Научная статья на тему 'Пути совершенствования организации бытовых услуг населению по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств в Азербайджане'

Пути совершенствования организации бытовых услуг населению по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТОВЫХ УСЛУГ / РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА / РАСШИРЕНИЕ СЕТИ ОБЪЕКТОВ / THE ORGANIZATION OF CONSUMER SERVICES / REPAIR OF MOTOR VEHICLES / SYSTEMS OF LABOR PAYMENT / BROADENING THE NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоев Али Мамед

На основе многолетних статистических, отчетных и учетных данных проанализировано состояние организации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств в Азербайджане, выявлено значение этого вида услуг; указана взаимосвязь между объемом услуг, количеством автомобилей и средней стоимостью их ремонта; дана характеристика отдельных сервисных центров, расположенных в республике; выявлены соответствующие резервы и указаны пути совершенствования организации услуг населению по указанному виду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING THE ORGANIZATION OF COMMUNITY SERVICES ON REPAIR AND MAINTENANCE OF MOTOR VEHICLES IN AZERBAIJAN

The situation with regard to the organization of consumer services on repair and technical maintenance of motor vehicles in Azerbaijan has been analyzed on the basis of long-term statistic, accounting and report data, and the significance of this kind of services has been highlighted; interdependence between the volume of provided services, the number of automobiles and median costs of repair has been pointed out; characteristic features of some service centers have been shown and the corresponding resources and the ways of enhancing the organization of services to the population have been specified.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования организации бытовых услуг населению по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств в Азербайджане»

УДК 656.075

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЫТОВЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

А. М. Мирзоев1

Институт Экономики Национальной академии Наук Азербайджана, Аз1143, Азербайджанская

Республика, г. Баку, пр. Г.Джаеида, 31.

На основе многолетних статистических, отчетных и учетных данных проанализировано состояние организации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств в Азербайджане, выявлено значение этого вида услуг; указана взаимосвязь между объемом услуг, количеством автомобилей и средней стоимостью их ремонта; дана характеристика отдельных сервисных центров, расположенных в республике; выявлены соответствующие резервы и указаны пути совершенствования организации услуг населению по указанному виду.

Ключевые слова: организация бытовых услуг, ремонт автотранспортных средств, системы оплаты труда, расширение сети объектов.

WAYS OF IMPROVING THE ORGANIZATION OF COMMUNITY SERVICES ON REPAIR AND MAINTENANCE OF MOTOR VEHICLES IN AZERBAIJAN

A.M. Mirzoev

The situation with regard to the organization of consumer services on repair and technical maintenance of motor vehicles in Azerbaijan has been analyzed on the basis of long-term statistic, accounting and report data, and the significance of this kind of services has been highlighted; interdependence between the volume of provided services, the number of automobiles and median costs of repair has been pointed out; characteristic features of some service centers have been shown and the corresponding resources and the ways of enhancing the organization of services to the population have been specified.

Keywords: the organization of consumer services, repair of motor vehicles, systems of labor payment, broadening the network.

Усиление в Азербайджане социальной направленности экономики в последние годы вызывает необходимость проведения активных преобразований, структурирования имеющихся подходов к управлению сферой услуг.

Неоднородность сферы услуг как по технико-технологическому, кадровому, организационно-экономическому и другим признакам, обусловленная ее составом, вызывает необходимость более полного учета особенностей и достигнутого уровня развития отдельных подотраслей сферы услуг при разработке программных документов. Бытовые услуги - это особые отношения между производителем, при которых потребитель приобретает конкретное полезное действие труда. Полезные эффекты услуг являются элементами об -щественного продукта труда и носят не только экономический, но и социальный характер.

Для работников, занятых оказанием бытовых услуг населению, общественный продукт труда представляет собой совокупность потреби -тельных стоимостей в виде материальных товаров и полезных эффектов услуг для удовлетворения запросов населения.

