УДК в!3/.в!4-Нв14.7];378.в61
Профессора Р. Д. Габович и Е. И. Гончарук, И. Л. Куринной, доктор мед. наук В. И. Циприян
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ВУЗАХ
Киевский медицинский ииститут
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей школе связано с созданием критериев объективной оценки его эффективности, позволяющих сравнить различные программы, методы и приемы обучения. Как указывают ряд исследователей, об эффективности процесса обучения можно судить по качеству формируемых знаний, их сохранности во времени и применимости на практике (Ю. А. Злобин; В. Джиджева и Л. Ду-кадинов; Р. Ластити и М. Парти).
Использование этих критериев особенно важно для оценки организации учебного процесса и изыскания путей его совершенствования. Кроме того, традиционной проверке знаний и умений студентов не чужды случайность, поверхностность, субъективизм. В ней часто проявляется избыточная строгость преподавателя либо излишний либерализм. По этой причине оценка знаний только на экзаменах и коллоквиумах не дает достаточно объективной информации о качестве знаний и умений, в связи с чем необходимо изыскивать и изучать новые формы контроля качества знаний, умений и навыков, которые давали бы возможность проверки большого числа студентов за короткое время.
С этой целью на базе четырех медицинских вузов республики проведено специальное педагогическое исследование (СПИ). Сущность его в том, что выпускникам санитарно-гигиенических факультетов за месяц до начала государственных экзаменов было предложено письменно ответить на 7 допросов, отражающих основные, фундаментальные знания, навыки и закономерности процессов и явлений, изучаемых коммунальной гигиеной. Всего составлено 12 вариантов билетов, поэтому представление о знании студентами основ дисциплины базировалось на анализе 84 ответов. С целью выяснения степени усвоения студентами практических навыков в каждом варианте была 1 ситуационная задача.
Вопросы формулировались таким образом, чтобы ответы были четкими, конкретными, лаконичными и однозначными. СПИ было охвачено 603 выпускника (184 из Донецкого, 177 из Днепропетровского, 175 из Киевского и 67 из Львовского медицинских институтов). Таким образом, на каждый из 12 вариантов отвечало около 50 студентов, что позволило с достаточным основанием судить об усвоении предмета.
Оценку за ответ на каждый вопрос выставляли на основании его сопоставления с «эталонным» ответом, предварительно сформулированным исследователями. Ответы оценивали по следующей
шкале: 0 — ответ не получен или неверный; 2 — правильный на 25%; 3 — правильный на 50%; 4 — ответ правильный на 75%; 5 — ответ правильный на 100% и безукоризнен по форме и содержанию. При ответе на вопросы повышенной сложности к основной оценке добавляли 1 балл.
Последующая обработка данных заключалась в вычислении среднего балла, полученного студе-тами данного вуза по каждому вопросу, и на основании его подсчитывался коэффициент прочности знаний:
К„ =» 100 %,
где а — средний балл по результатам ответов на данный вопрос; в — максимально возможный былл (5 или 6 в зависимости от сложности вопроса).
Предварительный специальный эксперимент показал, что коэффициент прочности знаний у отличников составлял 80—90%, у имеющих хорошие и отличные оценки — 50—80%, у имеющих хорошие оценки — 40—50%, у студентов средних способностей и обычного прилежания — 30—40%, у слабо подготовленных и плохо занимающихся — 30%. Поэтому при оценке прочности знаний приемлемый коэффициент должен быть не ниже 30%. Параллельно с обработкой результатов СПИ проводили анализ оценок, полученных выпускниками по данному вопросу на государственных экзаменах. Если оценить только результаты государственных экзаменов за 1977 г.,то можно сделать заключение о высоком уровне подготовки санитарных врачей по коммунальной гигиене. Так, в Львовском медицинском институте средний балл составил 4,55, в Киевском — 4,48, в Днепропетровском — 4,30, в Донецком — 4,24.
