Научная статья на тему 'Пути сокращения расходов на персонал в сельскохозяйственных предприятиях'

Пути сокращения расходов на персонал в сельскохозяйственных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути сокращения расходов на персонал в сельскохозяйственных предприятиях»

в ЕС является повышение требований безопасности и качества пищевых продуктов и сырья за счет внедрения на предприятиях систем управления качеством и систем управления безопасностью пищевых продуктов. Выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС может стать эффективным инструментом для улучшения условий торговли с ЕС и работы сектора АПК в целом. ЕС уже отменил тарифные ограничения на экспорт большинства украинской агропродукции в ЕС, в то же время по некоторым позициям были введены тарифные квоты (зерновые, свинина, говядина, птица). Вместе с тем отмена большей части нетарифных ограничений для украинского агроэкспорта требует соответствующих трансформаций украинского регуляторного законодательства. Для этого Украина должна адаптироваться к стандартам ЕС в таких сферах, как санитарные и фитосанитарные меры, сертификация и метрология, прохождение

таможни, рыночный надзор, оценка соответствия. Адаптация стандартов агарной политики с прозрачными и предсказуемыми регуляторными правилами будет способствовать улучшению инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики для европейских партнеров. Значительный потенциал АПК связан также с сочетанием агропроизводителей Украины и ЕС в производственных цепях и каналах сбыта. Это позволит повысить производительность АПК посредством передачи передовых технологий и практик ЕС, увеличению масштабов деятельности в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, улучшению условий доступа на мировые рынки.

ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ НА ПЕРСОНАЛ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Клецова Н.В. , к.э.н., доц. Сумского национального аграрного университета

На сегодняшний день существует много направлений и программных методов обработки информации, целью которых является получение или выделение из нее знаний, но главным методом обработки информации остается обработка с привлечением человека и человеческого интеллекта. Кроме того, именно интеллектуальные усилия не только направлены на развитие новейших технологий, но и на поддержку производительной и эффективной работы предприятия в условиях конкуренции. Современный деловой мир ускоряет интеграцию человеческих знаний в практическую деятельность. Мы считаем, что такое утверждение зарубежных ученых является очень актуальным и только тот руководитель, который удачно умеет использовать потенциал собственных наемных работников, сможет в будущем увеличить прибыль предприятия, минимум как на 30%.

При этом следует акцентировать внимание и на том, что в условиях стремительного развития научно-технического прогресса для развивающихся предприятий, и которые достигают предела линейного роста, оптимизация затрат становится одним из приоритетных инструментов повышения доходности. Более того, во времена финансового кризиса сокращение расходов для подавляющего большинства организаций становится основным условием выживания. Так, в период "мобилизации" предприятий топ-менеджеры стали уделять больше

внимания к строгому выполнению плана развития организации, соответствия кадровой политики основным целям, ресурсам и потребностям компаний, чем в "спокойные времена". Однако в последнее время владельцев сельскохозяйственных предприятий начала постигнуть проблема стабильного штата наемных работников, которая приобретает особенную актуальность.

Основные положения по оптимизации затрат на управление наемными работниками на предприятии раскрыты в работах отечественных и зарубежных ученых-практиков, таких как Н. Бонтис, П. Воколова, Н. Гавкалова, А. Данилова, А. Криво-ручко, Л. Ритенберг, А. Сиренко. Однако сегодня актуальным является оптимизации затрат на персонал сельскохозяйственных предприятий, что обусловлено кризисным состоянием нашей страны.

Для того, чтобы решить проблему сокращения штата наемных работников, по нашему мнению, нужно выяснить, какие именно проблемы в управлении затратами на персонал имеют владельцы сельскохозяйственных предприятий отдельных областей Северо-Восточного региона Украины (рис. 1).

