Научная статья на тему 'Пути совершенствования реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе'

Пути совершенствования реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / YOUTH / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENT / ПРИЗЫВ / ВОЕННО-ВРАЧЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / MEDICAL EXAMINATION / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА / CALL FOR MILITARY SERVICE / HEALTH CONDITION / MILITARY MEDICAL EXPERTISE / CHILDREN POLYCLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Согияйнен А. А., Чичерин Леонид Петрович, Щепин В. О.

Представлен анализ результатов специального комплексного исследования состояния мер по укреплению и сохранению здоровья будущих воинов в рамках «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2020 года». Рассмотрено нормативно-правовое обеспечение призыва, с экспертных позиций проанализированы региональные нормативно-правовые акты по данной проблеме на примере двух субъектов Российской Федерации: Москвы и Московской области. Обоснованы предложения по реализации Концепции на территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Согияйнен А. А., Чичерин Леонид Петрович, Щепин В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of improvement of implementation of the concept the Federal system of training of citizens of the Russian Federation to military service

The article presents the results of analysis of special complex study of conditions of measures concerning health promotion and health preservation of future fighting men within the framework of the Concept of Federal system of training citizen of the Russian Federation to military service up to 2020. The normative legal support of call to military service is considered. The expert approach was applied to analysis of the regional normative legal acts related to the given issue using examples of two subjects of the Russian Federation the city of Moscow and the Moskovskaia oblast. The suggestions concerning implementation of the concept on the territorial level are substantiated.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1)

РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-29-33_29

Реформы здравоохранения

6. Гаджиев Р.С., Гасанов А.Н., Валиева Б.И. Диспансеризация детей раннего возраста в сельской местности. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2012; (4): 47—50.

7. Самсыгина Г.А. Диспансеризация детей раннего и дошкольного возраста. Consilium Medicum. Прил. «Педиатрия». 2013; (2): 25—8.

8. Щепин О.П. Роль диспансеризации в снижении заболеваемости населения. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2015; (1): 3—7.

Поступила 23.05.2016 Принята в печать 15.09.2016

REFERENCES

1. Murzabaeva S.Sh. A state policy in the sphere of health protection of children: the basic principle — prevention. Vestnik Roszdravnad-zora. 2012; (5): 27—30. (in Russian)

2. Gribina N.N. Innovative approaches to medical examination of children and teenagers. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2014; (1): 9—15. (in Russian)

3. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Terletskaya R.N., Zelinskaya D.I. Multilevel system of delivery of health care to the children's population. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2014; 13(2): 5—10. (in Russian)

4. Yakovleva T.V., Baranov A.A., Ivanova A.A., Al'biyskiy V.Yu. Organizational principles and technologies of prevention of the 21st century. Probl. sots. gig., zdravoohr. i istorii med. 2014; (6): 3—9. (in Russian)

5. Borodulina T.V., Sannikova N.E., Malyamova L.N., Tatareva S.V. Rol' of medical examination in an assessment of health of children. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal. 2011; (7): 29—38. (in Russian)

6. Gadzhiev R.S., Gasanov A.N., Valieva B.I. Medical examination of children of early age in rural areas. Probl. sots. gig., zdravoohr. i Istorii med. 2012; (4): 47—50. (in Russian)

7. Samsygina G.A. Medical examination of children of early and preschool age. Consilium Medicum. Pril. «Pediatriya». 2013; (2): 25— 8. (in Russian)

8. Shhepin O.P. A medical examination role in decrease in incidence of the population. Probl. sots, gig., zdravoohr. i istorii med. 2015; (1): 3—7. (in Russian)

© Коллектив авторов, 2017 УДК 614.2:355.211.1

Согияйнен А.А.1, Чичерин Л.П.2, Щепин В.О.2

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

1 Поликлиника № 14 филиала № 4 ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, 141091, Юбилейный Московской области; 2ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 103065, г. Москва

Представлен анализ результатов специального комплексного исследования состояния мер по укреплению и сохранению здоровья будущих воинов в рамках «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2020 года». Рассмотрено нормативно-правовое обеспечение призыва, с экспертных позиций проанализированы региональные нормативно-правовые акты по данной проблеме на примере двух субъектов Российской Федерации: Москвы и Московской области. Обоснованы предложения по реализации Концепции на территориях.

Ключевые слова: юноши; подростки; призыв; медицинское освидетельствование; состояние здоровья; военно-врачебная экспертиза; детская поликлиника, Для цитирования: Согияйнен А.А., Чичерин Л.П., Щепин В.О. Пути совершенствования реализации концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1): 29—33. DOI 10.18821/0869-866X-2017-25-1-29-33 Для корреспонденции: Чичерин Леонид Петрович, д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», E-mail: [email protected].

