Научная статья на тему 'Пути совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам на амбулаторном этапе'

Пути совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам на амбулаторном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ДЕТИ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КЛАССЫ БОЛЕЗНЕЙ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ / DISABILITY / CHILDREN / MEDICOSOCIAL DEPARTMENT / REHABILITATION / CLASSES OF DISEASES / MEDICOSOCIAL SUPPORT FOR CHILDREN / SOCIAL PEDIATRICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рогачева Надежда Константиновна, Жданова Людмила Алексеевна, Борзов Евгений Валерьевич, Бобошко Ирина Евгеньевна

Для выявления частой коморбидной патологии и медико-социальных факторов, влияющих на реабилитационный потенциал детей-инвалидов, было проведено их клиническое обследование с участием врачей-специалистов, а также анкетирование детей-инвалидов и их родителей. Кроме инвалидизирующей неврологической патологии у 62,4% детей были выявлены и другие отклонения нервной системы. У детей с психоневрологической патологией ортопедические заболевания встречались в 95% случаев. Патология органа зрения выявлялась у 81,2% обследованных детей, сопутствующая соматическая патология у 66,2% при лидирующем месте заболеваний сердечнососудистой системы. При анкетировании детей и родителей выяснилось, что у трети детей-инвалидов ограничено общение со сверстниками. У части родителей возникали проблемы в виде внутрисемейных конфликтов (38,6%), недопонимания окружающих (22,8%). Оценка организации диспансерного наблюдения показала, что половина родителей не испытывают полного удовлетворения от его результатов в большей степени из-за неполноты рекомендаций, а также рекомендаций, выдаваемых без учета материальных и физических возможностей семьи. На основании полученных результатов определены направления совершенствования организации реабилитационных мероприятий и оптимизации медико-социальной помощи детям-инвалидам в отделениях медикосоциальной помощи, которые должны проводиться участковым педиатром, ведущими специалистами поликлиники, специалистами медико-социального отделения и бюро медико-социальной экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рогачева Надежда Константиновна, Жданова Людмила Алексеевна, Борзов Евгений Валерьевич, Бобошко Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The finding of ways of improvement of medico-social aid to disabled children at the ambulatory stage

Despite the fact of certain efforts made for development of rehabilitation of disabled children, insufficient attention is paid to the treatment of comorbidity and social rehabilitation. It is worth to note the absence of algorithms for working with disabled children in health and social care deparments based in pediatric ambulatory clinics. To identify the most common comorbid pathology as well as medical and social factors affecting the rehabilitation potential of disabled children, a clinical examination involving medical specialists and questionnaire survey of disabled children and their parents were performed. Apart from the neurological pathology causing disability, other abnormalities of the nervous system have been identified in 62.4% of the examined children. Orthopedic diseases were established in 95% of children with neuropsychiatric disorders. 81.2% of the examined children suffered from the pathology of the organ of vision. Somatic comorbidity was revealed in 66.2% of disabled children and pathology of the cardiovascular system occupies the leading place. The questionnaire survey of disabled children and their parents revealed one-third of disabled children to have limited communication with same-age peers. Some parents suffer from intrafamilial conflicts (38.6%) or lack of understanding from human environment (22.8%). The feedback on ambulatory care shows half of parents to have poor satisfaction due to the lack of recommendations or the ignorance of family material and physical capabilities. Based on these results, certain areas for improvement of the organization of rehabilitation and optimization of health and social care of disabled children for specialized departments were identified, which should be implemented by pediatricians, specialists in pediatric ambulatory clinics and bureaus of medical and social examination.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам на амбулаторном этапе»

С

,оциальная педиатрия и организация здравоохранения

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 удк 616-036.86-053.2:364.4]:614.2

Рогачева Н.К.1, Жданова Л.А.2, Борзов Е.В.2, Бобошко И.Е.2

пути совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам на амбулаторном этапе

'ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области» Минтруда России, 153012, г. Иваново, пер. Свободный, д. 4; 2ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, 153012, г Иваново, Шереметевский просп., д. 8

