Научная статья на тему 'Пути решения эколого-экономических проблем сельского хозяйства республики Казахстан'

Пути решения эколого-экономических проблем сельского хозяйства республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1948
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути решения эколого-экономических проблем сельского хозяйства республики Казахстан»

сырья, материалов, сельхозтехники и сбыта сельскохозяйственной продукции; неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, в связи с этим ограниченные возможности инвестиций для создания дополнительных рабочих мест; недостаток вакансий, предложенных центром занятости; отсутствие подходящей работы, несоответствие предлагаемых вакансий образованию и квалификации безработных; плохая адаптация незанятых к рыночным условиям и их переход в неформальный сектор экономики.

Снижение возможностей по трудоустройству объясняется не только этими факторами, но и ограниченной мобильностью сельских жителей, а иногда и нежеланием людей занимать фактически имеющиеся свободные рабочие места. Более того, отсутствие достаточного количества квалифицированных местных кадров, привлечение иностранной рабочей силы и преобладание вахтовых методов работы в организации производств, способствовали росту уровня безработицы во многих сельских территориях республики.

Несмотря на принятый Закон РК «О занятости населения» в республике еще не задействованы эффективные рычаги содействия к продуктивной занятости населения. Этим объясняется, что официальный уровень безработицы в республике среди стран СНГ оценивается как 7,8% от экономически активного населения, а неофициальный составляет от 12 и более процентов в зависимости от регионов.

Причинами всего этого являются медленные темпы преодоления последствий кризисных явлений в решающих отраслях экономики, нарушение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, финансовая неустойчивость сельхозформи-рований, низкая материальная заинтересованность как работников, так и работодателей и т.д. В сельской местности ряда областей республики эти процессы проявились более остро, что привело к появлению семей, в которых нет ни одного занятого в сфере общественно полезного труда. Вследствие этого усилились миграционные процессы среди сельских жителей, особенно молодежи, переезжающей на заработки в города, в регионы с более развитой экономической структурой.

В последнее время в сельском хозяйстве все более отчетливо проявляется тенденция возрастания спроса на услуги квалифицированных специалистов высшего профессионального уровня. Анализ состояния профессионального образования в республике свидетельствует о недостаточном внимании проблеме образования и развития человеческого потенциала, что негативно сказалось на способности населения адаптироваться к требованиям рынка.

Перелив рабочей силы из предприятий государственного сектора в негосударственный не стиму-

лирует работодателей заниматься подготовкой таких кадров за свой счет. Отток квалифицированных рабочих из технически оснащенного производства в менее оснащенное само по себе означало снижение уже имеющейся квалификации этих работников. Сложившийся разрыв уровней оплаты труда по отраслям экономики (в этом сельское хозяйство от промышленности отстает в 4-5 и более раз) ведет к снижению трудовой активности и материальной заинтересованности и, соответственно, потере стимула к профессиональному росту работников.

Такое состояние дел с формирование сельских трудовых ресурсов на этапе развития отраслей экономики вступает в противоречие с требованиями рыночных отношений, обусловленных условиями финансового кризиса в стране, когда на первый план выдвигается эффективная занятость и профессионализм работника. Негативные явления в формировании аграрных кадров усугубляется тем, что сложившаяся система кадрового обеспечения заметно отстает от потребностей сельскохозяйственного производства. Нехватка квалифицированной рабочей силы порождает ситуацию отсутствия конкурентности за рабочее место, что в свою очередь влияет на уровень производительности труда, мотивации к труду ведет к потерям на производстве.

Рост престижности сельскохозяйственного труда, наряду с мерами по повышению его доходности, созданию благоприятных жилищных и других социальных условий проживания в сельской местности, должен обеспечиваться за счет различных форм морального поощрения.

Таким образом, рыночные отношения в аграрном секторе Республики Казахстан требуют коренного улучшения воспроизводства рабочей силы и эффективного ее использования, под которым понимается совокупность экономических и социальных отношений, складывающихся в процессе реализации спроса и предложения на сельские трудовые ресурсы. Эти проблемы тесно связаны с происходящими сдвигами в занятости сельского населения, изменениями в профессионально-квалификационной структуре аграрных кадров. В связи с этим требуются соответствующие изменения в системе воспроизводства сельских трудовых ресурсов, так как нынешние работники аграрной сферы не являются достаточно подготовленными к деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровую обеспеченность вновь созданных организационноправовых форм, введение профессий и специальностей рыночного типа осложняют сложившиеся диспропорции в формирующемся аграрном рынке труда, характеризующимся скрытой безработицей, неразвитостью сфер приложения труда и сокращением рабочих мест.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О.А. Абралиев, д.э.н., ведущий науч. сотр. Казахский национальный аграрный университет

В земледелии Казахстана в последние время отмечаются негативные процессы, связанные в первую очередь, с плодородием почв. Основным свойством почвы является ее плодородие которое, тесно связано с количеством и качеством накопленных органических веществ, определяющих уровень продуктивности возделываемых культур. Как свидетельствуют результаты, простое абигенное, техногенное, механи-

