Научная статья на тему 'Специфика государственной финансовой поддержки аграрного сектора Украины'

Специфика государственной финансовой поддержки аграрного сектора Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика государственной финансовой поддержки аграрного сектора Украины»

12.3. Украина

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ Тулуш Л.Д., к.э.н, зав. отд. . ННЦ «Институт аграрной экономики» НААН Украины

Действие рыночных механизмов в аграрном секторе имеет свою специфику, которая обусловливает необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы, происходящие в отрасли. Последнее, прежде всего, предусматривает предоставление государственной финансовой поддержки тем субъектам хозяйствования, деятельность которых соответствует государственным приоритетам развития аграрной отрасли.

Учитывая экономические, социальные, природные и этнокультурные факторы, большинство развитых стран осуществляют протекционистскую политику в отношении аграрной отрасли, предоставляя хозяйствующим в ней субъектам довольно значительные объемы государственной финансовой поддержки. Основной задачей государственного финансового регулирования развития аграрного сектора является поддержка доходов фермеров с помощью различных финансовых инструментов.

Проблемы финансового регулирования развития аграрного сектора экономики являются предметом научных исследований значительного круга ученых, среди которых следует выделить В. Братцева [1], Г. Гончаренко [2], В. Мейерса, А. Метьюза [6], Н. Кузнецову [3], Т. Полушкину [4], Б. Пошкуса [5], В. Узуна, И.Ушачова и других.

Целью данного исследования является обобщение практики государственной финансовой поддержки аграрного сектора в Украине, характеристика ее специфики и обоснование перспектив развития.

Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, которая производится в той или иной стране, в значительной степени определяется уровнем государственной финансовой поддержки ее товаропроизводителей. Такая поддержка может осуществляться в разнообразных формах - от мер ценового регулирования с целью поддержания стабильного уровня доходов товаропроизводителей и формирования платежеспособного спроса до стимулирования ее экспорта путем экспортного субсидирования.

Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства в Украине, в отличие от

сложившейся европейской практики, осуществляется преимущественно за счет предоставления налоговых преференций хозяйствующим в отрасли субъектам, а не бюджетного финансирования в рамках целевых государственных программ. Как следствие, специфика государственной финансовой поддержки развития аграрного сектора в Украине определяется существенным преобладанием непрямой ее формы, что достигается за счет применения специальных налоговых режимов, которые являются важной составляющей формирования благоприятной экономической среды для функционирования сельхозпредприятий.

Доля косвенной господдержки, осуществляемой за счет предоставления налоговых преференций сельхозпредприятиям, постоянно растет в динамике: если в 2005-2006 гг. лишь 45-50% общих объемов госфинподдержки формировалось за счет налогового фактора, то в 2007-2008 гг. - уже 56-60% (без учета мероприятий по ценовому регулированию и средств, которые выделялись на возвратной основе). С наступлением финансового кризиса и существенным уменьшением бюджетных возможностей, доля косвенной поддержки возросла до 85-90% в 2009-2011 гг. и 94-95% в 2012-2013 гг.

С 2014 года бюджетное финансирование в рамках целевых бюджетных программ развития аграрного сектора в Украине практически отсутствует - финансовая поддержка фактически осуществляется только за счет применения специальных налоговых режимов. К ним, в частности, относятся:

- специальный режим взимания налога на добавленную стоимость (НДС), который предусматривает применение стандартной ставки при налого-обложении поставок сельхозпродукции и аккумуляцию сумм налога в распоря-жении сельхозпредприятий для финансирования производственных нужд;

- специальный режим налогообложения доходов сельхозпредприятий в форме имущественного (земельного) налога, согласно которому величина налоговых обязательств определяется нормативной оценке земельного участка, тогда как реальная прибыль налогом не облагается;

- специальный порядок взимания НДС в сфере мясо- и молоко-переработки, согласно которому перерабатывающие предприятия надлежащие бюджету суммы НДС-обязательств направляют в виде дотаций производителям молока и мяса, поступающего на промышленную переработку (действие режима приостановлено в 2015 году).