Большую часть услуг можно считать элементом материального производства. Начиная с 2003 года, в Азербайджане последовательно были утверждены две государственные программы по социально-экономическому развитию регионов. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что в результате успешного осуществления этих программ значительно улучшилось социальное положение населения, доведен до минимума уровень бедности и заметно сократилась безработица. В течение 2004-2011 гг. в республике было создано более 1 млн. новых рабочих мест. После осуществления приватизации государственных иму-ществ значительно расширилась сеть объектов социальной инфраструктуры. В результате объем платных услуг населению республики только за 1995-2011 гг. увеличился в 31,8 раза, составив на начало 2012 года 5332,4 млн. ман., из которых порядка 12,4% составляют бытовые услуги. [4] По оперативным данным ЦСУ республики, в 2011 году объем платных услуг населению по сравнению с предыдущим годом увеличился почти на 12,9%, в том числе бытовые услуги - на 8,4%. [5]. Ныне валютный резерв Азербайджана составляет

более 45 млрд. долл. Страна осуществляет внешнеторговый оборот со 150 странами мира. Успешное осуществление социально-экономической политики и экономической реформы способствовало динамическому развитию республики, и она активно участвует в энергетической безопасности Европы. Нефтяные доходы частично используются в создании современных объектов социальной инфраструктуры. В стране создана широкая сеть олимпийских, туристических, медицинских цен-

За это время число занятых в негосударственных предприятиях работников увеличилось на 122,5%. За рассматриваемый период доходы на душу населения выросли в 2,9 раз, а среднемесячная зарплата - в 3,5 раза. Заметное улучшение социального положения населения способствовало росту объема платных услуг в 5,6 раза. Если в 2005 году объем бытовых услуг на душу населения составлял 25,1 ман., то в 2011 г. он достиг 73,1 ман. За этот период количество автомобилей на каждые 100 семей увеличилось в 1,68 раз и составило 42 ед. Это в свою очередь способствовало

тров, новых школ, мостов, дорог, жилищно-коммунальных и других центров. В результате всего этого значительно улучшились макроэкономические и социальные показатели, сведения о которых приводятся в табл.1. Анализ данных таблицы показал, что только за 2005-2011гг. население республики увеличилось на 108%, а его доходы - в 4,75 раз.

росту объема услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств в 3,3 раза. В результате удельный вес этого вида услуг в общем объеме бытовых услуг увеличился с 41,7% до 43,61%. Поэтому в дальнейшем в данной статье основной упор будет делаться на организации этого прогрессивного вида услуг в республике. Для выявления резервов объема бытовых услуг по этим видам сначала следует провести анализ изменения количества автотранспортных средств с учетом импорта.

Таблица 1. Динамика основных социально - экономических показателей Азербайджана *)

Показатели Годы Темп роста (в % - ах)

2005 2009 2010 2011 2011 к 2005 году 2011 к 2010 году

Численность населения, тыс. чел 8553,1 8997,6 9111,1 9235,1 108,0 101,4

Число занятых работников в негосударственных предприятиях, тыс. чел 2638,9 2968,3 3186,4 3232,0 122,5 101,4

Доходы населения, млн. ман. 8063,6 41100,0 38966,0 3833,0 64,75раз 98,4

Доходы на душу населения, ман. 962,2 2560,4 2866,0 3383,0 63,5 раз 118,1

Среднемесячная зарплата работающих в экономике, ман. 123,6 298,0 331,5 364,2 62,95раз 109,8

Объем платных услуг населению, млн. ман. 960,7 4088,2 4724,5 5332,4 65,6раз 112,9

Объем бытовых услуг населению, млн. ман. 210,4 547,1 610,7 662,0 63,1 раз 108,4

Объем бытовых услуг на душу населения, млн. ман. 25,1 62,0 68,4 73,1 62,9 раз 106,9

Удельный вес бытовых услуг в общем объеме платных услуг, в % - ах. 12,9 13,4 12,9 12,4 X X

Количество автомобилей на 100 семей в республике, штук. 25 38 40 42 168,0 105,0

Объем услуг по ремонту и обслуживаниюавто-транспортных средств, млн. ман. 87,7 228,3 259,0 288,7 63,3 раз 111,5

Удельный вес объема улуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств в общем объема бытовых услуг, в % - ах. 41,68 41,72 42,41 43,61 104,6 X

*) Статистические показатели Азербайджана. Баку, "DSK", 2012, с. 38 - 41; 345 - 349

Таблица 2. Количество и типы автотранспортных средств в Азербайджане (тыс. штук)

Наименования автотранспортных средств Типы (марки) Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Темп роста 2010 к 2005 году (в % - ах)

