Научная статья на тему 'Пути совершенствования администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отрасли по добыче природного газа и газового конденсата'

Пути совершенствования администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отрасли по добыче природного газа и газового конденсата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
администрирование / налоговые органы / налог / налогообложение / газ / газовый конденсат / налогоплательщики / правонарушения / инструменты совершенствования. / administration / tax authorities / tax / taxation / gas / gas condensate / taxpayers / offenses / instruments of improvent.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова Елизавета Владимировна, Берлизев Руслан Николаевич

В данной статье рассматриваются мероприятия по совершенствованию налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых в отрасли по добыче газа, а также газового конденсата. Кроме того, предложены перспективные пути предотвращения налоговых правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE ADMINISTRATION OF THE MINING TAX IN THE NATURAL GAS AND GAS CONDENSATE SECTORS

The article considers measures to improve the tax administration of the largest taxpayers of the mining tax in the gas production industry, as well as gas condensate.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отрасли по добыче природного газа и газового конденсата»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ОТРАСЛИ ПО ДОБЫЧЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА И ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА

WAYS TO IMPROVE THE ADMINISTRATION OF THE MINING TAX IN THE NATURAL GAS AND GAS CONDENSATE SECTORS

УДК 336.221 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10005

Гудкова Елизавета Владимировна, студентка, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Берлизев Руслан Николаевич, доцент кафедры, кандидат экономических наук, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Gudkova E.V. gudkoval1998@mail.ru Berlizev R.N. gelios-com1@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются мероприятия по совершенствованию налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых в отрасли по добыче газа, а также газового конденсата. Кроме того, предложены перспективные пути предотвращения налоговых правонарушений.

S u m m a r y

The article considers measures to improve the tax administration of the largest taxpayers of the mining tax in the gas production industry, as well as gas condensate.

Ключевые слова: администрирование, налоговые органы, налог, налогообложение, газ, газовый конденсат, налогоплательщики, правонарушения, инструменты совершенствования.

Keywords: administration, tax authorities, tax, taxation, gas, gas condensate, taxpayers, offenses, instruments of improvent.

Налогообложение газового сектора привлекает высокий интерес государственных органов. Вносятся постоянные изменения и уточнения в порядок налогообложения. Однако не всегда налоговые изменения дают положительный результат.

Потребность совершенствования системы налогообложения газового сектора Российской Федерации не вызывает сомнений. По этой причине государству следует искать новейшие пути с целью внесения комплексных изменений, как это диктуют современные реалии, а не вводить точечные правки и льготы.

В соответствии с проектом «Основные направления бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в 2020 году предполагается увеличение доходов от добычи газа в номинальном выражении, за счет ожидаемого повышения вывозной стоимости на голубое топливо, а также увеличения добычи газа и вывоза углеводородов [1].

На данный момент демонстрирует повышение добычи газа, в соответствии со статистическими сведениями на период январь - апрель 2019 года «Газпром» добывшая 181 млрд куб газа, что на 2,1% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

В 2018 - 2019 гг в проект бюджета были приняты предложения по повышению налоговой нагрузки на газовую отрасль посредством уточнения расчета ставки НДПИ на газ и газовый конденсат.

Предлагается внести изменения в формулу расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении налоговой ставки НДПИ при добыче газа и газового конденсата.

Изменения ориентированы на увеличение ставки НДПИ при добыче газа и газового конденсата для организаций, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения. За счет этого дополнительные доходы бюджета составили в 2019 году - 130 млрд руб.

Кроме того, предполагается реализация мониторинга применения функционирующего механизма налогообложения газового конденсата и природного газа, в том числе на новейших морских месторождениях и анализа необходимости передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых.

Одной из значимых проблем газодобывающей сферы является налоговая преступность.

Так как нефтегазовый комплекс является стрежнем той модели экономики, которая сложилась в постсоветской России. Поэтому доходы российского бюджета и финансовые возможности правительства очень сильно зависят от того, как налажено взимание налогов.

Отечественный газовый комплекс считается криминализированной областью, для которой присуще регулярное уклонение от налогов.

В области налогообложения до сих пор не урегулированы вопросы хранения документации по оплате налогов, не определена ответственность налогоплательщиков и должностных лиц при потере документов.

