УДК 636.32/.38.084.22
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРМОПРОИЗВОДСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
В.Г. Гребенников, И.А. Шипилов, Е.Д. Кущ,
ГНУ Ставропольский НИИЖК
Для современного кормопроизводства характерно вовлечение в сферу своего функционирования большей части пашни, различных типов природных кормовых угодий и культурных пастбищ. Исключительно велика роль кормопроизводства, прежде всего луговодства и травосеяния, в повышении отрасли овцеводства, молочного и мясного скотоводства.
Велика роль кормопроизводства и в решении обострившейся проблемы ресурсосбережения. Сравнительный анализ биоэнергетической эффективности выращивания различных сельскохозяйственных культур свидетельствует о том, что многолетние травы являются самым низкозатратным компонентом кормопроизводства. Так, в Ставропольском крае затраты совокупной энергии при выращивании бобово-мятликовых трав составляют 18,022,0 ГДж, что в 1,7 раза ниже по сравнению с зерновыми и в 3,5 раза меньше по сравнению с пропашными культурами. Еще более высокие показатели дают многолетние травы на улучшенных природных кормовых угодьях и пастбищах.
Биоэнергетический коэффициент при поверхностном улучшении кормовых угодий достигает 3,8-4,2, при создании культурных пастбищ и многоукосных орошаемых агрофитоценозов - 2,5-3,0, в то время как коэффициент энергетической эффективности урожая зерновых не превышает 1,7-1,9.
Агрономическая мысль всегда искала пути увеличения производства дешевых кормов, а как следствие, - продуктов животноводства. Серьезные опытные работы по кормопроизводству на Ставрополье были проведены в начале 20-го столетия в период столыпинской реформы. На развитие травосеяния выдавались денежные пособия земствам, сельскохозяйственным обществам, организовывались рассылки семян.
Работы по улучшению кормовых угодий особенно оживились перед первой мировой войной, когда земствами и департаментами были начаты исследования лугов и разрабатывались практические мероприятия по их улучшению. Социально-экономические перемены, произошедшие в сельском хозяйстве края после Октябрьской революции, существенным образом отразились на всех процессах производства и использования кормов. Если в дореволюционной период площади кормовых культур составляли 85-90 тыс. га, к 1940 году они составили уже более 1,0 млн. га, а в 1990 году уже более 1,3 млн. га.
Увеличение объемов производства кормов происходило в основном за счет расширения площадей под кормовыми культурами на пашне.
Если в 1940 году в крае кормовые культуры занимали 19,8% посевных площадей, то в 70-80-х годах они увеличились до 35-38%. Кормовая база края всегда складывалась из многих источников. Природные кормовые угодья до 1960 года составляли около 4,0 млн. га, в дальнейшем они значительно сократились за счет передачи отгонных пастбищ Калмыкии и выхода из состава Ставропольского края Карачаево-Черкесской Республики.
В настоящее время основным направлением развития полевого кормопроизводства является стабилизация площадей посева под кормовыми культурами до уровня 570,0-600,0 тыс. га (21% от всей посевной площади края), в том числе увеличение кормового клина на орошаемых землях до 150,0 тыс. га (48-50% от посевной площади на орошаемых землях).
При планировании структуры посевных площадей кормовых культур необходимо, в первую очередь, учитывать фактор продуктивной устойчивости культур в зависимости от почвенно-климатических условий зоны, эффективности орошения, специализации хозяйства.
В современных условиях, при ограниченных материальнотехнических ресурсах, особое значение придается посевам как мятликовых, так и бобовых трав, которые являются фактором биологизации земледелия, стабилизации производства кормов и повышения их качества.
Исследования по разработке технологических приемов травосеяния были начаты в институте в послевоенный период и базировались на учении В.Р. Вильямса о травопольной системе земледелия.
Учеными института (А.К. Дударь, Ю.И. Демин, Н.С. Дыба, В.А. Филоненко и др.) изучены биологические особенности многолетних и однолетних трав, на основе которых разработаны эффективные технологии их выращивания в системе зеленого и пастбищного конвейеров, получившие широкое распространение в практике сельскохозяйственного производства.
В настоящее время в крае имеется 1,60 млн. га природных кормовых угодий (30% всех сельхозугодий). На каждый гектар пашни приходится 0,43 га естественных угодий. Это указывает на большие возможности увеличения производства всех видов кормов за счет более эффективного использования природных кормовых угодий и пастбищ.
Масштабные исследования по полевому, и особенно лугопастбищному кормопроизводству, в Ставропольском крае были начаты с середины 30-х годов, с момента образования Всесоюзного НИИ овцеводства и козоводства. В это время были созданы специализированные научные подразделения по кормопроизводству и кормлению овец. Этими подразделениями в разные годы были проведены комплексные научные исследования по биологии роста и развития основных полевых и лугопастбищных культур, интродукции новых видов.
