Научная статья на тему 'Оценка мониторинга земель в адаптивноландшафтных системах земледелия Южного Урала'

Оценка мониторинга земель в адаптивноландшафтных системах земледелия Южного Урала Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
242
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / АДАПТИВНОЛАНДШАФТНЫЕ СИСТЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MONITORING / FARM LANDS / ADAPTIVELANDSCAPE SYSTEMS / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Дубачинская Нина Никоноровна, Березнёв Александр Петрович

В статье проанализированы результаты мониторинга земель сельскохозяйcтвенного назначения. Показана экономическая эффективность мониторинга земель в проектировании адаптивноландшафтных систем земледелия Южного Урала. С целью сохранения и повышения плодородия почв предложено упорядочить государственную земельную службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Дубачинская Нина Никоноровна, Березнёв Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF LAND MONITORING IN ADAPTIVEL-ANDSCAPE SYSTEMS OF CROP FARMING IN THE SOUTH URALS

The results of farm lands monitoring have been analyzed. The economic efficiency of land monitoring in planning the adaptive-landscape systems of crop farming in the South Urals is demonstrated. With the purpose of soil fertility maintenance and increase it is offered to regulate the state farm land services.

Текст научной работы на тему «Оценка мониторинга земель в адаптивноландшафтных системах земледелия Южного Урала»

Оценка мониторинга земель в адаптивно-ландшафтных системах земледелия Южного Урала*

Н.Н. Дубачинская, д.с.-х.н., профессор,

А.П. Березнёв, с.н.с., Оренбургский ГАУ

В связи с приватизацией земельных участков, наличием товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством и их решение невозможно осуществлять без государственной поддержки. Для эффективного функционирования сельского хозяйства, как было отмечено в национальном докладе Министерства сельского хозяйства «О ходе и реализации в 2011 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2011 годы», необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по поддержке почвенного плодородия. Особую актуальность имеют разработка технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, создание единой системы информационного обеспечения АПК, обеспечение его отраслей квалифицированными кадрами и проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства [1].

Правительство РФ одобрило концепцию развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г. [2]. Учитывая разнообразие природно-климатических условий регионов РФ, такое сочетание оценки земель с использованием информационных систем — своевременное решение, однако требует новых научных подходов и подготовки высококвалифицированных кадров.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов и сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной

информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании. В соответствии с концепцией государственный мониторинг сельскохозяйственных земель — система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съёмка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, проводимых с определённой периодичностью. Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает систематические наблюдения: за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров; за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации (изменением реакции почвенной среды, содержанием органического вещества и элементов питания, разрушением почвенной структуры, засолением, осолонце-ванием, заболочиванием, переувлажнением, подтоплением земель, развитием водной и ветровой эрозии, загрязнением почв пестицидами, тяжёлыми металлами, радионуклидами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв); за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях (изменением видового состава, структуры урожая, типов и качества растительности, степенью устойчивости к антропогенным нагрузкам) [2].

В Оренбургской области оценка состояния почвенного плодородия (один раз в пять лет) сельскохозяйственных угодий проводится государственным Центром агрохимической службы «Оренбургский» с 1965 г. Анализ результатов последнего тура обследования пашни показал, что в области отмечается увеличение площадей с низким и очень низким содержанием фосфора в почве. Согласно результатам шестого тура агрохимического обследования (по сравнению с третьим туром) 60,1% земель имеет очень низкое и низкое содержание фосфора, 36,9% — среднее и только 3% — повышенное и высокое. Более 500 тыс. га пашни в Оренбуржье имеет низкое содержание калия, 31% площади — среднее, 58,4% — обеспечены калием в полной мере. Экстенсивное ведение хозяйства и недостаточное внесение органических удобрений повлияло на содержание гумуса. Площадь пашни в последнем

* Работа выполнена при поддержке РГНФ № 12-12-56007а

туре агрохимического обследования с низким и очень низким содержанием гумуса составляет 57,7%, или на 3,9% больше по сравнению с третьим туром. В зонах с техногенной нагрузкой проводилась токсилогическая оценка почв. Полученные данные имеют существенное значение в разработке технологий производства продукции растениеводства.

