Научная статья на тему 'Особенности трансформации специального режима взимания НДС в сфере производстваи переработки сельскохозяйственной продукции'

Особенности трансформации специального режима взимания НДС в сфере производстваи переработки сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НДС / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ПРЯМАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / РЕЖИМ ДОТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / VAT / TAX EXEMPTIONS / TAX MECHANISM / SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS / DIRECT BUDGET SUPPORT / SPECIAL MODES / THE MODE OF SUBSIDIES FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопчук Елена Тодоровна

В статье осуществлена научная оценка трансформации специального режима взимания НДС в сфере производстваи переработки сельскохозяйственной продукции завсе время его функционирования (1998 2014 гг),проведен анализ действенности его применения в Украине в целом и на примере Черкасской области,в частности,а также обобщены и раскрыты присущие ему преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features the transformation of a special regime of VAT in the production and processing of agricultural products

Made in the article the scientific evaluation of the transformation of a special regime of VAT collection in the production and processing of agricultural products for the whole period of its functioning (1998 2014),the analysis of the effectiveness of its application in Ukraine in General and for example,Cherkasy region,in particular,as well as generalized and revealed the inherent advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации специального режима взимания НДС в сфере производстваи переработки сельскохозяйственной продукции»

УДК 336.226

E. Т. Прокопчук

Особенности трансформации специального режима взимания НДС в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции

В статье осуществлена научная оценка трансформации специального режима взимания НДС в сфере производстваи переработки сельскохозяйственной продукции за все время его функционирования (1998 — 2014 гг), проведен анализ действенности его применения в Украине в целом и на примере Черкасской области, в частности, а также обобщены и раскрыты присущие ему преимущества и недостатки.

Ключевые слова: НДС, налоговые льготы, налоговый механизм, поддержка

сельскохозяйственных товаропроизводителей, прямая бюджетная

поддержка, специальные режимы, режим дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей

E. T. Prokopchuk

Features the transformation of a special regime of VAT in the production and processing of agricultural products

M-ade in the article the scientific evaluation of the transformation of a special regime of VAT collection in the production and processing of agricultural products for the whole period of its functioning (1998 - 2014),the analysis of the effectiveness of its application in Ukraine in General and for example,Cherkasy region,in particular,as well as generalized and revealed the inherent advantages and disadvantages.

Keywords: VAT,tax exemptions, tax mechanism,support for agricultural producers, direct budget support, special modes,the mode of subsidies for agricultural producers

а годы становления рыночной экономики в Украине налоговая политика в отношении сельского хозяйства и механизмы ее реализации приобрели особое значение. Сельское хозяйство выступает базой для развития всех отраслей экономики. При этом, ему присуща определенная специфика процесса производства, накладывает свой отпечаток на финансовые отношения в аграрном секторе. Учитывая это, успешное функционирование сельскохозяйственных товаропроизводителей нуждается в государственной поддержке и применения взвешенного механизма налогообложения. Сейчас налог на добавленную стоимость (НДС) в сельском хозяйстве используются в качестве особого инструмента государственной финансовой поддержки, специфического средства формирования финансовых ресурсов в условиях отсутствия более действенных рычагов поддержки (в частности, например, прямого бюджетного финансирования).

Вопросы функционирования налога на добавленную стоимость в сельском хозяйстве входят

в сферу научных интересов Н.Я. Демьяненко, Д.И. Деми, Л.Д. Тулуша, Н.М. Ущаповской, С.А. Осадчего, В.П. Синчака и других исследователей.

Однако, изменения на законодательном уровне, которые вносят соответствующие коррективы в механизм действующих спецрежимов взимания НДС в общем, и механизма дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств НДС перерабатывающих предприятий в частности, требуют усиления научных исследований в этой части и, соответственно, их научной оценки.

Учитывая вышеизложенное, целью данной статьи является научная оценка трансформации специального режима взимания НДС в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции за все время его функционирования (1998 — 2014 гг), проведения анализа действенности его функционирования в Украине в целом и на примере Черкасской области, в частности, а также обобщение и раскрытие присущих ему преимуществ и недостатков.

