Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УБЕЖИЩЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СТАТУСОМ БЕЖЕНЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларина Лариса Анатольевна

Рассматриваются актуальные вопросы по предоставлению убежища в Российской Федерации в различные исторические периоды развития, которые способствовали формированию межгосударственных отношений и урегулированию вопросов, связанных с официально закрепленным порядком и процессом обращения иностранных граждан и лиц без гражданства. С целью урегулирования миграционного потока в нашу страну для лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации, необходимо усовершенствовать национальное законодательно в миграционной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE NATIONAL LEGISLATION TO ADDRESS ISSUES OF ASYLUM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with topical issues of asylum in the Russian Federation in various historical periods of development, which contributed to the formation of interstate relations and the settlement of issues related to the officially established procedure and the process of treatment of foreign citizens and stateless persons. In order to regulate the migration flow to our country for asylum seekers on the territory of the Russian Federation, it is necessary to improve the national legislation in the migration sphere.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-170-174 NIION: 2003-0059-1/22-165 MOSURED: 77/27-003-2022-01-364

Пути совершенствования национального законодательства по решению вопросов о предоставлении убежища в Российской Федерации

Лариса Анатольевна Ларина

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, larinala@list.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы по предоставлению убежища в Российской Федерации в различные исторические периоды развития, которые способствовали формированию межгосударственных отношений и урегулированию вопросов, связанных с официально закрепленным порядком и процессом обращения иностранных граждан и лиц без гражданства. С целью урегулирования миграционного потока в нашу страну для лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации, необходимо усовершенствовать национальное законодательно в миграционной сфере.

Ключевые слова: убежище, законодательное усовершенствование, злоупотребление статусом беженца

Для цитирования: Ларина Л. А. Пути совершенствования национального законодательства по решению вопросов о предоставлении убежища в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 170-174. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-170-174.

Original article

Ways to improve national legislation to address issues of asylum in the Russian Federation

Larisa A. Larina

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, larinala@list.ru

Abstract. The article deals with topical issues of asylum in the Russian Federation in various historical periods of development, which contributed to the formation of interstate relations and the settlement of issues related to the officially established procedure and the process of treatment of foreign citizens and stateless persons. In order to regulate the migration flow to our country for asylum seekers on the territory of the Russian Federation, it is necessary to improve the national legislation in the migration sphere.

Keywords: asylum, legislative improvement, abuse of refugee status

For citation: Larina L. A. Ways to improve national legislation to address issues of asylum in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):170-174. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-170-174.

На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации существует ряд проблем с предоставлением убежища на территории нашей страны.

Так, согласно законодательной составляющей, а именно на международном уровне, Конвенция о статусе беженцев регулирует вопрос не о предоставлении иностранным гражданам и лицам без граж-

© Ларина Л. А., 2022

данства убежища, а именно вопрос о праве обращения за предоставлением такого права. И соответственно, Российская Федерация обязана рассматривать данный вопрос.

Одной из проблем является то, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые просят предоставить им убежище на территории нашей

jjÉiSk.

-^pr-

страны не всегда владеют законодательной основой российского законодательства, и какие изменения были внесены в него. Отмечаем, что Административный Регламент № 376 устанавливает способы ознакомления с национальным законодательством государства, в которое прибывает иностранный гражданин или лицо без гражданства для получения убежища. Но данный вопрос все же является открытым, поэтому необходимо организовать взаимодействие негосударственных общественных правозащитных организаций в предоставлении убежища.

История развития национального права Российской Федерации, а также события практики нацеливают субъектов законодательной инициативы совершенствовать национальное законодательство по предоставлению убежища в Российской Федерации; следует отметить, что некоторые иностранные граждане, обращающиеся в уполномоченные органы злоупотребляют своим статусом и, обращаясь к данным органам, предоставляющим убежище на территории Российской Федерации, представляют несоответствующие сведения.

Проблема заключается в том, что при предоставлении лицу, которое якобы подвергается преследованиям со стороны государства его гражданской принадлежности в различных сферах, статуса беженца, либо предоставление временного убежища может носить ложный характер. Некоторые лица, которые просят предоставить у Российской Федерации данный правовой статус (беженца, предоставления временного убежища) преследуют свои экономические цели, т. е., если наша страна принимает таких иностранных граждан и лиц без гражданства, согласно требованию национального законодательства, и соответственно присваивают этим лицам статус беженца, либо предоставляют временное убежище, то это может являться проблемой. Национальное законодательство регулирует в Федеральном Законе «О беженцах», а конкретно в диспозиции п. 2 ст. 3, что «Настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Таким образом, данные иностранные граждане и лица без гражданства в просьбе о предоставлении

им статуса беженца являются одной из важных проблем. Основной их целью является урегулирование своего правового положения. Вместе с тем, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1317-О-П следует, что «по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако, в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынуждены находиться на территории Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти вправе рассмотреть вопрос о предоставлении такому лицу временного убежища на территории Российской Федерации.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной критерии.

