Научная статья на тему 'Улучшение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Молдова к рынкам сбыта продукции'

Улучшение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Молдова к рынкам сбыта продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Улучшение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Молдова к рынкам сбыта продукции»

Поддержание оптимального состояния земельных ресурсов с каждым годом требует все больших и больших затрат, которые носят постоянный и всеобщий характер для каждой области. Продуктивные земли требуют непрерывного сохранения и повышения плодородия, что, в свою очередь, требует крупных инвестиций. Исследования показывает, что наиболее целесообразно и эффективно осуществлять эти мероприятия в общегосударственном масштабе. Важным акцентом земельных преобразований в Казахстане является система платы за землю. Методы расчета земельных платежей недостаточно обоснованы, во многом не соответствуют экономическим реалиям современного уровня развития общества. Система платы за землю в основном носит чисто фискальный характер и не стимулирует эффективное использование сельскохозяйственных земель, отсутствуют льготы сельскохозяйственным товаропроизводителям, рационально использующим земельные ресурсы. В целях экономического стимулирования рационального использования земель владельцы и пользователи должны иметь возможность на определенное время освобождаться от платы за землю, получать льготы по уплате земельного налога. Государство или местные органы власти могут выделять бюджетные ассигнования для восстановления или рекультивации земель, денежные компенсации при временной их консервации, устанавливать повышенные цены на экологически чистую продукцию, поощрять владельцев за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель.

Государственное регулирование развития сельского хозяйства направлена на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции сельского хозяйства, поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и повышение уровня жизни населения республики.

Мерами реализации аграрной политики по государственному регулированию следует считать:

- предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- развитие кредитования в сфере АПК;

- применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товропроизводителей;

- осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

- технической оснащенности сельского хозяйства;

- регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное регулирование;

- информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

- антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

К методам эколого-экономического регулирования в области охраны земельных ресурсов относятся:

- проведение эколого-экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на земельные ресурсы;

- поддержка инновационной и иной деятельности направленной на охрану земельных ресурсов;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития регионов на основе экологических прогнозов;

- разработка и проведение мероприятий по охране земельных ресурсов в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов.

Основные направления работы по рациональному использованию и охране земель в Республике Казахстан должны быть сосредоточены на решении указанных эколого-экономических проблем. Это свою очередь позволит использовать земельные ресурсы с высокой продуктивностью, сохранить плодородие почв и предотвратить их деградацию.

Источники

1. Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 гг. // Казахстанкая правда, 2003, 10 декабря.

2. Краткий статистический ежегодник Казахстана. - Астана, 2008. - 290 с.

Республика Молдова

УЛУЧШЕНИЕ ДОСТУПА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ

МОЛДОВА К РЫНКАМ СБЫТА ПРОДУКЦИИ

М.А. Карабет, магистр экономики, докторант, преп. Комратского государственного университета, г. Комрат

За последние годы Республика Молдова пережила не мало кризисов: 2001 г. - кризис неплатежеспособности, когда 90% бюджета нужно было отдать по внешним долгам; 2006 г. - экономическое эмбарго на экспорт продукции виноделия со стороны России; 2007 г. - катастрофическая засуха, какой не было 120 лет; 2008 г. - наводнение.

Разразившийся мировой финансовый, а затем и экономический кризис, казалось бы, не очень коснулся Республики Молдова. По финансовой устойчивости по мнению международных экспертов Республика Молдова занимает пятое место в мире. Это связано с тем, что в Республике Молдова практически нет фондового рынка и очень слабо развита

экономика. Но если банковская система не очень пострадала, так как размеры кредитования экономики не велики, банки зарабатывают на трансфертах гастарбайтеров, то в экономике не все так хорошо. Сужаются рынки сбыта как внутренние, так и внешние.

Уязвимость Республики Молдова можно констатировать по следующим направлениям:

- прямые иностранные инвестиции;

- экспортные операции;

- объем переводов из-за рубежа.

В преодолении кризисных явлений Республика Молдова выбрала путь повышения финансовой устойчивости и снижения деловой активности. Госу-

дарство и Национальный Банк твердо стоят на позиции низкой инфляции. Это соответствует позиции МВФ, который считает, что в бедных странах поддержание низкой инфляции защищает наиболее бедные слои населения.

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль в Республике Молдова. На сегодняшний день численность населения Республики около 3,5 млн человек, из них 65,2% трудоспособного населения, из них 40% заняты в сельском хозяйстве.

Основные направления сельского хозяйства Республики Молдова, согласно разработанной стратегии развития - виноградарство, плодоовоще-водство, свекловодство.

В Республике Молдова виноградники занимают 158,6 тыс. га, из них плодоносящих 141,8 тыс. га.

Сельское хозяйство в республике за последние 18-20 лет подвергалось постоянным реформам, которые привели к плачевным результатам. Программа «Пэмынт» (Земля), которая привела к раздроблению крупных хозяйств, признана Правительством ошибочной. Мелкие хозяйства неконкурентоспособны в современных условиях.

