Научная статья на тему 'Пути совершенствования методов борьбы с некоторыми видами преступлений в экономике'

Пути совершенствования методов борьбы с некоторыми видами преступлений в экономике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
530
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования методов борьбы с некоторыми видами преступлений в экономике»

А.С. Калайдоеа

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С НЕКОТОРЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Преступления в сфере предпринимательской деятельности встречаются очень часто, они совершаются многими предпринимателями. Осложнение экономической ситуации ведет к обострению социальной обстановки, доходящей в более острой стадии до экономического кризиса и всплеска экономической преступности, которая, в свою очередь, опять же сказывается на состоянии экономики в целом. Таким образом, кризис в отраслях материального производства повлек за собой развитие негативных процессов и в социальной сфере, например, наблюдается увеличение задолженностей по бюджетам. Естественно, все эти явления не способствуют ни в коей мере увеличению доходов населения, а наоборот. Это становится одной из важных причин увеличения преступлений в сфере экономики. Не удивительно, что при сложившемся положении дел ситуация на потребительском рынке характеризуется сокращением платежеспособного спроса населения и вынужденным перераспределением денежных доходов граждан в пользу приобретения продовольствия.

Уголовная ответственность за преступления в экономической деятельности предусматривается статьями 22-й главы УК РФ. Ситуация внутри разных групп экономических преступлений складывается неодинаково. Примерно половину от всех преступлений в этой сфере составляют посягательства на собственность, и прежде всего мошенничество. Мошенничество - это так называемое традиционное преступление. Вместе с тем оно, как никакой другой вид пре-

ступлений, отличается динамизмом своих форм.

Анализ складывающейся оперативной обстановки в сфере борьбы с экономической преступностью показывает, что мы имеем катастрофический рост мошеннических способов приобретения собственности.

Огромный ущерб причиняется обществу и государству так называемыми «финансовыми пирамидами». В нашей стране негосударственные финансовые структуры обманули более 50 млн. человек.

Использование новых информационных технологий позволяет в течение нескольких минут путем обмана похитить имущество сотен тысяч физических и юридических лиц на миллиарды рублей. Неограниченно разнообразие форм имущественного обмана, среди которых особо распространены обманы с использованием поддельных кредитных и расчетных карт, подложных документов, штампов, печатей, бланков, в банковской сфере, в сфере здравоохранения и страхования, ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а также совершаемые под «прикрытием» различного рода договоров, легальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Поэтому, согласно статистике и мнениям ученых, в условиях ухудшения производственно-хозяйственной деятельности неизбежно растет и число преступных проявлений в экономике. Отмечается и существенное влияние криминогенных факторов непосредственно на состояние и перспективы раз-

2007 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

вития экономики нашей области и России в целом, а также устремление интересов криминальной среды именно в те сферы экономики, где с некоторых пор возникли и сохраняются большие возможности для быстрого и безнаказанного обогащения на издержках прошедшей экономической реформы. Более того, неконтролируемая экономическая деятельность уже сама приобрела статус фактора, препятствующего осуществлению функций государства по обеспечению законности в хозяйственной и финансовой сфере.

Что же касается спектра преступлений, то он огромен: различные формы мошенничества, обмана потребителей, торговля фальсифицированными товарами, лекарствами и товарами, опасными для жизни и здоровья граждан, фактически не обеспеченная монополия государства на производство и торговлю спиртными изделиями, преступления в налоговой, банковской, бюджетной и финансово-кредитной сфере, коррупция и др.

Поэтому разработка действенных методов борьбы с экономическими преступлениями является приоритетной сферой, в которой государство должно постоянно проводить обновления и соответствующие исследования. Таким образом, новые формы преступных посягательств в экономике ставят перед правоохранительными органами проблемы, решение которых требует тщательного анализа не только уголовного, но и других отраслей права. Основным принципом рыночной экономики является свобода предпринимательской деятельности. В соответствии с ним участники хозяйственного оборота самостоятельно заключают договоры, определяют их условия, устанавливают цены на произведенную продукцию. Вместе с тем нормальная предпринимательская деятельность невозможна без установления правил. Если эти правила, включающие запреты и ограничения, не со-

блюдаются, то интересам самих предпринимателей, гражданам и организациям причиняется большой ущерб.