Всего, в том числе: 123 612,1 690,0 773,3 860,0 925,9 982,6 1037,6 169,5

Легковые автомобили, из них: 62 479,5 549,0 616,9 700,1 759,2 815,7 871,5 181,7

Собственные автомобили 60 458,8 525,3 589,3 668,6 725,8 779,7 832,6 181,5

Автобусы 15 26,7 27,5 28,1 29,3 30,0 29,6 29,2 109,4

Грузовые автомобили 25 90,8 97,4 110,4 113,1 117,4 118,5 122,2 134,6

Автомобили специального назначения 5 9,5 10,3 11,5 11,5 11,8 11,7 10,2 107,4

Другие типы автомобилей 3 5,5 5,9 6,5 6,1 7,5 7,1 4,6 83,6

Мотоциклы 8 3,6 3,4 2,8 2,3 1,9 1,6 1,6 44,4

Прицепы и полуприцепы 5 4,8 5,5 7,9 8,1 10,1 10,8 10,6 62,2 раза

*) Транспорт Азербайджана. Стат.сборник. Баку, "ЦСУ", 2012, с. 68 - 69.

Таблица 3. Количество автотранспортных средств по регионам Азербайджана (тыс. штук ) *)

Регионы Годы Темп роста (в % - ах)

2000 2005 2010 2011 2011 к 2000 году 2011 к 2005 году

Всего в республике 440,6 612,1 982,6 1037,6 62,4 раза 169,5

г. Баку (включая поселки) 146,0 295,9 598,1 647,7 64,4 раза 62,2 раза

Апшеронский 21,2 24,0 33,4 35,9 169,3 149,6

Гянджа - Газахский 63,3 70,7 91,0 95,3 150,6 134,8

Шеки - Закатальский 25,6 27,9 29,7 30,4 118,7 109,0

Ленкоранский 33,3 37,5 46,1 43,9 131,8 117,1

Губа - Хачмасский 18,6 18,2 23,6 23,1 124,2 127,0

Низменные регионы 80,7 81,2 95,4 92,0 114,0 113,3

Верхний Карабах 2,7 2,7 3,2 3,4 126,0 126,0

Горный Ширван 13,7 13,9 12,3 12,2 89,1 87,8

Нахичевань 18,3 18,5 24,9 27,8 152,0 150,3

По оккупированным районам 17,3 21,6 24,7 25,9 149,7 120,0

*) Транспорт Азербайджана. Стат.сборник. Баку, "ЦСУ", 2012, с. 74 - 77.

Исследованием выявлено, что на террито- транспортных средств, из которых более 50% со-рии республики эксплуатируются 123 типа авто- ставляют легковые, 20,3% - грузовые автомобили.

За 2005- 2011 гг. общее количество автотранспортных средств в республике увеличилось на 169,5% и достигло 1037,6 тысяч штук, из которых 84% составляют легковые, а 11,8% - грузовые автомобили. Кстати, за указанный период их количество увеличилось на 181,7% и 134,6% - соответственно. С развитием туризма в республике количество прицепов и полуприцепов за анализируемый период увеличилось в 2,2 раза и достигло 10,8 тыс. ед. (см. табл. 2). Если рассмотреть распределение автотранспортных средств по регионам республики, то нетрудно заметить, что 62,4% их эксплуатируется на территории Апшеронского полуострова; 9,2% - Гянджа - Газахском; 8,9% -низменном; 4,2% - Ленкоранском; 2,9% - в Шеки - Закатальском регионах. Причем, по всем экономическим регионам в основном наблюдается рост автотранспортных средств (см. табл.3).

В последние годы в Азербайджане производится большое количество легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственных тракторов.

Анализ основных показателей, характеризующих ремонт и техобслуживание автотранспортных средств, показал, что в 2005-2011 гг. объем оказываемых населению услуг по этому виду увеличился в 3,3 раза, а объем услуг на душу населения - в 3,1 раза. Причем за эти годы индекс физического объема по сравнению с 2000 годом в 2011 году составил 314,1%, а по сравнению с 2005 годом - 207,1% (см. табл. 5). Заметное увеличение количества автотранспортных средств (на 169,5%) прямо пропорционально повлияло на рост объема и средней стоимости ремонта одного автомобиля. Причем на последний показатель повлияло изменение марки автомобиля, так как в последние годы в республику ввозятся дорогие машины с различным цветом и маркой (см. рис. 1). Расчеты пока-

Однако развитие мирового автомобильного производства способствует росту импорта. Исследованием выявлено, что только за 2005-2011 гг. в Азербайджан было ввезено 525,4 тыс. штук автотранспортных средств и тракторов, из которых 86,3% составляли легковые, 10,2% - грузовые; 1,0% - автобусы; 1,6% - тракторы и 0,8% -автомобили специального назначения. Наибольшее количество ввозимых легковых автомобилей в республике имело место в 2008 году (89,1 тыс. ед.).