Для выявления частой коморбидной патологии и медико-социальных факторов, влияющих на реабилитационный потенциал детей-инвалидов, было проведено их клиническое обследование с участием врачей-специалистов, а также анкетирование детей-инвалидов и их родителей. Кроме инвалидизирующей неврологической патологии у 62,4% детей были выявлены и другие отклонения нервной системы. У детей с психоневрологической патологией ортопедические заболевания встречались в 95% случаев. Патология органа зрения выявлялась у 81,2% обследованных детей, сопутствующая соматическая патология - у 66,2% при лидирующем месте заболеваний сердечнососудистой системы. При анкетировании детей и родителей выяснилось, что у трети детей-инвалидов ограничено общение со сверстниками. У части родителей возникали проблемы в виде внутрисемейных конфликтов (38,6%), недопонимания окружающих (22,8%). Оценка организации диспансерного наблюдения показала, что половина родителей не испытывают полного удовлетворения от его результатов в большей степени из-за неполноты рекомендаций, а также рекомендаций, выдаваемых без учета материальных и физических возможностей семьи. На основании полученных результатов определены направления совершенствования организации реабилитационных мероприятий и оптимизации медико-социальной помощи детям-инвалидам в отделениях медико-социальной помощи, которые должны проводиться участковым педиатром, ведущими специалистами поликлиники, специалистами медико-социального отделения и бюро медико-социальной экспертизы.

Ключевые слова: инвалидность; дети; медико-социальное отделение; реабилитация; классы болезней; медико-социальное сопровождение детей; социальная педиатрия.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18(5): 44-49. Rogacheva N.K.1, Zhdanova L.A.2, Borzov E.V.2, Boboshko I.E.2

THE FINDING OF WAYS OF IMPROVEMENT OF MEDICO-SOCIAL AID TO DISABLED CHILDREN AT THE AMBULATORY STAGE

1The head office of medical-social examination in the Ivanovo region, 4, Svobodnyy bystr., Ivanovo, Russian Federation, 153012 2Ivanovo State Medical Academy, 8. Sheremetevskiy avenue, Ivanovo, Russian Federation, 153012

Despite the fact of certain efforts made for development of rehabilitation of disabled children, insufficient attention is paid to the treatment of comorbidity and social rehabilitation. It is worth to note the absence of algorithms for working with disabled children in health and social care deparments based in pediatric ambulatory clinics. To identify the most common comorbid pathology as well as medical and social factors affecting the rehabilitation potential of disabled children, a clinical examination involving medical specialists and f юда_questionnaire survey of disabled children and their parents were performed. Apart from the neurological pathology causing disability, other abnormalities of the nervous system have been identified in 62.4% of the examined children. Orthopedic diseases were established in 95% of children with neuropsychiatric disorders. 81.2% of the examined children suffered from the pathology of the organ of vision. Somatic comorbidity was revealed in 66.2% of disabled children and pathology of the cardiovascular system occupies the leading place. The questionnaire survey of disabled children and their parents revealed one-third of disabled children to have limited communication with same-age peers. Some parents suffer from intrafamilial conflicts (38.6%) or lack of understanding from human environment (22.8%). The feedback on ambulatory care shows half of parents to have poor satisfaction due to the lack of recommendations or the ignorance of family material and physical capabilities. Based on these results, certain areas for improvement of the organization of rehabilitation and optimization of health and social care of disabled children for specialized departments were identified, which should be implemented by pediatricians, specialists in pediatric ambulatory clinics and bureaus of medical and social examination.

Key words: disability; children; medicosocial department; rehabilitation; classes ofdiseases; medicosocial support for children; social pediatrics.

For citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(5): 44-49. (In Russ.)

Для корреспонденции: Рогачева Надежда Константиновна, аспирант каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО «ИвГМА» Минздрава России, врач по медико-социальной экспертизе экспертного состава N° 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ивановской области» Минтруда России, e-mail: [email protected].