Высокий уровень знаний, показываемых студентами на выпускных экзаменах, объясняется наличием хорошей материально-технической базы на санитарно-гигиенических факультетах, высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава, хорошо организованной в масштабах факультетов и кафедр учебно-воспитательной работой. систематической оптимизацией и интеграцией учебного процесса. Многие кафедры коммунальной гигиены ведут научные исследования по методике преподавания дисциплины, уже издали учебники и учебные пособия или работают над их созданием, используют программированное обучение и контроль знаний, технические средства обучения, активные формы работы студентов (решение ситуационных задач, самостоятельная экспертиза про-
Таблица 1
Прочность знаний ло отдельным разделам коммунальной гигиены (в %)
Раздел Медицинский институт
Киевский Днепропетровский Донецкий Львовский
Общие вопросы 40 43 35 44
Гигиена воды 36 29 36 31
Санитарная охрана во-
доемов 27 24 30 33
Санитарная охрана
почвы 33 29 33 35
Санитарная охрана ат-
мосферного воздуха 30 31 25 30
Гигиена жилищ 40 31 32 27
Гигиена планировки 38
населенных мест 33 26 34
ектов и др.). В последние годы в учебный процесс с успехом внедряются элементы учебных исследовательских работ (рефераты, коллективные лабораторные исследования), проблемные и комплексные лекции, специальные курсы по отдельным разделам предмета, инструментальные обследования объектов, действенные формы контроля за текущей успеваемостью студентов.
Вместе с тем СПИ показало, что обучение студентов в вузе не лишено недостатков. Прежде всего необходимо обратить внимание на невысокую прочность знаний: для Киевского института — 35,4%, для Донецкого — 35,2%, для Львовского — 33,6 %, для Днепропетровского — 30,0 %. В целом коэффициент прочности знаний не превышал 33,4%. Косвенные сигналы о недостатках в подготовке выпускников имелись и раньше на основании анализа результатов тех же государственных экзаменов, отзыва санэпидемстанции о работе выпускников и опросе последних. Однако только СПИ выявило объем оперативной информации, которая используется без специальной подготовки, и узловые вопросы, нуждающиеся в более глубоком изучении. СПИ позволило выяснить степень усвоения отдельных разделов предмета (табл. 1).
Из данных табл. 1 следует, что в Киевском медицинском институте необходимо обратить особое внимание на преподавание раздела «Санитарная охрана водоемов и очистка сточных вод», в Днепропетровском — раздела «Гигиена планировки населенных мест», в Донецком — раздела «Санитарная охрана атмосферного воздуха», в Львовском — раздела «Гигиена жилых и общественных зданий».
Обобщение материалов государственного экзамена по коммунальной гигиене и СПИ позволяет также выявить ряд общих недостатков в знаниях студентов по предмету. В табл. 2 перечислены основные вопросы, средний суммарный уровень знаний по которым не может считаться удовлетворительным.
Обобщение материалов СПИ и государственных экзаменов позволяет также отметить следующее.
Тзблнца 2
Коэффициенты прочности знаний по некоторым вопросам коммунальной гигиены (в %)
Вопрос Медицинский институт
Киевский Днепропетровский Донецкий Львовский
Схемы водопроводов 37,0 29,0 37,0 23,0
Факторы и показате-
ли самоочищения во-
доемов 15.0 26,0 36,6 27,0
Схема очистки сточ-
ных вод с аэротен-
ком, работающим 17,0
на полную очистку 35,0 17,0 15,0
Вычисление достаточ-
ности объема проточ-
ной части отстойни-
ка и площади фильт-
ра 2,0 6,0 6,0 0,0
Определение колн-тит-
ра водопроводной 6,0
воды 4,0 13,0 6,0
Что такое окисляе-
мость воды и БПК5 30,0 16,0 14,0 20,0
Лимитирующие пока-
затели вредности, по
которым устанавли-
вается ПДК химиче- 22,0
ских веществ в воде 8,0 12,0 6,0
Определение коли-ин- 22,0
декса воды из реки 18,0 12,0 6,0
Сооружения, исполь-
зуемые для обезвре-
живания жидких от-
бросов при вывозной
системе 1.7 22,0 12,0 10,0
Что такое фотоокси- 13,0
данты? 13,3 22,0 5,0
ПДК 502 в атмосфер-
ном воздухе, прямое
и косвенное воздей-
ствие повышенных
концентраций 502 8,3 18,2 13,3 25,0
Нарисовать розу вет-
ров и указать пра-
вильное взаиморас-
положение жилого
района и промыш- 37,0 23,0
ленного предприятия 37,0 29,0
Исследования, прово-
димые при нормиро-
вании вредных ве-
ществ в атмосфер- 33,3
ном воздухе 20,0 8,3 1,7
Поглотители, приме-
няемые для взятия
проб атмосферного 22,0
воздуха 4,4 26,6 10,0
Способы изучения
влияния промышлен-
ных выбросов на здо- 20,0
ровье населения 20,0 15,3 17,0
Понятие глубины зало- 8,0
жения помещения 4,0 10,0 8,0
Системы больничного
строительства, при-
меняемые в настоя-
щее время (преиму-
щества, недостатки) 26,0 13,3 15,0 10,0
Мероприятия по про-
филактике хрониче-
ского карботоксико-
за в жилище 33,0 23,0 20,0 8,0
Некоторые студенты Недостаточно знакомы с наиболее часто применяемой гигиенической аппаратурой и недостаточно освоили методику проведения инструментальных исследований на коммунальных объектах в конкретной ситуации. Это касается в первую очередь санитарно-бактериологиче-скнх и особенно санитарно-вирусологических исследований. Хуже студентами усвоены вопросы, требующие знания смежных дисциплин (микробиологии, паразитологии, биологии и др.) или физической характеристики факторов окружающей среды (освещенности, уровня шума, напряженности электромагнитных полей и др.). Ряд студентов недостаточно хорошо владеют методикой изучения влияния коммунальных условий на организм человека и здоровье населения. Встречаются студенты, недостаточно ориентирующиеся в таких понятиях, как «урбанизация», «экология», а тем более в мировоззренческих вопросах, связанных с коммунальной гигиеной («НТР и внешняя среда», «Урбанизация и здоровье», «Теории болезней цивилизации» и др.). Часть студентов недостаточно ориентированы в применении математического моделирования в коммунальной гигиене (распределение загрязнений в атмосфере и водоемах, прогнозирование уровня уличного шума и др.). Некоторые студенты не могли изобразить последовательность обработки воды на водопроводных и канализационных очистных станциях.