ческое и химическое воздействие на почвеннорастительные экосистемы полей в большинстве случаев превышало их природную наследственную устойчивость и привело к снижению плодородия почв и урожаев. Проблема развития АПК в РК усугубляется тем обстоятельством, что при вступлении в ВТО и присоединении к Соглашению по сельскому хозяйству Казахстан будет вынужден снижать уровень субсиди-

рования в сельском хозяйстве. По данным ООН, из 272,5 млн га территории Казахстана опустыниванию подвержено 179,9 млн га, или 66% всей площади. По предварительным расчетам, ущерб от деградации пастбищ, упущенного дохода от эрозии пашни, вторичного засоления и других причин составляет около 300 миллиардов тенге. Общий ущерб от потери гумуса в Казахстане оценивается международными специалистами в 2,5 млрд долл [1]. Деградация плодородных земель продолжается, отчасти из-за эколого-экономи-ческих проблем, отчасти - из-за примитивных технологий возделывания земли. Климатические условия обрекают на сравнительно невысокую урожайность. По зерновым Казахстан получает в среднем около 10 ц/га. Значительная часть территории Республики Казахстан характеризуется засушливостью климата, большинство сельскохозяйственных угодий имеют неблагоприятные почвенно-мелиоративные признаки. За 18 лет из-за неправильного использования земли потеряли 1 миллиард тонн гумуса. Это происходит не только потому, что нет хозяина у земли, а потому что у нас сельскохозяйственные земли еще не считаются истинной ценностью.

Как показывает анализ, в условиях рыночной экономики возникают эколого-экономические проблемы между АПК и окружающей природной среды. Это объясняется в первую очередь быстрой интенсификацией земледелия и животноводства, заключающейся в повышении уровня механизации, электрофикации, химизации, концентрации и специализации отраслей на базе агропромышленной интеграции. Именно здесь нарушается экологическое равновесие за счет проявления непроизводительных, побочных явлений этих процессов. Сельскохозяйственное производство, тесно взаимодействуя с окружающей средой, оказывает отрицательное действие, что проявляется в следующем:

- снижение плодородия земель за счет ухудшения их водно-физических свойств;

- непосредственном загрязнении почвы, воды и воздуха химическими средствами защиты растений (пестициды и ядохимикаты);

- усилении проявления ветровой и водной эрозии вследствие увеличения площади пахотных земель и резкого сокращения удельного веса естественных фитоценозов;

- обесструктуривании пахотного слоя почвы в результате ежегодного увеличения механической обработки, особенно чрезмерного использования тяжелых сельскохозяйственных машин;

- нарушении водного режима территории из-за перераспределения поверхностного стока путем зарегулирования водных источников;

- повышении минерализации поверхностных и грунтовых вод в результате применения минеральных удобрений.

Проблема рационального использования земель включает в себя широкий круг мероприятий , главная цель которых - наивысшая отдача каждого участка земли, повышение урожайности, учет индивидуальных земледелия, соответствующей рациональной системы земледелия. В республике за последнее время в сфере земледелия наблюдаются негативные явления развития процессов засоления, опустынивания, ирригационной эрозии. На наш взгляд, необходим следующие меры по обеспечению рационального использования земель:

- совершенствование структуры земельного фонда по категориям, приведение в соответствие состава земель категории целевого назначения с требо-

ваниями развития отраслей экономики и охраны окружающей среды;

- создание и ведение государственного земельного кадастра, перевод его на автоматизированные технологии с обеспечением эффективного межведомственного взаимодействия;

- совершенствование землеустройства, экономических механизмов управления земельными ресурсами, контроля за соблюдением земельного законодательства.

В Казахстане имеются проблемы снижения количественных и качественных показателей использования земли. В последние годы наблюдается интенсивное снижение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, резко уменьшились объемы применения минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, являющихся основой повышения продуктивности сельскохозяйственных культур и плодородия почвы, а также продовольственной безопасности страны. Если в 1990 г. по Казахстану произвели 1 485 тыс. т минеральных удобрений, то в 2007 г. всего лишь 300,5 тыс. т. Для обеспечения посевных площадей Республики ежегодно требуется не менее 1,5 млн т минеральных удобрений. Необходимо отметить, что проведенные радикальные реформы по изменению производственных отношений в АПК привели к уменьшению площади земель сельскохозяйственного назначения. За последние годы в Казахстане выведены из пашни 12,8 млн га земель, которые превратились в рассадники для сорняков, вредителей и болезней. Одновременно в структуре земельного фонда возросли площади с низким и очень низким эффективным и потенциальным плодородием почв. Достаточно отметить, что в черноземах Казахстана, за период освоения целинных и залежных земель, потери гумуса составили 25-30%, а на орошаемых землях 40-50%. Также установлено, что многочисленные экологические издержки ведения земледелия, связанные с несовершенной структурой посевных площадей, нерациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения товаропроизводителями без применения удобрений, средств защиты растений без соблюдения научно обоснованных севооборотов способствовали снижению плодородия почвы и интенсивному росту процессов деградации и опустынивания.

