Научная статья на тему 'Пути снижения себестоимость продукции на примере предприятия ООО «Тент-Имидж»'

Пути снижения себестоимость продукции на примере предприятия ООО «Тент-Имидж» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4837
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова А.А., Бошкова В.

В статье рассмотрены некоторые теоретические вопросы себестоимости продукции, а также на примере предприятия разработаны пути по ее снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути снижения себестоимость продукции на примере предприятия ООО «Тент-Имидж»»

методологического обоснования подходов к ним. В современной экономической науке преобладает организационно- технический подход к структурной перестройке управления экономикой. Одним из распространенных подходов к этой проблеме является подход, при котором структурные изменения в управленин обеспечнваются непосредственным воздействием на процесс пронзводства, то есть государство регулирует предложение продукта. Список использованной литературы:

1. Рогачевский М.Темирханов Е.Системный подход к управлению производством//Транзитная экономика,2004,-№1с.16-20

2.Досумов Р.Я. Организация управления региональным производством//Т:Фан,1982.-с.34-36

3.Б.Р.Омаров, К.Т. Омаров. Организация и методология регионального планирования социально-экономического развития//Экономика.-Алматы,2000,-с.60

© Ерманкулова Р.И., Альмухамбетова Б.Ж., 2015

УДК 338.45

А.А. Ефремова

К.э.н., доцент кафедры экономики предприятия ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Россия, г. Симферополь

В. Бошкова

магистр по направлению подготовки 38.04.01 «ЭКОНОМИКА» ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Россия, г. Симферополь

ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ООО «ТЕНТ-ИМИДЖ»

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые теоретические вопросы себестоимости продукции, а также на примере предприятия разработаны пути по ее снижению.

Ключевые слова

Себестоимость продукции, снижение себестоимости, рентабельность предприятия,

производственное предприятие.

Одной из основных целей предприятия, ведущего свою экономическую деятельность в рыночных условиях, является получение максимальной прибыли в условиях жесткой конкуренции. Возможности достижения этих целей ограничены как внешними факторами, так и внутренними, к которым относятся затраты производства и продажи, а также рыночным спросом на продукцию организации.

С целью ведения успешной хозяйственной деятельности необходимо проводить экономико-технический анализ деятельности предприятия, одним из самых важных и приоритетных показателей, который влияет на политику предприятия является себестоимость продукции.

Актуальность исследования. Себестоимость - один из ключевых показателей финансовой эффективности производства, который способствует получению максимальной прибыли предприятием. В современных условиях хозяйственной деятельности себестоимость рассматривается как фактор, который влияет на рентабельность и окупаемость любого предприятия, поскольку является основой цены товара. Поэтому

изучение ее структуры и учет входящих в нее расходов исключительно важны в деятельности любого предприятия.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические и экономико-организационные аспекты себестоимости в условиях рыночной экономики нашли свое отражение в научных работах С.В. Гуцайлюк, С.М. Ергина, В.И. Ефименко, В.И. Зубкова [1], А.В.Косинской, О.Б. Кононенко [2], Б.М. Литвина, Е.В. Мниха, В.В. Нагайчук, В. Пархоменко, Г.З. Суша, Н.Г. Чумаченко и других отечественных и зарубежных авторов.

Изложение основного материала исследования. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости для предприятия заключается в следующем [3]:

- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;

- в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

- в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;

- в возможности снижения цены реализации на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Этот показатель определяет денежное выражение затрат предприятия на подготовку, производство и реализацию продукции. В нее включаются материальные затраты на оплату труда, отчисления на социальные потребности, амортизация основных средств и другие затраты.

Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Для субъекта предпринимательской деятельности первостепенная задача заключается в снижении себестоимости продукции. Традиционно раскрывают себестоимость и ее пути по снижению в целом для отрасли, а не на отдельных предприятиях.

Целью данного исследования является рассмотрение состояния себестоимости на предприятии ООО «Тент-Имидж», а также предложения по ее снижению.