Еще одним преимуществом тестированного письменного опроса студентов является то, что по среднему числу баллов, набранных одним студентом. можно определить индивидуальный и общий уровень знания предмета. По степени подготовленности студенты распределялись следующим образом: отлично подготовлено 5—15%, знают основы предмета 70—80%, недостаточно подготовлено по отдельным разделам дисциплины 10—20%. Как видно из этих данных, основная часть студентов могут считаться достаточно хорошо подготовленными. Колебания степени подготовленности в отдельных вузах невелики, что позволяет сделать вывод о примерно одинаковой системе преподавания и обучения в медицинских вузах республики.
Описанный и апробированный нами опыт организации обратной связи по проверке прочности знаний, опрос студентов, а также опыт деятельности некоторых кафедр позволяют дать следующие рекомендации. Более широкое использование тестового контроля на практических занятиях в сочетании с традиционными формами обучения стимулирует самостоятельную работу студентов. Это дает возможность развивать и активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет выявить знания в новых связях и ситуациях. Ре-
гулярная проверка приучает студентов к осмысленному труду, помогает усваивать учебный материал, формировать умения и навыки в наиболее сжатые сроки. В процессе преподавания следует уделять внимание основным законодательным документам, содержанию и методике их использования, общебиологическнм вопросам обезвреживания органических загрязнений в окружающей среде, патогенетическим механизмам влияния различных загрязнителей на здоровье населения, теоретическим вопросам нормирования вредных веществ в различных средах, расчетным методам прогнозирования уровня загрязнения окружающей среды, методике проверки параметров очистных сооружений, основам отопления и вентиляции жилых и общественных зданий.
Для оптимизации преподавания и совершенствования технологии учебно-воспитательного процесса необходимо использовать такие достижения вузовской педагогики, как межкафедральные программы, графологические структуры, усиление элементов обучения и теоретизации за счет фактологии, углубление интеграции, развитие самостоятельного научного мышления на базе студенческих научных кружков и научно-исследовательских работ студентов, решение ситуационных задач.
Для более прочного усвоения студентами основных методов гигиенических исследований и основной аппаратуры необходимо составить их перечень и разработать интегрированные планы, в которых предусмотреть преемственность обучения на кафедрах, пути и методы закрепления знаний. Следует шире практиковать работу студентов с аппаратурой на коммунальных объектах во время практики и первичной специализации. Вероятно, целесообразно создать «сквозные» межкафедральные методические разработки по отдельным факторам, таким как шум, микроклимат и др. Закрепление у студентов навыков работы с официальными нормативными и законодательными документами возможно при активной самостоятельной экспертизе проектов. Создание на базе кафедр кабинетов санитарной экспертизы с обеспечением их полным набором документов имеет важное значение.
Все изложенное позволяет нам предложить для широкого и систематического использования письменный тестовый контроль знаний студентами учебного материала, а для активизации лабораторных и семинарских занятий — приведенные выше рекомендации.
ЛИТЕРАТУРА. Злобин. Ю. А. — Совр. высш. школа, 1976, № 2, с. 63—69. Джиджева В., Дукадинов Л. — Там же, с. 69—83. Ластити Р., Парти М. — Там же, с. 49—55.
Поступила 29.09.80