Обеспечение выполнения задачи повышения уровня производства молока и мяса в Украине нуждается в реализации взвешенной политики государственной финансовой поддержки. Такая поддержка осуществляется в Украине как через реализацию целевых бюджетных программ поддержки (прямая форма), так и за счет применения специальных режимов налогообложения, в частности взимания НДС (косвенная форма).

Неотъемлемой составляющей последней вот уже второе десятилетие является механизм выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость мясо- и молокоперерабатывающих предприятий [7].

Варианты поддержки производителей молока и мяса за счет средств НДС обобщенно на рис. 1.

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОКА И МЯСА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ НДС

-О- -О- -О-

Режим выплаты дотаций перерабатывающими предприятиями за сданное молоко и мясо в живом весе

Дотирования через спецфонд Госбюджета за счет сумм НДС перерабатывающих предприятий

Режим компенсации за счет сумм НДС перерабатывающих предприятий (за проданные молоко и мясо в живом весе)

период функционирования спецрежимов

ЕЗЗЗЗ дотации перерабатывающих предприятий за молоко и мясо —♦— доля дотаций на молоко в общей сумме дотаций за счет средств НДС

0 4

2GG4 2GG5 2GG6 2GG7 2GG8 2GG9 2G1G

Рис. 2. Объемы дотаций сельхозтоваропроизводителям за счет НДС перерабатывающих

предприятий и доля в них дотаций на молоко

Как видно из данных рис. 3, в динамике размер дотаций на молоко за счет налоговых обязательств по НДС существенно возрастал и в 2010 г. (последний год функционирования данного механизма поддержки) составил почти 700 грн на 1 корову в целом по Украине и около 800 грн на голову коровы в Черкасской обл.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что применение режима дотирования (за счет налоговых обязательств перерабатывающих предприятий в соответствии с нормами п. 11.21 ст. 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость») обеспечивало существенное влияние на доходность

И приходится дотаций на 1 корову по Украине □ приходится дотаций на 1 корову по Черкасской обл.

2GG4 2GG5 2GG6 2GG7 2GG8 2GG9 2G1G

Рис. 3. Размер дотаций на молоко за счет НДС перерабатывающих предприятий сельхозтоваропроизводителям в расчете на одну голову коровы, грн

производства животноводческой продукции (молока и мяса).

Однако, нормами Налогового кодекса Украины [1] внесены кардинальные изменения в практику функционирования режима дотирования производителей молока и мяса — осуществлено его трансформацию в программу прямого бюджетного финансирования за счет средств спецфонда Государственного бюджета. Последние формируются за счет того же источника — налоговых обязательств по НДС перерабатывающих предприятий.

Сначала предлагалось предоставлять дотацию на голову коров, но впоследствии, Правительство пришло к выводу, что дотироваться будет все-таки единица продукции, как и было раньше. Постановлением КМУ от 2 марта 2011 г. № 181 [3] был утвержден Порядок предостав-

ления этой дотации. Ее фиксированный уровень на молоко для сельскохозяйственных производителей определен в размере 350 грн на 1 тонну, для личных хозяйств населения — 300 грн [4].

Как видно из данных рис. 4, решение законодателей трансформировать механизм поддержки с внебюджетной формы в прямое бюджетное финансирование привело к существенному снижению сумм дотаций. Если в I полугодии 2010 г. суммы дотаций по НДС, которые были выплачены перерабатывающими предприятиями по мясу и молоку вместе по Украине составили почти 1 млрд грн, по Черкасской обл. 54,3 млн грн, то в I полугодии 2011 г. суммы НДС перечисленные переработчиками в спецфонд госбюджета для дальнейшей выплаты дотаций производителям молока и мяса уменьшились более чем в 3,5 раза по Украине и в 5 раз по Черкасской обл.

