УДК 621.863.2
ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ТРАНСПОРТНЫХ
СИСТЕМАХ МЕГАПОЛИСОВ
Е.М. Гецович, профессор, д.т.н., М.А. Казакова, аспирант, ХНАДУ
Аннотация. Сформулированы основные мероприятия и пути снижения экологической нагрузки в транспортных системах мегаполисов. Выявлены особенности планировочной структуры г. Харькова и предложены мероприятия по уменьшению экологической нагрузки от автотранспорта.
Ключевые слова: окружающая среда, автомобильный транспорт, выбросы вредных веществ, улично-дорожная сеть, транспортные средства, организация дорожного движения, транспортный поток.
ШЛЯХИ ЗНИЖЕННЯ ЕКОЛОГ1ЧНОГО НАВАНТАЖЕННЯ У ТРАНСПОРТНИХ СИСТЕМАХ МЕГАПОЛ1С1В
С.М. Гецович, професор, д.т.н., М.О. Казакова, асшрант, ХНАДУ
Анотаця. Сформульовано основт заходи i шляхи зниження еколог1чного навантаження у транспортних системах мегаполiсiв. Виявлено особливостi планувальног структури м. Харко-ва i запропоновано заходи щодо зменшення екологiчного навантаження вiд автотранспорту.
Ключов1 слова: навколишне середовище, автомобтьний транспорт, викиди шюдливихречовин, вулично-дорожня мережа, транспортт засоби, оргатзащя дорожнього руху, транспортний потт.
WAYS OF ECOLOGICAL LOADING DECREASE IN TRANSPORT SYSTEMS OF
METROPOLITAN AREAS
Е. Getsovich, Professor, Doctor of Technical Science, M. Kazakova, graduate, KhNAHU
Abstract. The main measures and ways of ecological loading decrease in transport systems of metropolitan areas are settled. The peculiarities planning structure of Kharkiv are determined. The measures directed to ecological loading decrease produced by automobile transport are offered.
Key words: environment, automobile transport, emission of harmful substances, transport flow.
Введение
Автомобильный транспорт (АТ) (сосредоточенный в основном в городах) является одним из главных источников загрязнения окружающей среды (ОС). С развитием городов и ростом городских агломераций все большую актуальность приобретает своевременное и качественное транспортное обслуживание населения и охрана ОС от негативного влияния городского АТ.
В г. Харькове, как и в большинстве других городов Украины, существуют проблемы с организацией дорожного движения (ОДД) в центрально-деловой части города (ЦДЧГ) [1]. Увеличение количества транспортных средств (ТС) в ЦДЧГ приводит к образованию пробок и тянучек, что влечет к увеличению выбросов вредных веществ (ВВВ), так как ТС работают на пониженных передачах.
Вестник ХНАДУ, вып. 50, 2010
23
Анализ публикаций
Мировой опыт борьбы с ВВВ накопил множество путей их преодоления [2]. В работе [3] отмечается, что для выравнивания транспортной нагрузки на автомобильных дорогах городов, прежде всего, необходимо равномерное размещение основной рабочей зоны и жилищных районов, а также мест отдыха и центров культурно-бытового обслуживания. Одновременно наиболее загруженные участки транспортной сети предлагается дублировать новыми линиями. В работе [4] рассмотрен такой планировочный прием как скоростные автомобильные трассы, которые получили наибольшее развитие в США и Японии. Для снижения вредного влияния АТ на ОС необходимо выносить из городской полосы грузовые транзитные потоки. В работах [5] значительное внимание уделяется совершенствованию процессов управления автомобилем, транспортными потоками (ТП), улучшению дорожных условий (ДУ), а также совершенствованию планирования и организации процессов перевозки грузов.
В настоящее время в зарубежной практике получила развитие система НОУ (выделение полосы движения маршрутному пассажирскому транспорту). Данное мероприятие пользуется успехом в большинстве стран мира. Например, система НОУ была введена в Париже в 2000 г., что привело к существенному снижению ВВВ.
Но для решения проблемы загрязнения воздуха конкретного города (в нашем случае г. Харькова) из всего многообразия существующих организационных мероприятий необходимо выбрать наиболее эффективные для конкретной территории. Для удачного выбора путей снижения загрязнения необходимо, в первую очередь, изучить особенности процесса загрязнения воздуха АТ в городе.