у^ровень детской инвалидности стабильно " I/ сохраняется, несмотря на введение новых У медицинских технологий в лечении и реабилитации детей с нарушениями здоровья [1—5]. Возможно, это связано с тем, что индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида составляется в основном с учетом инвалидизирующего заболевания, при этом недооцениваются его комор-бидные состояния. Вышесказанное диктует необходимость совершенствования организации помощи детям-инвалидам. Согласно действующему законодательству, реабилитация ребенка-инвалида направлена не только на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, но и на социальную адаптацию ребенка и интеграцию его в общество. Все большее внимание уделяется оценке реабилитационного потенциала ребенка-инвалида и проведению мероприятий, направленных на его повышение. Понятие «реабилитационный потенциал» включает в себя не только комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, но и социально сре-довые факторы, позволяющие реализовать его потенциальные способности [6, 7]. Следует отметить, что в настоящее время при реабилитации ребенка особое внимание уделяется восстановительной терапии, направленной на устранение стойких расстройств функций организма, и в меньшей степени социальной реабилитации, которая имеет большее значение, но находится в стадии разработки. Для оптимизации такой формы реабилитации создаются отделения медико-социальной помощи детям-инвалидам на амбулаторном этапе. Однако алгоритм оказания медико-социальной помощи специалистами таких отделений еще не проработан [8—11]. При этом важно организовать участие в этой работе не только врачей-специалистов (невролог, психиатр, ортопед), но и педиатров, в связи с тем что дети-инвалиды, как правило, имеют хронические соматические заболевания, в том числе психо- и нейросо-матического генеза.

В связи с этим целью исследования явилось выявление значимых форм коморбидной патологии и медико-социальных факторов, влияющих на реабилитационный потенциал детей-инвалидов, для определения приоритетных направлений совершенствования организации помощи в первичном звене здравоохранения для этой категории детей.

Материалы и методы

На первом этапе исследования был проведен анализ нозологических форм, приведших к детской инвалидности за 2008-2012 гг. в Ивановской области, который показал высокую частоту встречаемости психических расстройств (3,2-4,9 на 10 тыс. детского населения) и патологии нервной системы (4,1-6,3 на 10 тыс. детского населения), кроме того, за последние годы наблюдается рост числа детей-инвалидов с патологией опорно-двигательной системы (0,9-1,6 на 10 тыс. детского населения).

С учетом этого на втором этапе проведено

клиническое обследование с участием врачей-специалистов для выявления коморбидной патологии, в результате которого были отобраны 166 детей-инвалидов в возрасте 7-17 лет с болезнями нервной системы (ДЦП, эпилепсия, врожденные гидроцефалии, неуточненные энцефалопатии) - 43%, с психическими расстройствами (умственная отсталость, органические расстройства личности и поведения) - 22% и болезнями костно-мышечной системы (сколиозы, болезнь Легга - Калве - Пер-теса, ювенильные артриты, врожденная патология костно-мышечной системы) - 35%.

На третьем этапе проведено анкетирование детей-инвалидов и их родителей с целью выявления имеющихся неблагоприятных социальных факторов и удовлетворенности медицинским сопровождением на амбулаторном этапе. Для обработки данных использовались средства MS Access и MS Excel.

Результаты и обсуждение

Проведенные исследования показали, что кроме инвалидизирующей неврологической патологии у 62,4% детей выявлены и другие нарушения со стороны нервной системы: чаще всего это гипертензивно-гидроцефальный (16,5%) и астенический (13,5%) синдромы. У каждого 10-го ребенка были отмечены вегетососудистая дистония и гипертензивный синдром.

У детей с психоневрологической патологией ортопедические заболевания встречались в 95% случаев. Около половины детей-инвалидов имеют сопутствующий сколиоз I или II степени (44%). Каждый 3-й ребенок имел деформацию стоп, каждый 5-й - страдал от плоскостопия, в 17% случаев отмечалось сочетание вышеуказанных отклонений здоровья.