Sogiiainen A.A.1, Chicherin L.P.2, Schepin V.O.2

the ways of improvement of implementation of the concept the federal

SYSTEM OF TRAINING OF CITizENS OF THE RuSSIAN FEDERATION TO MILITARY SERVICE

'The polyclinic №14 of the branch №4 of the academician N.N. Burdenko main military clinical hospital of the Ministry of Defense, 141091 Moscow, Russia

2The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The article presents the results of analysis of .special complex study of conditions of measures concerning health promotion and health preservation of future fighting men within the framework of the Concept of Federal system of training citizen of the Russian Federation to military service up to 2020. The normative legal support of call to military service is considered. The expert approach was applied to analysis of the regional normative legal acts related to the given issue using examples of two subjects of the Russian Federation — the city of Moscow and the Moskovskaia oblast. The suggestions concerning implementation of the concept on the territorial level are substantiated.

Keywords: youth; adolescent; call for military service; medical examination; health condition; military medical expertise; children polyclinic

For citation: Sogiiai'nen A.A., Chicherin L.P., Schepin V.O. The ways of improvement of implementation of the concept the Federal system of training of citizens of the Russian Federation to military service. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (1): 29—33. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-1-29-33 For correspondence: Chicherin L.P., doctor of medical sciences, professor, principal researcher. e-mail: [email protected]

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 15.02.2016 Accepted 31.03.2016

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1)

30_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-29-33

Health care reforms

Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является укрепление здоровья подрастающего поколения и молодежи как залог формирования интеллектуального, производственного и репродуктивного потенциала нации, повышения обороноспособности государства [1, 2]. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. №146 «О Военной доктрине Российской Федерации» определены основные задачи развития военной организации в России. В их числе совершенствование допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан, повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней юношей. Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции Постановления Правительства от 31 декабря 1999 г. № 1441), обязательная подготовка к военной службе для несовершеннолетних мужского пола включает в медицинское освидетельствование и медицинское обследование, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Особенности нормативно-правового регулирования подготовки и призыва на военную службу в настоящее время более подробно рассмотрены в статье [2].

Дальнейшее развитие данные нормы получили в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства России от 3 февраля 2010 г. №134-р (далее — Концепция). Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства обороны России, особенно принимая во внимание сложные внешнеполитические условия. По официальным данным, от 32,3% (2012 г.) до 27,1% (2014 г.) молодых людей не подлежат призыву в Вооруженные силы по состоянию здоровья. Некоторый рост удельного веса годных к военной службе призывников (в том числе с незначительными ограничениями) связан со смягчением требований к состоянию здоровья военнослужащих по призыву в Постановлении Правительства № 565 от 4 июля 2013 г. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», которое вступило в силу с 1 января 2014 г.

Учитывая вышесказанное, а также значительное число жалоб, обращений граждан [1, 4, 5] и множество проблем, возникающих при осуществлении лицензирования военно-врачебной экспертизы (ВВК) [6], возникла необходимость провести специальное исследование с экспертной оценкой и анализом современной реализации положений федеральной Концепции на региональном уровне (на примере Москвы и Московской области).

Концепция (в редакции постановления Правительства от 2012 г. № 1742-р) предусматривает обязательное формирование и принятие субъектами долговременных региональных программ по подготовке детей и подростков к военной службе и военно-па-

триотическому воспитанию, а также создание на базе сборных пунктов военного комиссариата субъекта, филиалов ДОСААФ России и образовательных организаций региональных центров по подготовке будущих призывников к военной службе. Предполагается включить в перечень показателей эффективности работы государственной власти в данном субъекте индикаторы подготовки юношей к военной службе. Основная цель — полный охват методической работой по всем направлениям обязательной подготовки подростков к военной службе, включая военно-патриотическое воспитание, получение начальной военной подготовки в школе, подготовку по отдельным военно-учетным специальностям и медицинское освидетельствование.

К 2013 г. в результате реализации 2-го этапа мероприятий Концепции планировалось утвердить в каждом из субъектов Российской Федерации свои региональные программы по подготовке молодежи к военной службе. Они должны быть направлены на улучшение качества подготовки юношей призывного возраста, соблюдение единых требований к регионам по вопросам организации этой подготовки, сформулированных в федеральной Концепции, с учетом специфики каждого региона. Данные программы должны быть в обязательном порядке согласованы с действующими в настоящее время в России мероприятиями приоритетных национальных проектов в различных сферах (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и пр.).