Размеры административных штрафов при выявлении административных проступков далеко не соответствуют причиненному ущербу.

Широко используются схемы по использованию внутрикорпоративных цен, возможности фирм - «однодневок».

Кроме этого, в настоящее время в России, в отличие от иностранных государств, отсутствует отлаженная автоматизированная информационная система учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения, основанная на обмене данными между государственными органами и обязанными лицами.

В настоящее время российские компании, ведущие добычу природного газа, уплачивают налоги:

- налог на прибыль;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- платежи за пользование недрами;

- прочие корпоративные налоги;

- таможенные платежи.

Однако несмотря на высокие поступления налогов в госбюджет РФ, многие эксперты подмечают, что в госбюджет не попадают от 30 до 50% подлежащих уплате налогов. Данное явление, по их мнению, связано с общими процессами криминализации экономики России.

В соответствии со сведениями Департамента экономической безопасности МВД России, топливно - энергетический комплекс постоянно лидирует среди всех других отраслей российской экономики по показателям материального ущерба от преступлений экономической направленности.

С целью эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями в нефтегазовом комплексе на современном этапе развития экономики России необходимо, реализовать следующие мероприятия [2]:

- внести дополнения в Налоговый кодекс РФ в части формирования института справочных цен и утвердить методику их формирования;

- для установления уровня и динамики реальных рыночных цен в государстве, выработать ряд отсутствующих в России рыночных институтов, целью которых будет формирование нефтяной товарной биржи;

- предусмотреть увеличение налоговой нагрузки при увеличении числа организаций - посредников;

- внести изменения в действующее законодательство, предусматривающие налоговое вычеты по НДС и акцизам в зависимости от их своевременного поступления в бюджет от предыдущих собственников;

- ужесточить административную ответственность за совершение налоговых преступлений;

- привести в соответствие с уголовным законодательством сроки хранения документов, отражающих финансово - хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, а также бухгалтерской, финансовой отчетности;

- внедрить неотъемлемое нотариальное удостоверение сделок, а также дополнений и приложений к ним, заключаемых, юридическими лицами в целях осуществления финансово - хозяйственной деятельности;

- ввести ответственность за действия, повергнувшие к потере документов, отражающих финансово - хозяйственную деятельность организации и частных предпринимателей, а также непринятию мер по обеспечению сохранности;

- с целью эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями необходимо также в уголовное законодательство заложить принцип экономической выгодности уплаты налогов. [3]

В условиях неожиданных перемен внешнеэкономической конъюктуры становятся востребованными новейшие формы, а также способы государственного регулирования газовой отрасли.

Государственное управление налоговыми правоотношениями осуществляется в рамках налогового администрирования.

Налогообложение газового сектора притягивает высокий интерес государственных органов. Вносятся постоянные изменения и уточнения в процедуры налогообложения.

Однако не всегда они дают благоприятный результат. Попытки реагировать на ухудшение ситуации в отрасли точечными мерами налогового регулирования ни к чему хорошему пока не привели.

В целом можно установить, что в системе налогообложения газового сектора на сегодняшний день имеются недочеты:

- система построена в основном на обложении валового дохода целым рядом налогов;

- ставки на голубое топливо и газовый конденсат, а также вывозных пошлин считаются прогрессивными, и их размер определяется уровнем международной стоимости;

- система не способствует привлечению инвестиций в модернизацию функционирующих производств, исследованию новых месторождений, а также не обеспечивает развитие ресурсосберегательных технологий;

- существует значительная налоговая нагрузка на отрасль;

- отсутствует устойчивость ставок НДПИ;

- отсутствуют инструменты поддержки мелких и освоение шельфовых месторождений газа.

Вышеназванные недочеты вытекают в трудности с налоговым администрированием. Основным курсом направления государственного регулирования газовой отрасли должно оставаться развитие реформы налогового обложения [4].

Налоговое администрирование включает в себя налоговое планирование, учет, анализ, налоговый контроль [5].

Налоговый контроль занимает основную роль в системе налогового администрирования, так как ориентирован на решение не только фискальных, но и регулирующих задач.

Характерной чертой налогового администрирования и налогового контроля организаций газового сектора обусловлены отраслевой спецификой и тем, что эти организации в основном относятся к группе наикрупнейших налогоплательщиков.