Патология органа зрения была выявлена у 81,2% обследованных детей. Наиболее часто встречались нарушения рефракции (46,5%), у каждого 5-го ребенка была обнаружена патологии глазного дна, у каждого 6-го - патология глазодвигательных мышц. У каждого 3-го ребенка диагностировались 2 нозологические формы патологии глаз и более.

Заболевания ЛОР-органов были верифицированы у 29,3 % детей-инвалидов. У каждого 10-го ребенка диагностированы аденоиды и гипертрофия небных миндалин, следующими по частоте были вазомоторные и аллергические риниты (5,3%).

Соматическая патология встречалась у 66,2% детей-инвалидов.

Лидирующее место занимала патология сердечнососудистой системы (29,3%) в виде малых аномалий развития сердца, таких как пролапс митрального клапана, недостаточность трикуспидального и аортального клапанов, дополнительные хорды в полости левого желудочка; треть - врожденная патология сердца и около 2% - артериальная гипертензия.

Второе ранговое место было представлено патологией эндокринной системы (12%): ожирение I—II степени (у 2/3 детей с патологией опорно-двигательного аппарата), гипотиреоз, диффузный зоб.

Таблица 1

Социальный статус ребенка-инвалида через отношения в семье и с окружающим обществом

Вопрос Вариант ответов Ответили родители, %

Много ли в Много 14,9

жизни Вашего ребенка людей, кото- Достаточно 34,2

Не очень много 21,9

рым он может доверять Мало 28,9

Вообще нет 0,9

Как Вы Родителям 91,2

думаете, кому в первую очередь смог бы доверять Ваш ребенок Близким родственникам 23,7

Друзьям 7,0

Никому 4,4

Ответили родители, % Ответили дети, %

Как к ребенку относятся Как к обычному ребенку 65,4 57,1

другие члены семьи Стали более внимательными 25,1 32,9

Проявляют к нему жалость 6,1 5,7

Показывают свое пренебрежение 4,4 4,3

Как состояние здоровья влия- Общается без ограничений 44,7 17,1

ет на общение ребенка со сверстниками Общается с незначительными ограничениями 31,6 55,7

Общение ограничено значительно 15,8 27,1

Не общается 7,9 2,9

Свою семью Вы скорее назвали бы:

счастливой 53,5 62,9

не очень счастливой 23,7 24,3

не счастливой, и не несчастной 22,8 11,4

несчастной, обделенной 1,8 2,9

Третье место было у патологии пищеварительной системы (9,8%): каждый 10-й ребенок страдал от дисфункций желудочно-кишечного тракта в виде патологии желчного пузыря либо желудка и двенадцатиперстной кишки.

Наиболее часто встречающаяся патология моче-выделительной системы (8,3%) была представлена пиелонефритом, нефропатиями, мочекаменной болезнью.

Таким образом, у детей-инвалидов была выявлена высокая частота сопутствующих заболеваний, которые недостаточно учитываются при составлении ин-

дивидуальной программы реабилитации. Поэтому в условиях детской поликлиники необходимо создание комплексных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Кроме сопутствующей патологии реабилитационный потенциал во многом определяется и социальной адаптацией ребенка-инвалида, которая была оценена определением социального статуса путем анкетирования (табл. 1).

При анкетировании детей и родителей выяснилось, что установление инвалидности отражается на каждом 10-м ребенке в проявлении к нему жалости и пренебрежения. Общение со сверстниками ограничено у трети детей-инвалидов, к сожалению, небольшая группа детей отметила, что общение с другими детьми, с их точки зрения, невозможно вовсе. Каждый 3-й родитель считает, что их ребенок может доверяет лишь небольшому количеству людей, в первую очередь родителям, что, с одной стороны, положительно сказывается на качестве родительско-детских отношений, но с другой - ограничивает социальные контакты вне семьи, что снижает качество жизни ребенка. При этом большинство детей и родителей считают свою семью счастливой и только 2,9% детей и 1,8% родителей назвали ее несчастной и обделенной.

