ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ КАПИТАЛА
Аннотация. Несмотря на спрос со стороны российского корпоративного сектора экономики на привлечение финансовых ресурсов на рынке капитала, предложение сегодня резко отстает от уровня спроса вследствие дефицита свободных денежных ресурсов на рынке капитала, что обуславливает необходимость анализа движущих сил, которые могут увеличить предложение финансовых ресурсов на рынке капитала. В рамках статьи обобщены основные цели и задачи, определенные в документах, посвященных развитию российского финансового рынка, определены основные направления развития рынка капитала с позиции сбалансированности спроса на финансовые ресурсы со стороны корпоративного сектора экономики и их предложения со стороны частных инвесторов.
Ключевые слова. Рынок капитала, государственное регулирование, развитие финансового рынка, привлечение капитала.
Goncharuk Е.А.
LOAN MARKET AT THE CURRENT STAGE: THE STRUCTURE AND PRINCIPLES OF FUNCTIONING
Abstract. The development of the capital market in the domestic economy has been formed, which is that despite the demand from the Russian corporate sector for attracting financial resources in the capital market, the supply falls sharply behind the level of demand due to a shortage of free cash resources in the capital market, which causes the analysis of the driving Forces that can increase the supply of financial resources in the capital market. The article summarizes the main goals and tasks identified in the documents on the development of the Russian financial market, defines the main directions of capital market development from the position of balancing the demand for financial resources from the corporate sector of the economy and their offer from private investors.
Keywords. Capital market, state regulation, development of the financial market, capital raising.
Рынок капитала является основным источником привлечения финансовых ресурсов в рыночной системе экономических отношений, позволяющим сбалансировать спрос и предложение капитала, как в сегменте рынка ценных бумаг, так и в сегменте банковского кредитования. При этом, в рамках развития рынка капитала в отечественной экономики сформировалась проблема, которая заключается в том, что, несмотря на спрос со стороны российского корпоративного сектора экономики на привлечение финансовых ресурсов на рынке капитала, предложение резко отстает от уровня спроса вследствие дефицита свободных денежных ресурсов на рынке капитала, что обуславливает необходимость проведения анализа движущих сил, которые могут увеличить предложение финансовых ресурсов на рынке капитала. Данные движущие силы складываются из сил рыночной экономики и из сил государственного регулирования и управления рынком капитала. Анализ регулирования и управления рынка позволил обобщить основные цели и задачи, определенные в концепциях и стратегиях регулирования
ГРНТИ 06.73.35 ©ГончарукЕ.А., 2017
Егор Александрович Гончарук - аспирант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya Str., 21). Тел.: +7 921 415-07-27. E-mail: [email protected].
отечественного рынка капитала (табл. 1). На основании этого анализа нами сделаны следующие выводы.
1. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, в которой были сформулированы «среднесрочные задачи модернизации институтов и инструментов финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг» [2, с. 5], была выполнена частично, что было обусловлено положительной динамикой развития экономики страны.
2. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. была разработана, как отмечено в ее преамбуле, с учетом «ухудшения условий развития мирового финансового рынка в 2008 году и обострения кризисных явлений в мировой экономике» [1, с. 3]. В данном документе определены результаты и проблемы реализации предыдущей стратегии; цели, задачи и мероприятия по развитию российского финансового рынка, а также целевые показатели его развития.
Таблица 1
Цели и задачи развития российского финансового рынка, 2006-2020 гг.
Документ Цель Задачи
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 гг. Превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ Существенное снижение транзакционных издержек привлечения капитала. Снижение уровня нерыночного инвестиционного риска
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра Повышение емкости и прозрачности финансового рынка. Обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры. Формирование благоприятного налогового климата для участников финансового рынка
План мероприятий «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в РФ» Достижение определенного уровня контрольных показателей реализации «дорожной карты» Повышение объема и качества реализуемых финансовых услуг для российских и иностранных инвесторов. Привлечение стратегических и портфельных инвестиций. Устранение дисконта российских финансовых активов
Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (проект ЦБ РФ) Содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию. Создание условий для роста финансовой индустрии Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. Повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования. Развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования. Совершенствование регулирования финансового рынка. Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка
Составлено по [1-4].
Проведенный нами анализ достижения целевых показателей развития финансового рынка по состоянию на 01.01.2016 г. (табл. 2) показал, что положительная динамика наблюдается только по показателям, связанным с долговым сегментом рынка капитала. Так, стоимость корпоративных облигаций в обращении на российском финансовом рынке увеличилась в 6,1 раза, а отношение их стоимости к ВВП увеличилось в 2,5 раза. Вместе с тем, достижение целевых показателей по этим двум позициям представляется проблематичным, поскольку для достижения прогнозных значений ежегодные темпы роста этих показателей должны составлять 12,2% и 4,6% соответственно, что в три раза превышает прирост за 2008-2015 гг. При этом объем публичных размещений на Московской бирже составил в 2015 г. 46 млрд руб., что составляет 0,14% от объема выданных кредитов в 2015 г. и соизмеримо с открытой кредитной линией для крупной организации («Газпрома», «Роснефти» и т.п.).