В течение 3-го этапа выполнения мероприятий Концепции (2013—2015 гг.) предусматривалось принятие первоочередных мер по упреждающему реагированию на возможные негативные тенденции на основе научного анализа влияния реализуемых региональных программ на уровень и качество подготовленности призывников к военной службе. По итогам реализации этого этапа предполагалось к 2016 г. создать «электронный паспорт призывника» (единую систему по учету подготовки мобилизационных ресурсов), снизить до 25% количество юношей, состояние здоровья которых не соответствуют требованиям военной службы. Помимо этого, предполагается увеличить на 10% показатель годности к военной службе молодых мужчин, которые прибывают для прохождения военно-врачебной комиссии (ВВК) различного уровня. Данные аспекты обсуждены нами в отдельной публикации [4].

На завершающем 4-м этапе Концепции (2016— 2020 гг.) предусматривается дальнейшее переформатирование существующей системы определения годности к военной службе и создание наиболее эффективной системы лечебно-оздоровительных мероприятий. Окончательными (целевыми) итогами реализации всех этапов к 2020 г. предполагается:

— снизить до 10% количество призывников, которые не могут исполнять обязанности военной службы по состоянию здоровья и физического развития;

— увеличить на 28% показатель годности к военной службе юношей, прибывших на ВВК отдела военного комиссариата.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1)

РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-29-33_31

Реформы здравоохранения

Таким образом, количество призывников, которым будут присвоены категории годности к военной службе «ограниченно годен» (В), «временно не годен» (Г), «не годен к военной службе» (Д), должно составлять не более 10% (по состоянию на 2009 г. 30%), а количество граждан, признанных ВВК «годными к военной службе» и «годными к военной службе с незначительными ограничениями», должно составить не менее 90% (в 2010 г. 70%). Для реализации задач, поставленных федеральной Концепцией, на основании постановления Правительства РФ от 30 марта 2010 г. «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию» (с изменениями, внесенными постановлением от 2 июля 2014 г. № 605) создана межведомственная Комиссия по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию (далее — Комиссия). В ее состав входят: председатель, два его заместителя и члены. Председатель Комиссии утверждается Правительством России и ему подотчетен. Методическое, организационно-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство обороны России. Органами государственной власти, которые делегировали своих представителей в состав, осуществляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии при поддержке других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своих полномочий в реализации данной Концепции, а также региональных программ по подготовке граждан к военной службе и проведению военно-патриотического воспитания.

В компетенцию Комиссии входят следующие функции:

— координация деятельности различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, различных организаций по совершенствованию подготовки юношей к военной службе и их военно-патриотическому воспитанию;

— рассмотрение поступающих проектов нормативных правовых актов, которые посвящены данной проблематике, а также региональных программ по ее реализации;

— контроль реализации мероприятий региональных Концепций, а также проведение постоянной работы по анализу результатов этой деятельности с обязательной выработкой рекомендаций по оптимизации процесса;

— подготовка ежегодного доклада о ходе реализации Концепции и региональных программ;

— оценка действенности данных мероприятий с обязательным учетом складывающейся в стране и отдельных регионах демографической и социально-экономической ситуации;

— организация взаимодействия заинтересованных структур всех уровней власти Российской Федерации при решении задач, связанных с реализацией региональных Концепций;

— обобщение опыта оптимизации мероприятий по подготовке граждан к военной службе;

— утверждение рекомендаций для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по повышению эффективности этой работы.

К сожалению, в открытых источниках докладов о ходе реализации федеральной Концепции не представлено, поэтому для оценки современного состояния проблемы по реализации федеральных и региональных программ подготовки юношей призывного возраста к военной службе нами была исследована нормативно-правовая база Москвы и Московской области. Так, постановлением Правительства столицы от 16 февраля 2010 г. № 136-ПП «О Концепции допризывной подготовки молодежи в городе Москве до 2020 года и Плане мероприятий по совершенствованию допризывной подготовки молодежи в городе Москве на 2010—2011 г.» была дана оценка проблем, которые возникают при подготовке юношей, проживающих в Москве, к военной службе. Определены основная цель, первоочередные задачи, принципы, основные направления и механизмы совершенствования допризывной подготовки молодежи города. Были сформированы основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции, порядок финансирования для мероприятий, которые включены в городскую Концепцию.