Важно отметить, если заявитель желает проживать на территории Российской Федерации и осуществлять трудовую деятельность, он может урегулировать свой правовой статус на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2012 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Данные лица, на самом деле, могут и не преследоваться своей страной в конкретных областях, и приезжая на территорию Российской Федерации в ходе собеседования могут предоставить ложные сведения, причиной этого может являться то, что наша страна на основании выдачи свидетельства иностранному гражданину и лицу без гражданства гарантирует ему некоторые права.

Так, такие лица имеют право осуществлять трудовую деятельность без специального разрешения, обследоваться за счет государства в медицинских уч-

реждениях, их дети имеют право получать образование, а также им может быть предоставлено жилье.

В сфере предоставления убежища в законе существует ряд законодательных пробелом, в связи с этим, мы предлагаем усовершенствовать национальное законодательно Российской Федерации в сфере миграционного потока в нашу страну для лиц, ищущих убежища на территории нашей страны. В пределах своей компетенции деятельности подразделений по вопросам беженцев, временного убежища имеет место быть Федеральный закон «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который находится на стадии рассмотрения. Так, будет определено понятие убежище как специальный правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, предоставляемый иностранным гражданам и лицам без гражданства в виде статуса беженца, временного убежища, политического убежища или временной защиты. Так, появится новый вид предоставления убежища, такой как временная защита.

В соответствии с п. 4 ст. 2 вопросы предоставления убежища на территории Российской Федерации будут регулироваться специальным федеральным законом.

Таким образом, делаем вывод о том, что законодательная основа Российской Федерации в рамках предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства временного убежища и статуса беженца должны быть более четкой и детализированной, в связи с этим, считаем необходимым принятие Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который находится на стадии рассмотрения, который урегулирует пробелы в вопросе предоставления убежища гражданам, которые обращаются на территорию Российской Федерации для обеспечения им убежища и защиты от угроз государства своей гражданской принадлежности.

Право убежища есть не что иное, как образовавшийся из основных естественных прав и свобод человека правовой механизм. Предоставление убежища государствами-участниками международных соглашений является обязанностью данных государств, в связи с преследованием лиц, которые ищут убежища на территории определенной страны. Важно отме-

тить, что право на защиту в рамках международного права есть ограничения государством суверенных прав. В связи с этим можно сделать вывод, что институт убежища находится между международным и национальным законодательством.

Фундаментальное предоставления права убежища находит свое отражение в нормах так называемого мягкого права, суть которого заключается в том, что все вопросы, связанные с правом убежища, находятся на такой стадии, как «обсуждение».

Защита лиц, которые подвержены преследованию обеспечивается, помимо норм «права убежища», конечно же, общими нормами, которые регулируют защиту прав и свобод человека. Х. Хайнхолд, высказывая свое мнение, утверждает, что право убежища должно подвергаться правом на «двойную проверку». Ведь, если государство отказывает лицу в предоставлении убежища, то он имеет право на международную защиту прав человека.

Российская Федерация — демократическое, правовое государство, которое ставит права и свободы человека наивысшей ценностью; вопрос о предоставлении убежища на территории нашей страны лицу, которое подвержено преследованию является очень важным, т. е., это своего рода обязанность государства.

Обращаясь к истории «права убежища», важно заметить, что свое официально признание оно получило лишь в XX в., но на самом деле, оно появилось еще в Древнем мире. Со временем, данное право урегулировалось на законодательном уровне.

Можно выделить основные исторические временные периоды в рамках предоставления убежища. Первый период приходится на конец ЕХ-ХГУ вв.; в его основу вошла деятельность, основанная на практике самого предоставления убежища на тот период времени, и в частности от преследований по вопросам вероисповедания; второй период получил свое признание в середине XVI — начала XVII вв. и включает в себя массовый поток мигрантов в государства в связи с различными убеждениями для предоставления им убежища; что касается третьего периода, то он возник в конце XVII в. — 30-е гг. XVIII в.; в данном периоде рассматривался вопрос о возникновении органов, которые регулировали вопросы о невыдаче иностранных граждан, которые получили убежища на территории где они его запрашивали; четвертый период был в 60-е гг. XVIII в. — конец

JURISPRUDENCE

XVIII в., он подразумевал под собой возможность открытого перемещения лиц, нуждающихся в предоставлении убежища на территорию России. Важно заметить, что именно в этот временной период появляются нормативно-правовые акты, которые регулируют формат предоставления убежища лицам, которые нуждаются в нем; также появляются различные миграционные процессы, с помощью которых осуществляется институт «права на убежище». Убежище предоставлялось индивидуальными актами. Как отмечалось ранее, с точки зрения юридической составляющей, в те времена, опираясь именно на практическую деятельность, предоставляли убежище и это закреплялось индивидуальными актами.