Наряду с разработкой новых эффективных технологий улучшения природных кормовых угодий и создания сеяных многоцелевых агрофитоценозов для различных почвенно-климатических зон края, были проведены комплексные исследования по изучению биологических особенностей, продуктивности и кормовых качеств, соле- и засухоустойчивости, морозостойкости и др. дикорастущих и культурных видов трав. Результаты этих исследований были обобщены в многочисленных рекомендациях, монографиях и научных трудах института, которые оказали большое влияние на развитие кормопроизводства на Северном Кавказе. Сотрудники и аспиранты института проводили геоботанические, культуртехнические обследования степной и аридной зон региона, исследовали деформацию естественных и сеяных агрофитоценозов под действием сенокошения и пастьбы.
Для целенаправленного управления составом степных сообществ был разработан механизм формирования урожая, развития количественных и качественных его составляющих. Были установлены соотношения видов и сортов в агрофитоценозах при различных условиях и режимах их использования. В решении этой проблемы особое значение имели проведенные в различные годы исследования В.Г. Танфильева, В.В. Скрипчинского, А.К. Дударя, Н.С. Дыбы, Д.С. Дзыбова, В.Х. Малиева, М.И. Головатенко, Б.Г. Варварина, С.А. Апалькова, А.В. Лобанова, Е.Д. Куща и др.
В настоящее время одним из направлений в работе лаборатории кормопроизводства является совершенствование структуры посевных площадей кормовых культур, создание лугопастбищных агрофитоценозов длительного использования, характеризующихся устойчивой продуктивностью при различных приемах ухода и использования в различных экологических условиях. Особое внимание уделяется исследованиям по совершенствованию системы семеноводства бобовых и мятликовых трав, основанных на принципах агроэкологической специализации производства семян, большого видового и сортового разнообразия.
Особо следует подчеркнуть роль и достижения ученых института в установлении закономерностей взаимодействия многолетних трав и других кормовых культур в смешанных посевах. Важное практическое значение имели результаты исследований по разработке комплекса технологических приемов, обеспечивающих максимальный сбор полноценных кормов с орошаемых и неполивных земель при различной интенсивности использования травостоя в системе зеленого и сырьевого конвейеров (В.Г. Гребенников, В.Г. Бурдюгов, И.А. Шипилов). При обосновании кормовых орошаемых севооборотов была дана оценка видовому и сортовому составу культур по энергетической и протеиновой эффективности и устойчивости к погодным условиям. На основании полученных многолетних данных были созданы компьютерные
программы «зеленый конвейер», «кукуруза», «ресурсы», «рацион».
В настоящее время при разработке методов улучшения деградированных пастбищных экосистем зоны сухих степей и полупустыни (Е.Д. Кущ) рассматриваются закономерности взаимодействия различных видов животных с пастбищной растительностью, обосновываются допустимые уровни нагрузки на разных типах пастбищ. На основе принципов построения различных типов пастбищеоборотов для овец и мясного скота уточняются пороговые уровни использования животными кормовой биомассы. Как показали наши исследования, проведенные в зоне сухих степей (ГПЗ «Дружба» Апанасенковского района), адаптивный подход при создании пастбищных агроландшафтов, которым присущи резко выраженные экстремальность и несбалансированность экологических условий, особенно важен в аридных условиях.
Изучение сезонной динамики, кормовой и хозяйственной ценности трав (химический состав, отавность, поедаемость), структуры травостоя послужило основой для разработки в последние годы научно обоснованных способов улучшения и рационального использования природных и сеяных сенокосов и пастбищ в основных природных зонах Ставропольского края.
Практика показала, что для бесперебойного поступления зеленых пастбищных кормов при круглогодовом использовании пастбищ необходимо организовать подножный конвейер из разнопоспевающих трав. Наиболее простой конвейер должен включать 2 типа травостоев: мятликовый для ранневесеннего использования и бобово-злаковый для более позднего в каждом цикле стравливания. Это позволит постоянно, с ранней весны и до середины лета, обеспечивать животных высококачественным зеленым кормом, содержащим не менее 14% сырого протеина, не более 27-28% клетчатки при высокой поедаемости (около 80-85%), переваримости сухого вещества (60-62%) и протеина (60-65%).
На прифермских землях нередко часть площади, занятой многолетними травами, может быть сразу включена в пастбищный конвейер. Чтобы быстро сформировать на их основе типичные пастбищные травостои для мясного скота, целесообразно восполнять недостающий видовой состав путем подсева злаковых трав, не прекращая пастьбу, а только регулируя сроки использования.
На первоначальном этапе организации пастбищ для мясного скота, где нет посевов многолетних трав, для организации конвейера наиболее эффективно создание 2 типов травостоев - по способу ускоренного поверхностного улучшения (залужения). Почву дискуют в 2-3 следа с агротребованиями для посева мелкосемянных культур с последующим предпосевным и послепосевным прикатыванием. Чтобы в год залужения можно было организовать ограниченный выпас скота, травы высевают под покров могара или донника, которые быстро формируют массу для
1-2 циклов использования.
В комплексе мероприятий по реставрации деградированных, низкопродуктивных пастбищных экосистем (1,50-2,0 ц/га сухой биомассы) важное место отведено подбору сортов и видов многолетних бобово-мятликовых трав, обладающих высокой способностью к реализации потенциальной продуктивности - устойчивостью урожая по годам, отавностью, ранним весенним отрастанием, продолжительной вегетацией в осенний период, засухо-, соле- и морозоустойчивостью и высокой фитоценотической совместимостью.