900.00

800.00

700.00

600.00

500.00

400.00

300.00

200.00 100,00

0,00

О уплачен НДС поставщикам молока и мяса за полугодие 2010 г. Е2 уплачен НДС в спецфонд госбюджета за полугодие 2011 г.

952,4

Черкас^ая область

Украина

Рис. 4. Суммы НДС перерабатывающих предприятий за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе, млн грн

Таким образом, учитывая проведенные изменений — трансформацию поддержки производителей молока и мяса с косвенной (за счет специального способа функционирования НДС в виде спецрежимов его взимания в сфере агропромышленного производства) в прямую форму поддержки (через целевые бюджетные программы) государственная поддержка производителей молока существенно ухудшилась.

Во-первых, это связано с изменением размера дотаций в сторону уменьшения (уровень дотации для сельхозпредприятий в абсолютном измерении в среднем снизился на 53 грн на тонне в 2011 г. по сравнению с 2010 г.).

Во-вторых, потеряно все плюсы действующего ранее механизма, в частности ключевыми

среди которых были: автоматичность выплат сумм поддержки, ежемесячную индексацию, отсутствие распределительной вертикали.

В-третьих, личные хозяйства населения, учитывая значительные денежные затраты и затраты времени для получения дотации, могут вообще от нее отказаться [8].

Итак, по результатам проведенного исследования установлено, что основная программа поддержки — 2801540 «Государственная поддержка отрасли животноводства», по которой предусмотрено почти 80 % финансирования мероприятий по развитию молочной отрасли, не оправдала возложенных надежд.

В результате, аккумулированных в спецфонде средств явно недостаточно для осуществления

предусмотренных программой мероприятий (их не хватит даже на финансирование ключевого направления поддержки — выплаты дотаций за реализованное перерабатывающим предприятиям молоко (если исходить из ориентированных объемов поставок молока на перерабатывающие предприятия на уровне 4,8 млн т, структуры поставок молока ситуации (70 % — ОСГ, 30% — с.-х. предприятия), и предусмотренного правительственным постановлением уровня дотаций (0,35 грн для сельскохозяйственных предприятий, 0,3 грн для ОСГ), необходимо направить около 1,5 млрд грн. Вместе с тем, за I полугодие 2011 г. в спецфонде по данному источником сформировано только 266,2 млн грн, при этом в конце 2011 эта сумма составила около 500 млн грн, что составляет лишь треть необходимой для выплаты дотаций суммы поддержки.

Следовательно, принятие Налогового кодекса привело к определенным изменениям в механизме поддержки производителей молока и мяса

— трансформации спецрежима дотирования производителей молока и мяса за счет средств НДС в «комбинированную» форму (объединяет косвенную форму с прямым бюджетным финансированием), ведь, с одной стороны, формирование ресурса поддержки в спецфонд госбюджета происходит за счет налоговых обязательств по НДС перерабатывающих предприятий, с другой

— дальнейшее распределение дотаций осуществляется согласно бюджетной программе.

Вместе с тем, по результатам исследования установлено, что такая трансформация спецрежима дотирования производителей молока и мяса перерабатывающими предприятиями за счет средств НДС в прямое бюджетное финансирование оказалась малоэффективной и привела к уменьшению дотационных сумм (в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом размер поддержки производителей молока сократится на 15% на тонне). Причем значительно уменьшились суммы НДС перечисленные переработчиками в спецфонд госбюджета для дальнейшей выплаты дотаций производителям молока и мяса более чем в 3,5 раза по Украине и в 5 раз по Черкасской обл.

Исходя из вышесказанного, режим выплаты дотаций перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям за сданное на переработку молочное и мясное сырье альтернативы пока не имеет и его отмену с 1 января 2011 г. следует признать преждевременным.

Как следствие, ВРУ принят ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей» под № 4268- VI от 22.12. 2011 г. ( в частности внесены изменения в п.

1 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения НКУ) [2], что предполагает возвращение к предыдущему механизму выплаты непо-

средственно производителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе на переработку за счет аккумуляции НДС от его продажи перерабатывающими предприятиями.