Предприятие ООО «Тент-Имидж» специализируется на изготовлении тентовых изделий, которые применяются в различных целях (не только для защиты от непогоды, но и в рекламных целях). Продукция ООО «Тент-Имидж» пользуется значительным спросом позволяет предприятию занимать 12% рынка Крыма. Финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2012-2014 годы говорят о стабильном положении исследуемого предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели деятельности ООО «Тент-Имидж»

Показатели 2012 2013 2014 2014 к 2012, в %

1. Объем реализации продукции (товаров, работ, услуг), тыс. руб. 184400,40 132500,70 48100,90 26

2. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел. 9 17 20 222

3. Фонд заработной платы, тыс. руб. 594 1428 2280 383

4. Себестоимость произведенной продукции, тыс. руб. 101503,6 72232,96 37223,9 36,6

5. Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. 1890,80 2030,40 2540,3 134,3

6. Чистая прибыль, тыс. руб. 1723,5 2620,9 5150,5 299

7. Рентабельность продукции, % 14,7 16,7 35,2 239

ООО «Тент-Имидж» получает выручку около 2 млн. руб., это в 3,8 раза превышает объем реализации 2012 г. и в 1,4 раза - объема 2013 г., к тому же общая численность персонала составляет 20 человек. Поэтому согласно действующему законодательству предприятие относится к малым предприятиям. Следует также отметить, что в 2012 г. предприятие не имело собственных основных средств, а приобрело основную их массу в 2013 г.

Значительное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия осуществляет структура производства и реализации продукции. То есть, увеличение объемов производства одних видов продукции и уменьшение других приводит к изменению структуры продукции, то есть соотношение отдельных изделий в общем объеме производства. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее производства в стоимостном выражении растет. То же происходит с размером прибыли, если увеличивается удельный вес высокорентабельных товаров. Расчет влияния структуры производства на отдельные финансовые результаты деятельности фирмы целесообразно проводить методом цепной подстановки.

Проведенный анализ показал, что фактически в 2013 в структуре производственных затрат ООО «Тент-Имидж» наибольшую долю занимали материальные затраты (затраты на сырье и материалы, транспортно-заготовительные и общепроизводственные), меньшую - другие расходы, включающие административные и расходы на сбыт. Не более 7% принадлежало заработной платы с отчислениями в фонды социального страхования. Наименьшая доля пришлась на общецеховые расходы, то есть амортизацию основных средств. Общий вид этой структуры представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Фактическая структура себестоимости за 2014 г.

Анализ себестоимости по калькуляционным статьям расходов необходим для оценки размера экономии или перерасхода в связи с отклонением фактической себестоимости от плановой, для расчета «вклада» каждого статьи калькуляции в общее отклонение по себестоимости продукции.

Как видно из приведенной гистограммы, основную часть структуры себестоимости продукции предприятия ООО «Тент-Имидж» составляют материальные затраты - 69,28%, затраты на оплату труда составляют лишь - 7,37%, общецеховые - 2,62%, иные затраты - 20,72%. Из этого следует, что исследуемое предприятие большое внимание уделяет сырью для изготовления своей продукции, т.к. руководство ООО «Тент-Имидж» следит за постоянным поддержанием конкурентоспособности своей продукции и предприятия в целом.

Таким образом, постоянно растущая себестоимость продукции влечет за собой повышение цены на продукцию, что приводит к постепенному снижению продаж. Следовательно, необходимо рассмотреть пути снижения себестоимости продукции предприятия ООО «Тент-Имидж».

На рынке Республики Крым функционирует достаточное количество предприятий, которые занимаются производством тентов. Вот некоторые фирмы, которые занимают лидирующие позиции: "Крым Металл Тент", "Тенты Крым", "КСК Тент", "Рубин", "Тент Люкс", "Крым Тент", "Тент гарант", "Маркизы и ворота", "Амбрелло", "КСК". На рисунке 2 представлено распределение занимаемых позиций выше представленных предприятий и исследуемого нами производства.

Доля рынка

■ "Тент-Имидж",

■ "Крым Металл Тент",

■ "Тенты Крым",

■ "КСК Тент",

■ "Рубин",

■ "Тент Люкс",

■ "Крым Тент",

■ "Тент гарант",

■ "Маркизы и ворота",

■ "Амбрелло",

■ "КСК".

Рисунок 2 - доля рынка Крымских тентовых предприятий

Из приведенных данных на гистограмме (рис. 2) видно, что исследуемое нами предприятие занимает 12% рынка производства тентовых изделий в Республике Крым, что является 2-м местом после предприятия «Крым-Тент». Исследуемое предприятие имеет данный показатель благодаря сбалансированному сочетанию качества и цены выпускаемой продукции, что и является главной движущей силы конкурентоспособности ООО «Тент-Имидж».