Таблица 2

Характеристика социального благополучия ребенка-инвалида

Вопрос Вариант ответов Ответили родители, %

Как Вы считаете, может Да 36,8

ли ребенок-инвалид считать себя полноценной Нет 12,3

личностью в современном обществе Затрудняюсь ответить 21,1

Адаптация Вашего Типа личности 20,2

ребенка в обществе, по Вашему мнению, за- Воспитания 32,5

висит от Физического и умственного здоровья 38,6

Материального обеспечения 4,4

Уверенности в себе 54,4

Кто, по Вашему мне- Семья 81,6

нию, играет большую роль в социализации Школа 37,7

детей с ограниченными возможностями Школа-интернат 6,1

Общество 43,9

Государство 25,4

Другое 2,6

47

Таблица 3

Частота ограничений ребенка и его ближайшего окружения, возникших при установлении категории «ребенок-инвалид»

Вопрос Вариант ответов

ответили родители,%

Какие ограничения возникли у Вас в связи с заболеванием вашего ребенка Не могу работать, постоянно требуется уход за ребенком 29,8

Часто беру больничные листы 21,9

Не хватает материальных средств 29,8

Не хватает времени на личные нужды 17,5

Чувствую эмоциональное истощение 26,3

Другое 7,0

Какие проблемы возникают у Вас в связи с инвалидностью Вашего ребенка Непонимание окружающих 22,8

Внутрисемейные конфликты 38,6

Невозможность совмещения работы и ухода за ребенком 9,6

Нереализованность личных амбиций 35,1

Другое 8,8

Насколько Ваш ребенок нуждается в помощи по- Постоянно 12,3

сторонних людей в повседневной жизни Часто 14,0

Иногда 51,8

Никогда 21,1

Ответили дети, %

Как ты смотришь на перспективы статуса «ребенок-инвалид»? Всю жизнь буду инвалидом 37,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через несколько лет не буду инвалидом 62,9

Хотел бы реализовать себя в спорте? Невозможно 47,1

Да, в параолимпийском спорте 31,4

Да, в обычном спорте 24,3

Как определение категории «ребенок-инвалид» отразилось на выборе профессии? Не отразилось, хочу быть, кем хотел, несмотря ни на что 41,4

Не отразилось, профессия, которую я выбрал, мне не противопоказана 24,3

Пришлось выбирать другую профессию по состоянию здоровья 10,0

Затрудняюсь ответить 25,7

Как ты считаешь, отразится ли установление инвалидности на создание семьи в будущем? Не отразится 42,9

Будут сложности в выборе спутника жизни 11,4

Затрудняюсь ответить 42,9

На вопрос о полноценности ребенка с ограниченными возможностями в обществе 12,3% родителей ответили, что не уверены в том, что их ребенок сможет чувствовать себя наравне с другими, каждый 5-й законный представитель затруднился ответить на данный вопрос,ввиду непонятного прогноза заболевания, и треть родителей проигнорировали вопрос.

Адаптация в обществе, по мнению большинства

родителей, зависит от уверенности в себе, умственного и физического здоровья. Значимую роль в социализации ребенка-инвалида большинство отводит семье, однако половина родителей называет общество и каждый третий - школу (табл. 2).

К сожалению, ограничения, которые возникли с установлением категории «ребенок-инвалид», в большей степени затронули родителей. В большей

Таблица 4 Удовлетворенность медицинским сопровождением детей-инвалидов

Вопрос Вариант ответов

Ответили родители, %

Обсуждался ли с Вами Обсуждался 31,6

медицинскими работниками риск возникно- Не обсуждались 68,4

вения заболевания

Давались ли Вам в Давались однократно 18,4

детской поликлинике рекомендации по пред- Давались регулярно 13,2

упреждению возникновения заболевания Не давались 68,4

Были ли Вы проинформированы, что ребенок взят на диспансерный Да, сразу 64,9

Да, спустя время 26,3

учет Нет 8,8

Довольны ли Вы Довольны 49,1

результатами диспансерного наблюдения за своим ребенком Полного удовлетворения нет 44,6