Стоит отметить, что применение специальных режимов взимания НДС в Украине в целом соответствует европейской практике, предусматривающей особые подходы к взиманию НДС в аграрном секторе. В то же время, существуют существенные различия между режимами взимания НДС в Украине и в странах ЕС, которые заключаются в их разной направленности:

- в Украине, в условиях применения стандартной ставки НДС «на входе» и «на выходе», спецрежим НДС направлен на формирование дополнительного объема ресурсов и фактически является альтернативной формой бюджетного финансирования потребностей развития аграрного сектора экономики;

- в европейских странах, в условиях применения сниженной ставки на сельхозпродукцию, спецрежимы НДС направлены лишь на упрощение налоговых отношений, поскольку в результате применения различных ставок «входящий» и «исходящий» НДС примерно равны - вследствие этого дополнительного формирования финансовых ресурсов в распоряжении сельхозпредприятий не происходит.

Специфика функционирования НДС в аграрном секторе Украины заключается в том, что часть цены в виде суммы НДС, принадлежащей бюджету, направляется на повышение уровня доходов сельхозпредприятий - при этом цены на сельхозпродукцию остаются неизменными.

Специфическая практика государственной финансовой поддержки развития аграрного сектора в Украине, наряду с очевидными преимуществами, имеет и существенные недостатки.

Применение специальных налоговых режимов (как альтернативной формы господдержки) практически для всех сельхозпредприятий, без предъявления дополнительных условий относительно направлений использования сумм такой поддержки, без функционирования отработанной системы контроля за трансфертным ценообразованием, приводит к значительным непродуктивным бюджетным потерям. Налоговые преференции не направлены на решение конкретных задач и не обусловливают повышения эффективности дея-

тельности сельхозпредприятий.

Основное преимущество специальных режимов налогообложения как инструментов косвенной господдержки развития аграрного сектора одновременно является их ключевым недостатком. С одной стороны, применение спецрежимов налогообложения дает возможность полностью устранить влияние админ-фактора при распределении сумм госфинпод-держки, который свойственен механизму бюджетного финансирования. С другой стороны, предоставив право сельхозпредприятиям самостоятельно "зарабатывать" себе поддержку, государство лишило себя как возможности влияния на направления развития отрасли (например, через фискальное стимулирование развития приоритетных видов деятельности), так и контроля за эффективностью использования сумм финансовой поддержки.

Специальные налоговые режимы становятся все менее эффективными инструментами госфинподдержки аграрного сектора, поскольку их применение лишает государство возможности непосредственного влияния на негативные процессы, происходящие в аграрной отрасли, и в частности на: уменьшение поголовья скота; снижение доли сельхозпредприятий; занимающихся животноводством, уменьшение занятости в сельской местности; усиление зависимости от состояния внешних рынков; уменьшение доли добавленной стоимости в продукции, поставляемой на экспорт; формирование нерациональной структуры сельскохозяйственного производства.

Пролонгация действия спецрежимов налогообложения в неизменном виде, с учетом дефицита финансовых ресурсов на государственном и местном уровнях, делает невозможным осуществление финансового стимулирования развития аграрного сектора с применением других финансовых инструментов. Чем дольше будет затягиваться процесс реформирования спецрежимов налогообложения, тем более болезненным будет процесс возвращения к общепринятой практике госфинпод-держки сельского хозяйства.

Следует учитывать, что в настоящее время значительная часть сельхозтоваропроизводителей осуществляет свою деятельность без использования спецрежимов налогообложения. Это обуславливает наличие налоговой дискриминации, которая является одной из причин неразвитости в отрасли обслуживающей кооперации, сдерживание развития небольших семейных ферм, которые получили широкое распространение в европейских странах, а в Украине фактически лишены госфин-

поддержки.

Таким образом, дальнейшее применение спецрежимов налогообложения в качестве специфических инструментов госфинподдержки аграрного сектора требует усовершенствования порядков их администрирования, в частности в части внедрения рациональных критериев определения возможности сельхозпредприятий пользоваться имеющимися налоговыми преференциями.