Администрирование организаций - наикрупнейших налогоплательщиков - производится на федеральном уровне в специализированных по отраслевому признаку межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейших налогоплательщикам, создаваемых в структуре управления ФНС России по субъектам РФ.

К категории наикрупнейших принадлежат налогоплательщики, которые соответствуют аспектам, упомянутом в указанном приказе МНС России. Аспекты определены исходя из показателей финансово -экономической деятельности и отношений взаимозависимости между организациями.

Особенностью налогового администрирования организаций газового комплекса обусловлены той значимостью, которую он представляет в формировании национальной экономики. Основной принцип - проверка организации в целом, в том числе подчинённые компании, а также ее наиболее значимых контрагентов.

В Российской Федерации повышение качества и эффективности налогового контролирования наблюдается в постепенном переходе от плановых к внезапным выездным проверкам.

Однако общая результативность налогового администрирования обусловливается не столько совокупностями доначисленных и взысканных налогов, а сколько уменьшением количества ситуаций нарушений налогового законодательства.

В системе налогового администрирования наикрупнейших налогоплательщиков имеются следующие проблемы:

- сложность проведения налоговой проверки газодобывающих организаций, поскольку проверки касаются в основном правильности формирования налоговой базы;

- при организации проверочных оперативно - розыскных мероприятий в отношении газодобывающего комплекса необходимо учитывать, что сотрудникам налоговых органов противостоит финансовый, кадровый, материально - технический, информационный потенциал его управляющих компаний.

В качестве основных мероприятий, направленных на повышение эффективности налогового контроля крупнейших налогоплательщиков как составной части налогового администрирования можно обозначить [6]:

- дальнейшее совершенствование законодательной базы в отношении вновь формируемых структур;

- повышение квалификации кадров проверяющих инспекторов в целях выявления новых способов и схем, используемых крупнейших налогоплательщиками;

- осуществление мониторинга крупнейших налогоплательщиков на постоянной основе;

- внедрение новых более качественных продуктов, которые позволят в автоматическом режиме оценивать финансовую деятельность организаций;

- создание организационно - правового механизма налогового администрирования, направленного на упрощение действующего законодательства, путем переориентации на работу с налогоплательщиками до подачи декларации.

Дальнейшее совершенствование администрирования крупнейших налогоплательщиков является одной из приоритетных задач, так как от ее решения зависит обеспечение финансовой безопасности государства.

Литература

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://consultantru>law/hotdocs/39562.html (дата обращения 05.03.2020 г.)

2. Павлова Л.П., Канатаев Д.Ю. «Проблемы совершенствования системы налогообложения при недропользовании» // Финансыя 2018. №16.

3. Письмо ФНС России от 13.07.2018 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» //Официальные документы. 26.09-02.2018. №35.

4. Аременко Д.А., Челышева Э.А. «Совершенствование методов налогового администрирования природопользования в современных условиях» // М.: Финансовый университет при Правительстве РФ. 2018. С. 690.

5. Берлизев Р.Н., Семенова Е.В. «Организация и методика проведения налоговых проверок» //Учебное пособие // - Издательство «Новация». 2019. С.212.

6. Юмаев М.М. «Налогообложение добычи основных видов минерального сырья: проблемы и направления совершенствования» // Официальные материалы для экономиста. 2018. №12. С.15 - 19.

Literature

1. Main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2019 and the planning period the planning period of 2020 and 2021 [Electronic resource]: access Mode: http://consultant.ru>law/hotdocs/39562.html (accessed 05.03.2020)

2. Pavlova L. P., Kanataev D. Yu. "Problems of improving the taxation system for subsoil use" / / Finansyya 2018. no. 16.

3. Letter of the Federal tax service of Russia dated 13.07.2018 "on recommendations for conducting tax control measures related to tax audits" / / Official documents. 26.09-02.2018. №35.

4. Aremenko D. A., Chelysheva E. A. "Improving methods of tax administration of environmental management in modern conditions" / / Moscow: Financial University under the Government of the Russian Federation. 2018. P. 690.

5. Berlizev R.N., Semenova E. V. "Organization and methodology of tax audits" / / Textbook / / - Novation publishing House. 2019. P. 212.

6. Yumaev M. M. "Taxation of production of main types of mineral raw materials: problems and directions of improvement" / / Official materials for the economist. 2018. No. 12. P. 15 - 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.