусе 300 м от глухариных токовищ и деревьев с гнездами птиц, якиюченных т? Красные книги Разрешено, если их назначение не противоречит целям и задачам заказника при наличии положительного заключения ГЭЭ. Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пашни. Существенных изменений не требуется.

Алеусский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации. Разрешены все виды рубок, в соответствие с действующим лесным законодательством. Разрешено, если их назначение соответствует целям и задачам заказника. Зонирование территории, ограничение рубок леса по аналогии с Пянкрутттихинским заказником

Корниловский Расширение и зонирование территории, ограничение рубок леса по аналогии с Панкруши-хинским заказником, запрет распашки земель вне выделенной ■л гро\о>,яйстио нно й зоны

Кулундинский Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля. Разрешено, если их назначение не противоречит целям и задачам заказника при наличии положительного зактгючения ГЭЭ Зонирование территории, ограничение рубок леса по аналогии с Панкрушихинским заказником.

Касмалин-ский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ. Разрешено при наличии положительного заключения ГЭЭ.

о

Название заказника Регламентация основных видов хозяйственной деятельности: Необходимые изменения в положении о заказнике

Разведка и добыча полезных ископаемых Рубки леса Строительство зияний и сооружений Распашка земель

Мамонтов-ский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ. Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля. Не запрещено и не разрешено. Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пашни. Зонирование территории, ограничение рубок леса по аналогии с Панкрушихинским заказником, запрет на строительство без по-тюжитепьнпго зяктгючения ГЭЭ

Волчихинский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации. Разрешены все виды рубок, в соответствие с действующим лесным законодательством. Разрешено, если назначение соответствует целям и задачам заказника. Зонирование территории, ограничение рубок леса по аналогии с Панкрушихинским заказником, запрет на строительство без положительного заключения ГЭЭ.

Егорьевский

Степная зона:

Ондатровый Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации. Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля. Разрешено, если их назначение не противоречит целям и задачам заказника при наличии положительного заключения ГЭЭ. Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пятни Расширение территории, запрет на распашку и рубки леса (в пределах заказника нет ни пашни, ни лесов).

Благовещенский Не запрещена и не разрешена. Создание на базе заказников «Благовещенский» и «Суетский» природного парка «Кулундинский», зонирование его территории, запрет на дополнительную распашку земель.

Суетский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ. Разрешены все виды рубок в соответствие с действующим лесным законодательством. Разрешено при наличии положительного заключения ГЭЭ. Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пашни.

Лифляндский Запрещена. Запрещены (кроме рубок с целью прокладки линейных объектов). Запрещено строительство зданий, целевое назначение которых противоречит целям и ЗЯТТЯЧЯМ зякязникя Расширение территории, запрет на строительство без положительного заключения ГЭЭ.

Название заказника Регламентация основных видов хозяйственной деятельности: Необходимые изменения в положении о заказнике

Разведка и добыча полезных ископаемых Рубки леса Строительство зданий и сооружений Распашка земель

Локтевский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации, но работы, обеспечивающие геологоразведку и добычу полезных ископаемых, разрешены без проведения ГЭЭ Разрешены все виды рубок в соответствие с действующим лесным законодательством. Разрешено при наличии положительного заключения ГЭЭ. Запрещена дополни-тель-ная распашка, кроме суще-ству-ющих площадей пашни. Введение однозначного запрета геологоразведки и добычи полезных ископаемых без предварительного проведения ГЭЭ, запрет рубок леса (в заказнике нет лесов).

Озеро Большой Тассор Запрещена. Не запрещены и не разрешены. Запрещено. Запрещена. Существенных изменений не требуется.

Полуостров Струя

Урочище Ля-пуниха Запрещены любые виды земляных работ.

Уржумский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля. Разрешено, если их назначение соответствует целям и задачам заказника Запрещена дополни-тель-ная распашка, кроме суще-ству-ющих площадей пашни. Введение запрета на строительство без положительного заключения ГЭЭ

Лебединый Запрещена. Разрешено, если их назначение соответствует целям и задачам заказника при наличии положительного заключения ГЭЭ. Существенных изменений не требуется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чарышская степь Запрещена. Запрещены (кроме вырубки поврежденных и погибших деревьев).