Учитывая исходные негативные показатели (в 2009 г. 39,8% призывников признаны не годными к военной службе), Правительство столицы для решения задач по улучшению состояния здоровья молодежи и повышения качества медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу запланировало выполнение следующих мероприятий:

— разработку и внедрение системы ежегодного мониторинга состояния здоровья, физического и психологического развития молодых людей призывного возраста;

-—реализацию в рамках национального проекта «Здоровье» мероприятий по формированию здорового образа жизни у допризывников и призывников, которые обязательно включают в себя проекты по сокращению потребления алкоголя и табака в молодежной среде;

— совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, разработку различных комплексов физического оздоровления обучающихся и воспитанников;

— внедрение в образовательных организациях города программы здорового образа жизни;

— переподготовку по тематике военно-врачебной экспертизы (в виде краткосрочного повышения квалификации) медицинских работников, которые участвуют в медицинском освидетельствовании при первоначальной постановке на воинский учет и призыве в ряды Вооруженных Сил РФ.

За основу механизма реализации региональной Концепции в г. Москве приняты мероприятия по совершенствованию законодательства в области

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1)

32_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-29-33

Health care reforms

здравоохранения, методическому обеспечению деятельности исполнительной власти, постоянному мониторингу и анализу уровня подготовки юношей призывного возраста к военной службе, внедрению лучшего опыта реализации данной подготовки, созданию и экспериментальной апробации новых подходов к системе допризывной подготовки.

В то же время в Концепции допризывной подготовки молодежи в Москве не определены пути достижения показателей годности к военной службе, четко обозначенные федеральной Концепцией. Только на 3-м этапе (в 2015—2017 гг.) предусматривается реформирование существующей в настоящее время системы определения категории годности к военной службе и создание эффективной системы лечебно-профилактических мероприятий. Вероятно, именно это, с точки зрения Правительства столицы, позволит увеличить количество годных к военной службе юношей до 90%.

При изучении нормативно-правовой базы по проблеме в Московской области не удалось обнаружить действующей Концепции подготовки к военной службе, что идет вразрез с требованиями федеральной Концепции. Так, пунктом 2.13 Плана основных мероприятий распоряжения губернатора области от 28 декабря 2010 г. № 479-РГ предусматривалась разработка программы субъекта по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе на 2012—2015 гг. со сроком исполнения данного документа в 2011 г. В результате проведенной работы постановлением Правительства области от 31 августа 2011 года № 924/5 была утверждена долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012—2015 годы».

В этой программе пути достижения целей, обозначенных в федеральной Концепции, описываются крайне скудно и не базируются на анализе состояния дел в области. Но, как выяснилось, и данная программа была отменена постановлением Правительства области от 29 августа 2012 г. № 1071/32 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013—2015 годы». В ней были предусмотрены разработка и внедрение современных моделей сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся, мониторинг состояния военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, проведение мероприятий по раннему выявлению алкогольной и наркотической зависимости у допризывников.

Кроме того, принятое 23 августа 2013 г. № 657/36 постановление Правительства субъекта «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014—2018 гг.» отменило все предыдущие программы, но не несло в себе ни одного мероприятия по подготовке граждан территории к военной службе в части повышения категории годности к военной службе.

Таким образом, на территории остался единственный действующий в настоящее время нормативный акт — постановление Правительства Московской области от 9 сентября 2011 г. № 990/36, где Минздраву области предписано обеспечивать совместно с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, военным комиссариатом области и органами военно-врачебной экспертизы, контроль проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу. На сегодняшний момент не удалось найти в открытых источниках каких-либо сведений о нормативных документах Московской области, регулирующих реализацию положений федеральной Концепции, в которых отражен анализ современной ситуации на территории области, поставлены задачи по достижению целей, определены сроки и порядок финансирования мероприятий по подготовке граждан к военной службе.

Выводы

1. В настоящее время в регионах сложилась разная ситуация по выполнению мероприятий, предусмотренных Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г. Так, в г. Москве проведена работа по анализу положения вещей и сформирована городская программа подготовки граждан к военной службе с четким понимаем целей, задач, необходимых мероприятий, в Московской же области остались существенные резервы.

2. Отсутствие на территориях подобных программ не позволяет провести анализ состояния дел по данной проблематике и своевременно спланировать и провести мероприятия по упреждающему реагированию на возможные негативные тенденции, выявляемые путем оценки влияния реализуемых региональных программ подготовки граждан к военной службе на ее уровень.

3. Вызывает трудности ознакомление с результатами работы вневедомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию. В этом случае отсутствуют условия по общественному контролю реализации Концепции.

4. Требуют разработки индикаторы эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, характеризующие деятельность региональных властей и соответствующих организаций по подготовке граждан к военной службе.