Рисунок 1 - Проблемы и их последствия в управлении затратами на персонал в сельскохозяйственных предприятиях отдельных областей Северо-Восточного региона Украины. Источник: собственные исследования автора

В частности, для углубленного изучения нами были выбраны ООО АФ "Семереньки" Тростянецко-го района Сумской области, ООО "Савинцы" Миргородского района Полтавской области, ООО "Победа" Красноградского района Харьковской области. Исследования показали, что на выбранных нами предприятиях действительно существует большой ряд проблем по расходам на персонал, которые соответственно заставляют их руководителей прибегнуть к сокращению штата наемных работников (рис. 2).

Стоит отметить, что такие ученые как Н. Гавкалова, А. Данилова, А. Криворучко в своих работах акцентируют внимание на определенных последствиях вышеуказанных проблем. Так, по проведенным нами исследованиям, именно такие последствия имеют место на предприятиях ООО "Савинцы" и ООО "Победа" Полтавской и Харьковской областей. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно применение определенных мер по их устранению (рис. 2). Действительно, внедрения предложенных мероприятий на исследуемых предприятиях будет иметь частичный результат, однако, мы считаем, что основным толчком решения проблемы расходов на персонал является со-

кращение штата наемных работников. Именно так происходит на ООО АФ "Семереньки" Тростянецкого района Сумской области.

Таким образом, учитывая выше сказанное, мы можем утверждать, что при разумно проведенном переходе на систему срочных трудовых договоров сельскохозяйственное предприятие может оптимизировать расходы от 20% до 50% собственного годового бюджета в зависимости от вида полученных заказов. Если даже оптимизация расходов предприятия в области сельского хозяйства составит 30%, то данная организация будет способна предлагать наемным работникам более высокую заработную плату, чем конкуренты. А это, соответственно, позволит руководителю предприятия помимо финансовой выгоды, выбирать лучшие кадры на рынке труда и при этом не испытывать дефицита рабочей силы даже в периоды одновременной реализации нескольких крупных проектов.

Способы устранения выявленных проблем в управлении

затратами на персонал

Распределение ежегодных отпусков в соответствии с производственной программой

1) четкое применение графиков отпусков работников;

2) поощрение в виде временных надбавок для персонала, не превысившего годовой нормы неявок.

Разработка прозрачной для всех схемы начисления бонусов

Внедрение механизма мотивации персонала

детальный анализ процесса материального стимулирования

ъ

формирование и развитие

организационной культуры

Рисунок 2 - Способы устранения выявленных проблем в управлении затратами на персонал

в сельскохозяйственных предприятиях отдельных областей Северо-Восточного региона Украины Источник: усовершенствовано автором на основе [1, с. 14].

Постоянные и временные наемные работники

Определение, чье присутствие с наемных работников не совсем есть обязательным на предприятии для его эффективного развития и функционирования

Разработка системы мотивации для срочных наемных работников

Постепенное переведение наемного работника на контрактную систему

Рисунок 3- Этапы разделения штата наемных работников сельскохозяйственного предприятия на постоянных и временных. Источник: собственные исследования автора

На первый взгляд сокращение штата наемных работников в области сельского хозяйства можно считать обычным подходом изменения штата персонала на предприятии. Однако даже в кризисные времена вынужденное увольнение персонала не является серьезным шагом для разумного работодателя, потому стоит позаботиться о собственной репутации и расстаться с наемными работниками цивилизованно. Так, чтобы не держать в штате ра-

ботников, которых в отсутствие новых проектов, производства или реализации новой продукции нечем занять, мы разработали схему, позволяющую регулировать численность персонала на сельскохозяйственном предприятии (рис. 3). В частности, должно происходить разделение штата на постоянных и временных наемных работников.

Удачным примером применения срочного трудового договора, как способа оптимизации расходов на персонал, является Швеция. Интересно отметить, что законодательство данной страны делает упор на заключение исключительно срочного трудового договора для выполнения временных сезонных работ, является актуальным именно для отрасли сельского хозяйства, а также для работников определенных категорий или должностей. Мы считаем, что заимствования отдельных положений трудового законодательства иностранного опыта

будет способствовать подготовке удачного проекта нового Трудового кодекса Украины.