Таким образом, устанавливая определенные требования и ограничения в сфере экономики, государство тем самым обеспечивает контроль за деятельностью предпринимателей, не вмешиваясь в их частные дела и не нарушая при этом гарантированных Конституцией прав и свобод.

Необходимо говорить и об уголовно-правовом регулировании сферы экономической деятельности, которое все равно основывается на конституционных принципах. Поэтому свобода экономической деятельности, необходимость строго правового порядка при её осуществлении - главная задача, которая ставится перед всеми государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности.

К группе норм, устанавливающих ответственность за деяния, образующие незаконную предпринимательскую деятельность, относят: ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 171.1* (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции), ст.172 (незаконная банковская деятельность), ст. 173 (лжепредпри-нимательство), ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст.196 (преднамеренное банкротство), ст.197 (фиктивное банкротство) УК РФ.

В условиях дестабилизации социально-политической обстановки, нарастания кризисного состояния народного хозяйства широкое распространение получили преступления при осуществлении предпринимательской деятельности, такие как: хищения, взяточничество в бытовом обслуживании, в сфере кредитно-финансовых отношений, строительстве, внешнеэкономической деятельности, в негосударственных структурах хозяйствования.

В 70-80 годы XX века наиболее часто встречались хищения социали-

стического имущества, совершаемые различными способами. Как основной вид экономической преступности включались в единую группу корыстных и корыстно-насильственных преступлений, куда входили и посягательства на личное имущество с целью паразитического обогащения. Такой подход оправдывался исключительным положением государственной собственности в системе производственных отношений, но перестал отражать современные реалии.

В этой связи зарубежными авторами предпринимаются попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, то есть ведением дела в противоправных формах с целью незаконного обогащения, особенно часто это встречается в иностранных экономических учебниках. Однако там не учитываются специфические особенности переходного периода России, где бизнес, по уровню криминогенности вышедший на первое место в мире, тесно переплетен с коррупцией, пронизывающей все сферы управления.

Не случайно в УК РФ главы об экономических преступлениях самые большие. В частности, они содержат описание состава преступлений, подавляющее большинство которых являются для российского законодательства новыми. К ним относятся: лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, регистрация незаконных сделок с землей, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, подкуп при проведении коммерческих конкурсов, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное банкротство, злоупотребление при выпуске ценных бумаг. Незаконный экспорт технологий и т.д.

Технология преступного обогащения путем создания так называемых

«конвертационных центров» и предоставления с их помощью незаконных услуг изучена еще слабо. Этот центр представляет своеобразную противоправную финансовую систему, которая содержит несколько элементов: сеть фиктивных предприятий; коммерческие банки, обменные пункты валют. Такие официально зарегистрированные коммерческие структуры связаны единым замыслом, ориентированным на совершение теневых финансово-

хозяйственных операций по определенной преступной технологии. В частности, они предоставляют платные «услуги» руководителям предприятий разных форм собственности по уклонению от уплаты налогов, легализации преступно полученного средства незаконному снятию с банковских счетов наличных денег и их конвертации в СКВ с последующим перечислением ее на счета в иностранных банках.

Анализ материалов дел рассматриваемой категории показывает, что работа государственных органов по борьбе с экономическими преступлениями уже именно в ходе осуществления предпринимательской деятельности ведется пока слабо.

Поэтому необходимо было бы:

• изучить кредитоспособность фирм до заключения с ними договоров;

• заключать договоры о материальной ответственности сторон;

• во избежание хищений и краж необходимо провести детальное изучение объектов хранения.

Со стороны государства было бы целесообразно:

• обеспечение политической и экономической стабильности в обществе;

• формирование правовой базы, необходимой для эффективной борьбы с экономическими преступлениями;

• совершенствование системы

государственных органов, ведущих

борьбу с экономическими преступлениями;

• усиление контроля со стороны государственных органов за деятельностью предприятий, на которых совершается основная масса экономических преступлений, в том числе за деятельностью их должностных и материальноответственных лиц;

• усиление профилактической деятельности органами внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями.