Чинетинский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации. Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля

о

■л

Название заказника Регламентация основных видов хозяйственной деятельности: Необходимые изменения в положении о заказнике

Разведка и добыча полезных ископаемых Рубки леса Строительство зданий и соопужений Распашка земель

Приобские боры:

Усть-Чумьппский Не запрещена и не разре-птеня Запрещены (кроме вырубки поврежденных и погибших деревьев^ Запрещено. Запрещена. Существенных изменений не требуется

Кислухинский Запрещена. Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля. Разрешено, если их назначение не противоречит целям и задачам заказника при наличии положительного за-кпючения ГЭЭ Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пашни. Уточнение границ, зонирование территории, ограничение рубок леса по аналогии с Панкрушихинским заказником, определение обязательности проведения ГЭЭ проектной документации любых работ, связанных с добычей полезных ископаемых (там, где она разрешена) и при любом строительстве на территориях заказников.

Бобровский Запрещена.

Болынере-чен-ский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультива- ТТИИ Разрешено, если их назначение соответствует целям и задачам заказника.

Обской Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации, но работы, обеспечивающие геологоразведку и добычу полезных ископаемых, разрешены без проведения ГЭЭ

Соколовский Разрешены все виды рубок, в соответствие с действующим лесным законодательством.

Горно-таежная зона:

Залесовский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации. Разрешено проведение добро-вольно-выборочных рубок интенсивностью до 30% и снижением полноты древостоя до 0,5, а также рубок ухода и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля и сплошных рубок под линейные объекты. Запрещены любые лесохозяйственные мероприятия в радиусе 300 м от гнезд птиц, включенных в Красные книги, и ГТТУХЯПИНЫХ токовиттт. Разрешено, если их назначение не противоречит целям и задачам заказника при наличии положительного заключения ГЭЭ. Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пашни. Введение запрета на рубки леса (кроме вырубки поврежденных и погибших деревьев) на всей территории (по аналогии с Усть-Чумышским заказником) и на добычу полезных ископаемых.

о а\

Название заказника Регламентация основных видов хозяйственной деятельности: Необходимые изменения в положении о заказнике

Разведка и добыча полезных ископаемых Рубки леса Строительство зияний и сооружений Распашка земель

Тогульский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ, но работы, обеспечивающие геологоразведку и добычу полезных ископаемых, разрешены без проведения ГЭЭ Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля. Разрешено, если их назначение не противоречит целям и задачам заказника при наличии положительного заключения ГЭЭ. Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пашни. Уточнение границ, введение запрета на рубки леса (кроме вырубки поврежденных и погибших деревьев) на всей территории (по аналогии с Усть-Чумышским заказником) и на добычу полезных ископаемых.

Ельцовский Сары-4умыш-ский Ненинский Михайловский Разрешена при наличии положительного заключения ГЭЭ и плана рекультивации.

Бащелакский Разрешена. Запрещены (кроме санитарных рубок, проводимых по согласованию с управлением Алтайского края по охране окружающей среды и природопользованию) . Запрещено. Запрещена. Расширение территории, введение запрета на добычу полезных ископаемых (по аналогии с заказником «Каскад водопадов на р ШиноюП

Каскад водопадов на р. Шинок Запрещена добыча полезных ископаемых. Разрешено геологическое изучение территории без повреждения форм рельефа и гео-тгогических обнажений Запрещены (кроме санитарных рубок). Запрещено. Запрещена. Существенных изменений не требуется.

Чарышский Разрешено при наличии положительного заключения ГЭЭ и по согласованию с администрацией района. Разрешено проведение выборочных рубок интенсивностью до 30% и санитарных рубок в период до 15 марта и после 15 июля. Запрещено. Запрещена дополнительная распашка, кроме существующих площадей пашни. Введение запрета на рубки леса (кроме вырубки поврежденных и погибших деревьев) на всей территории (по аналогии с Усть-Чумышским заказником), а также на добычу полезных ископаемых

Н

чз

^

и Е

Н

к

т 5 43 О Я

о §

3

и> рэ

Я о со о Й Я

я я

рэ

и

Е я

ю о

Нами были проанализированы действующие Положения всех краевых заказников в части установленных режимов охраны и их необходимых изменений для приведения в соответствие целям и задачам создания этих заказников. Результаты данной работы представлены в таблице 3.