Поиск желательных видов и сортов, обладающих толерантностью к интенсивному стравливанию и скашиванию, позволил нам установить экологическую специализацию сортов и видов кормовых культур (пырей удлиненный, житняк гребневидный, донник желтый двулетний, многолетнее сорго), которые были использованы при разработке почвозащитных технологий восстановления биоразнообразия и продуктивности лугопастбищных агрофитоценозов в зоне сухих степей. Для рационального и эффективного использования пастбищных экосистем в экстремальных погодных условиях предложены технологические схемы восстановления утраченного видового состава трав, конструкции оптимальных пастбищных агрофитоценозов для круглогодичного их использования мясным скотом.
Для обеспечения конвейерного поступления зеленой массы без снижения ее качества нами рекомендуются разные по срокам использования травостои. Для ранневесеннего потребления предлагаются травосмеси с преобладанием волоснеца ситникового, костреца безостого, житняка гребневидного и эспарцета песчаного, в весенне-летний и осенний периоды - травосмеси с участием люцерны посевной, люцерны желтой, донника, пырея среднего и удлиненного. Нормы высева семян в травосмесях рекомендуются следующие: эспарцет песчаный - 35-40 кг/га, кострец безостый и житняк гребневидный - по 10-12 кг/га. Для поздневесенних и летних сроков использования на сенокосах и пастбищах особенно эффективны травосмеси с участием люцерны желтой (7-8 кг/га), пырея среднего или удлиненного (12-14 кг/га); травосмеси с участием житняка сибирского (57 кг/га), люцерны желтой (8-10 кг/га), эспарцета песчаного (55-60 кг/га) и пырея среднего (8-10 кг/га).
На эродированных склоновых пастбищах для ранневесенних сроков использования лучшие результаты дают травосмеси с участием житняка гребневидного (8-10 кг/га), волоснеца ситникового (10-12 кг/га), эспарцета песчаного (35-40 кг/га) и донника желтого (8-10 кг/га).
На солонцовых почвах незаменимы травосмеси с участием люцерны желтой (8-10 кг/га), пырея удлиненного (10-12 кг/га), донника желтого, белого (8-10 кг/га).
Перспективы восстановления многокомпонентных сенокосных и пастбищных агрофитоценозов в зоне сухих степей очень широки. На
большинстве перезалужаемых травостоев максимального эффекта можно достичь при условии, если доля бобово-мятликовых травосмесей различных сроков кормового использования будет доведена до 70-75% в общей структуре сеяных трав.
Как показала практика, в ближайшей перспективе интенсификация в луговодстве должна базироваться на расширении пастбищного хозяйства в аридных районах края. Эффективность от интенсификации лугопастбищного хозяйства с минимальными затратами при их поверхностном улучшении в сочетании с применением системы пастбищеоборота, подбора и рационального использования разнопоспевающих травосмесей многолетних трав наблюдается на протяжении 5-7 лет. Все это позволит не только увеличить объемы производства зеленых кормов и сена, но и повысить их питательную ценность до 10,5-11,0 МДж обменной энергии с содержанием сырого протеина до 16-18% в 1 кг сухого вещества при затратах совокупной энергии, не превышающих 22-25 ГДж/га.
Для возрождения кормовых угодий и пастбищ нашего края на основе их поэтапного улучшения потребуются инвестиции, которые смогут окупиться за 2-3 года за счет дополнительного получения продукции животноводства.
В структуре общих затрат на производство пастбищного корма доля инвестиционных затрат на выращивание составит не более 0,16-0,18 руб. в расчете на 1 корм. ед., а прямые затраты на 1 га поверхностного улучшения не превысят от 2,8 до 3,0 тыс. руб., из которых 1,8-2,0 тыс. руб. составят затраты на семена.
Следует отметить, что 1 кг семян бобово-мятликовых трав на пастбищах для мясного скота калмыцкой породы дает высокую отдачу -400-500 корм. ед. за срок последействия (5-6 лет). При современных высоких ценах на семена трав затраты на посевную норму полностью окупаются за счет прибавки, начиная со второго года жизни трав, а с учетом последействия - в 7-9 раз, то есть значительно выше, чем с пашни.
Поэтому организационная и технологическая основа улучшения пастбищ в каждом конкретном хозяйстве должна начинаться с закладки семенников трав. По нашим расчетам, в ближайшие 2-3 года необходимо заложить в целом по краю не менее 1,5-1,8 тыс. га семенников трав, что позволит ежегодно производить в ассортименте до 600 т семян бобовых и мятликовых трав и к 2015 году в полном объеме решить проблему производства семян многолетних трав как для сенокосов и пастбищ, так и кормовых культур, размещаемых на пашне.
Таким образом, эффективное функционирование кормопроизводства в нашем крае, как отрасли, имеет системный характер, основанный на дифференцированном учете агроклиматических ресурсов, реализации адаптивного потенциала кормовых угодий, пастбищ, орошаемых и неполивных земель.