В 80-е гг. в Республике Молдова в сельском хозяйстве были одни из самых передовых технологий, она экспортировала как продукцию, так и знания. Республика имела гарантированный рынок, не было конкурентов.

В настоящее время сельское хозяйство в тяжелом положении. До недавнего времени в ЕС на 1 га тратили до 700 евро, а в Молдове 10 долл. США. В бюджете Республики предусмотрено на сельское хозяйство около 3% расходов. В Молдове нет крупных добывающих предприятий, как в России, которые могли бы инвестировать в сельское хозяйство.

Экспорт молдавской продукции ориентирован преимущественно на ЕС - 51,4%, где Республика Молдова имеет торговые преференции для предпринимателей^ тыс. тарифных позиций), СНГ -39,3%. От торговых преференций в торговле с ЕС экономия составляет 75 млн. евро.

Республика Молдова в 2006 г. получила от Всемирного Банка выгодный кредит, направленный на повышение конкурентоспособности в реальном секторе - 14 млн. долл. США на различное оборудование, разработку стандартов, которые позволят обеспечить качество продукции, поставляемой в страны ЕС.

На сегодняшний день основные проблемы АПК - отсутствие рынков сбыта, оборотных средств, долги перерабатывающих предприятий перед поставщиками сырья, высокие процентные ставки по кредитам. К началу марта, например, на складах консервных предприятий оставалось 20 тыс. т непроданного яблочного концентрата такое же положение с растительным маслом, сахаром.

В этом году большие потери у производителей столового винограда, который был заложен для хранения (около 12 тыс. т) и продан в зимний период, но от этого был получен убыток, так как в этом году продажная цена снизилась с 16 до 9 молдавских леев, т. е почти в 2 раза, при себестоимости в 12-13 молдавских леев..

Основные причины - это снижение спроса из-за кризиса, а также появление на Российском рынке более конкурентоспособного винограда из Южной Африки и Чили. В настоящее время Молдова имеет в России только 3% рынка столового винограда.

По винам, после возобновления поставок в Россию, республика имеет 11% рынка. 46 предприятий виноделия поставляют свою продукции в Россию.

Раньше мы имели более половины Российского рынка. Товарооборот Молдовы и России в 2008 г. около 1 млрд долл. США.

Государство должно создавать условия для работы всех хозяйствующих субъектов, а также оно должно стать консультантом для сельскохозяйственных производителей. Например, в Венгрии и Польше действуют государственные аграрные палаты, которые исследуют рынок и предоставляют информацию. Ведь сначала, нужно определиться, куда продавать, а потом, что сеять, и здесь без помощи государства не обойтись.

Очень важно отслеживать цепочку ценообразования. «Львиную» долю дохода имеют посредники. Эта проблема постсоветских стран.

Необходимо помнить, что сельское хозяйство имеет большое социальное значение. В нем занято большое количество населения. Сокращение обрабатываемых земель (в настоящее время около 20% земель не обрабатывается) вынуждает людей уезжать на заработки за границу.

Происходит увеличение импорта продовольствия, а значит, увеличиваются отчисления в бюджет в виде НДС и таможенных пошлин (67% бюджета формируются на таможне). Бюджет наполняется, но социальные последствия такой политики негативны. В 2008 г. экспорт увеличился на 19%, а импорт - на 32,8%.

В Республике Молдова в настоящее время нет крупных компаний по производству и переработке сельхоз продукции. Небольшие предприятия неконкурентоспособны на международном рынке. В результате республика теряет рынки сбыта. Ведь крупным компаниям легче организовывать дело в области передовых технологий производства и сбыта продукции.

Поэтому важным направлением в организации сельскохозяйственного производства является формирование кооперированных структур по производству, переработке и реализации продукции. Это позволило бы увеличить заинтересованность сельхозпроизводителей в производстве сельхозпродукции. Игнорирование интересов производителей приводит к негативным последствиям. Так, например, в период приватизации винзаводов была допущена несправедливость. Из этого процесса были исключены производители винограда. В результате путем установления монопольно низких цен на виноград винзаводами было разрушено виноградарство.

По мнению доктора экономических наук консультанта BUSINES CONSULTING INSTITUTE Виктора Мороза, в разрабатываемых программах по развитию сельского хозяйства, не прослеживается сбалансированность развития основных подотраслей сельского хозяйства - растениеводства и животноводства.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. валовая продукция сельского хозяйства выросла на 31,9%, в том числе производство продукции растениеводства увеличилась на 69%, а продукция животноводства снизилась на 19,6%. Сейчас в Республике Молдова производство молока сократилось по сравнению с аналогичным периодом в 2 раза. Снизилось и производство мяса. Животноводство практически полностью ушло в индивидуальный сектор, где не ведется селекционная работа, пастбища перегружены, нехватка кормов. На рынках Молдовы увеличивается доля животноводческой продукции из соседних стран.

Молдова находится в зоне рискового земледелия. Для нее очень важно орошение земель. Это

позволило бы производить овощи для внутреннего и внешнего рынков. В настоящее время на рынках республики преобладают овощи из Турции. По программе развития сельского хозяйства до 2020 г. предусматривается орошение 180 тыс. га земель.