При расследовании преступлений в экономической сфере также возникает достаточно много непростых проблем их квалификации. Например, налоговых преступлений. Во многом они обусловлены динамикой изменения налогового законодательства. А от правильной квалификации налоговых преступлений зависит справедливость и законность реагирования со стороны государства на поведение лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Нормы российского уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за совершение налоговых преступлений, имеют во многом бланкетный характер: они опираются на нормативные предписания других отраслей законодательства, прежде всего, налогового права. По этой причине дальнейшее истолкование и применение этих норм возможно только в системной совокупности с нормами законодательства о налогах и сборах.

Наиболее распространенными способами совершения налоговых преступлений являются искажения бухгалтерской отчетности путем неотражения тех или иных хозяйственных операций, осуществления недопустимых бухгалтерских проводок по счетам, использования недостоверных документов. Рост количества возбужденных уголовных дел свидетельствует о потребности оперативных и следственных подразделений, подразделений, специально занимающихся проблемами экономической безопасности и борьбы с коррупцией, а

также федеральных налоговых органов в выполнении экспертно-криминалистических заданий по исследованию документов, которые по большей части уголовных дел о налоговых преступлениях являются вещественными доказательствами. Анализ криминогенной обстановки в налоговой сфере показывает, что вокруг производителей нефти, газа и их партнёров продолжается активный рост коммерческих структур, занимающихся закупкой и реализацией нефтепродуктов, производством различного рода взаимозачётов. Руководители многих неплатёжеспособных предприятий из числа крупнейших должников перед бюджетом создали систему сокрытия доходов с использованием фирм-посредников, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. В результате бюджет и сами эти предприятия несут огромные убытки. Свойства нефти и нефтепродуктов таковы, что их производитель и поставщик способны оказывать прямое или косвенное влияние на зависимого потребителя. Дальнейшее углубление процесса криминализации в сфере топливноэнергетического комплекса может привести к тому, что преступные сообщества и группировки будут диктовать условия и порядок ценообразования на рынке производства и реализации нефтепродуктов. Такая ситуация может привести к необратимым экономическим, политическим и социальным последствиям.

И еще очень важное направление в борьбе с экономическими преступлениями - выявление и блокирование незаконного производства этилового спирта, его транспортировки, обнаружение и пресечение деятельности подпольных цехов, пресечение оптовой и розничной продажи поддельных алкогольных напитков. Остро стоит вопрос о дальнейшем усилении контроля за производством и оборотом подакцизной продукции. Рынок алкогольной и табачной продукции продолжает устойчиво притягивать к себе криминальные эле-

менты. Это обусловлено высоким спросом населения на данную продукцию и хорошо разветвлённой сетью реализации продукции. Преступный бизнес активно вторгается в те виды хозяйственной деятельности, для которых характерно получение сверхприбыли (сфера производства и реализации этилового спирта и алкогольной продукции, операции с другими особо ликвидными товарами).

Анализ состояния преступности показывает, что во многих регионах России часть официально зарегистрированных производственных мощностей используется для теневого производства алкогольной продукции из нелегального спирта. Попытки его провоза отмечаются по всему периметру российской границы, особенно в Северо-Кавказском регионе.1

Кроме того, следовало бы особо подчеркнуть, что состояние преступности в ЮФО по-прежнему представляет угрозу обществу, и поэтому преобразования в экономической и социальной сфере необходимы. Справедливо замечено, что высокий уровень неформального сектора экономики (теневой) имеет свои специфические особенности и разный процент, структуру и масштабы. Так, например, в Дагестане теневая экономика составляет 43%, в КБР - 44%, в Ставропольском крае - 20%, Астраханской области - до 13,5%. В нашей области особенно велик оборот браконьерского промысла ценных биологических объектов, а на Черноморском по-

1 Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. №39(275) "О результатах тематической проверки эффективности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в целях увеличения налоговой базы по сбору акцизов в Минфине России, Минэкономразвития России, МНС России, Минсельхозе России, ФГУП "Росспиртпром,"а также в органах исполнительной власти и на предприятиях Самарской и Ростовский областей".№1 (49)/2002.

