повышения эффективности государственной гражданской службы призвано стать введение и последующее улучшение критериев качества профессионализации профессионального обеспечения. Иными словами, одной из приоритетных вопросов кадровой политики государственной службы должно являться максимально допустимое повышение знаний и профессионального навыка специалистов. Следует выделить, то что при этом не менее значимым фактором остается их рациональное использование [2].
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ в редакции от 29.07.2017 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Кадровая проблема государственной службы и её решение [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru (дата обращения: 29.10.2017).
3. Черепанов В.В. Государственная служба и политика кадров. - М.: Юнити-Дана, 2016.
УДК 336.71
Кузнецова B.A. бакалавр 4-го курса институт менеджмента и экономики
кафедра «Экономика» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СИНДИЦИРОВАННОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация: в статье выявлены основные проблемы синдицированного кредитования в России и предложены мероприятия по решению проблем.
Ключевые слова: синдицированный кредит, синдикат, сделки, кредитование, банк
Kuznetsova VA, baccalaureate of the 4th year Institute of Management and Economics, Department of Economics
Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk WAYS TO SOLVE THE PROBLEMS OF SYNDICATED LOAN IN
RUSSIA
Annotation: The article reveals the main problems of syndicated lending in Russia and suggests measures to solve problems.
Keywords: syndicated loan, syndicate, transactions, lending, bank
Синдицированный кредит - (англ. sindicated bank credit) - это кредит, предоставляемый двумя или более банками одному заемщику, по большей части данный кредит является международным и может быть предоставлен одному заемщику группой (двумя или более) банков-кредиторов при объединении их финансовых ресурсов. Данный кредит является некой
формой которая удобна как кредиторам так и заемщику [2].
На данном этапе в РФ нет единого стандарта синдицированного кредитования. Такие кредиты по российскому праву выдаются каждый раз на основе индивидуальных договоров или по английскому праву, если в синдикате участвуют западные банки.
До введения санкций западные банки были довольно активны в организации синдикаций для российских заемщиков. Так, в 2005-2008 годах ежегодный объем синдицированных кредитов составлял 35-70 миллиардов долларов. Резкий спад произошел на фоне кризиса в 2009 году, затем рынок стал постепенно восстанавливаться и к 2014 году достиг 35-40 миллиардов долларов. После введения санкций активность иностранных банков резко снизилась: в 2015 году было заключено всего 13 сделок на 7 миллиардов долларов. [3]
Несмотря на положительное нововведение, число рассматриваемых сделок, заключенных в 2015-2016 году, значительно сократилось по сравнению с 2013 г. Подобная негативная тенденция является следствием сложной геополитической обстановки и введением «секторальных санкций» в отношении нашего государства [1]. Особенностью сделок по синдицированному кредитованию стал невысокий срок финансирования - 45 лет, в отличие от стандартных 5-10 лет.
Проведем анализ синдицированного кредитования в России до 2020г. по рассчитанному прогнозу (рисунок 1).
1,5
-2.0
Рисунок 1 - Прогноз доли российских сделок на мировом рынке синдикаций 2016-2020г.
Прогноз доли российских сделок на мировом рынке, по рассчитанному прогнозу, будет и в дальнейшем понижаться, так к 2020 г. по сравнению с 2016 г. он понизится на 1,18 единиц.
Это связано с тем, что отечественные банки, как правило, выступают соорганизаторами синдикаций, уступая при этом главную роль в проектах совместного кредитования зарубежным банкам. Предполагаю, что, данное обстоятельство объясняется не только отсутствием законодательно закрепленных в главном отраслевом законе или иным способом на
федеральном уровне регулирования общих понятий и основ синдицированного кредитования, а также недоработками стандартизированного пакета документов, сопровождающих данную форму кредита, но и объективными обстоятельствами существующей действительности, такими как многолетний опыт и более широкие финансовые возможности.
Большая часть кредитов предоставляется в зарубежной денежной единице, а фаворитную позиции захватывают иностранные банки.
Основные направления развития рынка синдицированного кредитования в России состоит в следующих задачах:
1. Необходимо расширить состав участников первичного рынка синдицированного кредита. В срочных синдикатах, проектном финансировании должны иметь возможность участвовать не только кредитные организации, но и фонды денежного рынка, инвестиционные фонды, страховые организации и финансовые компании.
В рассматриваемом аспекте возможны два решения:
- допущение консенсуального договора займа;
- наделение некредитных финансовых организаций возможностью заключать кредитные договоры.
2. Необходимо решить общие проблемы регулирования кредитных договоров, таких как:
- установление правовой определенности со взиманием банковских непроцентных вознаграждений. В банковской практике существует необходимость установления разнообразных комиссий. Между тем большой вопрос, все ли они соответствуют действующему законодательству. Большой риск, что суды признают те или иные комиссии неправомерными.
- правовая квалификация договоров кредитной линии, в том числе возобновляемой кредитной линии.
- расширение оснований для расторжения кредитных договоров в одностороннем порядке.
- признание в российском правопорядке и урегулирование стандартных кредитных договоров, использования стандартной информации.
- целесообразность разработки стандартных договоров синдицированного кредитования обусловлена такими причинами, как значительное число однотипных сделок, восполнение многочисленных пробелов правового регулирования, сокращение издержек и оптимизация процессов совершения сделок. В их рамках можно установить отвечающую требованию баланса интересов кредиторов и заемщика модель взаимодействия сторон.
3. Принципиально важно определить отношения кредиторов в синдикате. В данном случае речь идет прежде всего о квалификации и регулировании межкредиторского соглашения.
Межкредиторское соглашение участников синдицированного
кредитования должно характеризоваться как следующими признаками:
- общецелевой многосторонний договор между кредиторами без образования юридического лица;
- объединение для целей одной сделки, отсутствие общего имущества, лично-доверительных отношений между кредиторами;
- допустимость замены участника синдиката без согласия иных участников.
Межкредиторское соглашение должно сохранять свою действительность в рамках процедуры банкротства. [5]
4. Повышение ликвидности и развитие вторичного рынка синдицированного кредитования. В данном случае нужно прежде всего урегулировать взаимодействие управляющего залогом с залоговыми реестрами. В таких реестрах должен указываться именно агент, банк-посредник. Также важно признать в российском праве специфическую конструкцию — договор участия в кредите — и разрешить вопросы, касающиеся оборотоспособности банковской гарантии.
5. Необходимо развивать банковское регулирование, а также систему государственной поддержки банковского кредитования (субсидии, государственные гарантии, специальные инструменты рефинансирования.
Существует ряд препятствий к развитию в России синдицированного рынка, которые обязаны быть преодолены с целью эффективного его формирования. Также, в взаимосвязи с неразвитостью данного кредита, следует более интенсивно уделять внимание организации синдицированного кредита, методом его закрытия и иным аспектам с целью наиболее результативных сделок.
Использованные источники:
1. Митрохин, В.В., Грибанов, А.В.Синдицированное финансирование равно как метод банковского фондирования // Инновационные трудности урока и создания. 2014. № 4.
2. Пантелеев, И.А. Усовершенствование управления рисками синдицированного кредитования: дис.к.э.н. М., 2015.
3. Михайлов, А.Е. Система синдицированного кредитования в больших индивидуальных отечественных банках и тенденции его улучшения: дис. к.э.н. М., 2014.