Нужно констатировать, что действующие режимы охраны большинства краевых заказников не соответствуют задекларированным в Положениях целям и задачам их организации, а также требованиям Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «О животном мире» (1995), «Об охране окружающей среды» (2002). В основном такое несоответствие касается режимов использования лесных ресурсов и разработки недр в пределах заказников.

Например, целью организации заказника «Алеусский» согласно пункту 13 Положения (Постановление..., 2008) является «создание благоприятных условий для сохранения экосистемы Алеусского ленточного бора в верховьях р. Бурлы». В задачах заказника (подпункты 2, 5 пункта 17 Положения) определены «сохранение водоохранных лесов» и «сохранение редких и исчезающих видов растений и животных». В то же время подпунктом 8 пункта 23 Положения в этом заказнике разрешена «рубка леса, в соответствии действующим лесным законодательством». Таким образом, территория Алеусского заказника в плане допускаемой лесохозяйственной деятельности (ведущего для лесных экосистем вида антропогенного воздействия) ничем не отличается от окружающих лесных территорий, не имеющих статуса ООПТ.

Неоднократно отмечено, в том числе и для заказников Алтайского края (Терехина и др., 2010; Николенко и др., 2012; Важов, Рыбальченко, 2013), что проведение рубок леса (даже выборочных) в том же самом режиме, что и на окружающих территориях без учета распространения видов, включенных в Красные книги, ведет как к непосредственному их уничтожению (например, вырубка деревьев с жилыми гнездами птиц), так и косвенному — через ухудшение среды обитания (например, исчезновение локальных популяций растений из-за изменения условий освещенности).

Согласно статье 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, относящихся к видам, занесенным в Красные книги, и ухудшающая среду их обитания.

Очевидно, что реализация на практике данного положения закона (в частности, в отношении лесохозяйственной деятельности) в масштабах всей страны или отдельного региона весьма затруднительна. Поэтому необходим некий территориальный компромисс хозяйственных и природоохранных интересов. Такой компромисс может заключаться в том, что на условных 10% от площади региона, которые занимают ООПТ (в Алтайском крае к этому еще только нужно стремиться), будет однозначно определен приоритет интересов сохранения ландшафтного и биологического разнообразия над интересами сиюминутного освоения природных ресурсов. Более того, в пределах самих ООПТ (в данном случае - заказников) такой компромисс также возможен - через их функциональное зонирование: выделение особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны умеренной лесохо-зяйственной деятельности и т. п. (Терехина и др., 2010). В пределах особо охраняемых зон лесных заказников необходимо установление запрета всех видов рубок леса, за исключением выборочных санитарных, а также разработки недр. С учетом пожарной опасности, необходимости обеспечения противопожарных мероприятий, особенностей распространения редких видов организмов и ценных природных комплексов при выделении зон особой охраны целесообразно руководствоваться следующими принципами. Для заказников, расположенных в южной части ленточных боров, оптимальным будет выделение 20-30% их территории под зону особой охраны, в северной части ленточных боров - 30-40%, в Приобских борах — около 50%. Для большинства заказников горной-таежной части края необходимо выделение всей территории в качестве особо охраняемой зоны (это, в частности, продемонстрировано для Залесовского заказника (Терехина и др., 2010)).

Хорошим примером осуществленного и уже утвержденного зонирования может служить Пан-крушихинский заказник (Постановление., 2013б) (рис. 3).

Вне зон особой охраны в лесных заказниках необходимо установление режима лесопользования, учитывающего сохранение мест обитания редких видов растений и животных, других ценных объектов; в том числе установление запрета на проведение рубок и любых лесохозяйственных мероприятий, за исключением противопожарных, в весенне-летний период; установление запрета рубок и любых лесохозяйственных мероприятий в радиусе 300 м от глухариных токовищ и деревьев с гнездами птиц, включенных в Красные книги.

