Научная статья на тему 'Изучение состояния рынка по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и тенденции его развития'

Изучение состояния рынка по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и тенденции его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1346
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтулов А. Л., Алексеев А. А.

В статье автором изучается рынок технического обслуживания и ремонта т. Омска и обосновывается повышение спроса на услуги автосервиса. Выявлены предпочтения омских автовладельцев при выборе автосервиса для ремонта автотранспортных средств. Выводы автора могут служить основой оценки перспектив развития предпринимательских структур сферы обслуживания автотранспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of market of vehicles repair and service and its development trends

The author studies the maintenance works and service market of the Omsk city in this article and substantiates the ever-growing demand for service center's usage. There were discovered the preference for choosing of a service center by drivers in this article. The author's resumes can be a base developing perspectives of the entrepreneur structure of the motor-transport service.

Текст научной работы на тему «Изучение состояния рынка по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и тенденции его развития»

УДК 339.13 +656.13

А. Л. АХТУЛОВ А. А. АЛЕКСЕЕВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Омский экономический институт

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ_=

В статье автором изучается рынок технического обслуживания и ремонта г. Омска и обосновывается повышение спроса на услуги автосервиса.

Выявлены предпочтения омских автовладельцев при выборе автосервиса для ремонта автотранспортных средств.

Выводы автора могут служить основой оценки перспектив развития предпринимательских структур сферы обслуживания автотранспорта.

В современных условиях развитию автотранспортного комплекса и, в частности, ремонту и обслуживанию автотранспорта уделяется большое внимание. Как отмечено в «Транспортной стратегии до 2020г.», экономическая стратегия Правительства Российской Федерации определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие — как одну из приоритетных задач государственной деятельности. ; Возрастающее количество машин на улицах I города свидетельствует о том, что автомобиль уже | давно стал необходимым средством передвижения. ! Постепенный рост доходов, упрощение условий кредитования повышают возможность населения приобретать собственный транспорт. Количество легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, можно представить в виде таблицы 1.

Очевидно, что резервы роста динамики численности автомобилей далеко не исчерпаны. Самые свежие данные за 2005-2006 гг. следующие: на 1 января

2005 г. автомобильный парк страны составлял 24.208.019 легковых автомобилей, а на 1 января

2006 г. - уже 25.569.713.

Каждый автомобиль требует текущего ремонта, связанного с условиями эксплуатации автомобильного транспорта, дорожно-транспортными происшествиями, техническим состоянием автомобильных дорог. Учитывая географическое расположение

нашей области, отметим необходимость сезонного обслуживания автомобилей.

Современное качественное техническое сопровождение подразумевает создание более удобных условий для автолюбителей. Они предполагают организацию технологических линий ремонта из узконаправленных ремонтных участков под одной крышей и в едином дисконтном пространстве.

Рынок по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта остается очень молодым и испытывает ряд серьезных проблем. В первую очередь, это касается отсутствия механизмов его регулирования. Сейчас для того, чтобы открыть предприятие техсервиса, достаточно просто его зарегистрировать, и можно начинать ремонтировать автомобили. Причем происходит это на фоне резкого изменения качественного состава автомобильного парка — в нем присутствует все больше современной техники, ремонт которой требует высокого мастерства. С этой проблемой тесно связана и вторая проблема — преобладание "серых" мастерских с низким качеством обслуживания и достаточно ощутимая доля теневой экономики, негативно отражающиеся на имидже отрасли в целом.

Конкуренция со стороны малых мастерских вынуждает крупные сервисные фирмы искать новые способы привлечения и удержания клиентов. Дилеры борются за рынок сервиса различными способами: введением 2-х, 3-годичной гарантии, системы

Таблица 1

Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек по регионам РФ (на конец годэ)

Регион 1993 2000 2001 2002 200Э 2004

Сибирский федеральный округ 95,6 117,3 119,1 123,5 139,3 146,2

Кемеровская область 90 115,5 117,4 121,4 122,1 130,4

Новосибирская область 83 96,7 94,8 100,3 163,5 173,4

Омская область 82,8 127,1 130,7 135,6 141.5 146,6

Томская область 104,1 125,4 115,4 127,4 129,3 137,2

накопительных скидок, дополнительных услуг (автострахование, кафе, услуги АТС), проведением рекламных акций (распространение продукции с логотипом компании, соревнования и выставки), атакже постоянным повышением квалификации персонала в собственных учебных центрах.