В 2006-2007 гг. количество ввозимых легковых автомобилей составило 140,9 тыс. единиц (см. табл. 4). По оперативным данным ЦСУ республики, за январь - апрель 2012 года в республику было ввезено 26,2 тыс. штук легковых, 2,7 тыс. штук грузовых автомобилей и 356 штук автобусов. На общую сумму 81 млн. долл., причем рост этих автотранспортных средств по сравнению с аналогичным периодом 2011 года в среднем увеличился более чем на 70%.

зывают, что средняя стоимость ремонта автомобиля в 2005 г. составила 143,3 ман., в 2006 г. - 132 ман., а в последующие годы она резко увеличи-лась, достигнув в 2011 году 278,2 ман. В результате за анализируемый период стоимость ремонта одного автомобиля выросла на 194,1%. Специалисты подобное подорожание связывают с применением в процессе ремонта дорогостоящей технологии, ростом заработной платы мастеров и учеников, а также с увеличением арендной платы мастеров и учеников. В настоящее время в Азербайджане функционирует представительство почти всех зарубежных автокомпаний. Среди них по своему объему работ, дислокации ремонтных центров и численности работающих являются: Центр "KÍA - servis", Центр "Hyundai Auto - Azerbaijan"

Таблица 4. Количество автотранспортных средств и тракторов, ввезенных в Азербайджан за 2005 -2010 гг. из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Типы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Всего за 2005-2011 годы

Автобусы 382 371 652 1490 1030 849 655 5429

Легковые автомобили 55269 70047 70984 89108 63431 51824 52941 453574

Грузовые автомобили 8493 7550 9775 11297 6125 4403 6177 53820

Автомобили специального назначения 409 665 978 1048 436 369 495 440

Тракторы 611 916 1306 1320 1613 1132 1275 8173

Всего 65164 79549 863695 104263 72635 58577 61543 525426

*) Внешняя торговля Азербайджана. Стат.сборник. Баку, "ЦСУ", 2010, с. 74 - 79 и 2012 - с. 257 - 259

и ООО "Мамедоглы". В течение 2006-2011 гг. количество объектов и число работающих в этих центрах значительно увеличилось. Так, если в 2006 году в трех центрах функционировало всего 24 сервиса и в них работали 100 человек, то в 2011 году их число достигло 61 ед., а число работающих составляло 269 чел. (см. табл. 6). Среди этих центров "КА^ег^" по своему масштабу и сфере деятельности считается самым современным. Этот центр имеет около 60 постов по обслуживанию автомобилей. Среднемесячная заработная плата мастеров в зависимости от стажа и сложности ра-

бот составляет 500-800 манат, а у техников 250300 манат. Кроме того, кработникам применяются различные системы оплаты труда за качество выполняемой работы, а также методы морального стимулирования. Аналогичные организационно-экономические и социальные меры осуществляются и в центре "Hyundai Auto-Azerbaijan". Что касается деятельности ООО "Мамедоглы", то оно отличается тем, что его объекты небольшие и в каждом из них трудится по 2 человека, которые занимаются ремонтом автомобилей, производимых в странах СНГ.

Таблица 5. Основные показатели, характеризующие ремонт и техобслуживание автотранспортных средств,

принадлежащих населению Азербайджана.

Наименование показателей Годы Темп роста 2011 к 2005 году (в%-ах)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Объем оказываемых населению услуг, млн. ман. 87,7 91,1 133,6 196,4 228,2 258,9 288,7 в 3,3 раза

Удельный вес в общем объеме бытовых услуг населению, в % ах. 41,7 31,9 36,7 40,6 41,7 42,4 43,6 X

Индекс физического объема к 2000 году, в % - ах. 151,7 152,1 185,3 240,7 269,6 294,4 314,1 X

Индекс физического объема к 2005 году, в % - ах. 100,0 100,3 122,2 158,7 177,7 194,1 207,1 X

Объем услуг на душу населения, манат 10,3 10,7 15,5 22,5 25,9 28,9 31,9 в 3,1 раза

Количество автотранспортных средств, тыс. штук. 612,1 690 773,3 860,0 925,9 982,6 1037,6 169,5

Средняя стоимость ремонта одного автомобиля, манат 143,3 132,0 172,8 228,4 246,5 263,5 278,2 194,1

*) Торговля и услуги . Стат.сборник. Баку, "ЦСУ", 2009, с. 68 - 77; 2012 г. - с. 245 - 255.