Для того чтобы сохранить земли в сельхозобо-роте и получать от них высокий урожай, необходима поддержка со стороны государства. Одним из главных видов государственного регулирования развития сельского хозяйства является субсидирование. На субсидирование отраслей АПК из средств республиканского бюджета в 2007 г. выделено 21,5 млрд тенге. Нам необходимо постоянно совершенствовать механизм государственной поддержки сельского хозяйства. Он должен быть понятен рядовым сельскохозяйственным товаропроизводителям и должен стимулировать крестьян и фермеров на увеличение производства конкрентоспо-собной, качественной, необходимой для страны продукции. Затраты на 1 га посевов на поливных землях больше, чем на богарных площадях. Они зависят и от видов сельскохозяйственных культур. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на сегодня в стране не хватает растительного масла, сахара, фруктов и овощей. Если со стороны Правительства дать приоритет этим культурам и увеличить субсидию на 1 га, то крестьяне южных областей могли бы намного увеличить производство этих культур и улучшить обеспечение ими населения республики.

Поддержание оптимального состояния земельных ресурсов с каждым годом требует все больших и больших затрат, которые носят постоянный и всеобщий характер для каждой области. Продуктивные земли требуют непрерывного сохранения и повышения плодородия, что, в свою очередь, требует крупных инвестиций. Исследования показывает, что наиболее целесообразно и эффективно осуществлять эти мероприятия в общегосударственном масштабе. Важным акцентом земельных преобразований в Казахстане является система платы за землю. Методы расчета земельных платежей недостаточно обоснованы, во многом не соответствуют экономическим реалиям современного уровня развития общества. Система платы за землю в основном носит чисто фискальный характер и не стимулирует эффективное использование сельскохозяйственных земель, отсутствуют льготы сельскохозяйственным товаропроизводителям, рационально использующим земельные ресурсы. В целях экономического стимулирования рационального использования земель владельцы и пользователи должны иметь возможность на определенное время освобождаться от платы за землю, получать льготы по уплате земельного налога. Государство или местные органы власти могут выделять бюджетные ассигнования для восстановления или рекультивации земель, денежные компенсации при временной их консервации, устанавливать повышенные цены на экологически чистую продукцию, поощрять владельцев за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель.

Государственное регулирование развития сельского хозяйства направлена на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции сельского хозяйства, поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и повышение уровня жизни населения республики.

Мерами реализации аграрной политики по государственному регулированию следует считать:

- предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- развитие кредитования в сфере АПК;

- применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товропроизводителей;

- осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

- технической оснащенности сельского хозяйства;

- регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное регулирование;

- информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

- антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

К методам эколого-экономического регулирования в области охраны земельных ресурсов относятся:

- проведение эколого-экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на земельные ресурсы;

- поддержка инновационной и иной деятельности направленной на охрану земельных ресурсов;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития регионов на основе экологических прогнозов;

- разработка и проведение мероприятий по охране земельных ресурсов в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов.

Основные направления работы по рациональному использованию и охране земель в Республике Казахстан должны быть сосредоточены на решении указанных эколого-экономических проблем. Это свою очередь позволит использовать земельные ресурсы с высокой продуктивностью, сохранить плодородие почв и предотвратить их деградацию.

Источники

1. Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 гг. // Казахстанкая правда, 2003, 10 декабря.

2. Краткий статистический ежегодник Казахстана. - Астана, 2008. - 290 с.

Республика Молдова

УЛУЧШЕНИЕ ДОСТУПА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ

МОЛДОВА К РЫНКАМ СБЫТА ПРОДУКЦИИ

М.А. Карабет, магистр экономики, докторант, преп. Комратского государственного университета, г. Комрат

За последние годы Республика Молдова пережила не мало кризисов: 2001 г. - кризис неплатежеспособности, когда 90% бюджета нужно было отдать по внешним долгам; 2006 г. - экономическое эмбарго на экспорт продукции виноделия со стороны России; 2007 г. - катастрофическая засуха, какой не было 120 лет; 2008 г. - наводнение.

Разразившийся мировой финансовый, а затем и экономический кризис, казалось бы, не очень коснулся Республики Молдова. По финансовой устойчивости по мнению международных экспертов Республика Молдова занимает пятое место в мире. Это связано с тем, что в Республике Молдова практически нет фондового рынка и очень слабо развита

экономика. Но если банковская система не очень пострадала, так как размеры кредитования экономики не велики, банки зарабатывают на трансфертах гастарбайтеров, то в экономике не все так хорошо. Сужаются рынки сбыта как внутренние, так и внешние.

Уязвимость Республики Молдова можно констатировать по следующим направлениям:

- прямые иностранные инвестиции;

- экспортные операции;

- объем переводов из-за рубежа.

В преодолении кризисных явлений Республика Молдова выбрала путь повышения финансовой устойчивости и снижения деловой активности. Госу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.