В целом, текущее состояние целевых показателей, приведенных в таблице, указывает на то, что необходимы либо пересмотр стратегии развития российского финансового рынка по целевым показателям, либо формирование принципиально новых механизмов его развития. Заметим при этом, что важной стратегической задачей в рамках развития российского финансового рынка является создание
международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации. В соответствующей дорожной карте [4] указаны контрольные показатели на среднесрочную перспективу до 2018 г., но фактическое состояние дел указывает на низкую вероятность выполнения данной стратегии.
Таблица 2
Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации на период 2008-2020 гг.
Показатель На 01.01.08 2020 2020 к 2008 На 01.01.16
состояние % к 2008 % к 2020
Капитализация публичных компаний, трлн рублей 32,3 170 5,3 раза 28,8 89% 17%
Отношение капитализации к ВВП, % 97,8 104 106% 35,6 36% 34%
Биржевая торговля акциями, трлн руб. 31,4 240 7,6 раза 9,4 30% 4%
Отношение биржевой торговли акциями к ВВП, % 95,1 146 154% 11,6 12% 8%
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн руб. 1,2 19 15,8 раза 7,4 6,2 раза 39%
Отношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к ВВП, % 3,6 12 3,3 раза 9,2 2,6 раза 77%
Активы инвестиционных фондов, трлн руб. 0,8 17 21,3 раз 1,7 2,1 раза 10%
Пенсионные накопления и резервы НПФ, трлн руб. 0,6 12 20 раз 2,8 4,7 раза 23%
Отношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов НПФ к ВВП, % 4,2 18 4,3 раза 5,5 131% 31%
Объем IPO на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн руб. 0,7 3 4,3 раза 0,05 7% 2%
Составлено по [1, 5], а также данным «РосБизнесКонсалтинг» и «Финам».
Документом, учитывающим особенности функционирования российского финансового рынка в период 2009-2015 гг., является разработанный Банком России проект «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.», в котором: дана характеристика отечественного финансового рынка как составной части мирового финансового рынка; определены основные направления развития российского финансового рынка на период 2016-2018 годов, показана взаимосвязь целей и основных направлений его развития на среднесрочную перспективу; выделены особенности развития секторов финансового рынка (банковский сектор, страховой сектор, сектор коллективных инвестиций и др.); предложены мероприятия по развитию и внедрению системы корпоративного управления.
При этом в дорожной карте проекта Банка России не указаны целевые/ключевые показатели, которые позволили бы осуществлять мониторинг фактического развития финансового рынка в указанный период. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что необходим пересмотр концепций развития российского финансового рынка, общим недостатком которых является слабый учет интересов корпоративного сектора экономики в привлечении финансовых ресурсов на рынке капитала, а также недостаточный фокус на сбалансированности спроса и предложения на финансовые ресурсы на рынке капитала.
Одним из направлений совершенствования концептуальных основ развития российского финансового рынка является акцент на развитие института взаимодействия корпоративного сектора экономики и рынка капитала. Необходимость ускоренного развития этого института в части привлечения финансовых ресурсов определяется тем, что, во-первых, этот институт имеет существенный потенциал, реализация которого окажет положительный эффект, как и на экономику в целом, так и на финансы отдельного предприятия в частности, и, во-вторых, позволит перевести корпоративный финансовый менеджмент на качественно новую ступень. При разработке предложений по совершенствованию раз-
вития рынка капитала с учетом интересов корпоративного сектора экономики мы опираемся на методологию действующих концепций и стратегий.