Исторические периоды в своей совокупности способствовали формированию межгосударственных отношений и урегулированию вопросов, связанных с официально закрепленным порядком и процессом обращения иностранных граждан и лиц без гражданства в целях получения одного из закрепленных в настоящий момент в национальном законодательстве видов убежища.

На данный момент выделяют два вида убежища: территориальное и дипломатическое.

Территориальное убежище — это возможность искать убежища на территории иностранного государства, в связи с тем, что государство, в котором он проживает в силу политических мотивов данного лица, является агрессором по отношению к нему. Так, государство, принимающее лицо, скрывшееся от своей страны, должно обеспечить его безопасность.

Под дипломатическим убежищем признается возможность лица получить убежище из-за преследований своего государства на основе политических убеждений и мотивов. Отличительным признаком от территориального убежища является то, что дипломатическое подразумевает под собой убежище в дипломатических и консульских представительствах, а также на военных кораблях, нежели убежище на территории страны, в которую обратилось определенное лицо.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее — иностранный гражданин), который изъявил желание быть признанным беженцем, может лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в территориальный орган отдела по вопросам миграции МВД России по месту своего пребывания.

На основе последних лет и ряда событий, существует экстренно-массовый порядок для граждан Украины в предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства временного убежища либо статуса беженца на территории Российской Федерации. Временное убежище, предоставляемое гражданам Украины на территории Российской Федерации, является более упрощенной формой, нежели для других иностранных граждан и лицам без гражданства.

Рассматривая зарубежное законодательство в области предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, можно сделать вывод, что не каждое государство дает социальные гарантии безопасности и конечно же безбедного существования в нем. Что касается безбедной жизни, то такие страны как Дания, Швеция и Финляндия выплачивают значительные пособия для жизни в их государствах. Важно отметить, что не каждый человек может приспособиться жить в конкретном государстве в связи с политикой их деятельности. Поэтому, многие страны усовершенствуют свое национальное законодательство, ведь в некоторые государства идут сумасшедшие потоки мигрантов из стран, которые отличаются своей негативной составляющей, именно поэтому в той же Европе выплата пособий снижается, а количество лиц, которые могут ее получить сокращается.

На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации существует ряд проблем с предоставлением убежища на территории нашей страны.

Одной из проблем является то, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые просят предоставить им убежище на территории нашей страны не всегда владеют законодательной основой российского законодательства, не знают какие изменения были внесены в него. Поэтому считаем необходимым организовать взаимодействие негосударственных общественных правозащитных организаций в предоставлении убежища.

В связи с большим потоком мигрантов с территории Украины, Российская Федерация приняла оперативные решения в области разрешения вопросов о предоставлении убежища лицам, пострадавшим от политической обстановки на территории Украины; так, в 2014-2016 гг. был принят ряд документов, которые урегулировали данную проблему.

Некоторые иностранные граждане, обращающиеся в уполномоченные органы, злоупотребляют своим статусом и, обращаясь к данным органам, предоставляющим убежище на территории Российской Федерации, представляют несоответствующие сведения, в связи с этим выделяем такую проблему, как злоупотребление правом.

Для решения данной проблемы необходимо усовершенствовать национальное законодательно Российской Федерации в сфере миграционного потока в нашу страну для лиц, ищущих убежища на территории нашей страны. В пределах своей компетенции деятельности подразделений по вопросам беженцев, временного убежища закреплены в Федеральном законе «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который находится на стадии рассмотрения. Так, будет определено понятие убежище как специальный правовой режим пре-

бывания (проживания) на территории Российской Федерации, предоставляемый иностранным гражданам и лицам без гражданства в виде статуса беженца, временного убежища, политического убежища или временной защиты, появится новый вид предоставления убежища — временная защита.

Законодательная основа Российской Федерации в рамках предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства временного убежища и статуса беженца должны быть более четкой и детализированной, в связи с этим, считаем необходимым принятие Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который урегулирует пробелы в вопросе предоставления убежища граждан, которые обращаются на территорию Российской Федерации для обеспечения им убежища и защиты от угроз государства своей гражданской принадлежности.

Информация об авторе

Л. А. Ларина — заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

L. A. Larina — Deputy Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 16.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 16.11.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.