Проводимый мониторинг не в полной мере обеспечивал наблюдение за земельными участками и полями севооборота, как производственным ресурсом. Не осуществлялись наблюдения по ряду параметров (степени эродированности, засоления, солонцеватости, механическому составу и др. свойствам почв) с учётом геоморфологических и орографических факторов, характеризующих плодородие почв и имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства. Но, даже получив результаты оценки мониторинга земель, товаропроизводитель не всегда может воспользоваться ими, не зная их эффективного применения. В связи с этим полученные результаты свойств почв могут лежать на полке у специалистов не востребованными. В этом случае на помощь приходят учёные вузов и НИИ с рекомендациями, апробированными на стационарных опытах. Значимость научно-исследовательских разработок в мониторинге земель неоспорима, о чём свидетельствуют экономические показатели передовых хозяйств. Одним из примеров является создание зональных систем земледелия в каждом хозяйстве Оренбургской области в период перестройки и интенсификации растениеводства (1980—1985 гг.). Тогда действовала земельная служба (в Оренбургской области — филиал «Волгогипрозем»), которая кроме проектов землеустройства занималась и дополнительным почвенным обследованием. Объединение результатов исследований агрохимической лаборатории филиала «Волгогипрозем», научных разработок учёных НИИ и вузов, специалистов областных, районных управлений и хозяйств позволило провести инвентаризацию сельскохозяйственных угодий в каждом хозяйстве, не меняя землеустройства, создать зональные системы земледелия с обоснованием потребности в кормах животноводства, продуктов питания для населения, разработкой интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и мелиоративных мероприятий. Причём более чем в 30 хозяйствах области за счёт программы плодородия почв были разработаны проекты землеустройства на контурно-ландшафтной основе с осуществлением авторского надзора (учёных и специалистов). Эффективность разработки программы и её внедрения была выражена в увеличении урожайности полевых культур на 35% и более.

На современном этапе — после аграрной реформы, реорганизации совхозов и колхозов, приватизации земель с выделением долей в собственность, образования предприятий различных форм собственности усложняется рациональное использование земельных угодий. Специфика учёта сельскохозяйственных земель как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, требует иных подходов. Главное, на наш взгляд, необходимо упорядочение государственной землеустроительной службы и жёсткого контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения с учётом аренды на срок капитализации. К сожалению, в хозяйствах различных форм собственности наблюдаются периодические (от одного года до пяти лет) перемены в землепользовании, присутствие разных собственников, а также ежегодная смена арендаторов земли по принципу: кто больше заплатит. Отсюда нестабильность структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур, несоблюдение севооборотов, отсутствие набора адаптивных культур по предшественникам и агромелиоративным свойствам почв, недооценка принципов экологизации технологий и землепользования в целом.

В 2005 г. разработано методическое руководство «Агроэкологическая оценка земель и проектирование агротехнологий в адаптивноландшафтных системах земледелия», где изложена чёткая концепция систем земледелия на новой основе природопользования, что одновременно явилось целью и задачей в оценке мониторинга земель. При проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель решаются следующие задачи: своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, их оценка; прогноз и выработка рекомендаций по повышению плодородия земель, предупреждению и устранению последствий негативных процессов; получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров; мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий; ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учёт их состояния; формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся сельскохозяйственных земель) и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в

статистической практике; обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель; участие в международных программах.