При этом суть наших предложений заключается в выделении тех элементов и направлений концепций развития, которые учитывают интересы корпоративного сектора экономики с учетом балансирования спроса на финансовые ресурсы и их предложения в рамках рынка капитала. Мы полагаем, что общие стратегии, дорожные карты и основные направления развития финансового рынка должны быть дополнены концепциями (стратегиями, «дорожными картами») сбалансированного развития института привлечения финансовых ресурсов на рынке капитала корпоративным сектором экономики с позиции «спрос/предложение для приоритетных отраслей и секторов и для ускоренного импортоза-мещения». Эти документы должны быть дополнены с учетом специфики отраслей и их выхода на финансовый рынок направлениями, определяющими:
1. Формирование особых финансовых условий и льгот с целью реализации потенциалов приоритетных отраслей в интересах отечественной экономики. Для российской экономики приоритетными являются на современном этапе: ОПК, сельское хозяйство, машиностроение, 1Т-сектор, без которых функционирование национальной экономики неэффективно. Для вывода на рынок капитала организаций корпоративного сектора этих отраслей необходимо дифференцировать формы и методы поддержки стратегических и социально значимых предприятий: если для первых поддержка необходима в период развития компании (на инвестиционной фазе), то вторым необходимо создавать льготные условия на протяжении всего срока функционирования;
2. Развитие информационного покрытия возможностей и перспектив использования рынка капитала в целях привлечения финансовых ресурсов. В значительной мере развитию института взаимодействия рынка капитала и корпоративного сектора экономики препятствует низкая осведомленность корпоративного управления о возможностях использования рынка капитала. Создание информационных центров в регионах при филиалах и представительствах Московской биржи, на базе которых будут проводиться информационные семинары, курсы и форумы, где участники смогут обмениваться опытом использования рынка капитала для привлечения финансовых ресурсов, идеями относительно будущих проектов, обсуждать альтернативы банковским депозитам, инструментам хеджирования валютных и рыночных рисков, окажет стимулирующее воздействие на процессы привлечения финансовых ресурсов за счет включения в данные процессы субъектов среднего и малого бизнеса, что станет одним из существенных факторов развития;
3. Оптимизация регулирования и надзора должна осуществляться, в двух направлениях: в направлении расширения функций саморегулируемых организаций и передачи им полномочий в области контроля за соблюдением законов и нормативов на рынке капитала от ЦБ РФ и иных органов исполнительной власти и государственных организаций; в направлении расширения использования биржевых финансовых инструментов с упрощенной процедурой эмиссии и листинга для субъектов среднего и малого бизнеса с целью балансирования спроса и предложения на этом сегменте рынка капитала;
4. Совершенствование правового обеспечения сделок корпоративного сектора экономики на рынке капитала. Одним из направлений совершенствования взаимодействия корпоративного сектора экономики и рынка капитала является нивелирование юридических разногласий, связанных с токованием в Гражданском и Налоговом кодексах Российской Федерации, а также в отдельных нормативных правовых актах ряда финансово-экономических терминов и процессов, что вносит дополнительные затруднения при совершении сделок на рынке капитала субъектами корпоративного сектора экономики. Кроме того, дополнительной преградой на пути развития рынка капитала выступает нарушение самих нормативных правовых актов всеми участниками данного рынка (обратный выкуп акций по заниженной цене; нарушение прав мажоритариев и/или миноритариев, правил организации торговли, правил раскрытия информации эмитентами). Предупреждение и предотвращение возможностей для правовых нарушений со стороны участников рынка капитала за счет дополнительного контроля и превентивных мер окажет положительное влияние на национальный инвестиционный климат и, как следствие, удешевит процесс привлечения финансовых ресурсов;
5. Привлечение и подготовка экспертов в сфере российского и зарубежного рынка капитала. Одним из слабых мест российского рынка капитала является недостаточное количество специалистов в области взаимодействия корпоративного сектора экономики и рынка капитала. Эта проблема может быть преодолена за счет разработки и продвижения профессиональных образовательных программ,
реализуемых на базе саморегулируемых организаций участников финансового рынка, а также информационных центров филиалов и представительств Московской биржи, городских и региональных ассоциаций малого и среднего бизнеса и отраслевых саморегулируемых организаций.
Предложенные нами направления по обеспечению сбалансированности спроса и предложения финансовых ресурсов на рынке капитала целесообразно разделить на элементы, направленные на увеличение предложения (совершенствование правового обеспечения сделок, оптимизация регулирования и надзора, привлечение и подготовка экспертов в сфере российского и зарубежного рынка капитала) и на элементы, направленные на увеличение спроса (формирование особых финансовых условий и льгот с целью реализации потенциалов приоритетных отраслей, развитие информационного покрытия возможностей и перспектив использования рынка капитала, внедрение гарантийных и компенсационных финансовых инструментов), что отражено на рисунке.
Рис. Направления развития рынка капитала, обеспечивающих сбалансированность спроса и предложения
Таким образом, проведенное исследование совершенствования государственного регулирования рынков капитала позволило: обобщить основные цели и задачи, определенные в документах, посвященных развитию российского финансового рынка; определить основные направления развития рынка капитала с позиции сбалансированности спроса на финансовые ресурсы со стороны корпоративного сектора экономики и их предложения со стороны частных инвесторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года».
2. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2006 г. № 793-р «Стратегия развития финансового рынка на 2006-2008 годы».
3. Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2013 г. № 1012-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 04.11.1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1238 «О государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, а также об отчетах о проведенной эмиссии».