Источники

1. Братцев В. Госрегулирование сельского хозяйства России / В. Братцев // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 6. - С. 4552.

2. Гончаренко Г. Роль налоговых режимов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в

достижении целей аграрной политики России / Г.А. Гончаренко // Вестник МГУ. - Серия 6: Экономика. - 2010. - № 3. - C. 78 - 89.

3. Кузнецова Н. Пути совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства / Н. Кузнецова // АПК: экономика, управление. — 2013. - № 1. - С. 90-93.

4. Полушкина Т.М. Формирование рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики / Т.М. Полушкина // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9. - С. 976-980.

5. Пошкус Б. Поддержка сельского хозяйства в странах ЕС / Б. Пошкус // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 9. - С. 46-55.

6. Matthews A. The European Union's Common Agricultural Policy and developing countries: the struggle for coherence. // European Integration. -2008. - №30. - Рр. 381-399.

АГРАРНЫЙ БЮДЖЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ Радченко О.Д., к.э.н., вед. науч. сотр. Национального научного центра «Институт аграрной экономики

Объем и структура расходов, заложенных в государственном бюджете, формируют направление аграрной политики государства. За последние годы в Украине сложился относительно стабильный механизм, с преемственными программами и положительной динамикой финансирования, что отмечают как отечественные, так и зарубежные ученые.

Бюджетная поддержка сыграла весомую роль в стабилизации финансового состояния отрасли, роста показателей производства, переработки, экспорта сельхозпродукции. По данным Госстата [1], в 2014 году в сравнении с предыдущим, финансовый результат от основной деятельности сельскохозяйственных предприятий (кроме малых) составил 34,5 млрд грн, демонстрируя увеличение в 2,8 раза, уровень рентабельности (без дотаций) достиг 26,3% увеличившись на 14,9 п.п., доходы получили свыше 80% предприятий, что почти на 15% выше уровня 2013 года.

Для поддержки сельскохозяйственного производства в 2014 г. сельскохозяйственными предприятиями (кроме малых) получено 11,4 млрд грн бюджетных средств, или 1347,7 тыс. грн в расчете на одно предприятие (в 2013 г. -соответственно 6,7 млрд грн и 730,5 тыс. грн), в том числе 0,21 млрд грн прямых бюджетных дотаций и 11,2 млрд грн за счет НДС.

По оценкам экспертов ОЭСР [2], в 2010-13 гг. государственная поддержка сельского хозяйства Украины достигала 1,62% ВВП, в то время как сельхозпроизводители стран Европы, получали в среднем лишь

0,34%. Однако ситуация резко изменилась, начиная с 2013 года и достигла критического положения в 2015 году.

Анализ аграрного бюджета на 2015 год [3], проведенный учеными Института аграрной экономики, показал, что на финансирование по Министерству аграрной политики и продовольствия (МАПиП) в 2015 году заложено 2,27 млн грн, что почти в 4 раза меньше бюджета 2014 года (6,62 млрд грн). Если принимать во внимание, что в общих расходах Государственного бюджета в 2015 году финансирование МАПиП заложено на уровне 0,4%, тогда как в 2008 году было 4,0% - такой уровень свидетельствует о потере позиций аграрной отрасли в структуре финансирования.

Соотношение общего и специального фондов по МАПиП составляет 75:25 (в 2014 году - 48:52), что гарантирует в плановом периоде более высокую вероятность выполнения финансирования программ, но в то же время свидетельствует о приостановлении действия главных производственных программ, финансируемых за счет средств специального сбора, источника наполнения специального фонда.

Непосредственно на аппарат министерства запланировано 0,87 млн грн, что составляет 33% расходов, предусмотренных бюджетом 2014 года. Несколько изменилась и структура расходов аппарата в 2015 году в сравнении с 2014 годом, поскольку расходы на аграрное образование, которые ранее занимали 25%, перенесены на издержки бюджета Минобразования. Если в течение 2014 г. фактиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.