Сегодня ощущается большая потребность в экологически чистой продукции. В республике для этого есть условия, но необходимы инвестиции. Одним из источников инвестиций, могли бы стать деньги, заработанные за границей (в 2008 г. от гастарбайтеров поступило 1,8 млрд долл. США). Но для этого необходимо улучшать условия жизни в селе. В последние годы государство уделяет этому вопросу серьезное внимание. В стране создана сеть маши-

но-технических станций, ремонтируются дороги. Для привлечения молодых специалистов, окончивших педагогические и медицинские вузы и желающих работать в селах начала действовать программа по обеспечению их жильем.

Дотирование посадок винограда, расходов по ГСМ, возмещение расходов по страхованию сельскохозяйственных культур (70% страховых платежей) и другие мероприятия Правительства позволят увеличивать производство и продвижение продукции сельского хозяйства на внешние рынки, а также увеличить долю собственной продукции на внутреннем рынке Республики.

Украина

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ БИОТОПЛИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Е.В. Шубравская, д.э.н., зав. отд. Института экономики и прогнозирования НАН Украины

Проблема замещения традиционных источников энергии альтернативными, особо обострившаяся в предкризисный период вследствие стремительного подорожания нефти, в настоящее время продолжает быть актуальной в силу растущего осознания необходимости в ближайшем будущем существенного уменьшения зависимости национальных хозяйственных комплексов от ценовой конъюнктуры мирового энергетического рынка, переориентации на потребление более экологически дружественных и доступных возобновляемых ресурсов, в первую очередь биотоплива. Использование последнего наряду с уменьшением зависимости от импорта углеводородов позволяет также повысить степень утилизации производственных и бытовых отходов, снизить уровень загрязнения окружающей природной среды. По данным Национального биодизельного совета США, биодизельное топливо на 5% более экономично и на 5% более энергоемко, чем обычное дизельное; при попадании в воду не причиняет вреда растениям и животным; подвергается почти полному биологическому распаду в течение 28 дней [1]. Для аграрного сектора развитие биотопливной сферы связывают с возможностью повышения экономической активности, занятости в сельской местности, улучшения там энергоснабжения.

В то же время в оценках аналитиков рынка биотоплива присутствует определенный скептицизм относительно экономической целесообразности, экологической и социальной оправданности производства такого топлива, его энергетической эффективности. В частности, высказываются сомнения в возможности достижения запланированных разными странами показателей замещения традиционных видов топлива альтернативными, особенно в условиях наблюдающегося снижения цен на нефть. Так, себестоимость производства биотоплива (в особенности второго поколения) существенно превышает стоимость углеводородного, а значительные энергетические затраты на его производство биоаналогов к тому же провоцируют рост цен на нефть вследствие увеличения спроса на нее. Расширение площадей под биотопливными сельскохозяйственными культурами за счет продовольственных посевов считается одним из факторов ухудше-

1

ния мировой продовольственной ситуации и возрастания экологической нагрузки (в результате истощения «тяжелыми» техническими культурами земельных ресурсов и их загрязнения вследствие сравнительно большего количества необходимых для таких культур удобрений). Признается также недостаточная энергетическая эффективность отдельных видов биотоплива, в частности, первого поколения (например, этанол из кукурузы производит лишь на 30% больше энергии, чем потребовалось для выращивания и переработки этой кукурузы [3]. Кроме того, анализ мировой сельскохозяйственной статистики свидетельствует о завышении данных о площадях посевов и реальных урожаях сельскохозяйственных культур, используемых для производства биотоплива (в среднем на 10-15%, а иногда - и вдвое), что позволяет сделать вывод о недостаточной обоснованности многих энергетических прогнозов в части масштабов замены нефти биотопливом [4].

Различные страны в разное время и в разной степени осознали необходимость поиска альтернативных источников топлива. Если перед такими мощными нефте- и газодобытчиками как Россия проблема налаживания производства альтернативного топлива всерьез не вставала, то во многих странах, не обладающих достаточными запасами углеводородов, уже с середины 80-х гг. прошлого столетия были развернуты производства альтернативных топлив на базе местных источников сырья. Украина пока имеет весьма скромные достижения в производстве и использовании альтернативного топлива. В основном звучат декларации о намерениях в сфере производства биотоплива, а не отчеты о достигнутых результатах. В энергетическом балансе страны все возобновляемые источники энергии составляют менее 1% от общего объема потребления. Однако экономический кризис, рост стоимости российского газа и наличие природных и экономических предпосылок позволяют рассчитывать на хорошие перспективы развития производства биотоплива в стране.

В настоящее же время Украина является одним из основных поставщиков в Европу сырья для произ-

1 По данным ОЭСР и ФАО для производства биотоплива в Бразилии используется 50% сахарного тростника, в США -30% кукурузы, в ЕС - 60% рапса, а в мире в целом - 5% зерновых и 9% растительных масел [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.