Цель и постановка задачи
В условиях жестоких требований к наносимому экологическому ущербу все более значимой становится достоверность описания механизма воздействия транспортного потока на окружающую среду города и пути снижения экологического ущерба, что является целью исследования. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: во-первых, выявить основные параметры ОДД,
параметры ДУ, параметры ОС, которые влияют на ездовой цикл ТП; во-вторых, выявить основные мероприятия, которые позволят снизить ВВВ от АТ.
Пути снижения экологической нагрузки в мегаполисах
ОДД в городах, как правило, далека от совершенства. Внедрение современных методов и средств организации движения, безусловно, повысит дисциплину движения, но не окажет существенного влияния на транспортную ситуацию в городе. Однако на первом этапе именно мероприятия по ОДД являются наиболее востребованными. Основным направлением исследований является изучение поведения ТП в различных условиях движения по УДС. ТП рассматривается как совокупность движущихся ТС, на которые влияют случайные возмущения (параметры ОС, параметры ОДД, параметры ДУ). ТП движутся неравномерно, изменяя режим движения, попадая в пробки (в режим «старт-стоп»), тянучки и свободное движение. На рис. 1 изображены основные внешние факторы, которые в совокупности влияют на параметры ездового цикла (торможение, разгон, свободное движение, холостой ход). Город Харьков - большой производственный, транспортный и культурный центр. В результате его исторического развития сформировались социальные, экологические, экономические и другие показатели. Относительно транспортных проблем г. Харькову присуще следующее:
- высокая плотность ТП в ЦДЧГ;
- низкая плотность УДС;
- недостаток парковочного пространства по причине использования устаревших нормативов обеспеченности местами парковки вновь вводимых объектов.
Также нельзя не отметить, что через основные магистрали в центральной части г. Харькова проходит большое количество транзитного для ЦДЧГ транспорта. Движение грузового автотранспорта и транзитных автобусов должно регулироваться в обход ЦДЧГ.
Все это ведет к увеличению заторов в центре города, увеличению задержек на перекрестках, увеличению длительности поездок, к образованию тянучек на перегонах, вследствие чего увеличивается количество ВВВ.
Рис. 1. Схема ТП как источника воздействия на ОС
Для решения данных задач выделены следующие мероприятия ОДД, которые приведут к уменьшению ВВВ от АТ в г. Харькове:
- использование средств ОДД: внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, запрет стоянок на проезжей части за счет организации подземных районных стоянок, строительства перехватывающих паркингов, деление проезжей части для движения разных видов транспорта;
- ограничение и запрет въезда в ЦДЧГ: создание пешеходных зон, успокоенное движение городского пассажирского транспорта, развитие систем «к188&г1ёе», «рагк&1Ме»;
- градостроительные мероприятия: строительство новых и реконструкция существующих улиц и магистралей города.
Каждое из приведенных мероприятий следует рассматривать как взаимодополняющее, поскольку применение какой-либо группы мероприятий, как правило, не приводит к комплексному решению проблемы перегру-
женности транспортом УДС, особенно в мегаполисах.
Выводы
Снижение экологической нагрузки ТС на ЦДЧГ является актуальной и сложной проблемой, решение которой возможно только за счет разработки и внедрения полного комплекса мероприятий с привлечением всех возможных методов:
- ОДД;
- разгрузки УДС от функции парковок;
- реконструкции УДС в направлении создания систем условно-кольцевых связей и магистралей непрерывного движения.
Литература
1. Засядько Д.В. Расчет транспортных пото-
ков, идущих транзитом через центрально-деловую часть города / Д.В. Засядько // Вюник Донецького автомобшьного ушверситету. - 2009. - Вып. 1. - С. 97 -102.
2. Дубова С.В. Методы ограничения легково-
го транспорта в городах / С.В. Дубова, А.Ю. Васильева // Мютобудування та територiальне планування : зб. наук. пр. Кшв. нац. ун-т будiвництва i архтекту-ри «КНУБА». - 2009. - Вып. 32. -С.50-54.
3. Голубев И.Р. Окружающая среда и транс-
порт / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. -М. : Транспорт, 1987. - 207 с.
4. Иванов В.Н. Экология и автомобилизация /
ВН. Иванов, В.К. Стерчевус. - К. : Буд> вельшк, 1990. - 126 с.
5. Луканин В.Н. Автотранспортные потоки и
окружающая среда : учеб. пособие для вузов / В.Н. Луканин, А.П. Буслаев, Ю.В. Трофименко, М.В. Яшина. - М. : ИНФРА-М, 1998. - 408 с.
Рецензент: Е.Б. Угненко, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 26 июля 2010 г.