В целом, как свидетельствует анализ, продолжение на местах всеобъемлющей работы в изучаемом направлении с учетом специфики конкретной территории, внедрение программно-целевого подхода, регулярный контроль состояния проблемы создают реальные предпосылки для успешной реализации заданий Концепции федеральной системы подготовки

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1)

DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-33-37_33

Реформы здравоохранения

граждан Российской Федерации к военной службе, как и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации зв 2013 год. М.: Общественная палата Российской Федерации; 2013..

2. Трушин А.П., Лунин А.П., Арсентьев А.Г. О некоторых проблемных вопросах медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, и их решении в соответствии с нормами действующего законодательства. Право в Вооруженных Силах. 2013; (10): 21—4.

© Коллектив авторов, 2017 УДК 614.2:616-084:331.483.4

3. Чичерин Л.П., Щепин В.О., Согияйнен А.А. Оптимизация медицинского обеспечения подготовки и призыва на военную службу. Ярославль: ООО «Канцлер»; 2013.

Поступила 15.02.2016 Принята в печать 31.03.2016

REFERENCES

1. The Report on a Condition of Civil Society in the Russian Federation for 2013. [Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Ros-siyskoy Federatsii za 2013 god]. Moscow: Public Chamber of the Russian Federation; 2013. (in Russian)

2. Trushin A.P., Lunin A.P., Arsent'yev A.G. About some problematic issues of medical examination of the citizens staying in an inventory, and their decision according to regulations of the current legislation. Pravo v Vooruzhennykh Silakh. 2013; (10); 21—24. (in Russian)

3. Chicherin L.P., Shchepin V.O., Sogiyaynen A.A.. Optimization of medical support of preparation and conscription. [Optimizatsiya meditsinskogo obespecheniya podgotovki i prizyva na voennuyu sluzhbu]. Yzroslavl': LLC «Kantsler»; 2013. (in Russian)

Зеляева Н.В., Камаев И.А., Гурвич Н.И. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», 603950, г. Нижний Новгород, Россия

В статье представлены результаты анализа действующей системы медицинского обеспечения промышленных предприятий и потребительской оценки доступности и качества организации медицинских осмотров диспансеризации. Предложена новая форма комплексных медицинских осмотров, совмещающих объемы программ обследования обязательных периодических медицинских осмотров работников предприятий и первого этапа диспансеризации, осуществляемых на базе единой медицинской организации в соответствии с разработанным регламентом. На основе повышения охвата работников мероприятиями диспансеризации доказана экономическая эффективность комплексных медицинских осмотров за счет снижения экономического бремени хронических неинфекционных заболеваний.

Ключевые слова: промышленные предприятия; хронические неинфекционные заболевания; диспансеризация.

Для цитирования: Зеляева Н.В., Камаев И.А., Гурвич Н.И. Организация профилактических медицинских осмотров в системе медицинского обеспечения промышленных предприятий. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(1): 33—37. DOI: 10.18821/0869-866X-2017-25-1-33-37

Для корреспонденции: Зеляева Наталия Васильевна, ассистент кафедры профилактической медицины Нижегородской медицинской академии, 603950, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

Zeliaieva N. V, Kamaiev I.A., Gurvich N.I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

the organization of preventive examinations in the system of medical support of industrial enterprises

The Nizhegorodskaia state medical academy, 603950 Nizhny Novgorod, Russia

The article presents the results of analysis of actual system of medical support of industrial enterprises and consumer estimate of accessibility o and quality of organization ofmedical examinations during dispensarization. The new form of complex medical examinations is proposed combining capacity of programs of examination of periodical medical check-ups of workers of enterprises and the first stage of dispensarization implemented on the basis of of integrated medical organization according to developed regulations. On the basis of increasing coverage of workers with measures of dispensarization the economic efficiency of complex medical examinations at the expense of decreasing of economic burden of chronic non-infectious diseases is substantiated. Keywords: industrial enterprise; chronic non-infectious diseases; dispensarization

For citation: Zeliaieva N.V., Kamaiev I.A., Gurvich N.I. The organization of preventive examinations in the system of medical support of industrial enterprises. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (1): 33—37. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-1-33-37

For correspondence: Zeliaieva N.V., assistant of the chair of preventive medicine. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 22.10.2016 Accepted 24.11.2016

Реформа системы медицинского обеспечения промышленных объектов в конце прошлого столетия привела к снижению доступности и качества отдельных видов медицинской помощи, к свертыванию профилактических программ [1].

К настоящему времени работники промышленности, особенно основной производственный состав предприятий, находясь под сочетанным воздействием общих и профессионально обусловленных факторов риска (ФР), в отсутствие адекватных про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.