Рис. 3. Схема утвержденного зонирования государственного природного комплексного заказника краевого значения «Панкрушихинский».

Следует отметить, что в настоящее время в краевых заказниках слабо (по сравнению с лесными) представлены степные ландшафты, когда-то наиболее характерные для края. Обеспечение охраной последних оставшихся участков степей в рамках заказников (наряду с созданием Кулундинского природного парка) должно стать одним из приоритетов развития системы ООПТ края.

Помимо приведения в соответствие действующему природоохранному законодательству положений о краевых заказниках, включения в состав заказников степных экосистем, общего расширения их сети важнейшим условием выполнения их функций является надлежащая организация егерской охраны. В настоящее время ситуацию с охраной заказников нельзя назвать благополучной. На 36 заказников общей площадью более 700 тыс. га приходится 20 егерей. Без увеличения штата егерей (хотя бы до 36 человек - по одному на заказник) высокий и сейчас уровень браконьерства в ряде мест может стать критическим.

Исходя из всего вышесказанного, вкратце неотложные меры по совершенствованию системы ООПТ Алтайского края можно свести к следующему (перечислены в порядке приоритетности):

1. Расширение территории государственного природного заповедника «Тигирекский» в Чарыш-ском районе.

2. Выделение в государственных природных заказниках краевого значения зон особой охраны.

3. Увеличение штата егерей заказников, улучшение их материально-технического обеспечения.

4. Создание на базе существующих заказников «Благовещенский» и «Суетский» природного парка «Кулундинский».

5. Создание национальных парков «Горная Колывань» и «Тогул».

6. Выделение рекреационных зон в ряде заказников.

7. Расширение существующих и создание новых заказников и памятников природы краевого значения (в первую очередь - в степной зоне края).

Необходимо отметить, что первые шаги по реализации обозначенных выше мер сделаны. Губернатором утверждена Схема развития особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 г. (Постановление..., 2013а), проведено зонирование Панкрушихинского заказника, расширена территория Усть-Чумышского заказника с выделением особо охраняемой зоны. Создан новый заказник «Чарышская степь». Ведется подготовка документов для расширения заказника «Озеро Большой Тассор», организации Хабарского заказника и новых памятников природы.

Дальнейшая планомерная реализация утвержденной Схемы развития ООПТ позволит преодолеть большинство негативных тенденций в сфере сохранения уникальной природы Алтайского края.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева И.В. Кулундинский заповедник: актуальность в силе // Труды Тигирекского заповедника. Вып. 3. - Барнаул, 2010. - С. 51-53.

Баздырев А.В., Мурзаханов Е.Б., Грибков А.В. и др. Отчет по проекту «Кулундинское озеро - Жемчужина Сибири». - Томск: б.и., 2009. - 20 с.

Биота Тигирекского заповедника. Труды Тигирекского заповедника. Вып. 4. // Отв. ред. Е.А. Давыдов. -Барнаул, 2011. - 235 с.

Важов С.В., Рыбальченко Д.В. Результаты мониторинга некоторых гнездовых участков филина в Алтайском крае в 2012 г., Россия // Пернатые хищники и их охрана. - 2013. - № 26. - С. 109-115.

Гармс О.Я. Концепция многоядерного и синхронного развития охраны природы и туризма на Алтае // Труды Тигирекского заповедника. Вып. 3. - Барнаул, 2010. - С. 72-75.

Гармс О.Я., Вотинов А.Г., Петров В.Ю. и др. Ключевые орнитологические территории Алтайского края // Инвентаризация, мониторинг и охрана ключевых орнитологических территорий России. Материалы совещаний по программе «КОТР» (1998-2000). Вып. 2. - М., 2000. - С. 79-83.

Гармс О.Я., Гармс Е.О. К вопросу о необходимости включения территории кластерного участка «Кумир» в состав ГПЗ «Тигирекский» // Труды Тигирекского заповедника. Вып. 3. - Барнаул, 2010. - С. 7-10.

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 г.». -Москва, 2014. - 463 с. [Электрон. рес.]. Режим доступа: http://www.mш^.gov.ru/regulatory/detail.php?Ю=138762 (16.02.2015).