Недовольны 6,3

Налажены ли у Вас до- Да 69,2

верительные отношения с Вашим участко- Нет 15,9

вым педиатром Стараюсь наладить 14,9

Были ли конфликты с Бывают регулярно 7,5

медицинским персоналом в поликлинике Был однократно 16,2

Не было 76,3

Ответили дети, %

Нравится ли отноше- Нравится 47,1

ние участкового врача к твоему здоровью Не нравится 5,8

Не могу ответить 47,1

степени они связаны с эмоциональным истощением, нехваткой материальных средств и неприятностями на работе. У части родителей возникают проблемы в виде внутрисемейных конфликтов (38,6%), недопонимания окружающих (22,8%), треть считают проблемой нереализованность личных целей. Каждый 10-й законный представитель считает, что не может работать по причине необходимости постоянного ухода за ребенком.

Дети, отвечавшие на вопросы о будущем, были существенно оптимистичней родителей. Они чаще говорят о возможности полной или частичной реабилитации, и только треть допускают ее неуспешность. Спорт для половины детей является закрытой темой, хотя часть детей допускают, что могли бы реализовать себя в параолимпийском либо даже в профессиональном спорте. Позитивным моментом является то, что большая часть детей не видят ограничений в выборе профессии и создании семьи (табл. 3).

Выявленный комплекс проблем, который диагностирован у данной категории детей, мотивировал оценку реальной помощи, получаемой ими на амбулаторном этапе. Поэтому следующий ряд вопросов позволил исследовать удовлетворенность родителями медицинского сопровождения (табл. 4).

Анализ показал, что только с третью родителей своевременно обсуждался риск возникновения заболевания, а рекомендации по предупреждению инва-лидизирующего заболевания не давались в большинстве случаев.

Из числа тех родителей, кто был предупрежден о возможности ухудшения состояния ребенка, более половины старались выполнять рекомендации полностью, 27,2% выполняли рекомендации по своему усмотрению, остальные 3,8% их игнорировали.

Оценивая организацию диспансерного наблюдения ребенка половина родителей не испытывали полного удовлетворения от его результатов в большей степени из-за неполноты рекомендаций, а также рекомендаций, выдаваемых без учета материальных и физических возможностей семьи.

Доверительные отношения с участковым педиатром были налажены у большинства родителей, однако у 15,9% такие отношения не складывались, хотя они пытаются исправить данную ситуацию. Наиболее частой причиной является дефицит времени как у участкового врача, так и родителей. К сожалению, у каждого 4-го родителя хотя бы однократно возникали конфликты с медицинским персоналом.

Оценка отношений детей с их участковым врачом чаще была положительной, указывающей, что врач к ним доброжелателен и внимателен, лишь 5,8% отмечали безразличие и даже грубость.

Таким образом, выявленные проблемы определяют ряд направлений совершенствования организации помощи детям-инвалидам на амбулаторном этапе:

Повышение эффективности реабилитационных мероприятий:

- создание алгоритма оценки реабилитационного потенциала с учетом коморбидных состояний и социальных факторов риска;

- разработка интегральных комплексных программ с учетом инвалидизирующего заболевания и коморбидной патологии при проведении консилиумов заинтересованных специалистов;

- оптимизация документооборота для обеспечения преемственности реабилитационных мероприятий между детской поликлиникой и бюро медико-социальной экспертизы;

Оптимизация медико-социальной помощи детям-инвалидам в отделениях медико-социальной помощи:

- разработка анкет для детей-инвалидов и членов их семьи с целью выявления социальных факторов риска и медицинской активности семьи;

- организация консультирования с участием психолога и социального работника с целью формирования адекватных представлений о заболевании и возможности социальной адаптации;

49

- интеграция медико-психолого-педагогической помощи ОМСП, образовательных учреждений и бюро медико-социальной экспертизы.

Реализация этих направлений должна проводиться участковым педиатром, врачами-специалистами и психологом поликлиники, а также специалистами медико-социального отделения и бюро медико-социальной экспертизы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Л.П., ред. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2008 году. М.: ФБ МСЭ; 2009.

