Научная статья на тему 'Классификация видов убежища в Российской Федерации'

Классификация видов убежища в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
убежище / территориальное убежище / политическое убежище / дипломатическое убежище / asylum / territorial asylum / political asylum / diplomatic asylum

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лариса Анатольевна Ларина

В статье рассматриваются актуальные вопросы видов убежища, теоретические вопросы, которые реализуются в практической деятельности уполномоченных органов Российской Федерации, участвующих в реализации придания статуса беженца лицу, ходатайствующему с данным вопросом. Изучение теоретических вопросов видов убежища, классификация и уяснение этого опыта в практической деятельности дает возможность выявить наиболее подходящие механизмы для нашего государства и отсечь неэффективные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of types of asylum in the Russian Federation

The article deals with topical issues of types of asylum, theoretical issues that are implemented in the practical activities of the authorized bodies of the Russian Federation involved in the implementation of granting refugee status to a person applying for this issue. The study of theoretical issues of types of asylum, classification and clarification of this experience in practice makes it possible to identify the most suitable mechanisms for our state and cut off the ineffective ones.

Текст научной работы на тему «Классификация видов убежища в Российской Федерации»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-139-142 NIION: 2015-0066-5/21-091 MOSURED: 77/27-011-2021-05-290

Классификация видов убежища в Российской Федерации

Лариса Анатольевна Ларина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, larinala@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы видов убежища, теоретические вопросы, которые реализуются в практической деятельности уполномоченных органов Российской Федерации, участвующих в реализации придания статуса беженца лицу, ходатайствующему с данным вопросом. Изучение теоретических вопросов видов убежища, классификация и уяснение этого опыта в практической деятельности дает возможность выявить наиболее подходящие механизмы для нашего государства и отсечь неэффективные.

Ключевые слова: убежище, территориальное убежище, политическое убежище, дипломатическое убежище

Для цитирования: Ларина Л. А. Классификация видов убежища в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 139-142. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-139-142.

Original article

Classification of types of asylum in the Russian Federation

Larisa A. Larina

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Moscow, Russian Federation, larinala@list.ru

Abstract. The article deals with topical issues of types of asylum, theoretical issues that are implemented in the practical activities of the authorized bodies of the Russian Federation involved in the implementation of granting refugee status to a person applying for this issue. The study of theoretical issues of types of asylum, classification and clarification of this experience in practice makes it possible to identify the most suitable mechanisms for our state and cut off the ineffective ones.

Keywords: asylum, territorial asylum, political asylum, diplomatic asylum

For citation: Larina L. A. Classification of types of asylum in the Russian Federation // Bulletin of economic security. 2021;(5):139-42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-139-142.

В современном мире человек в силу обоснованных причин, таких как война, социальная катастрофа, политическая ситуация в государствах, ищет возможности укрыться на территориях приграничных иностранных государств. Конституция Российской Федерации закрепляет право предоставления политического убежища на территории Российской Федерации, корреспондируя нормам международного права1. Нормативные источники национального законодательства содержат положения о порядке и правилах предоставлении убежища на территории Российской Федерации.

1 Статья 63 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

© Ларина Л. А., 2021

Международные источники также обращают свои взоры на проблемы населения различных государств и устанавливают нормативные правовые источники в данной сфере, а также имеется довольно большая группа межгосударственных соглашений, которые регулируют вопросы убежища. Необходимо отметить, что в современном российском праве меняются государственные подходы к вопросу убежища, а также, безусловно, меняется актуальное законодательство. Бесспорно, это связано, прежде всего, с проблемами в некоторых государствах, которые вовлекают население. Чаще всего, эти проблемы связаны с социальными вопросами, политической обстановкой в обществе, катастрофы, военные события. Все это, говорит о значимости данного вопроса и обуславли-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вает интерес автора к данной теме. Необходимость критического переосмысления некоторых положений в области правового регулирования института убежища в Российской Федерации, а также практики его применения.

Рассматривая вопрос об институте убежища права, с точки зрения международного-правового регулирования, то данный институт регулируется Всеобщей декларацией прав человека1, а конкретно статьей 14 этого международного акта. Данная статья рассматривалась и была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Диспозиция этой статьи определяет право человека в поисках убежища в связи с преследованиями конкретного государства. Важным критерием является то, что данная норма недопустима к применению, если лицо, которое подвергается преследованию совершило политические преступления, либо те, которые посягают на нормы и принципы ООН.

В современном мире, международные источники выделяют два вида убежища: территориальное и дипломатическое. Под первым видом убежища можно подразумевать деятельность государств в обеспечении лиц, на которых посягает государство их гражданской принадлежности по различным видам преследованиям, убежищем на территории другого государства.

Территориальное убежище - это возможность искать убежища на территории иностранного государства, в связи с тем, что государство, в котором он проживает в силу политических мотивов данного лица, является агрессором по отношению к нему. Так, государство, принимающее лицо, скрывшееся от своей страны, должно обеспечить его безопасность.

Территориальное убежище не всегда означает предоставление лицу местожительства, поэтому национальное законодательство регулирует данные особенности. Этот вид убежища в соответствии с нормами международного права не предоставляется определенной категории лиц, а именно преступникам, однако существует разграничение и в эту категорию попадают лица, совершившие ряд преступлений.