Ивонин В.М., Пеньковский Н.Д. Национальные парки. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 184 с.

Красная книга Алтайского края. Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. -Барнаул, 2006а. - 262 с.

Красная книга Алтайского края. Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. -Барнаул, 2006б. - 211 с.

Красная книга Алтайского края. Т. 3. Особо охраняемые природные территории. - Барнаул, 2009. -284 с.

Николенко Э.Г., Карякин И.В., Грибков А.В. Проблемы охраны лесных местообитаний редких видов в региональных заказниках Алтайского края постепенно решаются // Пернатые хищники и их охрана. - 2012. -№25. - С. 28-33.

Перечень действующих ООПТ регионального и местного значения на территории Алтайского края по состоянию на 31.12.2014. [Электрон. рес.]. Режим доступа: http://altaipriroda.ru/files/incoming/files/oopt/ perechen%20deistvyushih%20oopt.xls (10.02.2015).

Постановление Администрации Алтайского края от 26 июня 2007 г. № 278 «Об утверждении положений о государственных природных комплексных заказниках краевого значения».

Постановление Администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 г. № 51 «Об утверждении положений о государственных природных комплексных заказниках краевого значения».

Постановление Администрации Алтайского края от 12 августа 2013 г. № 418 «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 года».

Постановление Администрации Алтайского края от 06 мая 2014 г. № 220 «О памятниках природы краевого значения».

Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 2322-р «О концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г.».

Ротанова И.Н., Андреева И.В. Эколого-ландшафтное обоснование системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края. - Новосибирск, 2010. - 159 с.

Санников П.Ю. Обзор методов оценки репрезентативности сетей ООПТ // Географический вестник -2014. - №2(29). - С. 108-116.

Силантьева М.М., Шмаков А.И., Ротанова И.Н. Итоги работы по обоснованию создания природного парка «Горная Колывань» // Труды Тигирекского заповедника. Вып. 1. - Барнаул, 2005. - С. 104-109.

Терехина Т.А., Копытина Т.М., Елесова Н.В. Опыт эколого-экономического функционального зонирования территорий заказников Алтайского края // Труды Тигирекского заповедника. Вып. 3. - Барнаул, 2010. - С. 42-47.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Constanza R., d'Arge R., de Groot R. et al. The value of the world's ecosystem services and natural capital // Nature. - 1987. - V. 387. - P. 253-260.

УДК 58+59+91+631.4+502.7

Г 699

Горные экосистемы Южной Сибири: изучение, охрана и рациональное природопользование. Труды Тигирекского заповедника. Вып. 7. Барнаул, 2015. 288 с.

Сборник содержит материалы представленные на Третьей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию организации Тигирекского заповедника «Горные экосистемы Южной Сибири: Изучение, охрана и рациональное природопользование». Обобщены данные современных исследований природных комплексов Государственного заповедника «Тигирекский». Анализируется стратегия развития и функционирование системы особо охраняемых природных территорий Алтае-Саянского экорегиона. Рассматривается актуальные вопросы изучения рельефа, климата и почв горных территорий, изучения и охраны растительного и животного мира гор Южной Сибири, проблемы устойчивого развития регионов.

Сборник рассчитан на широкий круг специалистов, работающих в области биологии, экологии и охраны природы, а также всех, кому небезразличны проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов.

Редакционная коллегия:

Е.Н. Бочкарёва, Н.И. Быков, А.В. Волынкин, П.В. Голяков, Е.А. Давыдов (ответственный редактор), Н.Л. Ирисова, Т.М. Кругова, Т.А. Терехина

Рецензенты:

к. б. н. Е.Н. Бочкарева, к. б. н. Н.И. Быков, к. б. н. А.В. Волынкин, к. б. н. Е.А. Давыдов, к. б. н. Н.Л. Ирисова, к. б. н. И.В. Кудряшова, Э.Ю. Лущаев, д. б. н. М.М. Силантьева, д. б. н. Т.А. Терехина, д. б. н. С.М. Цыбулин, д. б. н. Д.В. Черных

ISBN

ISSN 2076-7390

©ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.