Научная статья на тему 'Пути совершенствования методов государственного стимулирования развития малого предпринимательства'

Пути совершенствования методов государственного стимулирования развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS / ECONOMY / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дозмаров Андрей Максимович

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Ориентация на малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной экономической стратегии. В данной статье разработаны предложения по совершенствованию методов стимулирования малого предпринимательства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to improve the methods of state stimulation of small business development

Government policy plays a crucial role in stimulating the development of small and medium-sized businesses. Orientation to small business is currently the most important element of the state economic strategy. This article has developed proposals for improving the methods of stimulating small business in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования методов государственного стимулирования развития малого предпринимательства»

Пути совершенствования методов государственного стимулирования развития малого

предпринимательства

Ways to improve the methods of state stimulation of small business development

Дозмаров Андрей Максимович

Студент 3 курса Юридический факультет Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Большая Морская ул., 67, Санкт-Петербург, 190000 e-mail:

andreydozmarov@gmail.com

Dozmarov Andrey Maksimovich

Student 3 term Faculty of Law

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation Bolshaya Morskaya Street, 67, St. Petersburg, 190000 email: andreydozmarov@gmail. com

Аннотация.

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Ориентация на малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной экономической стратегии. В данной статье разработаны предложения по совершенствованию методов стимулирования малого предпринимательства в Российской Федерации.

Annotation.

Government policy plays a crucial role in stimulating the development of small and medium-sized businesses. Orientation to small business is currently the most important element of the state economic strategy. This article has developed proposals for improving the methods of stimulating small business in the Russian Federation.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, государственная поддержка малого предпринимательства, экономика, государство.

Key words: Small business, state support of small business, economy, state.

Система организаций, осуществляющих управление малым предпринимательством в Российской Федерации, делится на 3 уровня: федеральный, региональный и местный уровень власти. Эта иерархичность создает трудности для разработки комплексной системы регулирования малым предпринимательством.

Проведя анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежный опыт, оценив все плюсы минусы, можно выделить некоторые направления развития и совершенствования налогообложения малого предпринимательства в нашей стране.

Снизить налоговую нагрузку - первоочерёдная задача совершенствования поддержки малого бизнеса. Эта поддержка должна распространяться и на существующие малые предприятия, и на новые, только открывающиеся. По официальной статистике Росстата, «...одним из главных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов» [1]. Оказание различной финансовой помощи в регионах - гранты, субсидии, кредиты - нецелесообразно потому, что организации, использовав поддержку, не развиваются из-за больших налоговых ставок, а также отсутствия гибкой, понятной системы для начинающих организаций. А ведь потенциальные субъекты малого предпринимательства могли начать развиваться и платить налоги в местный бюджет. «Главными плюсами неофициального статуса такие предприниматели считают отсутствие налогового бремени» [2]. Вывод следующий: рост доходов государства прямо пропорционален числу легально зарегистрированных организаций. Другие страны, имеющие высокий уровень экономического развития, прошли через этап высоких налогов. Но это привело к резкому увеличению

неофициальных сделок и потоков денежных средств, в связи с чем впоследствии они отказались от этого пути. Российской Федерации следует учесть этот опыт, поскольку налоговое законодательство - основная причина, сдерживающая развитие и поддержку малых предприятий.

Совершенствование законов о дебюрократизации и антикоррупционного законодательства для снижения рисков возникновения административных барьеров, повышения защищенности прав собственности и контрактных прав, формирования законодательных условий деятельности бизнеса и их исполнение, защита от недобросовестной конкуренции. В качестве примера отсутствия административных барьеров можно привести опыт Испании, где за сутки можно зарегистрировать предприятие и начать заниматься деятельностью, не требующей лицензии.

Разработка мер законодательного характера, которые повышают объемы инвестирования и кредитования малого бизнеса. Основная проблема, после налогового давления, с которой сталкиваются начинающие предприниматели - это сложный процесс получения и высокие проценты по заемным финансовым ресурсам. Субсидии, направленные на компенсацию затрат, не достаточны для начинающих предпринимателей, планирующих открыть своё дело без стартового капитала, следовательно они могли бы быть заменены на субсидии, которые выдавались перед осуществлением затрат. Такой опыт широко применяется в развитых странах [3].

Предоставление малым предприятиям возможности получать государственные заказы, а также разработка упрощенного процесса участия малого бизнеса в государственных закупках. Большим препятствием для малого бизнеса представляется условия оплаты контракта. По общему правилу, заказчик может предусмотреть авансирование в размере 30%, оставшуюся оплату произвести по окончании всех оказанных услуг. В большинстве случаях, малый бизнес не имеет свободных денежных средств, чтобы обеспечить контракт,

поэтому предусмотрен иной выход - банковская гарантия. Однако зачастую к СМП банки предъявляют завешенные требования, к которым начинающие участники могут не подойти. В связи с этим, большинство СМП

СОНКО работают через брокеров, гарантия которых обходится в 1-2%, когда для участников 3-4%. Процесс участия в государственных закупках должен быть максимально прозрачным, а также учитывающим интересы обеих сторон. Это необходимо для привлечения внимания субъектов предпринимательства к государственным закупкам, что напрямую влияет на уровень конкуренции, которая в свою очередь позволяет государственному заказчику выполнить контракт на наиболее выгодных условиях, как с точки зрения стоимости, так и качества выполнения контракта. В процессе рассмотрения вопроса участия СМП и СОНКО в закупках, все больше возникает оснований для ответа на него: почему их участие так мало. Минусов и подводных камней такое количество, что губит всякое желание принимать участие в закупках. Все законодательство направлено на защиту