Подводя итоги вышеизложенному, можно прийти к следующему заключению:

- с улучшением социально-экономического положения в республике и материального благосостояния населения увеличивается спрос на автомобили, в результате чего их число на каждые 100 семей заметно возросло;

- количество ввозимых автомобилей и их типы и марки с каждым годом растут;

- из общего количество эксплуатируемых автомобилей более 60% приходится на долю г. Баку, поэтому большинство сервисных центров находятся в столице республики;

- объем услуг по ремонту и техобслуживанию автомобилей в общем объеме бытовых

услуг составляет 42,4% и с каждым годом увеличивается;

- изменение типа и марки ввозимых автомобилей прямо и пропорционально влияет на рост объема услуг и среднюю стоимость ремонта одного автомобиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для совершенствования организации бытовых услуг населению по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в республике, на наш взгляд, необходимо:

* расширить сеть сервисных объектов в регионах республики. В этом случае необходима подготовка новых кадров и переквалификация местных мастеров по ремонту автомобилей;

* для повышения качества выполняемых ремонтных работ и техобслуживания - укрепить материально-техническую базу сервис-

ных центров, внедрить более прогрессивные формы и виды бытовых услуг;

Рисунок 1. Взаимосвязь, между объемом услуг, количеством автомобилей и средней стоимостью ремонта

* добиться создания в районах республики малых сервисных объектов, а также привлечения в этот процесс индивидуальных предпринимателей, получивших высокое образование в области ремонта современных автомобилей;

* активизировать деятельность зарубежных фирм по производству автомобилей в подготовке и переквалификации местных кадров, а также в совмещении профессий;

* продолжить внедрение новых систем оплаты труда мастеров и учеников, выполняющих жестяные работы и окраску машин, а также систему морального стимулирования.

1000

900

BOO

700

600

Таблица 6. Количество объектов и число работающих в них по крупным автосервисам в Азербайджане

Годы Центр RIA - servis Центр "Hyun Auto - Azerbai dai an" 000 "Мамедоглы"

Количество объектов, един. Число работников, чел. Количество работающих на 1 объекте, чел. Количество Объектов, един. Число работников, чел. Количество работающих на 1 объекте, чел. Количество объектов, един. Число работников, чел. Количество работающих на 1 объекте, чел.

2006 2 40 20 1 17 17 21 43 2,0

2007 3 48 16 2 32 16 21 48 2,3

2008 4 54 13,5 2 33 16,5 34 67 2,0

2009 5 71 17,9 3 41 13,7 40 81 2,0

2010 5 82 16,4 4 64 16,0 44 87 2,0

2011 5 94 18,8 4 67 16,7 52 108 2,0

Темп роста 2011к 2006г (в%-ах) в 2,5 раз в 2,35 раз 94,0 в 4 раз в 3,9 раз 98,2 в 2,48 раз в 2,5 раз 100,0

*) Таблица составлена автором на основе первичных отчетных и учетных данных центров и 000.

Литература

1. Статистические показатели Азербайджана. Баку, "ЦСУ", 2012, 814 с.

2. Транспорт Азербайджана. Стат. сборник. Баку, "ЦСУ", 2012, 138 с.

3. Внешняя торговля Азербайджана . Стат. сборник. Баку, "ЦСУ", 2010, 246 е.; 2012 , 272 с.

4. Торговля и услуг. Стат.сборник. Баку, "ЦСУ", 2009, 234 с. и 2011 г - 180,2012 - 286 с.

5. Азербайджан в цифрах. Баку, "ЦСУ", 2012, 288с.

6. Отчетные и учетные данные крупных центров и ООО по ремонту автотранспортных средств в г. Баку за 2006 - 2011 гг.

1 Мирзоев Али Мамед оглы, Диссертант Института Экономики НАНА, Адрес: Азербайджанская Республика, г. Баку, пос. Биляджари, Новый жилищный массив, переулок 2, дом 37; тел: +994502661414; e-mail: ali_mirzayev@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.