По данным журнала «За рулем», в России количество автосервисов достигает 6000, в Москве — 2500, в Санкт-Петербурге - 1000.

Сфера платных услуг Омска, как и других городов, представлена развитыми сетями супермаркетов, салонов связи, ресторанов, фитнес-клубов, кинотеатров, химчисток и стоматологических клиник. А вот рынок технического обслуживания и ремонта до сих пор развивается по своим собственным, стихийным законам. Крупных сетей на нем так и не появилось (если не считать техцентры авторизованных дилеров, в которые в подавляющем большинстве случаев обращаются только владельцы новых автомобилей).

В соответствии с данными статистического ежегодника за 2004 г., в структуре бытовых услуг в г. Омске ремонт и техническое обслуживание автомашин составляет 16,8 % и занимает второе место после прачечных услуг, ремонта, окраски и пошива обуви и швейных изделий. В 2004 г. объем реализации бытовых услуг достиг 2,5 млрд. руб., из которых 416 млн. пришлось на ремонт и техническое обслуживание автомашин.

Динамика автомобильного парка города и области характеризуется высокими темпами роста. Эти изменения можно представить в виде диаграммы 1.

Наметившаяся тенденция увеличения числа автомобилей, в свою очередь, подтверждает увеличение спроса на ремонт и техническое обслуживание транспорта.

В городе насчитывается 1291 объект автобизнеса. Из них 884 - автосалоны и магазины по продаже автомобилей и запчастей, 244 — по ремонту и обслуживанию автотранспорта, 116 автостоянок, 47 моек.

Зарегистрированные в городе Омске юридические лица и индивидуальные предприниматели занимаются техническим обслуживанием автомобилей, узлов, агрегатов. Сфера их деятельности включает диагностику, регулировочные работы, ремонт электрооборудования, жестяно-сварочные работы, шиномонтаж, установку сигнализации, радиоаппаратуры и пр. Обслуживание крупных СТО разнообразно и гарантирует качество, но имеет высокую цену и длительный срок исполнения заказа. В мелких

частных фирмах цена не всегда оправдана качеством и не всегда гарантируется.

Нами был проведен опрос населения г. Омска в целях выявления предпочтений омских автовладельцев. Был задан вопрос: «Услугами какого автосервиса вы пользуетесь?»

Как пок&зывают результаты исследований, на рынке ремонта и обслуживания автомобилей еще никому не удалось создать стандартный продукт и запустить его в сеть. Операторов рынка очень много, и ни одному из них не удалось завоевать в умах потребителей значительное пространство. Более того, лидируют безымянные мастерские.

Данные исследования можно представить в виде диаграммы 2.

7,5% респондентов не имеют определенных предпочтений, 15% опрошенных обращаются к знакомым частным мастерам. Это значит, что владельцы автомобилей обращаются не на предприятие, а к конкретному человеку. Первая в рейтинге названная конкретная организация — «Автородео» (10%), далее следует «Омск-Лада». По 4,5% голосов получили СТО, такие, как «Барс» и левобережный «Автотехцентр». 2% в рейтинге занимают «Рем-2000», «Эльпорт», «Питон». 18% опрошенных ответили, что на данный момент не нуждаются в автосервисе, т.к. их автомобили приобретены недавно. 26% респондентов осуществляют самостоятельный ремонт. Подвергается сомнению качество такого ремонта.