2. Гришина Л.П., ред. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2009 году. М.: ФБ МСЭ; 2010.

3. Гришина Л.П., ред. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2010 году. М.: ФБ МСЭ; 2011.

4. Гришина Л.П., ред. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2011 году. М.: ФБ МСЭ; 2012.

5. Гришина Л.П., ред. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2012 году. М.: ФБ МСЭ; 2013.

6. Макаров А.Ю., ред. Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы: Руководство для врачей. СПб.: ООО «Золотой век»; 1998.

7. Войтенко Р.М. Детская социальная психиатрия. СПб.: МЕДЕЯ; 2009.

8. Медведева О.В., Дмитриев А.В., Петрова Е.И. Организация медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. саратовский научно-медицинский журнал. 2012; 8(2): 305-7.

9. Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Куликов О.В. и др. Порядок организации работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники. вопросы современной педиатрии. 2013; 12(4): 12-6.

10. Жданова Л.А., Молькова Л.К., Бобошко И.Е., Нуждина Г.Н. Проблемы и перспективы в организации работы медико-социального отделения детской поликлиники. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 16-21.

11. Жданова Л.А., Борзов Е.В., Салова М.Н., Абрамова Т.Ф., Бобошко И.Е. Организация медико-социальной помощи детям с нарушением зрения. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(1): 49-52.

Поступила 13.07.15

references

1. Grishina L.P., ed. The Main Indicators of Disability of the child Population in the Russian Federation in 2008. Moscow: FB MSE;

2009. (in Russian)

2. Grishina L.P., ed. The Main indicators of Disability of the child Population in the Russian Federation in 2009. Moscow: FB MSE;

2010. (in Russian)

3. Grishina L.P., ed. The Main indicators of disability of the child Population in the Russian Federation in 2010. Moscow: FB MSE;

2011. (in Russian)

4. Grishina L.P., ed. The Main indicators of disability of the child Population in the Russian Federation in 2011. Moscow: FB MSE;

2012. (in Russian)

5. Grishina L.P., ed. The Main indicators of disability of the child Population in the Russian Federation in 2012. Moscow: FB MSE;

2013. (in Russian)

6. Makarov A.Yu., ed. clinical Neurology with the Basics of Medical and social Expertise: A Guide for a Physicians. St. Petersburg: ООО «Zolotoy vek»; 1998. (in Russian)

7. Voytenko R.M. children's social Psychiatry. St. Petersburg: MEDEYa; 2009. (in Russian)

8. Medvedeva O.V., Dmitriev A.V., Petrova E.I. Organization of medicosocial treatment to children in difficult life situations. saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 2012; 8(2): 305-7. (in Russian)

9. Al'bitskiy V.Yu., Ustinova N.V., Kulikov O.V. et al. The procedure of the organization of work of the medicosocial department in children's outpatient clinic. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2013; 12(4): 12-6. (in Russian)

10. Zhdanova L.A., Mol'kova L.K., Boboshko I.E., Nuzhdina G.N. Problems and prospects of the organization of the medicosocial department in children's outpatient clinic. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 16-21. (in Russian)

11. Zhdanova L.A., Borzov E.V., Salova M.N., Abramova T.F., Boboshko I.E. The organization of medicosocial treatment for children with visual impairment. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2014; 17(1): 49-52. (in Russian)

Received 13.07.15

Сведения об авторах:

Жданова Людмила Алексеевна, доктор мед. наук, проф., заслуженный деятель наук РФ, зав. каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО «ИвГМА» Минздрава России,e-mail: [email protected]; Борзов Евгений Валерьевич, доктор мед. наук, проф., ректор ГБОУ ВПО «Ив-ГМА» Минздрава России, зав. каф. оториноларингологии и офтальмологии ГБОУ ВПО «ИвГМА» Минздрава России, e-mail: adm@ isma.ivanovo.ru; Бобошко Ирина Евгеньевна, доктор мед. наук, проф. каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО «ИвГМА» Минздрава России, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.