У государства, которое предоставляет территориальное убежище имеются следующие обязанности:

а) не выдавать лицо, получившее территориальное убежище, государству, от преследований которого оно искало защиты;

б) не допускать, чтобы такое лицо совершало с его территории какие-либо насильственные акты против государства, которое покинуло. На основе практической деятельности лицо, получившее террито-

1 «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 120805/

риальное убежище, получает от государства квазидипломатическую помощь.

Важное место занимает дипломатическое убежище, которое дает возможность лица получить убежище из-за преследований своего государства на основе политических убеждений и мотивов. Отличительным признаком от территориального убежища является то, что дипломатическое подразумевает под собой убежище в дипломатических и консульских представительствах, а также на военных кораблях, нежели убежище на территории страны, в которую обратилось определенное лицо. Формат предоставления политического убежища, то есть каковы основания и порядок зависит от национального законодательства определенного государства. Что касается предоставления дипломатического убежища, то в сфере международного законодательства данное право запрещается, государство может отказать в предоставлении убежища2.

Более детально рассматривая политическое убежище, важно понимать, что государство, которое предоставляет лицам, подвергавшимся преследованию в сфере политических убеждений, берет на себя обязанность невыдачи лица, которому предоставляется данное убежище. Даже несмотря на то, что лица, приобретая территориальное убежище на территории иностранного государства все равно имеют статус иностранцев. Соответственно, если рассматривать отношение государства к лицам, которым оно предоставило убежище, то данное государство берет на себя ответственность в плане защиты этих лиц, если за пределами государства, предоставившее убежище были нарушены их права. Немало важно выделить, что государство несет ответственность за действия граждан своего государства. Согласно ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Так, согласно международному законодательству, право в предоставлении лицам политического убежища является уважительным правом со стороны других государств. Рассматривая нормы законодательства, политическое убежище имеет конечную точку в том случае, если угрозы, которая существовала для конкретного лица была устранена, либо данного лицо получило гражданство этого государства. Но есть одно общее правило, вытекающее из международного законодательства, под ним понимается то, что убежище не может быть

2 См.: Прудникова Т.А. Некоторые подходы к пониманию убежища в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/nekotorye-podhody-k-ponimaniyu-ubezhischa-v-rossiyskoy-federatsii.

JURISPRUDENCE

предоставлено лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Что касается предоставления убежища на территории Российской Федерации принято выделять такие виды убежища, как: предоставления политического убежища; признания беженцем; предоставления временного убежища.

Предоставление политического убежища свою законную регламентацию нашло в статье 63 Конституции Российской Федерации 1993 г.1 Данная статья гласит о том, что Российская Федерации согласно международным соглашениям имеет право на предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N° 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»2 относится к основным источникам законодательства Российской Федерации, положение которого регламентирует право государство на свое усмотрение гарантировать политическое убежище, по причине того, что иностранные граждане преследуются страной своей гражданской принадлежности на территории Российской Федерации, которая в свою очередь, опирается на международное законодательство.

Политическое убежище могут получить иностранные граждане, которые в результате своих политических убеждений, хотят получить убежище на территории Российской Федерации безопасного существования.

В 1992 году Российская Федерация стала участником Конвенции ООН 1951 года3 и Протоколу 1967 года, которая рассматривала вопросы предоставления статуса беженца. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, и имеет два вида предоставления убежища:

признания беженцем; предоставления временного убежища. Так, рассматривая первый вид из приведенной классификации выше, признание беженцем осуществляется на основании Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2 Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 2Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями и дополнениями).

3 Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) URL: https://base.garant.ru/2540374/

убежища на территории Российской Федерации»4. ФЗ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» определяется понятие беженец, под беженцем понимается «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Признание беженцем определяется с помощью норм данного закона, и определяется конкретно статьей 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»5.

Что касается временного убежища, данное понятие также описано в приведенном выше Федеральном Законе, который подразумевает под временным убежищем подразумевается «возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О беженцах»6, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», так, чтобы получить временное убежище нужно соблюдать следующие требования:

1) если иностранный гражданин и лицо без гражданства, которое обратилось за предоставлением временного убежища, имеет все основания, которые регламентированы действующим федеральным законом, при этом, достаточно письменного заявления о предоставления временного убежища на территории Российской Федерации;

2) если лицо не имеет оснований на предоставление временного убежища, но в силу того, что за данным лицом идет жесткое преследование, то основываясь на принципе гуманности, Российская Федерации вправе предоставить его.

Таким образом, современные государства в своих национальных источниках прописывают различные виды убежища. Многие годы в России имеется особый статус субъектов-беженцы. Также, в националь-

4 Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/12122574/

5 Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/

6 Там же.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ных источниках права Российской Федерации имеется такая категория, как предоставление временного убежища, это продиктовано примерами практики. Управления по вопросам миграции субъектов Российской Федерации МВД России занимаются вопросами территориального убежища, исходя из норм международных источников права, а национальные источники права Российской Федерации предусматривают три

вида предоставления убежища, такие как: предоставления политического убежища; признания беженцем; предоставления временного убежища. Изучение теоретических вопросов видов убежища, классификация и уяснение этого опыта в практической деятельности дает возможность выявить наиболее подходящие механизмы для нашего государства и отсечь неэффективные.

Информация об авторе

Л. А. Ларина - заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author L. A. Larina - Deputy Head of the Department Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 16.11.2021; одобрена после рецензирования 07.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 16.11.2021; approved after reviewing 07.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение

2-е издание

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение.

2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под. ред. В. В. Криворотова, Н. Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.

Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.

Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.