Однако решение поставленных задач должно осуществляться не отдельными фрагментами, а в проектировании адаптивно-ландшафтных систем земледелия, как системы использования земли данной агроэкологической группы, ориентированной на производство продукции экономически и экологически обусловленного количества и качества в соответствии с общественными (рыночными) потребностями, природными и производственными ресурсами, обеспечивающей устойчивость агроландшафта и воспроизводство почвенного плодородия. В условиях Южного Урала имеются научные разработки, подтверждённые теоретическими и научно-практическими данными, апробированные в хозяйствах СПК «Правда», ЗАО Гагарина, БПХ им. Куйбышева, БПХ «Советская Россия» Оренбургской области и др. Ресурсное обеспечение государственной программы развития сельского хозяйства по мониторингу плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на поддержание почвенного плодородия, в сфере сельского хозяйства на 2008—2012 гг. представлены в таблице 1.

Под мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения по всем субъектам РФ выделены определённые средства, ко-

торые составляют по годам от 0,50—0,79% от суммы, предусмотренной на поддержание почвенного плодородия. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой подпрограмме выделено ещё меньше средств — 0,28—0,35%. На растениеводство, отдельные культуры (рапс, лён, виноград) предусмотрено 2,8% НИР. По подпрограмме «Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» запланировано на научные разработки по годам от 8,6 до 37,2%. Объём финансирования всей программы в 2008—2012 гг. по РФ составляет: за счёт средств федерального бюджета — 551,3 млрд руб., за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 544,3 млрд руб.

За счёт средств внебюджетных источников предусматривалось привлечь в 2008—2010 гг. 311 млрд рублей [3].

Проведение комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 и на период до 2013 года» [4]. По программе поддержания почвенного плодородия за счёт бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников выполнены в полном объёме работы (табл. 2):

• по предотвращению выбытия из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий;

• по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

1. Ресурсное обеспечение государственной программы развития сельского хозяйства по мониторингу по РФ (2008—2012 гг.), млн руб. [3]

Наименование 2008 г 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Создание обшдх условий функционирования сельского хозяйства

Поддержание почвенного плодородия - всего в том числе: мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования в % от общей суммы на плодородие - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в % от общей суммы на плодородие 8174,4 65,0 0,79 29 0,35 10667,3 65,0 0,61 30 0,28 11404,4 65,0 0,57 35 0,31 12195,9 65,0 0,53 40 0,33 12982,5 65,0 0,50 36 0,28

2. Выполнение целевых индикаторов государственной программы в 2005-2011 гг. по РФ [1]

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Предусмотрено в 2005-2011 гг. Выполнено в 2005-2011 гг.

Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 4,03 5,25

сельскохозяйственных угодий, млн га Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления, тыс.га 138,0 498,21

Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий 462,0 948,28

от ветровой эрозии и опустынивания, тыс. га Вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель, пострадавших 48,15 213,90

в результате аварии на Чернобыльской АЭС, тыс.га Внесение минеральных удобрений, млн д.в. 13,4 14,23

• по защите земель от водной, ветровой эрозии, опустынивания, затопления и подтопления.

Программа выполнялась за счёт проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве, выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, агромелиоративных, противоэрозионных и фитомелиоративных мероприятий, работ по реабилитации нарушенных земель.

Таким образом, с целью сохранения и повышения плодородия почв целесообразно упорядочить государственную земельную службу. На основе результатов мониторинга и научных разработок за счёт бюджетных средств, предусмотренных государственной программой, в каждом регионе, субъекте РФ на уровне провинции, зоны, природно-сельскохозяйственного района, отличающихся почвенно-климатическими уело-

виями, необходимо провести агроэкологическую инвентаризацию земель, создать близкие по агромелиоративным свойствам агроэкологиче-ские группы, модельные хозяйства адаптивноландшафтных систем земледелия.

Литература

1. О ходе и реализации в 2011 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2011 годы. Национальный доклад. Распоряжение Правительства РФ от 1.06.2012. № 881-р. М.: ФГБНУ «Рос-информагротех», 2012. 203 с.

2. Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1292-р. М., 2010.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы // О развитии сельского хозяйства. ФЗ от 07.02.2008 г. Дата последнего изменения: 25.03.2010 г.

4. Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 и на период до 2013 года. Федеральная целевая программа. Постановление Правительства РФ от 20 02.2006 г. № 99. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.