бережье - от сферы услуг (сдача жилья в наем, транспортные услуги и т.д.).2

Хищение чужого имущества с использованием товарных кредитов заключается в противоправном, умышленном, безвозмездном изъятии из обладания собственника организации доли его обособленного имущества в части товарного капитала (части материальных активов организации), с корыстным мотивом, с целью наживы, путем злоупотребления должностным лицом или лицами, уполномоченным собственником на управление организацией, своим служебным положением через совершение заведомо ничтожной сделки, оформляемой соответствующим фиктивным договором на условиях предоставления контрагенту (покупателю, заказчику и т.д. товаров, услуг без предварительной оплаты с отсрочкой платежа).

То есть, например, сговорившись с контрагентом, продают (выполняют, оказывают) товары (работы, услуги) по заключенному фиктивному соответствующему договору, содержащему порядок расчета за товар на условиях его оплаты через некоторый промежуток времени этим контрагентом, который в свою очередь, не расплачивается с ор-ганизацией-кредитором, а тайно передает оговоренную часть суммы от стоимости данного товара либо оказывает услуги управляющим этой организации -кредитора, которые изъяли находящийся в их ведении товар и тем самым нанесли ущерб собственнику организации

- кредитора.

Для успешного выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных таким способом, имеет значение совокупность данных, отражаю-

2 Филиппов М.Ю. Актуальные проблемы борьбы с преступностью и криминогенная ситуация в Южном федеральном округе //Изменяющаяся правовая система России в условиях современного социально-экономического развития. -Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2006.-С.141-145.

щих механизм этих хищений, особенности оставляемых ими следов.

Рассматривая проблемы, возникающие при раскрытии, квалификации такого деяния, как мошенничество, правоохранительные органы, суды, граждане сталкиваются с множеством проблем из-за несовершенства нашего законодательства. Нормативные акты давно устарели, а другие еще не внесены законодателем.

В России мошенничество понимается только как преступление против собственности, и законодательная формулировка состава данного преступления произведена более широко. Специфика мошенничества состоит в способе его совершения. В отличие от многих других преступлений, которым присущ физический (операционный) способ, при мошенничестве способ действий преступника носит информационный характер либо строится на особых доверительных отношениях, сложившихся между виновным и потерпевшей стороной.

Своеобразие данного преступления состоит в том, что с внешней стороны оно проявляется как бы в «добровольном» отчуждении имущества самим собственником и передаче его преступнику.

Последний, прибегая к обману или злоупотреблению доверием, непосредственно изымает имущество из чужого владения. Но таким путем, парализуя сознание и волю потерпевшего или злоупотребляя его доверием, мошенник достигает цели безвозмездного обращения переданного ему имущества в свою пользу. Обман и злоупотребление доверием выступают здесь в качестве внешних форм самого преступного поведения мошенника. Судебная практика показывает, что очень сложно правильно квалифицировать такое преступное деяние, как мошенничество.

Другая проблема возникает в том, что за мошенничество привлечь к уголовной ответственности можно только в том случае, если доказано, что

преступник действовал умышленно. На практике очень сложно получить нужные доказательства, так как способы совершения мошенничества, и об этом уже говорилось выше, очень разнообразны и немногие сотрудники правоохранительных структур могут выявить их своевременно.

Для выявления мошенничества и для предупреждения различных его форм и способов требуется профессионализм сотрудников ОБЭП, ФСБ, ТК и других служб. Прежде всего, следует обращать внимание на причины его совершения, а также субъективные и объективные условия, способствующие его совершению.

Целесообразно было бы организовать более серьезные исследования специфических проявлений мошенничества в России. Несмотря на то, что мошенничество в истории российского права рассматривается давно и в правоохранительных органах уже имеется богатый опыт по выявлению, расследованию и квалификации данного вида преступлений, ощущается нехватка рекомендаций по наиболее эффективному расследованию того или иного нового способа мошенничества.

Нормативные акты, регламентирующие профилактическую деятельность органов внутренних дел, в качестве основных задач предусматривают:

- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации:

- установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством России;

- привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Результаты анализа профилактической деятельности государственных

структур указывают на то, что значительный объем функций по профилактике преступлений экономической направленности возложен на аппараты по

борьбе с экономическими преступле ниями (БЭП) и специальных подразде лений МВД и ФСБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.