Источник

1. Rittenberg L. Enterprise Risk Management -Understanding and Communicating Risk Appetite / Dr. Larry Rittenberg, Frank Martens // Research Commissioned by Coso. -January 2012. - 32, [2] p.

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ АГРОСЕКТОРА УКРАИНЫ

Радченко О.Д., к.э.н., ведущий науч. сотр. ННЦ «Институт аграрной экономики

В условиях тотального дефицита бюджета Украины, изыскивая источники покрытия расходов, Верховная Рада с 2015 г. увеличила ставку единого налога плательщиков четвертой группы (ранее - фиксированного сельскохозяйственного налога ФСН) на 1 га сельхозу-годийпочти вдвое, что привело к росту объемов уплаты налога.

Также, с 2016 г. установлен переходный (до 1 января 2017 г.) специальный режим уплаты НДС при реализации крупного рогатого скота и молока с пропорцией 20% - в госбюджет, 80% -на специальный счет производителя для дальнейшего использования; при реализации зерновых и технических культур - соотношение 85% на 15%; при реализации другой сельхозпродукции - 50% на 50% соответственно.

По прогнозам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины (МА-ПиП), изменение спецрежима налогообложения и изъятие в общий фонд Госбюджета части средств НДС сельхозпредприятий приведет к изъятию оборотных средств сельхозпредприятий в 2016 г. на 27 млрд грн, при отсутствии источников замещения [4].

Таким образом, в результате реформирования существующей в Украине модели государственной поддержки, отрасль лишилась значительных бюджетных преференций. Поэтому вопрос сохранения или отмены налоговых льгот для аграрной отрасли стал эпицентром научных дискуссий. Авторитетные мнения по этому поводу высказывают ученые-аграрники, в частности А. Данилишин [1], П. Саблук, Н. Дямьяенко, Ю. Лупенко [6], Л. Тулуш [6] и др., указывая, что ситуация требует научного анализа, определения эффективности мер поддержки и дальнейшей стратегии их развития.

По мнению ученых ННЦ ИАЭЮ. Лу-пенка и Л. Тулуша, досрочная смена условий налогообложения сельхозпредприятий (в правительственных документах предполагалась частичная отмена спецрежимов с 2018 г.) отрицательно скажется на инвестиционной активности, что обусловит уменьшение объемов сельскохозяйственной деятельности и валовой добавленной стоимости в отрасли в ближайшей перспективе [6].

Формирование модели государственной поддержки в Украине осуществлялось путем эволюции традиционных программ финансового субсидирования производства продукции и под давлением требований законодательства ВТО, поэтому характеризируется различной направленностью, охватом множества направлений поддержки, которые почти не финансируются в полном объёме из-за ограниченных бюджетных возможностей (табл. 1).

Удельный вес издержек на профильное министерство стремительно сокращается - от 2,09 в 2013 г. до 0,35% в 2016 г. от общих издержек бюджета на уровне планов. Объемы выделенного финансирования сократились с 7,19 млрд грн в 2013 г. до 2,13 млрд грн в 2015 г., или на 70%. Расходы на аппарат уменьшились еще больше, за указанный период - на 86%. В структуре издержек увеличивается удельный вес поддержки сельского хозяйства, - с 37 в 2013 г. до 70% в 2015 г., вследствие перенесения ряда образовательных программ на другие ведомства и сокращения количества программ. Не финансируются в 2016 г. социальные программы. Так же сокращены объемы кредитования, по плану на 80% в 2016 г. против 2013 г. В бюджете на 2016 г. остались только программы компенсации кредитных ставок и поддержка животноводства, а так же средства, выделяемые на деятельность Аграрного фонда, на сумму 660 млн грн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.