благосостояние заказчика, это можно проследить хотя бы в том, что, размер штрафов за ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по контракту неравнозначен между сторонами. Штрафы у исполнителя регламентированы законом, а заказчика нет. Разница между ними может быть в несколько раз. Проблемой участия в закупках СМП и СОНКО выступает их некомпетентность, связанная с незнанием, неумением и отсутствием актуальной и понятной информации. Из-за неопытности предприниматели снижают цены настолько, в надежде на выигрыш, что после победы не имеют реальной возможности исполнения контракта и попадают в реестр недобросовестных поставщиков. Целесообразно проводить для желающих участников конференции, деловые встречи, круглые столы для их просвещения, преимущественно на бесплатной основе. Выявлено в результате исследования, что важнейшими препятствиями участие малого бизнеса в закупках являются:

о высокое налогообложение;

о финансовые барьеры в части обеспечения и исполнения контракта;

о некомпетентность и безразличное отношение заказчиков;

о недостаточность компетентных сотрудников и квалифицированных знаний у участников.

Опыт следует перенять у таких стран, как США и Германия, а именно разработать жесткие требования количеству заказов в общей доле заказов, которые приходились на малые организации [4].

Активизация информационной помощи не только на региональном уровне, но и на федеральном для более сильного политического влияния на темпы развития малого предпринимательства и отстаивания его интересов на высшем уровне власти [5].

целью повышения эффективности государственного регулирования малого предпринимательства предлагаются следующие рекомендации:

необходим комплексный анализ потребностей субъектов предпринимательства для того, чтобы своевременно на них реагировать. Это позволит получать системные и актуальные сведения для дальнейшей корректировки действий. Требуется региональный комплексный анализ и мониторинг развития малого предпринимательства, чтобы выделять перспективные направления для развития малого бизнеса. Также набор показателей для выявления эффективности программ;

требуется чёткая регламентация процессов оценки, потому что финансирование ограничено. Это повысит эффективность и адресность финансовой поддержки с целью более рационального использования финансовых средств. Это предполагает следующее: отбор предпринимательских проектов на конкурсной основе,

именно проведение профессиональной экспертизы поданных заявок. Отбор проектов должен проходить по приоритетным направлениям для экономики. Также требуется формирование экспертной комиссии для отбора финансово устойчивых и перспективных проектов;

следует обеспечить повышение роли и важности комплексной информационной поддержки малого предпринимательства, в том числе создание электронных порталов, как элемент продвижения государственной поддержки малого бизнеса;

проводить мониторинг предприятий, получивших поддержку от государства. При этом важно определить вклад предприятия в социально-экономическое развитие региона, в том числе стоит проводить оценку эффективности реализуемых программ.

На данный момент в России существуют предпосылки для создания единой инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса на всех уровнях власти. Также реализуется множество крупных программ финансовой помощи. Во всех регионах Российской Федерации предприниматели могут получить грант для начала собственного бизнеса, микрозаймы, гарантии по кредиту или льготные условия по кредиту. Уже приняты важные решения по упрощению доступа малых предприятий к государственным закупкам. Сформирована сетка организаций, которые в свою очередь образуют инфраструктуру, предоставляющу ю информационно-консультационную и имущественную поддержку бизнеса: технопарки (в основном регионального масштаба), инкубаторы, центры развития бизнеса, центры поддержки и развития экспорта отечественных товаров.

Существующие меры недостаточно эффективно работают. Требуется разработать и провести комплекс законотворческих мер, который положительно скажется на формировании спроса на инновационную продукцию, таким образом, стимулируя появление малых предприятий в новых сферах. Всеми возможными способами

содействовать возникновению и развитию предпринимательства на всех территориальных уровнях, разрабатывать и внедрять механизмы правовой защиты предпринимательского сообщества.

Помимо ряда положительных факторов, остаются и ограничения, связанные с низкой эффективностью

государственной поддержки малого предпринимательства. Например, происходят частные нарушения принятых нормативно-правовых актов в отношении субъектов малого предпринимательства, остаются высокими административные барьеры, что отрицательно влияет на появление новых субъектов малого предпринимательства. Ограниченный доступ и сложности финансирования деятельности малого предпринимательства приводят к отсутствию средств у начинающих предпринимателей на реализацию их идей.

Часто пересматривается налоговое законодательство, вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения малого бизнеса. Отдельное внимание стоит уделить проблеме нахождения рынков сбыта продукции малого предпринимательства, в том числе государственных заказов, городских площадок для презентации товара субъектов малого предпринимательства, и так далее.

Список используемой литературы:

Берг О.В. Административно-правовые барьеры при развитии предпринимательства и пути их решения па региональном уровне (па примере Воронежской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С. 28-31.

Берр X., Маркварт Э., Исупова С. Администрация, благожелательная к предпринимателям. Концепции образцы документов. М.: Статус, 1997. 140 с.

Сапожникас Ирина Дмитриевна Механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге // Известия СПбГЭУ. 2018. №5 (113).

Лескина О.Н., Мурысин М.В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты] // Концепт. 2014. №1. - 1 с.

Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. - 2012. -№ 11. 74 - 79с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.