В соответствии с Законом № 4268, вступившим в силу с 01.01.2012 г., положительная разница между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенная в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость относительно деятельности по поставкам продукции, должна уплачиваться перерабатывающими предприятиями в специальный фонд государственного бюджета Украины и на специальный счет, открытый ими в органе государственного казначейства в соответствии установленных размерах.

Итак, особенности начисления НДС перерабатывающими предприятиями проводится по трем направлениям :

• в Госбюджет (по операциям поставки товаров/услуг, отличных от поставок продукции, произведенной из молока и мяса в живом весе, поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями);

• в специальный фонд Госбюджета (30%

- в 2012 г., 40 % - в 2013 г., 50 % - в 2014 г. по операциях по поставке продукции, произведенной из молока и мяса в живом весе, поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями);

• на специальный счет для выплаты компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе (70 % — в 2012 г., 60 % — в 2013 г., 50 % — в 2014 г. по операциям по поставке продукции, произведенной из молока и мяса в живом весе, поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями).

При этом перерабатывающее предприятие сумму НДС, перечисленную на специальный счет, должно использовать исключительно для выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе.

Сумма компенсации распределяется между сельскохозяйственными товаропроизводителями за поставленное ими молоко или мясо в живом весе перерабатывающим предприятием ежемесячно согласно Расчету распределения суммы компенсации с учетом следующего:

1. Компенсация для каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя определяется с учетом коэффициента, рассчитанного как соотношение суммы компенсации, определенной в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость относительно деятельности по поставке продукции, к стоимости закупленного молока или мяса в живом весе без учета налога на добавленную стоимость.

2. Определенный коэффициент применяется ко всем сельскохозяйственным товаропроизводителям на гривну стоимости поставленного молока или мяса в живом весе без учета налога на добавленную стоимость.

Выплата компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям (юридическим лицам — по платежным поручениям, физическим лицам

— непосредственно из кассы перерабатывающе-

го предприятия или согласно договорам поручения) осуществляется до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Подтверждением выплаты компенсаций должны быть сведения о выплаченных суммах компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Суммы налога на добавленную стоимость, не перечисленные на специальный счет или перечисленные с нарушением установленного срока,

1 - по операциям по поставке продукции, произведенной из молока и мяса в ж. в. поставленных сельхозтоваропроизводителями;

2 - по операциям поставки товаров/услуг, отличных от поставок продукции, произведенной из молока и мяса в ж. в. поставленных сельхозтоваропроизводителями.

Рис. 5. Механизм начисления и распределения сумм НДС перерабатывающими

предприятиями

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НОВОГО МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

а также суммы компенсации, не выплаченные сельскохозяйственным товаропроизводителям или выплачены с нарушением установленного срока, считаются использованными не по назначению и подлежат взысканию в государственный бюджет.

Схематично особенности направлений начисления НДС перерабатывающими предприятиями (согласно новому механизму) показаны на рис. 5.

То есть с принятием рассматриваемого Закона произошло частичное возвращение к системе выплаты дотаций (компенсаций) сельскохозяйственным производителям молока и мяса (которая функционировала в 1998 — 2010 годах). Частичное — потому что раньше вся сумма НДС, а не только ее часть, как сейчас, непосредственно перечислялась перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям молока и мяса через специальные счета.

Ключевые приоритеты нового механизма поддержки сельхозтоваропроизводителей по результатам проведенного исследования выделены и сгруппированы на рис. 6 .

Подытоживая изложенное, следует отметить, что необходимость стимулирования развития

сельскохозяйственного производства в Украине обусловила применение специфического механизма функционирования НДС, а именно использование спецрежимов взимания данного налога, направленных на улучшение финансового обеспечения товаропроизводителей отрасли.