ООО «Омск-Лада»; 7%

ООО «Автородео»; 10%

Определенных предпочтений не имеют; 7.50%

Самостоятельный ремонт, 26%

СТО «Оаемуоо»;

1.50%

Ремонту частников; 15%

«Питон»; 2%

«Рем - 2000»; 2У. «Эльпорт» 2%

СТО «Барст;4.50%

Машина новая, поэтому не ремонтировалась; 18%

Левобережный «Автотехцентр»; 4.50%

Диаграмма 2. Выбор автосервисов омскими автовладельцами

Таким образом, рынок по ремонту и обслуживанию автомобилей молод и нуждается в структуризации. Возникает необходимость развития городской инфраструктуры технического сервиса транспортных средств, включающей в себя не только объекты, непосредственно связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей, но и предприятия смежных отраслей, таких, как учебные организации, страховые и банковские компании и т. д.

Библиографический список

1, Приказ министра транспорта РФ №45 от 12 мая 2005 г. «Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года».

2. Омский областной статистический ежегодник. -Омск, 2005 г. Экономические аспекты управлении и предпринимательства на вторичном рынке // Экономические проблемы управления предприятием: Сборник научных

трудов / Омский государственный технический университет, Омск, 2005 г.

3. Сериков А. Отдадим СТО в хорошие руки за хорошие деньги // Авто Омск, 2004, № 35.

4. Зибина И. «Стайер» набирает темп // Бизнес-курс. 2005, № 10.

.5. Моржаретто И Легковых - почти 26 миллионов! // За рулем. 2006, № 5.

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством и сертификации» СибАДИ. АЛЕКСЕЕВ Алексей Алексеевич, преподаватель Омского экономического института.

Статья поступила в редакцию 23.10.06. © Ахтулов А. Л., Алексеев А. А.

УДК 6561 с. В. ЩЕРБАКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предлагается методика управления реализацией программ развития грузовых автотранспортных предприятий. Сформирован комбинированный принцип управления реализацией программ развития, портфельный подход к управлению реализацией программ развития, составлена схема процесса управления реализацией программ развития по целям грузового автотранспортного предприятия.

Переход грузовых автотранспортных предприя-j тий (ГАТП) Российской Федерации на рыночные ! методы хозяйствования, возникновение конкуренции, перестройка экономических и производственно-технических связей требуют переосмысления сложившихся ранее форм, принципов и методов управления, совершенствования деятельности и развития предприятий.

Успешное развитие предприятия, в частности ГАТП, - залог успешной деятельности в будущем. Любое развитие тесно связано с реализацией программ развития ГАТП. Для планомерного и сбалансированного развития любого ГАТП необходима реализация программ в различные сферы деятельности предприятия, в том числе внедрение технологических и технических новшеств, информационных и телекоммуникационных технологий, новых управленческих и финансово-экономических решений и т.д.

Программа (от греч. programma — объявление, распоряжение) — это изложение основных положений и целей деятельности организации. В нашем сл)-чае под программой следует понимать комплекс j действий намеченной деятельности, работ ГАТП. i По мнению Н. Федоренко, «программа — это Э руководящий документ, который определяет закон-

ченный во времени и пространстве комплекс социальных, технических, производственных, организационно-исследовательских и др. мероприятий, направленных на реализацию одной или нескольких целей» [4,6].

Подпрограммой развития (ПР) следует понимать комплекс действий или мероприятий, направленных на усовершенствование возможностей ГАТП, которому приходится решать различные проблемы и ре-ализовывать способности к обновлению. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук.

К сожалению, до настоящего времени проблеме управления реализацией ПР ГАТП уделялось незначительное внимание. Многие теоретические и методические аспекты данного вопроса остаются дискуссионными и недостаточно исследованными.

В современных рыночных условиях деятельность многих предприятий, в частности ГАТП, стала нерентабельна. Принадлежащие государству и управляемые им предприятия, которые до 1991 года были единственными поставщиками грузовых автотранспортных услуг (АТУ), после перестройки были в большинстве своем разделены. От государства к муниципалитетам была передана ответственность за перевозки. Таким образом, последние стали собст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.