ООО «Тент-Имидж» может снизить себестоимость продукции за счет повышения технического уровня производства и экономии материалов, то есть через процесс изменения технической базы. Существует устройство - линия для сборки и сварки металлического листа, одновременно собирает и сваривает металлические листы, тем самым он заменяет сразу два устройства, первое - для составления письма, второе - для сварки. Также координатно-пробивные прессы необходимо заменить на установку плазменной резки фасонных деталей с функцией пробивки РРС15.Тому что данная установка плазменной резки предназначена в основном для изготовления фасонных изделий для металлоконструкций, где нужно вырезать нелинейный внешний и внутренний контуры, и осуществить координатную пробивки отверстий под крепления. Этот станок имеет несколько основных преимуществ перед стандартными координатными прессами:

1. Увеличенный размер заготовки (в 2 раза)

2. Увеличенный вес обрабатываемой детали (в 6 раз)

3. Увеличена скорость пробивки (в 3 раза)

4. Увеличено количество рабочих осей (4 оси)

5. Увеличена скорость подачи детали (в 2 раза)

Тем самым эта установка дает возможность за один час сделать больший объем изделий, в будущем принесет больше прибыли предприятию.

Резерв снижения себестоимости продукции за счет осуществления технико-экономических мероприятий рассчитывается по формуле [1]:

Зо х Ко + З1 х К1 (1)

Еп = (--З1) х Кп , (1)

Ко + К1

Экономия от осуществления мероприятий определяется как произведение разницы величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и объема производства в плановом году [2]:

Е = (СС - СН) х АН, (2)

Итак, в результате реализации осуществленных мероприятий общая экономия составить 5800,5 тыс. руб.

Таким образом, главными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р [ С) является:

• увеличение объема ее производства (Р | УВП)

• уменьшение затрат на ее производство (Р j С) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения производственного брака и др.

Выводы. На основе выявленных резервов предложен ряд рекомендаций, согласно которым предусматривается:

- оптимизация использования основных средств, обеспечит экономию в 1700,2 тыс. руб.; - изменение объемов продукции даст возможность сэкономить на условно-постоянных расходах 300,2 тыс. руб.; - сокращение транспортных расходов приведет к сбережению 2700,6 тыс. руб.; - использование мирового опыта определения и снижения себестоимости; - постоянный контроль за расходами предприятия.

При этом наиболее эффективным резервом снижения себестоимости на ООО «Тент-Имидж» выступает организационно-техническое переоснащение производства. Такие меры позволят предприятию: свести потери сырья до отметки 0,5%; изготавливать более качественную продукцию; сократить расходы на электроэнергию и ремонт оборудования на 9030,5 тыс. руб., на оплату труда производственного персонала и отчисления в фонды социального страхования соответственно на 2200 тыс. руб. и 800,1 тыс. руб.

Общий экономический эффект в результате проведения предложенных мероприятий составит 30800,31 тыс. руб. в первый год реализации проекта, в дальнейшем его размер будет достигать 30800,91 тыс. руб. Список использованной литературы:

1. Зубкова В. И. Экономический анализ: [учебное пособие] / В.И. Зубкова. - Симферополь: «Таврия», 2012. - 137 с.

2. Кононенко О. Анализ финансовой отчетности [Текст] : навчальний пошбник / Кононенко О. - X.: Фактор, 2013. - 223с.

3. Бережная И.В. Экономика предприятия: [учебное пособие] / И.В. Бережная, Е.А. Михуринская. -Симферополь: «Национальная академия природоохранного и курортного строительства», 2002. -122 с.

© Ефремова А.А., Бошкова В., 2015

УДК 336

А. А. Зограбян

Студент группы ФКм-151 Институт мировой экономики и финансов Волгоградский государственный университет Г. Волгоград, Российская Федерация А. А. Зограбян Студент группы Эфк-131 Институт мировой экономики и финансов Волгоградский государственный университет Г. Волгоград, Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ В 2014-2015 ГГ

Аннотация

Рынок недвижимости в Волгоградском регионе стремительно растет, так как с 2013 года действует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.