Неотъемлемой составляющей последней вот уже второе десятилетие является механизм выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость мясо- и молокоперерабатывающих предприятий. Исследованием установлено, что временная его трансформация (в течение 2011 г.) на прямую бюджетную поддержку, лишила отрасль единой эффективно работающей системы поддержки и отменила наиболее действенные меры государственного содействия развитию аграрному сектору экономики. Одновременно, возврат к предыдущему механизму (начиная с 01.01.2012 г.) выплаты непосредственно производителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе на переработку за счет аккумулирования НДС от его продажи перерабатывающими предприятиями предусматривает восстановление эффективного и действенного механизма поддержки производителей молока и мяса.

литература

1. Налоговый кодекс Украины: Верховная Рада Украины; Кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755- VI.

2. О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: Закон Украины от 22.12.2011 г. № 4268- VI.

3. Постановление Кабинета Министров Украины от 02.03.2011 г. № 246 [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp // Лига: Элит Закон СоруидЫ:: ИАЦ «Лига». - 2011.

4. Об утверждении размеров выплат для предоставления государственной поддержки отрасли животноводства на 2011 год : Постановление Кабинета Министров Украины от 02.03.2011 г. № 181.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дема Д.И. Перспективы льготных режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей / Д.И. Дема // Вестник Сумского НАУ 2009. № 1. С. 115-118.

6. Синявская Л.В. Проблемные аспекты применения спецрежима администрирования НДС в сельском хозяйстве / Л.В. Синявская // Агроинком. 2011. № 7. С. 23-26.

7. Ущаповская Н.М. Проблемы дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей через налог на добавленную стоимость / Н.М. Ущаповская // Формирование рыночных отношений в Украине: сб. наук. тр. К, 2009. Вып. 4 (35). С. 96-100.

8. Тулуш Л.Д. Налоговое регулирование доходности сельскохозяйственного производства / Л.Д. Тулуш // Инновационная экономика. 2011. № 5. С. 583-593.

REFERENCES

1. Tax code of Ukraine the Verkhovna Rada of Ukraine; Code of Ukraine dated 02.12.2010 № 2755 - VI.

2. On amendments to the Tax code of Ukraine regarding the support of agricultural producers: the Law of Ukraine dated 22.12.2011, No. 4268 - VI.

3. Resolution ofthe Cabinet of Ministers of Ukraine dated 02.03.2011, No. 246 [Electronic resource]. Mode of access: htpp // League: Elite Law Сору^Й:: IAC "League". - 2011.

4. Approval ofpayments for the provision of state support of the livestock industry in 2011: the Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine dated 02.03.2011, No. 181.

5. Dema D.I. Prospects preferential taxation of agricultural producers. Vestnik Sumskogo NAU - Bulletin of Sumy NAU, 2009, no.1, pp. 115-118 (in Russian).

6. Siniavskaia L.V. Problematic aspects of the application of the special regime administration of VAT in agriculture. Agroinkom, 2011, no.7, pp. 23-26 (in Russian).

7. Ushchapovskaia N.M. Problemy dotirovaniia sel'skokhoziaistvennykh tovaroproizvoditelei cherez nalog na dobavlennuiu stoimost' [Problem of subsidies for agricultural producers through value added tax]. Fomirovanie rynochnykh otnoshenii v Ukraine: sb. nauk. pr. [Formation of market relations in Ukraine: collected scientific articles] Kiev, 2009. V. 4 (35). pp. 96-100.

8. Tulush L.D. Tax regulation of profitability of agricultural production. Innovatsionnaia ekonomika - Innovative economy, 2011, no.5, pp. 583-593 (in Russian).

Информация об авторе

Прокопчук Елена тодоровна

(Украина, Умапь)

Кандидат экономических паук, старший преподаватель кафедры финансов и кредита.

Умапский национальный университет садоводства E-mail: pivotbi@mail.ru

Information about the author

Prokopchuk Elena Todorovna

(Ukraine, Uman)

PhD in Economics,

Senior Lecturer of the Department of Finance and Credit Uman National University of Horticulture E -mail: pivotbi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.